Отзывы читателей о книге Портрет игумении, автор: Всеволод Соловьев.
Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1868). Но такой подход к оригиналам Ярошенко и других художников прошлого потребовал бы «ноток критического отношения» едва не в каждом созданном ими портрете. В контексте декаданса портрет представляет собой типичный декадентский гибрид — со звериной головой (лошадиная грива обрамляет бледное девичье лицо) и анемичным, чрезмерно удлиненным, похожим на труп телом. Написал, пока суд да дело, сестру Владимира Соловьева, Поликсену, начинающую художницу и поэтессу, печатавшую стихи под псевдонимом Allegro (у Поликсены Соловьевой на портрете, великолепно написанном Ярошенко, тот же глубокий, но только широко открытый людям взгляд, та же тяжеловатая складка губ). Племянник Алексея Толстого Д. М. Цертелев утверждал, что портрет Соловьева был иконой для его маленькой дочери: «Дочке моей, когда ей было два года, достаточно было увидеть портрет Соловьева, чтобы потянуться к нему, как к образу, желая приложиться при этом она с благоговением произносила: Бог». Из телесных деталей Белый выделяет, кроме смеха, «большой, словно разорванный рот, с выпяченной губой», вызывая в воображении читателей картину рта, с которого капает кровь, но, несмотря на гротескность описания, рот философа — вещий, поскольку он порождает «глаголы пророка».
Честность и наука были опасным знаменем, от которого надобно было отделаться всеми силами». В. И. Сергеевич определял отношения древнерусских князей не родовым, а договорным началом («Вече и князь». В этом мелькании все смешивается, границы растекаются и жестокая тоска сжимает измученное сердце, откуда тянутся серебряные нити в заветное пространство, куда еще нет хода, нет освобождения от земного кошмара и земной тяжести — «себя забывший и забытый бог. ». Один за другим мелькают эти миры, быстро сменяясь, как в калейдоскопе. Место это еще полураскрыто в тени, не освещено еще лучами никакого дня. Книга Эверса «Древнейшее право Руссов» излагавшая взгляд на родовое устройство древних русских племён, составила, по словам самого Соловьёва, «эпоху в его умственной жизни ибо Карамзин наделял одними фактами, ударял только на чувство», а «Эверс ударил на мысль, заставил думать над русской историей». По изложению «История России» Соловьёва утомительна не только для обыкновенного читателя, но и для специалиста.
Известно было, что он много раз влюблялся, обычно без взаимности. Владимир Соловьёв был «бездомный» человек, без семьи, без определенных занятий. Крамской учил не смотреть на модель, а видеть ее суть. Он в некотором смысле напоминает внешность дез Эссента, культового литературного героя европейского декадентства, персонажа программного декадентского романа Жориса — Карла Гюисманса «Наоборот» («A rebours», 1884).
В самой России среди творческой интеллигенции было немало сторонников Ницше. Трубецкой утверждает, что известный доктор Боткин диагностировал у него «общую иннервацию» (симптом вырождения) задолго до смерти и «поставил условием здоровья женитьбу». Личность и внешность Соловьева манят художников, при первом же взгляде на него так и хочется мысленно «устраивать» портрет на холсте. Работа о Новгороде сразу выдвинула Соловьёва как крупную научную силу с оригинальным умом и самостоятельными воззрениями на ход русской исторической жизни Грановский отмечал: «Мы все вступили на кафедры учениками, а Соловьев вступил уже мастером своей науки». В лице Соловьева эволюция представила нам все те важнейшие качества, которыми должен обладать Новый человек грядущей эпохи. Из университета Владимиру Соловьёву все же пришлось уйти, хотя его никто не увольнял.
хоть имя дико, // но мне ласкает слух оно»), поэмы «Три свидания». В этот период Соловьёв некоторое время сильно увлекался Гегелем и «на несколько месяцев стал протестантом», но, как сам он отметил: «отвлечённость была не по мне, я родился историком». Веки человека плотно смежены. Из телесных деталей Белый выделяет, кроме смеха, «большой, словно разорванный рот, с выпяченной губой», вызывая в воображении читателей картину рта, с которого капает кровь, но, несмотря на гротескность описания, рот философа — вещий, поскольку он порождает «глаголы пророка».
