Фрагмент картины Пять мастеров флорентийского Возрождения.
Именно за ним признается заслуга возрождения живописи как художественной самоценности. Слева картины изображены апостолы Варфоломей, Андрей, Иаков Младший. Слава мастерской Верроккьо была необычайно велика.
Современник Леонардо да Винчи и юного Микеланджело оставил яркий след в мировом искусстве («Рождение Венеры» (фото), «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество» и т. д. ). В капелле Торнабуони хранится один портрет итальянского поэта Полициано, в сопровождении влиятельных членов Платоновской Академии, включая итальянского философа, гуманиста, астролога, основателя и главы флорентийской Платоновской академии Марсилио Фичино. У Джорджоне сопоставление внешне спокойной, непринужденной, аристократической фигуры благородного мужа и занимающего по отношению к ней зависимое положение фигуры несколько злобного и низменного персонажа не граничит с конфликтной ситуацией, во всяком случае, с той четкой конфликтной непримиримостью характеров и их борьбы, которая придает столь высокий трагический смысл у Джотто сближенных поцелуем пресмыкающегося Иуды и Христа, прекрасного своей спокойно-строгой одухотворенностью (Любопытно, что объятие Иуды, предвещающее крестную муку учителю, как бы повторно контрастно перекликается с композиционным мотивом встречи Марии с Елизаветой, включенной Джотто в общий цикл жития Христова и вещающих о грядущем рождении Мессии. ).
В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия. Все же никоим образом не приходится говорить об упадке Венеции во второй половине 15 века. Характерным примером в этом плане может служить картина «Святой Себастьян».
Здесь больше динамики, силы, энергии. Для широкого круга читателей. Мазолино присоединился к работе в 1427 году. Этот титул унаследовал и Пьеро.
Дела, подумал Хокни, ктому моменту уже бившийся над проблемой вместе сфизиком Чарльзом Фалко. Единственная створка, написанная Мазаччо для двухстороннего триптиха. То же самое можно сказать о фламандских художниках Рубенсе и Ван Дейке. Жизнь эпохи Возрождения была тесно связана с искусством. Это герои, наделенные незаурядным умом и большой силой духа.
Его предки входили в число состоятельных граждан, так называемых, «сеньоров». Нопроблема все еще нерешена полностью, ведь допоявления качественной оптики, которая нужна для использования камеры-обскуры, оставалось 100лет, аразмер проекции, получаемой спомощью зеркала, очень мал. Азначит были изеркала наоборот— вогнутые. Она была запатентована в1807 году Вильямом Хайдом Волластоном. Все композиции выстроены единообразно по размерам фигур, облику персонажей.
Потемневший от времени лак придал картине теплую, почти жаркую золотистость колорита. Но ведь почти все произведения были на религиозные темы. Другим не менее известным произведением Рафаэля, также относящимся к раннему периоду его творчества, является созданное в 1504 г. полотно под названием «Обручение Марии».
Совершенно обоснованно Рафаэля называют «мастером Мадонн», особенно знамениты те, что написаны им в Риме. Поступали полотна и из Санкт-Петербурга, из коллекций Юсуповых, Строгановых, Шуваловых. В искусстве гениального художника родился новый образ человека эпохи Возрождения -- прекрасного, гармоничного, абсолютного физически и духовно («Портрет Б. Кастильоне»). Мазолино успел расписать своды (росписи не сохранились).
Объемные фигуры герцогов, оказавшиеся со всех сторон придавленными каменными стенами, выражают духовную надломленность и внутреннюю пустоту образов. Мужчины — участники погребального трагического действа — заняты, кто поправляет плащаницу, кто пытается положить тело Учителя в место Его последнего упокоения. В 1533 году папа Климент VII хотел получить Микеланжело написать на боковых стенах Сикстинской капеллы фрески «Страшный суд» и «Падение ангелов». 1450).
Донателло был первым мастером, отважно нарушившим этот запрет. Среди всех фресок особого внимания заслуживает, пожалуй, лишь одна — «Пожар в Борго». В углах сводов расположены небольшие композиции, близкие по тематике той или иной фреске. Вся поверхность потолка для росписи была поделена на несколько частей.
Кабот, А. Веспуччи — были итальянцами.
Образ человека в сознании Микеланджело подобен фигурам мифологических гигантских титанов. В период Высокого Возрождения (конец XV — первая треть XVI в. ) происходил небывалый расцвет изобразительного искусства, однако уже наметился явный кризис гуманистического мировоззрения.
Леонардо отдал дань не только теории искусства. В результате картина оказалась обрубленной в нижней части. Одним из первых произведений подобного характера является «Портрет молодого человека с перчаткой».
Иоанн Креститель изображен в своем обычном виде: он бос и держит в руказ крест.
У подножья горы спят сопровождающие Христа апостолы. Иллюстрацией к вышесказанному может послужить «Скованный пленник».
Первой красавицей при герцогском дворе в то время считалась Симонетта Веспуччи. И потому некоторая схематичность изображения первых становится едва заметной. Несмотря на предполагаемую героическую патетику сюжета, образы Рафаэля здесь полностью лишены динамики и драматизма. появляется еще одна скульптура Микеланджело — бюст Брута.
Выведенные на первый план образы размещены в композиции уместно и логично. Двери имели огромное влияние на развитие флорентийской живописи. Микеланджело избрал для фрески нетрадиционную иконографию.
По сравнению с фигурами «Мадонны Конестабиле» образы в «Мадонне Альбе» намного сложнее. Однако папа умер в 1534 году.
Завершенность композиции передана не только фигурами главных персонажей, но и самой формой картины — тондо (круглая), что вовсе не ограничивает свободу образов. Своеобразие искусства зрелого Джованни Беллини выступает наглядно при сравнении его Преображения (1480-е гг. ) с его же ранним Преображением (Венеция, Музей Коррер). По своему тону эта зелень контрастирует с нежно-зеленым, светлым небом. На Кипре, Родосе, Крите развевается стяг Льва святого Марка. Трудно было найти человека, равнодушного к искусству.
Здесь очень точно и тонко переданы движения, пластика человеческого тела. Еше более ярким примером могут служить варианты картины «Коронование терновым венцом», посвященной эпизоду из жизни Христа. Особое внимание приковывает к себе способ изображения перспективы в картине. «Дармштадтская мадонна» является демонстрацией приверженности бургомистра Майера католическому вероисповеданию.
В эти десятилетия Возрождение вышло за пределы Италии. Илюбой физик знает, что такое зеркало при отражении проецирует картинку отражаемого. Изысканный и утонченный характер его работ с элементами стилизации (обобщение изображений при помощи условных приемов – простота формы, цвета, объема) отличают его от остальных мастеров того времени. «Тайная вечеря» Леонардо, роспись в трапезной монастыря в Милане, стала эталоном для картин с религиозным сюжетом следующей половины тысячелетия. Яркими примерами иллюстрирующими этот период творчества Рафаэля, являются «Несение креста» (1517), цикл «Святые семейства» (примерно 1518), алтарная композиция «Преображение». Черты лица воина подчеркивают решительный, твердый характер. Одно из них состоит в том.
Представленные на полотнах картины природы (переданный темными, мрачными красками закат в «Положении во гроб» и гнущиеся под сильными порывами ветра деревья в «Убиении св. В настоящее время роспись находится в плохом состоянии. Они, равно как и вся композиция в целом, показаны в динамике. За достаточно короткую жизнь (37 лет) он создал много известных на весь мир картин, фресок и портретов. Это период усиления феодальной реакции.
Собственный портрет Рафаэлы находится справа, возле своего учителя, Перуджино26. Полотно написано неяркими, спокойными красками, выдержанными в едином цветовом строе и это придает картине мягкий характер и вызывает ощущение неземной, космической гармонии и спокойствия. Образ наполнен несокрушимой силой, энергией, суровой властностью. В своем знаменитом «Трактате о живописи» (1498) и других записях Леонардо уделил большое внимание изучению человеческого тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоциональным состоянием человека. Это определялось отнюдь не экономической отсталостью Венеции.
Одетый в античные доспехи, сидит Гаттемелата (это его прозвище, означающее "пятнистая кошка") на могучем коне в спокойной, величавой позе. Данный период, в который произошло пышное развитие стиля, приходится на 1500-1527 гг. В настоящее время картина хранится в галерее Брера в Милане. Они стремились к раскрытию богатств, присущих самой живописи.
Четвертая и последняя, фреска в Станце дЭлиодоро, впоследствии получившая название «Встреча Папы Льва I с Аттилой», была выполнена по эскизам Рафаэля его учениками, Джулио Романо и Франческо Пенни. Историки делят данный период в искусстве на четыре этапа: Проторенессан, раннее, высокое и позднее Возрождение. В 1520-е гг. Вот таким образом мастер не изображает какого-нибудь кульминационного с точки зрения развития события момента, как это обычно делали мастера кватроченто (Юдифь поражает мечом Олоферна или несет вместе со служанкой его отрубленную голову).
Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Особую ценность и интерес представляет, безусловно итальянская живопись эпохи Возрождения, однако не стоит упускать из внимания и французских, немецких, нидерландских мастеров. В настоящее время «Мадонна Литта» хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Работы, представленные в Пушкинском музее, дают возможность посетителям задуматься, почему Алексей Федорович Лосев в своем труде «Эстетика Возрождения» писал: «У теоретиков возрожденческой эстетики встречается, например, такое сравнение: художник должен творить так, как Бог творил мир и даже совершеннее того. Симметрию расположения фигур в верхней части композиции смягчают почти хаотично размещенные в нижней ее части фигуры.
Если возможно, да минует Меня чаша сия". По сторонам от Мадонны – Иоанн Креститель и Мария Магдалина. Благодаря открытому пейзажу, находящемуся за спиной девушки, фигура последней оказывается как бы частью ландшафта, гармонично сливается с ним.
Леонардо да Винчи работал подмастерьем в мастерской Верроккьо. чувство загадочной сложности внутреннего душевного мира человека, таящегося за кажущейся ясной прозрачной красотой его благородного внешнего облика, находит свое выражение в знаменитой Юдифи (до 1504 г., Ленинград, Эрмитаж). Статуя «Моисей», в отличие от «Пленников», несколько более сдержанна по характеру, но не менее выразительна. Игра света и тени задает особый интимный тон всей композиции. Она как бы говорит: «Все старания человека познать мир совершенно напрасны и тщетны».
Трагизм образов выражен в картине с помощью тоновых и светотеневых переходов. Необходимо заметить, что фигуры Микеланджело здесь разномасштабны. Мягкость светотеневой лепки лица и руки несколько напоминает сфумато Леонардо.
Мадонна написана на фоне замечательного пейзажа с деревьями, холмами и озером. Образы Микеланджело более глубоки и психологичны. Микеланджело много и плодотворно работал в архитектуре, в частности, руководил строительством собора Св.
Фигуры на картине необычайно лиричны и вместе с тем естественны. Художник и архитектор родом из Урбино. Итак, работы по сооружению капеллы Медичи возобновились. Главное, что поражает в памятнике – совместное энергичное движение коня и всадника. Здесь Рафаэль знакомится с трудами Микеланджело и Леонардо да Винчи.
Не менее выразителен и образ ангела, принесшего Мадонне благую весть. Художник Филиппино Липпи сохранил стилистические особенности манеры предшественников. Образ Марии полон драматизма и необычайно выразителен.
Темой фресок был выбран рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)25. Огромные же по тому времени, частично высвобождавшиеся из торгового оборота денежные средства венецианские купцы вкладывали в развитие ремесел и мануфактур в Венеции, частично в развитие на рациональных началах земледелия в своих владениях, расположенных на прилегающих к лагуне областях полуострова (так называемой терраферме). Это направление было тесно граничит с архитектурой.
Революция в искусстве открыла глаза, прежде всего, на красоту самого мира. Выполненная в особой технике, фреска как бы расширяет и увеличивает реальное пространство. Статуя Микеланджело под названием «Давид» считается непревзойдённым шедевром, примером высшего достижения искусства скульптуры. Искусство Рафаэля Санти (1483--1520) также принадлежит к вершинам итальянского Возрождения.
В первых самостоятельных работах (несколько «Мадонн») чувствуется влияние Мазаччо и Липпи. Главное художественное средство Мазаччо — могучая светотень, развитое понимание объема. Художник столкнулся стем, что такую сложную штуку сложно нарисовать вперспективе. Фигура Моисея — это воплощение лидера, вождя, человека с необыкновенно сильной волей.
Он утверждает этим, что человеческое тело прекрасно. Может они пользовались той самой камерой-люцидой. Глаза женщины отражают необыкновенный ум, энергию, проницательность.
Батальные композиции раннего Возрождения до нас не дошли. Леонардо по сей день остается одной из самых харизматических личностей эпохи Возрождения. Неслучайно дама держит на руках горностая.
Этому содействует и выверенное равновесие композиции и благородная сдержанность цвета и непосредственность, естественность и простота всего облика молодой матери, печально и нежно прижимающей. Он принимал участие в сооружении собора Св.
История этого периода в значительной степени история творчества этих мастеров. Так, выполненные Джорджоне при участии молодого Тициана фрески Немецкого подворья Фондако деи тедески (1508) оказались почти целиком разрушенными. Изображение последних, кстати, можно считать своеобразным шагом назад в творчестве мастера: подробная детализация элементов композиции (в данном случае складки платья и капюшона) является характерной чертой искусства Предренессанса.
Женские фигуры, несомненно, возвышенны, однако они не абстрагированы от жизни и не идеализированы автором. Именно раннее превращение Венеции в великую торговую и притом преимущественно торговую, а не производящую державу, начавшееся с 12 века и особенно ускоренное в ходе крестовых походов, повинно в этой задержке. Роспись Капелли Сасетти включала в себя четырёх сивилл (пророчиц и прорицательниц), шесть фресковых композиций на тему жизни Святого Франциска и алтарную картину «Поклонение пастухов». Наконец-то духовное было облачено в прекрасную форму, которая и стала моральной нормой.
Светоносная сила красок Яна Ван Эйка почти не знает себе равных в мировой Живописи. Великая Мать-Природа подчиняется здесь Властелину-Человеку. Образ Христа здесь так же, как и в картине «Динарий кесаря» интерпретирован. Иероним держит раскрытую книгу и макет базилики, у его ног лежит лев. Во многих городах власть сосредотачивалась в одних руках, появились синьории. Борьба за гуманистические идеалы носила в этих странах более острый характер.
Впрочем, вполне возможно, что между ними было лишь возвышенное, платоническое чувство. Этот шедевр признан вершиной всего творчества художника. Петра.
Богоматерь с постаревшим искаженным от внутренней боли лицом. Свой творческий путь этот титан Возрождения начал со скульптуры. Он был человеком универсальным в полном смысле этого слова и обладал самыми разносторонними знаниями и талантами.
О них можно судить по работам трех разных художественных школ: фрескам Пизанелло в Мантуе (Палаццо Дукале), Пьеро делла Франческо в Ареццо (росписи хора церкви Сан Франческо) и триптиху Паоло Учелло Битва при Сан-Романо. Здесь показан новый художественный конфликт: человек и окружающий его мир. Папа Римский посчитал непристойными обнаженные фигуры изображенных на фреске людей.
Истинными шедеврами являются его полотна «Мадонна Литта» и «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»). Если бы Леонардо писал фрески традиционным способом, то его великие работы «Тайная вечеря» и «Битва при Ангиари» дошли бы до нас в первозданном виде.
Оно тесно граничит с понятием «Возрождение», но не равнозначно ему. Роспись Леонардо была закончена в 1497 году.
Исследователи предполагают, что именно для гробницы Медичи были изготовлены также статуи «Аполлон» (другое название — «Давид») и «Скорчившийся мальчик». Урсулы» изображен мягко освещенный интерьер, где спит молодая девушка. Однако ясная пластика формы, тяга к монументальной значимости образа человека при всей естественной жизненности его трактовки – например, Моление о чаше – определяют решающее отличие Беллини именно как мастера итальянского Ренессанса с его героическим гуманизмом от художников северного Возрождения, хотя в самый ранний период своего творчества художник обращался к северянам, точнее к нидерландцам, в поисках иногда подчеркнуто резкой психологической и повествовательной характерности образа (Пьета из Бергамо, ок.
