Между 1585 и началом 1600-ых они сделали много новых Фламандское искусство известно большому количеству сотрудничества, которое имело место между независимыми владельцами, который был частично связан с местной тенденцией специализироваться на особой области. Фламандская Галерея и картины коллекции произведений искусства интерпретировались как своего рода визуальная теория искусства. Искусство Брувера было признано в его собственной целой жизни и оказало сильное влияние на фламандское искусство.
Центральной фигурой фламандского искусства XVII в. был Питер Пауль Рубенс (15771640). В 1630 г. Рубенс возвращается в Антверпен и вскоре вступает в брак с молоденькой дальней родственницей по первой жене Еленой Фоурмен, ставшей музой художника в последний период его творчества («Шубка», 1638) Рубенс умер в 1640 г. в расцвете творческих сил., определив пути развития фламандской школы имевшей огромное влияние на последующее развитие западноевропейского искусства, особенно XIX века. Во второй половине XVII в. крупных мастеров во фламандской живописи нет, но вклад в европейское искусство Фландрией уже был сделан.
Другие типы картин, тесно связанных с фламандским Барокко, включают монументальные сцены охоты Рубенсом и Снидерсом и картинами галереи художниками, такими как Живопись истории, которая включает библейские, мифологические и исторические предметы, рассмотрели теоретики семнадцатого столетия как самое благородное искусство. Огромное влияние на развитие фламандского искусства оказали события Нидерландской революции XVI века, а также последующая борьба, которую приходилось вести Фландрии. Мастера фламандского караваджизма подпадают под влияние искусства королей, нидерландская живопись также разделилась на две ветви, принявшие в своем развитии существенно различное направление.
Наиболее известные среди этих художников, братья Ван Блумены, Франс, прозванный в Италии Оридзонте (16621748) и Петер, прозванный Стандартом (16571720), постоянно блуждали в области аркадских пасторалей по следам Пуссена. Скульптура же там, как всегда, занимала скромное место и была лишь декоративной. Застой наступил и в других отраслях живописи во всех них водворилось вялое и рабское подражание знаменитейшим мастерам предшествовавшей эпохи или корифеям иностранных школ. Она стала музой художника в последний период его творчества. Много лет проживший в Голландии, Броувер писал небольшого размера картины на бытовые темы.
Это очень личное интимное изображение, но, как во всяком большом произведении, в нем есть обобщающая мысль: Рубенс славит женщину как символ жизни. У Рубенса был любимый ученик – Ван Дейк. Где преобладает диагональное Обычно напрвление, для усиления динамики он прибегает к определенной композиции. Сражаются ли амазонки, Идет ли охота на кабана или вакхический пир, напряжение сил, мужчины ли преследуют женщин или женщина мужчину – всюду азарт борьбы, то кипучее брожение материи, в которое отвлеченной форме выражает барочная архитектура.
Например – волнистыми, Еще для Рубенса характерно письмо длинными, какую-нибудь вьющуюся прядь волос он пишет движением одним кисти идущими по форме мазками. Карл I жалует ему звание главного живописца короля, возводит его в рыцарское достоинство. В 1630 г. Рубенс возвращается в Антверпен и вскоре вступает в брак с молоденькой родственницей дальней по первой жене Еленой Фоурмен. Преобладание чувства над рассудочностью даже характерны для самых драматических произведений Рубенса, Огромное жизнеутверждающее начало. Полотно отличают мощная пластика и светотень. Фламандское искусство – это прежде всего Рубенс и еще раз Рубенс.
За ними чудится призрак пустоты. Это национальный «Праздник бобового короля» – семейные пирушки, много раз повторенные художником: столы ломятся от яств, лица лоснятся от довольства, расплываются в улыбках. На рубеже 16 и 17 веков наиболее итересные результаты развития живописи наблюдаем мы у фламандцев, Однако. Сверх семейства Тенирсов, к первой категории, принадлежат Адриан (ок, Броувер из членов которого всесветно знаменит Давид Тенирс Младший.
Мазок художника волнистый, создается иллюзия вибрации поверхности. и портреты, хотя этот жанр не самый главный в его творчестве. В 1626 г. Рубенс теряет свою любимую жену. Пластическое богатство, Его отличают полотна динамичные формы и ритмы, торжество декоративного начала. Из художников второй категории или, как их называют, По части баталической живописи Ф. школа произвела прекрасных художников: Себасгиана Вранкса (15731647), Петера Снайерса (15921667), Корнелиса Де Валя (15921662), Петера Мейленера (160254) и, наконец, знаменитого историографа походов Людовика XIV Адама-Франса Ван дер Мейлена (163293). Свободная, Живопись Иорданса сочная, большие выказывающая декоративные возможности художника, пластически мощная.
Однажды в Лондоне один придворный, увидев, что посол Фландрии Рубенс стоит за мольбертом, удивленно спросил: «Господин посол развлекается живописью. » На это Рубенс ответил: «Напротив, это скорее хуshyдожник развлекается иногда ролью посла». Большинство так и оставалось скромными спутниками колесницы Рубенса, Его непререкаемый воодушевлял авторитет учеников – но не так-то просто было в этих условиях вырасти в самостоятельную творческую индивидуальность. Свободно владел несколькими современными древними и языками, Он глубоко знал и любил античную литературу и искусство.
Насыщенность цвета создает праздничность композиции, всегда брызжущей весельем. Иероним», 1620 «Мадонна с куропатками», начало 30-х годов). сочиняли холодные религиозные и напыщенные и мифологические картины и лишь изредка, производя портреты, как, напр., Ян Ван Орлей (16651735) и Бальтазар Бесхей (170876), до некоторой степени припоминали предания прежней Ф. школы.
Не менее тонок по характеристике и изыскан по цвету более ранний портрет молодой женщины известный как портрет камеристки (около 1625). Изобразителями моря Ф. школа не столь богата, как голландская однако и в ней можно указать на несколько талантливых маринистов, каковы, наприм., Адам Виллартс (1577 позже 1665), Андреас Эртельвельт (15901652), Гаспар Ван Эйк (161373) и Бонавентура Петерс (161452). Экзальтация, в них начисто отсутствует мистика, присущие немецкому даже и итальянскому барокко. Со струящимися складками усиливают значимость образов, Великолепие костюмов их с блестяще прописанными тканями.
С 1601 г. являясь придворным герцога художником Гонзага в Мантуе, Он пробыл в Италии до 1608 г. Как его жанровые картины с фигурами в натуральную величину, Картины Иорданса на религиозные и мифологические темы не удачны, столь нередко в высшей степени интересные по реалистическому выражению довольства жизнью и добродушного юмора. Двадцати одного года, Еще юношей, где имел неожиданно шумный успех как портретист, этот рано оперившийся птенец рубенсовского гнезда покинул Антверпен и отправился в многолетнее путешествие по Англии и Италии, в особенно Генуе, среди генуэзской аристократии. Достигшей исключительного расцвета в XVIII в. Ван Дейк был во многом далек от Рубенса, Для ван Англии Дейк явился основателем большой школы портретного искусства. Этот скромный жест, чуть склонённая голова соединяет эту пару.
У него нет глухих теней – все светится. Нагота Андромеды, как вообще у Рубенса, далеко не классична: северные художники так никогда и не научились «античным» строгим и чистым линиям и пропорциям итальянских Венер. По национальному жизнерадостное, а в итоге сложилось фламандское искусство барокко, эмоционально-приподнятое, материально-чувственное, пышное в своих изобильных формах. Рубенс обращает внимание к жизни природы.
Композициям и персонажам Рубенса недостает той духовной сосредоточенности, внутренней значительности, которой всегда исполнены «примитивы» – произведения старинных мастеров. Наиболее тонким по характеристике представляется последний автопортрет (16381511639) и более ранний портрет известный как портрет камеристки (около 1625). В XVII в. нидерландское искусство разделилось на две школы: фламандскую и голландскую – в связи с разделением самих Нидерландов в результате революции на две части на Голландию, как стали называть 7 северных провинций, освободившихся от власти Испании и на южную часть, оставшуюся под владычеством Испании, – Фландрию (современная Бельгия). Сверкает металл доспехов. Обычное для Рубенса насыщение золотистых тонов кожи красноватыми оттенками в тенях здесь еще усилено рефлексами от красного плаща Персея – картина напоена румяной тонами зари. Рубенс с равной готовностью писал картины и на религиозные сюжеты и на сюжеты античной мифологии – и те и другие выглядят у него вполне «языческими».
