Как считает исследователь творчества Репина Ю. Беличко именно его картина «Хохот» дала Репину своеобразный эмоциональный ключ для «Запорожцев». «запорожцы» (также известна под названием «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»)— картина русского1 художника Ильи Репина. Отобразить историческую миссию запорожцев в красках Репину помогли известные историки тех лет Николай Костомаров и Дмитрий Яворницкий.
Из Третьяковской галереи в Москве исчезла картина русского художника Ильи Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", об этом сообщает Joinfo. ua со ссылкой на страничку в Facebook пользователя Кирилла Наумова. «запорожцы» (также известна под названием «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»)— картина русского художника Ильи Репина. Летом 1878 года М. В. Прахов одновременно с Репиным гостил в Абрамцеве и, очевидно именно тогда он напомнил Илье Ефимовичу о письме запорожцев и, может быть, прочел художнику это письмо. В обращении к теме запорожцев Репину, который и сам в достаточной мере знал историю Украины, помогал историк Д. И. Яворницкий. Далее письмо султана запорожцам их ответ и два варианта Запорожцев Репина в полный экран.
В мультфильме Владимира Дахно «Энеида» по травестированной поэме украинского поэта И. П. Котляревского иронически переосмысляются различные сюжеты мировой живописи и скульптуры, в том числе и «Запорожцы» Репина (эпизод, где троянцы-казаки во главе с атаманом Энеем сочиняют ответ князю Турну). Бутылка красуется на столе, где заседают репинские запорожцы.
Копия была сделана в XVIII веке. Можно себе представить, как должен был прийтись по душе Эварницкому сюжет картины, заимствованной из запорожской истории, за которую принялся к тому же такой замечательный художник как Репин. Лысый казак. Рядом с ним казак, который вот-вот прыснет со смеху. Причем ее слава зиждется не столько на исторической достоверности, сколько на настроении.
А в самой Качановке он увидел и зарисовал интересные типы людей. Шевченко в 1843 году (места бывшей Запорожской Сечи, Качановка на Черниговщине, Киев), стала и для художника своеобразным паломничеством к национальным святыням украинского народа, знакомством и общением с украинской интеллигенцией. И вот, выделились из этой забитой, серой, рутинной, покорной, темной среды христиан – выделились смелые головы, герои, полные мужества, героизма и нравственной силы.
«Запорожцев» Репин писал долго, целых двенадцать лет. Имени его история не сохранила, но его образ запечатлен художником на долгие годы существования картины. Типичныйбурсак, подстриженный подмакитру (под горшок) и не успевший еще отрастить усов — художникПорфирий Демьянович Мартынович. – Какой это труд. «Если бы Вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины.
Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее. Среди людей, позировавших ему, были многие известные личности. Впрочем, картежником он был лишь по сюжету картины, а вовсе не в жизни. Тот, увидев его уникальные затылок и лысину, загорелся желанием запечатлеть их на картине. Именно этими обстоятельствами, а не недостатком знаний из истории и быта запорожских казаков Беличко объясняет расстояние в 13 лет между эскизом и законченным произведением. Красной и Горького по мотивам картины установлен барельеф.
Для смеющегося казака в белой папахе позировал журналист и писатель Владимир Гиляровский. Сюжет картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» основан на одном из преданий. если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. Нет, я русский человек и кривить душой не могу.
Когда Яворницкий приехал в мастерскую художника позировать, он был весьма хмур. В контексте русской культуры обращение к этой теме также неслучайно. Но в работе над Запорожцами Стасов не мог быть полезен Репину в той же степени, так как он не являлся знатоком истории Украины. После 1880 года Репин занимался неспешной и длительной серией эскизов и подбором моделей.
С целью проследить процесс работы Репина над композицией и отдельными характерами харьковской картины интересно сравнить текст письма Мурашко с результатами рентгеновского анализа картины. И до сих пор история создания прославленного творения Репина остается малоуясненной.
