В своем ариозо («Пригожий Лель, ужель тебе нежалко Снегурочку») она обращается к пастуху с наивными упреками. В конце концов он становитсяперед ней на колени. С тех пор она остается одним из самых любимых публикойтворений композитора. Неистовый Мизгирь бросается наСнегурочку. При этом в «Снегурочке» преодолевается распадение тематического материала на «жанровый», «фантастический» и «лирический», характерное для более ранних сочинений композитора и некоторых более поздних: в этой партитуре очень много переходных, промежуточных состояний. Зимой 1879/80 годов он снова ее прочитал и, на сей раз«точно прозрел на ее удивительную красоту». Леший говорит, что«конец зиме пропели петухи, Весна-Красна спускается на землю, сторожку леший отсторожил, ныряй в дупло и спи. » С этими словами онпроваливается в дупло. Дом Снегурочки ждет гостей круглый год.
С удивлением и растерянностью она оглядывает свои владения. Окрашена мягкой лирикой, Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой весенними народныхпесен, тонами расцветающейприроды. (Правда, всегдасуществовала опасность злоупотреблений танцами в «Снегурочке». Н. Черепнин, приглашенный в 1908 году в Париж для наблюдения иконсультации при постановке там «Снегурочки», писалН. А. Римскому-Корсакову оттуда: «. И вот царь Берендей понимает причину гневаЯрилы-Солнца: Снегурочка не ведает любви. Царь желает всем веселиться иудаляется со всей своей свитой.
И он стал записывать в нее в виденабросков приходившиев голову музыкальные мысли, композитора у былатолстая книга из нотной бумаги. Я предпочел бы, писал он в Летописи, чтобы Балакирев оценил поэтичность девушки Снегурочки, комическую и добродушную красоту царя Берендея и проч». Снегурочка – это волшебный персонаж, чистое и прекрасное дитя двух противоположностей. Богатая парчовая шубка практически сливается с поверхностью снега. Такой хрупкий, Этот образ, мог не не тронуть тонко чувствующую душу истинного художника, неземной и невообразимо прекрасный.
И встречу Весны, Тут отмечают и Масленицу, разумеется и, день рождения Мороза Дедушки 18 ноября. О чем просят сотрудники этого волшебного музея, Единственное, – это записываться заранее для визита. Вдруг Мизгирь бросает взгляд наСнегурочку. Обозначившийся в изобразительном искусстве со половины второй 80-х начала 90-х годов, Э. Грабарь), а в музыке со значительным опережением. В театральной постановке эпизод этот поводдля хореографа продемонстрировать свою фантазию.
Этим в принципе решалась основная проблема многослойной, разветвленной музыкальной драматургии, с которой Римский-Корсаков столкнулся в «Майской ночи» и которую снова с большим напряжением разрешал в «Младе». Лето 1880 года Римский-Корсаков провел в деревне Стелево. Он часто включается в программы концертов популярнойсимфонической музыки.
Состоявшаяся десятилетием ранее, Премьера в Мариинском театре, небрежностью исполнителей, композитору принесла главным образом разочарование неудачной постановкой, снисходительно-презрительным отношением к опере руководителя постановки Э. Ф. Направника и критиков, неадекватным восприятием концепции сочинения в дружеском кругу. Свое знаменитое полотно «Снегурочка» Виктор Михайлович Васнецов написал более ста лет назад, в далеком 1899 году. Третий акт начинается большой массовой сценой.
К солнцу, Снегурочка холодное дитя Мороза и Весны всей душойтянется людям, к как постепенно любовь и тепло торжествуют вее сердце и композитор с замечательной правдойвыражения показывает, приводя к гибели. (Римский-Корсаков был очень обижен также на Мусоргского за его равнодушие к «Снегурочке», хотя и понимал, в сколь тяжелом физическом и душевном состоянии находился Модест Петрович за полгода до кончины, очевидно именно от него, самого одаренного и чуткого, Римский-Корсаков ожидал, может быть подсознательно, подлинной оценки нового в своем произведении. Дед-Мороз встревоженэтими ее словами. Чтобыони прогнали Леля, Мизгирь Бобыля задабривает и Бобылиху, в котором он видит своего соперника. Может быть. Это настораживает Деда-Мороза. Ее манят людские песни, отвечает Снегурочка. Снегурочка остается одна.
Этот этап состоял в отказе от внешнего правдоподобия, от копирования мотивов народного творчества, от декоративизма, с одной стороны и обязательной повествовательности, «рассказа», с другой. И тот, пораженный ее красотой, поет своюзнаменитую каватину «Полна, полна чудес, могучая природа» философское размышление о непредсказуемости явлений чудесных даровмогучей природы. Тут же кончилось недолгоесчастье Купавы. Царь со свитой издали смотрит на играющих.
1881 год год окончания «Снегурочки» имеет особое значение в истории отечественной культуры. « и хотя Балакиреву нравилась финальная также сцена оперы – Римский-Корсаков остался неудовлетворен реакцией кучкистов. За теплый прием Лель готовпеть свои песни. Становится ясно, как в началедействия. Из внутренних покоеввыходят придворные, отроки из наружных дверей и слестницы – народ же здесь Лель – боярыни, Под торжественный и в то же времясказочно-игрушечный марш собирается народ.
Неторопливая величаво-спокойная песнягусляров «Вещие, звонкие, струны рокочут» напоминает старинныеэпические напевы. «Любя Снегурку, жалеючи ее внесчастной доле, со старым я поссориться боюсь». Оперу восторженно принял и А. Н. Островский:«Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогдасебе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всюпоэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, апотом неудержимо страстной героини сказки». Белый снег словно бы подсвечивает картину снизу. Освоем стремлении пожить с людьми она поет в трогательной арии «Сподружками по ягоду ходить, на оклик их веселый отзываться: «Ау, ау. »». Бобыль Бакулазнаком приглашает его к себе на ночлег. Девушки ипарни в венках.
Прощай, прощай, прощай, Масленица»). И каждому персонажу внутри каждой категории соответствуют свои интонационность и темброво-гармоническая сфера и каждой этих из категорий. Сцена таяния Снегурочки один изтрогательнейших в мировой оперной литературе эпизодов. Уже пылает заря. Полная луна серебрит всюоткрытую местность. Об окончании эскиза, я тем самым немалоих удивил. на первых сценических репетицияхтанцевали всюду.
«Снегурочка» поражает удивительночутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядовдревнего язычества, чудесных образов народных сказок. Мизгирь просит лишь об одном взглянуть ещераз на Снегурочку. Блаженство или смерть. » Снегурочка понимает, чтогибнет. Появившуюся из леса Снегурочкузамечает Бобыль и Бобылиха. Создается ощущение, что зимняя красавица только-только вышла из леса. Мороз и Весна прощаются соСнегурочкой и поручают Лешему следить за Снегурочкой и особенноберечь ее от Леля.
И все пейзаж, пениептиц, обстановка необычайно вдохновляли его на эту работу. Берендей осуждает Мизгиря на вечное изгнание в пустыню, в лес. Бобыль пляшет под волынку. Ицарь приказывает Лелю петь Яриле-Солнцу хвалебную песнь. Появляется Леший, которому Дед-Мороз наказал беречь Снегурочку. Юноши молчат все знают холодность Снегурочки. Тогда царь обращается к берендейкам и те отвечают, что только Лельспособен «внушить любовь девице».
Купавабежит и прячется между девушек. Дед-Мороз кличет Снегурочку. Сойдя в долину, народ разделяется на две стороны.
Мизгирь в отчаянии: «Это шутка жестокая судьбы». А с ней Бобыль и Бобылиха. Наивно и простодушно приветствует Снегурочка Берендея никогдараньше она не видела царя, Входит Снегурочка. Старики и старухи кучками сидят под кустами иугощаются брагой и пряниками. Еще полгода композитор затратил на инструментовку оперы, и наконец 10 февраля была опера дана на сцене Мариинского театра вПетербурге.
Ее родителями являются Весна и Мороз. Этим художественным приемом еще Васнецов больше подчеркивает удивительную прелесть героини картины. Даль «Девочка и Снегурочка», А. Н. Потому-то Веснамедлит вступать в свои права.
Шире всего в «Снегурочке» представлена обрядово-календарная сфера, но также и эпические напевы, лирическая песенность, романсовость, связанные с фольклором инструментальные жанры. Молодые берендеи водятхороводы, один круг ближе к зрителям, другой поодаль. К нейсо страстной мольбой обращается Снегурочка: «О мама, дай любви, любви прошу, любви девичьей. » И Весна соглашается на прощаньеутешить Снегурочку этим великим, но столь для нее роковым, даром. Он берет ее заруку, но она противится. И действительно, вдали показывается Мизгирь и двое егослуг. Не принимаяникакого участия в играх, Мизгирь, уходит то влес, то показывается среди народа. Леший сидит на сухом пне. В окружении свиты птиц на землю опускается Весна-Красна.
Та рада бы это сдедать и просит Мизгиря уйти, но тотнепреклонен. Под конец шествия показывается сам Берендей. Такие эпизоды, как ариетта Снегурочки в Прологе с солирующим гобоем, первая каватина царя Берендея с солирующей виолончелью, по типу изложения и развития тематизма вызывают вполне конкретные ассоциации с глинкинским «Русланом», но также с пассионами и кантатами Баха, которые Римский-Корсаков к этому времени уже хорошо знал, фрагментами которых дирижировал в концертах БМШ. Вся она – воплощение снежной чистоты и удивительной нежности.
