Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» хранит в себе коллекцию около 600 произведений знаменитых художественных мастеров. Нордман, завещала «Пенаты» Репину в пожизненное владение, а после смерти художника – в собственность Академии художеств для организации музея. Возрожденная музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является филиалом Научно-исследовательского музея Русской Академии художеств. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является одним из филиалов Научно-исследовательского музея Российской академии художеств.
Музей-усадьба И. Е. Репина Пенаты – популярный музей и парк в пригороде Санкт-Петербурга (Репино). Музей-усадьба Репина «Пенаты» расположен в 45 минутах от Санкт-Петербурга. Пенаты— музей-усадьба художника И. Е. Репина, расположенная в посёлке Репино (бывш. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» располагается в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива. Парк является неотъемлемой частью музея-усадьбы Ильи Репина Пенаты.
Одним из таких мест является музей Репина «Пенаты», который наверняка заинтересует поклонников живописи известного художника. Конечно же, мечта Нордман создать в усадьбе «Пенаты» музей И. Е Репина осуществилась, но случилось это не сразу и путь был совсем непростым.
Много лет он являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок. Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина.
В 1930 году здесь стоял гроб с телом Репина и отсюда его проводили в последний путь. В разнообразии своих художественных замыслов Репин не имел себе равных. По завещанию Нордман, составленного в 1910 году, в случае смерти хозяйки (это случилось в 1914 году в Швейцарии от открытой формы туберкулёза) дом становился собственностью Репина, а потом переходил к Академии художеств при условии, что там будет музей И. Е. Репина. Традицию официальных приемов ввела вторая жена художника, Наталья Нордман, чтобы в остальное время художник мог не отвлекаться от работы (прибытие в неурочный день могло вызвать вспышку нешуточного гнева хозяина).
Создается собрание (в виде микрофильмов) рукописей Репина, хранящихся в архивах и частных коллекциях и фотографий его произведений. Усадьбу назвали «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага. Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников).
Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была. Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. Места за столом определялись по жребию.
Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью. Художнику 76 лет. Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году. Это, по словам Репина, был мини-народный университет.
Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. Печь в столовой видна на многих фотографиях.
Усадьбу он завещал Академии художеств СССР. Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. Сеченовым, Н. И. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок.
Владелицей рояля оказалась ученица композитора. В 1899 году, когда Репин приобрёл участок земли, где позже будет выстроена усадьба «Пенаты», он уже был прославленным художником, автором «Ивана Грозного» и «Царевны Софьи», «Бурлаков» и «Крестного хода», «Отказа от исповеди» и «Ареста пропагандиста», «Заседания государственного совета», портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной.
Справа от большого окна на стене размещены этюды Репина: портрет финского поэта Эйно Лейно— к картине «Финские знаменитости», двух солдат— к картине «В атаку с сестрой», эскиз к неосуществлённой картине «Пётр 1 на верфи». Зато Маяковский рисовал его неоднократно — и одного и с другом Корнеем Чуковским. Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург. Так в 1919 году Репин подарил 30 картин художественному музею Атенеум (Хельсинки). Она жила в имении до 1939 года.
В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. Менделеева, А. Г. В целом экскурсия удалась.
Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ). На нём среди личных вещей страницы рукописи воспоминаний. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда 17 века) изображён Тарновский В. В. на портрете 1880 года. В глубине сада возвышается смотровая площадка «Беседка Шахерезады», к ней ведут каменные ступени, на которых гости усадьбы любили фотографироваться.
По составленной в 1939—1940 годах описи вещей, сохранившихся в «Пенатах», было известно, что в гостиной стоял рояль фирмы Беккер 34132. О визитах в «Пенаты» поэт писал: «Ем репинские травки. Вместо некоторых утраченных произведений, которые были в «Пенатах», главным образом работ учеников Репина, удалось отыскать картины тех же художников, относящихся к тому же времени. На вешалке, рядом, репинская крылатка, на столике шляпа и берет. Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте. В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо.
В центре стоит стол особой круглой конструкции, на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайнен в 1909 году (с 1962 года новодел). Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. По словам художника, в мастерской он проводил лучшие часы своей жизни.
У шкафа висит рабочий халат Репина. Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П. В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г. Он был голубой и поднимался по средам над домом.
Дочь художника переехала в Хельсинки. Слева от копии запорожского знамени висит портрет Юрия (возможно автопортрет). При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»).
Ге и других. У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Стасова, В. И. В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман.
Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда. Номер первый становился председателем, в его обязанности входило снимать крышки с кастрюль с кушаньями. Вскоре после того как Репин обосновался в Пенатах, он стал профессором и руководителем художественной мастерской в Академии художеств, а с 1898 года— ректором Академии. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки.
Здесь растет дуб, посаженный Репиным в 1913 году. Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. Больше всех отличался Чуковский и Евреинов Н. Н. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. Это дочери Репина.
Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П. Здесь хорошо работалось летом. Павловым, В. М. Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками. Бунина, Н. С. Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году. Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни.
Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала». Кроме того, сохранились сведения, что рояль для Репина выбирал композитор А. К. Глазунов. Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила.
Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках. Шаляпин, чтобы позировать для портрета. Многие были его моделями.
Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей). Он не мог ездить на родину.
Там же можно прослушать беседу о творчестве Репина и рассказ о мемориальных местах в парке «Пенатов». Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Приезжали и старые товарищи – художники В. Д. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Репина «Пенаты» Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899г. Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды», которая часто становилась эстрадой.
В дальнейшем в «Пенатах» художник уже не создал произведений, равных «Государственному совету», однако творчество по-прежнему оставалось главным смыслом его жизни. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы.
Кустодиев, И. В. Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели. Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу». Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера. В 1930 году художника не стало. Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы».
В. Ф. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной».
Работы великого художника в это время выставлялись в Финляндии, Чехословакии, Америке, Швеции. Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948). — Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает». Здесь художник написал много портретов. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке».
Здесь летом по воскресеньям устраивались собрания жителей Куоккалы, проходили лекции и танцы под гармонику и балалайку Площадь Гомера была украшена гранитными глыбами и вывороченными корнями деревьев, покрытых Репином смолой. В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год) выполненный литографическим карандашом. Отличалась простотой своего убранства.
Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос. Его можно отнести к лучшим работам позднего периода творчества художника. Сурикова. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина).
На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. В этих местах, в 44 километрах от Петербурга по Приморскому шоссе, расположен поселок Репино (бывший Куоккала). У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда. Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В.
Над лесенкой, ведущей в костюмерную, находится большой портрет девушки в полный рост— это написанный Малявиным Ф. А. портрет Тхоржевской-Петровой А. И. Здесь же ранняя работа Кустодиева Б. — профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный Куликовым И. С. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. Открывайте дверь в столовую сами». Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии. Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает.
В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». «Теперь это пустыня», — писал Репин. Междуцарствие 1612 года» (1877-1915). В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. В живописном месте на берегу Финского залива, всего в 45 км от Санкт-Петербурга, расположена усадьба с ласковым названием «Пенаты», которая более сотни лет привлекает людей, неравнодушных к русскому изобразительному искусству.
Он пригласил Маяковского в «Пенаты», чтобы написать его портрет. У входных дверей, справа стоит старый флаг «Пенатов». В ней по средам собирались гости. Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж.
Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова висят в гостиной. На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине). Каждая дорожка, холмик, беседка, рощица получили свои названия (порою несколько претенциозные, что было в духе Нордман). Рядом с письменным столом находится гипсовый слепок со статуи «Скорчившийся мальчик» Микеланджело (оригинал в Эрмитаже).
Здесь проходили обеды по средам. При жизни у него в гостях на знаменитых «репинских средах» бывали Корней Чуковский и Максим Горький, Маяковский и Есенин, Давид Бурлюк, Федор Шаляпин и многие другие деятели российской культуры, науки и искусства.
У окна на, бамбуковой подставке, медный гонг— «Там-Там». В парке строились деревянные домики и беседки. Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там.
В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины. Петров), А. И. В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага, в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом». К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман.
Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Рядом на столике в синей вазе, кисти Репина. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой.
Слева в углу, у самого камина, на манекене «кобняк з видлогою»— верхняя одежда казаков из белого домотканого сукна. На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д. В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Нас волнует сознание того, что это перо держал в своей руке Пушкин, что пальцы Чайковского касались клавишей этого рояля, что за этим столом написана «Анна Каренина», что именно этой кистью работал Репин.
