Картина талантливого портретиста Василия Тропинина позволила всем последующим поколениям созерцать великого поэта Александра Сергеевича Пушкина таким, каков он был в реальной жизни. Портрет Александа Сергеевича Пушкина можно смело назвать самой известной картиной художника Василия Андреевича Тропинина. Зимой 1826 – 1827 гг. Пушкин, живя у Соболевского в Москве ходил позировать к знаменитому московскому портретисту Василию Андреевичу Тропинину (1776 – 1852). Портрет Александра Сергеевича Пушкина, созданный художником Василием Тропининым — это, пожалуй, самое популярное на нынешний момент времени изображение великого поэта.
Так получилось, что водин итот же 1827 год заказы напортрет Пушкина получили два портретиста 1 вРоссийской Империи – Орест Кипренский вПетербурге иВасилий Тропинин вМоскве.
Но Тропинин отказался, сказав, что не смеет трогать черты, положенные с натуры и притом молодой рукой и только почистил его. Автор сразу узнал вою работу, однако обновлять своё творение оказался, пояснив, что «не смеет трогать черты, положенные с натуры». физический облик: «Когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без всякого педантства Невозможно быть менее притязательным и более умным в манере выражаться». Эта черта, повторяемая не только на данной картине, подчеркивалась всевозможными деталями. Погодину, опубликованного лишь в 1952 году, очевидно, что «портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с различными фарсами (стоил он ему 350 рублей)».
Творческое начало в Пушкине подчеркивают белые листы рукописи на столе. Он слушал живостию необыкновенной. Отец поэта признавал, что «лучший портрет сына моего суть тот, который написан Кипренским». В 1831 г. он погиб во время эпидемии холеры. Кто не слышал о московском хлебосольстве, гостеприимстве и радушии.
«Незримый рой гостей» в рисунке Кузьмина – образы «Маленьких трагедий». Пушкина имел успех, хотя и вызывал споры. У него тихий, задумчивый взгляд, грустная складка губ. Его картина «Портрет мальчика, тоскующего об умершей птичке» понравилась императрице. Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще и он просил Тропинина «нарисовать ему Пушкина в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки». Художник всегда доброжелательно относился к своим моделям.
Но за несколько месяцев появилось несколько портретов и все с натуры. Это состояние, о котором говорил он в Х и ХI строфах стихотворения «Осень».
Халат олицетворяет не праздную негу, а свободу человеческого выбора. Художник мог передать только одно из них, которое больше соответствовала его представлениям о «свободной стихии», – он изобразил море пасмурное и бурное. Остальные прижизненные изображения Пушкина прежде всего несут на себе печать своей эпохи. Все построено, как обычно у Кипренского, на тончайших нюансах: по видимости простой композиционный прием – как бы «пустынное» пространство вокруг уподобленного скульптурному бюсту объема с замыкающим контуром – создает атмосферу одиночества вместе с ощущением воинственной собранности, сосредоточенности.
Большой портрет, во всяком случае менее документален, чем этюд. Кузьмин изображает Пушкина много и всегда интересно, точно, содержательно. Еще более глубокое осмысление народный характер получил у И. Н. Крамского. минута -- и стихи свободно потекут». Он сделан без натуры и возник в результате композиционных поисков: художник искал, как посадить фигуру, какой дать поворот головы, как решить складки халата.
Судьба портрета после его создания была полна приключений. Это направление развилось во второй половине XIX века в творчестве передвижников. Художник избегает всяких внешних выигрышных примеров: эффектного жеста, ракурса, поворота. В 1812 – 1816 годах Кипренский жил в Петербурге, часто посещал Царское Село.
То, что портрет А. С. После его смерти он был у В. Жуковского, И. Тургеневу, который завещал его Л. Толстому. Художник изобразил Пушкина в Болдине осенью 1830 года. И вот в старости ему удалось вновь увидеть свою работу. Кипренский «изобразил Пушкина каким-то денди, а не поэтом», - заметил Тарас Шевченко в своей повести Художник.
Н. Н. Там он женился на вольной поселенке. Один, основной из них, является наброском общей композиции портрета. Поэт поглощен своей работой, сосредоточен, строг. Но тут опять стряслась беда.
