уцелели в очень небольшом количестве. Главное творение ван Эйка- грандиозный Гентский алтарь — полиптих (т. е.
Все это расцвело на территории Италии после «темных веков» – так историк окрестил период Средневековья. Действительные размеры «Глобуса» неизвестны, но его план может быть почти точно восстановлен на основе научных исследований, проведённых за последние два столетия. Собственно реформационное движение или Реформация (от лат.
Мне было 26 лет. Однако самой интересной и захватывающей картиной Альтдорфера остается«Битва Александра с Дарием» (1529 г. ) Батальной сцене на земле вторят чрезвычайно выразительные тучи, борющиеся с солнцем Картина наполнена множеством декоративных деталей, колоритна, восхитительна по живописному мастерству К тому же это одна из первых написанных маслом батальных сцен. Разумный человек отходил от нее в глубоком раздумье об истинных ценностях жизни.
Одна из написанных в последние годы – «Калеки». В это время закладываются основы развития французской теоретической архитектурной мысли.
Этому способствовало обнаружение остатков первоначального театра «Глобус», которые повлияли на окончательные планы и решение о расположении нового здания. В этот период вводится в обиход и целый ряд новых декоративных элементов, в том числе т. н. 1540-х гг. ) и загородный дворец в Анэ (1552--1560), сохранившийся в натуре лишь частично.
Около него Бог, произносящий Адаму и Еве слова напутствия: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею».
Итальянский Ренессанс шёл по пути развития светского гуманистического мировоззрения. Новая художественная культура Нидерландов и Германии наиболее ярко проявилась в живописи. Лишь окружавшие дворец Анэ рвы связывали его с традиционными элементами замков-крепостей. К XVI в. резные стенки сундуков-кассоне стали обрабатываться барельефами, а затем и горельефами, трактующими мифологические сцены.
Великий гравер, художник и рисовальщик в своем творчестве сумел оченьтонко пере дать дух эпохи с ее настроениями хилиазма (вера в тысячелетнее правление Иисуса Христа и праведников), предчувствием конца света, но вместе с тем и появлением нового гуманистического мышления. В некоторых запечатлена повседневная жизнь простых людей города Гента. Располагавшие более благоприятными природными условиями южные области (на территории современной Бельгии) отличались большей плотностью населения, нежели бедный ресурсами север. Наиболее нарядно выглядят североитальянские ларцы, где на блестящей поверхности золочёного фона рельефно выделяются резные узоры орнамента.
Собственный архитектурный стиль подчеркивал автономность данной области. К сожалению, образцы жилых сооружений XV—XVI вв. Обычно в таких дворцах наиболее чётко выделялся вестибюль (для приёма посетителей), библиотека (что не удивительно в век начала книгопечатания и широкого распространения книг), кабинет-студиоло и галереи.
В письме, где сделан этот набросок изможденной болезнями женщины, Дюрер пишет о смерти матери: «Я сам видел, как смерть нанесла ей два сильных удара в сердце». Позднее, когда в архитектурных сооружениях Раннего Возрождения утвердился принцип согласованности пропорций отдельных элементов и целого, этот принцип стал повсеместно использоваться в организации форм, в первую очередь, корпусной мебели. В картине «Нидерландские пословицы» воссоздана народная мудрость, послужившая основой для сюжета: «Лень – ловушка дьявола», «Ни одна мельница не мелет водой, которая уже утекла», «Каждую селедку следует вешать за собственные жабры».
Поверхность дерева после выглаживания обычно вощилась. В рисунке «Художник и знаток» художник держит в руке кисть, а знаток – кошелек с деньгами. Во многом они были сходны с более ранними домами. Они отказались от профильных изображений, получивших широкое распространение в Италии.
Проблему целостного единства конструкции и фасада впервые осознал Брунеллески, хотя он и не разрешил проблему ни в одной из своих работ. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившим вектор развития архитектуры Ренессанса палаццо Медичи-Риккарди, построенный Микелоццо ди Бартоломео, палаццо Строцци Бенедетто да-Майяно и Кронака, палаццо Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), палаццо Ручеллаи Леона Баттиста Альберти. Наиболее парадными были задуманы дворовые фасады. Архитектурный язык Высокого Возрождения стал более монументальным и продуманным.
Популярны глухие своды и купола, оставляющие много места для росписей. Оживилась строительная деятельность в Париже. Здесь закрепилось погрудное изображение на гладком цветном или темном фоне. По существу, можно говорить о едином блоке имеющем горизонтальное членение. Он совершенно уверен, что дело художника – угождать и писать по указке таких, как он. Корнелис Флорис, построивший ратушу в Антверпене, много лет провел в Италии и отразил в этом здании знание Браманте. Для него и других «малых голландцев» характерна необычайная виртуозность и тщательное прорисовывание деталей. Некоторые связывают его творчество с различными религиозными ересями.
Таким образом создается плоский узор на плоском фоне. Их веселые и бестолковые забавы — своего рода символ абсурдной деятельности всего человечества. Среди них – знаменитое «Распятие». 1512--1570). Строившийся на протяжении столетий на месте более раннего дворца-крепости и постоянно менявший свой облик, он отвечал самым изысканным требованиям высшей знати и быстро менявшимся вкусам эпохи.
Но на рубеже XV-XVI вв. Скрещивающиеся ножки-опоры таких стульев (кресел) имеют плавно изогнутую форму их нижние и верхние выступающие над уровнем сиденья концы соединены поперечными планками. Высокая крыша с несколькими этажами – признак богатства и достатка владельца дома.
Лучшие работы Дюрера в этом жанре – «Портрет Освальда Креля», «Портрет молодой венецианки», «Портрет матери», «Портрет молодого человека», «Портрет Хиеронима Хольцшуэра», «Портрет Эразма Роттердамского». Самой большой задачей, которую ему пришлось решать, стал проект собора св. башни соборов и ратуш. Открытие состоялось в 1997 году под названием «Шекспировский театр Глобус».
– studia humanitatis), в отличие от studia divina – изучения божественного. неоднократно претерпевавшие изменения (рис. Стенки наиболее ранних итальянских ларцев (XV в. ) собираются с помощью весьма примитивных приёмов ящичной вязки, когда отдельные доски сбиваются под прямым углом деревянными гвоздями (нагелями). Ее основатели — поэты Пьер де Ронсар (1524—1585) и Жоаке Дю Белле (1522— 1566), вдохновленные классическими моделями, работали над усовершенствованием французской поэзии и способствовали развитию общенационального современного языка. Наиболее выдающиеся из них имеют общеевропейское значение. Над входом размещены рельефы с изображение аллегорий войны и мира. Казалось бы, немного найдется памятников, в которых формы и мотивы готической архитектуры применялись бы в таком изобилии и с такой последовательностью, как в лувенской ратуше.
Цоколь и карниз верхней части сундука сильно профилированы. Здесь возводились преимущественно общественные сооружения: дома цеховых ремесленников, биржи, рынки и ратуши. Создавая картины «Адам» и «Ева», он думал о силе человеческих чувств и красоте любви. Кругом в беспорядке разбросаны инструменты для измерения, вычисления и ремесел. Большую популярность гуманисту принесли сатирические произведения «Похвала глупости» (1509 г., 40 переизданий при жизни), «Домашние беседы» и др., в которых высмеивались суеверия, схоластическое мировоззрение, сословная кичливость и прочие пороки.
Крышка сундука изнутри покрывается росписью. Здесь очень много иносказаний: на переднем плане – рыба, символ распутства. Застройка главных площадей в Брюгге, Брюсселе и Антверпене (рис.
Большое значение в экономике страны имело интенсивное сельское хозяйство. так что Альтдорфер может считаться основоположником еще одного живописного жанра. Таковы, например, Большие мясные ряды в Генте (рис. Под термином «Северное Возрождение» (XV — XVI вв. ) принято понимать художественную культуру европейских стран, расположенных к северу от Италии, главным образом Нидерландов, Германии, Франции и Англии. Кирпич по – прежнему остается привычным материалом, конструктивным и декоративным.
Вершиной творчества мастера стали три знаменитые гравюры: «Всадник, смерть и дьявол», «Святой Иероним», «Меланхолия», в которых ярче всего выражены стой кость духа людей того времени их готовность отвергнуть любые искусы их горестные размышления о конечном результате борьбы.
Ее задумчивый и тревожный взгляд устремлен вдаль. 1450–60 – 1516 гг. ). Нижние планки выполняются в виде опор, а верхние – в виде локотников. Художник строит изображение на максимальных цветовых контрастах. 16).
Период расцвета и поздний Ренессанс. Большинство картин имеет ярко выраженный аллегорический смысл. Это живописная трехэтажная постройка, в плане приближающаяся к квадрату (главный фасад расчленен семью оконными осями, боковые — шестью). Весьма важными особенностями Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии. Мебель Высокого и Позднего Возрождения обильно декорируется, ее классические формы приобретают большее разнообразие.
Строительство взяла на себя фирма McCurdy Co. За несколько лет до своей ранней смерти Брейгель преподал глубокий урок «знатокам» искусства, своим современникам и зрителям будущего. 2).
Первым художественным руководителем современного театра «Глобус» в 1995 году был назначен оскароносный актёр Марк Райлэнс. Среди них были Алессандро да Паскуалини из Болоньи, воздвигавший укрепления в Гертогенбосхе (1542 г. ) и в Амстердаме (1545 г. ), а также учившийся в Италии нидерландец Себастьян ван Нойе, который, помимо крепостных укреплений, строил дворцовые здания и среди них дворец кардинала Гранвеллы в Брюсселе (около 1550 г. ).
Центром гуманистических идей был старейший Оксфордский университет. Сооружение ратуши окончательно завершило формирование центра города. не оставила крупных памятников культового характера. Интересным примером деятельности автора будет Вилла герцога Мантуи.
Картины величавы и строги исполнены достоинства и духовной сосредоточенности. и Дж. За балюстрадой высится ряд невысоких тонких столбов, поддерживающих карниз немного отступя от них вглубь, следует стена четвертого этажа, разделенная невысокими двойными окнами.
Величественный ансамбль был возведен среди обширных лесов Иль-де-Франс излюбленного места охоты, вблизи «прекрасного источника» (Fontaine-Bell-Eau). Эти начальные пропорции изменились со временем, когда присоединились новые акционеры. Контраст между роскошью и строгостью, великолепием отреставрированной части и древностью старых стен замка поражает воображение туристов. Для Раннего Возрождения характерны два типа церквей. В 2006 году Доминик Дромгул сменил его на этом посту.
Архитектура характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма. Центральный портал (перенесенный в Париж) был решен в трех ордерах, размещенных в их классическом соподчинении (нижний -- дорический, над ним ионический и верхний -- коринфский). Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. Представляет интерес трактовка библейского сюжета в картине «Вавилонская башня», в которой дан наглядный урок людской глупости, гордыне и греховной самонадеянности. Бёрбеджи демонтировали «Театр» балка за балкой и перевезли его к Темзе и там он был собран вновь уже как «Глобус». В некоторых случаях из дерева выполняются и своды, например, цилиндрические с люнетами.
Колонны и пилястры нередко сплошь покрываются растительным или геометрическим орнаментом. развивалось по-прежнему в формах готики. Нижнюю часть фасада украшает декоративная арочная галерея. Сиденья таких стульев (кресел) делаются в виде плоской панели или в виде натянутого между ножками-опорами куска кожи или ткани. В основу сюжета положены канонические темы сотворения мира, рая и ада.
В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527) поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595), выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран. Главный вход в виде сдвоенного портала также отодвинут к углу здания. Это неизбежно порождало мысль о ничтожности отдельного человека и его деятельности.
не сохранились и реконструируются на основании косвенных данных. Формальный язык античного искусства был поставлен на службу идеалам новой эпохи. Характерные черты стиля ренессанс. Гудулы в Брюсселе и св.
Эпоха Возрождения заложила основы системы ценностей современной западноевропейской цивилизации, не оказав столь сильного влияния на народы восточной цивилизации. Более чем какая- либо другая страна Европы, Нидерланды эпохи Возрождения становятся классической страной ратуш. Лучшим образцом зодчества северных Нидерландов может считаться здание городских весов в Алькмаре (1582), созданное в период освоения новых форм ренессансного зодчества и потому сооруженное уже с использованием классических архитектурных форм. Существовала также мебель для сидения в виде табуретов на дощатых опорах и сиденьем восьмиугольной формы, разгибные Х-образные стулья, т. н. Стена опять приобретает свое первоначальное тектоническое значение.
Именно об этом думаешь, глядя на«Меланхолию», на гравюру«Смерть, черт и рыцарь». Ренессансное палаццо — это дворец, принадлежавший частному лицу, зачастую нетитулованному. По контрасту с нарядным и жизнеутверждающим изображением Марии с младенцем написано мрачное, натуралитическое«Распятие». Новый классический стиль начинает проникать в здания общественного характера.
Самые значительные из архитектурных работ Бюллана – замки Экуан и Шантельи. Они излишне хрупки, но на них роскошные модные платья, прекрасные прически. Его огромные глаза неотступно и пристально смотрят прямо на нас. В одних случаях планка спинки выполняется съёмной, тогда стул (кресло) может складываться, в других случаях спинка крепится наглухо к локотникам и, несмотря на то, что конструкция такого места для сидения имеет как бы оси вращения деталей сидений и ножек, стул складываться не может. Подобное расположение определяет некоторые особенности их общего композиционного решения. В XV—XVI вв.
Это, прежде всего братья Лимбурги и скульптор К. Слютер. Однако в различных странах Реформация имела свои особенности. До конца XV в. Ренессанс был явлением только итальянской культуры.
Что именно возрождал этот период. Стремление к научному познанию мира не умаляло роли воображения. Модернизация театра включила в себя установку осветительного оборудования (спектакли во времена Шекспира проводились днём), разбрызгивателей на крыше для защиты от огня и то, что театр частично соединён с современным фойе, центром посетителей и добавочной закулисной территорией для поддержки проведения представлений. Его фасад отличался особой нарядностью и выразительностью декоративной отделки. В его живописи особенно отчетливы готические мотивы. Очень большая по размерам, она вытянута вдоль одной из сторон главной площади города.
3, 18). Но искать разгадки этих завораживающих изображений нужно в эпохе Реформации. Три очень высоких её этажа увенчаны ещё более крутой кровлей с четырьмя ярусами окон и мощными пинаклями (декоративными башенками в романской и готической архитектуре) по углам. Как же работал художник. был вплотную пристроен меньший по высоте фасад капеллы Святой крови.
Логическим завершением цикла стала картина «Корабль дураков». Анэ представляет собой следующий после Шамбора этап в развитии темы загородного дворца. Сундук начал утрачивать характер простого ящика. Он владел большой скульптурной мастерской, расцвет деятельности которой начался в 1485, когда Рименшнейдер получил гражданство и статус мастера в Вюрцбурге и окончился в 1525, когда мастер как сторонник восставших в период Крестьянской войны 1525-1526 был заключен в тюрьму, подвергнут пыткам и лишен гражданских прав.
Архитектурные формы боковых частей фасада отличаются ясностью и простотой. Строительство культовых зданий вследствие Реформации потеряло свое превалирующее значение.
Для церковных построек севера наиболее характерна башня церкви св. При Франциске I по всей Франции развернулось обширное строительство, которое осуществляли как приглашенные из Италии, так и местные архитекторы. Консультантом проекта был шекспировед профессор Эндрю Герр. Нижний этаж ратуши решен в виде арочной галереи — мотив, также восходящий к зданиям городских торговых рядов Ипра и Брюгге, но здесь уже лишенный функциональной обоснованности, так как торговых помещений в ратуше не было и аркада нижнего этажа выполняла в основном декоративно-представительные функции. Здание ратуши четко разделено на три этажа. Живописные изображения, нанесенные на сундуки, особенно свадебные, отличаются высоким качеством.
На переднем плане слева растет библейское Древо Познания добра и зла. Вначале возникали сооружения, общий замысел и композиция которых -- объемная, плановая, так же, как и конструктивные приемы, были еще целиком связаны с традициями готического зодчества, но в их декоративных элементах уже явно сказывалось воздействие итальянских приемов (замок Гайон, алтарная часть церкви Петра в Кане интерьер церкви Евстафия в Париже).
Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. Затем в Нидерланды стали приглашаться итальянские (или учившиеся в Италии) архитекторы, которые сооружали главным образом дворцовые постройки правителей и дома для знати. Лохмотья, украшенные лисьими хвостами, красноречиво говорят об их нищете. Архитектура занимает ведущее место в ренессансном художественном творчестве.
Все более важным материалом становятся строительные растворы. Передний план композиции занимает изображение пятерых безногих калек. XVI в. Он продолжается до конца XVI в. лишь в Венеции к этому периоду чаще применяют термин «поздний Ренессанс».
Не случайно манера письма этого мастера особенно близка к итальянской. Простенки между окнами украшены в три яруса попарно расположенными статуями. Накаленная религиозными распрями атмосфера, ожидание пришествия антихриста и гибели мира, надежда на Божью справедливость воплотились в величайшем творении Дюрера «Апокалипсис».
Наполеон Бонапарт, также предпочитавший жить именно здесь, называл его «домом столетий истинным жилищем королей». По распоряжению Франциска I в 1528 г. архитектор Жиль Лебретон реконструировал средневековые постройки и возвёл новые корпуса. Развитие Ренессанса в Англии носило длительный характер. Образ вселенной создают 12 изображений на наружных створках полиптиха (в закрытом виде) и 14 на внутренних (в раскрытом виде) — небесные сферы, населенные небожителями и земля с се далями, лесами, долинами и горами. Они отличаются от флорентийских тем, что большинство их рельефных украшений делается из левкаса (смеси мела, гипса и клея), которые потом золотятся.
Тогда в чем же урок. Интерес к новому стилю постепенно усиливался.
Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. Автором этого произведения был утрехтский скульптор Колейн де Ноле. Он следовал стилю Высокого Возрождения, который в самой Италии уже вытеснялся барокко. Есть у Дюрера и лирическое начало в графике.
Но на рубеже XV-XVI вв. Задний план замыкают глухие и высокие стены двух кирпичных зданий.
