Городок – старинная народная игра. Именно в тот тяжелый для художника период появилось полотно «Взятие снежного городка». Суриков поступил вприходское училище вКрасноярске. В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым. Особенно Василий Блаженный: все он мне кровавым казался. Только они не словами говорят стены я допрашивал, а не книги В Москве очень меня соборы поразили.
Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. Работа была завершена в 1881 году. Оттаяло хотя бы для того, чтобы начать писать. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа.
Выделяются они и своим душевным состоянием. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. Уже вгоды пребывания вАкадемии сложился как исторический художник-реалист. Низкая бревенчатая изба. Еле уговорил позировать, сидя на снегу.
Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник. Наиболее ранним датированным произведением Сурикова считается акварель «Плоты на Енисее» 1862г. Потом ещё были работы, которые прославили имя художника. Пленный перс тоскует напротив атамана. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым.
Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем. Правда исторической панорамы становится откровением. В Москве Cуриков создал свои наиболее значительные произведения — монументальные исторические картины «Утро стрелецкой казни» (1881г. ), «Меншиков вБерезове» (1883г. ), «Боярыня Морозова» (1887г. ). Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. за картину «Апостол Павел благовествует перед царем Агриппой иего сестрой Вероникой» удостоен звания классного художника.
Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3. В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина — тетка художника. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле).
Умирает его жена. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. — Илья Ефимович Репин о художнике:«С Суриковым мне всегда было интересно и весело. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим.
Этот статус он сохранял за собой до конца жизни. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Суриков был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Все это обливалось водой.
И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. Прототипами царевны стала внучка художника Наталья Кончаловская. Художественный критик Владимир Стасов расчувствовался перед полотном. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума.
Разбита на Каспии флотилия персидского шаха. В 1887 году художника постигло большое личное горе — он потерял жену. Но его преследовали сердечные расстройства. Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей.
Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. Суриков подхватил эту мысль. Кидаешься ты на врагов, как лев». Перепелкина.
Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. В 1891 году он написал новую большую картину, на этот раз не на исторический, а на современный сюжет — «Взятие снежного городка». Рубахи у них красные, порты широкие. Эшафот недалеко от училища был. А возле ямы страж ходит. В исторических картинах 1890-х гг. Цветовое оформление по-прежнему остается важнейшей составляющей мастерства Сурикова. Како крестишься и како молитву творишь.
Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке. В 1875г. Своеобразным символом его тогдашнего просветления ивозрождения служит картина «Исцеление слепорожденного Иисусом», вкоторой воблике прозревшего угадываются черты самого художника.
В. Суриков. Однако они продолжали превозносить своего атамана. В 1874 году Суриков написал первую историческую картину — «Княжий суд», а год спустя дипломное полотно «Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники», выдержанные в академических канонах. Художник оставил занятия живописью и отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год.
Тогда все сбивалось в кучу. Они также попались на глаза губернатору края – Замятину. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы».
В 1874г. Она умерла так внезапно, что эта смерть стала для живописца страшным ударом. После смерти жены Суриков уезжает с дочерьми в свой родной город, где создает картину «Взятие снежного городка». И защитники и нападающие бросались в погоню за победителем и с криком стаскивали его с коня, валяли, мыли в снегу. И такой прием тоже приносит свои результаты. Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков — так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу.
Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. Работа продолжалась около двух лет. Но консервативным преподавателям она не понравилась и золотой медали Суриков не получил. пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел.
Суриков Василий Иванович краткая биография и творчество. Следующая работа художника висторическом жанре — «Степан Разин» (1910г. ). В то время Спиридонову было 82 года. Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. В 1910 году художник путешествует по Испании.
Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Картина Степан Разин раскрывает поклонение простых ратников своему командиру.
Преодолев после поездки вСибирь в1889—1890 гг. Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. Однако противникам его удалось взять верх. Суриков чувствует себя здесь очень уютно, восхищается архитектурой города.
Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. В его творчестве – повелительная убежденность галлюцината.