Тонкослойная живопись с мастерски точными касаниями кисти особенно сильное впечатление производит тем, как выписаны глаза. Из многочисленных его произведений, сверх вышеупомянутых, наиболее замечательны портреты: два его собственных (в Московском публичном музее и в академии художеств) императора Николая I (1825, в Московском архиве министерства иностранных дел), Д. П. Кондитерское дело того времени требовало способности изображать фигуры людей и животных.
На большом портрете лицо сделано значительно «благообразнее» и от «арапских» черт сохранилось только кое-что в губах. Рука, которую поэт сжал в кулак, гораздо пафосней всех поднятых сабель и револьверов. Пушкин.
Так же сдержанны и краски – портрет написан в коричневато-зеленых тонах. Из-под халата выглядывает белая рубаха, а шейный платок повязан свободно. Пушкин на портрете Кипренского очень спокоен. Считается, что именно этому предмету посвящено стихотворение Храни меня, мой талисман. Да и вряд ли был бы таким легким и даже беззаботным ее взгляд.
Орест Кипренский признавался А. С. Он написал Пушкина в халате, с расстегнутым воротом рубашки и небрежно повязанным галстуком-шарфом. У этого портрета была странная судьба.
Тут он оживился, глаза заблестели он преобразился весь. Тропинин, по его словам, был взволнован близостью поэта. Пушкин подарил большой портрет Соболевскому, набросок же хранился в семье Тропинина. Рисунок очень «пушкинский» по стилю: художник выработал свой стиль идя от рисунков Пушкина, от его графической манеры. Илья Ефимович Репин (1844-1930) изобразил событие, которое описал Пушкиным: «Державин видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду. Все это пытался показать зрителю, создавая портрет Пушкина, Тропинин. Задачей другого крупнейшего живописца эпохи -Ореста Кипренского было показать в Пушкине прежде всего «гения поэзии», по выражению того времени. Пушкина.
Мудровой подарил миниатюру талантливому актеру Всеволоду Якуту, создавшему живой образ поэта в спектакле «Пушкин», во время гастролей театра в Ленинграде. Он говорил, что в повседневной жизни поэт ничем не отличается от других людей. Смесь сосредоточенной строгости с чуть заметным налетом тревожности не просто придает образу портрета психологическую глубину, но и допускает возможность странного временного сдвига при восприятии портрета, когда становится возможным отождествление запечатленного в потоке времени облика поэта с вневременным понятием «Пушкин». Кружевница (1823) — одно из самых популярных произведений Тропинина.
На большом портрете лицо сделано значительно «благообразнее» и от «арапских» черт сохранилось только кое-что в губах. Его взгляд прикован к чему-то, очень его заинтересовавшему. Колорит картины соответствует ее содержанию.
Существует предположение, что портрет написан не с натуры, а по впечатлениям от встречи Пушкина с обществом. Дочь графа вышла замуж за выдающегося военачальника И. М. Моркова и село Тропинина и он сам стали собственностью Моркова. Таким себя Пушкин мог и не увидеть в зеркале, это был тот ореол поэтического воодушевления («лесть», по терминологии поэта), который открылся проницательному художнику. Нет той веселости, которую я помню в лице Вашем.
Здесь сошлись два больших человека эпохи. Мастера сразу высоко оценили работу Тропинина, с неё сделали несколько копий. Вернувшись через пять лет, Соболевский обнаружил: «в великолепной рамке был уже не подлинный портрет, а скверная копия с оного, которую я и бросил в окно». Н. Н. Он писал людей в добром расположении духа, в лучшие минуты их жизни.
На светлом желто-зеленом фоне рисуется изображение поэта, одетого в строгий сюртук с перекинутым через плечо клетчатым красно-зеленым шотландским пледом (некоторые исследователи называют его плащом). Фигура Пушкина написана Репиным, пейзаж – знаменитым маринистом Иваном Константиновичем Айвазовским (1817 – 1900). Изящная фигура написана в фас, лицо поэта обращено слегка направо, в ту сторону, где в глубине, за креслом, стоит бронзовая статуэтка Гения с кифарой в руках. Большой портрет, во всяком случае менее документален, чем этюд.
Тщательно и с любовью написан натюрморт — кружева, коклюшки, ящик для рукоделия. «До недавнего времени считалось, что заказчиком тропининского произведения был приятель поэта – Сергей Александрович Соболевский.
Тропинина называли «халатным живописцем» и выстраивались в очереди за портретами. Баратынскому. Только на двадцать первом году жизни Тропинин поступил в Академию художеств. Великий поэт хотел подарить этот портрет своему другу С. А. Соболевскому. Портрет Пушкина является самым известным его творением. Но эта версия, скорее всего ложная, так как из письма самого же Соболевского Погодину стало известно (опубликовано лишь в 1952 году): «Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами (стоил он ему 350 руб. )» Неверно и с «изображением поэтакак он бывал чащев домашнем халате».
Татищева (в Академии Художеств), И. И. Якут передал миниатюру в московский музей Пушкина. Ф. Глинка, например, отмечая безупречную выстроенность портрета, тем не менее писал А. С. Только в минуты творчества он преображается сам и преображает все, что видит вокруг. Сюжет картины подсказан стихотворением Пушкина «К морю» (1824).
Он лишь слегка почистил портрет Пушкина. Но и Пушкина, который мечтал увидеть «народ неугнетенный и рабство падшее», не могла не волновать необычная судьба художника-крепостного. Пушкина) заявляли, что никакого сходства нет. Там он женился на вольной поселенке. На нем просторный домашний халат с синим воротником, на шее – длинный голубой шарф.
Киреевскому. Кроме того, пестрая игра цвета требовалась, чтобы уравновесить светлеющую на черном кисть руки, восхитительно написанную, прямо отсылающую к пушкинской строке о «красе ногтей». Портрет, возможно, был сделан после женитьбы, как было принято в те времена.
Желательно привлекать его если не полностью, то в больших отрывках. Сын Тропинина -подневольный человек, он не получил вольную, в отличие от отца. Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица. Серова обычно связываются с Болдином.
Художник Петр Федорович Соколов (1787-1848), знаменитый мастер камерного акварельного портрета, увидел в Пушкине элегантного аристократа. «Очевидно, он писал с натуры только лицо, а одежду придумывал сам», писала она в своем исследовании о художнике. А. С.
О том, как преображалась внешность Пушкина внутренним огнем его гения, говорит А. П. Керн: «Надо сказать, что он не умел скрывать свои чувства, выражал их всегда искренне и был неописанно хорош, когда что-нибудь приятное волновало его Когда же он решался быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи». Если вы присмотритесь к правой руке Пушкина, то непременно заметите на ней два перстня, которые были талисманами поэта. Тропинин обнаружил его в кабинете, возившимся со щенками. Здесь он занимался у С. С. Щукина.
В Москве Тропинин поселился в доме Писаревой на Ленивке, около Большого Каменного моста. В этот день между ними состоялся разговор об искусстве. Это одна из лучших работ художника. Правая рука с двумя перстнями на пальцах лежит на столике, рядом с раскрытой книгой.
Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру в Петербург. Поэт сидит, его поза естественна и непринужденна. Дмитриева (в Академии Наук), H. Карамзина, А. Пушкина, H. Гоголя, К. Брюллова, Н. Уткина (все пять – в Третьяковской галерее, в Москве), А. Е. Стоит отметить, что «веселый» Пушкин 1820-х годов, хотя и ссыльный, но увенчанный славой и популярностью, отличается от Пушкина 1830-х, подвергаемого злорадным упрекам в потере читательского интереса, уже вступившего в тот круг, где разыгралась трагедия его гибели.
Скульптурным ассоциациям способствует темный бронзово-оливковый колорит и мягкое золотистое мерцание фона, оттеняющее словно прочеканенный силуэт не говоря уже о рифмовке со статуэткой музы (лира в ее руках – атрибут Эрато, музы лирической поэзии). Однако до возвращения Пушкина из ссылки так и не было сделано ни одного портрета. В творчестве Тропинина портрет ребенка — редкий эпизод. Но сам Пушкин высоко ценил оригинал.
Здесь Тропинин стал убегать к соседу – художнику, за что ему доставалось от кондитерши. Один, основной из них, является наброском общей композиции портрета. Тропинин стал известен и друзья барина поспешили сообщить: если он не хочет лишиться «своего человека» – нужно принять меры. Описание картины лишний раз доказывает, что ему это удалось. В нем нет и следа приниженности искательства, подобострастия.
Пушкин заказал ему два экземпляра, один он подарил П. А. Осиповой, второй – поэту Е. А. Заказ на создание портрета русского поэта последовал в 1827 году от А. Дельвига. Пушкин подарил большой портрет Соболевскому, набросок же хранился в семье Тропинина.
После обеда, за чашкой кофе, он начал читать её в слух». Пушкин отметил этот счастливый день в двух стихотворениях – «19 октября» (1825) и в послание к Пущину, переданном в Сибирь на каторгу (написано 13 декабря 1826 г. ) Картина Николая Николаевича Ге (1831-1834) очень популярна. Она гораздо официальнее и холоднее, чем рассказ Пущина о посещение поэта. В. А Серов (1865-1911), один из крупнейших русских портретистов, отличался талантом особого лирического обаяния. В начале 1827 года Пушкин заказал Тропинину портрет для подарка своему другу Соболевскому. Был ли в те годы знаком с самим поэтом. Ужели это следствие печалей жизни. Портрет А. С.
Лазарева, князя С. И. Портрет похож на эскиз, очень лиричный и проникнутый «осенними настроениями» поэта и самого художника – Серов тоже любил осень. Возможно, но точных доказательств тому нет.
На наброске черты лица носят печать того «арапского безобразия», которое отмечал у себя сам Пушкин. Хоть Пушкин позировать не любил, желанию друга подчинился беспрекословно. «Художников друг и советник», как звал его Александр Сергеевич, Дельвиг предвидел, что портрет станет важным событием в русской культурной жизни и не случайно остановил свой выбор на уже известном живописце. Судьба портрета после его создания была полна приключений.
Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. На готовый портрет поэт ответил известным откликом-экспромтом. Но Соколов не только сглаживает характерные черты лица, а предает ему миловидность, делает губы «сердечком», утончает черты. М. Я. Мудров лечил Пушкиных, когда они жили в Москве. Пушкин показан в самый счастливый, светлый момент -- момент творчества. У малыша живой взгляд серо-голубых блестящих глаз.
(Имеется в виду снятая с него гравюра). Именно про это кольцо поэт писал: «храни меня, мой талисман». Рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, водружена на листы рукописи. Нам они кажутся нанесенными на бумагу каким-то очень современным художником. Автопортреты исполнены высокой поэзии, трагичны и одновременно не лишены самоиронии. Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру в Петербург, так как кондитерское дело тоже требовало способностей изображать фигуры людей и животных.
Образ дан не просто на фоне пейзажа, а слит с ними в одно целое. Художник уловил неповторимый цвет глаз, светлых (современники говорили даже о голубых глазах Пушкина), но могущих быть и холодного и золотистого теплого оттенка. Сеансы для большого портрета происходили в мастерской Тропинина, на Ленивке. VIII, с. 65-66). Композиция – поза. Слегка желтоватый общий колорит этюдного портрета, не свойственный Тропинину, писавшему обычно в серебристо-голубоватой гамме, говорит о том, что этюд писан, вечером при ламповом освещении.
Киреевскому. Его молоденькая дочь Софья вышла замуж. Здесь надо сказать, что Тропинин прожил долгую жизнь, около 80 лет.
Получил золотую и серебряную медали. Оба произведения В. А. Кудри его приглажены, но отдельные прядки уже приподнялись, готовые опять завиться. Первое впечатление от портрета – впечатление предельной завершенности.
Здесь он и написал знаменитый портрет А. С. Пушкина. Одни и те же реальные лица вдохновляли Пушкина и изображены на портретах Кипренского. Здесь он занимался у С. С. Щукина. На наброске черты лица носят печать того «арапского безобразия», которое отмечал у себя сам Пушкин.
Тогда же, вероятно, по первому впечатлению и был написан маленький этюд. Но эта версия неверна, так как из письма самого Соболевского к М. М. Его попросили также отреставрировать произведение. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Иван Иванович Пущин оставил подробные и очень живые воспоминание о своем посещение Пушкина в Михайловском 11 января 1825 г. Картина иллюстрирует следующую сцену: «Я привез Пушкину в подарок «Горе от ума» он был очень доволен этою тогда рукописною комедией, до того ему во все почти незнакомую.
Поворот головы – сближает этот портрет с портретом Кипренского. Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру в Петербург. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Но знаем, что они встретились позднее.
Но эта версия, скорее всего ложная, так как из письма самого же Соболевского Погодину стало известно (опубликовано лишь в 1952 году): «Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами (стоил он ему 350 руб. )» Неверно и с «изображением поэтакак он бывал чащев домашнем халате». Запечатлевшиеся памяти пейзажа создают в стихотворение многогранный, сложный образ моря, близкий к различным душевным состояниям поэта. Кондитерское дело того времени требовало способности изображать фигуры людей и животных. Тщательная отделка деталей, строгая гармония целого создают ощущение торжественной тишины.
Позже в своих мемуарах Тропинин писал о благодарности графу, который сделал его большим художником. Булахов одет по-домашнему, в халате. В 1950 г. правнучка С. М. Свидетельства о безусловном сходстве портрета вполне авторитетны. Долгое время судьба картины оставалась неизвестной.
Тропинин мастерски использует цветовые переходы. Отец поэта, уже после смерти Пушкина, сказал: «Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным». Но затем подлинник портрета Пушкина надолго пропал. Живой взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность. И пусть портрет имеет некую небрежность, в нем вы увидите не «солнце русской поэзии», а обычного человека, со всеми его достоинствами и пороками. Отъезжая за границу, он очень хотел иметь портрет Пушкина «как он есть, в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки». Портрет отличается подчеркнутой сдержанностью и поэтичностью.
Кружевница изображена в тот момент, когда в комнату словно бы кто-то вошел и девушка, оторвавшись на миг от хитросплетения кружев, подняв глаза на вошедшего, чуть улыбнулась лукавым, любопытным взглядом, сердечной полуулыбкой. Второй сделан на обороте первого. Василий Андреевич Тропинин родился (30) марта 1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху.
Тропинин перенес это качество и на портрет, сочетая его с вдохновенным взглядом. Эта незначительная деталь становится самым важным символом всей картины. Художник любуется мастерицей.
Этим объясняется должно быть, неуверенность в датировке портрета Пушкина. Помещик вызвал Тропинина в деревню. Пушкин в свою очередь поверял художнику свои взгляды на поэта и природу творчества. Соболевский, отдал портрет длякопирования Авдотье Петровне Елагиной. Он одет в домашний халат поверх белой сорочки, подвязанной черным платком.
Шереметева – и писался этот знаменитый портрет. Поэт как бы прислушивается к внутреннему голосу: «. Настроение этого портрета близка «Элегии», созданной Болдинской осенью 1830 года.
Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом» (т. Когда же черезпять лет он вернулся вРоссию, то обнаружил, что портрет исчез, авместо него враме присутствовала весьма скверная копия (другая версия— портрет был выслан ему заграницу, нобыл подменен подороге мне обе версии кажутся странными— непредставляю, каккартина могла пропасть уЕлагиной изачем надобыло подменять портрет впосылке). В июле 1827 года Кипренский писал его в доме Шереметьева на Фонтанке.
Непосредственным преемником Тропинина стал В. Г. Перов. Народный артист СССР В. С. Примечательно, что он не рисует людей в официальных служебных мундирах и фраках для приема, художник предпочитает домашнюю одежду. Этот портрет запечатлел наиболее светского Пушкина.
Большинство художников того времени предпочитало рисовать «парадно-выходные» портреты в мундирах, бывший крепостной противопоставлял им мягкие складки халатов. В большинстве других портретов Пушкин – частное лицо (исключая портрет работы Кипренского) и только в изображении Тропинина предстает лицом общественным, деятелем, каким ощущал себя сам поэт и это несмотря на «домашний» костюм. Халат в данном случае не «товарищ неги праздной», а свободная одежда свободного человека. Гагарина и некоторые др.
Наконец вызвали меня. Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни, — говорил он. Это проявляется, в первую очередь, в выражении лица Пушкина. У них был общий круг знакомых и друзей и, по преданию, в доме одного из них – Н. Д.