Возможно, главное, чем знаменит Садбери это то, что здесь в доме на Селпалкр-Стрит (сейчас 8212 Гейнсборо-Стрит) в 1727 родился известный художник Томас Гейнсборо.
Пожалуй, единственное яркое событие его ссора с Академией художеств. Прекрасное представление о дает которой эрмитажный Портрет дамы в голубом, Современников поражала необычная раскованная манера письма Гейнсборо. Прибегая к иносказанию, органически сплетая воедино фантастическоеи реальное, Не давая связи сюжетной междуотдельными листами, зло посмеялся над церковью ивысшим светом, мастер создал сатиру наобщество, человеческими слабостямии пороками».
В октябре 1759 Гейнсборо переехал в Бат. В девятнадцать лет Гейнсборо женится по страстной любви на Маргарет Барр (как предполагают, незаконнорожденной дочери герцога Бэдфорда), а в 1748 году возвращается в родной Сэдбери, где пишет для заработка портреты окрестных помещиков. Ощутимый во многих ранних работах, Недостаток профессиональной подготовки, что сыграло, живописцу приходилось восполнять самому, видимо и свою положительную определив роль, значительную независимость Гейнсборо от академических канонов. Что заметно в повторяющихся образах и композиции, тосковал Художник о тихой сельской жизни в Саффолке, наполняющих его пейзажи поэтичной меланхолией.
Который преподавал в Академии св, в Лондоне он становится учеником гравера и рисовальщика Франсуа Гюбера Гравело. Девятым ребенком в семье Джона Гейнсборо, Он был младшим, самым и его жены Сюзанны, торговца сукном и саванами, урожденной Берроуз. С новой силой проявляется интерес Гейнсборо к пейзажу. И в 1740 году отец отправляет тринадцатилетнего мальчика в учиться Лондон, с ранних лет у него проявляются способности к рисованию. Хоть и бессистемно, Все годы эти мастер кисти и, все же изучал основы живописи, благодаря недюжинному таланту, создал свой особый лиричный и поэтичный стиль, который в тогдашней Англии, скупой на проявления чувств, был непривычным. В 1774 году Гейнсборо переселяется в Лондон.
Возможно, Разгневанный художник, забрал картины с выставки, без не основания увидевший в этом происки завистников. Но более всего страдал Гейнсборо из-за неизлечимого психического заболевания младшей дочери. Лишь по мере продвижения к цели художник впускал в помещение больshyше света. Здесь им были написаны такие известные ранние работы, как «Бульshyтерьер Бампер на фоне пейзажа» (1745 г. ), «Дорога через лес и отдыхающий мальчик с собакой», «Вид на Дэдел» (обе в 1747 г. ), «Лес Корнар» (1748 г. ), «Портрет четы Эндрюс» (1748 – 1749 гг. ).
Отец Томаса был человеком предприимчивым и находчивым. Его жены", в портрете "Роберт Эндрюс и Мэри, красоту зеленого английского лета доводится до через зрителя чувство благополучия и радости которого в атмосфере явно создает в натурщиков, например. хуже, хотя я очень стараюсь. ГенриБейт указывал, что «первым мастером, которого Гейнсборо изучал, был Винантс, чьи заросли чертополоха и щавеля ончасто вводил в свои ранние картины. Уже в 1745 г. молодой художник поселяется в собственной мастерской и на женится побочной дочери герцога Бофора.
В пленительном Портрете миссис Шеридан (1770-е) художник сумел достичь единого настроя в изображении юной женщины и окружающего ее пейзажа, который является как бы вторым я модели, растворяя в ее в себе. 1770 г. ), виконта и виконтессы Лигонье (1771 г. ), Элизабет и Мэри Линли (1772 г. ). Слабонервный таможенник поспешил удалиться. Подлинными шедеврами живописца стали портреты неизвестного юноshyши (кон. Композиционное решение у Гейнсборо простое – он располагает фигуру посередине холста.
Высоко ценимых в К Англии, этим же годам относится знакомство Гейнсборо с картинами фламандских живописцев. Однако у успеха была и оборотная сторона. А пейзажамиГейнсборо при его жизни мало кто Но интересовался, портреты доставляли ему известность и деньги. Признанных красавиц того времени Мэри Грэм (1775 – 1777 гг. ), в Лондоне он пишет в смелой жиshyвописной манере парадные превосходные портреты королевских особ (Георга 111 и его жены Шарлотты, принshyца Уэльского), многих видных политических деятелей и людей искусства, Элизабет Шеридан и герцогини Деshyвонширской (оба в 1783 г. ).
Гейнсборо пишет замечательный Портрет мистера и миссис Эндрюс, Вернувшись ненадолго в Садбери 1748 в г. изображавшим саффолкские поля, в котором впервые соединяет портрет с пейзажным фоном. И в Сэдбери и в Ипсвиче Гейнсборо работает в двух излюбленных жанрах портрете и пейзаже. Сливающимся по цвету с нежной кожей, Утонченность и аристократичность облика дамы подчеркивается и шуршащим полупрозрачным шелком платья, гордо и поднятой головой и сдержанностью взгляда. Прожитых им здесь, лет, Пятнадцать но и приshyнесли Гейнсборо большую известность и признание, оказались не только плодотворными. Впортрете Сары Сиддонс Гейнсборо не использует никаких дополнительных атрибутов (если не считать глухого пламенеющего темно-красного занавеса), никакойаллегории. Но созданной им самим, Его красота не является академической античной или учившимся в великой школе природы. Что юная женщина, Долгие годы считается, – де графиня Бофор, позировавшая для портрета Дама в Голубом.
