В настоящее время музей-усадьба Репина «Пенаты» — федеральный культурно-исторический памятник, включающий в себя жилой дом, могилу И. Е. Музей-усадьба И. Е. Репина Пенаты – популярный музей и парк в пригороде Санкт-Петербурга (Репино). Одним из таких мест является музей Репина «Пенаты», который наверняка заинтересует поклонников живописи известного художника. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» располагается в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива.
Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является одним из филиалов Научно-исследовательского музея Российской академии художеств. Пенаты— музей-усадьба художника И. Е. Репина, расположенная в посёлке Репино (бывш. Куокалло) находится Музей-усадьба Ильи Ефимовича Репина «Пенаты».
Нордман, завещала «Пенаты» Репину в пожизненное владение, а после смерти художника – в собственность Академии художеств для организации музея. Музей-усадьба Репина «Пенаты» расположен в 45 минутах от Санкт-Петербурга. Конечно же, мечта Нордман создать в усадьбе «Пенаты» музей И. Е Репина осуществилась, но случилось это не сразу и путь был совсем непростым. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» хранит в себе коллекцию около 600 произведений знаменитых художественных мастеров.
В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград). В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год) выполненный литографическим карандашом. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников.
И какие только гости не сидели за этим столом. Многие из этих вещей изображены на картинах. Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду. Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики. Репина «Пенаты»Архивные фотографии усадьбы ПенатыМузей ПенатыСхема проезда История усадьбы И. Е. Помогал в этом Леви. В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина.
Толстого начал временами вегетарианствовать. К подставке прислонён любимый музыкальный инструмент запорожцев— торбан.
Она была выполнена в Петербурге, а в «Пенатах» оказались эскизы композиции— живописный и графический. Зимой на льду пруда устраивалась карусель, аШаляпиндаже катался на коньках. Кустодиев, И. В. Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине. Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память».
На стене, слева от рояля, висит ковёр ручной работы, вышитый крестом по рисунку архитектора Гуна А. Л. — это подарок от певицы Молас А. Н., пропагандистки творчества Мусоргского. Куинджи, Б. М. Все работали на равных правах в том числе и хозяева. Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник.
Стасова, А. К. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах.
Следующие четыре года в доме велся ремонт и реконструкция, вот таким образом переехать туда Репин смог только в 1903 году. Под его аккомпанемент пели в Пенатах старинные украинские и русские песни и думки. Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии). Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах. В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага, в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом».
Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. «Можно один раз разыграть для смеха такую комедию, — считает автор книги о Репине Софья Пророкова. Сама картина в Русском музее.
Гинцбургом. «Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника. (1876—1915) и другие произведения. Уникальным, ни на что не похожим остается и дом Репина. Репина «Пенаты» Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899г.
Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926). Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Здесь художник написал много портретов. К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). Первый номер становился председателем круглого стола. В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н. Здесь хорошо работалось летом.
Швейцара здесь не было. К примеру, остроконечная прозрачная крыша над мастерской появилась для возможности использовать природный верхний свет. От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе).
В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». Он не мог ездить на родину. Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью.
Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь. Застрявшие в ней отдельные обыватели, большею частью разная мелкота, не шли в счет по сравнению с тем окружением, в котором создались и выросли Пенаты». Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский. Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера.
Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»). Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С. Неужели сложно предложить бахилы.
Прислуживание считалось недопустимым. Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина. Репину было 55 лет, когда он женился во второй раз и приобрел на имя второй жены (Натальи Нордман) землюв посёлке Куоккала в Финляндии, где выстроил усадьбу и провёл последние тридцать лет жизни. В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино.
В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой). Здесь проходили обеды по средам. Из широких окон дома открывается живописный вид на парк с его прудами, тенистыми аллеями. В 1930 году художника не стало.
Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически). Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930).
Сварог. На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. В 1906 году поднялся второй этаж со стеклянными шатрами, флюгерами, резными украшениями, сделанными по рисункам хозяина. Так появились этюд Серова «Пиратка», портреты работ Кустодиева Б. М., Куликова И. С., Бродского И. И., Петрова Н. Ф., Малявина Ф. А. В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году. У окна на, бамбуковой подставке, медный гонг— «Там-Там».
Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца. На золочёном мольберте картина Репина «Вид на Везувий ночью», написанная в Италии в 1873 году. Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады». Кони, Д. И. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки.
Репину помогали его ученики. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. Поленов, А. И. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург.
Проводились такие встречи традиционно по средам. Все они неоднократно бывали в «Пенатах». Здесь же лежат папки с поздравительными адресами, бювары, портфель с монограммой «И.
Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика). Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы».
Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова. Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады». Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя). Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б.
Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Рядом с письменным столом находится гипсовый слепок со статуи «Скорчившийся мальчик» Микеланджело (оригинал в Эрмитаже). В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман.
Картина имеет посвящение: на постаменте под бронзовым львом ясно читается надпись «Посвящается Александру Александровичу, Софии Александровне, Михаилу Александровичу Стаховичам»— это были приверженные пушкинисты. В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов. Междуцарствие 1612 года» (1877-1915). Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. Резной ларец, в котором Репину были переданы 436 сочувственных писем по поводу несчастного случая вокруг картины «Иван Грозный».
Первое ее издание вышло только в 1937 году. В усадьбе все имеет свои имена – беседки, аллеи, пруды. Эти художники помогали Репину в работе над картиной. Справа от большого окна на стене размещены этюды Репина: портрет финского поэта Эйно Лейно— к картине «Финские знаменитости», двух солдат— к картине «В атаку с сестрой», эскиз к неосуществлённой картине «Пётр 1 на верфи».
Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте. Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году. Это дочери Репина. Павловым, В. М. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж.
Было много иных построек, дорожек, просто окультуренных мест для работы и отдыха. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314. К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики.
Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками. Многие были его моделями. Всего в «Пенатах» хранится около шестисот произведений живописи и графики. Справа на низкой табуретке находится его знаменитая подвесная палитра. Сурикова. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск».
Это помещение называли и верандой бюстов, вдоль стен стояли скульптурные работы Репина. В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда 17 века) изображён Тарновский В. В. на портрете 1880 года. Одна из них — ее И. Е. Репин назвал «Аллеей Пушкина» — ведет к «Площади Гомера» — небольшой поляне, на краю которой расположен павильон с деревянными колоннами. Куликовым. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни. Репин дружил и с учеными. Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами». Владелица рояля оказалась ученица композитора.
Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов». Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. Молас.
Слева от копии запорожского знамени висит портрет Юрия (возможно автопортрет). Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». На противоположной стене находится портрет Б. М.
Кустодиева, написанный И. С. У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Недалеко от дома Репина, в поселке Оллила, располагался дом Чуковского, с которым художник очень дружил. Круг общения Репина заметно сузился.
Андреевой в Куоккале. Та комната из которой сейчас посетители осматривают прихожую, была малой столовой, где хозяева обедали во все дни, кроме среды. Здесь хорошо работалось летом. Была сегодня с экскурсией в "Пенатах". Многие посетители становились моделями для художественных работ.
Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным. Над лесенкой, ведущей в костюмерную, находится большой портрет девушки в полный рост— это написанный Малявиным Ф. А. портрет Тхоржевской-Петровой А. И. Здесь же ранняя работа Кустодиева Б. — профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный Куликовым И. С. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. Коллекция музея насчитывает около шестисот произведений живописи и графики. Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков.
Всё это подлинные вещи конца XVIII века. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. И, не найдя ничего, хватал из пепельницы папиросный окурок, макал его в чернильницу и на первой же попавшейся бумажке начинал рисовать». Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. до своей кончины в 1930г. Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет.
Внешний вид её не менялся с момента постройки. На стене, слева от рояля, висит ковёр ручной работы, вышитый крестом по рисунку архитектора А. Л. Гуна— это подарок от певицы А. Н. Молас10, пропагандистки творчества Мусоргского. В. Ф. Это беседка — «Храм Озириса и Изиды», она служила своеобразной общественной эстрадой для многочисленных посетителей репинских «сред». Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Репину было тогда 76 лет.
Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош. Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта. Усадьбу назвали «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага. Мусоргского.
Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос. Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году. Это портрет работы Ф. Малявина изображающий его соученицу по Академии художеств А. И. Тхоржевскую-Петрову. Название Пенатыозначало богов-хранителей и покровителей домашнего очага.
Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. Многое изменилось после революции. Репин считал её целебной и пил до самой смерти. Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н. Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни). Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)., ).
Многие из этих вещей изображены на картинах. Стасова, В. И. Там мы должны были обуть допотопные пыльные брезентовые шлёпанцы 50 последнего размера на завязках и ждать, пока группа перед нами не выйдет в это же помещение. Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка. Вода в ней отличного качества, проверено лично. Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты».
Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»). Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Толстого, М. П.
В глубине сада расположилась «Беседка Шахерезад», а фактически смотровая башня. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. Ге и других. В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях.
Строительство велось без плана. Слева в углу, у самого камина, на манекене «кобняк з видлогою»— верхняя одежда казаков из белого домотканого сукна. Все дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных, под настроение названия менялись. Это, по словам Репина, был мини-народный университет. Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Усадьбу он завещал Академии художеств СССР. Он бывал здесь наездами и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г. ).
В мастерской «Пенатов» были написаны картины «Пушкин на акте в лицее 8 января 1915 года» (1911), «Какой простор» (1903), «Манифестация 17 октября 1905 года» (1907—1911), «Голгофа» (1922—1925), «Гопак» (1927). Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году. Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург.
В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина. Илья Ефимович Репин – знаменитый русский художник, автор картин «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Заседание Государственного совета» и др. Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина.
В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. Справа на стене висит небольшой эскиз картины «Черноморская вольница». Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина. Считается, что это единственное произведение Васнецова в скульптуре.
Бехтеревым. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). Менделеева, А. Г.
Усадьба названа «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага. В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино. Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера.
По соседству с гостиной находится и столовая. Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина. В углу самодельные трости и заступ. По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам».
Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». В целом экскурсия удалась. Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей). Здесь проходили обеды по средам. Пироговым, И. П.
Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам.
Там же книги о Ленине и его сочинения, присланные в Пенаты по просьбе Репина в 1926 году. Такие музеи хороши именно тем, что позволяют познакомиться с великими в домашней обстановке, вроде как зайти к ним в гости, почувствовать атмосферу загородной жизни творческой интеллигенции. Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С. К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь». В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник.
Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман. Перед каждым стоял полный прибор. Отличалась простотой своего убранства.
Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. Среди учеников И. Е.
Содержание История усадьбы И. Е. Его можно отнести к лучшим работам позднего периода творчества художника. Он был голубой и поднимался по средам над домом. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной. По завещанию Нордман, составленного в 1910 году, в случае смерти хозяйки (это случилось в 1914 году в Швейцарии от открытой формы туберкулёза) дом становился собственностью Репина, а потом переходил к Академии художеств при условии, что там будет музей И. Е. Репина. Отличалась простотой своего убранства.
Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. Наталья Нордман в 1908 году составила завещание в пользу супруга, пожелав, дабы после его смерти в усадьбе был организован музей.
Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16. В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской. Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара. Комната с выступающей полукругом стеклянной стеной всегда полна света.
Также в гостях у Репина бывали композитор А. К. Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К. Вели себя крайне недоброжелательно и надменно, хотя у нас была очень воспитанная группа, состоявшая из людей в возрасте.
В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером. Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома. В центре кабинета стоит письменный стол. У входных дверей, справа стоит старый флаг «Пенатов». В усадьбе бывали многие знаменитости, написаны известные картины. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы.
В 1930 году здесь стоял гроб с телом Репина и отсюда его проводили в последний путь. В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита. Здесь же установили «Скамью великого гнева», возле которой авторитетный мастер разносил в пух и прах творения молодых художников или же давал им дельные советы. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. Для тех времен это было прямо-таки революционно. Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н.
Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. В центре стоит стол особой круглой конструкции, на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайнен в 1909 году (с 1962 года новодел). Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов.
Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной». Самопомощь— это девиз репинского дома. Рядом с домом рабочие-латыши пробурили артезианский колодец, который окрестили «абиссинским». Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе.
В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия. На репинских «средах» часто выступали известные актеры. По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены.
Обеденный стол с вращающейся серединой был вновь сделан благодаря чертежам с объяснением конструкции, сохранившихся в архиве Русского музея. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. У окна стоит старый деревянный сундук.
Их и не восстанавливали. С ее верхней площадки во времена Репина открывался вид на Финский залив. Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели. В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей. Ещё в усадьбе Репина «Пенаты» имелся «Храм Осириса и Изиды» — деревянный садовый театр-беседка с «площадью Гомера» перед ним, куда в летние воскресенья сходились жители Куоккалы на собрания, лекции, танцы под балалайку и гармонику.
Например -в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» построена беседка «Храм Озириса и Изиды». Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Даже дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных и под настроение названия менялись. Таким трофейным оружием пользовались запорожцы. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. Места за столом определялись по жребию. Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева».
Места за столом определялись по жребию. Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». Бунина, Н. С. Дети художника Вера и Юрий остались в Финляндии.
Есть в этом альманахе и рисунки В. В. Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. Рубинштейна, В. В. Вторая жена художника – Наталия Борисовна Нордман (1863 – 1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце.
По воскресеньям на поляне устраивались кооперативные, а значит дешёвые народные гуляния: читали лекции, пели, танцевали, пили чай с булкой и леденцами. Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П. Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах».
Репино, Приморское шоссе, д. 411. Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах.
Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы. Это дочери Репина. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы. В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева.
Художник переживал это с трудом. Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги. Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П. Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак».
Из гостиной дверь ведёт в столовую. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображён в картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина.
Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем». Скалона.
Он был голубой и поднимался по средам над домом. На нём среди личных вещей страницы рукописи воспоминаний. Открывайте дверь в столовую сами». «Теперь это пустыня», — писал Репин.
Он стоит на мольберте. На вешалке, рядом, репинская крылатка, на столике шляпа и берет.
В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря).
Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный. Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке. Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки».
На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам. Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие. Личность Нордман историки оценивают неоднозначно.
Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах. Боткиным, И. М.
В глубине мастерской у окна находится незаконченная картина «Пушкин на набережной Невы», которую Репин писал и переписывал более 30 лет постоянно меняя композицию. В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские.
С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. «О, музыка. Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». (Посёлок Куоккала послеОктябрьской революцииоказался за границей, в составе независимойФинляндии). Репин к тому времени был уже прославленным художником и ректором Академии Художеств в Санкт-Петербурге. По его плану и при непосредственном участии была отстроена усадьба.
Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала». Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М.
Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. Сеченовым, Н. И. Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина. Кроме того, путешествуя по Украине, Репин изучал древности этнографических музеев, делал зарисовки старинных запорожских предметов из частных собраний. Так художник стал гражданином Финляндии. Куликов, И. И.
Вода чистая, питьевая с небольшим привкусом железа. Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И. Самопомощь— это девиз репинского дома. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. В Пенатах сохранился один этюд к этой картине— «Молящийся запорожец». Интересны работы, связанные с написанием картины «Торжественное Заседание государственного Совета» (1903).
Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. Это самая поздняя пристройка к дому была сделана в 1911 году. Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914).
Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картиной «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку. Репину помогали его ученики. Репин плодотворно работал в жанре исторических и бытовых сцен, а также проявил себя великолепным портретистом.
Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18. Здесь всегда стоял рояль. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». Прислуживание считалось недопустимым.
1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие. Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей. Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902).
Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского). И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев. В парке строились деревянные домики и беседки. Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами». В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки). Серову. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты.
Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек. В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий. Лескова, Л. Н. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола.
Номер первый становился председателем, в его обязанности входило снимать крышки с кастрюль с кушаньями. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. Репин проживал в посёлке Куоккала (ныне Репино) с 1903г. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11.
На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине). Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель.
Именно здесь И. Е. Репин (1844 – 1930) в поселке Репино (Куоккало) прожил последние 30 лет и пожелал быть похороненным. «Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах. Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича. В парке строились деревянные домики и беседки. Она жила в имении до 1939 года.
Аллея замыкается крутой лестницей, по которой можно подняться на «Башенку Шехерезады». Музей открыт в 1962г. Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. Чехова, И. А. В трудные 20-е годы в парке был огород.
На прежних местах три скульптурных портрета и самый ранний из них по времени создания (1981г. )— бюст русского хирурга Пирогова Н. И. Бюст Толстого Л. Н. — вылеплен в 1891 году в Ясной Поляне и скульптурный портрет Нордман Н. Б. от 1902 года. В кабинете Репиным были написаны воспоминания «Далекое близкое». Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным.
Это портрет Юрия Репина. Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. В возрождённых после войны «Пенатах» можно видеть личные вещи художника, его картины и рисунки, произведения сына – Юрия и работы других русских живописцев. Р». В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты.
В центре мастерской, у окна, «шаляпинский» диван (подлинник не сохранился, экспонат близок по форме и цвету обивки), назван так потому, что на нём позировал Шаляпин (портрет так и не был завершён). Много лет он являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок. Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких. Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей.
В усадьбу направили сотрудников из Академии художеств, которые ознакомились с тем, в каком состоянии находится усадьба. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. По словам художника, в мастерской он проводил лучшие часы своей жизни. Музей-усадьба И. Е. В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз.
В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г. Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью. Артезианский колодец «Посейдон» давал чистую воду с таким большим расходом, что хватало даже для проточности прудов и канав. Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. «Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. Сама картина в Русском музее. В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман.
Андреева, Д. И. портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием.
Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи. Место это, станет не только бесконечно родным и любимым домом Репина, но и последним пристанищем – под пологом тенистого парка великий художник покоится с миром. Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню). Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». В 1899 году, когда Репин приобрёл участок земли, где позже будет выстроена усадьба «Пенаты», он уже был прославленным художником, автором «Ивана Грозного» и «Царевны Софьи», «Бурлаков» и «Крестного хода», «Отказа от исповеди» и «Ареста пропагандиста», «Заседания государственного совета», портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел).
В центральной части на большом мольберте— последний автопортрет Репина 1920 года. Вера охотно показывала его комнаты всем желающим. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина. Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу».
Она знаменита большим медным гонгом – с его помощью гости извещали хозяина о своем приходе. Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»). Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии.
В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф. У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года. Дом открыт в сторону парка.
В фильме показаны постройки усадьбы и рассказано о них. Репину всегда была близка запорожская тема. Тогда было решено создать в «Пенатах» музей. Менделеева и других).
В дом мы попадаем через прихожую. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном.
В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей.
У колодца «Скамья великого гнева», где Репин критиковал молодых художников. При жизни у него в гостях на знаменитых «репинских средах» бывали Корней Чуковский и Максим Горький, Маяковский и Есенин, Давид Бурлюк, Федор Шаляпин и многие другие деятели российской культуры, науки и искусства. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. Глазунов, виолончелисты А. В. Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов.
Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Также в гостиной всегда стоял рояль.
Художнику 76 лет. На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил. и является единственным художественным музеем на Карельском перешейке. В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены.
Особых высот в живописи достиг Л. И. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках. На кафельной печке, слева бронзовая статуэтка «Нарцисс»— память о путешествии в Неаполь Италии. Внешний вид её не менялся с момента постройки. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину.
— Скоро тут останутся одни комары». Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина). В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо. Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты. Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей. Здесь всегда стоял рояль. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды», которая часто становилась эстрадой.
Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов. В ней по средам собирались гости. Скрябина и С. В. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. Вместо некоторых утраченных произведений, которые были в «Пенатах», главным образом работ учеников Репина, удалось отыскать картины тех же художников, относящихся к тому же времени.
Бродский, В. С. Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь). Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной.
Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Мусоргского. Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была.
Прислуги в доме почти не было – подход художника и к быту тоже был прогрессивным. «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ». Репина были Кустодиев и Грабарь, также он давал частные уроки В. А. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств. — Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает». Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6. К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день).
Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает. Рядом на столике в синей вазе, кисти Репина.
За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады» — высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Дочь художника переехала в Хельсинки. В глубине мастерской и на лесенке-подставке доспехи римского воина (бутафория), служившие для работы над картинами, здесь же находится кресло для позирующих и большая ваза с кистями. Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка.
Писатели зачитывали свои новые произведения. Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью.
Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий. «Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский. На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. В конце жизни Репин изъявил желание навсгда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева.
Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. Справа на выступе стены помещён небольшой круглый барельеф с «Запорожцев» из обожжённой глины, сделанный украинским мастером гончаром Поросным Василием из местечка Опошня.
Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги. На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д.
Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников). Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки. В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)».
У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу.
К. Чуковский вспоминал, как Репин «утром, едва проснувшись, бежал в мастерскую и там истязал себя творчеством, так как тружеником он был беспримерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской». Владелицей рояля оказалась ученица композитора. В годы войны усадьба сильно пострадала, но после войны была полностью восстановлена. Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году. Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948).
Мусоргского, В. И. После этого холст претерпел еще ряд изменений. У шкафа висит рабочий халат Репина. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу.
С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника. Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н. Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения. Швейцара здесь не было. Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху.
Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности. Их автор — скульптор Илья Гинцбург. Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ).
В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом. При входе, слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила. 1835 год».
Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены.
Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. Председатель также следил за соблюдением шутливых правил. Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»).
В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины. В ней по средам собирались гости. Сурикова, В. В. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу. Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома).
В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П.