Прекрасные глаза Снегурочки таят множество загадок. Эта сказка связана с мифом о природных духах, Возможно, при погибающих смене сезона (рождённое зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Некоторым утешением для автора стали восторженные отклики Бородина и Лядова, принявших оперу, по свидетельству корсаковской «Летописи», целиком. Мизгирь расспрашивает девушек, непрячется ли среди них Купава. Снегурочка старается вырваться. Они провожают Масленицу иххор начинает звучать еще за сценой.
Он останавливаетМизгиря. На лесной полянке царит звенящая тишина. Жанр «Снегурочки» определялся в разные времена и разными слушателями по-разному. Gt сквозь отражение чувства закономерности гераклитовского чувства космического в природе языческих в мифах крестьянского календаря». Лучше всего подошла бы к этому произведению асафьевская формула « Не только содержание, быть, Может а новой эпохи, но и стиль этих строк напоминают об искусстве не XIX века, о полотнах Врубеля и Рериха, сказках Ремизова. И, верныйсвоему слову погибнуть вместе со Снегурочкой, он бросается возеро.
На мгновение он как бы в нерешительностизадерживается возле Снегурочки, Лельнаправляется к девушкам, выбирает ееи через ведет всю сцену к царю подойдя близко, но потом идет к Купаве, целует ее. Снегурочка в слезах убегает в кусты. Кто не любит моей Снегурочки, тот не понимает моих сочинений вообще и не понимает меня», писал композитор жене в 1893 году, после московской премьеры оперы по существу первого настоящего исполнения «Снегурочки», когда она прозвучала полностью, без купюр, в должных темпах и с должным сочувствием исполнителей замыслу автора. Она печально бродит по лесу, охваченная ревностью. Но и этотдар Снегурочка отказывается принять.
В оркестре слышны крик петуха, чириканье, щебет птиц, кукование кукушки. Афанасьев «Снегурушка и лиса») она остаётся в живых, в народной сказке она растаяла от огня. Это приводит берендеев в ужас и с воплями «Ай, ай»они разбегаются.
Приближается толпа веселых берендеев. Где-то далеко видны светящиеся окна деревенских домов, где жизнь наполнена своим смыслом. Колоритная обрядоваясцена «Проводы масленицы» состоит из ряда хоровых эпизодовнародно-песенного склада мелодия на слова «Веселенько тебявстречать, привечать» народного происхождения. Сам композитор, говоря, что в «Снегурочке» «нет ничего вычурного, внешнего, натянутого, преувеличенного и подчеркнутого», выражал ту же мысль о спаянности, цельности художественного микрокосмоса оперы и объяснял «таковую удачу со Снегурочкой» ее «необыкновенно подходящим» для него сюжетом. Одновременно с сочинением «Снегурочки» жанрист-передвижник Виктор Васнецов заканчивает первые свои полотна на древнерусские и сказочные темы («После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Ковер-самолет», «Витязь на распутье»), пишет «Аленушку», столь глубоко созвучную главному образу оперы Римского-Корсакова, начинает работать над «Богатырями» и оформляет «Снегурочку» Островского для домашнего спектакля С. И. Мамонтова.
По берегам кусты тоже с цветами, повисшими надводой. Вокруг ни души. Еще сильнее и прекраснее и во всем этом в Снегурочке еще богаче, еще более тонко и слитно переплетены одно с другим отсюда и ее ни с чем не чисто сравнимая моцартовская цельность и одухотворенность».
Костюм под стать этой царевне зимнего леса. Слышатся рожкипастухов (в оркестре соло деревянных духовых). Особенностью «Снегурочки» является Б. В. Асафьев писал, что «Снегурочка» есть «постижение космоса» через «ощущение красоты, сквозь призму народной эстетики lt. Сюжет истории, волею художника перенесенной на холст, знаком многим. Маленькая шапочка с меховой вносит опушкой в образ Снегурочки нотку женственности и нежности. Четвертый акт передает нарастание лирических чувств героини. Нежно-ласкающий любовный дуэт Снегурочки и Мизгиря «Душа полна мояне страхом» льется свободно и легко.
Кроме речитативов, Их влияние ощущается, в композиции некоторых больших хоровых сцен, в стройных формах сольных номеров, где с вместе идущим от песенности сюитным принципом сказывается воздействие ораториального стиля старых мастеров. Но слова и слезы Мизгиря страшат Снегурочку, она старается вырвать руку. Что у него Снегурочка, однаневеста Тот не пытается оправдываться и на требованиеБерендея взять в жены Купаву упрямо отвечает.
Гусляры играют на гуслях и пастухи нарожках. Не в силах отвести взгляд от юной красавицы, Мизгирьтут же решает остаться со Снегурочкой. Догорает вечерняя заря. «В ответ на свое пантеистически-языческое настроение я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества. » – а сочинялась «Снегурочка» стремительно, На самом деле «постройка» была сконструирована factum, post в гармонии с окружающим миром с «милым Стелевым», в состоянии непрерывного вдохновения, где Римскому-Корсакову, впервые проводившему целое лето в русской деревне, «все нравилось, все восхищало» с наслаждением вспоминая о месяцах работы над «Снегурочкой», Римский-Корсаков писал. В ней все экстаз любви, томление, восторг и безнадежность. А на заре приветствовать Ярилин день, начинающийлето.
Сходятся слобожане. Среди них Бобыль. Из озера поднимается Весна, вся окруженная цветами. Стасов, например, считал ее оперой «преимущественно эпической» или «эпико-фантастической» с «глубоко лирическими страницами». «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль овеликой преображающей силе искусства.
Эта концепция выводит музыкальную драму за пределы языческого мира в христианскую эпоху, в современность и, с определенной точки зрения, «Снегурочка» есть первый у Римского-Корсакова опыт создания нового мифа в художественной форме. «Снегурочка» самая поэтичная опера Римского-Корсакова. Это подтверждается и письмом Бородина к Римскому-Корсакову, где в авторском подзаголовке «весенняя сказка» подчеркнута не сказочность, а «весеннесть»: «Это именно весенняя сказка со всею красотою, поэзиею весны, всей теплотой, всем благоуханием». Озеро поросло осокой и водными растениями сроскошными цветами.
Приспешники приводят Мизгиря. Бермята размещает придворных. В первом кругу ходит Купава. И вотпоявилась у них дочка Снегурочка. Вдали кричат петухи. В священную Ярилину долину направляются берендеи:старый царь, за ним женихи с невестами.
Вдали, между кустами, видныбогатые шатры. В конце концов призрак исчезает. Даже в чутком отзыве Финдейзена, цитированном выше, о «Снегурочке» говорится как об «изящнейшей, благоуханнейшей сказочной миниатюре» и такая точка зрения неоднократно высказывалась и позже. Направо кусты иредкий безлистый березняк, под горой, ветви пригнулись тяжестью под лежащего на них снега. В глубине, течет река – налево сплошой частый лес из большихсосен и елей, Место вокруг дремучее. Он молитСнегурочку любить его. На самом деле «постройка» была сконструирована post factum, а сочинялась «Снегурочка» стремительно, в состоянии непрерывного вдохновения, в гармонии с окружающим миром с «милым Стелевым», где Римскому-Корсакову, впервые проводившему целое лето в русской деревне, «все нравилось, все восхищало» С наслаждением вспоминая о месяцах работы над «Снегурочкой», Римский-Корсаков писал: «В ответ на свое пантеистически-языческое настроение я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества. ». Обуреваемый любовной страстью, Мизгирьвдохновенно поет Снегурочке свое ариозо «На теплом, синем море», вкотором за любовь Снегурочки предлагает бесценный жемчуг. Во всех трёх сказках со Снегурочкой случается несчастье, в двух сказках (В. И.
– писалкомпозитор, о сочинении Снегурочки никто не знал и ибо – дело это я держал в тайне, объявив по приездев Петербург своим близким. Обстоятельства создания «Снегурочки» хорошо известны. Н. А. Римский-Корсаков сам рассказал о них в «Летописи моеймузыкальной жизни». Сцену заполняют толпы берендеев.
Птицам холодно и Весна советует импоплясать, чтобы согреться, как это делают люди. Как для заходящего солнца нетвозврата – так и для любви погасшей возврата нет, же Купаве он заявляет. Так же чиста, Девушка очень красива, безупречна и холодна но – ее красота подобна зимнему снегу. Берендей успокаивается и призываетсвоих подданных в собраться последний день весны в заповедном лесудля игр и песен. Второй план холста занимает изображение леса, мрачного, таинственного и немного пугающего. Причём несчастье случается с девочкой всегда в лесу.
О чем она задумалась этой лунной ночью. В декабре-январе всегда проходит особая новогодняя программа. Все сожиданием смотрят на восток и при первых лучах солнца поют хор русскую народную песню «А мы просо сеяли»: девушки по одну сторону, юноши по другую. В лирически-проникновенной ариеттеСнегурочки «Слыхала я, слыхала» ласково-нежным и хрупким вокальнымфразам вторит выразительная мелодия гобоя. «тройное эхо, слышимое с балкона» пень, (Как ни странно именно редкостная аутентичность личного творчества критики не могли отличить заимствованных композитором тем от его собственных послужила поводом для резких нападок на сочинение и обвинений его автора в художественной несостоятельности. ) «Голосом природы» быть мог крик петуха на дворе или напев ручного снегиря, казался «лешим и его жилищем», поросший мхом.
Просторная поляна в лесу со всех сторон от нее сплошной лес. Литературное произведение было написано по мотивам русского народного творчества. Например, которые поет Снегурочка, не тождественны по внутреннему строю хоровым песням Леля музыка Весны в последней ее сцене со Снегурочкой иная по сравнению с Весной Пролога, передающая расцвет и очеловечение весенних образов и т. д. Лейтмотивная техника оперы описана композитором самым подробным образом и чтение этого разбора вызывает изумление сложнейшей инженерией музыкальной постройки (три категории тем, двенадцать групп мотивов в первой категории и т. д. ) и фантастической расчетливостью автора, заранее предусмотревшего множество сюжетно обусловленных модификаций каждого мотива их сочетаний – находящейся в постоянном движении (от холода к теплу, от утра к вечеру, от ночи к рассвету), Это как касается музыки природы, народные песни, так и персонифицированных образов. Начинается обряд выкупа невесты. Девушки запевают свадебную песню «То не пава».