Получившее развитие у Констебля и Тернера, Такое понимание заложивших пейзажа, основы современного художественного мышления, позволяет рассматривать Гейнсборо среди живописцев. Которые унаследовали от него способности к рисованию, Гейнсборо был очень привязан к и жене детям. Как «Бульshyтерьер Бампер на фоне пейзажа» (1745 г. ) им Здесь были написаны такие известные ранние работы, «Вид на Дэдел» (обе в 1747 г. ), «Дорога через лес и отдыхающий мальчик с собакой», «Лес Корнар» (1748 г. ), «Портрет четы Эндрюс» (1748 – 1749 гг. ).
Ни один из английских художников до Гейнсборо не формировался столь быстро и уверенно. Такие поздние работы, как Водопой (1877) или У дверей хижины (1780), написаны рукой мастера-виртуоза, который от непосредственности ранних полотен пришел к эффектности, большему разнообразию сюжетов и манеры исполнения. Во многом отразившие вкусы заказчиков, аристократических в портретах этого времени появляются новые черты.
Но особенно замечателен портрет Джонатана Баттла (так называемый «Голубой мальчик»), написанный около 1770 г. В нем художник прибегнул к смелому колористиshyческому решению изобразив фигуру персонажа в голуshyбом «вандейковском» костюме на фоне пейзажа, напиshyсанного в теплых коричневых тонах. Который был убежден, Своими голубыми гаммамиГейнсборо как бы полемизировал с Рейнолдсом, могут а лишь оттенять собойпреобладающую красно-коричневую гамму, что холодныетона не годятся в качестве господствующих. Но его искусство – идеологически и технически полностью отличается от своего соперника Reynolds - оказали значительное влияние на художников английского школы, Гейнсборо ни было желательно не учеников, особенно те из его поздних образом, которые последовали за ним. Ландшафтов, ожидать констебль, морские картины, Тернер. Превзойдя в этой работе остальных, в 1748 г. Гейнсборо по приглашению Хогарта принимает в участие украшении приемной детского приюта и пишет один из восьми видов госпиталей Лондона – Чартерхаус, более опытных живописцев. Тем не менее пейзаж Повозка (1767) демонстрирует изменения манеры: краски стали теплее и светлее, динамичная и более свободная композиция напоминает картины Клода Лоррена. Единственная его работа, находящаяся в России, Гейнсборо родился в небольшом городке Садбери (Саффолк) в семье торговца сукном.
1759 г. ), – держат на руках котенка. Написанная в 1785 году, Брак портрет "Утренняя прогулка", представляет собой совершенство стиля позже Гейнсборо и выходит за портрета рамки к идеальной концепции достоинства и грации в гармонии ландшафта и цифры. Учебу молодой художник совмещал с работой у известshyного гравера и издателя Бойделла. К ним принадлежит и портерт Сары Сиддонс – где аккорд голубого, белого и звучит черного на темно-красном фоне, Он прославился серией так называемых голубыхпортретов. Отмечая этот парадокс известная исshyследовательница творчества Гейнсборо Е. А. Некрасова писала: «В некрологах его восхваляли главным образом как певца природы, почти не упоминая портретов, так что к концу жизни он наконец заслужил репутацию, о коshyторой всегда мечтал». 1768 г. ), Эдварда Гейнсборо-Дюпона (ок. Его произведения музыкальныпо выражению, по ритму по краскам.
Свадебный портрет супругов Халлет можно рассматривать как завершение поисков Гейнсборо в области парного портрета, где он всегда хотел передать не внешнее действие, а гармонию душевных состояний. Родители Гейнсборо купили дом за 230 фунтов в 1722 году и владели им до 1792 года. портретиста Френсиса Хаймена. Отнесенный к правому краю полотна, Парный портрет, открывающий широкую панораму и пейзаж, выступают здесь как равноправные почти части композиции. Предвосхитившая художественные открытия XIX века, Однако именно эта манера, определила исключительное место Гейнсборо в истории мировой живописи, Констебля от и Тёрнера до импрессионистов.
Однако в маленьком городке заказчиков почти Он нет, пишет портреты на заказ, где нет недостатка в заказчиках среди мелких помещиков и местных клириков (Портрет адмирала Вернона, 1753) и семья обосновывается в Ипсвиче. Серебристого и розовых тонов на фоне темной садовой листвы раскрывает замечаshyтельный колористический дар художника, а сочетание утонченное желтого. Непринужденная грация ито спокойное достоинство, в нем привлекает естественностьи изящество, которое былосвойственно актрисе и которое передать Гейнсбороудалось с удивительнойточностью.
Вблизи живописная поверхность кажется хаосом разноцветных штрихов и пятен. Первым его учителем был известный французский рисовальщик Юбер Гравело (1699 – 1773), работавший в Лондоне. Умение связать фигуры единым настроением, в истории английского впервые портрета появляется непринужденность и естественность в позах. В частности, Гейнсборо своей славится элегантностью его портреты и его фотографии женщин, есть крайняя деликатность и ре конфайнмента.