Чуковским, тепло и заинтересованно был принят им В. В. Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек. Глазунов, виолончелисты А. В. Сюда приходили писатели А. М. В мастерской «Пенатов» были написаны картины «Пушкин на акте в лицее 8 января 1915 года» (1911), «Какой простор» (1903), «Манифестация 17 октября 1905 года» (1907—1911), «Голгофа» (1922—1925), «Гопак» (1927).
Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита.
Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. Он стоит на мольберте.
Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926). Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца. Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Здесь хранил Репин те картины, которые не считал законченными и не хотел никому показывать.
Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу. В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы.
Работал в этих мастерских и Репин и его увлечение народным искусством впоследствии сказалось на облике «Пенатов». В ней по средам собирались гости. В глубине мастерской у окна находится незаконченная картина «Пушкин на набережной Невы», которую Репин писал и переписывал более 30 лет постоянно меняя композицию. Куликов, И. И. Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов. Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей. Началась Великая Отечественная война.
Председатель также следил за соблюдением шутливых правил. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады» — высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать.
В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. Оценив такой дар по достоинству, Репина наградили высшей наградой страны – орденом Белой Розы и в 1920 году удостоили звания почетного члена Общества художников Финляндии. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве.
Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина. Репин дружил и с учеными. Однако картины не получилось: накануне визита Маяковский сбрил свою «львиную гриву», которой восхищался Илья Репин. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича. Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина).
На прежних местах три скульптурных портрета и самый ранний из них по времени создания (1981г. )— бюст русского хирурга Пирогова Н. И. Бюст Толстого Л. Н. — вылеплен в 1891 году в Ясной Поляне и скульптурный портрет Нордман Н. Б. от 1902 года. В конце жизни Репин изъявил желание навсгда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя).
Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. Для тех времен это было прямо-таки революционно. При входе, слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). Мусоргского, В. И. Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах. К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела.
В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф. В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером. И какие только гости не сидели за этим столом.
Усадьба названа «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага. В усадьбе все имеет свои имена – беседки, аллеи, пруды. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году.
В парке строились деревянные домики и беседки. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. Коллекция музея насчитывает около шестисот произведений живописи и графики.
Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. Художник переживал это с трудом. В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел).
В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. Места за столом определялись по жребию. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми.
Здесь проходили обеды по средам. Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка».
В центральной части на большом мольберте— последний автопортрет Репина 1920 года. В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. Название Пенатыозначало богов-хранителей и покровителей домашнего очага. Чехова, И. А. Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д. Проводились такие встречи традиционно по средам.
Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург. Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»). Вторая жена художника – Наталия Борисовна Нордман (1863 – 1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце. Картины, украшавшие дом, постоянно менялись их дарили и заменяли новыми. Купленный Репиным участок (около двух гектаров), запущенный, заросший кустарником и деревьями, через несколько лет превратился в парк с аллеями, беседками, прудами, которые наполнялись водою из вырытого около дома артезианского колодца.
Репина были Кустодиев и Грабарь, также он давал частные уроки В. А. За мольбертом он проводил большую часть дня. Кустодиева, написанный И. С. Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»). Про Наталью Нордман Владимир Стасов говорил: «Она «парень» недурной, даже интересный». Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. Самопомощь— это девиз репинского дома. Репину помогали его ученики.
Особенно дружеские отношения установились у хозяев с К. И. Чуковским, жившим по соседству. Все работали на равных правах в том числе и хозяева. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды», которая часто становилась эстрадой. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. Андреевой в Куоккале.
Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. (1876—1915) и другие произведения. Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картиной «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни.
Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. В этом произведении Репин как бы подвел итог своей многолетней творческой деятельности. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». Поленов, А. И.
Многое изменилось после революции. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской. Также в гостях у Репина бывали композитор А. К. Лескова, Л. Н. Тут же приводится ответ Крамского: «Знаете ли вы.
Стасов писал: «. Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце. Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. Скрябина и С. В.
На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Под его аккомпанемент пели в Пенатах старинные украинские и русские песни и думки. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Внешний вид её не менялся с момента постройки.