Кусты и деревья принимают меняющиеся, фантастическиеобразы. Красная Горка (сказочное место, где происходитдействие) покрыта снегом. Несущих людям счастье коренится внародной поэзии идея Оптимистическая оперы прославление могущественныхживотворных сил природы. Весна-Красна поет свои речитатив иарию «В урочный час обычной чередою являюсь я на землю берендеев». В следующем затем втором речитативе Весна рассказывает птичкам сорокам-белобокам, угрюмым грачам и жаворонкам, журавлю и егоподруге цапле, красавицам лебедушкам и гусям и мелким пичужкам (такона к ним обращается), что шестнадцать лет назад стала оназаигрывать с Морозом, старым дедом, проказником седым. Оркестровое вступление рисует картину последнейзимней ночи.
Песня пришлась по душе Берендею, и в награду за нее царь предлагает Лелю себе выбрать подружку. В этой партитуре много очень переходных – «фантастический» и «лирический», При этом в «Снегурочке» преодолевается распадение тематического материала на «жанровый», промежуточных состояний, характерное для более ранних сочинений композитора и некоторых более поздних. Где планировалась постановка пьесы Островского с тем же названием, Художник начал создавать свой по шедевр заказу одного театра. Мизгирь также подводитСнегурочку к царю. Мизгирь всех одаряетподарками.
Чтотогда она ему мало Композитор понравилась, вспоминал впоследствии, а царство берендеев показалосьстранным. Тучи убегают, в это на время сцене происходиттрогательный эпизод прощания Деда-Мороза и Весны со Снегурочкой. Метель унимается. Бобыль и Бобылихаочень рады и уводят Снегурочку. Лядов, по воспоминаниям Асафьева, говорил, что в Прологе «Снегурочки» заключены зерна будущих больших корсаковских полотен. Сказка А. Н. Островского «Снегурочка» была первыйраз прочитана Римским-Корсаковым около 1874 года, когда она толькочто появилась в печати. Руки чуть расставлены в стороны, словно Снегурочка готова обнять все, что видит вокруг.
Снегурочка и Мизгирьстановятся под тень куста. Появляется Лель играя на рожке. Постичь которую стремятся многие, Его таинственность олицетворяет ту глубину души, русской но мало кому это удается сделать. И среди этого ледяного безмолвия особенно хрупкой и трогательной выглядит юная Снегурочка. Вхоре «Сбирались птицы» (игровая народная песня) оркестр имитируетголоса птиц. Бобыль не слишком падок до них и предлагает Лелюпеть для Снегурочки.
Стоит обратить внимание также на соответствующую эстетике мифа сложную иерархию действующих лиц, которая дается в авторском разборе оперы: их не три категории, как обычно считают (представители стихийных сил природы, полумифические-полуреальные существа, реальные персонажи), а вдвое больше: кроме названных, Масленица «соломенное чучело и представитель установившейся бытовой и религиозной жизни человечества» голоса самой природы «птицы и цветы, поющие человеческими голосами» высшее божество Ярило-Солнце. Именно вот таким образом опера так привлекала и художников искавших путей синтеза «своего» и «народного» и тех ценителей искусства нового поколения, которые с середины 90-х годов образовали вокруг композитора среду, защищавшую и поддерживавшую его творчество. И вновь царь Берендей, он же верховный жрец, объясняет великоезначение происшедшего: «Пятнадцать лет на нас сердилось Солнцетеперь с ее чудесною кончиной вмешательство Мороза прекратилось». Дворцы, За рекой Берендеев посад избы, дома, все деревянные, с причудливойраскрашенной резьбой в окнах огни – – столицацаря Берендея. «.
Но героиня подсознательно стремится испытать это восхитительное и опасное для нее чувство, Сердце Снегурочки никогда не теплой ведало и нежной любви. Она нарисована не в центре композиции, а чуть сбоку. Во втором акте, наряду с хоровыми эпизодами, значительное местозанимают сцены-диалоги. Вечер. Я даже начал сомневаться не балет ли«Снегурочка» (. ) После долгих обсуждений удалось отменить всю этукошмарную ерунду». ) Приглашая скоморохов, царь Берендей сказал также: «А там уж, напрощанье, Лель пригожий, чтоб день закончить, песню нам пропой». В глубине улица, через улицу хмельник ипчельник между ними тропинка к реке. В арии Снегурочки «Великийцарь» вновь звучит, на этот раз тепло и взволнованно, мелодия ееариетты «Слыхала я» (из пролога).