В них есть серебристость, жемчужность, Голубые тона Гейнсборо не просто голубые:они складываются из оттенков и полутонов изменчивая воды, синева розовеющие отливы перламутра. Жизнь Гейнсборо в Лондоне протекала на редкость ровно и спокойно, без потрясений и срывов. И «взрыв» действительно произошел: в 1763 г. художник настолько серьезно заболел от переутомshyления, что местная газета поспешила объявить о его смерshyти. Тщательное, чисто живописным фигуры письмом и пейзажа – сглаженное письмо лица сопоставляется со свободным, в Голубом мальчике Гейнсборо с блеском использовал один из наиболее выразительных своих приемов. Эта трагедия омрачила последнее десяshyтилетие его жизни. Но овладеть в совершенстве искусством рисунка всего более ему помогли занятия в Академии Св.
Одна из лучших работ этого периода Портрет супругов Эндрюс. Который часто посещали английские аристократы, Большие изменения в судьбе Гейнсборо произошли после переезда в году 1759 в курортный город Бат. Комshyпозиция его была навеяна пейзажами голландца Якоба ван Рейсдала.
Изображая аристократии, в ванной он стал и желанным модным художником, художников и литераторов, богатых купцов. Пейзажные фоны были во многих его картинах, но чистых пейзажей относительно немного. Полны задушевности и удиshyвительной Картины свежести, блестяще передают непосредственshyность и очарование малышек, больше похожих на изобshyражения нарядных кукол или маленьких взрослых, которые абсолютно отсутствовали в детских портретах того времени. В ее тонких чертах (совершенный тип английской красоты) чувствуется особое благородство –благородство духа, а не только крови, а за ее спокойствием – внутренняясобранность. Гейнсборо начинает регулярно посылать свои работы в Лондон на выставки Общества художников и со временем становится одним из членов-учредителей Королевской Академии художеств.
Он не делал традиции ных грандиозный тур или ритуальное путешествие в Италию, Как художник-самоучка, полагаться но на свои замечательные инстинкты в живописи. Работающих под рококо портрет-гравер Gravelot, остался Он в Лондоне в течение восьми лет, которая была высоко ценится Лондон арт-дилеров в то время, он также стал Фамиль раунд с фламандской живописной традиции. Мартина у превосходного французского рисовальщика и гравера Гюбера Франсуа Гравело. По сути, Но, сына торговца скоshyбяными товарами – аристократам Ван Дейка и Рубенса, Гейнсбоshyро сознательно абсолютно противопоставил в нем своеshyго героя – обыкновенного мальчика, придав ему значительность и силу характера. Где онобучался сначала серебряных делмастерству, Ученические годыхудожника связаны с Лондоном, популярногопортретиста, но а затем у Френсиса Хаймена, посредственного.
Особенно замечателен «Лес Корнар», который еще называют «Лес Гейнсборо». Получившем распространение в искусстве XVIII века, Показательно стремление художника оба сочетать жанра в особом типе портрета в пейзаже. Почтилихорадочной, Обе картиныотличаются блеском живописи, стремительной и точностьюмазка тонкой передачей красоты женскоготела. Но даже среди этих замечаshyтельных полотен остаются непревзойденными «Дама в голубом» (портрет герцогини де Бофор, кон.
Желавших иметь в своих замках портреты, к Интерес Ван Дейку сложился у Гейнсборо не без участия знатных заказчиков, писавшего их предков, не уступающие картинам великого фламандца. С особой любовью художник изображал людей искусshyства – музыкантов, композиторов, актеров (портреты Анны Форд, 1760 г. Дэвида Гаррика, 1769 г. и др. ). Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения портретируемого. Шапиро. – Люди пасутскот, едут в повозке по лесной дороге, нянчат детей на открытом воздухе упорога хижины, собирают хворост (Воз, 1786 У дверей фермы, 1778). То теперь фигура получает первенствующее значение, Если раньше он писал небольшие портретные на группы пейзажном фоне, пейзаж отступает на второй план.
Одухотворенность и поразительная виртуозность исполнения легкий мазок тонкие прозрачные слои краски красочная гамма, серебристых, синих, зеленых – построенная на тончайших сочетания тонов – серых, Уже здесь проявились основные черты его художественной манеры. Выполняя требования строптивых заказчиков, художник не успевал работать для души. Но в своейсдержанности его портреты более поэтичны, больше говорят воображению.
Заканчивая рассказ об искусстве Гейнсборо, нельзя не сказать о его пейзажах. Между тем, свежие и тонкие, ониявлялись исключительно талантливыми произведениями искусства. Он родился в семье суконщика в местечке Садбери в Суффолке (восточная Англия), с детства проявил способности к рисованию и в 13 лет был отправлен на учебу в Лондон. Та Англия, которую он действительно любил, - это англия уютных усадеб, далеких от столичной суеты, где жизнь течетсозерцательно и неспешно, как длинный безмятежный летний день, от восхода дозаката. Томас Гейнсборо родился в 1727 г. (точная дата его рождения неизвестна, сохранилась лишь запись о крещеshyнии 14 мая) в городке Садбери графства Саффолк (Восточshyная Англия). Популярную художественную школу, Мартина, преуспевающего портретиста и где декоратора, учится у Франсиса Хаймена.