Характерно, что мягкая лепка формы светотенью присуща и его рисункам. 1508 – 1510 гг., Дрезден, Картинная галерея) и луврским Концертом (1508). Новый заказ на фреску «Страшный суд» он получил от папы Павла III Фарнезе. Младенец ест черный виноград – символ причастия. Художник участвовал в создании шести из них, а именно: «Чудо со статиром», «Изгнание из рая», «Крещение неофитов», «Раздача имущества и смерть Анании», «Воскрешение сына Теофила», «Святой Петр исцеляет больного своей тенью» и «Святой Петр на кафедре».
У второго мастера – основы линейной перспективы.
Он фактически сформировал новый облик Рима, который с тех пор неразрывно связан с его именем. Но кроме росписей плафона Сикстинской капеллы, мастер, уже в старости, создал яростно-вдохновенный «Страшный суд» -- символ крушения идеалов своей великой эпохи. К сожалению, о том, как прошло его детство, практически ничего не известно. Три пня, оставшиеся от только что срубленных деревьев, напоминают о готовящемся распятии. Слева и справа от нее — скульптуры, олицетворяющие образы святых Косьмы и Дамиана.
По своему жанру лирика Данте находится в русле средневековой куртуазной поэзии, где объектом воспевания выступает образ «Прекрасной Дамы». В историю искусства Высокого Возрождения яркую страницу вписала Венеция, где этот период продолжался до середины XVI в. Особое великолепие город приобрел после перестройки его центра учеником Браманте Якопо Сансовино (1486--1570). До настоящего времени дошло лишь 15 его картин, а также множество эскизов.
Все его чувства и страсти оказываются подавленными средой. При этом художники стали активнопользоваться фотографиямивкачестве «справочного материала». Его герой, вступающий в борьбу с враждебными силами, погибает, но сохраняет свое величие. Эпоха Ренессанса имеет относительные временные рамки.
Кисти Леонардо принадлежит одно из самых прославленных произведений мировой живописи -- «Мона Лиза» (Джоконда). Краски правдивы, крепкая лепка объемно моделированной формы весьма реальна. Однако историческое значение открытия перспективы было огромно. Образы Рафаэля необычайно лиричны, мягки и нежны. Художник Джотто использовал светотени для создания формы. Конечно, мозаичная техника продолжала применяться, но ее роль становится все менее заметной.
Его политическим завещанием стали слова: «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо».
Его самые известные работы: «Мертвый Христос», «Триумф Цезаря», «Юдифь», «Битва морских божеств», «Парнас» (на фото) и т. д.
Такое многообразие не создает, однако, впечатления излишества и хаоса. Основы мастерства он получил от своего приемного отца. Первой достоверной работой исследователи считают «Триптих Сан Джовенале» (на первом фото), который был обнаружен в небольшой церкви недалеко от городка, в котором родился Мазаччо. Фрески композиции являются выражением четырех областей духовной деятельности человека.
Он создал целый ряд великолепных алтарных образов и портретов (т. н. Мать и младенец находятся в своем собственном мире, оторванном от земной суеты.
Однако фигуры выписаны здесь полностью, что не было характерно для круглых полотен. Итальянский художник и еще один представитель эпохи раннего Возрождения родом из Тосканы. Микеланджело прославился как скульптор и архитектор, художник и поэт. Великолепие этих произведений строится на колоссальном напряжении чувств персонажей (Саркофаг Джулиано Медичи).
Им мало было реалистического правдоподобия и достоверности. Не менее знаменитым, чем Леонардо да Винчи и Боттичелли, является и Рафаэль Санти (1483-1520), который прожил 38 лет и за это время успел создать целый пласт ошеломительной живописи, которая стала одним из ярких примеров Раннего Возрождения. Авторский стиль формировался под воздействием флорентийской школы живописи. Все эти дарования с особой силой проявились в его росписях апартаментов папы Юлия II в Ватикане («Афинская школа»). Каждый по-своему, но все вместе они закладывают основы нового искусства. По его приказу ученик Микеланджело Даниеле да Вольтерра скрыл наготу некоторых микеланджеловских образов драпировками накидок.
«Исторический жанр» был важным шагом в эволюции «монументального портрета», в нём художники изображали реальные события. Однако по мере дальнейшего движения вокруг скульптуры образ существенно меняется. В эпоху Возрождения классика все чаще ассоциируется с Возрождением. Прожив там два года в качестве живописца и военного советника, Беллине Джентиле создал серию картин, в которых пытался соединить эстетику итальянского Ренессанса с традициями восточного искусства (наивный декоративизм, плоскостность, фронтальность). В отличие от предшественников (Донателло и Верроккьо), Микеланджело изобразил молодого героя только готовящимся к бою. Так, фреска «Диспута» показывает богословие, «Афинская школа» — философию, «Парнас» — поэзию, «Мудрость, Умеренность и Сила» — правосудие.
«Отцами» Возрождения называют живописца Мазаччо, скульптора Донателло, архитектора Ф. Брунеллески. Безупречно нарисованные ангелы (художник прекрасно знал анатомию человека), окружающие Мадонну, придают картине дополнительное эмоциональное звучание. Отом, что онзапросто мог увезти секрет гильдии Святого Луки— зеркало— ссобой, воФлоренцию, вкоторой, как считается втрадиционной истории иначался Ренессанс, ахудожников изБрюгге (исоответственно идругих мастеров) считают «примитивистами». Главной отличительной чертой живописи стала научно обоснованная перспектива. Общий крах венецианской восточной торговли наступил значительно позже.
Завершается творчество Джорджоне двумя произведениями – Спящей Венерой (ок. Таким образом, в капелле, посвящённой Деве Марии раскрывается конвергенция Ева— Мария— Церковь. Через Венецию прошел Велас- кес.
Особенность творческого пути венецианца по сравнению и с Мантеньей и с мастерами Севера проявляется очень ясно в его Мадонне с греческой надписью (1470-е гг., Милан, Брера). Однако эта фреска не отличается силой выражения творческого замысла художника. В первом из них, хранящемся в Лувре. Теперь же верующие получили старые библейские сюжеты в новом прекрасном трактовании. В верхней части стен между окнами были написаны портреты пап.
Подобное расположение фигур тем не менее не приводит к появлению статичности образов. Кризис охватил и искусство. На потолке образовалась идеальная поверхность для росписи на тему двенадцати Апостолов. У Джорджоне чувственная радость мотива смягчена мечтательной созерцательностью, подчинена ясной, просветленно уравновешенной гармонии целостного взгляда на жизнь. Темами росписей была обычная семейная жизнь людей.
Стиль картин Джорджоне сходен со стилем работ Винченцо Катены и Джованни Беллини. Тицианом было создано первое произведение драматического характера. Стражники привели Христа в дом первосвященника Каиафы и глумились над ним. Эпоха Возрождения прошла в Нидерландах и Германии другим путем. Среди поздних подобных его работ наибольший интерес представляет прежде всего фреска, украсившая в 1515 г. стены виллы Фарнезина (бывшая собственностью богача Киджи) «Триумф Галатеи».
Она как провидица знает все, что случится с ее ребенком.
На всех полотнах изображена Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем. Миланцы радушно встретили Леонардо.
Папы Юлий II (1503—1513 гг. ) и Лев X (1513—1521 гг. ) прилагали тогда огромные усилия, чтобы возродить былую славу Вечного города, благодаря чему он действительно превратился в центр мирового искусства. Как упоминалось интерес к портретной заостренности не характерен для творчества Джорджоне. Известна и другая прекрасная скульптура Донателло – статуя воина, полководца Гаттамелата.
Полотно «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»), примерно 1478 г., было выкуплено у ее последних русских владельцев царем Николаем II в 1914 г. специально для Эрмитажа. Из-под кисти художника выходят новые образы, которые существенно отличаются от возвышенных и утонченных фигур, например Рафаэля и Леонардо да Винчи. Всего насчитывается 52 картины. Алтарь сиял интенсивными красными и зелеными цветами.
Коллекция итальянской живописи — одна из самых полных в ГМИИ. Здесь царил дух новаторства и радикального, революционного обновления. Эпоха Возрождения объединила их.
Все части его картин подчинены циркулярному движению, они располагаются то вдоль плоскости, создавая глубину, то разворачиваются по кругу, то двигаясь по спирали. Его живопись искренняя и чуткая, а жизненный путь сложный и трагичный. Характерно, что собственно проторе-нессансные тенденции, аналогичные искусству Кавалини и Джотто, работавшему и в венецианской республике (один из лучших его циклов создан для Падуи), давали себя знать слабо и спорадически.