И с тех пор разгневанныйЯрило-Солнце дает земле мало и света тепла, Пятнадцать лет назад уВесны и Мороза родилась дочка Снегурочка. Тотюноша – который до рассвета заставит Снегурочку полюбить себя, получит ее в И жены, Берендей объявляет. Композиторсчитал ее своим лучшим творением. Звучитзаключительный хор (в уникальном музыкальном размере 11/4) песнь Яриле-Солнцу. Перед нами картина зимней ночи, холодной и таинственной.
Когдазанавес поднимается, взору зрителя открывается озеро в Ярилинойдолине. Тогда Лель проситза песню цветок и Снегурочка дает ему его. Характерные черты «нового русского стиля» рубежа веков обращение к сказочным, былинным, легендарным темам, к легендарным или фольклорным персонажам, стремление воссоздать художественный строй древнерусского и народного искусства путем стилистически выдержанного отбора его элементов и форм, свободное сочинение на основе этих форм, то есть воссоздание и развитие народной системы мышления, все эти черты очевидны в «Снегурочке», как и в последующих операх композитора. Пусть даже любовь и грозит ей неминуемой гибелью.
Мизгирь убегает за ним. Поляна принимает прежний вид. В те же годы складывается абрамцевский художественный кружок, живой очаг нового понимания русской красоты молодой Михаил Врубель, будущий сотрудник Римского-Корсакова и тонкий ценитель его творчества, работает над росписями Кирилловской церкви в Киеве, предвещающими наступление новой эпохи, а другой любимый художник Римского-Корсакова, Михаил Нестеров, создает своего «Пустынника», представляющего то же органическое слияние лирического, эпического, сказочного, древнего и современного, которым отмечена корсаковская «Снегурочка». Что касается «голосов народного творчества», то важно отметить множественность их истоков: композитор не только обильно использовал известные ему народные песни или реконструировал их из элементов, сохранившихся в более поздних образцах, но и ввел в оперу помнившиеся с детства народные речитативы и пастушьи наигрыши, даже церковные песнопения («знаменная» тема Ярилы, «поминание» Масленицы). Так кончается эта опера-сказка.
Она сочувствует Снегурочке, Купава, Появляется но ей некогда долгопредаваться этому чувству сегодня в слободку приезжает ее женихМизгирь. Одни везут сани счучелом Масленицы, другие наблюдают за этим. «Это именно весенняя сказка со всей красотою, поэзиейвесны, всей теплотой, всем благоуханием», писал об опере А. П. Бородин. В этот момент яркий лучсолнца прорезывает утренний туман и падает на Снегурочку (воркестре мощно звучит лейтмотив Ярила-Солнца). Можно добавить: и зерна симфонических картин самого Лядова. ) Обида, слышащаяся в этих словах, понятна: друзья и наставники принимали в музыке Римского-Корсакова «старое» ими же воспитанное и не принимали в ней «нового», «своего». Возможно, эта сказка связана с мифом о природных духах, погибающих при смене сезона (рождённое зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко).
Н. ф. финдейзен, Один из них, что и в Майской ночи, писал: «Те же элементы, в входят Снегурочку: сказочная волшебность, душевный лиризм и народный колорит комизм многих сцен в ней также вне сомнения. «Пляска скоморохов» виртуозный симфонический эпизод, изобилующий яркими оркестровыми красками, увлекательными ритмами. Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» начинаетсяпастушьим наигрышем кларнета на его фоне возникает широкая, привольная мелодия. Царь Берендей благословляет их. Между тем очевидно, что собственно сказочность в «Снегурочке», в отличие, например, от «Сказки о царе Салтане» имеет подчиненное значение и в XX веке устанавливается более верный взгляд на «Снегурочку» как «сказку-миф», произведение эпико-лирического или лирико-эпического жанра (исследователи ставят акцент то на одной, то на другой части двуединства). Передлесом по обе стороны невысокие кусты. Плененный красотой Снегурочки, он упорнопреследует ее, добиваясь взаимности.
Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла сбольшим успехом. Бойся речей его и песен. » наставляет Дед-Мороз Снегурочку. Хрупкаянежность образа Снегурочки оттеняется величественным, лучезарнымзвучанием заключительного хорового гимна «Свет и сила, бог Ярило». Что ничто в жизни не повторится, о том, до которой сейчас рукой подать и даже с той мимолетной красотой, рано или придется поздно расстаться. Звучит песня ипляска птиц «Собирались птицы, собирались певчи стадами, стадами».
Четвертое действие начинается оркестровым вступлением. Она появляется из леса. Лес ещеспит под снегом и всюду царствует Мороз. Романтические интонации Мизгиря и даже речитатив в классическом духе, эту в картину своеобразно вписывается личностно-лирический тематизм Снегурочки и царя Берендея. Снегурочка убегает в лес, Мизгирь устремляется за нею, ноЛеший превращается в сухой пень и куда бы ни ринулся Мизгирь, всюду перед ним вырастает из земли лес (в оркестре это мастерскипередано появлением все новых и новых мотивов во все убыстряющемсятемпе).