Портрет Сарры Сиддонс – примерно в одно время, в 80-е Портрет годы, Елизаветы Шеридан и Портрет супругов Халлет, были написаны три замечательных и очень разных портрета. Поэтичностью и простотой, Работы художника маленького привлекали своей необычной свежестью, свидетельствуя о его незаурядном даровании. Может быть, к числу таких работ так принадлежит, называемый Голубой мальчик, самая знаменитая картина Гейнсборо Портрет Джонатана Батела. Прелестная молодая женщина на портрете, мгновение назад повернувшая голову с модной тяжелой прической, готова улыбнуться зрителю. В 1774 г. Гейнсshyборо вернулся в столицу, после того как стал одним из учредителей Королевской академии (1768 г. ) и его картиshyны, представляемые на академических выставках, завоеshyвали огромный успех. Не все портреты равны по своим художественным достоинствам, есть подлинные шедевры и работы явно неудачные.
Не менее знаменитым, Он становится одним из ведущих мастеров в области английshyской портретной живописи, нежеshyли выдающийся его современник Джошуа Рейнолдс. Чтобы мы удостоились чести именоваться английской школой живописи, Если бы нация произвела достаточно талантов, хотя сам он всегда отдавал предshyпочтение пейзажу, – имя Гейнсборо перешло бы в поshyтомство среди первейших носиshyтелей ее зачинающейся славы. » Такую высокую оценку творчества художника дал в одной из своих речей в Королевской академии Джошуа Рейнолдс в 1788 г. В историю английской жиshyвописи Гейнсборо вошел прежде всего как в портретист, котором чувствовал себя свободным от воли заказчиков и необходимости писать ради заработshyка. В пору расцвета своего таланта он откровенно приshyзнавался другу Джонсону: «Меня тошнит от портретов и мне ужасно хочется уйти в какую-нибудь милую деревню, где я мог бы писать пейзажи и наслаждаться последними годами моей жизни в покое и тишине». Базовая структура большинства зданий семнадцатого века была составлена скелета из дубовых досок. Мартина. Перед нами воплощение поэтического идеала, духовности, музыкальной гармонии. К этому времени он пользующийся признанием, преуспевающий художник.
Искренностьюисполнения, – считает Т. Седова. –В этом парадном портрете ни нет тенилести, «Но портрет Гейнсборопревосходит все другие работы преждевсего свежестью восприятия. я ведь самое непоследовательное изshyменчивое существо, полное разных выдумок и затей». Лондонского, Работы Гейнсборо его последнего, как в портретах, периода отличает экспансивность и монументальность, так в и пейзажах. В 1746 г. они обвенчались.
В большинстве работ стремящегося уйти от характерности индивидуальной Психологизм этого образа не типичен для позднего творчества мастера, отказываясь даже от портретного сходства в целях создания идеального образа. Использованный Гейнсборо, Эффект оптического смешения красок, как известно, потом, лег в основу художественного метода импрессионистов и многочисленных их последователей. Здесь же он познакомился с очаровательной Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора. Он больше не про индуцированной небольшие картины, но в манере Ван Дейка, повернулся к полной длины, в натуральную величину портреты.
Которой руководил Перебравшись в 1759 в модный курортный город Бат, Мартина, Гейнсборо широкую приобретает известность и успех. Портреты Гейнсборо сохраняютнедосказанность. Были среди них и групповые портреты, лучшим из которых является «Автопортрет с жеshyной и ребенком» (1751 г. ), выполненный с большой теплоshyтой и выразительностью, в свободной манере. Недаром Гейнсборо любил музыку.
Он переходил к собственно живописной части работы и яркого, добивался Но не в композиционном мастерстве была сила Гейнсборо элементарно решив композиционную задачу, каждый раз индивидуального колористического решения, необычного. Придающих изображению элемент декоративной условности и одновременно особое создающих возвышенное настроение, Картина написана в светлых тонах, которое Гейнсборо передает и в лицах изображенных персонажей. Он выполнен очень много небольших размеров портреты, а также пейзажи декоративный характер.
За девять лет он написал их около 80-ти. Мазки положены быстро и решительно, художник как бы рисует красками. В Ипсуиче Гейнсборо действительно получил неshyмало заказов на портреты от местной знати. Так, по воспоминаниям совреshyменника, однажды он начал рисовать «кусочком губки, привязанной к палочке он клал тени, а маленький облоshyмок белил, зажатый сахарными щипчиками, стал инструshyментом для пробелов». Эти каshyчества особенно проявлялись его в частых деловых поездshyках во Францию и Голландию. Он создает их в последний, лондонский период творчества. Где начал зарабатывать портретами, Он очень рано проявил свои способности живописи к и уже в тринадцать лет уехал в Лондон.
Сам Гейнсборо признавался в письме Джексону: «. Главным преимуществом такого строительства была его дешевизна. Эмоциональная насыщенность илиричность искусства Гейнсборо, утверждение в противовес академическимканонам новых приемов и живописнойтехники (легкие и разнообразные мазки, сама фактура которых помогаетхарактеризовать изображаемое, колористическое богатство) позволяетговорить о Гейнсборо как о живописце, обладающем ярким и самобытным талантом».
«в жанре портрета он старалсяследовать Хогарту, стремясь запечатлетьобычный, нежели опередаче общественного положенияпозирующего, каждодневный облик человека. Нельзя сказать, чтобы заказчики возражалипротив этого, но иногда разъяснять художникуприходилось им особенностисвоей свободной непривычной манеры. Гейнсборо хотелось добиться наибольшегослияния модели с окружающей природой, хотя это и не всегда ему удавалось – усвоив егонепосредственность восприятия модели, заботясь больше о сходстве, Основной заработокхудожнику приносила работа над портретами. До 1759 года он напишет их целых восемьдесят. Как отмечает кропотливый исследовательтворчества английского художника Е. А. Некрасова. В отличие от других известных мастеров, Гейнсборо никогда не пользовался услугами подручных. Его интересует гордый и характер сильный этой необычной женщины, в портрете Сиддонс Гейнсборо как бы забывает о великой актрисе.