Суриков подарил Кузнецову свою картину «Милосердный самарянин» (хранится там же), за которую получил Малую золотую медаль. После Петербурга Суриков оказался в Москве. Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. Суриков изобразил в картине момент перед казнью. Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого.
– так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. Это был хороший трамплин для будущего развития Сурикова. Но обстоятельства оказались сильнее его. В середине декабря 1868 года Суриков отправился из Красноярска в Петербург. Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал».
Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Русский художник, мастер русской исторической картины соединил традиции исторического романтизма с живописным новаторством. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее.
О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). Многих такой подход шокировал. Он ехал с обозом Кузнецова, вот таким образом дорога заняла два месяца.
Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию. А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. Это известная с семнадцатого века семья.
Он для них непререкаемый авторитет, главный военноначальник. Прототипами героев полотна послужили родственники Сурикова и другие жители Красноярска. Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. В картинах «Покорение Сибири Ермаком» (1895г. ), «Переход Суворова через Альпы» (1899г. ) Суриков воспевает мужество иотвагу русского воина. Кузнецов (первый вариант картины хранится вКрасноярском художественном музее им. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. Мы на палачей как на героев смотрели. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши.
Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Забелина «Домашний быт русских цариц вXVI—XVII веках» Суриков с1908 по 1912г. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей.
В дождливые дни он находился с семьей у станции Люблино. В1856г. В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее.
Она тоже была родом из казачьей станицы. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. Суриков приехал вКрасноярск, некоторое время жил вХакасии на золотых приисках Кузнецова. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви.
Василий Суриков (1848-1916) – русский художник известный своими выдающимися картинами исторического жанра. Жизнь в Москве стала особенным периодом жизни художника. дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой». Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа.
Сурикова вКрасноярске). Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей. Палачей дети любили. В 1888 году великий русский художник испытал одно из своих самых тяжёлых потрясений. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года.
Везут. » Мы все на площадь бежим за колесницей. И нелепым выглядит в этой темной избенке богатый парчовый наряд Александры, что еще более подчеркивает трагическую безысходность происходящего. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова. Она же дала мне и дух и силу и здоровье». Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» стала результатом поездок Сурикова в Сибирь.
Еще одно большое историческое полотно. И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы. Художник Михаил Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова». О Сурикове хочется сказать: он вдохновенно-косноязычен. 6 марта 1916 года великого русского художника не стало.
В картине Суриков добился исключительной экспрессии и значительности лица Морозовой. Солдатам, кажется, нет конца. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить.
Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. это тяжелое душевное состояние, он создал необычайно яркое, жизнерадостное полотно «Взятие снежного городка» (1891г. ), запечатлевшее обобщенный образ русского народа, полного удали, здоровья ивеселья. В этом городе родился будущий художник.
Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. За годы учебы молодой художник получил за свои работы четыре серебряные медали и несколько денежных премий. В. И. В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений — «Боярыня Морозова».
Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Мы на них с удивлением смотрели – необыкновенные люди какие-то. Приготовления к казни закончены.
У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. И ужаса никакого не было. На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки. Правда исторической панорамы становится откровением.
Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. Его работы видели сотрудники. Нервы все выдерживали. Известно, что художник происходил из казачьего рода. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву.
Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. Однако поступить в Академию Суриков не смог. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). А струг величаво плывет по широкой Волге, «добрыми молодцами изусаженный».
Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя». Затем были работы – Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин.
Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. В детстве Суриков ходил вместе с друзьями наблюдать за казнью преступников. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице.
Однако живопись – это вид искусства, который требует многократного преувеличения. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова. Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы. Иногда персонаж находился случайно.
Он часто покупал картины мастера. Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца.
Вот боярыня и просит его:Миленький. Тут и остяки и вогулы и сами татары. Как я на Красную площадь пришел, все это у меня с сибирскими воспоминаниями связалось» (из книги Максимилиана Волошина «Суриков»). Все получалось не то, не так. Василий Иванович окончил Академию взвании классного художника первой степени.
Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен», уже песни о Разине поют. Биография Сурикова и будет представлена ниже. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму.
Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника ПетруI на Сенатской площади вСанкт-Петербурге» (1870 г. ) приобрел П. И. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни». Проникнутая атмосферой праздника, эта картина стала исключением в творчестве Сурикова. Бывало идем мы, дети из училища, кричат: «Везут. Он давал ему копировать работы старых мастеров.
Свой собственный стиль Суриков обрел лишь после переезда в Москву в 1876 году. Но неясны пути крестьянской революции. Все это виртуозно сочетается с красочной выразительностью деталей. Без всякого заказа и чьей-либо материальной помощи Суриков приступил к созданию большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), ставшего первым в ряду картин, прославивших его имя и определившим основное направление его дальнейшего творчества: изображение русского народа в драматические минуты его истории. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. Отец художника, Иван Васильевич, работал коллежским регистратором, а девичья фамилия матери – Торгошина.
Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове». Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. Окрыленный успехом, художник немедленно приступил к работе над новой картиной — «Меншиков в Березове» (1883). Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи.
Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке. Художник родился в городе Красноярск в казачьей семье. Сурикова привлекали сильные личности, концентрирующие всебе дух народа.
Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. «Нравы жестоки были, – рассказывал Суриков. В глубокое, трудное раздумье погрузился странник – все они живут одними мыслями и чувствами с Морозовой, прощаются с ней, поклоняясь ее подвигу. На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба. Это был его родной дед.
Эти видения-картины фантастическим реализмом деталей и цельностью обобщающего настроения вызывают чувство, похожее на испуг. После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга.
Всерьез озабочен атаман и его настроение тоже сумел передать художник. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Несколько позднее были созданы картины «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова».
Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году. В углу иконы, зажженные лампады. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. После прочтения книги И. Е. В 1876—1877 гг.
Сурикова). Сидят они в яме, цепями прикованные. Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года.
Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. – Казни и телесные наказания на площадях публично происходили. Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников. Работа над этой картиной растянулась на несколько лет. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души». Первое большое историческое полотно Сурикова.
Результатом стало полотно «Утро стрелецкой казни». В последующие годы художник написал еще несколько масштабных полотен — «Покорение Сибири Ермаком» (1895), написанное с убедительностью очевидца, озорной и дерзкий «Переход Суворова через Альпы» (1899), былинный и напевный «Степан Разин» (1910). Скорее восторг. Страсти разгорались. – допрашивали ее увещатели. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором.
4ноября 1875г. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка.
В1888г., после неожиданной смерти жены, Суриков впал вострую депрессию. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Тяжкую думу думает атаман. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск. На этот раз его попытка завершилась успешно. Раскольников стали преследовать. В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте.
Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. По именам их знали: какой – Мишка, какой – Сашка. Василий Суриков: Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром. Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера.
Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву. В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор». Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Биография Сурикова неотъемлема от истории России.
В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души. Он перестал писать. Меншиков сидит у стола.
Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. А. Жукова пишет: «Хмурый на головном струге сидит Разин. Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). Это случилось после смерти любимой жены.
Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. И получилось именно то, что он хотел. С раннего детства у художника проявились зачатки таланта к рисованию. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище.
Биография Сурикова как художника решилась в этот момент. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями. Там на кобыле наказывали плетьми. исполнял живописные работы вмосковском храме Христа Спасителя. (хранится вмузее-усадьбе В. И. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве.
Церковь раскололась. К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия художник обращается в «Посещении царевной женского монастыря». По возвращении на родину Суриков приступил к созданию нового исторического полотна «Боярыня Морозова», посвященного трагическому эпизоду русской истории — расколу русской Церкви в середине XVII века. Он знаменит также своими портретами. В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Поднятые весла за его спиной – как крылья. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной.
Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали. писал картину «Посещение царевной женского монастыря».
Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова. Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике.
Летом 1873г. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. К таким картинам относятся «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы».
отца Сурикова перевели наслужбу вакцизное управление всело Сухой Бузим (внастоящее время село Сухобузимское Красноярского края). Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым.