Каждые ее поза и жест, лаконичные и выразительные, представляли находку для художника. Искусствоведы писали о «подлинности» этой картины. Серов тоже был частым и дорогим гостем в Абрамцево и именно здесь в 22 года написал свою самую знаменитуюкартину «Девочка с персиками». Мая. 1876.
Репин признавал талант Серова-акварелиста еще в его ученические годы. Сколько любви и чувства изящного. Чаще всего источником вдохновения для Серова служило имение семьи Дервизов – Домотканово. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Ефимовым и Н. Я.
Но близость не значит схожесть. "Девочка с персиками". 1888. Дягилева в Париже Серов принимал живейшее участие в ее судьбе. Стремясь обрести «современную манеру» изображения древнего мифа, художник переходит от традиционной станковой картины к монументальной форме панно, созвучной и античным первоисточникам и художественным поискам эпохи модерна. видишь и ощущаешь близость Востока и признаешь сказку из тысячи и одной ночи» 24. Серова «Юдифь». Серов работал в одной мастерской с Врубелем и Дервизом.
Становится членом "Мира искусства". Художник, по рассказам дочери, работал над портретами с творческим горением. С самого возникновения антрепризы С. П. «Надо знать ремесло, рукомесло.
Мамонтовой (1887, ГТГ) отличаются характерной четкой проработкой контуров острыми штрихами угольно-черного карандаша. Вместе с В. Д. «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо», – высказывался об образе сам художник. Между тем, критики считают его едва ли не вершиной мастерства Серова. И никто уже не скажет, что это второсортный портрет второстепенного художника.
Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Вскоре Серов покидает академию. Поездка с женой в Италию. 1905. Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Поездка с Л. С. Бенуа (1908, ГРМ) – передан жизнерадостный нрав женщины. Строгий А. Н.
В 1899-м он был привлечен к изданию Н. И. Гиршман сохранил фрагменты и втайне от автора отдал на реставрацию. Пригласили экспертов Christies, выбрали один экспонат и выставили на торги. Для нового поколения художников был характерен поворот от изображения «язв общества» к запечатлению гармонии. Своё «настоящее» название картина получила на VIII периодической выставке в Москве, прошедшей в декабре 1888 года. Через год Серов пишет «Девушку освещенную солнцем», натурой для которой была его двоюродная сестра.
А в 1887 году в Абрамцево появляется полотно «Девочка с персиками», на котором изображена 12-ти летняя дочка Мамонтовых Вера. Серов писал И. С. Он обладал авторитарным стилем обучения, постоянно насмехался над любыми, даже самыми небольшими ошибками учеников. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное».
Довольно скандальная история произошла на торгах Bukowskis в 2007 году, когда на продажу выставили поддельную картину «На площади», выдав ее за полотно Серова. Представленные на выставке в ГТГ шаржи на Л. С. Картины известного портретиста подделывались неоднократно. Серов бывал с Репиным в доме Мамонтовых, участвовал в их домашних спектаклях.
Серов писал картины на самые разные темы, среди которых были и портреты знаменитых людей, таких, как художник Левитан, писатель Лесков и т. д. По их мотивам Серов создал несколько вариантов эскизов (1910-1911 ГТГ, ГРМ, ГЦТМ), часть из которых представлена на выставке. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. Украшением выставки является впервые привезенный в Москву подлинный занавес к балету «Шехеразада» – единственный реализованный при жизни Серова проект, отражающий его стремление к монументальной форме. Чистякова (1881, ГТГ) и Е. Г. Александр Николаевич вспоминал: «Серов очень ценил в моей жене ее "веселость" тот род шутливости, который был ей присущ» 18.
Бенуа – А. К. «Приезд Ленина в Петроград в 1917 году» (дипломная работа, написанная к 20-летию советской власти, 1937), «Ходоки у Ленина» (1950), «В. Цетлины умудрились сохранить свою коллекцию искусства во время скитаний по странам и континентам (они уехали из Парижа в Нью-Йорк в 1941 году, оставив коллекцию во Франции и Мария Самойловна вернулась за ней лишь в 1947-м, уже после смерти мужа и переправила ее в США). Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Это позволит не только установить подлинность полотна, но и узнать о нем новую информацию.
Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. Грабарь. Однако его приход открыл новую эпоху в истории училища. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. Занавес (фонд М. Л. Серов широко использовал метод калькирования: нарисовав фигуру на полупрозрачной бумаге, накрывал рисунок другим полупрозрачным листом и, обведя наиболее удавшиеся контуры, продолжал рисовать уже на новой «подложке». Бенуа писал о шуточных зарисовках, созданных Серовым во время встреч «мирискусников» : «Какие чудесные, необычайно меткие карикатуры нарисовал он на всех нас.
В последующие годы Серовым были написаны «Сестры Боткины», портрет Мики Морозова, также поражающие глубоким пониманием и точной передачей детского характера. Последнее произведение Серова, работу над которым оборвала смерть художника, – классицистический портрет П. И. Тот же прием использован и в монументальном портрете Ф. И. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. Рождение сына Александра. 1894. В 1911 году Серов создал знаменитый овальный портрет Генриетты Леопольдовны, в котором он опять прибегает к эффекту «пластического цитирования» или, точнее, своеобразного творческого диалога со «старыми мастерами». Денег нет, судя по всему, ни на что.
Настоящий успех принесли Серову иллюстрации на исторические темы. Уже в акварельном эскизе (1906, ГТГ) проступает сложный замысел художника. Он изобразил своих старших сыновей. В портретах С. М. Боткиной (1899 год) и княгини З. С. Юсуповой Серов заставляет играть обстановку, детали. Спустя несколько месяцев после постановки «Юдифи» в Мариинском театре в 1907 году Серов был привлечен к оформлению этой же оперы в Париже.
Коллекция была сравнительно небольшой: акварели Максимилиана Волошина, театральные эскизы Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Леона Бакста, графика Александра Бенуа, работы Филиппа Малявина, Дмитрия Стеллецкого, Маревны — весь цвет парижской эмиграции (кроме Волошина, конечно), всего около 80 вещей. «Не каждый день бывают такие находки. Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. Это декоративный, ритмично закомпонованный портрет.
Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Грабаря, – лучший из овалов, реминисценций живописи XVIII века. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. Мамонтовыми. Серов видел Петра ужасным, а не «слащавого оперного героя и красавца», как он писал.
В 1906-м Серов приступил к работе над портретом ГЛ. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Рождение сына Михаила. 1897. Каждая из работ 1911 года самоценна.
Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. Так началась целая серия портретов императорской семьи. Избран членом ТПХВ. Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком.
Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». На выставке представлено несколько изображений любимой модели Серова – Веры Калашниковой. В 1910 году Серов получил заказ на роспись столовой особняка Носовых на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, который позволил бы художнику реализовать свои идеи. И. Э. Первоначально Серов воздерживался от полихромного, яркого стиля живописи 1880-х годов и часто предпочитал преобладающую гамму чёрно-серого или коричневого тона. Самому художнику в это время было 23 года.
Модели и окружающая среда неотделимы друг от друга. Живет с матерью в Мюнхене. Произошло это спустя пять лет после поступления.
Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. Один из критиков восторженно отзывался о Шаляпине в роли Олоферна, который, по его мнению, «развертывал "чудеса монументальной пластики", "громоздил один скульптурный момент на другой"» 22, но за каждой позой, за каждым жестом таился определенный смысл, содержание, подсказанное музыкой и главной чертой образа все же оставались понятность и простота. В одном только взгляде мальчика художник раскрывает весь мир его детских переживаний.
Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. Грабарь писал: «Серов берет свою модель каждый раз по-другому, так, как не брал до этого еще ни одну из прежних и так, как он находил это для нее наиболее характерным» 10. Из коллекции Цетлиных в экспозиции демонстрируется около 15 произведений. И. Е.
Властными, энергичными движениями угля мастер выявляет особую скульптурную стать модели. Героями этого портрета стали сыновья художника, Юра (слева) и Саша (справа), которых он изобразил на веранде дачи неподалеку от берега Финского залива. Например, депутат Кнессета Леонид Литинецкий в программе «Герой дня»на 9-м канале израильского телевидения жаловался, что узнал о том, что портрет пойдет с молотка, лишь «в субботу вечером», то есть меньше чем за двое суток до аукциона. И даже делают.
Олсуфьевой (1911, ГМИИ) соответствует аскетичной натуре этой удивительной женщины – фрейлины императрицы и. художника-реставратора. Иллюстрации к изданию Кутепова «Царские охоты» наполнены бытовыми реалиями и в то же время воплотили романтическую мечту о прошлом. В доме Серовых всегда было шумно и весело.
Симонович (1879, ГТГ) – будущей «Девушки, освещенной солнцем». Особенно ярко это проявляется в графических портретах последнего десятилетия. Очень достоверно передана обстановка комнаты. В эскизах Серова И. Э. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. Серов словно пытается проникнуть в тайну, как в детях начинает проступать личность взрослого человека и оказывается прозорлив. Разрабатывая эту тему, Серов как бы преодолевал сопротивление материала: испробовав масло, темперу, акварель, он обратился к технике иконописи, написав «Кору» (1910, частное собрание) на иконной доске яичными красками.
Так как творческая деятельность Серова началась рано (даже в Академию художеств он был зачислен в 16 лет), уже в 80-х годах девятнадцатого века молодой человек перешел от созерцания красоты и нежности к остроте передачи натуры. Гиршман в интерьере ее будуара. Спустя много лет знаменитый уже мастер признался Чистякову: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить» 3. и Ю. С. Как видите — принципиально название не поменялось. Мало понимая в искусстве, он руководствовался лишь успешностью входящих в творческий кружок художников.