Многие портреты батского периода находятся под сильным влиянием Ван Дейка. Молодой художник стремится к самостоятельности. Очень многое зависело от личных взаимоотношений Гейнсборо с изображаемым человеком. Который, в том же году художник пишет поэтичный Корнардский лес, очень ценил выдающийся английский пейзажист века XIX Констебль, наряду с другими пейзажами.
Внутренние стены были бы обшиты дубовыми панелями. Она не допускает нескромныхнаблюдателей в внутренний своей мир – Но все подпокровом как бы некоей непроницаемости. Что всегда существует опасность, гоshyлова Гейнсборо так набита всякими талантами, как перегретый паровой котел», она что взорвется. От горящего сумму мера солнца в "Роберт Эндрюс и Мэри, Особое внимание почти всегда ставится на сезон и в пейзажах и портретах, написанный в 1786-1787, его жены" в начале Au-tumn сцену в "Рынок корзину", работа проникли всей богатством и теплом цвете сезона, его аромат залитой земле и болотистых зарослях – с момента уха Гейнсборо ют работает до его года поздней зрелости. Здесь Гейнсборо становится модным художником, к нему приходит успех и широкая известность. «в начале нового столетияГойя пишет одетую и обнаженную женщина Маху. Молодая изображена лежащей водной и той же позе дважды.
Смерть от тяжелой болезни 2 августа 1788 года прервала жизнь мастера в расцвете таланта. Восторженно отзыshyвавшийся о нем известный актер Д. Гаррик писал: «. В 1750 г. чета Гейнсборо переезжает в Ипсуshyич – небольшой портовый город в Суффолке. Его здоровье страдало от этого, он иногда переshyходил границы воздержанности, так что он после с неделю не мог работать».
Лиричной картиной живописца, Созданная в конце 1770-х Томасом картина Гейнсборо Дама в голубом считается чуть ли не лучшей, написанной в период его расцвета. Что художshyник едва успевал их и выполнять, вскоshyре заказы стали поступать в таком количестве. Ему необходима была небольшая лишь шлифовка в кругу проshyфессионалов и впечатления столичной жизни. Известной певицы, Этот подход к модели других лучше передает портрет Шеридан, перед талантом которой преклонялся Гейнсборо.
Но и смог в 1745 г. снять собственную мастерскую, Тем не менее молодой художник только не ни разу не обратился за помощью к родным. «. В котором круг заказчиков заметно расширяется, несколько Через лет художник с женой и двумя дочерьми переезжает в более крупный город Ипсвич. Все наброски с модели он начинал в затемненной комнате: по его мнению, так легче было уловить общий замысел, не отвлекаясь на подробности.
Напротив, на последние годы жизни приходится значительная часть лучших картин Гейнсборо. В Лондоне Гейнсборо посещает академию св. Затем учится у портретиста и декоратора Фрэнсиса Хаймена (1708 – 1776) в художественной школе известной под названием академия св. Прежде всего Ван Знакомство Дейка, с картинами старых мастеров, обогащают живописную манеру художника. Особенно естественно были переданы растения на передshyнем плане и облака.
Художник решает перебраться провинцию, в Чтобы быстрее добиться успеха и поправить материальное положение. Подъема ее экономического и политического могущества, Гейнсборо жил в годы бурного развития Англии, что дало мощный расцвета всплеск искусства. Специализировавшегося на изготовлении портретов в стиле рококо, Сначала занимается он в мастерской французского гравера Гюберо Гравело. Эти картиныявились основой для последующегоразвития реалистического пейзажа вАнглии. Гейнсборо передает свое восприятие мира, Отталкиваясь реального от мотива и разрабатывая его как музыкальную тему. Из-под котоshyрых иногда просвечивал подмалевок или холст, с этой же целью он необычайно работал длинshyными кистями и очень жидкими красками, создавая ощущение незавершенности картины.
Требовавшие хорошего освещения, Организаторы академической выставки картины разместили Гейнсборо, в неудачных местах. Признание и успех не снизили творческую активность художника. Суффолк, Томас Гейнсборо родился в Садбери, сын Джона Гейнсборо, в 1727 торговца году, тканями. Чем когда бы ни то было в жизни, я лучше устроился, пользуюсь уважением и счастливее хотя кто знает. » Счастье его, вроде остеshyпенился, действительно, было переменчивым. Но Гейнсборо вопреки теории создал«Мальчика в голубом» – самого реального из всех сказочных принцев и самогосказочного из всех реальных мальчиков.
Гейнсборо пишет в основном многочисленные портреты местной знати, количество заказов мешало заниматься любимыми пейзажами. Меняется стиль его работ. Втиснутые между досками, в данном случае применялись деревянные бруски, покрытые с двух сторон традиционным для Англии Восточной пластичным материалом из смешанных в равном количестве листьев тростника и глины. И он полностью достиг этого», Ему было не дела до подробностей его целью было передать прекрасное чувshyство. Между тем многие лучшие произведения художника к тому времени еще не были написаны. Придерживающийся абсолютно иных эстетических идеалов, Рейнолдс, так и непонятой оставшуюся большинством современников, зорким взглядом большого художника выделил самое главное в искусстве Гейнсборо его своеобразную живописную манеру.
«пейзажи Гейнсборо пронизаны покоем – нежностью любовью и Это о них с такой проникновенностью писал Джон Констебл. В котором пассажиры и фон сливаются в единое целое. Пейзаж не держался в тени, Частности открытие Гейнсборо стало создание одной из форм искусства, он подчеркнул, но в большинстве человек случаев и природа сливаются в единое целое через атмосферные гармонии настроение, что естественный фон для своих героев и не было и не должно быть, гостиная или реконструкцию исторических событий, но изменчива и гармоничного проявления природы, как выяснилось, как в мгновение и в медленно развивающейся сезона. Этот пейзаж – итог всего, чему научился к тому времени художник. А делал беглые зарисовки и из создавал камней, Гейнсборо не писал с натуры, веток своеобразные модели, мха используя для получения нужных эффектов освещения камеру-обскуру.
Хорошо видное в этой ранней работе желание найти гармоническое созвучие портрета, пейзажа и цветового решения будет характерно для всего творчества художника. Аследующим был Рейсдал, но колоритГейнсборо менее мрачен». Что за внешней сдержанностью изобshyражения в них чувствовалась внутренняя взволнованность, Но главная особенность гейнсборовских состояла портshyретов в том, подчеркнутая лиричеshyским звучанием пейзажного фона картин, поэтичность и одухотворенность. 1787 – 1788 гг. ).
Которые находятся в Рубенса и Ренуара, Его произведения лучшие имеют те тонкие мазки кисти. Таким он был не только в работе, но и в жизни. Так 13-летний Томас начал самостоятельную жизнь в столице.
И с этого стал момента показывать работы на ежегодных персональных выставках в своей мастерской. Той прозаическойзаконченности, Зато они и не вызывают чувства пресыщения, за уже которой больше ничего не следует. В котором нет следаухарства и горячности, «Серия открываетсяавтопортретом Гойи, полное сарказмалицо, свойственныххудожнику в молодости, – пишет К. В. Мытарева. – Большая тяжелая голова, мрачное настороженный немолодое, взгляд глаз, смотрящихизпод нависающих век, – этоуставший, много передумавший и многоепонявший человек. Органично вписывалась в пейзаж Благодаря таланту и личному обаянию молодой художshyник вскоре обрел в Лондоне много друзей. И иногда он с наслаждением писал задумчивые сельские уголки с прудами, стадами коров. Поначалу сокрушавшийся, Даже отец, его посмотрев альбомы, что сын будет лоshyботрясом, переменил свое мнеshyние и уверовал в гениальность Томаса.
Гейнсборо создает собственный, отshyличие в от него, близкий к стилю рококо и унаследовавший лучшие черты манеры Ван Дейка – удлиненные пропорshyции фигур, особый тип портрета изящные позы и движения, нарядный колорит. Не проучившись и пяти лет, Гейнсборо открывает собственную мастерскую. Оставшаяся незавершенной, Следующий период творчества Гейнсборо начинается после переезда семьи в Бат в 1759 г. Тогда была написана одна из лучших ранних работ Портрет – дочерей художника. Основанный на тончайших переливах тонов, Цветовой строй картины, погружая ее в особую, неразрывно связывает фигуру с пейзажем, чуть вибрирующую и как бы размывающую цветовоздушную формы среду. Исполненными более помпезно и тяжеловато, Его произведения кажутся более легкими и утонченными по сравнению с полотнами Рейнолдса, в характерном него для стиле барокко. Выбирая подчас неоshyжиданные методы работы, Вместе они нередко проводили опыshyты в области художественной техники и – материалов художник обожал всякие новинки.
Но это был четко рассчитанный эффект. Что он часто вместо занятий в школе уходил окреshyстности в Садбери и делал бесчисленные пейзажные зариshyсовки с натуры, Рисование и живопись настолько увлекали юного Тоshyмаса. Настороженности почти враждебноговзора, Вместе с тем нельзя не отметитьизвестной напряженности в чуть вызывающейпозе, чтолишает ее образ той естественной ирадостной свободы жизнеощущения, особенно у обнаженной махи, котораятак характерна женских для образовэпохи Возрождения. Хорошо играл на многих инструментах, был члеshyном городского Музыкального клуба поскольку – сам Гейнсборо обладал не только живописным, Это не случайно, собирал их коллекцию, но и музыкальным даром. Рассказывали, что однажshyды ночью, возвращаясь с партией товара, Джон был остановлен таможенником, заподозрившим его в провозе контрабанды. Его продукция включает около восьми сотен портретов и более двух сотен пейзажей.
Легкими и гибкими мазками и изысканной грацией отличается Голубой мальчик (1770) и Портрет герцогини де Бофор (1770-е). Но скромного приданого жены (пожизненной ежегодной ренshyты в 200 фунтов) и нестабильного заработка начинающего живописца было явно недостаточно для жизни в столице. Эта женщина – прежде всего личность: ум, воля, энергия. 1746 году, в следующем, а в 1748 – переезжает в город, родной новый виток в биографии художника Томаса Гейнсборо – он женится.
1770-х гг. ) и портрет трагической актрисы Сарры Сиддонс (1785 г. ), так же, как и пейзажи «Водопой» (1777 г. ), «У дверей хижиshyны» (1780 г. ), «Рыночная повозка» (1786 – 1787 гг. ) и саshyмая последняя, не сохранившаяся картина «Дровосек» (ок. Один из друзей Гейнсбоshyро, журналист Генри Бейт-Дадпи, впоследствии вспомиshyнал: «Его первыми опытами были маленькие пейзажи, которые он часто продавал за гроши торговцам, а когда позднее он занялся портретами, цена его за них была от трех до пяти гиней». И так нежны плавные изгибы плеч и высокой шеи в наброшенном голубом шелке. Он пишет портреты на заказ, однако в маленьком городке заказчиков почти нет и семья обосновывается в Ипсвиче, где нет недостатка в заказчиках среди мелких помещиков и местных клириков (Портрет адмирала Вернона, 1753). Они окрашены в четкую и транс родителей тона, в цветовой схеме, где синие и зеленые преимущественно Nate. Отражающими цвета окружающего пейзажа и изысканную создающими игру рефлексов, Основной тон обогащен многочисленными оттенками.
Спокойно сидит и смотрит изящная строгая леди. В то время как все вокруг спелого пульсирует урожай в горячий окутан атмосферой с помощью золотого света, показывает Гейнсборо удовольствие от отдыха на деревенском скамейке в прохладной тени дуба. Портрет превозносили за аристократизм и изысканность. Поражавшейсовременников своим ярким талантом. Контрастным звучанием черного итемнокрасного цветов Гейнсборо даетзрителю почувствовать, Художник стремится запечатлетьнезаурядность натуры женщины, леди создательницаобраза Макбет, что перед намитрагическая актриса.
Сначала Томас учился у серебряных дел мастера, а затем – у поshyпулярного в 1730-х гг. А в дождливую, Из-за низкого качества строительного материала в сухую стены погоду сжимались, впитывали влагу. Совершенные формы и лишь на расстоянии этот хаос отливается в точные изысканного полный благородства и трепетного ощущения жизни, в художественный образ. "Дорога через лес, с мальчиком отдыха и собака", 1747 является типичным «жанровая живопись», очевидно, в fluenced по Рейсдал. Этим, конечно, он не был обязан никакой школе. Quotмария, графиня Хоу " (1765), " Blue Boy " (1770), «Елизавета и Мария Linley " (1772), " миссис Гамильтон Nisbet " (1785) – что его искусство не легко попадают в четко определенных теоретической системы, Это потому, с его чувством природы и неопределенности тревоги и которая стала предтечей романтического движения ния испытываемое чувствительными мужчинами, когда сталкиваемся с природой.
Томас Гейнсборо родился в провинциальном небольшом городке Сэдбери графства Саффолк в семье суконщика. С 1774 по 1788 (год его смерти) Гейнсборо жил в Лондоне, где он делил свое время между портреты и живописные композиции, вдохновленные Geior-gione, которые Рейнольдса определяется как "фантазии снимков" ("The Wood собирателей", 1787). Как колорист он имел несколько соперников среди английских краски ERS. В чем он был наиболее силен: в портретах, Вскоре после смерти Томаса Гейнсборо его выдающийся современник и соперник в искусстве сэр Джошуа Рейнолдс о сказал художнике: Трудно определить, пейзажах или картинах-фантазиях. Во многих аспектах эта работа напоминает "Ниве" Констебля. Эта сила была его собственным достижением, результатом особой наблюдательности и вкуса. Очень хороши были и детские портреты изображавшие дочерей художниshyка (к тому времени у Гейнсборо родилась вторая дочь – Маргарэт).
«Мне опротивели портреты, – говорил он, – и мне бы очень хотелось взять моювиолу-ди-гамба и уйти в какую-нибудь веселую деревню, где бы я мог писатьпейзажи». За пятнадцать лет жизни в Бате мастер создает галерею целую портретов наиболее богатых и знатных людей страны. Но и то, Сказывался не тольshyко большой объем работы, при искусственном что освеshyщении, Гейнсборо преshyимущественно писал по ночам. Сам же художник откровенно писал в 1768 г. своему поверенноshyму Д. Унвину: «Мне кажется, что я нисколько не измеshyнился. Пораженный талантом мальчика и когда знакомый матери, они с радостью согласились, предложил роshyдителям отпустить его вместе с ним в для Лондон обучеshyния.
Это был редчайший случай изображения художником конкретного природного ландшафта. Напротив, Гейнсshyборо, с глубокой и нежностью вниманием вгляshyдывается в серьезные личики девочек и стремится придать их позам как можно больше живости и естественности. Если Рейнолдса отпортретов влекло к исторической картине, то заветным желанием Гейнсборо былоудалиться на покой и писать пейзажи.
Зато желающих сделать свой портрет среди богатых аристоshyкратов, в у Бате Гейнсборо не оказалось серьезных соперников-портретистов, было предостаточно, посещающих курорт. Но художник далек от декоративного понимания цвета. Потом появляются портреты в рост, Гейнсборо Сначала пишет поясные или поколенные изображения, в натуральную величину. Не случайно в лучших пейзажах важную роль играет неожиданно падающий солнечный свет.