влюбчив по натуре, но периодически удалялся в Сергиев Посад, где вел жизнь отшельника. Обретя определенный опыт земной жизни, он отказался и от этой идеи. Будучи в Москве летом 1900года, он 15 июля уже тяжело больным поехал праздновать свои именины в подмосковное имение Узкое (ныне в черте Москвы, Профсоюзная ул., 123а), принадлежавшее тогда Московскому губернскому предводителю дворянства князю Петру Николаевичу Трубецкому, в котором тогда жил со своей семьей друг и ученик Владимира Соловьёва известный профессор Московского университета Сергей Николаевич Трубецкой, являвшийся единокровным братом владельца имения. Тогда моя пацентка изъ всхъ силъ закричала отъ ужаса.
Его первая неудовлетворенная страсть зафиксирована в возрасте девяти лет: «не спал всю ночь, поздно встал и с трудом натягивал носки», — написал мальчик в дневнике после того, как предмет его любви предпочел ему другого. Таким божественным лучом, содержащим в себе «всю красоту и истину», явилось учение Соловьева о женском начале, «вечной женственности», Софии или Мировой Душе. Они очень отличны, эти портреты. «История России с древнейших времён» была доведена до 1774 года. У Соловьева, написанного Крамским, взгляд острее, не так отчужден, не так самоуглублен, толстая книга, лежащая на коленях, — объяснение напряженного взгляда: идет колоссальная умственная работа, осмысление некого материала («сюжет» портрета).
Совершил поездки по странам Европы (1869, 1876, 1884). Один из создателей жанра социально-психологического портрета, автор галереи портретов современников – писателей, художников, деятелей науки и культуры и крестьян. Год 1894-й был, кажется, годом наибольшей близости двух искателей истины. Он понимал, что осознание Инобытия есть главное условие дальнейшего восхождения. Эти тонкие руки, такие же тонкие черты лица, бледные щеки, высокий светлый лоб выявляют возвышенность идей, глубину и одухотворенность помыслов и необыкновенную чистоту Соловьева, «светившуюся — по меткому выражению современника — сквозь тонкие полупрозрачные черты его хрупкого тела».
Факт этот ярко свидетельствует о том, насколько ярко и глубоко и насколько давно, почти в детстве, залегали корни соловьёвского либерализма, принесшие в дальнейшем весьма значительные плоды. Оставил большое и ценное эпистолярное наследие. Маркова (1857-1863). В 1844 году вернулся в Москву, в 1845 году защитил магистерскую диссертацию «Об отношениях Новгорода к Московским великим князьям» и занял в Московском университете, в должности адъюнкта, кафедру русской истории, остававшуюся вакантной после ухода Погодина.
то нездоровое отношение к деторождению. Соловьев на ярошенковском портрете одет в темный закрытый сюртук, который, скорее, хочется назвать не «сюртуком», а вообще «одеждой» сюртук как бы только помечен, Ярошенко, видимо, чувствовал чуждость Соловьеву ординарного костюма средних петербургских кругов, которые глумились над ним и чурались его. Он многое сумел увидеть и передать в портрете изысканность которого чем-то неуловимо напоминает и красоту теократических утопий Соловьева и строки философских стихов предтечи русского символизма. Следующая работа С. М. Соловьёва, оконченная летом 1846 года, — «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома» (М., 1847) доставила ему степень доктора исторических наук, политэкономии и статистики и должность экстраординарного профессора.
Не часто встретишь, столь глубоко и проницательно раскрыты, трудности человеческих взаимосвязей, стоящих на повестке дня во все века. И он оказался прав. Среди этих рассуждений: о влиянии природных условий северо-восточной Европы на характер истории России объяснение влияния христианства на славяноруссов различие в общественных основах и в ходе истории юга России и северо-восточной Руси о значении монгольского завоевания и возвышения Москвы о значении эпохи с Иоанна III до Смутного времени и Смутной эпохи «канун» реформ Петра Bеликого и сами эти реформы и о их дальнейшей исторической судьбе при его преемниках. Я ни в коей мере не утверждаю, что Муретов подразумевает, что Соловьев был затронут вырождением однако в созданном им портрете эксцентричного философа присутствуют (скорее всего, непреднамеренно) некоторые стандартные физические «стигматы», делающие внешность Соловьева характерно декадентской. Есть, конечно, различие и в лице, волосах, бороде и в позе, хотя Соловьев и у Крамского — в кресле, заложив нога на ногу это одна из характерных поз Соловьева — в мягком кресле и нога на ногу (сразу бросаются в глаза его острые колени и вместе вся его высокая худая фигура). Она отмечает, какое сильное впечатление произвели на нее лекции Соловьева о Платоне, особенно о «Федре». Будучи эпохой в развитии русской историографии, труд Соловьёва определил известное направление, создал многочисленную школу. Перед нами типично декадентский синтез христианской непорочности и хищности.