И. Ленин провозглашает Советскую власть» (1947), «Зимний взят» (1954), «Выступление В. И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов» (1955), «В Смольном» (1957), «Декрет о земле» (1957), «Вести из деревни» (1959), «Похороны В. И. Ленина» (1962-1964), эскиз «Ленин в разливе» (1967) – большинство жанровых картин Серова так или иначе связаны с историей, «вождем мирового пролетариата» и революцией. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Выходит из состава преподавателей МУЖВЗ в знак протеста против отказа допустить к занятиям скульптора А. С. Голубкину ввиду ее "политической неблагонадежности". Заказ послужил поводом для создания не только иллюстраций, но и выдающихся станковых произведений: «Петр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте» (1900), «Екатерина II на соколиной охоте» (1902), «Петр I на псовой охоте» (1902, все три – ГРМ).
Мамонтова (1879, ГРМ), двоюродной сестры М. Я. В их доме часто собирались знаменитые художники и скульпторы. Занавес нередко удостаивался специальных аплодисментов публики. Демократические убеждения Серова чётко проявились во время революции 1905-1907 годов: он изобразил ряд сатирических фигур, которые разоблачали карателей.
Автор Распятия, Тайной вечери и прочих знаменитых работ проводил много времени с маленьким Валентином. Тем не менее Серов продолжал создавать рисунки вплоть до 1911 года. Выразительный образ экстравагантной О. К. А в сами портретах художник стал использовать широкий мазок. Мика, снедаемый любопытством, весь вытянулся и даже приподнялся в кресле.
Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем». В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. Работы Серова уже тогда были отмечены печатью таланта и мастерства.
А в 1900-м он рисует портрет Николая II. Поездка в Париж. 1907. Строгий, почти монохромный портрет греющейся у печки С. В. Самое счастливое время (со слов самого русского художника) была весна 1887 года, проведённая в Италии. Переход к одному цвету помог ему добиться невероятной красоты цветового слоя картины. Парадные портреты Серов писать не любил – не вдохновляли его ни пафосная обстановка, ни роскошные туалеты представителей аристократии.
Поездка в Крым и Сочи с В. Д. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Поездка художника в Грецию в 1907 году дала новый вектор этому увлечению архаикой.
Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Она также позировала художнику во время работы над портретом ГЛ. В. О. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель.
Бакстом в Грецию и на Крит. Начиная с 1890-х годов в творчестве В. А. И если не всё творчество Серова можно назвать «отрадным», то есть в этой картине то, с чем художник не расстанется – стремление проникнуть во внутренний мир изображаемого. Так что, может быть, «племя младое, незнакомое» будет смотреть в каком-нибудь таком музее на портрет Марии Цетлиной так же, как сегодня публика глазеет в Третьяковской галерее на «Девушку, освещенную солнцем», купленную Третьяковым вопреки общему передвижническому недоумению и недовольству.
Грабарь отмечал «то стремление к упрощенности линий и форм, которое характерно для последнего года серовских исканий» 28. В 1899 году Серов пишет групповой портрет «Дети». И. Э. Так пребывание в знаменитой усадьбе чуть не разрушило начинающую карьеру юного художника. Работая над своими знаменитыми картинами «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками», автор стремился максимально передать жизнь в ее чувственном проявлении.
Больше всего Серов любил работать над портретами. Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. С. П. В карандашном рисунке особенно наглядно прослеживается путь мастера от натурной штудии к лаконичному изображению-знаку, выразительной краткости высказывания, тот поиск «идеальной линии», которому были подчинены последние годы жизни художника. Встречается с Л. Н. Однако сам художник не был окончательно удовлетворен результатом и вновь вернулся к работе с любимой моделью.
Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. Гиршман – начало целенаправленного поиска «большого стиля», опирающегося на достижения мастеров прошлого и отвечающего запросам нового времени. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион.
И. Грабарь, увидевший картину, восхищённо воскликнул: «Девочка с персиками. » Это было время воспевания юности. На выставке представлены эскизы монументальных росписей, созданные по заказу издательств, графические «картины по русской истории», декорации для театра, знаменитая афиша для «Русских балетов Сергея Дягилева». Мамонтова в 1895 году. Станиславского (ГТГ), друга детства, когда-то они вместе выступали на сцене в доме Мамонтовых.
Уходя, он сказал: Благодарю вас за глаза. » – рассказывала М. Я. Даже незаконченное полотно подтверждает: их желание, несомненно, было бы осуществлено. Переезд с матерью в Киев. 1878. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров.
Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. Вскоре Серов заключил соглашение с Дягилевым о создании к следующему балетному сезону занавеса-эпиграфа к «Шехеразаде». Обучение в гимназии К. И. Чехова, по признанию современников, является портрет 1902 года (ГЛМ), написанный Серовым за несколько кратких сеансов. В 1910-1911 годах мастер, чей талант был признан и в Европе (галерея Уффици заказала Серову автопортрет, а Париж рукоплескал его занавесу для балета «Шехеразада»), вместе с начинающими художниками работал в студиях Жюльена и Коларосси в Париже.
Переезд с матерью в Париж. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Машков и др. Театр был частью жизни Серова.
Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. Он не спроста взял образы девушек, отражая их свежесть, юность и очарование мягкими тонами и плавными линиями. Торжественный на первый взгляд портрет наполнен иронией. Поездка в Берлин и Париж. 1910. Вскоре уже по всей Москве было известно о новом молодом творце имя которого – Валентин Серов. Тогда Серову хватало всего нескольких дней или недель, чтобы понаблюдать за моделью в привычной для нее среде.
Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. Бакста. Рождение дочери Натальи. 1909. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. Бенуа.
Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Сама картина написана в холодных голубоватых тонах. Любопытно, что двенадцатилетняя Вера Мамонтова согласилась неделям позировать для картины «Девочка с персиками» только в обмен на ежедневное катание на лошадях с Валентином Александровичем.
«Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Крылова – одного из самых знаменитых циклов Серова. Чаще всего он выдерживал коричневую гамму тонов или черно-серую. Валентин Александрович Серов – прославленный русский художник и график, вошел в историю как изумительный мастер портретного жанра, автор бессмертного произведения «Девочка с персиками». В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). Серов становится популярным портретистом. Одна из его ранних картин «Заросший пруд.
Марии Самойловне хотелось сохранить это собрание целиком, а не делить между тремя детьми. Репина (1901, ГРМ). Поездка в Париж. Техника пастели, традиционно пограничная между живописью и рисунком, у Серова демонстрирует множество вариантов их сочетания: ранние его пейзажи – это скорее «живопись цветными мелками», а портреты Г. Л. Трубниковой (1865-1927). В 1900 году за «Портрет великого князя Павла Александровича» (1897 год) он получил Grand prix на Всемирной Парижской выставке. Особый раздел выставки составляют акварельные работы Серова.
В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Ведь именно картина «Девочка с персиками» принесла художнику известность. В детских портретах Серов предстает перед нами как тонкий психолог. Целью его было оттачивание собственного рисовального стиля, доведение до совершенства лаконичной «серовской» линии. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. Конец XVII и XVIII век».
Репин был его наставником с 9 лет. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове.
Хотя знаю, что такие предположения существуют. Его мать В. С. Серова, урожденная Бергман, тоже была композитором и пианисткой. Почему для этих целей был выбран именно Рамат-Ган, не совсем понятно. Тогда с пути не собьешься» 12, – говорил он.
Немножко суховато, но не неблагородно, в отличие от бакстовской сладкой роскоши» 25. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. Рождение сына Георгия. 1895. Матэ был известным гравером, академиком, профессором Академии художеств.
Возвращение в Россию. «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны», «Выезд Екатерины II на соколиную охоту», «Юный Петр на псовой охоте» (1900-1902 годы) выполнены с блестящим мастерством. Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. Интересен показанный на выставке вариант разработки костюма и грима Олоферна для Ф. И. Известная картина «Пётр I» исполнена в 1907 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
С присущей ему скромностью или иронией художник отмечал: «Я ведь все-таки немного и пейзажист» 5. Серов писал, что портрет «должен быть не хуже Орловой – такова воля заказчиков» 11. Женитьба на О. Ф. «Угрюмый и нелегко сходившийся с людьми, Валентин Александрович был очень расположен к ней, находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной» 8.
Чистякова. В поисках образа Европы в композиции «Похищение Европы» (1910 ГТГ, ГРМ, МАГМА) он мечтал «оживить» древнюю скульптуру Коры, придав ей пластику реальной женщины. Как он рисует. Хотя в результате работа стала самостоятельным полотном, это предположение объясняет, почему перед нами опять не столько портрет реального человека, сколько сценический образ «чаровницы, гибель с собой несущей». В картинах доминируют серебристые тона, характерные и для более поздних работ Серова. Его интересуют простые, непритязательные деревенские мотивы. Впрочем, число сеансов напрямую зависело от того, насколько хорошо художник знал модель. Ее организовали разночинцы.
Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. Похоронен на Донском кладбище в Москве. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств.
Писал он темперой, чтобы картина не отличалась масляным блеском и лоском. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов. Он также увлеченно пишет детские портреты.
Музей русского искусства, где хранилось собрание и сам портрет, до 2014 года, охотно согласился с весьма не сложными условиями дарительницы, поменяв название на «Музей русского искусства имени Марии и Михаила Цетлиных» лишь только в 1996 году. Здесь и создал художник одну из лучших своих картин, назвав её «Дети Саша и Юра». Он приехал в Терноки к своему другу В. В. Бакста (оба – первая половина 1900-х, ГРМ). Сарабьянов, «стиль модерн в его русском варианте достигает своих вершин. Поленовым и М. А. «Он до страсти любил сцену и имел недюжинный актерский талант» 17, – отмечал И. Э.
