Выражение «картина Репина «Приплыли» стало настоящей идиомой, которой характеризуют патовую ситуацию. Выражение «картина Репина «Приплыли» стало настоящей идиомой, которой характеризуют патовую ситуацию.
Эту светлую и бескорыстную любовь к искусству в свое время тонко подметил выдающийся философ, один из родоначальников русского космизма Николай Фёдоров. Смятение, героика, драматический накал присутствуют на холсте. Сумерки, довольно плотный туман, видны лишь края двух берегов и часть реки между ними. Если есть картина «Не ждали», то почему бы не быть живописному произведению под похожим «сюжетным» названием. Фото репродукций полотен великого художника легко найти во многих печатных изданиях. Он был дружен с Соловьёвым, посещал его дом и даже посвятил хозяину удивительного особнячка на улице Консисторской (ныне – Фрунзе) статью, в которой есть такие слова: «Созидатель этого музея поставил себе целью «спасать от смерти, что можно» Он как бы всех желает сделать рисующими, живописующими, как бы оживляющими, спасающими от смерти. А полотно «Конец Черноморской Вольницы» показывает пленных казаков, сидящих на берегу штормового моря и обреченно поникших под злыми взорами и ружьями турецких стражников.
Рядом с его согбенной фигуркой лежит, барственно облокотившись на руку, молодой «оборванец» в грязной обтрепанной одежде. Одновременно романтика пейзажа чем-то перекликается с безмятежным выражением лица молодого босяка, который, кажется, находит свое счастье в бродяжничестве. Кроме того, художник сотрудничал с газетой «Дон» и другими изданиями: писал статьи о живописи, выступал с обзорами выставок. Воронежская бесплатная рисовальная школа, основанная Соловьёвым и такими же подвижниками – супругами Пономарёвыми, должна была, по мысли создателей, стать центром просвещения и «нравственного братского сотрудничества» учеников. И что это вы там делаете, позвольте спросить.
Двое ребятишек в исподнем задорно глядят на нас. Конечно известные всем «Бурлаки на Волге» в эту категорию не входят, а вот, например, «Конец Черноморской Вольницы» (полотно создано в 1900-е годы) вполне соответствует этому наименованию. Это человек не XIX, а XX века, постоянно работающий для будущего». В своё время Лев Григорьевич был очень известным в Воронеже человеком.
Его основные работы: «Транспарант в память 200-летия Петра I», «Альбом иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова», «Кустарь-сапожник», «Воронежская Гретхен», «Тряпичник-меняла», «Сельский базар», «Гибель Викулиной рощи». А пожилой пастырь добродушно улыбается, дескать: «Ну вот, приплыли. ». Вдоль лугов за деревней вьется небольшая речка, над нею стелется туман. На первом плане перед нами предстают два бездомных человека. Современников поражал не столько сам сюжет, сколько мастерски переданное художником изумление и первые эмоции на лицах участников этой встречи.
На ближнем плане картины кипит жизнь. Сюжет картины можно считать продолжением темы, которой посвящен созданный в те же годы холст «Казаки на Черном море». Мастер создал не одно произведение, в котором события разыгрываются на берегу и о котором можно было бы сказать: Это картина Репина Приплыли. Тот, что постарше, горестно задумался, зябко прячет руки в длиннополом черном кафтане.
Между ними, глядя на воду, судачат о чем-то две кумушки. Там изображены запорожцы, попавшие в бурю после атаки турецкого берега. Несколько этюдов Соловьёва находятся в Государственном Русском музее, одна жанровая картина представлена в Третьяковской галерее («Кустарь-сапожник»). Небольшая, шириной с десяток метров речка за деревенской околицей. В воде целая толпа деревенских женщин, большей частью обнажённых.