И неудивительно, что мир плотной материи был для него «тяжелым сном», населенным «толпой немых видений». Похоронен он был на Новодевичьем кладбище, вблизи могилы своего отца. Я понялъ, что съ ней произошло что-нибудь необыкновенное.
Не случайно сочинения Владимира Соловьева, как и сочинения Льва Толстого, было запрещено читать публично, в частности на заседаниях Общества любителей российской словесности, а на письмо Соловьева о травле его работ и запрещении издавать их Александр Третий наложил резолюцию: «Сочинения его возмутительны и для русских унизительны и обидны». Рано утромъ меня позвали къ одной пацентк. Владимир Сергеевич Соловьёв родился в Москве 16 января (28 января по новому стилю) 1853 года в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева (1820—1879). Как выйти из этого круга, как отличить один мир от другого. Отношения с Мартыновой были страстными и краткими (1891–1892), по времени они совпали с написанием «Смысла любви».
В молодости работал ретушером у столичных фотографов. В Хитрово он был влюблен большую часть жизни, особенно в 1877–1887гг. Дез Эссент — последний обломок древнего рода, деградация которого проявлялась в мужчинах, «все более утрачивавших мужественность».
Для него не существовало четкой границы между тем и другим. Владимир Соловьев был для современников одним из честнейших людей эпохи, не принимавшим «неправильного» административного, экономического и духовного уклада жизни, вслух негодовавшим и напряженно искавшим путей к новым, совершенным формам человеческого общежития. — СПб., 1897) К. С. Аксаков, в разборе 1, 6, 7 и 8 томов «Истории России», отрицая родовой быт, настаивал на признании быта общинного («Полное собрание сочинений К. Аксакова», т. I изд. По-другому не получается.
Дез Эссент — последний обломок древнего рода, деградация которого проявлялась в мужчинах, «все более утрачивавших мужественность». Его философия складывалась не из знания, почерпнутого из книг других философов, как это бывало часто до него (и бывает до сих пор), а из собственного глубочайшего духовного опыта. Учился в Академии художеств у А. Т.
Это меня очень обрадовало бы, т. к. Свет — тьма, свет — тьма. О «вечной женственности» или Софии, писали после Соловьева философы и поэты Серебряного века. — Ну вотъ это он сами.
Трубецкой утверждает, что известный доктор Боткин диагностировал у него «общую иннервацию» (симптом вырождения) задолго до смерти и «поставил условием здоровья женитьбу». При этом, как пишет Е. Н. Боратынская, «у Соловьева какое. И дело не в одной лишь странности его поведения и поступков, но в его полнейшей несопоставимости с этой «толпой», непринадлежности к ней.
— М., 1867). Несмотря на обширные философские знания и редкую научную выучку, Вл. Почему не осознает его Красоты, его влекущих и возносящих высот. Но Соловьев твердо стоял на Дозоре и ни разу не прельстился песней Заратустры. Автор критических статей по вопросам современного искусства. и портрет превосходный и личность очень интересная и крупная».
В 1850 году он был утверждён в звании ординарного профессора Московского университета. Еще в 1889 году он утверждал: «Ближайшее будущее готовит нам такие испытания, каких не знала история»19. От этого ломит глаза и тело становится неустойчивым и ненадежным. коротеньким туловищем, длинными ногами и безжизненными, костлявыми руками и цепкими пальцами «бессильный ребенок, обросший львиными космами», с одухотворенными глазами — и одновременно лукавый черт извергающий то громовой смех, то «убийственный смешок». При этом, как пишет Е. Н. Боратынская, «у Соловьева В более развернутых словесных портретах Соловьева содержатся отсылки к самым типичным декадентским сочетаниям в «неестественном» союзе мужского и женского, животного и человеческого, живого и мертвого: к андрогину, сфинксу и даже вампиру.
