Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист. В портретах И. С. Панова (1867), Васи Репина, младшего брата художника (1867), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868) и В. А. Шевцовой, невесты Репина (1869), можно проследить, как быстро из года в год росло мастерство художника. Крупнейший портретист своего времени, Илья Репин создал выдающуюся галерею образов современников художника – Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского, А. Г. Рубинштейна, Н. И. Пирогова, В. В. Стасова, П. М. Третьякова, С. И. Мамонтова и многих других великих людей русской культуры. Илья Ефимович Репин – русский художник-портретист, мастер бытовых и исторических сцен.
Портрет Сурикова кисти Репина – несомненная удача художника. Такой потрясающей портретной галле-реи, какую нам оставил Репин, не было создано никем из русских художников. Художник И. Репин оставил нам потрясающую портретную галерею. За границей он написал ряд портретов: И. С. Тургенева, двух дам — Бове и Франкенштейн, художника А. П. Боголюбова, С. Г. Овденко, «Еврея на молитве», этюд девочки Веруни Репиной и др.
На данном портрете изображена мать художника, Татьяна Степановна Репина, урожденная Бочарова. Этот написанный в столь необычной для Репина, но такой естественной здесь манере портрет – одно из самых сильных и художественно совершенных произведении Репина, завершающих период творческого расцвета художника.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Вот она вещь в уровень таланту.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Подробность шекспировского комизма. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло— глубоко развращённое существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают» Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, уговоры друзей не возымели действия в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Отец ударил своего сына жезлом в висок. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
В его взгляде осуждение и тревога. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Иллюзию усиливает свободно распахнутая на груди Мусоргского расшитая украинская сорочка. Так ли это – судить зрителям. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Еще до того, как этот портрет был окончен, его увидел писатель Александр Куприн с супругой: их пригласили в мастерскую на чтение пьесы Горького «Дети солнца». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Не доносчик ли. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Она была закончена только в 1891 году.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Рисунок уверенный, лепка твердая. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Одним из лучших портретов Репина справедливо считается портрет М. П. Мусоргского, автора всемирно известных опер «Борис Годунов» и «Хованщина».
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Нордман несколько раз сбегала и возвращалась. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы».
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. — сказал Крамской. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название – «Речь Александра III к волостным старшинам»).
А свеча становилась ниже и тени менялись. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
В эту минуту в комнату вошел Христос. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Деньги на поездку – двести рублей – получил от богатых покровителей Васильев.
Картина имеет 3 списка (не считая этюда). Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Это лучше всех ваших академических работ. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ». Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Но предметом самого пристального его внимания всегда оставался человек. Вегетарианцем стал и сам Репин. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Толстого Репин писал не один раз. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Л. Н. Толстого». С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
М. Бунакову. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла.
При всей глубине характеристики Репину удалось передать в портрете непосредственность первого впечатления, сохранить в его живописи свежесть этюда. По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет". Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Америка—Франция—Россия. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Кроме того, портрет Толстого работы Репина более совершенен в живописном отношении. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Вот таким образом-то Репин и был первоклассным портретистом. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Репин был художником широких творческих интересов, многогранного таланта. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Эта большая шляпа бросает тень на ее лицо и потом он (Репин) придал ее лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Общение с прежними друзьями было только заочным. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Они чуть тронуты красноватым загаром, как будто обветренны. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Не менее значителен и портрет Л. Н. Толстого (1887). Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Первый Репин подарил другу историку Дмитрию Яворницкому, а тот— Павлу Третьякову. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Репин внимательно посмотрел на меня и проговорил: «Портрет вам не понравился. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Репин просит своего друга Стасова прислать ему из России былину о Садко, книгу о костюмах разных эпох, как можно больше рисунков морских растений и рыб. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Они словно противопоставлены друг другу. Яков Минченков, познакомившийся с художником во время работы передвижной выставки 1898 года, вспоминал, что увидел перед собой невысокого сухощавого человека с вьющимися волосами и острой бородкой. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Казалось, она спит.
К тому же и погода благоприятствовала работе. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Писатель изображен в нем сидящим в кресле, с книгой в руке.
В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной». В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки – сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков». После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Первый факт. В результате большая часть предложенных произведений оказалась в Третьяковской галерее. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Эта простота его посадки в кресле хорошо отвечает всему его облику и душевному состоянию. Рассмотрим "ближний круг".
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Репин отрицательно относился к Николаю Второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Жил в Италии и Франции (1873–1876). Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Стасов присылает ему все, что он просит.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. -— И. Г. ), они много смеялись». По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым. Работал весь день, не замечая времени.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России». Сходство черт лица и выражение поразительны. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Портрет написан в феврале 1881 года, за четыре сеанса, незадолго до смерти композитора, находившегося на излечении в Николаевском военном госпитале.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. "Я родился военным поселянином. Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871).
Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Эту сумму за Репина внёс покровитель – руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью. Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Все заняты. Поначалу он отказался позировать с затылка. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». Репин восхищался Финляндией, называя Гельсингфорс кусочком Парижа. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Берег Волги. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Пришлось пойти на хитрость. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Судьбы детей Репина сложились по-разному. «Как. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаИлья РепинГоды жизни: 05 августа 1844 — 29 сентября 1930Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникИлья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург.
Глаза ясные и добрые. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»).
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Репин дважды подавал прошения об отставке. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени. Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Этот мужчина слыл в городе колдуном. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. И только лицо (и частично руки) Толстого вырываются из этого общего тона. Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил. Каждый персонаж переживает что-то своё.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии".
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издёвок над султаном.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Музей отклонил предложение, объяснив, что произведений Репина уже достаточно. Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага – главные качества воинов Запорожского казачества. Репин считал сам эту картину красивой. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Вспоминаются портреты тех потомков запорожских казаков, которых писал Репин, путешествуя в 1880 году по местам бывшей Запорожской Сечи в поисках материала для своей картины «Запорожцы». В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Это вы сами. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Этот момент расширяет характеристику образа -- глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженные руки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщиться к жизни народа (кстати сказать, Репиным была написана и такая картина изображающая Толстого на пашне идущего за сохой по борозде). За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Но он мечтает о большем. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Третьяков»109. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Она ушла из жизни в 1931 году55. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Силуэт фигуры обобщен и отчетливо рисуется на светлом фоне. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. "Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное". В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Возвращается в Россию летом 1876 года.
Он был написан в течение трех дней -- с 13 по 15 августа. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». — И. Г. ) посидеть мне смирно. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Вся центральная часть написана самим Репиным. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
— Да это превосходно. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Комната небогатой интеллигентной семьи. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике.
На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл». Репин Илья Ефимович – великий русский художник. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. На нем темный крестьянский армяк, в руках шапка, лицо бесконечно усталое и в то же время радостное и тревожное – как-то его примут. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Крамской. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Труд — вот что определяет и украшает человека. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Он идет прямо к матери. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег. Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Внимание художника тяготит их. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Я согласен с вами — портрет неудачен»». Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Поставленная перед художником задача была очень трудной. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Этюд получился превосходный. Яворницкий пригласил его посмотреть свою коллекцию, а позади тайком усадил художника и пока предводитель любовался монетами, Репин быстро набросал портрет.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Он взят силуэтом на фоне белой стены, что еще усиливает жизненность всей фигуры и особенно — воспаленных глаз с желтыми белками. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Как иллюстрация этому, в недавнее время появилась ранее нигде не фигурировавшая картина, приписываемая Репину под условным названием «Большевики». Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
Но за всем этим очень явственно проступает иное. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Написан портрет вдохновенно. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой -- все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом против общественной лжи и фальши», с его «трезвым реализмом», срывающим все и всяческие маски (Ленин). Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели.
Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Кажется, что он лишь на минуту оторвался от своего занятия и вот-вот снова погрузится в чтение.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко». Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Так началась коллекция Репина Атенеум.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина.
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Пятый факт.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. И это не только благодаря глубокой психологической характеристике.
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Публике картина понравилась. Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
В его глазах читается печаль, тоска. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Много учился на написании портретов близких и друзей. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Писатель изображен почти фронтально по отношению к плоскости холста. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца.
Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Репин встречал их по средам. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Портрет неудачен, он не похож на Марию Федоровну. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Она была закончена только в 1891 году. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры – не хватало лишь «большого декоративного пятна». Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Портретной живописью художник занимался на протяжении всей своей жизни, мастерство Репина в портретном жанре постоянно росло и, когда в 80-х годах XIX в. он выполнил серию портретов, заказанных ему П. М. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Убийство свершилось. Грандиозное многофигурное полотно (35 м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. За окном летний день. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. И вот уже перед нами не царь, а отец. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.