Умер 2 августа 1788 года от рака. Сеанс начинался в затененной комнате, когда холст был едва различим для взгляда.
Он старается создать слияние портрета с окружающей средой. Английский художник и график, крупнейший мастер национальной школы живописи. На полотне преобладают серые тона, контуры слегка размыты, как бы расплылись в тумане.
Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет. Вскоре он обзавёлся собственной мастерской. Родители назвали ее Мэри. Перспектива картин художника размывается, пейзаж вбирает в себя человеческие фигуры.
Однако Гейнсборо не интересовали оба эти направления. Великий английский художник писал картины до конца своей жизни. Гейнсборо хотелось добиться наибольшего слияния модели с окружающей природой, хотя это и не всегда ему удавалось. Слева от дороги юноша копает гравий или песок. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу.
Позже накопленные таким образом мотивы подсказывали композиционные решения полотен. Не делая эскизов, он начинал работать сразу на холсте в затененной мастерской, постепенно впуская все больше света, чтоб выхватить детали, но никогда не прибегал к мелочной отделке. Светлый колорит облика выделяется на темном фоне играющем тенями. В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее.
Он известен также своей графикой. Он сам был способным музыкантом, профессионально владевшим виолой-да-гамба. Гейнсборо же показывал естественную жизнь природы и жизнь человека в природе. У Дамы в голубом мечтательный взгляд, мягкая линия плеч. Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены.
Эта борьба чувствовалась повсюду, в том числе и в Академии Св. В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка» используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона. Будучи инстинктивным художником, Гейнсборо восхищался поэзией живописи. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели.
не было необходимости оглядываться на пожелания клиента. Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи. В большинстве своем они изображают самых разных людей на фоне восхитительного пейзажа. Техника живописи тоже обретает все большую своеобразность. ПЕЙЗАЖ занимает особое место в творчестве мастера.
Богатые влюбленные изображены на фоне естественного пейзажа. Мартина (художественной школе). Особенно это заметно в работе «Пейзаж» (Музей Уорчестера), которую Гейнсборо показал на выставке 1763 года в Обществе британских художников.
До 1759 года он напишет их целых восемьдесят. Слишком горячо. Описание картины подводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал. Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо. Там он жил до 1749 года. В своем творчестве художник неизменно стремился показать, что человек и природа едины.
Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Причиной послужила все та же развеска картин. Больше всего его привлекали сельские буколики.
Под их влиянием изменился стиль художника. В 1750 г. художник поселяется в Ипсвиче. В это же время он женился и у него родилось две дочери.
К числу непревзойденных парадных портретов этого мастера относятся портреты артистки Сиддонс (1784—85), миссис Грехем (ок. Им стал «Портрет в рост на пейзажном фоне». Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус интеллект, обаяние и красота.
В портрете аристократа Хэллета с женой (больше известном как «Утренняя прогулка») обособленность фигур и окружения сменяется их неразрывной слитностью. Он копировал их картины и пользовался их техникой в создании своих собственных полотен. Изображая родных и близких, художник позволял себе наибольшую свободу письма.
Чаще всего он располагает фигуру посередине холста. Своеобразие его манеры становится еще более очевидным, когда выясняется, что художник не получил академического художественного образования: «Я хорошо начитан в книге природы и мне этого достаточно» говорил он. В газетах появилось множество отзывов о его работах. Таков портрет его племянника, Дюпона.
Мастер обычно писал сразу всю композицию целиком, набрасывая ее прямо по подмалевку и был одним из немногих художников своего времени, который не обращался к услугам помощников при написании костюма и деталей антуража. Она выполнена в ярких, сочных цветах и вся как бы пронизана желто-розовыми лучами солнца.
С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей). Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок. Не смотря на портретную специализацию, которая и была профессией художника, его призванием стало передача живописными средствами национальной природы. Гейнсборо сетовал на своего современника сэра Джошуа Рейнолдса: «Проклятие, как он разнообразен», Гейнсборо единственный среди великих портретистов этой эпохи уделил особое внимание пейзажам. Он был широко признан при жизни как портретист. Подходы Гейнсборо предвещают искания романтизма. На картине «Голубой мальчик» юный Джонтан Баттэл позирует художнику, одетый в голубой атласный костюм, держа в руках широкополую шляпу с перьями. – Люди пасут скот, едут в повозке по лесной дороге, нянчат детей на открытом воздухе у порога хижины, собирают хворост («Воз», 1786 «У дверей фермы», 1778).
Сара Сиддонс, одна из двенадцати детей владельцев бродячего театра, сумела стать ведущей актрисой своего времени. Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи. Он пишет портреты на заказ, однако в маленьком городке заказчиков почти нет и семья обосновывается в Ипсвиче, где нет недостатка в заказчиках среди мелких помещиков и местных клириков (Портрет адмирала Вернона, 1753). На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни.
Мастер писал жидкими красками и очень длинными (до шести футов) кистями. На одной из первых картин, которую художник подписал изображена собака породы бультерьер на фоне пейзажа. Голову венчает треуголка, которая считалась последним писком моды в 1746 г. За спинами супругов Эндрюс изображен дуб, символизируя процветание будущей династии. Особое внимание следует обратить на изображённое Гейнсборо поместье. Справа от дороги стоят два осла. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе».
Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками. Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени.
Все основные заработки художник получал от написания портретов. Когда именно вошел в мир девятый сын торговца сукном, неизвестно. Поверх чепца надет популярный в то время соломенный бержер с подвёрнутыми полями. Мартина Гюбер Франсуа Гравело. Родился в семье торговца сукном.
Гейнсборо считал себя по преимуществу пейзажистом. В 1960 г. она была приобретена Лондонской Национальной галереей. Охотничий костюм, кремневое ружьё, собака, расслабленная и непринужденная поза Роберта Эндрюса подчеркивают его социальный статус (нетитулованный мелкопоместный дворянин, довольно обеспеченный). – В этом парадном портрете нет ни тени лести. Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. В 1774 г. художник переселяется в Лондон. Первую картину Томас написал в 1745 году – бультерьер на фоне пейзажа.
Лучше всего у него получаются портреты. Там он получал огромное количество заказов на создание портретов и даже заболел от переутомления. Рано проявившийся талант сформировался очень быстро. Кристи, зачинателя известных и поныне торгов, 1778, Малибу, Калифорния, Музей П. Гетти).
В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона. В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж. Его собака уже устала ждать хозяина и уснула рядом. Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах.
И так нежны плавные изгибы плеч и высокой шеи в наброшенном голубом шелке.
Костюмы моделей и манера держаться характерны для многих будущих портретов Гейнсборо (1727-1788) и являются определенной чертой популярного в XVIII веке жанра портретной живописи, так называемого conversation piece (с английского – «беседа») – картины изображающей группу людей, как правило, членов семьи, за каким-нибудь обыденным занятием. Это позволяет иметь не очень большой, но стабильный заработок.
Гуляющая по лесу пара возникает перед нами как образец супружеской гармонии и верности. После возвращения он написал «Долину в горах», в которой постарался передать впечатления от поездки. Вскоре он написал первую из работ такого рода: портрет «Супруги Эндрюс» (1748–1749, Национальная галерея, Лондон). Он предпочитал пейзажи. Как отмечает кропотливый исследователь творчества английского художника Е. А.
Хорошенькая девушка пришла его проведать.
Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо. Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку». Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины» изображая обычно не более двух персонажей.
Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто. Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем. Каждая деталь здесь призвана подчеркнуть прогрессивный характер хозяйства в Обри. Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. Через 10 лет, уйдя из Академии художеств, художник приступает к долгожданному творчеству. А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области.
Позднее произведения Гейнсборо теряют наивную простоту работ ранних лет и приобретают более декоративный характер. Техника его легка и виртуозна. Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. он пишет лошадей, пасущихся коров, пробегающих или дерущихся собак. А для того чтобы зарабатывать на жизнь, содержать себя и платить за учебу, ему пришлось писать еще портреты, а также реставрировать старые картины. «Из всех людей, которых я когда-либо знал, он обладал наименьшим запасомжитейскогознания, но это и дало ему возможность проложить свойсобственныйпуть в наблюдении Великого Мира». Один из его биографов писал: «Гейнсборо был прирожденным живописцем.
В полотне соединились оба таланта художника – портретиста и пейзажиста. Воздушные, залитые светом, они рождают ощущение безмятежного и радостного бытия. Ок. Здесь происходят два важнейших события – смерть отца и рождение дочери Мари. Эндрюс держит ружье, около него стоит охотничья собака.
Сначала, Гейнсборо работал в Суффолке (местечке Седбери где он родился) и в соседнем Ипсвиче, откуда поступали первые заказы на портреты. Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело. Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным.
На первых порах это были голландские мастера, в особенности Я. Рейсдал, затем пейзажи Буше и галантные сцены Ватто, французские пастели, Лоррен и Пуссен. В 1748 г. Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) возвращается в родной город. Лишь время от времени юноша посещал различные художественные мастерские. Шапиро. В нижнем левом углу картины дровосек увязывает кипу хвороста.
В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. На этот раз его желание было выполнено и картины развешены так, как этого хотел мастер. Томас Гейнсборо (1727-1788) — английский художник, кисти которого принадлежат одни из самых утонченных и изысканнейших портретов. «Я самоенепостоянноеи изменчивое существо», говорил о себе мастер. Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». Эти слова сказаны современником о Томасе Гейнсборо, английском живописце XVIII века. Томас был девятым ребенком в семье.
Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо. Там он и поселился. Их венчание состоялось 15 июля 1746 года. На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок.
Однако каждая картина говорит о большой наблюдательности и мастерстве художника. Эмоциональная насыщенность и лиричность искусства Гейнсборо, утверждение в противовес академическим канонам новых приемов и живописной техники (легкие и разнообразные мазки, сама фактура которых помогает характеризовать изображаемое, колористическое богатство) позволяет говорить о Гейнсборо как о живописце, обладающем ярким и самобытным талантом». В 1768 г. становится членом-учредителем Королевской Академии. Но, несмотря на усталость, он весь в работе. Эти картины явились основой для последующего развития реалистического пейзажа в Англии. На редкость необычным был творческий метод Гейнсборо.
По колориту это живописное произведение симфонично. Но с 1780 года его влияние усиливается. Томас Гейнсборо родился в 1727 году в Суффолке. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо».
В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее. Очень интересна и техника самого процесса рисования.
Именно это и произошло с картинами Гейнсборо. Однако, пожалуй, только Гейнсборо удалось увековечить облик этой великой актрисы, сумевшей прийти через все тернии к славе. Художник пользовался жидкими красками и очень длинными кистями.
Реальность пейзажей Гейнсборо была своеобразной. С 1761 года Гейнсборо выставляет свои холсты в Лондоне.
Эта живая непосредственность чувства, этот лиризм, которым полны пейзажи Гейнсборо тех лет, выводят его из рамок стиля рококо с его поверхностным декоративизмом, хотя формально отдельные черты этого стиля и можно найти в творчестве художника. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза. Но художник не следовал ему – был слишком индивидуален. Технически художник очень вырос и его любимые пейзажи удаются ему с блеском. В них легко узнаются окрестности родного художнику Суффолка. Маленькая белая собачка ласкается к своей хозяйке, дополняя эту идилличную, полную поэзии картину безоблачного счастья, благополучия, внутреннего согласия.
Лица людей выглядят несколько кукольно Гейнсборо, действительно использовал кукол для написания групповых композиций. Особое влияние на него произвело искусство таких художников, как Рубенс и Ван Дейк. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу.
Вскоре в его жизнь входит Маргарэт Барр, незаконнорожденная дочь герцога Бофора. Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам. Голову венчает черная шляпа с перьями. Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю». Вот таким образом данная картина не отражает какого-либо определенного места его родного города. Кажется, само движение руки и кисти художника подчиняется этой звучащей в нем музыке.
Он сам обучал девочек рисунку и пейзажной живописи. Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом». Но, все же, наибольшим спросом пользовались портретыего кисти. Последними словами Томаса Гейнсборо были: «Все мы отправимся на небо и Ван Дейк с нами».
Художник часто вводил в портреты музыкальные инструменты: скрипки, виолончели и т. д. В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». Сохранились многочисленные зарисовки и этюды, которые он на протяжении всей жизни делал во время пеших прогулок — изображения деревьев, холмов, долин, речушек, мостиков и лесных дорог, растений и животных, выполненные с большой живостью и чувством реальности. В последние годы жизни художник рисует много простых пейзажей. Уравновешенность и спокойствие сменяются мощным движением. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич.
Ее портреты писали и Рейндольдс и Лоуренс. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея).
«Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность. музей) инструменталиста К. Ф. Эйбела (до 1777, Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтон). Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики.
Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность. Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него. Ему следовало бы заимствовать скромную расцветку у сэра Джошуа Рейнолдса».
Это не только изобразительный и эмоциональный фон большинства его портретов. Постепенно, сложился индивидуальный стиль его письма. Этот художник выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени – Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия. Гейнсборо изучал лица с сердечной теплотой и вниманием.
Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников. Внимание привлекает нервное бледное лицо подростка с отпечатком сложной душевной жизни его меланхоличному настроению созвучна взволнованная природа. И она знает это. Гейнсборо пишет и пейзажи.
Герцогиня де Бофор в белом платье и светлой шляпе со страусовыми перьями и голубыми лентами на взбитых в высокую прическу напудренных волосах. Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах. Однако ему ответили, что «его просьба расстроит всю экспозицию». Гейнсборо старался находить больше времени для этюдов на открытом воздухе, которые привлекали его намного больше, чем портреты.
О внутренней потребности ее продолжения говорит одно из его последних выражений: «Жаль покидать жизнь, когда только начинаешь что-то делать со своим искусством». Он родился в Седбери (графство Саффолк). В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое. Контрастируя с бегло написанным красным занавесом на заднем плане, одежды героини придают картине приподнятое, с оттенком бравурности звучание. Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений. Художник раскладывал их на своем столе, создавая искусственные пейзажи и дополняя их кусочками зеркала, которое должно было заменять воду.
Импульсивность и непредсказуемость его натуры находила отражение в отношении к моделям, а также — в степени законченности портретов, на первый взгляд казавшихся подмалевками. «Я абсолютно теряю всякое представление о человеке, если сразу же не достигаю сходства» говорил он часто. Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал. Портретное искусство давалось ему не менее хорошо. Колорит его работ становится все утонченнее, а исполнение виртуознее. Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь. В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм. 1767, Художественный музей, Толедо, штат Огайо).
А следующим был Рейсдал, но колорит Гейнсборо менее мрачен». Томас Гейнсборо родился в 1727 г., учился в Лондоне у французского гравера и художника и постепенно выработал свою собственную изысканную манеру рисования, которая приближается к рококо. Гейнсборо не стремился к героизации природы, его композиции населены крестьянами, фигуры которых естественно вписываются в ландшафт. Работая над портретами «для себя» художник в большей степени раскрывал свой талант, т. к.
1783, Кенвудхаус, Лондон). Томас Гейнсборо – английский пейзажист и портретист восемнадцатого века. Особенно Гейнсборо удавались женские образы. «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Портрет Сары Сиддонс считается портретным шедевром Гейнсборо.
Художник часто изображал своих дочерей, особенно в их детские и юношеские годы. Основной заработок художнику приносила работа над портретами.
Гейнсборо был неутомимым рисовальщиком. Нарочитое позирование персонажей (часто членов одной семьи) на фоне пейзажа, символизировало естественноесуществованиесреди природы.
Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты. Заслуживший у исследователей титул «самого английского художника XVIII века», Гейнсборо сумел отразить в портретах как красоту человека, так и представление о его духовной жизни. 1727, Садбери, Суффолк — 1788, Лондон. В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы.
Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой. Но портреты, которые они пишут, совершенно различны по манере, технике, колориту. Некрасова: «В жанре портрета он старался следовать Хогарту, усвоив его непосредственность восприятия модели, заботясь больше о сходстве, нежели о передаче общественного положения позирующего, стремясь запечатлеть обычный, каждодневный облик человека.
Его комментарии о своих работах и методах, так же как и о старых мастерах, очень показательны и проливают свет на современные виды искусства. Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские. Там художник знакомится с известными музыкантами и актерами, пишет их портреты. В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет. Но часто художник создавал пейзажи для собственного удовольствия.
В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера. Это были заказы от местных торговцев и сквайров. Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль. Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера. Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо. Ровно постриженные живые изгороди из боярышника, «пятибалочные» (нового образца) ворота.
Через год произошел окончательный разрыв Гейнсборо с Королевской академией. Искусство Гейнсборо складывалось под воздействием широкого круга живописцев. Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» – своеобразная проба кисти в этой области.
Таковы его картины «Водопой» из собрания Уайтбреда, «Возвращение с жатвы» из музея в Бирмингеме, «Отправление на рынок» из Галловей колледжа и др. Затем он изображал установленные таким образом пейзажи как настоящие картины природы. Лучшей была признана работа «Два мальчика-пастуха с дерущимися собаками» (ок.
1777), знаменитый портрет герцогини де Бофор (1780-е). Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса. картины природы, которые окружали его в детстве. Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений.
Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Уже в «Портрете Мери Грэм» (1775—1777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны. Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа. Прелестная молодая женщина на портрете, мгновение назад повернувшая голову с модной тяжелой прической, готова улыбнуться зрителю.
Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться. Природа в них словно омыта чистым прозрачным воздухом, в котором ясно читаются контуры предметов и очертания человеческих фигур. Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей.
Но пейзажи были не столь популярны и не приносили особого дохода. Большинство из них остались незаконченными. В то время как в современной ему живописи царил безраздельно так называемый «классический» пейзаж с его возвышенным стилем, строгим композиционным построением и неизбежными мифологическими сюжетами, молодой английский мастер смело обращается к своим непосредственным впечатлениям от окружающей природы, не заботясь об академических правилах и декоративных эффектах. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Но они продавались плохо и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы. В газете «Морнинг пост» была опубликована заметка, в которой рассказывалось о причинах разрыва: «Гейнсборо послал шесть портретов в рост в распоряжение джентльменов, назначенных для проведения развески, с одновременным извещением о том, что продолжает работать над другим холстом изображающим фигуры в рост трех старших принцесс и заканчивает этот холст в стиле, для которого невыгодна развеска выше пяти с половиной футов».
Она повернулась слегка влево. Он был одним из основателей Королевской Академии живописи. Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели.
Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен. Эта и другие критические статьи сильно задевали Гейнсборо. Картина Утренняя прогулка создана художником в 1785 году. Гейнсборо стремился найти нечто среднее между работами голландских и французских мастеров. В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую.
Вот таким образом художник вынужден был вернуться в Седбери. Вот таким образом молодой Томас имел возможность учиться живописи в Лондоне у французских живописцев. Пейзажи продавались плохо и Томас все больше концентрируется на портретах. Портреты он писал для того, чтобы зарабатывать деньги, но это не значит, что он не вкладывал в них душу. Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи.
Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное.
В 1783 году Гейнсборо организовал экспедицию в Лэйк Дистрикт, чтобы увидеть воочию «дикий» пейзаж. Мать звали Сюзанной.
Мазок художника приобрел уникальность, напоминая порывистые штрихи-росчерки. Лучшей работой этого периода называют «Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой» (ок. 1752 г. дарит ему вторую малышку – Маргарет. Его не интересует ни профессия, ни общественная роль изображаемого лица. Многие композиции этого периода отмечены особой праздничной нарядностью, а порой приобретают даже налет театральности.
В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон. Глядя на них, мы почти слышим их неторопливый разговор, шуршание травы под ногами. Работая над портретом старшей дочери Мери (1749-1826), Гейнсборо отказался от пейзажного фона, который эффектно гармонировал с его возвышенными образами.
В изображении же крестьянских детей ощущается знакомство мастера с творчеством Мурильо. У неё изящный профиль. Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем. Возможно именно вот таким образом он пришел к мысли объединить два жанра в одном.
Когда Томас Гейнсборо был маленьким, его отец очень впечатлился способностями сына в рисовании. Они заняты делом или отдыхают, являясь органичной частью мира, в котором живут. В значительной степени в пейзажах реализовался и дар Гейнсборо-анималиста. Они заставляют вспомнить, такназываемые, «сцены собеседования» — специфическую разновидность английского группового портрета XVIII века, типичную для раннего творчества Гейнсборо.
Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми. Приблизительно в это время начал писать портреты. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество.
Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, – «Портрет мальчика в голубом». В Национальной галерее хранится ряд картин Гейнсборо в этом жанре. 2 августа 1788 года Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) скончался от рака горла.
Художника волнуют эффекты освещения, способные подчеркнуть изменчивость природы в зависимости от времени дня и погоды. Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно. Весь облик дамы утонченно-благородный. С той же неподражаемой виртуозностью, почти эскизно написаны платье героини, перья на огромной шляпе и прыгающий у ее ног шпиц. С прогулок он приносил с собой ветки деревьев, пучки травы, куски мха, камни.
Высокий напудренный парик завершает образ. Затем юный художник становится учеником не слишком яркого, но известного портретиста. Но художник видел этот пейзаж именно в такой композиции и не иначе. В его душе жили образы природы и крестьянского быта, впитанные еще в детстве, проведенном на реке Стур. Осанка подчеркивает величие актрисы.
В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем. Довольно часто он писал пейзаж не в солнечном, а в лунном свете, полагая, что от этого все элементы «кажутся красивее, так как свет и тень ложатся более широко». В изображениях супругов Эндрюс (1748—1749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции. Но в 1774 г. Гейнсборо снова переезжает в Лондон.
Но его пейзажи не очень хорошо продавались. Этим он и начинает заниматься. В 1759 г. знаменуется переездом в Бат. Его композиции — это, скорее, вариации на темы реальных природных мотивов.
Художник пользовался своеобразными композиционными моделями, которые он сооружал на столе в своей мастерской: из кусочков пробки и угля он делал передний план, для среднего поля использовались глина и песок, кусты изготовлялись изо мха и лишайников, а дальние леса могли быть обозначены цветной капустой. В 1750 году семья переезжает в Ипсуич.