XV век — время расцвета в Италии монументальной скульптуры. Общая концепция проектов, так и осталась прежней. Роскошную отделку парадных залов резными панелями, декоративными фризами, фресками, рельефами осуществляли приглашенные к королевскому двору итальянские мастера-маньеристы Джованни Россо (1494 – 1540) и Франческо Приматиччо (ок. Скульптура Ренессанса возвращается к античным традициям пластики. Наиболее интересен неосуществленный проект Фрейденштадта, города в Шварцвальде, разработанный Генрихом Шикхардтом (1558-1634).
Уже в нидерландской средневековой архитектуре XIII—XIV вв. В 1577 г. он выпустил составленный по Витрувию трактат об архитектуре.
Важное место в застройке занимали жилые дома городского бюргерства. Наивысшего политического могущества нидерландские города достигли в XIII—XIV вв. может служить примером здания-ротонды с центричным планом.
Его портреты цельны по композиции, пластичны по форме. Несколько этажей под высокой крышей — признак богатства и достатка владельца дома. Папа Юлий II пригласил в Рим лучших художников Италии. В центральной части триптиха – волшебный «сад любви», населенный множеством обнаженных мужчин и женщин. Французские строители внимательно присматривались к постройкам итальянского Возрождения изучая их по гравюрам, рисункам и отдельным небольшим произведениям, выполненным по французским заказам в Италии (гробницы, декоративные сооружения и т. д. ), а также перенимая новые приемы строительства путем непосредственного общения с итальянскими мастерами. Х. Лаутензак, признанным же ее главой былАльбрехт Альтдорфер (1480–1538).
Лица людей лишены каких бы то ни было чувств и индивидуальных характеристик. В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Эти данные говорят о том, что это был трёхъярусный, открытый, обнесённый высокой стеной амфитеатр диаметром от 97 до 102 футов (29, 6-31, 1 м), который мог вместить до 3000 зрителей.
Ратуша на главной площади Брюсселя представляет собой иной тип гражданской постройки. Гармоничная классическая архитектура Иниго Джонса (1573-1652 гг. ) сильно отличалась от ограниченного в основном декором стиля Возрождения, который был характерен для английской архитектуры XVI в. Джонс сам побывал в Италии и в деталях изучил архитектуру Ренессанса, в особенности работы Андреа Палладио.
Значительная часть территории на севере страны, отвоеванная у моря в результате неустанной многовековой борьбы, находилась ниже уровня океана и защищалась сложной системой дамб и плотин. Занимая почти целиком одну из сторон главной площади Брюсселя (Гран-плас), ратуша помещена в окружении гильдейских и цеховых домов, узкие дробные по членениям фасады которых подчеркивают ее масштаб.
Его поздние работы (алтарь Марии надгробие Лоренца фон Бибра рельеф "Оплакивание Христа" в алтаре приходской церкви в Майдбронне) отмечены стремлением к большей обобщённости и внутренней ясности образов, к гармонически уравновешенной композиции. В XVI в. чаще, чем настенная живопись, в убранстве интерьеров используются лепные украшения, вначале белые, а впоследствии тонированные и золотые. В формообразовании подобных мебельных объектов, предназначенных для хранения вещей и сидения, в их декоре (обработке профилей, заимствованном растительном орнаменте и др. ) просматривается явная стилистическая связь с саркофагами древнеримской эпохи.
Во-первых, в Нидерландах в отличие от Италии отсутствовала плодотворная античная традиция. можно разделить на три основных периода. В Милане Браманте перестраивает старинную церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро.
Там он находил для себя отдых и отраду. Вершиной творчества мастера стали три знаменитые гравюры: «Всадник, смерть и дьявол», «Святой Иероним», «Меланхолия», в которых ярче всего выражены стой кость духа людей того времени их готовность отвергнуть любые искусы их горестные размышления о конечном результате борьбы.
Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. Городские дворцы вначале имели вид крепостей, так как выполняли и оборонительные функции. Обнаруженные фрагменты фундамента внешней стены и одной из башен (отсутствовавшей у Холлара) подтвердили гипотезу о том, что театр был в плане не круглым, но двадцати- либо восемнадцатиграным. К сожалению, не сохранилось даже намеков на то, как сам автор объяснял свой замысел.
Из дерева конструируются стропила, карнизы и потолки, которые имеют кессоны сложной формы. Ромуальда в Мехельне, церквей св. Бавона (так называемой Большой церкви) в Гарлеме (конец 15 — начало 16 в. ), завершенная в 1520 г. По голландской традиции она поставлена над средокрестием и сооружена из дерева, что в сочетании со сложной архитектурной разработкой придает большую легкость четырем ее восьмигранным ярусам, увенчанным ажурной луковичной главкой.
15). Большое просветительское значение имела литературная группа из семи поэтов — «Плеяды»1. Издание альбома рисунков «Здания современного Рима или Сборник дворцов, домов, церквей, монастырей и других наиболее значительных общественных сооружений Рима» (фр. difices de Rome moderne ou Recueil des palais, maisons, glises, couvents, et autres monuments publics et particuliers les plus remarquables de la ville de Rome), опубликованное Полем Ле Таруиллом в 1840 вызвало рост всеобщего интереса к периоду Возрождения. Их веселые и бестолковые забавы – своего рода символ абсурдной деятельности всего человечества. Поэзия же опережала, стихи Сакса и Лютера были известны всем.
В тех же формах сооружена в 1526—1537 гг. Внутри здание ратуши подверглось перестройке. Начало Реформации в Германии граничит с выступлением Мартина Лютера (1483—1546), провозгласившего 31 октября 1517 г. 95тезисов против индульгенций. Величественный ансамбль был возведён среди обширных лесов Иль-де-Франс излюбленного места охоты, вблизи «прекрасного источника» (Fontaine-Belle-Eau). Строившийся на протяжении столетий на месте более раннего дворца-крепости и постоянно менявший свой облик, он отвечал самым изысканным требованиям высшей знати и быстро менявшимся вкусам эпохи.
При возведении сводов использовался как античный, так и средневековый опыт. Второй жанр, который породило Северное Возрождение, это бытовые сценки.
Это было ярчайшее время взлета творческих, духовных сил общества. 10). Бёрбеджи первоначально арендовали место, на котором был построен «Театр», на 21 год. Одним из характерных ранних памятников этого направления может служить так называемый корпус Франциска I в замке в Блуа (1515--1525), особенно показателен его известный дворовый фасад с замечательной открытой винтовой каменной башней -- лестницей. Возможно, что к ним примкнули и беднейшие слои населения, нищие и калеки.
Увидено в жизни, а потом переосмыслено фантазией художника. На долгие годы (с 1160 по 1870 г. ) загородной резиденцией французских королей стал замок Фонтенбло – подлинный шедевр раннего Возрождения. Наиболее выдающимся представителем французского гуманизма был автор сатирического романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле (1494— 1553). Самая замечательная часть фасада – на половину выступающая из него лестничная башня.
Делорм тяжеловеснее и суровее Леско и Гужона. Так, например, по-новому, с подлинным блеском решена им традиционная тема венчающего здание высокого фронтона. Но во многих произведениях художника мы находим ответ на этот вопрос. Куда держит он путь. Реформационное учение Ульриха Цвингли (1484—1531) имело много общего с лютеранством, но более решительно требовало изменения обрядности.
До сих пор это грандиозное здание является своеобразной визитной карточкой Брюсселя. Вместо вдохновенного готического пространства появляется рациональное с визуально четкими границами. Поворот в ее становлении и развитии связывают с деятельностью братьев Хуберта (ок. При этом ренессанс старается преодолеть массивность и простое нагромождение объемов и для облегчения конструкции в системе сводов применяются различные дополнительные элементы, которые оставляются открытыми и иногда трактуются как детали художественного решения (например, затяжки).
Дюрер, всю жизнь носивший тонкие шелковые перчатки, в мастерской рук никогда не жалел. Его лучшая книга«Похвала глупости» вышла в свет в 1509 г. Лидировала среди видов художественной деятельности – как и в итальянском Ренессансе – живопись. Очень большая по размерам, она занимает одну из сторон главной площади города. В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах он воплотил ожидания всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства. Говоря об этой эпохе имеют в виду страны христианской культуры.
Страна находилась под властью Габсбургов, которые ее беззастенчиво грабили. Через пять лет он пишет еще один автопортрет. архитектором Лауренсом ван Стенвинкелем из Антверпена.
Философской основой Северного Возрождения был пантеизм (обожествление вселенной, природы). План базилики происходил от римских залов собраний.
В самых знаменитых гравюрах, выполненных на меди («Дьявол, смерть и рыцарь», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия»), Дюрер обратился к вечным темам искусства: радости бытия и неизбежности смерти, творческим поискам и преданности христианской вере, одиночеству и грусти человека. Сказочный единорог пьет из одного источника вместе с ланью и коровой.
Широко используются, помимо архитектурных элементов, листья аканта, мотив канделябра, гермы, купидоны. Изящнее и легче главный фасад маленького замка в Шантильи.