Он задумывает трёхтомный труд в защиту католицизма, но по разным причинам цензурного и технического характера вместо этих запланированных трёх томов вышла в 1886 году работа «История и будущность теократии», а в 1889 году, уже на французском языке, в Париже, «Россия и вселенская церковь». Его учение об универсуме как «всеединстве», объединившее христианскую традицию с западноевропейским идеализмом XIX века, дало толчок к возникновению и развитию целой философской школы (Л. Он пытался создать на земле Царство Божие. Трубецкой назвал способность Соловьева уходить сознательно в свой иной мир «горним настроением». В этой «смене вех» внешний образ Соловьева воспринимается как телесный палимпсест, характерная метафора, совмещающая материализм шестидесятых и духовное возрождение конца века. 2-е, М., 1889).
Чувство юмора и сатиры вообще развито в поэзии Соловьёва, проникая даже в «Три свидания» он автор многочисленных эпиграмм и шуточных пьес. Тогда решить этот спор было крайне трудно. На этих свободных от казённых форм путях деятельности Вл. Дорогой читатель. «Не будучи религиозным человеком, — объясняет исследователь, — Ярошенко не видел, однако, реакционной сущности взглядов философа-мистика — недаром Соловьев был частым посетителем ярошенковских суббот».
Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) — философ, поэт, публицист и литературный критик, сын выдающегося историка С. М. Соловьева. И на этой туманной линии нередко возникала плотная майя его заблуждений. Сам он «хрупкий анемичный и нервный, с холодными бледно — голубыми глазами, впалыми щеками и руками сухими и безжизненными». Соловьев, в самом деле, частый посетитель «суббот», в Кисловодске он тоже гостит. Ни личность Соловьева, ни значение его трудов и наследия в целом не могут быть нами правильно поняты, если мы не учтем его святости, его связи с Высшим Инобытием, не осознаем всей тяготы его существования в этом мире плотной материи. Впрочем, в последние годы своей жизни и особенно с 1895 года он возвращается к философии. Богочеловек Соловьева был с Ним, сверхчеловек Ницше — без Него. Отец философа, однако, не продолжил линию отцов, обратившись к научной деятельности.
«Фигура казалась силуэтом, до того она была жутко непохожа на окружающее— рассказывал Александр Блок в статье о Владимире Соловьеве, озаглавленной Рыцарь-монах. — Шествие этого человека казалось диким среди кучки обыкновенных людей».
По определению профессора В. И. Герье, «История» Соловьёва есть национальная история: впервые исторический материал, необходимый для такого труда, был собран и исследован с надлежащей полнотой, с соблюдением строго научных приёмов, применительно к требованиям современного исторического знания: источник всегда на первом плане, трезвая правда и объективная истина одни руководят пером автора. Но главное отличие — взгляд. И не трудно догадаться почему.
Б. Н. Чичерин писал в это время: «Катков и Толстой с их клевретами выжили наконец из университета и этого достойного, всеми уважаемого и крайне умеренного человека. Видне исчезло, сдлавъ ей рукою угрожающее движене. Основные положения С. М. Соловьёва подверглись критике ещё при его жизни.
Но почему человек не видит его. Въ память убитыхъ и воздвигли здсь крестъ. Соловьеве. Никаке крики почтальона не въ состояни ихъ сдвинуть съ мста. Герой повести, постепенно отходя от Высшего начала, начинает жить «во имя свое» и в итоге приходит к отрицанию исторической роли Христа и пытается опять-таки «во имя свое» поставить себя на Его место. Он в некотором смысле напоминает внешность дез Эссента, культового литературного героя европейского декадентства, персонажа программного декадентского романа Жориса — Карла Гюисманса «Наоборот» («A rebours», 1884).