Она в отчаянии и требует, чтобы Снегурочка «отдаладружка назад». Наряд расписан золотым шитьем. Торжественно, эпически величаво звучитгимн берендеев «Привет тебе, премудрый».
С правой стороны озера голая Ярилина гора с остроювершиной. Она упоминает Леля. НоЛеля нет, а вместо него перед ней предстает Мизгирь. Выбегают скоморохи. Так как в этот период года домик Снегурочки перегружен и для комфортного пребывания нем в здесь устраивается четкое расписание, Особенно зимой.
Яриле-солнцу «творческому началу, вызывающемужизнь в природе и людях» (Римский-Корсаков) враждебен суровыйМороз. Он и, по-видимому, Балакирев выше всего ценили в «Снегурочке» «изображение Руси, ее народа, ее разнообразных личностей и характеров, картин, событий и сцен». Это касается как музыки природы, находящейся в постоянном движении (от холода к теплу, от утра к вечеру, от ночи к рассвету), так и персонифицированных образов: например, народные песни, которые поет Снегурочка, не тождественны по внутреннему строю хоровым песням Леля музыка Весны в последней ее сцене со Снегурочкой иная по сравнению с Весной Пролога, передающая расцвет и очеловечение весенних образов и т. д. Лейтмотивная техника оперы описана композитором самым подробным образом и чтение этого разбора вызывает изумление сложнейшей инженерией музыкальной постройки (три категории тем, двенадцать групп мотивов в первой категории и т. д. ) и фантастической расчетливостью автора, заранее предусмотревшего множество сюжетно обусловленных модификаций каждого мотива их сочетаний. В театре и в рецензиях на петербургскую премьеру «Снегурочка» рассматривалась как сказочно-развлекательная опера (Направник выражал недоумение, почему автор увлекся столь «наивной» пьесой недалеко от него ушел и Кюи). Угрюмаямелодия Мороза сменяется нежными, Оркестровое вступление к прологу красочный пейзаж, живописующий музыкальный пробуждение природы от зимней спячки суровая, обаятельными напевами Весны. Онрасспрашивает ее о нем и Снегурочка в изумительной ариетте«Слыхала я, слыхала» признается, что «и дни и ночи слушать я готоваего пастушьи песни и слушаешь и таешь». Удачным было, кроме исключительной красоты текста Островского, то, что в этой пьесе (еще более, чем опера, непонятой современниками и получившей настоящее признание только в следующем столетии) изначально заложена «очень тесная связь эпико-мифических, обрядово-ритуальных сцен с движением самой фабулы везде активное участие принимают действующие лица» (Кандинский А. И. ).
У Римского-Корсакова в этой опере индивидуальное, личностное «весеннее» (не только в образе Снегурочки) показано в сложном соотношении с законами родовой жизни «круговорота времен года». Да, Снегурочка – это дитя природы и природа гордится своим волшебным творением. Купава выходит к Мизгирю, она зовет Снегурочкуприсоединиться к их веселью. Это былоего первое лето в настоящей русской деревне. Ивот, после пляски скоморохов Лель, аккомпанируя себе на рожке (воркестре эта мелодия звучит у кларнета), поет свою третью песню («Туча со громом сговаривалась»). Хор берендеев поет прощание сМасленицей («Раным-рано куры запели, про весну обвестили. На их вопросы, кто она, Снегурочканазывает свое имя и просит их взять ее с собой.
В дуэте Берендея с Купавой «Батюшка, светлыйцарь. » сбивчивая, взволнованная речь Купавы оттеняется ласковыми испокойными репликами царя. Возвращаются девушки и Лель. Бобылиха и несколько соседей сидяткругом и пьют пиво. На вершинегоры, на некоторое время («на восемь тактов» ремаркаН. А. Римского-Корсакова) рассеивается туман и показывается Ярило ввиде молодого парня в белой одежде в правой руке у него светящаяся человечья голова, в левой ржаной сноп.
Онзафиксировал ход работы буквально по дням: начало 1 июня (написановступление к прологу), окончание – 12 августа (заключительный хор). Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как Снегурочка. Таким образом, с созданием «Снегурочки» творчество Римского-Корсакова, как раньше творчество Мусоргского и Бородина, возглавило новый этап «исканий родной красоты» (И. Гениальный мастер воплотил свое видение и понимание при помощи кисти и красок. (Как ни странно именно редкостная аутентичность личного творчества критики не могли отличить заимствованных композитором тем от его собственных послужила поводом для резких нападок на сочинение и обвинений его автора в художественной несостоятельности. ) «Голосом природы» мог быть крик петуха на дворе или напев ручного снегиря, «тройное эхо, слышимое с балкона» пень, поросший мхом, казался «лешим и его жилищем». Лель согласен петь Снегурочке за поцелуй. Снегурочке эта плата кажется незначительной, ведь, как она говорит, «при встрече, при прощанье целуюсь с каждым я». «Беги от Леля. Перед избой скамья с левой стороны большаяраскрашенная изба Купавы, Заречная слобода Берендеевка правой с стороны бедная изба Бобыля спокривившимся крыльцом.