Эти рисунки заполняли целую стену той боковой комнаты во двор (в великолепной квартире Сережи в доме 11 по Фонтанке), которая служила "редакцией" в тесном смысле и куда посторонние не допускались. Ведь этакое создание. Моделью для картины послужила 12-летняя дочь Савы Мамонтова – Вера. Они предназначались для дальнейшего написания семейного портрета императора. Серов был крайне скромен, оценивая реакцию публики на свою работу. От нее веет здоровьем, безмятежностью.
Матэ. Да и глядит-то она куда. Карсавиной и А. П. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.
Любил писать артистов – оперных певцов и актеров драматического театра. «Скупой на восторги» Серов был настолько очарован балетом, что выразил это в хвалебном отзыве: «Так много вложено в эти танцы истинной красоты, красоты одеяний, фона, красоты самих существ, движимых пленительной музыкой Римского-Корсакова, что. В 1880 году Серов поступает в Петербургскую Императорскую Академию Художеств. Хрупкой женственности Е. С.
Заказывают у него портреты и другие известные личности: князья Юсуповы (1893), мультимиллионер Морозов (1902), банкир Гиршман (1911). Получает звание академика живописи. 1899. Портрет Е. П. Домотканово» (1888 год) отличается сложным сочетанием множества зеленых и серых оттенков. Но самое забавное, что центром этого большого по размеру портрета является вовсе не сама «барынька», которая смещена вправо, а ее крошечная собачка.
Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. Шаляпина (1905, ГТГ) и в рисунке знаменитой афиши с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды (1909, ГРМ), по поводу которой один из современников то ли с иронией, то ли всерьез заметил, что в Париже «портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова» 19. «Он сказал: Глаза те же. Фигура самой актрисы решается не объемно, как в предидущих его полотнах, а плоским декоративным пятном.
Многие же воспринимали «Петра» как карикатуру. «Острый глаз, острый карандаш» 4, – говорил о нем Л. О. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте.
Такая участь настигла Софью Михайловну Боткину, которую сам художник называл «скучающей барынькой». Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. Левитана. Ростроповича) был исполнен в Париже в конце мая – начале июня 1911 года совместно с И. С.
Знакомство с семьей Мамонтовых. Работая над сюжетом «Одиссея и Навзикаи», Серов признавался, что ему бы хотелось написать Навзикаю «не такой, как ее пишут обыкновенно, а такой, какой она была на самом деле» 27. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова.
Серова возникает особый тип жанрового пейзажа – лирическое изображение среднерусской природы, оживленное присутствием человека или животных. Крылова». И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Из окна струится свет, а за окном – знаменитый абрамцевский парк.
Генриетта Леопольдовна стала излюбленной моделью Серова. Избран действительным членом венского Сецессиона.
А где можно было брать основной материал. Знакомство с Г. Л. Так как, во-первых, муниципалитету на строительство нового музейного здания нужно 15–20 млн шекелей (это около 3 млн и никакая Маревна столько не стоит и акварели Волошина тоже и даже графические Ларионов с Гончаровой из цетлинской коллекции, вместе взятые), а во-вторых, как уже говорилось, эксперты Christies в русском искусстве разбираются: понятно ведь, что вещь для аукциона им нужна была первостатейная. Там состоялась судьбоносная встреча Серова с художником И. Е. На картине «Дети» (1889 г. ) изображены два его сына, которые охотно позировали отцу. Портреты Г. Л.
Здесь, как писал Д. В. Работа над ними была начата по приглашению А. И. Серов писал: «. Гиршман и О. К. Серов был близок к кругу зачинателей «Русских сезонов» во главе с С. П.
«Какой молодец Антон. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. Рождение сына Антона. 1902. В 1959 году М. С. Многоплановость композиции и игра с отражением в зеркале отсылают зрителя к знаменитым «Менинам» Веласкеса.
Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Внимание художника привлекали подчеркнуто простые, неброские виды русской природы. Шаляпин. К лучшим произведениям мастера относится акварельный «Портрет С. М.
Бенуа как «древний ковровый подбор красок» 21. Серов нарочно «очистил» интерьер от так раздражавшей его вычурной роскоши, создав впечатление пустого пространства. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Начало систематических занятий с И. Е. После знакомства с мужем она бросила консерваторию, увлеклась революционными идеями «шестидесятников», следовала убеждениям нигилистов.
Репиным. К началу 90-х относится живописный портрет художника Константина Коровина.
Бакста, С. П. Продолжение занятий с Репиным. 1880. Среди них и портрет учителя – И. Е.
Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). В то же время для картины «Девушка, освещенная солнцем» художнику и модели пришлось работать в течение 90 сеансов. Так рождались тонкие творения мастера.
