Interfax. ru – Картина французского художника XIX века Жана-Леона Жерома Пастух, похищенная в 1946 году, в четверг возвращена Дальневосточному художественному музею в Хабаровске. «начальник УФСБ России по Хабаровскому краю Сергей Дёмин в торжественной обстановке передал представителям Дальневосточного художественного музея ценный экспонат — картину французского художника XIX века Жан-Леона Жерома «Пастух», — говорится в сообщении. Французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма Жан-Леон Жером написал картину «Пастух» в 1857 году.
25 февраля представителям Дальневосточного художественного музея вернуликартину французского художника XIX века Жана-Леона Жерома «Пастух». Сотрудники УФСБ России по Хабаровскому краю вернули Дальневосточному художественному музею картину французского художника XIX века Жан-Леона Жерома «Пастух», которая была похищена 70 лет назад, сообщает в четверг УФСБ по региону, передает РИА Новости. «начальник УФСБ России по Хабаровскому краю Сергей Дёмин в торжественной обстановке передал представителям Дальневосточного художественного музея ценный экспонат – картину французского художника XIX века Жан-Леона Жерома «Пастух», – говорится в сообщении. Сотрудники УФСБ России по Хабаровскому краю вернули Дальневосточному художественному музею картину французского художника XIX века Жан-Леона Жерома «Пастух», которая была похищена 70 лет назад, сообщает в четверг УФСБ по краю. На выставку 1855 года в Парижском Салоне Жан-Леон Жером выставил Pifferaro, Пастуха, Отдых в российском лагере, воспоминая Молдавию (известна эта картина и под другим названием – Российский концерт), Господство Августа и рождение Христа.
Картина художника Жана-Леона Жерома «Пастух» после долгих и не до конца известных мытарств вновь оказалась на своем законном месте – в Дальневосточном художественном музее. Сотрудники ФСБ вернули картину французского живописца и скульптора ЖанЛеона Жерома «Пастух», похищенную.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн).
В живописи, Франсуа Ле Клерке дю Трамбли, монах Капуцина назвал L39Eminence Grise (Серый Кардинал), спускается по церемониальной лестнице, погруженной в Библию, в то время как предметы или поклон перед ним или закрепляют свой пристальный взгляд на нем. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9.
Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». 15 января 1863 года были оглашены новые правила приёма картин в Салон: отныне каждый художник имел право представить не более трёх работ, вводился конкурсный отбор. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. К 250-летию Государственного Эрмитажа». В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. В Школе было открыто три новых мастерских и введены три профессорские вакансии, одна из которых досталась Жерому40.
В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Впрочем, жюри сочло, что работы 20 художников, в том числе Жерома, прошли в финал первого тура, за что авторы получили премию по 500 франков каждый.
Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Между тем, по мнению А. Шестимирова, сюжет картины был абсолютно оригинальным и иллюстрировал важный аспект эстетических взглядов Жерома, а именно— представление о жизни как театральных подмостках.
Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. Жером возвратил успешно в Салон в 1873 с его живописью L39Eminence Grise (Музей изобразительных искусств, Бостон), красочное описание главного зала ступеньки дворца кардинала Ришелье, обычно известного как Красный Кардинал (L39Eminence Rouge), кто был фактическим правителем Франции при короле Людовике XIII, начинающем в 1624. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17. В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой».
В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины.
В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Как считали критики того времени, петухи изображены более реалистично и точно, чем фигуры молодых людей. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу.
Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. Предполагалось сильно расширить отдел изобразительного искусства и Жером ходатайствовал перед дирекцией выставки о написании картины аллегорического содержания по самостоятельно выбранному сюжету. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42.
Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. Мер к задержанию кого-либо принято не было, Быченковой В. С. Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами.
27 августа с. г. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. Уроки скульптуры давал ему друг и сверстник— Э. Фремье и в дальнейшем Жером неизменно называл себя в каталогах учеником Фремье. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами.
Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». В 13 часов Быченкова В. С. Благодаря значительному авансовому платежу он смог поехать в 1853 в Константинополь, вместе с актером Эдмондом Готом. Жан-Леон Жером (фр. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Учился у Поля Делароша и Шарля Глейра.
Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. При этом он выставлял свои картины каждый год. Стоимость оценивается примерно в 3 млн.
украли. После возрождения интереса к салонно-академическому искусству в 1970-е годы признан классиком живописи XIX века, его работы хранятся в постоянной экспозиции крупнейших музеев мира. Уходя, т. Быченкова предупредила Золотову о внимательном наблюдении за посетителями. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается.
Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени.
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. Сохранив композицию прежней работы, в 1872 году он исправил технические недостатки и смог создать подлинно драматическое по содержанию полотно.
Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. На каких-то черных рынках антиквариата. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21.
Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28.
В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Она сейчас находится в музее Орсе. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина.
При этом он продолжал все основные идеи своего искусства: писал жанровые портреты-типы, архитектурные виды. Окрыленный успехом он забыл про потерянную премию и создал множество сюжетных картин и портретов, которые считаются образцом академизма. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. Там она и висела до 1946-го года, когда ее вдруг. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Основную массу его картин этого времени составляют разнообразные жанровые композиции, написанные по эскизам предыдущих лет, египетские пейзажи, редкий для него автопортрет. На весь музей – только кассир-смотритель. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие.
На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне.
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. Успех на Салоне художник попытался использовать, чтобы получить место профессора Школы изящных искусств, отправил соответствующее прошение, но ответа так и не получил.
Он посетил Флоренцию, Рим, Ватикан и Помпеи, но он был более привлечен к миру природы. Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Жан-Леон Жером родился в Везуле, Haute-Sane.
Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Обнаружив пропажу, Золотова вызвала директора музея тов. В июне 1871 года он вернулся в Париж.
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Картина находилась недалеко от входа, где обычно сидит кассир-наблюдатель. Он тогда посетил Художественное училище. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». Тем не менее, большинству обозревателей манера Жерома пришлась по душе, поскольку соответствовала настрою публики Июльской монархии, не любившей глубоких исторических и мифологических сюжетов и жаждавшей занимательности. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой.
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Он поехал в Париж в 1840, где он учился при Поле Делароше, которого он сопровождал в Италию (1843–44). Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. В дальнейшем живописные произведения на темы из истории Древней Греции, содержащие благопристойно трактованные эротические сцены, принесли ему славу основателя стиля «неогрек».
На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. В отличие от светло-коричневой палитры Делароша, Глейр использовал светлую гамму, что сказалось и на манере Жерома. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа».
Картина изъята с «черного» антикварного рынка. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. На полученные от заказа деньги Жером отправился в Египет и был покорен Востоком.
Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». Полотно велико по размеру — 134 203 см.
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. В начале марта картину планируется выставить в составе экспозиции «Неизвестный Эрмитаж. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков).
Картину Пастух (22, 8 на 14, 9 см) французский художник, художник и скульптор, представитель академизма Жан-Леон Жером (1824-1904) написал маслом на паркетированной доске. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений.
В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем.
Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. Аллегорическая картина получилась большой (фигуры на ней были в натуральную величину).
Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. во время посещения музея между 13 и 18 часами из экспозиционного зала музея со стенда неизвестными лицами была похищена картина художника Жана-Леона Жерома «Пастух» размером 22, 5 на 15 см исполненная на дереве маслом инвентарный 94. Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским».
ушла из музея по служебным надобностям. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Как главный советник Ришелье, L39Eminence Grise назвали «властью позади трона», который стал известным определением его титула.
И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. Она сейчас находится в музее Орсе.
Результат этой «заботы» для Франции оказался плачевным – богатейшая коллекция «распылилась» по частным собраниям и музеям в разные концы мира. Жером писал в академической манере, отличался внимательностью к деталям и безупречной передачей световых контрастов. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. В 1846г.
Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением. При этом оптический центр картины смещён влево от геометрического центра холста, что делает главным персонажем именно пустыню, а человек показан ничтожной жертвой47. В конце 1840-х годов художник, получив государственный заказ на создание исторического полотна «Век Августа», путешествовал по Европе и Малой Азии изучая этнографию.
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. О чём и составили настоящий акт».
По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени.
В Цезаре (1859) Жером попытался возвратиться к более серьезному классу работы, живописи Классических предметов, но картина не заинтересовала общественность. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».
В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Вчера сотрудники УФСБ по Хабаровскому краю возвратили в Дальневосточный художественный музей картину французского художника XIX века Жана-Леона Жерома «Пастух» (1857 г., масло, паркетированная доска). Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году.
Став профессором Школы изящных искусств, всеми уважаемым мастером, Жером не только яростно критиковал импрессионистов, но и сделал, являясь членом государственной комиссии, все от него зависящее, чтобы приостановить действие завещания Гюстава Кайботта (подарившего свою знаменитую коллекцию импрессионистской живописи французскому правительству с условием, что все картины будут впоследствии размещены в Лувре). Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф.
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. Первая известность пришла в 1847 году, после выставки в Салоне картины «Молодые греки забавляются петушиным боем».
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. В зале было 6 перегородок, на каждой из них размещались картины. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину.
По мнению и Дж. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59.
Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Он был настолько популярен, что в 1869 г. Жерома официального пригласили на открытие Суэцкого канала. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита.
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Phryne перед Верховным судом, королем Кэндолесом и открытием Сократа Alcibiades в палате Аспэсии (1861) дал начало некоторому скандалу из-за предметов, отобранных живописцем и снизил на нем горькие нападения Поля де Сен-Виктора и Максима Дю Кана.
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Взятый лихорадкой, он был вынужден возвратиться в Париж в 1844. Похищенная картина в это время была, по словам Быченковой, в экспозиции. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история.
Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения.
Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей».
Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия».
Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств.
Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. было поручено довести о краже картины до сведения следственных органов. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку.
Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. и Золотова Н. Л. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45.
Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец). К классикам его причислили только в XX веке. Во внутреннем дворике устроен торг.