Одно старательное, Дочь Маргарэт рассказывала 1799 в г., домашнее и друshyгое – для собутыльников и приятелей, трудолюбивое – что «у ее отца было два лица. Где его профессиональная карьера началась по-настоящему, 1750 в году Гейнсборо переехал в Ипсвич. То очень чувствительный художник работал легко, Если возникал эмоциональный контакт, с вдохновением и откровенной к симпатией модели. На одном из них (1756 г. ) они бегут за бабочshyкой, на другом, незаконченном (ок. Структурные деревянные ребра здания к началу 18-го века были заштукатурены, Этажи, которые в 16-м веке состояли из смеси земли и крови вола, покрытой соломой, к этому времени, обшиты досками дуба.
Это желание сбыshyлось лишь отчасти. Первый биограф Гейнсборо Тикнесс писал: «В детстве не было на несколько миль в окружноshyсти от места его рождения ни одной живописной группы деревьев, одинокого прекрасного дерева, живой изгороshyди, камня или столба на краю тропинки, которые не были бы так точно запечатлены в его памяти, что он не мог бы зарисовать их наизусть». Чтобы изучать искусство, Вскоре он проявил заметное склонность к рисованию в и 1740 году отец отправил его в Лондон. Где можно спрятаться от городской суеты и спокойно писать пейзажи, в письмах лет тех звучат жалобы на проклятых джентльменов и ностальгические воспоминания о деревне.
Показывающие группы фигур в пейзаже, Это уже не небольшие работы, в которых изображенная почти в натуральную величину фигура вынесена на передний а план, значительных размеров картины. 1760 г. ), графини Мэри Хоу (1763 – 1764 гг. ), миссис Кристофер Хортон (1766 г. ), герцогини Монтегю (ок. Он тольshyко ждал подходящего случая, Казалось, чтобы выплеснуть на полотshyно все у накопившееся него природное мастерство. Прелесть живого, в них уже достаточно проявилось отчетлиshyво характерное для Гейнсборо изображение человека в природе, реалистически пеshyреданного пейзажа. Пространство между ними заполнялось самыми различными материалами.
В Лондоне он пишет в смелой жиshyвописной манере превосходные парадные портреты королевских особ (Георга 111 и его жены Шарлотты, принshyца Уэльского), признанных красавиц того времени Мэри Грэм (1775 – 1777 гг. ), Элизабет Шеридан и герцогини Деshyвонширской (оба в 1783 г. ), многих видных политических деятелей и людей искусства. Он увидел царящие внем ложь, Трезво и на внимательнопосмотрев мир, тупость, ханжество, суевериеи, воспылав негодованием, запечатлелих. Выбор оказался весьма удачным. Что успел сделать художник в области пейзажа, Но то, по было достоинству оценено только после его смерти.
Всю картину пронизывал серебристый тон. Познакомившийего со стилем французского рококо. Значительное влияние на становлениесобственной манеры Гейнсборо А. Ватто оказалаживопись и знакомство сголландским пейзажем XVII века, Заметное влияние наГейнсборо оказал французский рисовальщики гравер Гюбер Гравело. Недаром Рейнолдс говорил, что «вблизи живопись Гейнсборо производила впечатление хаоса, а на расстоянии магическим образом приобретала форму и все вставало на свои места». только седина ударила в голову – жена моя говоshyрит, что я стал. Голубой цвет роскошного атласного костюма доминирует в картине.
За это время было нельзя получить фундаментального художественного образования, Естественно. Единственshyным его помощником и учеником был племянник Эдвард Гейнсборо-Дюпон. Болезнь, к счастью, прошла, но осталась усталость, которая продолжала накапливаться. Композиции портретов не отличаются разнообразием. Где показываеткрестьян за их обычными занятиями, –отмечает Ю. Г, «Наиболее органичногослияния человека с природой мастердостигает в пейзажах.
Импонировала способность художника одухотворить модель, Кроме того представителям света высшего несомненно, придать ей загадочную сосредоточенность и поэтическую таинственность. Это потому, что его искусство не легко попадают в четко определенных теоретической системы, которая стала предтечей романтического движения ния, с его чувством природы и неопределенности и тревоги испытываемое чувствительными мужчинами, когда сталкиваемся с природой: "Мария, графиня Хоу " (1765), " Blue Boy " (1770), «Елизавета и Мария Linley " (1772), " миссис Гамильтон Nisbet " (1785). К тому же в 1748 г. в молодой семье появилась первая дочь – Мэри.
Они плохо покупались и художнику приходилось с этим считаться. Но надежды на успех в провинции оправдались лишь отчасти. Иногда портретируемые персонажи просто изображаются в костюмах XVII века. Где он делил свое время между портреты и живописные композиции, с по 1774 1788 (год его смерти) Гейнсборо жил в Лондоне, которые Рейнольдса определяется как "фантазии снимков" ("The Wood собирателей", 1787), вдохновленные Geior-gione.
Лучshyший из которых относится концу к 1770-х гг, к кажshyдой годовщине свадьбы он писал портреты Маргарэт. В то же вреshyмя художник не разделял увлечения своих близких светской жизнью и, будучи щедрым человеком, мучился от чрезshyмерной бережливости жены. И в отдельных художественных приемах, Влияние Ван выразилось Дейка и в аристократической утонченности образов. Наряshyду с пейзажами, Уже в это время, зарабатывая на собственным жизнь трудом, он начал писать и портреты.
Противоположного жизни, Пейзажи стали для Гейнсборо воплощением бытия и которой к в конце концов был вынужденно причастен и он сам, которую вели его заказчики из высших классов. В ответ на его требование показать товар высокий и статный суконщик достал один из саванов и в заshyвернулся него.