К наиболее известным из них принадлежит портал Старого монетного двора в Дордрехте, который восходит к итальянским образцам, монументальный камин в Зале эшевенов ратуши в Брюгге (1528—1531 гг. ) работы мастера Ланселота Блонделя и камин Зала Совета в городе Кампене (1534—1545 гг. ), также в изобилии украшенный скульптурой, но отличающийся большим изяществом и чистотой стиля. В изобразительном языке мастера нет дробности, красочной пестроты, линеарной жесткости. 1435/1440 – 1482), Ханса Мемлинга (1433 – 1494) и Ханса Хольбейна Младшего (ок. Ратуша на главной площади Брюсселя представляет собой иной тип гражданской постройки.
Противостоит греховному миру людей изумительно красивый пейзаж: высокое небо, море, тающее в дымке горизонта и пышное цветение земли. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде и скрипки — инструмента народного происхождения. Здание обычно состояло из трех четко обозначенных этажей, внутри находился дворик. Такие места для сидения получили название касса-панка (cassa-panca).
Столовые были, в общем, не известны. Различные области страны были развиты неодинаково. В конце XVI века появились теоретические работы и проекты идеального города. Образцом для подражания считался римский Пантеон.
Среди них экзотические слон и жираф ибис и серая утка, саламандра и тюлень. ратуша в Ауденарде, архитектор Хендрик ван де Педе (рис. Все изображенное художником символизирует греховность человеческой жизни.
1370 – 1426) и Яна ван Эйков (ок. Как и в готический период строительство было сконцентрировано в городах. рис.
Над росписью свадебных сундуков трудились известные итальянские художники. В XIII – XIV вв. Сама башня, несколько более массивная в первых, квадратных в плане ярусах, в верхней части, приобретая восьмигранную форму в сочетании с системой ярусных контрфорсов, становится легкой и ажурной и завершается высоким сквозным восьмигранным шатром, увенчанным фигурой архангела Михаила — покровителя города. Немецкий скульптор эпохи Возрождения Тильман Рименшнейдер с 1483 работал в Вюрцбурге.
Она еще сохраняет связь с архитектурой, но уже не подчинена ей, как в средние века. К известным памятникам этого рода принадлежит здание Канцелярии городского суда в Брюгге (1534—1537 гг., строитель — архитектор Христиан Сиксденирс). Вазари полагал, что дух античности, мудрость греческих философов и древнеримскую культуру. Оба они происходят от античных и ранних христианских зданий.
В эпоху Возрождения шедевры архитектуры, живописи, скульптуры стали именными. На ларцах, украшенных углубленной резьбой, часто встречается орнамент заплетённой лозы с изображениями животных (средневековый мотив), а также более реалистически трактованные изображения человеческих фигур.
Чрезвычайно важное место в нидерландской архитектуре заняли общественные постройки. Он стремится к тому, чтобы купол собирал и завершал своей полусферой равноценные пространственные отрезки, а поскольку ограниченная площадь церкви не давала ему возможности развить хор пропорционально протяженности главного корабля и трансепта, он создает видимость хора из искусственного мрамора (стукко), умело используя (памятуя о Мелоццо) иллюзионистские возможности перспективы. Известно немного мастеров, построивших произведения в романском стиле, так же как и архитекторов, соорудивших великолепные готические соборы.
В натуре была осуществлена лишь незначительная часть всего проекта. Нередко здание ратуши оставалось открытым с трех сторон, а с четвертой к нему примыкали другие постройки, как в главных площадях в Миддельбурге и Ауденарде. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям. В немецком искусстве неизменно проступало взволнованно личное отношение его создателей к миру, умение видеть жизнь в ее сложности и изменчивости.
интеллигенция. Смысл его картин пытались разгадать современники, делают это и последующие поколения. В то же время, довольно много строили высокопоставленные придворные Елизаветы I. Историк архитектуры сэр Джон Саммерсон назвал такие здания «домами чудес».
В его картинах отражается активная деятельность людей, не имеющая никакого смысла. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти— Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Характерным элементом архитектурно-декоративного оформления потолков стал кессон. Чаще всего в оформлении зданий присутствует коринфский ордер с разнообразными видоизменениями капители. Этот храм, построенный Браманте. Наряду с типом замкнутой прямоугольной площади с периметральной застройкой в Нидерландах был распространен другой тип планировки городского центра, когда здание ратуши выдвигалось к середине площади, очертания которой при этом часто носили неправильный характер.
Существенно изменяется характер монументальной архитектуры и в отличие от вертикализма пространств, соответствовавшего мировоззрению средневековья, новые формы развиваются в ширину. В ис-ве особое внимаение уделяется пластической проработке форм и рисунку. Для строительства этого храма Браманте выбрал мужественный дорический ордер. Метопы украшены эмблемами папского достоинства. Доски для обшивки применялись гладкие либо рифленые.
Руки в белых тонких перчатках спокойно сложены на коленях. Сохранился принадлежавший Джонсу экземпляр трактата Палладио «Четыре книги об архитектуре» с его пометками. Сам термин «Возрождение» («rinascita») принадлежит историку искусства Джорджо Вазари. Позади калек, на втором плане, видна женщина в черном плаще с тарелкой в руках.
Подобное решение вносит в композицию фасада необходимую логику и единство. «Знаток» искусства слеп духовно, но богат. В «Женском портрете» Рогира ван дер Вейдена художнику удалось мастерски передать едва уловимые противоречивые движения души изящной молодой дамы. Возникает интерес к теории архитектуры, переводятся труды Витрувия и Серлио. Главное творение ван Эйка- грандиозный Гентский алтарь – полиптих (т. е.
В 1989 году фундаменты «Глобуса» были раскопаны. Таковы индивидуальные, двойные и групповые портреты известных мастеров: Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена (ок. Шут, уединившись от шумной компании, пьет в одиночку, предаваясь пагубным размышлениям. Медь, олово и бронза используются в декоративных целях.
По-прежнему это были узкие — в две-три оси двух- или трехэтажные дома с высокой кровлей, скаты которой образовывали над фасадом треугольный или ступенчатый фронтон. Новая ратуша расположена на сравнительно небольшой замкнутой площади. Брюссельская ратуша обращает на себя внимание прежде всего своими масштабами.
Жан Кальвин (1509—1564), глава крупного протестантского направления, родился во Франции, а в 1556 г. прибыл в Женеву, которая и стала новым центром реформационного движения. Их устройство отвечало новому порядку литургии и функциональным требованиям. Тогда ренессанс считали стилем «подражающим античному». Это двухэтажная постройка с широкими окнами по трем осям, с трехъярусным фронтоном.
Лучшим образцом зодчества северных Нидерландов в постройках такого рода может считаться здание городских весов в Алькмаре (1582 г. ), созданное в период освоения новых форм ренессансного зодчества, уже с использованием классических архитектурных форм (рис. А ведь он умел писать с любовью, красиво и в соответствии с действительностью.
Эти скульптуры украшали площади городов изменяя их облик. Строителем ее был крупнейший нидерландский архитектор 16 столетия Корнелис Флорис. Наряду с иностранцами в качестве проводников нового стиля выдвигаются и местные мастера.
В основу внешней архитектуры цехового дома положен образ бюргерского жилого дома, но с соответственным увеличением размеров и богатства архитектурных форм. башни соборов и церквей. Может быть, в этих словах ключ к пониманию гравюры.
Она быстро направляется к правому углу картины. Дюрер сопроводил портрет надписью: «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, писал себя так вечными красками. » Несомненно, этому портрету он придавал особое значение. Видимо, не по душе были Босху его время и нравы общества.
Снаружи здание выглядело как куб с выступающими ризалитами апсид. Первым нидерландским теоретиком архитектуры был художник и гравер Питер Кук ван Альст (1502—1550 гг. ). В XVI в. работал один из талантливых нидерландских художников Питер Брейгель Старший (между 1525 и 1530 – 1569), которого прозвали Мужицким. Крупнейшим среди них был Якоб Дюбрек, строитель замка Бинхе для правительницы Нидерландов Марии Венгерской (начат в 1545 г. ) и охотничьего замка Мариэмонт.
Бавона в Генте. Но как по-новому они представлены в этом произведении.
Большую популярность к концу XV в. приобретают изображения на лицевых и внутренних (наиболее часто) сторонах филёнок шкафов и кабинетов, а также на стенных деревянных панелях, перспективных видов архитектурных сооружений, многолюдных процессий, различных тематических картин, выполненных в технике интарсии. Главное содержание перемен – изменение мировоззрения. В одном из трактатов Дюрер приводил такое изречение: «От постоянного упражнения разума расходуется самая тонкая и чистая часть крови и рождается меланхолический дух». В его картинах отражается активная деятельность людей, не имеющая никакого смысла.
обнаруживались чрезвычайно сильно выраженные светские элементы.
В Нидерландах XV—XVI вв. Они не составляют единого целого их облик — это облик людей, живущих по законам «перевернутого мира». В плане ратуша в Антверпене представляет собой растянутое вширь каре с узким внутренним двором.
Самобытный характер Северного Возрождения проявился, в первую очередь, в культуреНидерландов иГермании. Он углубляет и развивает во многих направлениях свои научные изыскания, занимается инженерией, гидравликой, естественными науками, делает во всех областях сенсационные открытия. Между образующими крест пространствами размещались центричные в плане меньшие пространства.
Ему принадлежит приоритет в формировании пейзажного жанра. Стволы колонн или пилястр покрываются каннелюрами или резным плоским орнаментом. Она лежит в своей первозданной красоте внутри прозрачной космической сферы. В основном сохранялась прежняя планировка города и его главных частей, а стилевой характер большинства построек, воздвигнутых за эти столетия, в связи с сохранением готической традиции не составлял резкого контраста со средневековыми сооружениями (рис.
В XIII—XIV вв. Ф. Делорм также выступил как теоретик. Но как изменился здесь художник.
Брейгелю принадлежит немало картин на евангельские сюжеты. Именно такой и была жизнь великого нидерландского художника Питера Брейгеля. Проект здания (строительство его не было закончено) был составлен в формах, близких к флорентийскому Ренессансу (рис. Его мадонны и другие библейские героини – явные горожанки, современницы художника. Период позднего итальянского Ренессанса заложил основы для абсолютно нового направления в искусстве – стиля барокко в обоих его проявлениях – как динамическом (Микеланджело), так и классическом (Виньола). В предшествующие столетия здесь сложилось определенное соотношение политических сил.
Число церковных и королевских заказов в Англии времен Реформации было весьма ограниченно. ак художник Леонардо исполнил в Милане два произведения имеющих первостепенное значение, — «Мадонна в скалах» (заказана в 1483 г. ) и «Тайная вечеря» — в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие (1495—1497), а также несколько портретов. Сверху украдкой взирает на мужчин женщина, на голове у которой яблоко – запретный плод, символ искусительницы Евы.
Трехэтажное здание расчленено в первых этажах ордерами, верхний этаж трактован аттиковым. Накаленная религиозными распрями атмосфера, ожидание пришествия антихриста и гибели мира, надежда на Божью справедливость воплотились в величайшем творении Дюрера «Апокалипсис». Где закончится его бесконечное странствие. Через два года он был снесён, чтобы подготовить место для строительства доходных домов.
Ларцы обычно богато декорировались. Вместе с тем искусство ренессанса во Франции носило глубоко своеобразный характер. по проекту одного из крупнейших зодчих этого времени, работавшего при дворе Карла V, архитектора Ромбоутса Кельдерманса (умер в 1531 г. ), брата Антониса Кельдерманса, строителя ратуши в Миддельбурге.
Главной площадью города оставалась рыночная площадь, на которой размешалась ратуша, а также гильдейские и цеховые дома. Особое место среди нидерландских ратуш XVI в. занимает ратуша в Генте. Начиная с XV в. Нидерланды становятся крупным центром европейской культуры. «Шедевры искусства Северного Возрождения» «Фонтенбло – замок французских королей» «Художественные достижения нидерландских и немецких живописцев» «Ян ван Эйк – основоположник нидерландской школы живописи» «Гентский алтарь – подлинный шедевр мирового искусства» «В мире художественных фантасмагорий Босха», «Творчество Босха: фарсовый гротеск или книга великой мудрости и искусства. » «Творчество Босха и сюрреализм С. Дали» «Комическое и трагическое в творчестве Брейгеля» «Можно ли утверждать, что в творчестве Брейгеля преломляются различные стилевые направления: поздняя готика, Ренессанс и маньеризм. » «Мир природы и человека в произведениях Брейгеля» «Карнавализация» народной жизни в творчестве Брейгеля» «Дюрер – художник, достойный бессмертия» «Искусство портрета в творчестве Дюрера» «Мастерство Альбрехта Дюрера – гравера». Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему.
Эта картина Босха должна была встревожить, напугать дураков. Главными центрами искусства были Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле, Амстердам. Глядя на этот портрет, современники сразу же говорили: «Это Христос». Иной характер носит архитектура центральной части фасада.
Эта первое ренессансное сооружение Франции, хотя и сохраняющее отдельные готические черты. Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. Композиционно это множество мелких суетящихся фигурок, которые снуют между домами, выходят из дверей, выглядывают из окон и т. д.
1552—1599), которого называли «поэт поэтов». Смелость художественных приемов сочеталась в гравюрах Дюрера с богатством содержания. В его живописи особенно отчетливо прослеживаются готические мотивы.
Художник видит мир духовным зрением, но он беден. 3), в своих сохранившихся частях представляется более раздробленной и элементарной. Из Нидерландов эта техника постепенно распространилась в Италию и другие страны.
отрицалось все, что сковывало свободное, творческое развитие человека. Помимо ковров (украшавших лишь самые богатые интерьеры), расписных или кожаных занавесей, а также шерстяных или хлопковых покрывал в большей части комнат практически не было постоянных предметов обстановки. В этих условиях Нидерланды явились для империи Габсбургов настоящим золотым дном. Неотъемлемо от достижений этой эпохи творчество Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553). Наше внимание, несомненно, привлекут серьезное, задумчивое выражение ее лица, взгляд, направленный в себя, мимо зрителя, молитвенно сложенные руки, украшенные перстнями, оригинальная высокая прическа с белой накидкой. Период Возрождения в Германии характерен желаньем упорядочить городское строительство. Наиболее значительные среди них — замок-дворец в Амбуазе, замок в Блуа, романтический охотничий замок Шамбор французского короля Франциска I (1494 — 1547). На долгие годы (с 1160 по 1870 г. ) загородной резиденцией французских королей стал замок Фонтенбло — подлинный шедевр Раннего Возрождения.
Это здание флорентийского Воспитательного дома, спроектированное Ф. Брунеллески в 1421 г. По своей архитектуре оно полностью отличается от предшествующих готических построек. Нижнюю часть фасада украшает декоративная арочная галерея. 1, 2). Наряду с Лютером он может считаться создателем современного немецкого языка.
Зеленовато-лиловый плащ изящно подхвачен витым шнуром, а из-под двухцветной шапочки на плечи красиво спадают длинные золотистые волосы. Скульптура получает художественную самостоятельность и идейную значительность.
Гудулы в Брюсселе и св. Для Парижа Делормом был разработан проект большого дворца Тюильри, начатого строительством невдалеке от Лувра (1560-е гг. ). Новый классический стиль начинает проникать в архитектуру зданий общественного характера.
В результате возникают постройки, в которых новые формы архитектуры причудливо соединяются с традиционной конструктивной основой. По морю житейской суеты без руля и без ветрил плывет корабль. Наряду с морской торговлей (и связанными с ней кораблестроением и рыболовством) важнейшим фактором экономического процветания Нидерландов явилась промышленность, в частности сукноделие. Двухэтажное здание с фасадом в шесть оконных осей снабжено двумя входными порталами.
Вот таким образом нет ничего удивительного, что Северное Возрождение наиболее ярко проявилось в этих странах. Спинки профилируются по краям имеют разнообразной формы выкружки и вырезы, могут быть гладкими или украшаться резьбой и гербом владельца. Подобные же издания выпускал его брат Якоб Флорис. Практически Ренессанс – период наступления штукатурки в архитектуре.
Простые и ясные интерьеры Ф. Брунеллески (1377 – 1446 гг. ), например, в капелле Пацци (1430 – 1461 гг. ) в церкви Санта-Кроче во Флоренции, оказали глубокое воздействие на последующее понимание внутреннего пространства. 1504 — 1570), положившие начало французской школе Фонтенбло. Вслед за тем в Нидерланды выписываются итальянские (или учившиеся в Италии) архитекторы, которые сооружают главным образом дворцовые постройки правителей и дома для знати. «Глобус» был построен в 1599 году с использованием деревянных конструкций более раннего театра (первого общедоступного лондонского театра), называвшегося просто «Театр», который был построен отцом Ричарда Бёрбеджа, Джеймсом Бёрбеджем, в Шордиче в 1576 году. Кровля обычно была соломенная, впоследствии в покрытии жилой части применялась черепица. Одна из «благочестивых» женщин с кувшином в руках требует наполнить его вином.
До конца XV в. Ренессанс был явлением только итальянской культуры.
Сюжеты ею картин демонстрировали отрицательные явления жизни. В Нидерландах проза появилась раньше, наиболее выдающимся прозаиком Северного Возрождения сталЭразм Роттердамских (1469–1536). Церкви фактически выполняли функции музея наряду с отправлением культовых моментов.
В этот период в основном завершалось строительство храмов, начатых в предшествующие столетия, в том числе, собора св. Вместе с расширением власти городской верхушки вырастает штат городского управления.
В целом конструкция деревянных домов образовывала систему взаимосвязанных стояков и ригелей, поверх которых шла дощатая обшивка. На переднем плане запечатлена крылатая женщина в пышном наряде. На них печать глупости, дурашливого веселья, бессмысленного внимания. курульные кресла. Немецкое Возрождение (конец XV-начало XVI вв. ) отличается сложным сплетением старого и нового, национального и итальянского, светского и религиозного идей Реформации и гуманизма. Гуманистическую поэзию Англии представляют Томас Уайет (1503—1542), он ввел в английскую поэзию жанр сонета, Филипп Сидней (1554—1586) и наиболее одаренный поэт Лестер Эдмунд Спенсер (ок.
Автор этого произведения — утрехтский скульптор Колейн де Ноле. Этим пафосом проникнуты его автопортреты, особенно карандашные, в письмах к брату. Примером подобного решения может служить площадь в Гауде (рис. Своеобразный контраст к брюссельской ратуше представляет знаменитая ратуша в Лувене (1448—1463), строителем которой был главный мастер каменных дел города Лувена Матье де Лайен. Другие участники этой вакханалии тщетно пытаются поймать ртом лепешку, подвешенную на веревочке.
Но не исключают и влияние на его творчество алхимии, астрологии, чёрной магии. уцелели в очень небольшом количестве. Они выступают против всякой цензуры и особенно против цензуры церковной. Декорированные «голландские» фронтоны украсили многие дома, построенные в это время, особенно в Восточной Англии имевшей тесные связи с Нидерландами. Здание ратуши чётко разделено на три этажа.
1510--1578), работавший постоянно совместно с выдающимся скульптором-декоратором Жаном Гужоном и Филибером Делормом (ок. Создателей домов особенно интересовал внешний облик здания.
Главными центрами искусства были Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле, Амстердам. В течение 1550—1560 гг. Двое из шести акционеров «Глобуса», Ричард Бёрбедж и его брат Кутберт Бёрбедж, были собственниками двойного количества долей акций по 25 каждый. Алтарь состоит из 9 частей. Существовавшее в начале преобладание горизонтальных членений позже уравновешивается вертикальными вставками на фасаде в виде пилястр (скорее образ пилонов или колонн), как в палаццо Ручеллаи.
Самым главным сооружением нового стиля стала знаменитая ратуша в Антверпене (1560—1564). Возможно, лучшей и самой новаторской его работой остается«Распятие» (1508 г. ). В позе – огромная усталость, отрешенность от внешнего мира.
Позднее лидером стал Амстердам. Громадные богатства, которыми владел бюргерский патрициат крупных центров Фландрии и Брабанта, щедро тратились на украшение городов, на строительство крупных сооружений, на бесчисленные празднества.
К нему можно смело отнести цикл гравюр«Жизнь Марии», вдохновивший в XIX в. Рильке на цикл стихов, а в XX – Хиндемита на цикл романсов на эти стихи. Он был задуман обширным, прямоугольным в плане зданием с внутренними замкнутыми дворами.
Габриели). Эпоха Возрождения – блестящий этап в развитие французской культуры и искусства. Оседлав грифонов, пантер и оленей, они скрываются под кожурой огромных плодов. Сооружение ратуши окончательно завершило формирование центра города. Помощником Ромбоутса Кельдерманса по строительству гентской ратуши был Доминик де Вагемакере.
1390 – 1441) – основоположников нидерландской школы живописи. Входящие в них отдельные монументальные сооружения, возведенные во второй половине XVI в. в формах классической ордерной системы, например, ратуша в Антверпене, благодаря специфически нидерландскому истолкованию ордерных форм не создавали диссонанса с остальной застройкой площади, а скорее, напротив —выгодно оттеняли ее декоративное великолепие. 3, 4). Семьсот билетов на стоячие места (стоять обязательно, сидеть не позволяется) во дворе доступны на каждом представлении по 5 фунтов каждый.
Первый этаж отводился для лавки (или мастерской) и для кухни в верхних этажах, на которые вела винтовая лестница, располагались жилые помещения и склад (рис. Но почему художник дал гравюре такое название.
Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Его мадонны и другие библейские героини – явные горожанки и современницы художника. Стена насыщенна украшениями, но не перегружена ими. Обширность площади и характер пропорций расположенных на ней цеховых домов оттеняют размеры и крупный масштаб ратуши.
Ему принадлежат переводы Витрувия (издан в 1539 г. ) и трактатов Серлио (1540-е гг. ). Лучшие картины Брейгеля из жизни крестьян – «Жатва», «Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец», «Охотники на снегу». Первый этаж главного фасада занимает арочная галерея.
В целом это сооружение воспринимается не только как здание городского совета, но как памятник могущества Антверпена, важнейшего торгового центра, как свидетельство величия Нидерландов в период их общего подъема. Он уже много повидал и многое знает, он одержим своей любимой работой. Первоначально эти новые элементы появились в архитектуре малых форм, зачастую включаясь в традиционный готический ансамбль. положение изменилось. Но немецких художников привлекали иные стороны жизни, чем итальянцев.
Резец настолько остр, что им можно мгновенно перерезать на лету волос. Часто используется купол на парусах известный уже раньше (например, храм св. В начале XV в. в Италии (в Тоскане), где наследие античности никогда полностью не исчезало, возникает новое явление в искусстве – ренессанс, в более узком смысле слова – возрождение античного искусства. Выдающимся творением Россо стала галерея Франциска I – длинный коридор, перекрытый кессонированным потолком и облицованный панелями из орехового дерева с множеством золоченых элементов. Полукруглый купол покоится на высоком барабане. В дальнейшем происходит все большее пластическое обогащение фасадов. Такое сочетание придает зданиям величественность и монументальность.
Вряд ли мы сможем точно ответить на этот вопрос. В это время над средневековой религиозной идеологией восторжествовала новая, гуманистическое мировоззрение, широко распространилась светская культура и искусство, уходящее своими корнями в глубины народного творчества. (Первоначально Уильям Кемп намеревался быть седьмым партнёром, но он продал свою долю четырём миноритарным акционерам, оставив им больше, чем первоначально запланированные 10 ). Своеобразная раскрытость богатой и нарядной постройки вовне за счет арочной галереи и крупных оконных проемов подчеркивает, в противовес лувенской ратуше, общественный характер здания и доступность его для граждан. В 15 и даже 16 вв.
Лишь впоследствии и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники абсолютно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях. Некоторые из них были возведены или же перестроены, специально для роскошных развлечений Елизаветы I и ее окружения во время ежегодных Королевских выездов. Бавона в Генте. Большинство черт этого типа зданий воплощено в Лонглите и Уоллатон-Холле.
Потолки стали делать под античность. По сравнению с новыми городскими площадями Италии, которые создавались по единому плану и были выдержаны в строгом единстве архитектурных форм (площадь Аннунциата во Флоренции, Капитолийская площадь в Риме), застройка площадей нидерландских городов, в частности Рыночной площади в Брюгге ч главных площадей в Брюсселе и Антверпене, носила более раздробленный и элементарный характер. Длинные тонкие пальцы неподвижны, но мы почти ощущаем благословляющий жест его руки.
Стилистические тенденции в архитектуре возродили античные традиции с их стремлением к гармонии, целостности и внутренней выразительности. Ведущее место среди них в этот период занимал Д. Браманте (1444 – 1514). 15). Жизнь человека находится в совершенной гармонии с окружающей природой.
Строительными материалами в сельских местностях были камень, кирпич и дерево. Это базилика и церковь или часовня с центричной планировкой.
Высокая одухотворенность отличает каждое лицо. В 1540-х годах в развитии французской архитектуры происходят значительные изменения. К сожалению, образцы жилых сооружений 15—16 вв. Нижний рустованный этаж имеет три простых арочных проема.
Он составляет проекты по мелиорации, канализации, градостроительству. 17). В центре, на скалистом островке посередине озера, возвышается Фонтан жизни. На картинах художников кватроченто мы видим гладкие стены комнат, тонкие карнизы и тяги, балки по потолку иногда подкрашенные иногда с лёгкой позолотой, совсем немного резьбы и лепки.
Здесь можно увидеть смешение разных школ – немецкого барокко, готики (библиотека и зал Короля) и Ренессанса (северная и восточная части замка). Им принадлежат наиболее смелые открытия в усовершенствовании технологии масляной живописи. не оставила крупных памятников.
К наиболее типичным для ренессанса сводам относятся: цилиндрический с люнетами, сомкнутый, лотковидный, «зеркальный». По настойчивой просьбе американского актёра и режиссёра Сэма Уэнамэйкера новый театр «Глобус» был построен по плану елизаветинского времени. Что такое меланхолия.
Своеобразен выходящий во двор южный фасад корпуса: двойные тяги балюстрад четко разделяют три этажа один от другого, стройные ренессансные пилястры членят этажи по вертикалям, богато декорированный карниз и ажурная балюстрада завершают сооружение. Петра в Риме, который должен был быть возведен на месте старохристианской базилики. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Сохранившаяся их часть позволяет в полной мере представить себе общий замысел авторов. 1400 – 1464), Хуго ван дер Гуса (ок.
В этот период возводятся сооружения, масштабной мерой которых становится человек. Оконные и дверные обрамления нередко украшались резьбой. Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен) (1450-1516) – нидерландский художник, один из крупнейших мастеров позднего Северного Возрождения.
Написанный Серлио трактат «Архитектура», первая иллюстрированная книга, сыграл важную роль в распространении знаний об архитектуре Высокого Возрождения Италии. В 1510 г. Генрих III Нассауский приказал построить в своей резиденции — замке в Бреде — галерею в духе галереи в Амбуазе (Франция).
К наиболее известным из них принадлежит портал Старого монетного двора в Дордрехте, который восходит к итальянским образцам, монументальный камин в Зале эшевенов ратуши в Брюгге (1528—1531) работы мастера Ланселота Блонделя и камин Зала Совета в городе Кампене (1543—1545), также в изобилии украшенный скульптурой, но отличающийся большим изяществом и чистотой стиля. 1498 – 1543). Очень большая по размерам и выдающаяся по своим архитектурным качествам антверпенская ратуша имела в нидерландской архитектуре XVI в. такое же, если не более важное, значение, какое ратуша в Брюсселе имела в зодчестве XV в. Ратуша в Антверпене также занимает целиком одну из сторон главной площади города. Но прошло несколько веков и непреходящие ценности древней Эллады вернулись в Европу.
Однако старые традиции здесь были еще сильны и их не сразу удалось вытеснить. Это грандиозные торговые ряды, которые воспринимались как свидетельство его экономической мощи, с возвышающейся над ними громадной башней городского колокола (беффруа), традиционным символом городских вольностей. Экскурсии проводятся круглый год.
Как и все другие театры в Лондоне, «Глобус», восстановленный после пожара в 1614 году, был закрыт в 1642 г. пуританами. Фасад ратуши лишен того преизбытка классических форм, который характерен для Флориса. 1504 – 1570), положившие начало французской школе Фонтенбло.
Его фасад отличался особой нарядностью и выразительностью декоративной отделки. В XV—XVI вв. Крупнейшим представителем культуры Возрождения Нидерланд ов был Эразм Роттердамский (1469—1536). Ранняя (северная) часть ратуши выходит главным фасадом на одну из вливающихся на площадь улиц, а боковым фасадом — на площадь, где к нему вплотную примыкает фасад новой (восточной) части.
И в этих словах была правда Дюрера, считавшего, что сразу же вслед за Богом идет художник. В небольшом скромном здании ощущается простота и сила. Примером подобного решения может служить площадь в Гауде.
Внешне он уже почти ничем не напоминает замка-крепости. В 1547 году вышел первый французский перевод Витрувия. Период, так называемого, «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года.
К северу от Альп на территории Западной и Центральной Европы долгое время в культуре царит готика, достигшая своего наивысшего расцвета в XIV веке («Пламенеющая Готика»). Строитель ее — крупнейший нидерландский архитектор XVI в. Корнелис Флорис. Очень важным является и изменение характера пространства. В качестве строительных материалов для них служили камень, кирпич, дерево.
Красивое тонкое лицо стало несколько старше, на нем отразились странствия и впечатления от увиденного. В этом небольшом скромном здании ощущаются простота и сила. Наиболее значительной по масштабам церковной постройкой Нидерландов явился огромный семинефный собор в Антверпене (1352—1616) с колоссальной (ок. Крупнейший мастер бытовых сцен – Питер Брейгель-старший, называемый также «Мужицким» из-за того, что он любил изображать сценки из крестьянской жизни.
7). Множество деталей, некоторая манерность нейтрализовались удивительной красотой колорита. На крайних створках запечатлены Адам и Ева – прародители рода человеческого.
Художники принадлежали к цеховым организациям, причём художники зачастую относились к цеху аптекарей (фармацевтов), а скульпторы – к каменных дел мастерам. В XV в. ренессанс постепенно распространяется по всей Италии.
На этом портрете мы видим художника в самом расцвете творческих сил. Названия столетий: дученто (XIII в. ) — Проторенессанс, треченто (XIV в. ) — продолжение Проторенессанса, кватроченто (XV в. ) — Ранний Ренессанс, чинквеченто (XVI в. ) — Высокий Ренессанс. гротески, т. е. Сундук-кассоне Раннего Возрождения представляет собой простой прямоугольный ящик, который имеет фасад, цоколь, ножки и иногда карниз. На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов.
Спокойные горизонтальные членения форм зданий новой архитектуры противопоставляются теперь устремленным ввысь линиям готики.
11). На закате своего существования архитектура возрождения стала сложнее и элегантнее. Он используется и в конструкциях и в элементах оформления. К первым по времени ратушам в собственном смысле слова принадлежит ратуша в Брюгге (1376—1421 гг. ), по своим стилевым формам еще не выходящая за рамки средневекового зодчества (рис.
Жанекен, К. Лежён).
архитектором Антонисом ван Кельдермансом в сложных формах пламенеющей готики (рис. В очертаниях проемов и оконных переплетов долго сохранялись разнообразные готические формы, чаще других — придавленная «тюдоровская» арка и мотивы в форме трилистника.
Создателей домов особенно интересовал внешний облик здания. Что касается крестьянского жилища в Нидерландах, то его образцы XV—XVI вв. 9, 10). Более органично принципы готического и ренессансного зодчества объединены в архитектурных формах монументального двора во Дворце правосудия (бывшем дворце епископа) в Льеже (двор сооружен в 1526—1540 гг. ).
Между внешним обликом здания и его действительной структурой есть противоречие. Три очень высоких ее этажа увенчаны еще более крутой кровлей с четырьмя ярусами окон и мощными пинаклями по углам. Верхняя часть завершалась особенно сильным карнизом иногда значительно выступающим (палаццо Питти во Флоренции, 1458 г. палаццо Строцци, 1489 г. палаццо Гонди, 1490 г. ).
Своеобразное видение античности, породило творческое прошлое архитектора. В качестве примера такого воздействия можно привести монументальную ратушу в городе Эмдене (Германия), построенную в 1574—1576 гг. Два верхних этажа в изобилии насыщены скульптурными элементами.
Сюда может быть отнесен самый грандиозный собор католического мира в Кельне (начатый в 1248 г., совершенствуемый, реставрируемый и ремонтируемый до сего дня), собор в Ульме (1377–1529), а также целый ряд замковых и дворцовых сооружений. В Англии в начале XVII в. можно говорить о стиле Якова, отчасти обязанного своим появлением массовому найму иностранных резчиков и мастеровых (в особенности – из Нидерландов). В комнатах той поры располагалось только самое необходимое.
известны: Дом свободных корабельщиков в Генте (1530—1531 гг., архитектор X. ван ден Берге), Дом Лосося в Мехельне (1530—1534 гг., архитектор Ян Борреман), а также Дом гильдии стрелков в Антверпене (рис. К концу 15 — первой трети 16 в. искусство Возрождения развивалось в Германии. Одним из выдающихся его представителей, творчество которого в известной мере определяло направленность немецкого искусства и культуры в течение длительного времени, был художник и мастер гравюры Альбрехт Дюрер (1471— 1528). Три этажа балконов с балюстрадами, расположенными диагонально, указывают на движение лестницы, вносят элемент динамики и напряженности ритма в оформление всего фасада.
Всю историю развития нового стиля в течение XV – XVI вв. Сюда же можно отнести и портрет матери. В своем творчестве Босх выступал как моралист, страстный проповедник, бичующий зло и пороки погрязшего в грехах мира. Крупнейшим представителем Возрождения считается Томас Мор (1478—1535), автор социально-философского произведения «Утопия», положившего начало направлению утопического социализма. Это простое по формам сооружение также возникло под воздействием французской архитектуры.
Глубоким трагизмом наполнены многие картины Брейгеля. Картины объединяет мысль о безумии человеческого существования в условиях «перевернутого мира». Въездные ворота в Анэ уподоблены массивной трехпролетной триумфальной арке.
Те, кто занимается изучением человеческого, получают в конце XV в. название гуманистов. Это видно по фасадам и декору сооружений позднего ренессанса. Как и первый «Глобус», сегодняшний театр имеет выступающую сцену, которая выдаётся в огромный круглый двор, окружённый сидячими местами на трёх круто наклонённых ярусах.
Картины объединяет мысль о безумии человеческого существования в условиях «перевернутого мира». Первой ратушей, целиком созданной в классических формах, была ратуша в Утрехте (1547 г. ). Недаром многие из приемов Флориса были продолжены и развиты в XVII в. зодчими фламандского барокко.
В Италии на базе античного наследия начинается невиданный до тех пор расцвет искусства. Справа на темной стене надпись: «Это я писал с самого себя. Они плавают в причудливых водоемах, составляют невиданные, фантастические кавалькады. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Они не составляют единого целого их облик – это облик людей, живущих по законам «перевернутого мира». В 15—16 вв. Центральная часть фасада Лувра своими величавыми формами подобна триумфальной арке. 14).
Эта деталь широко использовалась в архитектуре домов и общественных зданий. Зимой, когда театральный сезон закрыт, театр используется для образовательных целей. Мир небесный представлен музицирующими ангелами, фигурами Бога, Марии и Иоанна Крестителя. А может быть, все именно так и было. То же можно сказать и о скульптуре.
К каким берегам должен пристать. В 1598 году владелец земли, на которой располагался «Театр», повысил арендную плату. В нём более чем где-либо ощущается дыхание исторического прошлого.
Термин «Возрождение» для обозначения соответствующего периода ввёл французский историк Жюль Мишле, однако швейцарский историк Якоб Буркхардт в своей книге «Культура итальянского Возрождения» (нем. Die Kultur der Renaissance in Italien) раскрыл определение полнее, его интерпретация легла в основу современного понимания Итальянского Возрождения. Особенного расцвета достигло изобразительное искусство. Дворцовые помещения сгруппировали вокруг трех главных внутренних дворов (Овального, Белой лошади и Фонтанного), куда были выведены оригинальные подковообразные наружные лестничные площадки. Позже слово было подхвачено французами и трансформировалось в Renaissance (Ренессанс) – так еще называется этот период.
Владевшие землей князья приняли участие в многочисленных и беспощадных войнах. Эти постройки имеют гармонично просторные внутренние дворы, обнесённые в нижнем и в верхнем этажах крытыми галереями на арках, которые поддерживаются колоннами или пилястрами античной формы. В качестве украшений используются архитектурные шаблоны: целые антаблементы, фризы, карнизы, цоколи, кронштейны, отстоящие от фона колонны, полуколонны, пилястры с базами и капителями.
Большое внимание уделялось созданию силуэтов зданий и поражающих воображение перспектив. Его точное местоположение оставалось неизвестным до тех пор, пока в 1989 году остатки его основания не были обнаружены под автостоянкой «Anchor Terrace» на Парк-Стрит (контур фундамента повторён на поверхности автостоянки). В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. На эскизе и на «Длинном пейзаже» Лондона Вацлава Холлара (1647) «Глобус» показан в виде круглого здания c башнями. Однако старые традиции здесь еще слишком сильны и их не сразу удается вытеснить.
рис. Особенностью жилых домов в городах Нидерландов (так же как и ряда других стран Европы) были очень большие оконные проемы, забранные частыми переплетами. 4). Во многих сооружениях, строительство которых продолжалось многие десятки лет.
Изображения были почти монохромными, без оттенков. ФлоренцияВо главе становится богатое семейство Медичи, которое собирает при дворе большую художественную коллекцию. Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. До четвертого этажа ее горизонтальные членения совпадают с поэтажным членением, но вместо прямоугольных окон здесь во всех этажах применены несколько более широкие полуциркульные окна, очень широкие простенки между которыми заполнены сдвоенными колоннами и нишами с медальонами.
К XV—XVI вв. За этим эпитетом стоит не только факт его биографии (Брейгель родился в крестьянской семье), но и огромный интерес художника к простым людям их быту и повседневной жизни. Ромуальда в Мехельне (Малине), церквей св. Ренессанс не был полностью светской культурой.
Как и в период Тюдоров, строилось мало церковных зданий, но зато было возведено несколько «домов чудес» в стиле короля Якова. Когда правителем стал герцог Альба, в стране установился режим кровавого террора. Все расширявшаяся творческая практика зодчих нового стиля подкреплялась отныне развитием теоретической мысли. Образ вселенной создают 12 изображений на наружных створках полиптиха (в закрытом виде) и 14 на внутренних (в раскрытом виде) – небесные сферы, населенные небожителями и земля с се далями, лесами, долинами и горами.
Такой орнамент, а также маскароны (декоративные маски в виде фантастических изображений головы животного или человеческого лица), сфинксы, тритоны, крылатые амуры стали излюбленными декоративными мотивами в мебели того времени. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. вообще невозможно установить границу, разделявшую готику от более поздних стилей.
5). Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века. Фасад в изобилии насыщен скульптурными элементами. В XV в. Нидерланды оставались богатейшей страной Европы.
Не в нем ли ключ к пониманию этой, согласитесь, довольно странной картины. Так возникают постройки, в которых новые формы архитектуры причудливо соединяются с готической конструктивной основой, например здание Канцелярии городского суда в Брюгге (1534—1537, архитектор Христиан Сиксденье) — небольшая двухэтажная постройка, расположенная на Рыночной площади рядом с внушительным зданием средневековой ратуши. Накладывая краски прозрачными слоями (лессировками), они доводили живописную поверхность до глянцевого блеска. Для коридоров и арочных галерей применялся крестовый свод без ребер. Каково их назначение. Возрожденческая литература в Германии опиралась на средневековые традициимейстерзингеров.
Новые формы воспринимались им преимущественно в декоративном плане. Кажется, что строитель боится оставить незаполненной хотя бы небольшую часть плоскости стены и фронтонов. Масштабы входящих в эту застройку отдельных сооружений их пропорции и сам характер архитектурных форм не всегда отличались полным взаимным соответствием. Границы человеческого познания раздвигаются, чему способствуют, в частности и многочисленные изобретения. Сущность этого приема декорировки состоит в следующем: из двух наложенных друг на друга по-разному окрашенных листов фанеры выпиливались фрагменты узора. В это время стираются границы между светским и церковным искусством, т. к. Более ранняя часть сооружена в формах готики в 1518—1535 гг.
XV в., а Высокий Ренессанс изживает себя уже к 30-м гг. Два главных архитектора того времени строили церкви обоих типов. 6). 22). Браманте воспроизвел круглую форму римского храма с колоннадой вокруг целлы.
Смена эпох – это не только новые стили в искусстве. Она обильно украшена орнаментом, составленным из масок, трофеев, эмблем, канделябров, различных декоративных мотивов, а также скульптурой. «Глобус» был собственностью многих актёров, которые (за исключением одного) были также акционерами Lord Chamberlains Men. Последним известным нидерландским теоретиком был Ганс Вредеман де Вриз (1527—1604 гг. ), художник, мастер развившегося в нидерландской живописи жанра архитектурной картины.
В то же время Рименшнейдер одним из первых отказался от традиционной раскраски и позолоты статуй, наделял персонажи отчётливой индивидуальной характеристикой и интенсивной духовной жизнью, обращал особое внимание на убедительность мимики и жестов.
В проемах и их обрамлениях стрельчатые формы выражены слабо и вообще в гентской ратуше готика использована скорее в декоративном плане. Среди сооружений этого типа в XV—XVI вв. Она состоит из двух частей. Образовывавшиеся на фасадах выступы опирались на консоли.
Среди сооружений этого типа в 15—16 веках известны сохранившиеся в городе Мехельне (Малине) Дом цеха рыбаков (архитектор Ромбоутс Кельдерманс, умер в 1531 г. ) и Дом лосося (1530), а также Дом гильдии стрелков в Антверпене. Эти пространства были как бы взаимно связаны. И здесь применен тот же мотив триумфальной арки, но истолкован он по иному и ордер связан со стеной теснее и органичнее, чем в Экуане. В самом конце жизни Дюрер напишет: «Что такое красота, я не знаю». Сейчас показ спектаклей идёт каждое лето (с мая по октябрь).
Еще нет здесь ни животных, ни человека, а безбрежные воды Мирового океана ласково окружают земную твердь. Рядом с пальмами – апельсиновые и лимонные деревья. Альбрехт Дюрер». Иллюстрации к нему были сделаны Ж. Гужоном, написавшим и краткий вводный текст. В интерьерах богатое убранство сочеталось с уютом.
К концептуальным произведениям Босха относится триптих «Сад земных наслаждений». По углам последней расположены ратуша, церковь, госпиталь и гостиный двор. Дворцовые помещения сгруппировали вокруг трёх главных внутренних дворов (Овального, Белой лошади и Фонтанного), куда были выведены оригинальные подковообразные наружные лестничные площадки. Роскошную отделку парадных залов резными панелями, декоративными фризами, фресками, рельефами осуществляли приглашённые к королевскому двору итальянские мастера-маньеристы Джованни Россо (1494 — 1540) и Франческо Приматиччо (ок. Свою деятельность он начал небольшим центричным в плане храмом Темпьетто во дворе церкви Сан Пьетро ин Монторио в Риме (1502), с которого открывается новый период развития Ренессанса. Применение кирпича в сочетании с белым камнем сообщает фасаду большую выразительность.
Сундук как бы приподнялся над полом, профили его нижней части теперь плавно сводятся к ножкам, благодаря этому зрительная тяжесть его объёма стала уменьшаться. В XVI в. центром итальянский архитектуры становится Рим. Леонардо в Милане не окружен, как это было во Флоренции, людьми скептическими и недоверчивыми.
Для интерьеров эпохи Возрождения характерно (по примеру Древнего Рима) стремление как бы увеличить реальное пространство помещений с помощью фресковых росписей, станковых картин или даже скульптуры. Постройки автора наполнены декоративными элементами и расписным внутренним содержанием. В этот период в основном завершалось строительство храмов, начатых в предшествующие столетия, в том числе собора св. Среди многочисленных построек Ф. Делорма следует особо отметить гробницу Франциска I в церкви аббатства Сен Дени под Парижем, где мотив античной триумфальной арки смело сочетается с традиционной формой французского надгробия (кон. Раньше всю «чертовщину» на картинах Босха признавали всего лишь забавой для зрителей, предназначенной для того, чтобы пощекотать нервы. На них печать глупости, дурашливого веселья, бессмысленного внимания.
Подобными же статуями украшены грани массивных пинаклей. Изобретение станка для выработки тонких листов фанеры по своей значимости для развития мебельного производства имело такое же важное значение, как повторное изобретение пилы (начало XIV в. ) для получения уже не рубленных топором, а пиленых досок. В церковном строительстве нидерландская архитектура 15—16 вв. Не последнюю роль в возникновении Реформации сыграли новые идеи итальянского Возрождения, снискавшие симпатии среди бюргерства и образованных людей в странах Западной Европы эти идеи получили здесь свое выражение «в стремлении к изучению первоисточников Ветхого и Нового заветов с неясно осознанной целью сличить «подлинное» вероучение с тем его вариантом, который проповедовался Римом и всей церковной иерархией»1.
До середины XVI в. позиции позднеготической архитектуры оставались еще очень сильными.