Темные краски наряда ярче высвечивают и оттеняют белизну ее лица. И хотя романтики чтили Рафаэля их настоящими богами были Тициан и Веронезе.
Универсализм Леонардо настолько непостижим, что Вазари не смог объяснить этот феномен иначе, как вмешательством небес: «К чему бы ни обратился этот человек, каждое его действие носит печать божественности», -- так писал знаменитый биограф о великом Леонардо да Винчи. Все они были ярким примером восхитительной венецианской школы живописи. И это действительно так. Именно здесь его мраморный «Давид».
Он сделал это в картине Терра-Верде («Зеленая земля»), оживляя её композиции с добавлением киновари. Установлено, что они были сделаны учениками великого мастера. В это время живопись и все искусство в целом мало чем отличается от недавнего прошлого. Той же одухотворенностью наполнены и образы, созданные в алтарной композиции «Мадонна Пезаро», написанной в период с 1519 по 1526 г. Эти герои — не схемы и не абстракции.
Картина выполнена в форме тондо. Кроме того, что юный Леонардо отличался крепким телосложением, красотой и пытливым умом. Заметив это, отец отдает мальчика в обучение к одному из самых известных в то время мастеров скульптуры, живописи и ювелирного дела Андреа Верроккьо (1435-1488).
Двери стали местом работы многих художников Флоренции. Исчислять продолжительность периода стоит в зависимости от страны.
Однако монахам она не понравилась: слишком уж отличалась манера ее исполнения от принятого ранее стиля живописного письма. Пожалуй, никто в мировом искусстве, ни до ни после Микеланджело, не создавал таких сильных телом и духом персонажей («Сотворение Адама»). Художник не только передает портретное сходство, но стремится раскрыть внутреннее состояние человека. Леонардо да Винчи был одной из самых ярких и загадочных личностей среди когда-либо живших на Земле людей.
Причем конфликт этот решается не в пользу человека. Мистер Арнольфини— Флорентиец иболее того, онпредставитель банка Медичи (практически хозяева Флоренции времен Ренессанса, считаются покровителями искусства того времени вИталии).
Здесь прочнее сохранились старые традиции готического искусства. Микеланджело называл эти двери вратами Рая. В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452--1519).
После рождения Леонардо он сделал успешную карьеру во Флоренции, четыре раза женился. Его искусство абсолютно особое. Это вполне реальные человеческие эмоции.
Здесь Микеланджело вновь обращается к созданию образа титанического человека-героя. Результатом стали два научных трактата: «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах». Главными образами фрески являются Платон и Аристотель.
У Изенгеймского алтаря три варианта развёртки. А сейчас Иосиф пытается уговорить стражника сжалиться над Христом. Максимально подробно представлено творчество «титанов Возрождения» – Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонаротти и Тициана Вечеллио, а также Джорджоне, Лоренцо Лотто, Филиппо Липпи, Пьеро делла Франческа, Луки Синьорелли, Джованни Беллини, Мазаччо, Андреа Мантенья, Пьетро Перуджино, Паоло Учелло, Донателло, Бернини и мастеров Северного Возрождения – Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна (старшего), Ганса Гольбейна (младшего), Ганса Зюса фон Кульмбаха, Матиса Готхарта Грюневальда, Николаса Хилъярда, Корнелиса Массиса, Маринуса Класа ван Реймерсвале, Луки Лейденского и многих других. Леонардо воспитывался в доме отца. Здесь же, во Флоренции, Рафаэль пишет цикл картин, посвященных Мадонне.
Так родился абсолютно новый подход к периодизации истории, принятый и в настоящее время. Не случайно, что напряженно-спокойный ритм холмов, сочетаемый в пейзаже с широкими ритмами лугов и пастбищ, вступает в своеобразно созвучный контраст с мягкой, удлиненной плавностью контуров тела, в свою очередь контрастно подчеркнутого беспокойными мягкими складками ткани, на которой возлежит обнаженная Венера. Но никогда до Маттиаса Грюневальда оно не изображалось так мучительно.
Это момент утверждения нового художественного идеала в искусстве Запада. В более позднем варианте картины, находящемся в Эрмитаже, тот же образ приобретает черты трагизма. Обнаженное тельце Младенца кажется удивительно живым. В них он изобразил противоречивость своей эпохи. Иеще один момент, теперь изображение было не«широкоугольным», апримерно нормального аспекта— тоесть примерно таким, какое оно сегодня при фотографии слинзой сфокусным расстоянием 35-50мм.
Его самыми важнейшими произведениями стали фреска «Тайная вечеря», картины «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа» (на фото выше), «Дама с горностаем» и т. д. Юдифь – формально композиция на библейскую тему. Искусство как бы стремилось не только наполнить церкви и дворцы, но и найти себе место на городских площадях, перекрестках улиц, на фасадах домов и в их интерьерах. Среди тех, кто поддерживает носилки, художник изобразил знаменитого немецкого живописца Альбрехта Дюрера. В эпоху Возрождения понятие «гуманизм» обозначало также комплекс знаний о человеке, о его месте в природе и обществе. Его взор обращен к небу, где на облаке видна группа ангелов.
Франциска, видимо, членами его мастерской. Однако они остались незавершенными. Еще одним важным моментом была материальность изображения этого металлического предмета.
Со временем он выработал собственную манеру письма, в основе которой лежало чувство взаимодействия цвета и света. Образы объединены тем, что взгляд Мадонны и младенца обращен на книгу, чтением которой занята молодая мать. Моделью при написании образа Эвклида был архитектор Браманте. Новым этапом развития мастерства художника в создании многофигурных композиций стало полотно под названием «Введение во храм», датированное 1534-1538 гг. Так или иначе, вскоре мастер предстал перед герцогом знаменитого итальянского города Людовико Сфорца. Задняя сторонаже зеркала незатемнялась. Однако ради спасения людей мать готова принести его в жертву.
Его Мадонна — воплощение всепрощающей, безмятежной материнской любви. Основными заботами для Макиавелли являлись «общее благо» народа и «государственный интерес». Излюбленным образом художника всегда оставалась Богоматерь, символ материнской любви.
Обладая потрясающей жизненной энергией и жаждой знаний, он был нетерпелив, его увлекал сам процесс познания. Его картины сияют золотом и сложной гаммой вибрирующих светоносных полутонов цвета. Наряду с понятием «Возрождение» широко используется понятие «гуманизм», производное от латинского humanis — человеческий. Но в 1400-х годах всё изменилось. Эти циклы связывают с Чёрной смертью— эпидемией чумы в Италии в 1348 году.
Напротив изображенный святой наделен жизненными силами и физической красотой. Здесь мастер отходит от принятой и распространенной ранее манеры исполнения портрета. Так итальянский художник Раннего Возрождения Витторе Карпаччо в картине «Король мавров прощается с послами» уделял главную роль не фигурам, а эффекту солнечного света, льющегося слева через открытую дверь и освещающего бедного писца, в его картине «Сон Св. Его учеником был еще один известный художник, Луки Синьорелли, а стиль отразился на работах многих умбрийских мастеров.
Здесь, равно как и в другой картине Тициана — «Убиение св. Достаточно сказать, что по решению одного из яростных поклонников контрреформ, Павла IV Караффы, в композицию «Страшного суда» знаменитого живописца были внесены изменения. Мадонна сидит на троне, построенном строго по законам перспективы Джотто.
В настоящее время цикл работ включает в себя 12 композиций. Петра-мученика») оказываются своеобразными выразителями чувств и страстей человека. Позднее фреска Луки Синьорелли и композиция Гирландайо «Вознесение Христа» погибли от рухнувшей части архитрава. Последние годы жизни Сандро Боттичелли доживал в бедности и забвении. В 1460-е годы в Италии также возникли академии в Риме и в Неаполе.
Характерным примером временного запоздания венецианской культуры в ее переходе к Возрождению по сравнению с другими областями Италии является архитектура Дворца дожей (14 в. ). В портрете воплощена идея гармонии человеческого духа и тела. Нововведения контрреформистов не могли не коснуться и произведений мастера, в которых проявились самые прогрессивные идеи Возрождения: гуманизм, свободолюбие, непокорность судьбе.
жителей в XV веке) итальянского города Флоренция. Одной из наиболее ярких фигур итальянского Возрождения являлся Леонардо да Винчи (1452-1519), который соединял в себе множество талантов — живописца, скульптора, архитектора инженера, оригинального мыслителя. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами.
Работа вызывает ощущение глубокой печали и некой обреченности. Появляются его полотна «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком», «Мадонна-садовница». Плавная нежность ее фигуры по контрасту оттеняется массивом ствола могучего дерева. Музей Унтерлинден (Кольмар, Франция). В конце XVI в. кризис усиливается. Спустя год, в 1489 г., молодой художник уже работает в мастерской, основанной Лоренцо Медичи.
С творчеством Рафаэля в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Она не занята ребенком (как Мадонна Леонардо да Винчи) и не погружена в себя (как героини ранних произведений мастера). Художник изобразил редко встречавшийся до этого иконографический сюжет Евангелия. Петра.
Крупнейшим мыслителем итальянского Возрождения, который внёс неоценимый вклад в развитие как исторической, так и политической мысли, был Никколо Макиавелли (1469-1527). Во Флоренции Леонардо прожил недолго. Ранние ее обладатели остались неизвестными. Он с удовольствием занимался с Леонардо, радуясь совпадению их интересов.
Произведения искусства XV в. выполнялись бережно и любовно. Однако, экспозиция достаточно полно отражает развитие итальянского искусства с XIII до XVIII веков. Творения этой залы отличаются изяществом и величием.
Этот призыв часто воспринимается как оправдание безнравственной политики, не брезгующей никакими средствами для достижения своих целей, для обозначения которой даже изобрели понятие «макиавеллизм». Выведенные образы — это не только совокупность индивидуальных черт характера (каждый отдельный человек во всем многообразии его темперамента), но еще и своеобразное психологическое обобщение. Главные персонажи оказываются как бы выхваченными лучами света из ночного мрака. Многие исследователи отождествляют модель с регентом Миланского собора Франкино Гаффурио. Прототипом Гераклита стала фигура изображенная Микеланджело на плафоне Сикстинской капеллы. Образы, созданные Рафаэлем, не схемы, это живые люди во всем многообразии их чувств.
Изобразительный язык, который в эпоху Раннего Возрождения, по определению некоторых исследователей, мог показаться слишком «болтливым», стал обобщенным и сдержанным. Однако они и в особенности Три философа, при всем индивидуальном различии образов, воспринимаются нами преимущественно не столько как неповторимые, ярко портретно характеризованные индивидуальности или тем более как изображение трех возрастов (юноша, зрелый муж и старец), а как воплощение различных сторон, различных граней человеческого духа. Католическая церковь объявляет поход против гуманизма во всех его проявлениях.
В настоящее время статуи хранятся во Флорентийской академии. Коллеони, привстав на стременах, вытянувшись, высоко подняв голову, всматривается в даль. Любопытный факт – последний его ребёнок появился на свет, когда Пьеро было 75 лет.
Именно их защита, а не частные интересы должны, по его убеждению, определять поведение правителя. Работа над новой фреской была закончена в 1541 году. Именно раннее Возрождение было временем накопления этих знаний и навыков.
Его «Мадонны» передают красоту и изящество матерей, портреты соплеменников передают достоинство и величие, несут на себе печать потрясающей одухотворенности. Благодаря своему стилю, не похожему не на один другой, он прославился как новатор. Однако он лишен идеализации и не наделен гиперболическими чертами.
Леонардо отказался от традиции помещать Иуду отдельно и изобразил его среди апостолов. Фреска Леонардо «Тайная вечеря» представляет собой одну из вершин в развитии всего европейского искусства, а «Джоконда» — одну из его величайших загадок. Эту картину отличает необычайно радостное настроение.
Можно с уверенностью говорить о том, что учителями молодого живописца на этом этапе формирования его творческого метода были именно они. Их позднее объединили в цикл под общим названием «Библия Рафаэля». Если Проторенессанс и ранняя эпоха длились почти полтора столетия и век соответственно, то данный период охватывает всего несколько десятилетий (в Италии с 1500 по 1527 год). Картины той поры проникнуты светлым и приподнятым настроением.
В средние века церковь запрещала изображать обнаженное тело, считая его сосудом зла. Для Джорджоне, сравнительно мало работавшего в области больших монументальных композиций (его живопись носила, по существу или станковый характер или это были монументальные по своему общему звучанию, но не связанные со структурой окружающего архитектурного интерьера композиции), эти возможности, заложенные в масляной живописи, были особенно ценны.
Этот шедевр стал позднее известен под названием «Мадонна в скалах». Первая развёртка алтаряДо 1793 г. алтарь находился в церкви Изенгейма. Вот тут срасчетами иисследованиями ипомог Дэвиду Хокни его знакомый физик Чарльз Фалко. Свою любовь поэт сохранил на всю жизнь.
У третьей стены, напротив алтаря, стоит статуя Мадонны. Луврская картина построена несколько сложнее, чем более ранний ее вариант. Это и закономерно.
Почти сразу же по приезде в Рим, в 1509 г., Рафаэль, продолжая тему Мадонны, пишет полотно «Мадонна Альба». Отдельные элементы образов композиции являются повторами знаменитых живописцев.
что философия становится все более независимой от религии, перестает быть «служанкой богословия», хотя до полной независимости ей еще далеко.
Мадонна здесь обращается прямо к зрителю. И вот опять перед нами жалкий пленник, смирившийся со своей участью. Его волхвы в раннем Поклонении волхвов и философы в Трех философах (ок. По лицу Юдифи скользит неуловимая полуулыбка. Ему посвящено огромное количество книг и статей, подробнейшим образом изучена его жизнь.
Ее лицо спокойно и печально, отрешенный взгляд направлен в никуда. Тициан принадлежит к величайшим колористам мировой живописи. Заключительный период охватывает временной промежуток с 1530 года по 1590-1620 годы. Первые произведения Данте – «Новая жизнь» и «Пир» – представляют собой лирические стихи любовного содержания, посвященные его возлюбленной Беатриче, которую он встретил однажды во Флоренции и которая через семь лет после их встречи умерла. Задний план часто написан в светлых тонах, а строения и природные мотивы очерчены резкими линиями, преобладают чистые цвета. Рядом со скульптурами герцогов, которые не имели внешнего сходства со своими прототипами, были помещены аллегорические фигуры: «Утро», «День», «Вечер» и «Ночь». Однако начинают впервые появляться элементы, позаимствованные из классической древности.
Один из героев даже поставил ногу на гроб, чтобы было удобнее. Ощущение завершенности, полноты образа создается здесь за счет динамичности композиции, которая выражена точной и верной передачей пластики фигур и драпировкой одежд героев. Ещё одним великим гением итальянского Возрождения, без сомнения, является Микеланджело Буонаротти (1475-1564). Они объемны и легки.
Трудно назвать ту область знаний, которой бы не коснулся его гений. На самом же деле ее живопись первоначально отличалась уравновешенностью общего тона. В возрасте 16-17 лет он переехал во Флоренцию, где работал в мастерских. Одним из самых известных гениев итальянского возрождения, конечно же, является великий Леонардо да Винчи (1452-1519). Вот лишь немногие, наиболее известные, его работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы» (на фото), «Несение креста», «Коронование терновым венцом», «Мадонна Пезаро», «Женщина с зеркалом» и т. д. Цецилии до сиенских мастеров во главе с Амброджо Лоренцетти.
Леонардо получил довольно поверхностное домашнее образование. Он поселился и долгое время прожил в квартале Порта Тичинезе. Аэто говорит очем. Многие художники вот таким образом так хорошо знали ремесло искусства.
Их значимость определяется не только и не столько местом в композиции (они занимают центральное место), сколько выражением лица и особой пластикой тел: поистине царственной осанкой и походкой обладают эти фигуры. Кажется, еще мгновение — и путы будут разорваны. Они живы, объемны, гармонично вплетаются в общую композицию.
Они надели на его глаза повязку и, ударяя по лицу, требовали узнать, кто бил. Все фигуры представлены, живы, подвижны, ярки. Наиболее известные работы: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» (на фото), «Алтарь Монтефельтро» и пр. Последняя представляет собой небольшое сооружение с высокими стенами, увенчанное куполом в верхней части.
Рафаэль занимается росписью станцы делла Сеньятура (комнаты печати), где демонстрирует талант монументалиста декоратора. Противопоставляя себя Средневековью, гуманисты обращались как к своим прямым предшественникам к мастерам древнего мира, а тысячелетие между своим «новым» временем и античностью обозначили как безымянные «средние века».
Джорджо Барбарелли дель Кастельфранко (1477/78 – 1510), прозванный Джорджоне, был младшим современником и учеником Джованни Беллини. ИвГильдии Святого Луки (Guild ofSaint Luke), основанной вАнтверпене ивпервые упоминаемой в1382 году (затем подобные гильдии открылись вомногих северных городах иодной изкрупнейших была гильдия вБрюгге— городе где жил Ван Эйк) тоже были мастера изготавливающие зеркала. Их действующими лицами были реальные люди, которых писали узнаваемо. Особый интерес с этой точки зрения представляет Станца делла Сеньятура (комната подписей). Однако в трактовке этих сюжетов явно преобладает ренессансное начало. Они создавались как коллаж— измножества точек зрения, получалось такое какбы шарообразное зрение смножеством точек схода.
Его работы необыкновенно привлекательны в своем естественном изяществе («Сикстинская мадонна»). Однако говорить о том, что образы барокко (человек, увлекаемый вперед не внутренними порывами, а внешними силами) сходны с героями Микеланджело, прославляющими гуманизм, волю и внутреннюю силу человека, было бы неверно. Последние две трети XVI в. называют Поздним Возрождением. Это уже не абстрактные, поражающие своей внешней красотой фигуры, а вполне реальные люди. Одной из самых выразительных картин Тициана признана «Пьета» (или «Оплакивание Христа»), написанная около 1576 г. Фигуры охваченных горем женщин изображены здесь на фоне каменной ниши и мрачного пейзажа.
Однако это никак не повлияло на выразительность образов. В 1475 году во Флоренцию прибыл огромный запрестольный образ «Поклонение Пастухов». Позднее в той же капелле появилась его знаменитая фреска «Страшный суд». художник пребывал в Англии, где познакомился с Томасом Мором. На стенах комнаты играют световыми эффектами светотени.
В облике Девы Марии нет ничего царственного, скорее, это изображение молодой крестьянки. Но главным типом архитектурного сооружения в этот период становится уже не церковное, а светское здание — палаццо (дворец). Города добились самоуправления и почти полной независимости от феодалов. Альбом знакомит с истоками возникновения и историей развития живописи Северного Возрождения. Правда, разгром турками Византийской империи, завершившийся захватом Константинополя, поколебал торговые позиции Венеции.
Фигура главной героини отделена от второстепенных (но не менее значимых) персонажей пространственными паузами: от толпы любопытных и священников ее отделяют ступени лестницы. С 1460 года и до самой смерти он работал придворным художником в семье герцогов Гонзага. Вполне возможно, что Джорджоне вложил и этот смысл в создаваемый им образ.
Здесь на четырёх головах пророков, которые он нарисовал вокруг внутреннего циферблате в соборе, он использовал контрастные тона, предполагая, что каждая фигура была освещена естественным светом, как если бы источником было окно в соборе16. К груди своего ребенка. Среди фресковых циклов кладбища наиболее значительными являются «Страсти Христовы», «Вознесение Христа», «Триумф Смерти». В 1482 г. он уезжает в Милан.
После смерти Брамане в 1514 году, занимал пост архитектора собора Св. В этой зале расположены такие его работы как «Диспут», «Афинская школа» – они находятся на длинных стенах, на узких другие его работы «Парнас», «Мудрость, Умеренность и Сила». Доменико Гирландайо в кратчайшие сроки написал свою собственную версию картины12. Искусство становится более регламентированным, придворным. Её торжественно установили перед зданием городского совета.
Но сама стилевая система, с которой была связана мозаика, а следственно и ее техника, должна была, за отдельными исключениями, уйти из сферы большой монументальной живописи. Сущность его наиболее полно раскрывается в сравнении с Давидом. Джованни Беллини (видимо, родился после 1425 г. и до 1429 г. умер в 1516 г. ) не только развивает и совершенствует накопленные его непосредственными предшественниками достижения, но и поднимает венецианское искусство и, шире, культуру Возрождения в целом на более высокую ступень. Памятники, созданные в Италии на рубеже XV—XVI вв., отличаются совершенством и зрелостью.
Ни учитель, ни ученик не стали утруждать себя глубоким изучением фресковой техники. Среди художественных достижений Рафаэля — роспись парадных залов Ватиканского дворца. Однако этого не происходит. Фрески алтарной стены выполнялись самим художником, а эпизоды из жизни Св.
Он был собирателем и знатоком произведений культуры античного периода. Так, голова и тело Христа заимствованы со скульптуры Микеланджело «Пьета» (1498-1501), а образ женщины, поддерживающей Марию, — с полотна того же мастера «Мадонна Дони». Мадонна сидит на алом кресле под балдахином и держит на руках обнаженного Младенца-Христа. Она — символ божественного расположения и благоволения к Марии и Иосифу. Они словно идут рука об руку, дополняя друг друга и взаимодействуя.
Коленопреклоненная фигура Христа в молитвенной позе – композиционный центр картины. Мария изображена здесь молодой женщиной с сильным характером, энергичной и уверенной. Каким образом писать картины больше размера 30квадратных сантиметров. Позднее полотно перешло по наследству от отца к дочери, М. А. Сапожниковой (по мужу — Бенуа), у которой ее и выкупил император.
Влияние большой мастерской Тициана сказалось на всем венецианском искусстве. Наиболее значимым в итальянском искусстве, конечно же, считается эпоха Возрождения. Именно о них в контексте временных периодов Ренессанса далее и пойдет речь в статье. Уже с ранних лет у Леонардо пробуждается страсть к рисованию.
Термин «Возрождение» обозначает весь комплекс явлений культуры, характерных для данной исторической эпохи. К сожалению, совпадали и их недостатки. Такой эффект создается за счет сгущения теней и высвечивания отдельных мест в композиции. Неслучайно его величайшим шедевром признана потрясающая воображение «Сикстинская мадонна».
Больше ненужно было создавать исключительно реальные изображения, художник стал свободен. Общение с ними и перенятые навыки не могли не сказаться на юном живописце.
Статуя огромных размеров (высота ее составляет 5, 5 м) выражает необыкновенно сильную волю человека, физическую мощь и красоту его тела. Интересен тот факт, что прототипом образа Платона стал Леонардо да Винчи. Искусство Северного Возрождения необычайно интересно своей многоплановостью, разнообразием и специфическими отличительными чертами, характерными для каждой из стран, где это направление получило развитие, о чем наглядно свидетельствует творчество таких выдающихся мастеров, как Ван Эйк, Босх, Брейгель, Дюрер, Гольбейн, Кранах. Джорджоне считается первым мастером Высокого Возрождения в Венеции. Для Тинторетто, напротив именно беспокойная напряженность стала главным душевным пристрастием, уведя его, в конце концов, к стремительной, патетической и противоречивой фантастике (Битва архангела Михаила с сатаной), лежащей уже за пределами художественного строя искусства Возрождения. Кроме Италии, Возрождение получило свое яркое развитие в Нидерландах, Германии и Франции. От Тициана ведут свое происхождение все наиболее характерные признаки венецианской Живописи XVI века: праздничное и полнокровное чувство реальной Жизни, колористическое богатство, то возникающее из неисчислимого множества оттенков почти что одного цвета (Мадонна с семейством Куччина Веронезе), то контрастно сопоставляющее глубоко звучащую, сверкающую многоцветность (Спасение Арсинои Тинторетто).
Наивысшего расцвета в XVI в. достигла венецианская живопись с ее богатыми традициями, созданными мастерами предшествующего столетия и в первую очередь поэтически-созерцательным творчеством Джованни Беллини, учителя великих мастеров Джорджоне и Тициана. Его мастерство делает его одним из самых оригинальных художников эпохи Возрождения. Изящными, почти бесплотными кажутся зрителю Мария и Иосиф. Такое «эллинизированное христианство» имеющее в основе неоплатонизм, присущий эпохе ренессанса вместило в себя предшествующий опыт развития итальянского искусства, ушедшего от средневековых традиций. Авторство цикла до настоящего времени оспаривается.
Его имя в искусстве неизменно связывают с представлением о возвышенной красоте и природной гармонии. Однако их чувства — не творческий вымысел художника. Так же как и у Леонардо, творчество Джорджоне отличается глубоким интеллектуализмом и, казалось бы, кристаллической разумностью. В работах второго периода чувственное начало сохраняется, однако оно дополняется растущим психологизмом и драматизмом.
В раскрытии образа Мадонны Рафаэль отошел далеко от художников Возрождения. Имена их известны многим, остановимся на самых ярких личностях. На фото выше фрагмент фрески в церкви Сан Франческо в Ареццо «История царицы Савской».
Созданные мастером образы Христа и апостолов необычайно ярки, выразительны, живы. Одновременно с ними работало много превосходных художников. Эпоха Возрождения обновила и искусство живописи. Чувство утонченного благородства человеческой души, стремление к идеальному совершенству прекрасного образа человека, живущего в согласии с окружающей средой, с окружающим миром имели и большое общее прогрессивное значение для развития культуры. Резные деревянные детали остались в Изенгейме и с 1860 г. утрачены. Сандро Боттичелли пять лет учился живописи в мастерской Фра Филиппо Липпи, потом— в мастерской Андреа Верроккьо.
В конце 1530-х гг. Раньше всего она началась в Италии – 1420-1500 года. Памятников этого светского жанра осталось мало и самыми традиционными являются батальные. Это знаменитое полотно «Положение во гроб». Теперь все Божьи создания и человек, в особенности, стали рассматриваться как величайшие Божьи творения и совершенство. Однако это не совсем так или, вернее, не только так.
Грюневальд изображает Христа в образе человека исключительной кротости и терпения. Вместо условного золотого фона византийских мозаик, Джотто вводит пейзажный фон. Загадки окружали жизнь Леонардо с самого рождения.
Микеланжело же успел сделать наброски задуманных композиций. Моральное и этическое (точнее – морально-этическое в их слитности) превосходство, более того, нравственная победа Христа над Иудой в этом конфликте нам неоспоримо ясны. Трагические ноты приобретают более пронзительное звучание еще и оттого, что у мастера нет здесь цельного, монолитного образа коллектива людей (как то будет представлено на полотнах художников Позднего Возрождения), каждый из них живет своей жизнью. Наиболее распространенной темой картин являлась «Мадонна с младенцем». Конь как бы устремляется за пределы мраморного постамента, на котором установлен памятник.
И только в последующие годы скульпторы, архитекторы и художники эпохи Возрождения (список которых очень велик) под влиянием современных условий жизни и прогрессивных веяний окончательно отказываются от средневековых основ. Особый интерес представляет здесь композиционное построение. Ещё одним известнейшим художником, который является признанным мастером, является Сандро Боттичелли (1445-1510). Петра и ансамбля площади Капитолия в Риме. Исчезает прежняя слабость пленника, наливаются силой его мышцы, гордо поднимается голова. Боттичелли – это псевдоним, настоящая фамилия – Филипепи.
А для этого стиля характерны высокие стандарты античной красоты, воспевающей человеческое тело, передача эмоций и состояния через жесты (у Леонардо фигуры буквально двигались и дышали). В свите кардинала находился и молодой Пикколомини. Их одухотворенные лица наполнены любовью и нежностью.
Утонченный гедонизм стал важной темой его живописи. Кем являются ещё два изображённых слева персонажа, достоверно неизвестно. Влияние Микеланджело можно проследить на стилях композиций художников Андреа дель Сарто, Понтормо, Бронзино, Пармиджанино, Веронезе, Эль Греко, Карраччи, Караваджо, Рубенс, Пуссен и Тьеполо, классических и романтических художников XIX-го века, таких как Жак-Луи Давид и Эжен Делакруа.
Образы буквально переполнены счастьем. Петра, а в 1516 г. был назначен главным смотрителем всех римских древностей. Интерес Беллини к проблеме освещения, к проблеме связи человеческих фигур с окружающей их природной средой определил и его интерес к достижениям мастеров нидерландского Возрождения (черта, вообще характерная для многих художников севера итальянского искусства второй половины 15 в. ). Талант его постоянно развивался. По сравнению с образами на фрески «Диспута», фигуры «Афинской школы» намного крупнее и монументальнее. Однако выражаемые поэтом чувства уже принадлежат Возрождению.
«Гуманизм» представляет собой систему взглядов, сформировавшихся в ренессансную эпоху, согласно которым признаётся высокое достоинство человеческой личности, её право на свободное развитие и проявление своих творческих способностей. Мария, подобно статуе, застыла в скорби. Ярким примером изменения художественного метода автора является картина «Портрет Ипполито Риминальди», созданная в конце 1540-х гг.
В рельефе «Битва кентавров» уже нет следов постороннего влияния. Так же сильны и движения младенца. С тех пор картина носит два названия: «Мадонна с цветком» (авторское) и «Мадонна Бенуа» (по фамилии последней владелицы).
В портрете такая техника (слияние человеческой фигуры и масштабного природного ландшафта) становится способом выражения философской идеи: мир человека так же огромен, масштабен и разнообразен, как и мир окружающей нас природы. Давид был одним из излюбленных образов эпохи Возрождения.
Изобретение фотографии— это самое лучшее, что случилось сживописью завсю ееисторию. Это был первый конный памятник эпохи Возрождения. Кроме первенца Леонардо у него было ещё 11 детей. Его колоссальные статуи стали символом нового человека -- героя и борца («Давид»).
Эти его «идеи» имеют под собой в основе трактаты Платона. Великие мастера, которые некогда жили в Италии, прославили искусство на весь мир. Источники свидетельствуют о том, что заказчик достаточно грубо обошелся с мастером, вследствие чего тот, оскорбленный до глубины души, решил уехать из столицы и вернуться в который раз во Флоренцию. Причем в каждой из областей Леонардо да Винчи (1452-1519) проявил себя как новатор.
«Свидетельство моей честности и верности — моя бедность», — писал Макиавелли в подтверждение своих выводов. По этому пути пойдет вся последующая живопись, покоящаяся на экспрессии и выразительности. В первый свой приезд в Англию, а также и во второй (1532-1543) он писал преимущественно портреты и даже был придворным живописцем короля Генриха VIII. С правой стороны фрески размещен Юлий II, возлежащий на носилках. С 1519 г. Микеланджело работает над созданием еще четырех статуй пленников.
Бернардино работали в древней традиции иконописи6. Значительную часть в творчестве Рафаэля занимают монументальные произведения.
Основным его жанром были фресковые росписи.
В большей мере, чем другие произведения Джорджоне, Концерт как бы подготавливает появление Тициана. Эту скульптуру можно считать гимном герою, человеческой силе и красоте. В 1505 г. Микеланджело возвращается в Рим.
Особый вопрос представляет отношение гуманистов к религии. Стены этих галерей два с половиной века украшались фресками. Позднее Возрождение (большая часть XVI в. ) — период, когда его развитие продолжалось параллельно с религиозной Реформацией в Европе. Италия – страна, которая всегда славилась художниками.
Искусство того времени утверждает представление о высоком предназначении человека. «Мадонна Литта»). Мыслители Возрождения выработали оригинальный взгляд на историю и создали принципиально новую периодизацию исторического процесса, в корне отличавшуюся от мифической схемы, заимствованной из Библии. Они были объединяющим фактором источником гордости художников города.
Как и его отец, создавал витражи и писал портреты. Важнейшими произведениями базельского периода Гольбейна являются портрет юриста Бонифация Амербаха десять картин страстей Господних фрески в новой ратуше, органные дверцы в местном соборе, створки алтарного складня для фрейбургского собора изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов Мадонна со святыми для города Золотурна знаменитая «Мадонна семейства Мейер», портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург, а также рисунки к Ветхому Завету (91 лист) и «Пляска Смерти» (58 листов), гравированные на дереве Лютцельбургером. Своих вершин живопись итальянского Возрождения достигла в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). Раннее Возрождение (XIV и большая часть XV в. ) характеризуется зарождением ренессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисциплин, расцветом гуманизма в целом.