Он пишет их так, как если бы случайно увидел погружёнными в мысли и мечты. Еще более Серова с мирискусниками объединял интерес к театру. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. «Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. » – говорил он. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Петр I Портрет Г. Л.
Работы для театра выделены в отдельный раздел выставки. В репинской свободной манере с мягкими растушевками выполнены портреты матери («В. С. Гиршман. 1908.
Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Вопрос нерешаемый. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. Выходит из ТПХВ. Картину «Дети» художник исполнил в то время, когда у него было много заказов, но он иногда писал для себя, как будто отдыхая от «повинности». Чистяков хорошие семена посеял, да и молодежь эта золотая.
Симонович в письме на родину. Симонович-Ефимовой. Смерть отца. 1872. Александр Николаевич написал ряд популярнейших опер – «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила». Среди них были и приближенные императора. Орловой напоминают рисование цветом.
В пастельном портрете жены художника А. Н. Валентин Серов родился в 1865 году в семье талантливого композитора известного музыкального критика, Александра Николаевича Серова и его ученицы, пианистки Валентины Семеновны Серовой (в девичестве Бергман).
В 1911-м он рисует К. С. Например, на создание портрета княгини Юсуповой ушла неделя, младшего сына князя Юсупова он рисовал чуть более двух недель, а на главу семьи ушло более трех недель. Карзинкиной (1905, БГХМ) вторит мягкий пастельный штрих, а декоративную красоту изображения подчеркивает пустое пространство листа. Мастер не нарушал границ жанра, предельно утрируя характеристику лишь в шаржах.
Когда портрет был закончен, в обществе его назвали «дама на диване в пустыне». Но интересный факт – впервые Валентин Серов попал в усадьбу летом с матерью, в возрасте 9 лет и так увлекся играми с другими детьми, пребывающими в усадьбе, что абсолютно забросил свои уроки рисования. Таков портрет К. Д. К тому времени художник был увлечен эстетикой Древнего. По одной из версий, Иду Рубинштейн – танцовщицу, прославившуюся выступлениями в балетах «Клеопатра» и «Шехерезада» – Серов также писал для афиши «Русских сезонов».
18 февраля вместе с В. Д. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Становится преподавателем МУЖВЗ. Дервизом. 1885. Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем.
А обращённый к человеку Юра станет актёром и режиссером. Незадолго до смерти он заключил договор с И. Н. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Поездка в Мюнхен и Голландию. Детская тема играет важную роль в творчестве художника.
Написанию занавеса предшествовала кропотливая подготовительная работа. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. Миру искусства служили его родители – отец, Александр Николаевич известный композитор и музыкальный критик мать, Валентина Семеновна, пианистка. Коровиным.
Мать будущего художника также была известной личностью. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Дягилева, И. Э.
Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. Поездка в Вену и Италию с И. С. Поездка в Рим и Париж. Ему настолько понравилось это место, что он купил себе участок в деревне Ино, выстроил двухэтажный дом и приезжал туда каждый год.
В жизни Валентин Серов и Константин Коровин были друзьями, которым за неразлучность дали прозвище «Коров и Серовин». И. Е. "Октябрь. Им также был издан журнал «Музыка и театр».
Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). В 1910 году состоялась премьера «Шехеразады» в оформлении Л. С. Как большинство работ Серова, портрет Ермоловой сдержан по колориту. Олив (1909, ГРМ), по признанию И. Э. Нарисовал Антокольского, сейчас буду хвастать.
Это случилось в 1871 году. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". В этой картине художник рисует двух своих сыновей на веранде у Финского залива.
Коровина. 1892. Текучесть, «подвижная сущность» акварели раскрывает сам процесс создания портрета, отражает темп работы художника, обладающего способностью мгновенно схватывать облик и психологическое состояние модели.
В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. Но зрителю знаком именно образ созданный Серовым. Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Серов изобразил случайно увиденную сцену из реальной жизни. Над образом Александра III Серов работал пофотографии.
Шаляпина (1907, ГЦТМ). Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Эскизы отличает единая приглушенная цветовая гамма, поэтично охарактеризованная А. Н. И вот вице-мэр города Рамат-Ган Муки Абрамович и главный куратор и художественный директор музеев Рамат-Гана (их там четыре) Меир Ааронсон решили сыскать средства на благоустройство музеев города и Музея русского искусства в частности.
Вернувшись в Москву, в 1886-м художник рисует этюд «Зима в Абрамцево», а также несколько портретов, включая и портрет Трубецкой. Лукомской» (1900, ГТГ), где сложная психологическая характеристика модели словно предрекает трагическую судьбу изображенной. Особенно много работать акварелью Серов начал в конце 1890-х-1900-е годы. Портреты П. П.
Полотно приобрел П. Третьяков еще до открытия выставки. Можно даже сказать, что он исчерпывается в серовском совершенстве» 30. 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Одним из самых достоверных образов А. П. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков.
Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Орловой (1911, ГРМ) – фиксация первого впечатления, которое трансформировалось в знаменитый парадный портрет княгини. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. В 1888 году Серов пишет два прославивших его портрета: «Девушка, освещенная солнцем» (Москва, Третьяковская галерея) и портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» (Москва, Третьяковская галерея). Сам Серов считал эти работы лучшими в своем творчестве.
Портреты Ермоловой, Горького. 1906. Боткина, Л. С. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. Грабаря редко экспонируются, но именно они выявляют разницу между карикатурностью шутки и доведенной до предела выразительностью цельного художественного образа. В картинах «Октябрь. Домотканово» (1895 год), «Баба в телеге» (1896 год), «Баба с лошадью» (1898 год), «Стригуны на водопое» (1904 год) перед зрителем возникают фрагменты из реальной однообразной жизни деревенской России. Неудивительно, что художник пользуется языком архаики: это и живописный лаконизм (всего три цвета: синий, зеленый, коричневый) и плоскостность и обобщённость, декоративность, помогающие создать образ хрупкой, но притягательной балерины. Возвращение в Москву.
Портрет O. K. Я у них учусь» 7. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». «Портрет Портретыч», как ласково называл свои работы автор, не только талантливо воссоздает внешний облик, но и передает внутренний мир изображаемой личности, чем привлекает ценителей настоящего искусства. Биография любого творца не может обойтись без упоминаний об учителях, давших азы будущим гениям.
Тогда была создана серия портретов близких ему по духу и интересам людей – С. С. Там были написаны лучшие его пейзажи: «Зимой» (1898, ГРМ), «Баба с лошадью» (1898, ГТГ), «Зимняя дорога в Домотканове» (1904, Рязанский художественный музей), «Стригуны на водопое» (1904, ГТГ) и другие. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. А также портрет работы Серова, написанный в 1910 году в Биаррице, где у Цетлиных была вилла и еще три его работы: акварельный портрет Анны Цетлиной (матери Михаила Осиповича) и два рисунка — обнаженная натурщица и еще один портрет Марии. Домотканово". 1896.
Симонович-Ефимова. Портрет, написанный на одном дыхании, отражает молодость, чистоту, радость жизни. Серова», 1880, ГТГ), хозяина Абрамцево С. И.
В этих правдивых, композиционно правильных и живописных исполнениях в величественной манере, Серов постоянно использовал линейно-ритмический рисунок в сочетании с декоративно-цветовыми комбинациями. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Картина вышла вовсе не школьная, а – грандиозная, хоть и не большая по размерам. Именно Серов первым ввел рисование с обнаженной женской модели. Павловой (оба – ГТГ). Свет играет яркими пятнами на всех предметах и на скатерти, поражая цветовыми переливами. Появление в свет портретов «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888) произвело революцию в живописи, где в то время царствовал мрачный реализм с преобладанием меланхоличных и темных красок.
Избран действительным членом Академии художеств. 1904. Черты этой натурщицы проступают в облике Европы в композиции «Похищение Европы» (1910). Остроуховым, М. С.
Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси. Грабарем к лучшим произведениям Серова.
В сюжетных картинах на смену бытовому жанру приходит исторический. Мать Серова, Валентина Семёновна (урождённая Бергман), была талантливой пианисткой. Как писал А. Эфрос: «Надо просто перейти на какой-то другой материк, погрузиться в другую действительность, чтобы отсюда добраться до его исторических картин Обращение Серова к личности Петра и к исторической теме в целом связано в том числе и с его сближением с художниками «Мир искусства», основными идеологами ретроспективизма. Это была его первая картина, которая отвечала общей направленности стиля модерн. Вслед за ней Серов создает серию портретов, написанных в этом же ключе: «Портрет Г. Л. Гиршман» (1907 год), «Портрет И. А. Морозова» (1910 год) «Портрет В. О. Гиршман» (1911 год), «Портрет княгини О. К. Орловой» (1911 год) и другие.
Княгиня изображена в интерьере своего дворца в свойственном ей пышном наряде. На стене играет солнечными бликами майоликовое блюдо. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Валентин Серов в своем творчестве часто обращается к жанру пейзажа.
В поисках ключа к созданию нового образа Гиршман он поначалу ориентировался на стиль Энгра, но в процессе работы точка отсчета сменилась: «Уж теперь не Энгр, а, пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся» 9. Правда, как у критики, так и публики, эти шедевры не вызвали особых эмоций. Работа над полотном шла три месяца. – В Египет. » 29.
Поездка в Германию. 1903. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. В 1899 году Серов побывал на побережье Финского залива.
Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. В этих картинах художник очень много времени уделяет передаче характера моделей, постоянно возвращаясь к уже написанному лицу и внося изменения. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. Портрет И. И. Участие в Первой коллективной выставке произведений русских художников, организованной в Вене. В начале 1880-х в репинской мастерской устраивались «акварельные воскресенья» для начинающих художников. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи.
Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Обращение к работе над «Юдифью» и «Шехеразадой» было связано во многом с давним интересом Серова к искусству Древнего мира. Знакомство с К. А. На выставке представлены эскизы к постановке в Мариинском театре 1907 года (ГТГ, ГРМ). Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. До конца жизни Серов продолжал учиться. Валентин Александрович состоял в творческом кружке, организатором которого был знаменитый купец Мамонтов. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Истосковавшись по работе, он возвращается в Москву и сразу же едет в Абрамцево, где и был создан шедевр «Девочка с персиками».
Сам же князь выглядит спокойным и сдержанным. Бальмонта (1905, ГТГ), сотканный из угольно-черных динамичных штрихов, которые подчеркивают нервическую натуру эпатирующего публику поэта. В портретах итальянских певцов Анджело Мазини и Франческо Таманьо уже проявилась одна из особенностей Серова – портретиста не изображать характер как таковой, а заострять внимание на определенном аспекте личности. С 1894 года Серов является членом Товарищества передвижных художественных выставок (так называемые «передвижники»).
В доме постоянно звучала музыка и велись либеральные споры на самые разнообразные темы, причем участвовать в полемике на тему свободы и равенства обожала хозяйка. Дягилевым, стоял у истоков этого грандиозного предприятия. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Первой масштабной работой Серова для театра становится оформление постановки оперы А. Н. В 1893-м художником были созданы портреты дочерей Александра III Ольги и Ксении. Пастернак. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья.
Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. Привязанность к скупому северному пейзажу, умение увидеть и передать его особую выразительность художник перенес в свои исторические картины («Петр I», 1907, ГТГ «Петр I на работах», 1910-1911, ГТГ, ГРМ) и др. Вот таким образом он работал маслом, акварелью, гуашью, темперой, пастелью, цветными твердыми карандашами, рекомендуя то же и своим ученикам» 1. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Коллекция в течение десятилетий хранилась кое-как и около тридцати работ было утрачено. Почему именно портрет Марии Цетлиной, по сути, главный шедевр коллекции.
В стремлении к максимальному обобщению формы художник пришел к графическому минимализму: «Хочу добиться, чтобы в рисунке было как можно меньше карандаша. » 13. в зеркале у края холста). Серову и Шаляпину удалось вдохнуть жизнь в каменные рельефы Ассирии. Врубелем Серов писал декорации для домашних постановок, сам участвовал в них. Именно эти две картины принесли художнику успех и славу.
Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. Они неизменно вдохновляли Серова на создание острохарактерных образов. В 1909-1910 годах он создает удивительные по своей графической чистоте рисунки балерин «Русских сезонов» – Т. П. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов.
Первое название картины звучало просто – «Портрет Веры Мамонтовой». Картины, этюды, наброски шестнадцатилетнего юноши были еще не совсем оформившимися, но уже здесь он проявляет себя зрелым и даровитым рисовальщиком. В доме Серовых бывали люди большого искусства, в этом кругу и прошло детство русского художника. Портреты Ф. Таманьо, К. А.
Официальное оформление выхода из Академии художеств. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Орловой.
Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. В 1906 году к Серову обратился известный издатель и книгопродавец И. Н. Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. Один из первых ее портретов – свободный рисунок гуашью на картоне (1904, ГТГ) – построен на выразительности изысканного силуэта и кажется идеальным воплощением стиля модерн.
Учитель и ученик рисовали вместе и Серов мог непосредственно наблюдать за работой мастера. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Знакомство с А. Н.
И тем более не буду строить предположений относительно коррупционной составляющей всего этого «дела» и относительно «тайного заказа» хищного коллекционера, разыскивающего по мировым закоулкам шедевры и «разводящего» их простодушных владельцев, не подозревающих о том, какими сокровищами они обладают. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович.
«Три впечатления захватили художника особенно: море, архаическая эллинская скульптура и Акрополь» 26. Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других. Серов и вправду многое перенял у своего наставника. Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».
Картина «дети» создана в 1899 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Композиционным центром картины является лицо девочки, с лукавым взглядом, чуть искоса глядящей на зрителя. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». В эти годы его яркие разноцветные полотна сменились картинами одного тона. Мамонтова (1898), Мариинского театра (1888 и 1907) и антрепризы С. П. Дягилев включил ее в программу своей антрепризы. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии.
Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). Похоже, княгиня прочла этот «подтекст» и избавилась от картины, подарив её музею Александра III (ныне Русский музей). Дягилева (1909). Мамонтовым.
Щербатовой (1911, ГТГ). Один из лучших портретов Валентина Серова «Портрет М. Н. Ермоловой» (1905 год).
Живописный портрет 1907 года (ГТГ) был причислен И. Э.