Музей-усадьба И. Е. В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина. В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино. После этого холст претерпел еще ряд изменений. Репина «Пенаты»Архивные фотографии усадьбы ПенатыМузей ПенатыСхема проезда История усадьбы И. Е. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина.
портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. Наконец, в исторических картинах «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак» художник прославил свободолюбие и братство своих земляков — украинских казаков. Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»). Все они неоднократно бывали в «Пенатах». Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах.
«Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах. Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга. Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображён в картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников.
У окна стоит старый деревянный сундук. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. К. Чуковский вспоминал, как Репин «утром, едва проснувшись, бежал в мастерскую и там истязал себя творчеством, так как тружеником он был беспримерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской».
Из гостиной дверь ведёт в столовую. Сама картина в Русском музее. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Там же книги о Ленине и его сочинения, присланные в Пенаты по просьбе Репина в 1926 году. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера.
В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина. С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника. В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские.
Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Особых высот в живописи достиг Л. И. В углу самодельные трости и заступ.
Такие полотна, как «Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья», воспринимались как своеобразное преломление в исторических сюжетах современных драматических событий. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Куинджи, Б. М.
За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей. Круг общения Репина заметно сузился. В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены. В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет.
Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Он был голубой и поднимался по средам над домом. Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина. Репину помогали его ученики. Здесь всегда стоял рояль. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики.
Тогда было решено создать в «Пенатах» музей. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6. На репинских «средах» бывали Сергей Есенин и Максим Горький, композиторы Александр Глазунов и Анатолий Лядов, певец Федор Шаляпин и критик Владимир Стасов, а также многие художники. Таким трофейным оружием пользовались запорожцы. Сергеев-Ценский, А. И.
Стасова, А. К. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. Футуристы стали частыми гостями на репинских «средах» после того, как Илья Репин познакомился с Владимиром Маяковским. Он бывал здесь наездами и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г. ).
В гостиной по средам собирались иногда до 30 – 40 человек. Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически). Он назван именем прославленного русского художника Ильи Ефимовича Репина, который прожил здесь, в усадьбе «Пенаты», почти 30 лет. В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет.
В центре кабинета стоит письменный стол. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. Известно, что в гостиной стоял рояль фирмы Беккер 34132, который выбирал для Репина композитор А. К. Глазунов.
Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи. Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств. В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Большинство построек, да и сам дом, были восстановлены по сохранившимся фотографиям и воспоминаниям современников только в начале шестидесятых. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Р».
Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Все комнаты с видом на парк имели выходы в парк и он был как бы их пейзажным продолжением. Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады». Работали в Куоккале вместе с Репиным Б. М. Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902). Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина.
Куинджи, Н. Д. Гостям она раздавала самодельные брошюрки с надписью «Я никого не ем». Поленов, А. И. Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914).
По соседству с гостиной находится и столовая. Считается, что это единственное произведение Васнецова в скульптуре. Помогал в этом Леви. Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем».
Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады».
Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым.
Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. У колодца «Скамья великого гнева», где Репин критиковал молодых художников. Мусоргского.
На противоположной стене находится портрет Б. М. Бродский, В. С. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Для футуриста ростом в сажень — это не дело».
Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги. Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак». В углу самодельные трости и заступ. Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18. Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта. Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью.
В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». Кроме того, один из художников (Ю.
Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. (Посёлок Куоккала послеОктябрьской революцииоказался за границей, в составе независимойФинляндии). Репин к тому времени был уже прославленным художником и ректором Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах. Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов».
Внешний вид её не менялся с момента постройки. В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. Вода чистая, питьевая с небольшим привкусом железа.
Содержание История усадьбы И. Е. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. По воскресеньям на поляне устраивались кооперативные, а значит дешёвые народные гуляния: читали лекции, пели, танцевали, пили чай с булкой и леденцами. Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей.
Многие потом вспоминали в мемуарах «еду из сена», овощные котлеты и бифштексы из клюквы. Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М. Молас. Справа на выступе стены помещён небольшой круглый барельеф с «Запорожцев» из обожжённой глины, сделанный украинским мастером гончаром Поросным Василием из местечка Опошня.