Именно он внес огромный вклад в развитие живописи, став великим реформатором. У первого Мазаччо позаимствовал новое понимание человеческой личности, характерное для скульптуры. Своеобразным гимном человеческой красоте и сильному человеческому чувству является композиция «Вакх и Ариадна» (из цикла «Вакханалии», 1523). Статуя Давида – первая в ту эпоху круглая скульптура. Наувеличенном фрагменте видно, что зеркало накартине «Портрет Четы Арнольфини» выпуклое. Надо сказать, что венецианцы, не являющиеся первыми создателями и распространителями масляной техники, на деле были одними из первых, кто раскрыл специфические возможности и особенности масляной живописи. В этой картина художник вводит световые эффекты изобразив в затененных местах две ночные сцены— «Благовещение Захарии» и «Благовещение пастухам».
на Большом канале -- нарядное палаццо Корнер делла Ка-Гранде. Родиной Возрождения стала Флоренция. В их числе Антонио да Корреджо, Андреа Палладио (считается основоположником классицизма и палладианства) и Тициан. С помощью оригинальной конструкции он с блеском выходит из сложной ситуации.
В картине изображены 12 апостолов, разбитых на 4 группы. Онраздобыл копию такой люстры ипопытался нарисоватьеё. Прямая линейная перспектива рассчитана на неподвижную точку зрения и предполагает единую точку схода на линии горизонта, в ней предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана.
Венецианская школа выступала их своеобразным противовесом и антиподом. Тогда, может быть, они пользовались другим оптическим устройством— камерой-обскурой. Хотя, насамом деле такое устройство описывается Йоханесом Кеплером еще в1611 году вего труде Dioptrice.
Еще до того как ему исполнилось 30 лет, за Тицианом закрепилась слава «короля живописцев и живописца королей». Хокни распирало любопытство. Все это при взгляде на картину создает ощущение чистоты и нежности. Возрождение прошло через несколько этапов.
В его позе чувствуется огромная воля, лицо напоминает хищную птицу. Отсюда брали начало тенденции, которые вели к барокко и романтизму. Микеланджело избрал другую схему. По свидетельствам современников, он даже сам в детстве захотел стать художником, увидев фрески именно в этой капелле.
В итальянском искусстве XV в. вырабатывается своеобразное понимание художественной правды.
В общей сложности на создание дверей понадобилось 50 лет. Он — господин и правитель мира (в том числе и природы). В знаменитом споре «старых и новых» художников последние опирались на пример Венеции.
Внимание художника все чаще обращали на себя крупные героические образы произведений великих Джотто и Мазаччо.
Декор для залов был оформлен росписью и мозаикой из искусственного мрамора. В сентябре 1425 года Мазолино уехал в Венгрию и Мазаччо продолжил росписи самостоятельно. Они представлены здесь как символы быстротечности земного времени и жизни человека. Оплотом республиканского строя на Апеннинах были города Венеция и Флоренция. В более поздней, относящейся к 1518 г., работе Тициана «Ассунта» (или «Вознесение Марии») нет той спокойной созерцательности и умиротворенности, которая звучит в произведении «Любовь земная и небесная».
Фигуры размещены на фоне сказочно красивого пейзажа. Ужас смерти можно увидеть в работе Лоренцо Лотто (1513 – 1517). В углах каждой такой сцены расположены фигуры обнаженных юношей.
Художники, как правило, ограничиваются заимствованиями мотивов и приемов великих мастеров. Главным же произведением являются фрески в капелле Бранкаччи, посвященные истории жизни Св. Таинство свершается под ясным светло-голубым небом. В «Диспуте» Рафаэль предстает как непревзойденный мастер композиции.
С удовольствием пишет художник богатые одежды, прекрасных лошадей в бархатных попонах. Здесь он работает над созданием гробницы Папы Юлия II. «Портрет музыканта» — единственный мужской портрет среди шедевров Леонардо да Винчи. Италия в эпоху Возрождения или Ренессанса достигла небывалого подъёма и расцвета.
В разгар Высокого Возрождения центр ренессансного искусства переместился в Рим. Вслед заживописью освободилась иархитектура, скульптура имузыка.
В 1507 г., желая сравниться с лучшими мастерами флорентийской школы ими были Леонардо да Винчи и Микеланджело, Рафаэль создает достаточно крупное полотно, получившее название «Положение во гроб». Одна только стеклянная ваза на картине могла привлечь внимание художников. Итальянское Возрождение разделяют на 3 этапа: VIII – XIV века – Предвозрождение (Проторенессанс или Треченто -с ит. ) XV век – раннее Возрождение (Кватроченто) конец XV – начало XVI века – Высокий Ренессанс. Мазаччо, Донателло, Брунеллески были далеко не одиноки в своих исканиях. Эта Мария, двигаясь по белоснежным облакам навстречу зрителю, ведет беседу с ним. В 1483 году росписи были завершены и капелла была освещена папой Сикстом IV.
На лице застыла гримаса гнева и напряжения. Фоном служит изображение сада с темной листвой. Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера.
Андреа Верроккьо не случайно пользовался большим авторитетом у своих учеников. Кроме того, Рафаэль в это время был назначен главным архитектором собора Св. Это представитель падуанской школы живописцев. Сюжеты для фресок почерпнуты художником из библейских легенд и т. н. гротесков (живопись, обнаруженная на древнегреческих гробницах — гротах).
Он часто писал восхитительных красавиц, настоящих богинь. Художники включают в легендарные сцены портреты заказчиков и даже автопортреты.
К числу его первых шедевров относится скульптурная группа «Оплакивание Христа». Теплый золотистый колорит, впервые созданный Джорджоне (и усиленный мягкостью пожелтевшего лака), неразрывная связь человека с природой, впервые с такой полнотой раскрытая им (как покорно повторяют мягкие очертания холмов и облаков плавные линии тела Венеры. ), Глубокое чувство, вызванное восхищением перед гармонией душевных и физических сил человека, тоже впервые, после древней Греции, воплощенные и выраженные Джорджоне, - все это только лишь некоторые качества этого замечательного создания искусства Возрождения. Теперь главным становится не коронование и избиение, не физическое явление, но психологическое и духовное. В совсем юном возрасте (20 лет) он получил квалификацию мастера Гильдии Святого Луки.
С гением Леонардо соперничал не менее великий художник Микеланджело Буонарроти (1475-1564), звезда которого начала восходить на рубеже веков.
Той же серьезностью наделен и образ младенца Христа.
Эти композиции являются вариантами одного произведения. Давид увенчан лавровым венком победителя. Путь художника он выбрал не сразу, а первоначально обучался ювелирному мастерству. Конечно, публике понадобился целый век, чтобы догнать художников впонимании визуальной музыки иперестать считать людей вроде Ван Гога «сумасшедшими». Идеи Аристотеля вернулись в Европу еще раньше, до эпохи Возрождения. Распятие часто встречается на готических алтарных образах.
Мягкий изгиб залива с недвижными водами, молчаливый гористый берег с торжественно-спокойными зданиями образуют пейзажный фон (Из-за потемневшего фона картины пейзаж на репродукциях неразличим. ), который, как всегда у Джорджоне, не уни-сонно повторяет ритм и настроение главной фигуры, а как бы косвенно созвучен этому настроению. Во время Ренессанса, по словам Лютера именно он, а не Христос, «правит в европейских университетах». Впоследствии ими был украшен грот в садах Боболи, находящихся во Флоренции.
Закутанная в темно-синий плащ, Дева Мария держит на руках Младенца, золотистая фигурка которого резко выделяется на темном фоне.
Оно сложилось, в частности, позже, чем во Флоренции и вообще в Тоскане. Картины Боттичелли – это настоящий дар человечеству. Вазари приписывает разработку общего замысла цикла художнику Сандро Боттичелли. В это время происходит перемещение центра итальянского искусства в Рим из Флоренции.
Фреска «Афинская школа» посвящена апофеозу философии и изображает встречу образованных древних афинян, собравшихся вокруг центральной фигуры Платона, которого Рафаэль лихо скопировал с образа Леонардо да Винчи. Гиберти выиграл конкурс. Из представителей других итальянских школ ближе всего к Венеции был Леонардо. В капелле находятся две усыпальницы: герцогов Джулиано Немурского и Лоренцо Урбинского, расположенные вдоль стен. Не случайно и отчасти оправданно стремление видеть в трех ученых воплощение трех аспектов мудрости: гуманистическая мистика восточного аверро-изма (мужчина в чалме), аристотелизм (старец) и современный художнику гуманизм (пытливо всматривающийся в мир юноша). Перед итальянскими художниками открылся новый мир возможностей.