Эволюция и инволюция сменяются на экране Космоса, как вспышки света, чередующиеся с тьмой. Это беспокоило Соловьева всегда. Я знаю ее давно, это умная и разсудительная женщина. Ярошенко не однажды мог написать Соловьева, но не писал, — он словно раз и навсегда «уступил» этот портрет учителю Крамскому. Каждая Духовная революция, происходившая в истории человечества, была очередным, более глубоким прорывом к Инобытию. Интересно, что когда в 1894—1895 Валерий Брюсов выступил со сборниками «Русские символисты», Соловьёв выступил со злыми и меткими пародиями на их стиль.
Его «История России» современными историками расценивается весьма высоко. Быть профессором было для него просто скучно.
В университете русскую историю излюбленный Соловьёвым предмет, читал М. П. Погодин но лекции профессора — пересказы «Истории государства Российского» Карамзина, не удовлетворяли его. И дело осталось без серьёзных последствий. коротеньким туловищем, длинными ногами и безжизненными, костлявыми руками и цепкими пальцами «бессильный ребенок, обросший львиными космами», с одухотворенными глазами — и одновременно лукавый черт извергающий то громовой смех, то «убийственный смешок». У Ярошенко с Соловьевым были отношения давние. Мир окрыленности «немеркнущего сиянья» и мир «тяжкого пробужденья». Отец Владимира Соловьёва отличался строгостью нрава, необычайной систематичностью в своих исторических занятиях, в силу чего он почти каждый год издавал по одному тому своей «Истории России с древнейших времен» (1851 1879) и таких томов он издал двадцать девять.
К. Д. Кавелин, в разборе обеих диссертаций и 1-го тома «Истории России», указывал на существование промежуточной стадии между родовым бытом и государственным— вотчинного строя («Полное собрание сочинений Кавелина» Т. I. Он считал его окончательной целью Преображения планеты и человека.
В семье он отличался строгостью и непререкаемым авторитетом. В 1881году преподавательская деятельность Владимира Соловьёва навсегда закончилась после прочтения им публичной лекции 28 марта 1881 года, в которой он призывал помиловать убийц Александра II. Соловьев у Ярошенко не обдумывает — просто думает, мыслит, ушел в одному ему доступную область мышления, в свою вселенную во взгляде Соловьева, написанного Ярошенко, тот «чистый дух», который видел в этом взгляде Блок. Когда они откроются, человек увидит Высший Мир, мир Красоты и иного творчества. Портрет Толстого, в известном смысле, потянул за собой портрет Соловьева. Между прочим имеются некоторые сведения о пребывании Владимира Соловьёва в Московской духовной академии в качестве вольнослушателя в промежутке между окончанием университета и защитой магистерской диссертации.
Его поэзия и философия наполнены ощущениями и мыслями этого «двоемирия» в той степени, в какой еще никому не удавалось до него. В 1877 году, когда появилось открытое письмо тридцати пяти учёных против намечавшихся реформ, он принял решение заявить о своей отставке с поста ректора также оставил профессуру и числился в университете «сторонним преподавателем». Он видел Невидимое и видимое, нередко — одновременно. Крамской Иван Николаевич (1837, Острогожск Воронежской губ.
Место событий настолько детально и красочно описано, что у читающего невольно возникает эффект присутствия. В 1889 году он пишет «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории со включением краткой "Повести об антихристе" и с приложениями».
Я ее засталъ въ большой тревог. В. А. Прытков, серьезнейший исследователь творчества Ярошенко, называет портрет философа и писателя Владимира Сергеевича Соловьева «бесспорно лучшим портретом Ярошенко 1890-х годов», но сетует, что портрет написан «без ноток критического отношения». Курс Грановского внушил Соловьёву сознание необходимости изучать русскую историю в тесной связи с судьбой других народностей и в широкой рамке духовной жизни вообще: интерес к вопросам религии, права, политики, этнографии и литературы руководил Соловьёвым в течение всей его научной деятельности. Вероятно, не без влияния материализма В. Соловьёв поступил сначала на физико-математический факультет, где преподавались не только математика и физика (их он никогда не любил), но и все естественные науки.
Часто её изложение переходит в простой пересказ летописи (в допетровских периодах) и в выписку из архивных документов (за ХV век). У Соловьева все было не так. Духовная революция приблизила планету вплотную к Надземному Миру. Интерес он проявлял к лекциям Т. Н. Грановского, читавшего курс истории Средних веков. Беременная женщина производила на него неприятное впечатление». В. С. Соловьев после двухнедельной болезни скончался в Узком в кабинете П. Н. Трубецкого 31 июля (13 августа по новому стилю) 1900 года вследствие артериосклероза, болезни почек и общего истощения организма.
О чем он в свою очередь сообщил Третьякову с обычной, не сдобренной любезностями откровенностью: «Я исполнил данное Вам давно обещание написать портрет Л. Н. Толстого. Сам он «хрупкий и руками сухими и безжизненными». В тетради она описывает лицо Соловьева и сравнивает его с лицом христианского мученика. В 1838 году он окончил, с серебряной медалью, 1-ю Московскую гимназию, в которой учился с 3-го класса (1833—1838) и поступил на 1-е отделение (историко-филологическое) философского факультета Московского университета (впоследствии — историко-филологический факультет).
Знание Соловьева носило глубоко профетичный характер. Черезъ дв, три минуты, вотъ какъ теперь, он сами трогаются и быстро спускаются съ горы. Но увидит ли. Соловьев, «неразгаданный и двоящийся», был первым из отряда святых странствующих рыцарей, которым суждено было хранить планету и всех, кто населял ее в разломный и катастрофический XX век.
– 1887, Санкт-Петербург)Художник, портретист. Академик Императорской Академии художеств (с 1869). Родился близ Острогожска Воронежской губернии. Воистину пугал этот хохот если в аду смеются, то не иначе». Я ни в коей мере не утверждаю, что Муретов подразумевает, что Соловьев был затронут вырождением однако в созданном им портрете эксцентричного философа присутствуют (скорее всего, непреднамеренно) некоторые стандартные физические «стигматы», делающие внешность Соловьева характерно декадентской. В натуре Соловьёва «глубоко коренились три великие инстинкта русского народа, без которых этот народ не имел бы истории, — его политический, религиозный и культурный инстинкты, выразившиеся в преданности государству, в привязанности к церкви и в потребности просвещения» это и помогло Соловьёву за внешней оболочкой явлений вскрыть духовные силы их определившие. Александр III счёл Владимира Соловьёва «чистейшим психопатом», удивляясь, почему у «милейшего» его отца, СергеяМихайловичаСоловьёва сын, которого К. П. Победоносцев назвал «безумным».
Против Кавелина и Сергеевича Соловьёв защищался в «Дополнениях» ко 2-му тому, а Аксакову возражал в одном из примечаний к 1-му тому «Истории России» позднейших изданий. Создал ряд произведений на исторические и литературные сюжеты. Современники Соловьева неизменно подчеркивали его необычность на фоне обывательской — всех рангов и сословий — «толпы» восьмидесятых — девяностых годов. В тот же год и почти в тот же месяц ушел в небытие западный антипод Владимира Соловьева Фридрих Ницше, воспевший в своем «Заратустре» силу избранность и высокомерие нового сверхчеловека. Наконецъ, она разсказала слдующее таинственное приключене, бывшее съ ней прошлой ночью. Инициатор и участник бунта четырнадцати. Владимир Соловьёв— один из самых заметных русских поэтов 1880—1890-х годов, автор проникнутой его взглядами философской лирики («Всё, кружась исчезает во мгле // Неподвижно лишь солнце Любви», «Милый друг иль ты не видишь, // Что всё видимое нами // Только отблеск, только тени // От незримого очами. », «Панмонголизм.
Мальчишки на улице часто называли его «боженькой» или «батюшкой». Среднее образование Соловьёв получил в московской 5-й гимназии (ныне московская школа 91), в которую поступил в 1864году, а высшее образование— в Московском университете, в который поступил в 1869году и окончил в 1873году. Взгляд главным образом и отличает ярошенковский портрет Владимира Соловьева от написанного десятью годами раньше Крамским. Он знал и был уверен, что без Инобытия нет продвижения по лестнице космической эволюции.
Много лет спустя Сергей Маковский повторяет это изображение почти в тех же словах: «большой рот с пунцовыми губами В контексте декаданса портрет представляет собой типичный декадентский гибрид — со звериной головой (лошадиная грива обрамляет бледное девичье лицо) и анемичным, чрезмерно удлиненным, похожим на труп телом.