Скоро Репин убедился, что Эварницкий будет ему чрезвычайно полезен в деле завершения его давнишнего замысла. Это Георгий Петрович Алексеев. Прототипом его оказался профессор Петербургской консерваторииАлександр Иванович Рубец. Но никак нельзя ограничивать тему картины гомерическим хохотом. Она служит красноречивейшим доказательством полного расцвета художественных сил у Репина. Следом – не стесняющийся своих эмоций, хохочущий казак. Он все забыл или ничего не знает из русской истории.
Репин ответил: «Я и в «Запорожцах» имел идею. Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» привлекает внимание своей красочностью, она так искрится положительной энергией, что иногда кажется, что на знаменитом полотне главным незримым персонажем является именно смех, хотя картина посвящена реальному историческому событию. Все персонажи произведения известного живописца создают впечатление не только удали и веселой бесшабашности, но и какой-то необычной внутренней силы, которая была свойственна только лучшим сыновьям украинского народа — представителям Запорожской вольницы.
Не понял Репина и знаменитый русский писатель Н. С. Лесков, написавший художнику, что в «Запорожцах» нет идеи. Он начинает поиски материалов изучение источников, «вхождение» в эпоху. Идея его создания принадлежит администрации города. Автор композиции— скульптор Валерий Пчелин (Краснодар).
– писал Репин А. С. Суворину. «Нужны века, чтоб создать такой затылок. » — восхищался Репин, но обер-гофмейстер императорского двора Георгий Алексеев не позволил делать наброски со своей лысины. В другом письме: «. Пусть будет так.
Репин подарил его Яворницкому. — с иронией окончил Репин разговор на эту тему. Автором композицииявляется скульпторВалерий Пчелин (Краснодар). Это солист Мариинского театра, Федор Игнатьевич Стравинский. Так дело тянулось долго. Через его руки прошло более десяти тысяч воспитанников, а его огромное собрание русских, украинских и белорусских народных песен (около шести тысяч. ) еще ждет своей публикации — если бы, конечно, его удалось разыскать. Я люблю поляков за их культурность – теперь.
Но не думайте, что он взял какую-нибудь казенную сцену из прочитанного его тема была из живой жизни «лыцарей», как будто он был у них в сараях-лагерях и видел их жизнь во всех мелочах обихода. И теперь, хотя бы 1 000 000 корреспондентов «Тimеs» разносили меня в пух и прах, я остался бы при всем своем я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха». Запорожцы — новый триумф репинского таланта, — такими словами возвестила о новом произведении Репина газета Русские ведомости. Он стал более похож на художника Мартыновича, чем на петербургской картине.
И еще более забавно то, что бедняга, когда с него (живого. ) снимали маску, усмехнулся и усмешка так и осталась на маске. Любовь к музыке победила. Беззубый сморщеный дедок с люлькой был зарисован Репиным со случайного попутчика на пристани города Александровска (нынче Запорожье). Ну, не мог Репин не изобразить на картине своего друга. Полуголый запорожский вояка (заодно и картежник) — это приятель Репина и Яворницкого, педагог народной школы, Константин Дмитриевич Белоновский. чего только тут не было.
Я его представлял немного иначе. Эварницкий не был чужд и вопросам искусства. Здесь Репин использовал не только улыбку Мартыновича, но и черты его своеобразного лица. Работаю иногда просто до упаду.
К моменту знакомства с Репиным Д. И. Эварницкий (1887 — 1940) сделал уже немало для изучения исторических судеб Запорожья. — Об этой картине говорили давно и ждали многого. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цветах и в личностях. Ну а напротив сыновей застыл и сам Тарас.
Тут нет краски, нет искусственного подбора цветов. если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. По легенде, письмо было создано в 1676 году кошевым атаманом Иваном Серко «со всем кошем Запорожским» в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда (Мухаммеда) IV прекратить нападать на Блистательную Порту и сдаться. В ней запечатлена удивительная мощь и выразительность репинской кисти.
Со мною были две прекрасные излюбленные нами книжки Антоновича и Драгоманова— «История казачества в южнорусских песнях и былинах». Кстати, отец известного композитора Игоря Стравинского. В Качановке Репин срисовывал казачью амуницию (а заодно — и самого Василия Васильевича), которой у Тарновского было — завались: его коллекция древностей козацкой эпохи стала основой коллекции Черниговского Исторического Музея. На картину попал не только В. В. Тарновский, но и его кучер, Никишка.
Совпадает этот маршрут и с поездкой историка Н. Костомарова в 1873 году по местам бывших запорожских сечей, которую он осуществил незадолго до поездки самого Репина и ярко описал в своей «Автобиографии». Однако, самое интересное то, что Репин его в глаза никогда в жизни не видел. На пересечении ул. Вся семья художника была вовлечена им в этот замысел.
Темой своей магистерской диссертации Эварницкий взял Историю запорожских казаков. Для этого пожилого казака с трубкой позировал профессор Александр Рубец. Она встречена общим и горячим одобрением.
В. И. Репина вспоминала, как он читал вслух книги о запорожцах, перечитывал гоголевского «Тараса Бульбу». Летом 1880 года Репин совершил длительную поездку по Украине, чтобы собрать материалы и сделать ряд этюдов для «Вечорниц» и «Запорожцев». В другом письме: «.
И Яворницкий и Мурашко пишут об одновременной работе над двумя вариантами – петербургским и харьковским, называя их «двумя большими картинами на одну тему». Очень устаю». Да что об этом.
Киевский искусствовед Ю. Беличко предлагает другую точку зрения – заимствование у И. Крамского эмоционально-психологического, а частично и композиционного замысла его незаконченной картины «Хохот» («Радуйся, царю иудейский»). О нем ходили легенды, самая известная из которых — классическая история с телеграммой, посланной самолично императору Александру: Третий день пьем здоровье Вашего Величества. Простите, что при всей любви и уважении к вам я не могу ничем поддержать вас в этой ошибочной, на мой взгляд, тенденции». Весьма анекдотична история, о том, как он позировал Репину. Памятник открыт в2008 г., через 120 лет после посещения Репиным Кубани.
Атмосфера в картине наполнена весельем и позитивом. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1889-1896) принадлежит к периоду расцвета творческой деятельности гениального мастера. На картине юноша представлял собой образ Андрия – младшего сына Тараса Бульбы, предавшего отца и Родину из за любви к прекрасной польской девушкеА вот этот огромный раненый в голову казак — это одесский художникНиколай Дмитриевич Кузнецов (Он же Микола). «Работал над общей гармонией картины, – говорил он в одном из писем.
Именно эти качества работ Эварницкого и представляли для Репина неоценимую прелесть. сделал лицо более характерное: глаз он вдвинул глубже и улыбку сделал хитрее» (речь идет об образе Ивана Сирко). «Тарас Бульба» Н. Гоголя и «Запорожцы» И. Репина – наиболее известные произведения, отображающие этот период украинской истории. Репин подарил его Яворницкому.
Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цветах и в личностях. Был переработан и перемещен на второй план справа бурсак. – Какой это труд. Основной (можно сказать, классический) вариант картины был завершён в 1891 году.
О существовании грамоты запорожских казаков турецкому султану, чтение которой в Абрамцево побудило его взяться за написание картины, он знал с детства. «Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться. Совет искусствоведа М. В. Громадная картина целиком остается в памяти зрителя.
Его проще всего узнать и смеется он от души. В эти годы он уже не раз выступал в печати с оценками произведений живописи изображающих жизнь и быт украинского народа. Здесь собрались как пожилые казаки, так и совсем юные. В репинской литературе обойден молчанием и совсем не затронут естественно возникающий вопрос: что же, собственно, привело Репина к теме старого Запорожья. Художник заинтересовался сюжетом и в 1880 году начал первую серию этюдов.
Среди моделей, позировавших Репину для картины, были многие известные личности. Центральным персонажем картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» является атаман Сирко. Интересен тот факт, что этот атаман является земляком живописца и родился, как и художник, в Харьковской губернии в селе Мерефа. В правом углу полотна виднеется старик, уже высохший, одетый в красную одежду, с белой шапкой на голове и с мечом на поясе. Старик от души хохочет. От смеха он едва удерживается на ногах и, видимо, вот таким образом положил руку на плечо казака, сидящего за столом перед ним. Лицо этого запорожца не видно, но с уверенностью можно сказать, что ему тоже очень нравится все то, что происходит вокруг. Смеются и другие казаки. Выделяется на картине голый по пояс казак. Это, скорее всего, большой любитель игры в карты, которые во времена Запорожской Сечи очень часто использовались в качестве главного развлечения в редкие часы отдыха.
Натурой для персонажей картины Репину служили реальные люди. В Краснодаре на пересечении ул.
Эту привязанность можно условно разделить на следующие этапы: детские и юношеские впечатления о родине – Слобожанщине, увлечение украиникой – историей и этнографией – во время обучения в Академии в Петербурге (1864-1871), знакомство с повестями Н. Гоголя в Париже во время пенсионерского пребывания за границей (1873-1876). Очень устаю». Ведь именно Яворницкий являлся главным вдохновителем и консультантом художника. По окончании в 1881 г. Харьковского университета он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре русской истории (чтения курса по истории Украины тогда не допускалось).
Около 1886 г. Эварницкий переехал на жительство в Петербург, где принялся за работу в архивах к этому времени относится и начало его литературной деятельности. По словам художника, в Украине у каждого дьячка был список этого знаменитого письма. А он вдруг под наплывом новых впечатлений начал на новом холсте и вышло две картины. Как известно, по легенде, письмо казаков было написано в 1676 году кошевым атаманом Иваном Серко «со всем кошем Запорожским» в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда (Мухаммеда) IV.
«Работал над общей гармонией картины, - говорил он в одном из писем. Завершается этот восторженный отзыв следующим утверждением: Нынешняя картина Репина — настоящее событие в текущей летописи русского искусства. но Репин видел его таким. По этой причине ни слова нет о картине в книге Далекое близкое.
Здесь он являет собой образ казака Голоты. Первое документальное упоминание о полотне датировано 26 июля 1878 года. Он почувствовал огромные возможности. Все эти лица, как говорится, точно живые, точно рвутся с полотна. чего только тут не было. Но Гиляровский был много моложе, ему было чуть более 30 лет. Практически замысел этого грандиозного холста, вершины творчества Репина, связан со Слобожанщиной.
Работаю иногда просто до упаду. С технической стороны картина написана бесподобно. Репин «загорелся». По поводу этого Репин писал Стасову: «Он не понимает и не верит в запорожцев. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году.
В Краснодаре на пересечении ул. На момент позирования Репину он был командующим войсками Киевского военного округа, а позже – киевским генерал-губернатором. – Чего только тут не было.
Над «секретарем» навис казак средних лет с трубкой в руках. Об этом нам удалось разыскать драгоценное свидетельство Д. Н. Мамина-Сибиряка. Автор композиции— скульптор Валерий Пчелин (Краснодар). Эта картина является самым известным живописным произведением с изображением запорожских казаков. Идея его создания принадлежит администрации города. Художник заинтересовался сюжетом и в 1880 году начал первую серию этюдов.
Картину свою на прежнем холсте, говорил, совсем вот-вот должен был кончить. И вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума (это интеллигенция своего времени, они большей частью получали образование) усиливается до того, что не только защищает всю Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием». По словам искусствоведа Ольги Лясковской, «выпуклый, запрокинутый по направлению к зрителю затылок разрушает плоскость, в которую заключена картина», появляется ощущение сопричастности происходящему на полотне. Немалая группа запорожцев окружила старый и грубый стол, а за ним сидит писарь, который пишет то, что ему диктуют казаки. запись в дневнике Жиркевича от 17 августа 1890 г. ).
Красной и Горького по мотивам картины установлен барельеф. Но восстановление безмозглого панства, потворство их возмутительному забиванию народа до быдла, когда бы то ни начиналось. В этом сюжете для большого полотна на очень важную тему – тему жизни свободного народа.
Опишу как-нибудь этот любопытный сеанс подробно. Предводитель дворянства Екатеринославской губернии, Обер-гофмейстер двора его Величества, кавалер почти всех российских орденов, почетный гражданин города Екатеринослава (Днепропетровска), страстный нумизмат, автор научных трудов по русской нумизматике. Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее. Кто-то предлагает назвать султана «старшим подсвинком его свиньи», кто-то называет его «кривым братом рогатого черта». Один казак, которого рассмешили такие обращения, даже наклонился на бочку, что стоит рядом со столом.
Немалую роль в их сближении сыграло и то, что Эварницкий принялся помогать Репину с большой охотой и действительно сделал для него все, что мог: позировал сам для центральной фигуры писаря, подыскивал для Репина живую натуру среди современников-украинцев, рассказывал ему исторические события тех лет, снабжал его документальными материалами, ознакомил его с коллекциями предметов запорожской старины и, наконец, предоставил в распоряжение Репина собственное собрание украинских древностей: тут были и жупаны и сапьянцi (сафьяновые сапоги) и люльки всех размеров и оружие и даже графин, выкопанный с горiлкою в могиле близ места бывшей Сечи (очевидно, этот самый графин и написан на картине перед писарем — Эварницким). Мурашко первым оценил композиционное преимущество второго полотна, созданного на основе эскиза 1879 года (Государственная Третьяковская галерея), отличавшегося жанровостью и экспрессией. Харьковские «Запорожцы» были написаны темпераментно, в теплой красно-охристой колористической гамме. Эта поездка дала необходимый историко-документальный и натурный материал, который вышел за рамки сугубо утилитарных задач как своим количеством (больше 400 этюдов), так и разнообразием тематики (архитектурные зарисовки, казацкая старина исторический пейзаж).
Множество этюдов и зарисовок привез Репин в Москву. Но, прошу обратить внимание, не все черты лица у него татарские. Основные персонажи (писарь, казак в центре с искалеченной рукой, полковник, которого в петербургской картине принято называть Тарасом Бульбой, казак без рубашки) были написаны Репиным сразу, небольшие изменения внесены лишь в детали одежды, сумки, расположение бандуры. Произошло это, — как сообщает жена Эварницкого, — в 1887 г. (в публикуемых воспоминаниях дата начала знакомства не указана).
Красной и Горького в г. Краснодаре по мотивам картины И. Репина установлен барельеф, созданный по идее администрации города. 10. Историки предполагают, что данное письмо было написано в 1676 году кошевым атаманом Иваном Серко. Личность, надо сказать, уникальная.
Основной (можно сказать, классический) вариант картины был завершён в 1891 году. «Запорожцев» Репин писал долго, целых двенадцать лет. Существует миф, что Дядя Гиляй изображал хохочущего толстяка в белой папахе. Вокруг писаря тесным кольцом сомкнулись казаки и наперебой советуют писарь свое. Дошло до того, что маленькому сыну Репина Юрию выбрили голову и оставили только запорожский чуб – «оселедец», а одевали мальчика в запорожский костюм – желтый жупан с откидными рукавами, малороссийскую рубашку и широченные шаровары.
Кстати родился он в Варшаве и по национальности был поляком (клятым ляхом), однако, все-таки составил компанию запорожцам. А этот красивый юноша с благородными чертами лица и вполне интеллигентной усмешкой — внучатый племянник известного русского композитораМихаила Ивановича Глинки. В общем, генерал, как и И. Д. Сирко, тоже имел опыт оригинального эпистолярного жанра. Не случайно также его возвращение после заграничной командировки в Чугуев, откуда он мечтает осуществить путешествие по Украине, Днепру. Здесь на помощь Репину пришел Яворницкий.
.