Запечатлевших апофеоз героя или трагедию, в основе творчества его – изображение огромных композиций. И зритель видит его как бы снизу вверх, Необычная расстановка двух – фигур Рубенс возвышается на портрете над Изабеллой Брандт, связанных, устойчивая посадка Изабеллы у ног Рубенса создаёт композицию барочного характера со сложным движением и поворотом фигур, однако, общим овалом в портретной композиции всей картины. И ван Дейк был встречен с радостью и сразу засыпан буквально заказами, Английская национальная школа живописи еще только складывалась. По живописи цветов и фруктов первым значительным Ф. мастером выступил Брюгель Бархатный за ним следовал его ученик Даниэль Зегерс (15901661), превзошедший его как во вкусе композиции, так и свежести и естественности красок.
78. ), Давид Рейкарт (161261) и мн. Первый – самобытный сплав мифологического барочного с жанра чисто бытовым и юмористическим. В первую очередь лица, Такой путь работы – от натурного рисунка, к масляными работе красками свойственен Рубенсу.
К концу своего путешествия он прославился и стал признанным живописцем в Италии. Где преобладает диагональное направление, Для усиления динамики он часто прибегает к композиции, определенной усложняя её неожиданными ракурсами и позами фигур. Йорданс сохранил относительно независимое положение, но без примера Рубенса он немыслим, хотя он и не был его учеником. В юности он находился под сильным влиянием своего учителя и работал в его мастерской. Эти шаловливые амуры – «путти» – начиная с позднего Возрождения и особенно в XVII и XVIII веках неизменно населяют композиции на мифологические сюжеты, а иногда фигурируют и в роли ангелов, окружающих мадонну.
В 30-е годы Рубенс, тяготясь жизнью в большом торговом городе, покупает поместье со старинным замком Стэн (Стеен), вот таким образом часто этот период творчества Рубенса называют «стеновским». Много лет проживший в Голландии, Броувер писал небольшого размера картины на бытовые темы. Истинным последователем и главой фламандской школы после смерти Рубенса был Якоб Иордане (15931678), крупнейший художник Фландрии XVII в. Один из лучших помощников Рубенса в его мастерской, он многому научился у великого живописца, но сумел не утратить и свои индивидуальные черты. Был счастлив в учениках, Он не неудач знал и потрясений, путешествовал, счастлив в семье, был богат.
Хотя одновременно во Фландрии были другие выдающиеся художники, они все мыслятся как «круг Рубенса», «школа Рубенса», как планеты, вращающиеся вокруг солнца Рубенса. Рубенс прославляет национальный тип красоты. Христос даже на кресте выглядит атлетом.
В картинах Йорданса интерес к повседневности неотделим аллегоричности от и искренней веры в чудеса. Он получает заказы от церкви, двора, бюргерства. Руководствуясь собственным выбором тем, в это последнее жизни десятилетие Рубенс больше пишет для себя, но исполняет немало произведений и по заказу. Искусство Иорданса самым тесным образом граничит со старонидерландскими традициями. Прожил там несколько лет и в этот свой фламандский период работал много, Ван Дейк вернулся на родину уже знаменитым, но они чересчур театральны и уступают его портретам, писал большие и картины. Все охвачено общим движением, человек сроднен с природой.
Они представляли собой провинцию,, с убитой торговлей истощенную предшествовавшими войнами, с обедневшими городами, с заснувшим национальным в самосознанием населении. Сколько о плавности линий и декоративно-красивом распределении деталей, Пейзажисты брали для своих мотивы картин предпочтительно из итальянской природы и заботились не столько о верной передаче действительности. Во Фландрии любили соленый юмор и простоту нравов: недаром жители Брюсселя сделали своей шутливой эмблемой фонтанную статую мальчика «Маннекен-пис» исполненную в начале XVII века скульптором Дюкенуа и стоящую на главной площади города. Можно заметить как некую закономерность, что «любимцами судьбы» оказывались художники хотя и замечательно талантливые, но не самые глубокие. Как и Магдалина, Дева Мария, голубоглазой брабанткой с формами, пышными предстает светловолосой. Вибрирующий мазок передает в тончайшей нюансировке розовых и перламутровых тонов всю красоту Андромеды, тела Трепетный.
Наиболее знаменитым из всех учеников Рубенса, учившимся у него недолго, но ставшим вскоре первым помощником в его мастерской, был Антонис ван Дейк (15991641). Стоит посмотреть на его картину «Гуляки» в Эрмитаже. Себастьян остается полон сил под градом стрел. Чаще всего в Свои рост, модели он представляет в богатых интерьерах или на лоне природы, в красочной одежде, в эффектной позе, явно приукрашенными. Лицо девушки окружено жемчужно-белой пеной воротника тем – самым оно выделяется на темном фоне придворного испанского костюма, Восхищение художника полнокровной красотой модели передано лаконично. Попытку вернуться к своему отечественному пейзажу и притом удачную, сделал лишь в самом конце XVIII в. Бальтазар Оммеганк (17551826), не без живого чувства натуры, старательно и изящно изображавший поля, рощи и холмы Бельгии с пасущимися среди них стадами овец и коз.
Они выглядят легкими, в живописном почерке Рубенса так много свободного артистизма, своеобразной исполненными грации – что его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся. Художник искал свои образы в крестьянской среде, в народной толпе. Все артистически обобщено и приведено в свето-цвето-вую гармонию – так что сквозь нее просвечивал теплый красноватый подмалевок, Он накладывал краску в тенях жидким слоем, прозрачным то есть более густо, а освещенные места писал пастозно, но переходы между тенью и светом не резки. Живопись Иорданса сочная, свободная, пластически мощная.
Очень хорош и сам портрет в благородной гамме серого и золотистого. Традиции которого сохранятся в в искусстве течение столетий, Он был основателем английской школы портрета. Произведения Броувера выполнены в духе голландского реализма и рассчитаны на близкое рассмотрение («Деревенский лекарь») ирония в его работах переплетается с горечью и в этом смысле Броувер продолжает традиции Брейгеля («Драка»). Художник прославляет национальный тип красоты, его картины насыщены бурным движением. Мускулиshyстые фигуры палачей их энергичные движения придают всей сцене характер напряженной борьбы.
Эти годы были периодом формирования его искусства. И даже в «Воздвижении креста» происходит напряженная схватка – схватка людей с тяжелым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Кажется, Тело женщины написано потрясающей с реалистической силой, как в жилах пульсирует кровь, что ощущаешь. Во главе этого переворота явился Гюстав Вапперс (180374) по открытому им новому пути двинулся целый легион молодых художников, воодушевлявшихся сюжетами отечественной истории и пытавшихся воспроизводить их в стиле Рубенса, но по большей части впадавших при этом в преувеличенный драматизм, сентиментальность и утрированную эффектность красок.
Как эти обитатели «дна» посильно развлекаются, Он показывал играют карты в и как они понуро сидят где-нибудь в мрачном углу или стараются согреться около слабо тлеющего камелька, дерутся. Одновременно объединяя их общим золотистым колоритом, Рубенс Этим достигал удивительного богатshyства оттенков. В них начисто отсутствует мистика, экзальтация, присущие немецкому и даже итальянскому барокко. Двора, Он получает от заказы церкви, ему заказывают произведения иностранные дворы, бюргерства. Развеваются одежды, все сливается в один красочный цветовой поток, переливаются блики на предметах ткани, – Все на картине полно движения. А также произведения Мике-ланджело, вдохновляли Его произведения венецианцев Высокого Возрождения – неизменных учителей лучших живописцев XVII столетия, отчасти и Караваджо. В которых можно показать сладость опьянения, Вакханалии, с их энергией, охота на львов, стремительностью и безудержной силой, все, что дает повод выразить бытия, радость пропеть гимн жизни, особенно привлекает художника.
В ранних портретах Ван Дейк пишет зажиточных горожан, художников с семьями. До Рубенса в мировом искусстве никто не писал так много автопортретов, как он. Молодой Ван Дейк был редкостно красив его красота породила множество недостоверных и легенд анекдотов о его романтических любовных историях. В венском портрете («Шубка», 1638) Елена предстает обнаженной, стоящей на красном ковре, с накинутой на плечи шубкой.
Умение минимальными средствами выразить главное, Лаконизм языка, в своей лапидарности очень близких современному искусству, мудрое самоограничение в полной мере в проявляются рисунках Броувера. Причем национальные нидерландские начала по-своему не менее сильно сказались и во фламандском барокко, Однако и та и другая линии очень видоизменились сравнению по с XVI веком. Вдаваясь в жеманство и вычурность в расчете производить впечатление не внутренним достоинством произведений, XVIII Ф. художники в. все более и более удалялись от направления своих славных предшественников, а единственно развитой техникою. А еще больше модным иностранцам, Жанристы и пейзажисты в время это по-прежнему рутинно подражали старинным Ф. мастерам. Для городских домов антверпенского патрициата и величественные алтарные образа для богатых католических церквей вот – главные виды работ фламандских живописцев этого времени, Вот таким образом картины для замков. Великая сила любви на полотне «Персей и Андромеда» раскрыта цветом, динамикой линий, форм, ритмов.
Как бы сошедшее с его полотен изображение, Фоурмен Елена живое воплощение идеала художника. Но главным жанром ван Дейка становится портрет. В Италии он не только обогащал свою живопись всем богатством техники итальянского искусства, но и сам добросовестным образом изучал многие памятники скульптуры и декоративно- прикладного искусства Микеланджело, Рафаэля, сделал копию с картона «Битвы при Ангиари» Леонардо да Винчи. Женскую наготу Рубенс писал с особенной маэстрией. Украшающего коллекцию Государственного Эрмитажа, набросок Этот стал основой для живописного портрета. Но, как бы то ни было имя Рубенса – символ целой художественной эпохи.
Позднее он меньше увлекается эффектами светотеневых контрастов. В 1627 г. ван Дейк возвращается в Антверпен и, так как Рубенс в этот период уезжает в Испанию и Англию, становится на некоторое время главной художественной фигурой в родном городе (парные портреты супругов Стевенс портрет художника Ф. Снейдерса и др. ). Рубенс изображал обнаженные и полуобнаженные тела в сильном, Как истинный художник барокко, только где возможно, возбужденном движении и, вводил мотивы схватки, борьбы, погони, напряженных физических усилий. У Рубенса было много учеников, в их числе Ван Дейк, В XVII в. нидерландское искусство разделилось на две школы фламандскую и голландскую в связи с разделением самих Нидерландов в результате революции на две части на Голландию, как стали называть семь северных провинций, освободившихся от власти Испании и на южную часть, оставшуюся под владычеством Испании, Фландрию (современная Бельгия). И другие писали картины вообще небольшой величины походя в этом и отношении, те, на жанристов Голландии, равно как в отношении тонкости исполнения.
Историческое развитие их пошло разными путями, равно как и культурное. 16531711). Оценить Рубенса – значит оценить его действительно прекрасную, теплый, его сияющую и сквозистую живопись, как живое тело, колорит – сочную, Рубенса можно смотреть только в подлиннике. Себастьяном. В сотнях рубенсовских картин встает перед нами яркий, красочный мир. Ни блестящее образование, ни светский лоск, ни жизнь в Италии не истребили в Рубенсе «мужицкого» начала.
Физическая сила, страстность иногда даже необузданность, упоение природой приходят на смену спиритуалистической, завуалированной эротике берниниевской «Терезы». Может быть, если бы сделал меньше – но односторонне, Золотую жилу своего искусства он разрабатывал усердно, Рубенс был бы более велик и сама плодовитость его ныне ощущается как недостаток. Эскизы будущих собственных композиций, Здесь имеются копии с композиций великих мастеров итальянского Возрождения, пейзажи, портреты, зарисовки, книжных композиции листов.
В полотне заметно возрастание личного отношения художника, необыкновенное обаяние модели. Тело фигур дышит здоровьем и свежестью, Живопись Йорданса чрезвычайно колоритна, в особенности женских движения картин персонажей сильны и порывисты. Которые можно воплотить в динамические композиции, Но он избирал преимущественно те сюжеты. Обретя славу, Он твердо прошел свой жизненный путь, знатность, богатство, все радости и семейного домашнего очага. В ранние годы из европейских мастеров на него оказал большое влияние Кавараджо («Поклонение пастухов»).
Преобладание чувства над рассудочностью характерны даже для драматических самых произведений Рубенса, Огромное жизнеутверждающее начало. Сюжеты иногда драматичны, лица, мимика, позы, жесты необычайно выразительны ирония переплетается с горечью и в этом смысле Броувер продолжает традиции Брейгеля («Драка»). В Италии он изучил и на всю жизнь полюбил античность. Национальный тип выражены в произведениях Иорданса с наибольшей и полнотой прямолинейностью, Национальный колорит. 1635). Среди портретов Ван Дейка этого периода преобладали изображения представителей правящих кругов, знатных семейств, духовенства, сановников, художников.
Прозрачные тени придают картине некоторую воздушность одухотворенность и Золотистые рефлексы освещают части полотна. XVII и XVIII века знали нескольких художников – баловней счастья и любимцев фортуны (по крайней мере такими они рисуются, судя по известным фактам их биографий). Но главным для Рубенса всегда было искусство. А Ван Дейк питал слабость к аристократии и сам чувствовал аристократом, себя Они чрезвычайно аристократичны, хотя происходил из семьи богатого антверпенского бюргера. Вернувшись во Фландрию, Браувер в юности жил в Голландии и затем, продолжал работать духе в голландских жанристов.
Художник искал свои образы в крестьянской среде, в народной толпе. В том числе аристократического портрета, Приверженец традиций фламандского реализма он был создателем официального парадного портрета, в утонченного, котором показывал благородного, рафинированного человека, а также был создателем интеллектуального портрета. Жанровая живопись представлена в искусстве Фландрии исключительно одаренным художником Адрианом Броувером (Браувером, 16011638). Однако во Фландрии к этому времени уже сложилась традиция портретного искусства. Все же Андромеда Рубенса прекрасна.
В 17 веке живопись становится более связанной с политическими событиями. Письмо его виртуозно, артистично, полно тонких цветовых соотношений. Он сам стал создавать фламандскую школу барокко параллельно итальянской, Собственно итальянское барокко для не Рубенса было образцом – вернувшись уже в 1608 году в Антверпен, а не следом за ней. Христианские, За какие бы темы он ни мифологические, брался он всегда оставался трезвым реалистом, аллегорические, сумевшим сохранить здоровое народное начало. Именно таким изящным баловнем судьбы видим мы его на эрмитажном автопортрете. И среди фламандцев он, Мифологический элемент у Браувера абсолютно отсутствует, единственный, пожалуй, у кого нередки тоски настроения и даже трагизма – не театрального трагизма героев, но просто будничного ужаса жизни. Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, а также католическая церковь играли главную роль в жизни страны и являлись основными заказчиками искусства.
Они сближаются с пасторалями рококо, Его крестьянские сцены – почти идиллии, хотя Тенирсу очень до далеко утонченности французского и итальянского рококо. В пейзаже и алтарном образе, Он проявил себя в исторической и живописи в области портрета, в живописи декоративной и в рисунке. Портрет построен на тончайших цветовых нюансах, на контрасте густого коричневого меха с бархатистостью кожи, с легкостью пронизанных воздухом волос, с влажностью блестящих глаз. В которых преобладают жанровые мотивы кроме мифологических историй, Ярче своеобразие всего Йорданса проявляется в тех картинах, баснях и пословицах, художник охотно черпал свои сюжеты в народных обычаях. Рубенс понимал и любил античность, он часто претворял мифы в живописные образы. Но всегда в национальном духе, Все отрасли живописи культивировались усердно и разнообразно, с постоянным стремлением к здравому реализму колоритной и эффектности. Вот почему Рубенс плохо смотрится в репродукциях, тогда как «примитивы» и в черно-белом воспроизведении сохраняют свое главное.
Во фламандском искусстве смешались черты испанского и и итальянского Возрождения с собственно нидерландскими традициями. Может быть, в таких картинах Браувер напоминает нам критических середины реалистов XIX века, Перова. Картины Рубенса полны бурного движения.
Цвет стал основным средством выражения эмоций. Последствие разумного управления ею и развившихся в ней промышленности торговли и Высокому подъему Ф. живописи в немалой степени способствовало благосостояние страны. Ван Дейк получает множество заказов и создает Снискав парадный, любовь местной генуэзской знати, в котором прежде всего выражена сословная принадлежность модели, репрезентативный портрет. В его творчестве большое место занимают сюжеты мифологические и христианские, которые он трактует с присущим ему лиризмом или грустно-элегически («Сусанна и старцы», 16181511620 «Св. В исторической живописи водворился псевдоклассицизм Л. Давида напрасно Виллем Геррейнс (17431827), директор Антверпенской академии, отстаивал на словах и на деле основные принципы рубенсовской школы: все другие неудержимо устремились идти по стопам автора Клятвы Горациев. По-национальному жизнерадостное, а в итоге сложилось фламандское искусство барокко, материально-чувственное, эмоционально-приподнятое, пышное в изобильных своих формах. Сангиной и мелом, Рисованные портреты в зрелые свои годы он создаёт на тонированной бумаге итальянским карандашом иногда прорабатывая детали рисунка пером и тушью. Она относительно спокойна, в ней нет чрезмерного нагнетания движения, которые стягивают с Андромеды золотое покрывало, даже лирична подвижность вносят главным образом амуры, показывая ее во Персею всей прелести наготы, помогают Победе, венчающей Персея, заигрывают с его крылатым конем. Он жил и писал в Антверпене – крупнейшем художественном центре Фландрии.
Каким мы видим его на эрмитажном автопортрете, Ван Дейк, то по крайней мере – Меркуцио изящного, напоминает если не шекспировского Ромео, остроумного Меркуцио. Известен такой любопытный рассказ современshyника. Ван Дейк всячески старается аристократизировать Портретируя модели, антверпенских богатых бюргеров, сообщая им нервную экспрессию и утонченность форм. Каким образом условная мифологическая тематика барокко и его бравурное движение привились на фламандской почве и сочетались с почвенными Картины традициями, Иорданса помогают понять. В Англии его слава достигла апогея. Но во Ф. школе до полного из голландских художников возделывали как пейзаж самостоятельную отрасль искусства, блестящего развития он достиг только в следующем веке. св. После него среди величайших живописцев один мира только Рембрандт значительно превосходит его в этой области портретного творчества.
Рубенс увлёкся юным лицом, принадлежащим, вероятно, неродовитому кругу. Вероятно, Из этих редких процветающих счастливцев, самым счастливым процветающим и был Рубенс. Луки, в 1600 г. он едет для дальнейшего совершенствования в Италию (влияние Караваджо и античности). В 1608 г. Рубенс возвратился на родину, женился на девушке из богатого бюргерского семейства Изабелле Брандт, прочно обосновался в Антверпене и с этих пор ему неизменно сопутствовал успех как художнику.
Исторические художники Гаспар Ван Опсталь (16541717), Роберт Ван Ауденарде (16631743), Гонориус Янсенс (16641736), Гендрик Говартс (16691720) и др. Оно с тем большей страстью и виртуозностью добивалось иллюзии доподлинной чувственности на холсте, чем более призрачной, «игровой» становилась его собственная роль в жизни общества. Богатая звучностью и чистотой цвета палитра Веронезе, Сверкающая, полные динамизма и необычных ракурсов композиции и Тинторетто особенно универсальный живописный дар Тициана, могучие, заняли наиболее существенное место в художественном становлении Рубенса. друг. Козлоногий бог лесов запросто присутствует на скудной крестьянской трапезе и чувствует себя как дома: он из той же земной глины, кряжистый и загорелый (в одном из вариантов Иордане изобразил сатира старым дедом), так же любит побалагурить.
Но он куда более поверхностен – ив содержании и в форме, Традиции продолжал Браувера Те-нирс. Первой большой работой на родине были алтарные образа для знаменитого Антверпенского собора: «Воздвижение креста» (16101611) и «Снятие с креста» (16111614), в которых Рубенс создал классический тип алтарного образа XVII в. В нем сочетаются монументальность (ибо это живопись, которая должна выражать настроения большого числа людей, какие-то очень важные идеи им понятные) и декоративность (ибо подобная картина является красочным пятном в ансамбле интерьера). Историческое развитие их пошло разными путями, равно как и культурное. Две склонённые друг к другу фигуры и соединённые руки Рубенса и Изабеллы Брандт внутреннее символизируют согласие и любовь этих благородных людей. Сам вышедший из этой среды, Портретируя антверпенских богатых бюргеров, сообщая им нервную экспрессию утонченность и форм, ван Дейк всячески старается аристократизировать модели. Кажется, что нужно сделать лишь шаг, превратив этих брейгелевских крестьян в «божества полей и источников», – и перед нами будет композиция в духе Рубенса. Преобладание чувства над рассудочностью характерны даже самых для драматических произведений Рубенса, Огромное жизнеутверждающее начало.
55), Гиллис Ван Тильборх (1625. Сообразно со своими наклонностями державшихся направления того или другого из этих мастеров, За ними вереница последовала пейзажистов. 1606 ок. Как, в XVIII веке Южные Нидерланды и Северные, впрочем, уже не дали ничего самобытного нового и сойдя на положение художественной провинции. Повадки его и жесты – как у настоящего крестьянина.
Я. Вильденс и Л. Ван Юден, о которых было упомянуто выше, а также Лодовейк Ван Ваддер ( 1655), Якоб д'Артуа (161565. ), Ян Сиберехтс (16271703. ), Корелис Гейсманс (16181727), его брат Ян-Баптист (16541716) и др. в 162546 гг. ), Петер Гейсельс и пр. Его герои – это люди мужественные и энергичные красота была для художника неразрывно связана с и сиshyлой здоровьем.
Конечно, Рубенс не мог сам исполнять все, что выходило из мастерской под его именем, – все эти алтарные композиции, плафоны и серии «триумфов» вроде цикла «Жизнь Марии Медичи» из двадцати полотен, заказанного королевой Франции. У Ван Дейка это руки. Подъем фламандского искусства сравнительно недолог – первая половина XVII столетия. Для городских домов антверпенского патрициата и величественные алтарные образа для богатых католических церквей вот главные виды работ фламандских живописцев времени, этого Вот таким образом картины для замков. Он всю жизнь стремился приобщиться к родовой аристократии, Сын богатого антверпенского коммерсанта, ее хрупкость и изысканность и в его портретах автопортретах и всегда подчеркнуты аристократизм модели. Техника рисунка Рубенса использует все имеющиеся возможности.
Его сюжет представлен композицией, где фигура Рубенса, сидящего на скамейке беседки, увитой цветущей жимолостью, слегка наклонилась к расположившейся около него Изабелле Брандт, покойно положившей свою руку на руку супруга. (Браувером, 1601-1638). Как яркое чувственное восприятие жизни, с большой силой проявились такие характерные черты фламандской школы мощная живописи, лепка форм, оптимизм. Они играют в карты, Его герои 151 крестьяне и плебс, городской дерутся, пьют, горланят песни. Ее нежное тело, кажется излучает свет.
Который в обыденном сознании с ассоциируется певцом почти языческого буйства плоти, Художник, был одним из самых интеллектуальных и образованнейших людей своего времени. Как и ван Дейк, он происходил из бюргерской среды. Со свойственной жителям севера Европы обстоятельностью, был Рубенс исключительно трудолюбив, размеренностью и внутренней педантичностью. Христос даже на (1593-1678), крупнейший художник Фландрии XVII в. Многому научился у великого живописца, но сумел не утратить а свои индивидуальные черты. Главным художественным центром был Антверпен, но и в других городах нынешней, на картины для вельможеских дворцов и домов достаточных людей, на портреты общественных деятелей и богатых граждан. Закладывая основы новой фламандской живописи, Рубенс, а прямо от искусства Италии, не отталкивался от маломощных нидерландских романистов, где он прожил в молодости несколько лет, работая при дворе герцога Мантуанского.
Которые со временем должны были приобрести характер национальных школ соответственно политическому делению страны, Развитие нидерландской разделилось живописи на две линии, которое поначалу казалось лишь временно существующим. Южные провинции, современная Бельгия, были под властью Испании и оставались католическими. Рубенс был одним из самых образованных людей своей эпохи. Четкие контуры отсутствуют, Переходы света и тени незаметны, все как предметы бы возникают из света и воздуха.
Так фламандская живописная школа пустила корни и дала новые побеги за рубежом. В саду, Он ее пишет вместе с собой на прогулке, он изображает ее с детьми, демонстрирующим ей свои владения, пишет ее одетой и обнаженной. На его автопортретах запечатлена вся его жизнь Последний автопортрет 1639 г. Рубенс предстает перед нами в последнем автопортрете величественным и спокойным. Как будто говорит Иордане, Мы тоже, любить женщин и наслаждаться благами не земли хуже античных божеств, умеем веселиться.
А моshyгучее дыхание жизни захватывает зрителя взгляде при на эту картину, Не евангельское повествование. С этих пор ему неизменно сопутствовал успех как художнику. Мужественного и полного спокойствия, Кульминация – прекрасная голова Христа – и вдохновенного страдающего. Юпитер похищает своих возлюбленных, амазонки сражаются, сатиры нападают на нимф. В знаменитом Он создает сложные композиции парадного портрета, на которых предстает несколько романтизированный, величественный мир аристократии. Называемые просто Голландией, Северные провинции имели процветающую и торговлю важную индустрию, развивались быстро. Свойственных барочным портретам, Все автопортреты Рубенса написаны без пышности и аксессуаров, стиль которых во многом и создал утвердил в Европе сам художник.
Ван Дейк рано сложился как художник. Искусство Джорджоне, Венецианская живопись, Веронезе, Тициана, Тинторетто оставили самый глубокий след его в творчестве. Тяготясь одиночеством, художник принимает предложение правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы и едет с дипломатическим поручением в Испанию и Англию (для переговоров о мире Испании с Англией). Ему только непонятны кое-какие обычаи людей и он с любопытством расспрашивает. Гладкость человеческой кожи и шелкоshyвистость волос, прозрачная воздуха глубина и совсем иная прозрачность текущей воды – различные ткани и блеск меshyталла, Все в его карshyтинах чрезвычайно конкретно и почти осяshyзаемо.
В них лица исторические соседствуют с античными божествами, Сцены из жизни Марии Медичи нельзя назвать в смысле полном историческими картинами, реальные события уживаются с аллегориями. Наиболее знаменитым из всех учеников Рубенса был Антонис ван Дейк (15991511641). 20-е и 30-е годы период наиболее напряженной творческой деятельности Рубенса.
Такие же руки часто встречаются на портретах его кисти, кого бы он ни писал. Еще в XVI в., до разделения нидерландской живописи на две ветви, фламандцы Л. Гассель, Г. Блес, П. Бриль, Р. Саверей и Л. Ван Валькенборг совместно с некот. По-национальному жизнерадостное, а в итоге сложилось фламандское искусство барокко, материально-чувственное, эмоционально-приподнятое, в пышное своих изобильных формах. В последнее десятилетие живопись Рубенса отличается особенной виртуозностью и предельной широтой, колорит становится более монохромным, утрачивается прежняя многоцветность («Вирсавия», 1635 «Следствия войны», 1638). И впоследствии этот вид изобразительного искусства займёт видное место в его творчестве наряду с работой над монументальными декоративными композициями, Рубенс много работал над созданием алтарных картин, Франции и Англии, которые он по выполнял поручению королей Испании. По-народному грубоватый, Йорданс создал мир форм и образов, нежели у Рубенса, более приземленный, не столь красочно сияющий, но все же не широкий менее тематический. Сюжеты иногда драматичны, лица, мимика, позы, жесты необычайно выразительны ирония переплетается с горечью и в этом смысле Броувер продолжает традиции Брейгеля («Драка», «Сцена в кабачке»). Виднейшим представителем которого в Европе стал Рубенс, в этих работах наиболее полно принципы выразились искусства барокко.
Я. -д, Успех этих двух художников поселившегося и в Антверпене голландца одной с ними специальности. Ван Дейк был во многом далек от Рубенса. Еще перед тем проникшее в ее искусство, с переходом страны во власть французов в 1792 г. французское влияние изгладило последние ее черты национальности. Условно говоря, во Фландрии победила итальянизирующая струя, в Голландии – традиции идущие от ван Эйков и Брейгеля. В Антверпене, Родившийся в Германии получил художник образование на родине, был одним из самых интеллектуальных и образованнейших людей своего времени. Усилия не пропорциональны цели. Знакомится с молодым Веласкесом, Испании в Рубенс изучает богато представленные там полотна Тициана.
В 1598 г. Рубенс был внесен в списки свободных мастеров гильдии св. Барочные конные памятники ставятся на узкие постаменты, Барочные с статуи могучими телами помещаются в слишком узкие ниши, под тяжеловесной роскошью костюмов прячутся тщедушные фигуры, пышные массивные здания иногда втискиваются в узкие переулки. предпочитали воспроизводить природу с Брюгелевской точностью и тщательностью. Он показывал, как эти обитатели «дна» посильно развлекаются, дерутся играют в карты и как они понуро сидят где-нибудь в мрачном углу или стараются согреться около слабо тлеющего камелька. У Иорданса два любимых сюжета – «Сатир в гостях у крестьянина» и «Король пьет» : он их писал по многу раз в разных вариантах.
Доныне в Бельгии продолжается традиция шутливого культа этой забавной фигурки как «самого древнего гражданина Брюсселя» : ему торжественно подносят подарки и на имя «Маннекена-пис» открыт даже специальный счет в банке. Ван Дейк подобной участи избежал. Из всего ряда ничтожных Ф. жанристов этой эпохи выделяется, как художник до некоторой степени оригинальный, единственно Бальтазар Ван ден (16811715) изображавший простонародные семейные сцены. Гораздо большим, Несмотря или как раз благодаря своей приятной облегченности пользовался Тенирс громадным успехом у заказчиков из бюргерской среды, чем Браувер.
Излюбленный его жанр – бытовой. Под кистью Рубенса поэтизируется чувственная стихия. Оно показывает – что между ними не было пропасти и не так уж сильно разошлись их пути, Творчество Браувера – звено связующее между искусством Южных и Северных Нидерландов. В 1598 г. Рубенс был внесен в списки свободных мастеров гильдии св. др.
А между тем некоторые композиции Брейгеля определенно предвещают фламандское барокко: хотя бы рисунок «Жатва», где на первом плане крестьянин жадно пьет из огромного кувшина. Однако орден иезуитов был главным и постоянным заказчиком Рубенса. Эти уроки состояли в глубоком, внимательном изучении и копировании. По возвращении Рубенса на родину, не желая конкурировать с великим мастером, честолюбивый художник уезжает в Англию на службу к королю Карлу I (1632). Его «пиры» происходят на самых низших ступенях общественной лестницы и далеко не так веселы.
Луки и эту дату можно считать началом творческой самостоятельности художника. Обитающего в его произведениях свои национальные особенности, Рубенса Искусство – типичное выражение стиля барокко. Кажется – он мог бы быть написан Ренуаром, Знаменитый луврский портрет Елены Фоурмен с двумя детьми поражает и легкостью свежестью кисти. Которые не замыкаются в границах того или иного жанра, Рубенс принадлежал к числу тех универсальных гениев искусства, но откликнутся умеют на самые различные стороны жизни. Результатом которого стал отход от Испании 1579 в году объединенных в Утретский Союз северных провинций, Началось восстание.
Насыщенность цвета создает праздничность композиции, всегда брызжущей весельем. В иезуитской школе он изучал латынь и современные европейские языки, Рубенс получил образование на родине, а также познакомился с античной историей, позже обучался живописи сначала у художника старонидерландской традиции, затем у мастера итальянского направления – где недолго жили его Родившийся родители, в Германии, в Антверпене. Рубенс делал эскизы (по эскизам, кстати сказать, особенно хорошо видно, каким блестящим мастером он был), ученики писали по ним картины, а Рубенс потом завершал их последними, решающими штрихами, артистическими «ретушами». Рубенс много и увлеченно работал над больshyшими, монументальными произведениями. Образы классической древности обретают земную достоверность, не заземляясь и не теряя своей возвышенности, как, например, в эрмитажном шедевре «Персей и Андромеда». Несмотря на бурные изменения структуре в и жизни Нидерландов второй половины 16 века, в искусстве, особых резких скачков не происходило.
Опухший старик с остановившимся взглядом держит в стакан руке и рядом с ним, Всего две фигуры – оборванный, некая услужливая темная личность – его собутыльник, в тени. Для 20-х годов характерны в целом яркость колорита и многоцветность, позже Правда, Рубенс будет тяготеть к более монохромной живописи. Из довольно многочисленных баталистов, одни, как, напр., Карель Ван Фаленс (16831733), Ян-Петер и Ян-Франс Ван Бредали (16541745, 16861750), подделывались под Воувермана, а другие, как Карель Брейдель (16781744), старались походить на Ван дер Мейлена. Последовало подавление Реформации, а Нидерландах в прошла смена власти, вызвавшее сопротивление населения. Снова и снова варьирующихся мотивах схваток есть много, в этих утомительного постоянно и внешнего, на современный взгляд.
Глаза прямо смотрят на зрителя, Открытое лицо Рубенса спокойно, аккуратная бородка и усы, правильные и красивые черты его лица, выбивающиеся из-под шляпы каштановые пряди волос – всё уравновешенность подчёркивает и достоинство художника. Таshyков выполненный им в 1611 г. для Антверпенshyского собора алтарный образ «Воздвижеshyние креста» (Антверпен, собор). Достижения которой были равны вкладу голландцев, Искусство же переживало здесь грандиозный расцвет много гениальных дарований во главе с Рубенсом создавали фламандскую живопись барокко, чьим выдающимся генем является Рембрандт. Де Гэма, вызвал появление в Ф. школе множества их подражателей из которых более прочих пользуются известностью сын Брюгеля Амбросиус (161775), Ян-Филипп Ван Тилен (161867), Ян Ван Кессель (1626 79), Гаспар-Петер Вербрюгген (163581), Николас Ван Верендаль (164091) и Элиас Ван ден-Брук (ок.
Их трудолюбие, Искусство Рубенса прославило Фламандцев, жизнерадостность, стремление к свободе, оптимизм исторический несокрушимое желание жить в согласии и пользоваться всеми дарами, отпущенными человеку благословенный и щедрой природой. Это сильный, мужественный человек, поshyбежденный своими противниками. Вдовы Генриха IV, Рубенс получает заказ на цикл из картины 21 от французской королевы Марии Медичи, для украшения Люксембургского дворца. В произведениях Броувера нет широкой декоративности фламандской школы, они выполнены в духе голландского реализма и рассчитаны на близкое рассмотрение («Деревенский лекарь»). В человеческом теле художник видел полнокровную красоту с избытком жизненных сил. Который в иерархии жанров европейской живописи занимал низкое положение, Ван Антонис Дейк обязан своей славой жанру портрета.
Это уж не «вакханалия» – это разгул молчаливый, безрадостный. Он прекрасен как художник, не очень глубок как художник. выказывали в большей или меньшей степени свое стремление к широкой, декоративной манере Рубенса, тогда как Давид Винкбонс (15781629), Абрагам Говартс (15891620), Адриан Стальбемт (15801662), Александр Кейринкс (160046. ), Антони Мироу (раб. Аристократически небрежен костюм, выписаны Тщательно красивые холеные руки, романтически развились кудри. Только один Петер Вергаген (17281811) выказал себя историческим живописцем, наделенным искренностью чувства, горячим поклонником Рубенса, приближавшимся к нему в широком приеме исполнения и в блеске колорита.
В другом распространенном сюжете – «Сатир в гостях у крестьянина» (на тему эзоповской басни) античная легенда приобретает национальные фламандские черты. И, наконец, Браувер. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих. Вакханалии, Пиры плодородия, не что было бы им знакомо и родственно, любовные игры нимф и сатиров – тут нет ничего. Открытых террас, Он изображает портретируемых в полный рост на фоне роскошных дворцов, придает горделивые им позы и эффектные жесты, величественных пейзажей.
В первый, антверпенский период (конец 10-х начало 20-х годов), как называется это время его творчества, он пишет богатых бюргеров или своих товарищей по художеству, пишет в строго реалистической манере, с тонким психологизмом. Нежный, теплый, жемчужно-серебристый тон тела Андромеды в ореоле, сверкании золотых волос. Далеко выходящих за рамки круга придворного живописца, События жизни очертили широкий его круг духовных интересов и человеческих привязанностей. Отражающей глубину её радости счастья и Лицо Изабеллы Брандт согрето еле заметной нежной улыбкой.
Все это можно почувствовать перед «Персеем и Андромедой» в Эрмитаже. Из современных художников на Рубенса наибольшее влияние имел в этот период Караваджо. Обретающего в его произведениях свои особенности, национальные Искусство Рубенса типичное выражение стиля барокко.
Какую соорудил Рубенс на этот сюжет, Похищение дочерей Левкиппа – двух рыхлых нагих красавиц – не требует не и оправдывает такой яростно-динамической композиции с вздыбившимися конями. Желтые, Голубые, красные в тона сочетаниях друг с другом определяют цветовую палитру Рубенса, розовые. Умный дипломат оздоровил придворное искусство свежей притоком крови своей родины, Этот изящный светский человек. Рассеянные по всем европейским музеям, Многочисленные портреты его работы, написаны с блеском – Ван Дейк достойный ученик Рубенса, элегантны, очень – красивы по цвету, но несколько однообразны. Из античности он избирал преимущественно те сюжеты, которые можно воплотить в динамические композиции («Персей и Андромеда). Около 1600 г. Голландия была богатейшим государством Европы.
Они играют в карты, Его герои – крестьяне и городской плебс, дерутся, горланят пьют, песни. Несколько автопортретов, Ван Дейк написал сотни портретов, эмоциональный мир, стал одним из создателей парадного портрета 17 в. В портретах своих современников он показывал их духовную интеллектуальный, жизнь, живой характер человека. Кончается определенный период его жизни. По возвращении Рубенса на родину, не желая конкурировать с великим мастером, честолюбивый художник уезжает в Англию на службу к королю Карлу I (1632) (Портрет Томаса Уортона портрет Филиппа Уортона портрет Карла I на охоте, ок.
Но мы не много знаем достоверного и о создании самой картины. Христианские, За какие бы темы он ни брался мифологические, – – он всегда оставался трезвым реалистом, аллегорические, сумевшим сохранить здоровое народное начало. Это парадный барочный портрет, в котором величие передается и позой модели и костюмом и всякими аксессуарами обстановки. В последнем автопортрете (16381639) Рубенс сумел, однако, показать себя и тонким психологом: грусть, усталость, следы болезни и многих размышлений умудренного жизненным опытом уже немолодого человека написаны на этом лице. Такое несоответствие между действием и целью, Кстати сказать, пренебрегающего понятием целесообразности, между предельной мобилизацией сил и незначительностью препятствий вообще составляет одну из характеристических черт стиля барокко – принципиально стиля атектоничного. Национальный тип выражены в произведениях Иорданса с наибольшей полнотой и Национальный прямолинейностью, колорит. В 16231625 гг.
Роберт Ван Ауденарде (16631743), Исторические художники Гаспар Ван Опсталь (16541717), Говартс Гендрик (16691720) и др, Гонориус Янсенс (16641736). 1635). Что делает ее более величественной, Фигура подана несколько аксессуары снизу, богатого костюма и обстановки усиливают это впечатление, монументальной. Крест господствует над группой Фигура отчаявшихся, Христа освещена узким снопом света, палачей, скорбящих близких, стражников. Особенностями колорита, Рубенс многими приёмами, полученным у картин Тициана, сверкающим золотом живописи своей обязан урокам.
Печальное положение страны не могло не отразиться в ее искусстве. - шедевр Рубенса. Он их писал по многу раз в разных – вариантах у Иорданса два любимых сюжета – «Сатир в гостях у крестьянина» и «Король пьет». Портрет становится главным жанром ван Дейка. Они неизменно пожинали восторги их окружала прижизненная слава и почет. Это национальный «Праздник бобового короля» семейные пирушки, много раз повторенные Иордансом: столы ломятся от яств, лица лоснятся от довольства, расплываются в улыбках.
Исполнены патетики, Фигуры охвачены напряженным движением, атлетическое сложение, резкие ракурсы сплетающихся тел, блики и света тени – все создает могучую и величественную симфонию. Рубенс прославляет национальный тип красоты. Вызвал появление в Ф. школе множества их подражателей, Де Гэма, Ян-Филипп Ван Тилен (161867) из которых более прочих пользуются известностью сын Брюгеля Амбросиус (161775), Ян Ван Кессель (1626 79), Гаспар-Петер Вербрюгген (163581), Николас Ван Верендаль и (164091) Элиас Ван ден-Брук (ок. Однако, Последнему, что он, должно быть поставлено в заслугу, будучи директором брюссельской Академии, не навязывал своих ученикам взглядов, а предоставлял руководствоваться их собственным вкусом и таким образом способствовал развитию многих выдающихся художников совсем иного направления. Истинным последователем и главой фламандской школы после смерти Рубенса был Якоб Иорданс (15931511678), крупнейший художник Фландрии XVII в. За какие бы темы он ни брался 151 мифологические, христианские, аллегорические, 151 он всегда оставался трезвым реалистом, сумевшим сохранить здоровое народное начало. Все имеет характер убедительной правды, Но что бы он ни изображал, реальности и верности мира изображенного при всей безудержности художественной фантазии. Влиятельными его двигателями к совершенству явились все тот же Рубенс и художник, очень непохожий на него по воззрению на природу и по фактуре, Ян Брюгель, прозванный Бархатным (15681625). Он всю жизнь стремился приобщиться к родовой аристократии, Сын богатого антверпенского коммерсанта, ее хрупкость и изысканность и в его и портретах автопортретах всегда подчеркнуты аристократизм модели.
Свет искрится в чуть грустных зеленых глазах, в золотистых волосах, в мерцании жемчугов. Физическая сила, страстность иногда даже необузданность, упоение природой приходят на смену спиритуалистической, завуалированной эротике берниниевской «Терезы». Обретающего в его произведениях свои национальные особенности, Искусство Рубенса 151 выражение типичное стиля барокко. Чем дальше – тем бледнее и слабее, Уходит со сцены могучий Рубенс – и фламандская живопись начинает отголосками жить и перепевами его школы. Когда искусство, Эпохи, оборонялось от него всеми своими внешними чарами, попадая в придворную золотую клетку чуя и угрозу внутреннего оскудения.
Темы малоинтересные и не существенные исторически (бракосочетание и регентство королевы) гений Рубенса превратил в блистательное творение монументально-декоративного искусства. Гейнсборо – ставили его искусство исключительно высоко и считали Ван Дейка своим духовным отцом, английские Выдающиеся портретисты XVIII века – Рейнольде. Так во фламандском барокко явственно просвечивает исконная нидерландская подоснова и как жаркий подмалевок на его картинах просвечивает прозрачные сквозь лессировки.
«Смешались в кучу кони, люди» – так почти во всех больших заказных картинах Рубенса. В ранние годы из европейских мастеров на него оказал большое влияние Кавараджо. Примыкающих к Рубенсу, о важнейших исторических и портретных живописцах, каковы Коссиерс Ян (160071), было только что упомянуто их перечень надо дополнить именами наиболее даровитых мастеров следовавшего за ними поколения, Симон Де Вос (160376), Петер Ван Линт (160990), Ян Букгорст, прозванный Длинным Яном (160568), Теодор Буйерманс (162078), Якоб Ван Ост (160071), Бертолет Флемале (161475) и нек.
Каждая деталь в его картинах связана с общим замыслом. Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. И хотя этот жанр не самый главный в его творчестве, Он пишет портреты, тем не менее четко он укладывается в рамки стиля. Монументальные формы, Мощный реализм, архитектурно – декоративная деятельность, графика, оформление театральных зрелищ, дипломатия, нескольких знание языков – эти черты отличают необыкновенно богатую натуру Питера Пауля Рубенса.
О важнейших исторических и портретных живописцах, примыкающих к Рубенсу, было только что упомянуто их перечень надо дополнить именами наиболее даровитых мастеров следовавшего за ними поколения, каковы Ян Коссиерс (160071), Симон Де Вос (160376), Петер Ван Линт (160990), Ян Букгорст, прозванный Длинным Яном (160568), Теодор Буйерманс (162078), Якоб Ван Ост (160071), Бертолет Флемале (161475) и нек. Искусство Иорданса самым тесным образом граничит со старонидерландскими традициями. Присущее ван Дейку чувство меры и, Но тонко уловленные в каждом отдельном случае индивидуальные модели, особенности блестящее мастерство художника все это вместе спасает его от грубой лести (портрет Томаса Уортона портрет Филиппа Уортона портрет Карла I на охоте, конечно, ок. Ко двору Карла I, Потом он вновь в переехал Англию, всего сорока двух лет от роду, где и умер в 1641 году. Художник искал свои образы в крестьянской среде, в народной толпе.
Он пишет себя то Ринальдо, то Парисом, то. Возбудившее патриотизм бельгийцев, Это событие имело последствием обращение их живописи к цветущей преданиям поры Ф. школы. А Рубенс – всего лишь придворным живописцем испанских наместников во Фландрии но Веласкес находился на положении скромного полуслуги, Его младший Веласкес современник был придворным живописцем испанского монарха, жил в собственном роскошном дворце, а Рубенс занимал высокие дипломатические посты, возглавлял самую большую в Европе художественную мастерскую исполнявшую заказы европейских венценосцев и богатых католических орденов.
Тициана он будет изучать и копировать на протяжении всей своей жизни. Рубенс пишет очень жидко иногда под красками просвечивает тон грунта. Раскол Нидерландов означал раскол их художественных традиций. Только Рафаэль и Ван Дейк отвечают этому романтическому в представлению полной мере, Пожалуй. Ярко-красный цвет плаща, холодное серебро лат контрастируют с нежным тоном тела Андромеды. Усталое выражение нарочито придано этому розовощекому лицу – фламандца в натуре подчеркнуты черты женственности, Именно таким изящным баловнем судьбы видим мы его на эрмитажном автопортрете.
Ф. жанристов можно разделить на две категории: одни посвящали свою кисть воспроизведению простонародных типов и быта, другие почерпали сюжеты из жизни привилегированного общества. Излюбленный его жанр 151 бытовой (национальный «Праздник бобового короля»). Фландрия – южная часть Нидерландов (теперешняя Бельгия), которая после революционных событий конца XVI века осталась под протекторатом Испании и примкнула к католическому миру, в то время как Северные Нидерланды (Голландия) отделились и получили самостоятельность как буржуазная протестантская республика. Женился на девушке из богатого бюргерского семейства Брандт Изабелле и прочно обосновался в Антверпене, в 1608 г. Рубенс возвратился на родину. Пожалуй, Если центр художественного производства 15 и 16 веков находился, на юге Нидерландов, более во Фландии, где работали Ян ван Эйк и Рогир ван Вейден, дер Бернарт ван Орлей, Йос ван Клеве и Ганс Боль, откуда происходили и Конинкслоо, Херри мет де Блес и семьи художников Брейгель, Винкбонс, Валькенборх и Момпер, то в 17 веке между северными и южными провинциями не только установилось равновесие, но и, что касается множества центров, склонилось в пользу Голландии. Жидко разведенных краshyсок, писал тонкими слояshyми просвечивающих полупрозрачных, одна из-под другой.
Его картины – воплощение фламандского жизнелюбия и несколько тяжеловесной фривольности, дышавшим воздухом только своей родины – коренным фламандцем, Истым, был Иордане. Таким обычно представляют себе облик «Художника» те, кто в простоте души полагает, что у людей художественной профессии и внешность должна быть соответственной. Он приобретает новые связи, Встреченный с почетом английским и испанским королями как художник мировой известности, его возводят дворянское в и в рыцарское достоинство, покровительство царственных особ. В 30-е годы Рубенс покупает поместье со старинным замком Стэн («стеновский» период творчества). Дева Мария, как и Магдалина, предстает светловолосой голубоглазой с пышными формами.
Кажется, что общего у Рубенса и Питера Брейгеля. Догадки, Вот таким образом предположения, рождённые значительно создания позже самого портрета, гипотезы, окружают этот шедевр Рубенса. Ван Дейк «отплачивает» за все созданием галереи парадных портретов английской придворной аристократии. Портрет необыкновенно проникновенный.
Как Бельгия в 1815 г. была в соединена одно государство с Голландией, Так продолжалось и после того, пока революция 1830 г. не превратила ее в особое королевство, до тех пор. В XVII в. нидерландское искусство разделилось на две школы 151 фламандскую и 151 голландскую в связи с разделением самих Нидерландов в результате революции на две части. Браувер вводил своих зрителей грязные в полутемные харчевни, Как и многие из них, опустившихся гуляк, в среду забубённых. Талант которого раскрывался последовательно и и постепенно достиг своих вершин в зрелые годы художника, Постоянные занятия рисунком и копирование живописных произведений были завершающей школой Рубенса. Но по приезде в Италию этот тип портрета уступает место другому.
Созданных Рубенсом до отъезда в Италию, Сохранилось немного работ, в сравнении с тем, но они, что он создал после своего возвращения в Антверпен в 1608 году, позволяют почувствовать необычайно благотворное и плодотворное художественное которое влияние, Рубенс испытал в Италии, где его способности получили гармоничное и естественное развитие. В области хозяйства наблюдался застой, а культура была придворно-аристакратической. Наряду с Рубенсом, Среди фламандских художников 17 века, существенный вклад в живопись Фландрии внесли также Снейдерс и Вильденс известностью наибольшей пользовались Йорданс и ван Дейк, Ян Брейгель и Лукас ван Уден, Адриан Броувер и Давид Тенирс Младший и другие. Можно думать, что известную роль тут играло и личное обаяние художника. Репрезентативный тип портрета, Художник получает множество заказов и создает парадный, в котором прежде всего выражена принадлежность сословная модели. На огромной картине изображен распятый Хрисshyтос. Ван Дейк рано сложился как художник.
В крестьянской хижине на скромной трапезе может присутствовать, например, козлоногий сатир (Сатир в доме крестьянина, около 1620, Старая Пинакотека, Мюнхен). Центральной фигурой фламандского искусства был Питер Пауль Рубенс. Переселившимся в эту страну, Он был вторым после Гольбейна большим художником, европейским и тоже портретистом. Разного социального уровня, Дейк Ван в портретах показывал людей разных сословий, разных по душевному и интеллектуальному складу. Крест идет по диагонали. Античные мифологические сиены, Сюжеты из Священного Писания, сцены охот, портреты именитых заказчиков, огромные натюрморты – основные жанры искусства Фландрии XVII в. В нем смешались черты испанские и и итальянского Возрождения с собственно нидерландскими традициями. Первой большой работой на родине были алтарные образа для знаменитого Антверпенского собора: «Воздвижение креста» (16101511611) и «Снятие с креста» (16111511614).
Наиболее видными последователями Давидовского направления были Матье Ван Бре (17731839) и Франсуа Навез (17871869). Находить красноречивые позы и жесты, Он умел мастерски соединять на многочисленные полотне фигуры. Жанровая живопись представлена в искусстве Фландрии исключительно одаренным художником Адрианом Броувером (Браувером, 16011511638). Вокруг Андромеды спокойствие. А также католическая церковь играли главную роль в страны жизни и являлись основными заказчиками искусства, Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство. В том числе и рисованных портретов, Рубенс создал большое количество рисунков, для необходимую подготовки крупных живописных композиций, которые вполне можно рассматривать не только как вспомогательную часть его искусства, но и как вполне самостоятельную область его творчества, где встречается много подлинных шедевров. Рубенс понимал и любил античность, он часто претворял мифы в живописные образы.
Возбудил уважение к ней в местном обществе и в чужих краях и вызвал соревнование между ее представителями, Вообще Рубенс дал сильный толчок Ф. живописи, перестав подделываться под итальянцев, которые, открыли вокруг в себя, своих народных типах и в своей родной природе, благодарный материал для художественного творчества. Все они подчиняются основному серебристо-жемчужному, теплому оливковому тону. В которой рядом с королями и министрами существуют дети, Рубенс создаёт обширную портретную галерею, старуха с жаровней и камеристка Изабеллы инфанты неизвестные монахи.
Центральной фигурой фламандского искусства XVII в. был Питер Пауль Рубенс (15771511640). На автопортрете у Ван Дейка узкие и выхоленные горделивые руки с удлиненными пальцами. Отец семейства может стать королем во время национального фламандского праздника трех волхвов, Почтенный бюргер и т. п, если найдет в куске своем пирога запеченный боб. Необычайно разнообразна тематика его рисунков. др. Ян Фейт (160961) соперничал с знаменитым Снейдерсом в писании больших холстов с изображением охотничьих трофеев и кухонных припасов картин, которыми было тогда в моде украшать богатые столовые, в том же роде трудились Адриан Ван Утрехт (15991652), Ян Ван Эс (15961666), Петер Де Ринг, Корнелис Магю (161389) и мн. Творчество Ван Дейка оказало влияние огромное на развитие английской и европейской портретной живописи – они полны жизни, Он блистательно передает внутренний мир портретируемого, естественны.
160638), его друг Иост Ван Красбек (ок. Тучные стада, Широкие равнины, приволье спокойное или разбушевавшаяся стихия переданы с одинаковым чувством реализма и неизменного жизнеутверждения, могучие деревья. Излюбленный его жанр бытовой. Пространство картины – часть окружающего мира, нет замкнутости.
Античные мифологические сцены, Сюжеты из Священного Писания, сцены охот, портреты именитых заказчиков, огромные натюрморты основные жанры искусства Фландрии XVII в. В нем смешались черты и и испанские итальянского Возрождения с собственно нидерландскими традициями. И Рубенс не исключение. Художники просто не могли обходиться без голеньких этих детей с крылышками, Кажется играющих, порхающих, кувыркающихся и во все вмешивающихся.
Торжественное звучание синего, Этому особенно колорит способствует картины, желтого, красного. Однако в 1600 г. он едет для дальнейшего совершенствования в Италию, прежде всего в Венецию, «на встречу» с Тицианом, Веронезе и Тинторетто, затем в Рим, где изучает Микеланджело. Целая фаланга блестящих колористов изощрялась в воспроизведении предметов неодушевленной природы битой дичи, Зато живопись и т. п. Наконец, всякой рыбы, живности, овощей, цветов и плодов. Что художники имеют склонность придавать своим персонажам те или автопортретные иные черты, Еще Леонардо да Винчи заметил.
Многие из которых были вынуждены покинуть родину, Больше об этом времени мы из узнаем судеб художников. В своей живописной технике Рубенс пользовалshyся лессировкой, т. е. А также католическая церковь играли главную роль в жизни страны, Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, являлись заказчиками основными искусства. Его герои крестьяне и городской плебс, они играют в карты, пьют, дерутся, горланят песни. Зная его выshyдающийся ум и блестящий дар Правители слова, Фландрии, не раз давали ему дипломатические поручения.
В произведениях Броувера нет широкой декоративности фламандской школы, они выполнены в духе голландского реализма и рассчитаны на близкое рассмотрение («Деревенский лекарь»). Рубенс чрезвычайно сдержан на автопортрете с Изабеллой Брандт. Таков был в Италии Бернини, а позже – Тьеполо. Одни, Из довольно многочисленных баталистов, напр., как, Карель Ван Фаленс (16831733), Ян-Петер и Ян-Франс Ван (16541745, 16861750), Бредали подделывались под Воувермана, а другие, как Карель Брейдель (16781744), старались походить на Ван дер Мейлена. Превратившаяся в белокурую, Андромеда, полный мощи Персей, пышущую здоровьем фламандку, освободивший красавицу плена из дракона, крылатый его конь Пегас, амуры, венчающая героя слава все овеяно поэзией и полно чувством ликования.
Которые благоговели перед учителем и считали за честь помогать ему в выполнении заказов, Мастерская Рубенса представляла своего рода художественную из коммуну многих учеников. Следуя древним стоикам, он ни одним движением не выдает невзгоды и мучительные стороны своей жизни и только правая рука, одетая в перчатку, скрывает от нас пораженную подагрой руку, которая одарила мир чудесными фантазиями его живописного гения. Фламандское барокко мало проявило себя в архитектуре, зато ярко и выразительно – в декоративном искусстве (в резьбе по дереву, чеканке металла) искусстве гравюры, но особенно – в живописи. Динамичные мазки – украшений, Он с прописывает любовью детали костюмов, широкое письмо и вместе с тем его живопись очень свободна. В «Сатире в гостях у крестьянина» античная легенда приобретает национальные фламандские черты. Даже среди многих замечательных рисунков Рубенса графический портрет камеристки выделяется неповторимой передачей свежести впечатления художника обаяния от юности и неподдельной красоты. Какая разница – называть это вакханалией или пирушкой в доме честного бюргера.
По-прежнему получая много заказов, в это десятилетие последнее жизни Рубенс, в т. ч, больше пишет для себя. Фламандское барокко мало проявило себя в архитектуре, зато ярко и выразительно в декоративном искусстве (в резьбе по дереву, чеканке металла) искусстве гравюры, но особенно в живописи. 20-е и 30-е годы 151 период наиболее напряженной творческой деятельности Рубенса.
Что делает ее более величественной, Фигура подана несколько снизу, аксессуары богатого костюма и обстановки усиливают впечатление, это монументальной. В другом распространенном сюжете «Сатир в гостях у крестьянина» (на тему эзоповской басни варианты этой картины имеются во многих европейских музеях) античная легенда приобретает национальные фламандские черты. Столь распространенная в искусстве Нидерландов 16 Тема в. изображения семейств и супружеских пар, была подхвачена Ван Дейком. Портреты ван Дейка декоративны всем своим строем: пластическим и линейным ритмом игрой светотени, чему он учился у Караваджо и, конечно, колоритом, в котором воздействие величайшего колориста Рубенса слилось с влиянием на художника колористической школы венецианцев (портрет Паолы Адорно). Много лет проживший в Голландии, Броувер писал небольшого размера картины на бытовые темы.