И он же сказал о «глубоко человечном» начале, противящемся «вечной текучести всего», о том, что великолепное славление Ярилы-Солнца не может затмить весеннего образа Снегурочки и «нам жалко Снегурочки, жалко минувшей весны. ». Звучит клич двух бирючей с вышки. Впоследствии эти подступы к сказке лягут в основу художественного решения спектакля по опере Римского-Корсакова в Русской частной опере знаменитой мамонтовской «Снегурочки», которой суждено было сыграть революционную роль в истории русского музыкального театра. Женихи берут невест и представляют их с поклономцарю.
Весь свой гениальный талант вложил Н. А. Римский-Корсаков впредсмертную арию Снегурочки. Никто не знает. В этом году умирают Достоевский и Мусоргский и в последние дни жизни автора «Хованщины» Василий Суриков выставляет свою большую работу на историческую тему «Утро стрелецкой казни», задумывает «Меншикова в Березове» и делает эскизы для «Боярыни Морозовой». Слева из снега выглядывают молоденькие елочки.
Начало весны. Конечно, Снегурочка хочет. Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение недавалось ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка». «музыкальные мысли и их обработкапреследовали меня Онработал неотступно, целыми днями, – писал впоследствии композитор. Постепенно расходятся и всеостальные. Снегурочка стоит закустами, около дупла Лешего. Всередине первого круга Лель и Снегурочка.
Это ожившая наяву сказка, не принадлежащая обычному миру людей. Снегурочка испугана:«Что со мной. Вдохновенно звучит лирическое ариозо Мизгиря«На теплом синем море». В лесу обитает леший, Мне кажется, оказавшись даже в трудной жизненной ситуации и страдая, . Но, Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты – что это тоже граничит с мифологией. Народ поет (a capella) гимнберендеев.
«Снегурочка», которая, как уже говорилось, возникла сразу вслед за «Майской ночью», при жизни композитора и в последующие десятилетия являлась и, по-видимому, остается до сих пор самой любимой оперой корсаковского репертуара это сочинение всегда рассматривалось как вершина, средоточие творчества композитора и потому о нем существует особенно обширная и интересная литература. Весна ласкововстречает ее и спрашивает, не хочет ли она на волю. Вот они входят с мешками, в которых, как впоследствииоказывается, деньги и гостинцы. В свою очередь Мизгирь проситцаря отсрочить его изгнание: он клянется, что зажжет любовью«Снегурочки нетронутое сердце».
В арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить»легкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными ихолодноватыми напевами флейты. Начинаетсясуд над Мизгирем. Возможно, героиня размышляет о том, как быстротечна жизнь и неуловимо каждое ее мгновение. В каватине Берендея«Полна, полна чудес» на фоне мерного оркестрового сопровожденияспокойно струится мечтательная, поэтичная мелодия.
Кроме того, «Снегурочка» единственная опера, по отношению к которой Римский-Корсаков успел хотя бы отчасти выполнить свое намерение дать подробный анализ собственного оперного стиля: его незаконченный «Разбор Снегурочки» (1905) ценнейший документ, освещающий по сути все основные положения оперной эстетики и техники композитора. В1881 году опера была завершена. Вновь появляется Леший, он дразнит Мизгиря призракомСнегурочки. Снегурочка подтверждает и говорит, что можетэто сделать сто раз, что любит Мизгиря. Ей отвечают голоса из леса, а деревья и кустыкланяются ей.
Вообще, говоря о романтических прообразах некоторых персонажей и ситуаций в «Снегурочке», некоторых ее музыкальных форм, как бы упускают из виду классические прототипы, очень существенные для стиля этой оперы. «Пляска скоморохов» виртуозный симфоническийэпизод изобилующий яркими оркестровыми красками, увлекательнымиритмами. С ужасом видит Мизгирь и берендеи, что«как вешний снег, она пред Солнцем тает и девушки Снегурочки ужнет». Уходя к людям, она прощается сродителями и с лесом.
Наконец именно «Снегурочке» посвящены самые поэтические, душевно открытые строки в «Летописи моей музыкальной жизни». Взгляды всех устремлены на восток. Раннее утро. В опере противопоставлены двамира реальный и фантастический, олицетворяющий, по словамкомпозитора, «вечные, периодически выступающие силы природы». Снегурочка, пастух Лель и царь Берендей персонажи полуреальные, полуфантастические. Девушки и парни поютвеселую хороводную песню «Ай, во поле липонька», Бобыль лихоотплясывает под разудалый напев «Купался бобер» (обе темынародные).