В поселке Куоккала жили летом, а часто и зимой художники, музыканты, писатели. Но если для него основную роль играли гигиенические аспекты, хорошее здоровье, то для Нордман на первом плане стояли этические и социальные мотивы. Сценой служила беседка, названная «Храмом Озириса и Изиды». Именно вот таким образом после революции и закрытия границ с Финляндией в 1918 году художник оказался отрезанным от России и только в 1939 году, после военной кампании за Карельский перешеек и спустя девять лет после смерти Репина, Пенаты снова оказались на территории СССР.
Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика). Например -в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» построена беседка «Храм Озириса и Изиды». Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Даже дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных и под настроение названия менялись. Несколько дней жил здесь Ф. И. Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н. Кони, Д. И. Была сегодня с экскурсией в "Пенатах". В столе также были выдвижные ящики для сбора грязной посуды. Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики.
«Он приходил каждое воскресенье ко мне и я, повинуясь его докторам, прятал от него карандаши и перья. Свирский.
Вера охотно показывала его комнаты всем желающим. Дом открыт в сторону парка. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Коллектив сотрудников «Пенатов» ведет научно-исследовательскую работу по составлению летописи жизни художника с наиболее полным каталогом его произведений. Сам Репин не придавал особого значения издевательским статьям в желтой прессе, а к затеям своей жены относился иронически.
1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие. Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. Гости собирались в гостиной, которая в обычные дни являлась кабинетом хозяйки. Сварог.
«Уж вы на меня не сердитесь, но, честное слово, какой же вы, к чертям, футурист. » — говорил ему Репин. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. В ходе работы он также читал труды по истории Запорожья и консультировался с историком и фольклористом Д. И. Рубинштейна, В. В. Отчасти этому способствовало крайне негативное отношение к большевикам со стороны старшей дочери художника Веры Ильиничны, которая приехала к отцу из Петрограда и вела хозяйство в «Пенатах» после смерти Нордман.
Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память». Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский. К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы. В тишине этого маленького парка любили бывать многие творческие люди. Молодой композитор Б. В.
Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году. Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина). Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома.
Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Сюда приезжали с друзьями и знакомыми, необязательно по приглашению.
Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков. Здесь всегда стоял рояль. Горький, Л. Н.
Каждую среду в «Пенатах» проходил «день открытых дверей» — к Илье Репину и его жене приезжали гости. Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие. «Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет.
1835 год». «Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский. Парк поредел, пруды высохли и заросли кустарником. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. В кабинете Репиным были написаны воспоминания «Далекое близкое». Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров.
Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. какое хорошее слово вы написали я ваш. ». Кроме того, городским экскурсионным бюро проводятся автобусные экскурсии по репинским памятным местам в Ленинграде и в музей-усадьбу «Пенаты».
Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева». В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом.
Это портрет Юрия Репина. Владелица рояля оказалась ученица композитора. Стасов. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев.
Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. Это дочери Репина. Комната с выступающей полукругом стеклянной стеной всегда полна света. На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина. По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам».
Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова. В парке строились деревянные домики и беседки. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады».
На «площади Гомера» устраивались концерты и народные гуляния, сюда по летним воскресным дням собирались жители поселка, чтобы послушать лекции, потанцевать. Наталья Борисовна умерла от туберкулеза в 1914 году в Швейцарской больнице. Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Илья Ефимович Репин – знаменитый русский художник, автор картин «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Заседание Государственного совета» и др. У окна стоит старый деревянный сундук.
Репин был тогда в зените славы. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены.
Серову. К подставке прислонён любимый музыкальный инструмент запорожцев— торбан. Кустодиев, И. С. Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. В его творчестве есть произведения, раскрывающие социальные противоречия пореформенной России, где Репин показал себя защитником угнетенного народа («Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Проводы новобранца») в ряде творений художник воспевал самоотверженную борьбу русских революционеров («Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»).
Строительство велось без плана. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. нельзя ли Вам снять фотографией маленькиеобразчикиархитектурыРепина:Ворота Ваши с орнаментами (с улицы), необыкновенное окно на фасаде, которое мне так нравится и что Вы еще найдете сами». У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Менделеева и других). Обеденный стол с вращающейся серединой был вновь сделан благодаря чертежам с объяснением конструкции, сохранившихся в архиве Русского музея.
Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки). Репин дружил с молодым К. И.
Маяковский, читал в «Пенатах» свои стихи С. А. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила.
Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н.
Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году. На золочёном мольберте картина Репина «Вид на Везувий ночью», написанная в Италии в 1873 году. Их и не восстанавливали. Многие из этих вещей изображены на картинах. Среди учеников И. Е. Перед каждым стоял полный прибор.
Также в гостиной всегда стоял рояль. Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева. Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей.
Обслуживание посетителей организовано здесь таким образом, что каждый пришедший в музей может ознакомиться с ним, прослушав объяснения, записанные на магнитофонную ленту причем имеется несколько вариантов этих объяснений, рассчитанных па различные группы экскурсантов (в том числе, тексты для школьников, на языках народов СССР и на иностранных языках). Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957).
Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». Бродский, Ю. П. Кузнецов.
Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь). Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий. К ним супруги подавали вино: водку в «Пенатах» не пили. Скалона. Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е. Все работали на равных правах, в том числе и хозяева.
Уникальным, ни на что не похожим остается и дом Репина. В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой). Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь.
Художник лишь сделал небольшой набросок. Писатели зачитывали свои новые произведения. Отличалась простотой своего убранства. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск».
Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года. Андреев, Скиталец (С. Г. Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано. В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий. К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь». Швейцара здесь не было.
Так появились этюд Серова «Пиратка», портреты работ Кустодиева Б. М., Куликова И. С., Бродского И. И., Петрова Н. Ф., Малявина Ф. А. В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б. Здесь всегда стоял рояль. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»). В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях.
Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку. В глубине мастерской и на лесенке-подставке доспехи римского воина (бутафория), служившие для работы над картинами, здесь же находится кресло для позирующих и большая ваза с кистями. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. Репин считал её целебной и пил до самой смерти. «О, музыка.
Сама картина в Русском музее. Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. Есть в этом альманахе и рисунки В. В. Куприн, С. Н.
Одну из улиц – Прямую – называли иногда литературной. Это самая поздняя пристройка к дому была сделана в 1911 году. Мусоргского. Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным.
Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты). Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П. Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского). Репину всегда была близка запорожская тема. Личность Нордман историки оценивают неоднозначно.
По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош. Репину было тогда 76 лет.
Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314. В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. Отличалась простотой своего убранства. В центре мастерской, у окна, «шаляпинский» диван (подлинник не сохранился, экспонат близок по форме и цвету обивки), назван так потому, что на нём позировал Шаляпин (портрет так и не был завершён).
Все эти материалы напоминают о людях, которым был идейно близок Илья Ефимович Репин. Куликовым. От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе). На репинских «средах» часто выступали известные актеры. Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник.
В древнем Риме каждая семья имела обычно двух Пенатов изображения которых изготовленные из дерева, глины или камня, хранились в закрытом шкафчике возле очага, где собирались все члены семьи. Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С. От дома, огибая справа небольшой пруд, шла «Аллея Пушкина». Онапересекалаобрамленнуюсоснамизеленую лужайку, названную «Площадью Гомера», а стоящая здесь же, на пригорке, деревянная беседка с колоннами стала именоваться «Храмом Озириса и Изиды». Андреева, Д. И. От дома остались только фундамент и остовы печей. Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки.
Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К. Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню). Репину было 55 лет, когда он женился во второй раз и приобрел на имя второй жены (Натальи Нордман) землюв посёлке Куоккала в Финляндии, где выстроил усадьбу и провёл последние тридцать лет жизни. Пироговым, И. П. 23 картины принадлежали русским художникам – Шишкину, Поленову и другим, а 7 картин были его собственными произведениями, в том числе замечательный двойной автопортрет с Нордман, написанный в «Пенатах» в 1903 году., ).
Многие посетители становились моделями для художественных работ. Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких. Интересны работы, связанные с написанием картины «Торжественное Заседание государственного Совета» (1903).
Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград). В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж.
В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)». В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. Однако музею не суждено было долго просуществовать. Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху. К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). Так художник стал гражданином Финляндии. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов.
Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения. Эти художники помогали Репину в работе над картиной. Боткиным, И. М. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Здесь же лежат папки с поздравительными адресами, бювары, портфель с монограммой «И. — Скоро тут останутся одни комары». Это помещение называли и верандой бюстов, вдоль стен стояли скульптурные работы Репина. Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии).
«Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ». Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги. С 1900 года художник проводил здесь большую часть времени. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». В витринах перед кабинетом книги с дарственными надписями Чехова, Короленко, Бунина, Лескова, Леонида Андреева, Сергеева-Ценского С. Н., Кюи Ц. А., Морозова Н. А., Менделеева.
У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине.
Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены. Но на этом новшества не заканчивались, а только начинались. Карельский перешеек стал ареной военных действий. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»).
Прислуживание считалось недопустимым. Здесь хорошо работалось летом. Она была выполнена в Петербурге, а в «Пенатах» оказались эскизы композиции— живописный и графический. Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием.
Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. В ней по средам собирались гости. Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни).
Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка. Швейцара здесь не было. Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина.
Репино, Приморское шоссе, д. 411. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин. Их автор — скульптор Илья Гинцбург. Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами».
Самопомощь— это девиз репинского дома. Так, например, портрет Репина исполненный Бродским, был написан на фоне большого желтого камина в мастерской «Пенатов». Анненков. Сурикова, В. В. Художник, уже создавший такие картины, как «Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы» и многие другие, в эти годы приступил к работе над грандиозным полотном «Заседание Государственного совета», ставшим, вместе с гениальными этюдами к нему, одним из самых высоких достижений русской живописи. Проект исполнялся архитектурной мастерской Ленпроекта под руководством И. Кацюга, архитектором В. Шерстнёвым.
В дом мы попадаем через прихожую. Картина имеет посвящение: на постаменте под бронзовым львом ясно читается надпись «Посвящается Александру Александровичу, Софии Александровне, Михаилу Александровичу Стаховичам»— это были приверженные пушкинисты. Многие из этих вещей изображены на картинах. Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Артезианский колодец «Посейдон» давал чистую воду с таким большим расходом, что хватало даже для проточности прудов и канав.
Прислуживание считалось недопустимым. Справа на стене висит небольшой эскиз картины «Черноморская вольница». Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. В трудные 20-е годы в парке был огород.
К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Всё это подлинные вещи конца XVIII века. Неужели сложно предложить бахилы.
Резной ларец, в котором Репину были переданы 436 сочувственных писем по поводу несчастного случая вокруг картины «Иван Грозный».
Нордман ввела в усадьбе экстравагантные по тем временам порядки. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Первый номер становился председателем круглого стола.
Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады». Внешний вид её не менялся с момента постройки. Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина. Прислуги в доме почти не было – подход художника и к быту тоже был прогрессивным.
Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок.
Зимой на льду пруда устраивалась карусель, аШаляпиндаже катался на коньках. Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты». С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н. Недаром Репин с гордостью писал: «Про Пенаты» можно сказать: все побывали тут».
Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине. Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки». Одним из первых посетил Репина в «Пенатах» В. В. На кафельной печке, слева бронзовая статуэтка «Нарцисс»— память о путешествии в Неаполь Италии. В Пенатах сохранился один этюд к этой картине— «Молящийся запорожец».
Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов. Первое ее издание вышло только в 1937 году. Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами».
У Вас также есть возможность прийти сюда и насладиться его незабываемой атмосферой. Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке. Справа на низкой табуретке находится его знаменитая подвесная палитра. «Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга.
Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Толстого, М. П. Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду. Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей. Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина.
Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным. Куликов, И. И. На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет. Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты.
Гинцбургом. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16. Бехтеревым. В этой комнате, которую еще называли «комнатой Венеры» из-за слепка со скульптуры Венеры Милосской, стоял рояль фирмы Беккер, который был выбран для Репиных композитором А. К. Глазуновым.
Есенин. Толстого начал временами вегетарианствовать. В одной из витрин — печатный отзыв о картине «Бурлаки на Волге», принадлежащий перу известного критика В. В. Стасова, не только первого пропагандиста произведений И. Е. Репина, но и его духовного руководителя и друга. Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома).