Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. К тому же и погода благоприятствовала работе.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Репин считал сам эту картину красивой. Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян приобретал для своей галереи П. М.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Это лучше всех ваших академических работ. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности. Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Рассмотрим "ближний круг". Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Третьяков. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Не доносчик ли.
«Как. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
О чем эта история. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Возможно, желание написать подобное произведение появилось, когда художник увидел на Неве нарядных веселых барышень, собравшихся покататься в лодке и одетых в лохмотья утомленных бурлаков, приподнявших грязный канат, чтобы проходившие девушки не испачкали светлые платья. Широко известное и признанное произведение И. Е. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Его мастерство в технике, в умелом использовании цвета в сочетании с тонким психологизмом и живым откликом на происходящее вокруг в полной мере проявляется во всех работах.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Великий представитель русского реализма в живописи страстно увлекавшийся другими творческими методами. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Он идет прямо к матери. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Вегетарианцем стал и сам Репин. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге».
Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. На моих друзей она производила то же впечатление. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба».
В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Зрителю кажется, будто бы он находится в комнате за потрясённо застывшей матерью вернувшегося сына. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Внимание художника тяготит их. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Работал в плакате и в книжной графике. Мне минутами становилось страшно.
В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Умер русский художник в Пенатах. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ).
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Действительный член Академии художеств с 1903. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Она была закончена только в 1891 году. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Убийство свершилось. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Все заняты.
Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Репин блестяще справился со всеми трудностями композиционного и живописного решения картины избежав ложной помпезности. По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Труд — вот что определяет и украшает человека.
Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Мне минутами становилось страшно».
Они словно противопоставлены друг другу. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Позднее полотно было отреставрировано специалистами.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Этюд получился превосходный. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Репин встречал их по средам. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. На картине изображены монахи, случайно приплывшие на лодке по реке к месту купания деревенских женщин, большей частью обнаженных. Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Репин продумывал композицию картины до мелочей. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. В его глазах читается печаль, тоска. С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Ему удалось создать не просто рядовой портрет знаменитого писателя, а из ряда вон выходящее художественное произведение. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Рисунок уверенный, лепка твердая., Остроумова-Лебедева.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Восстановлен в 1962 году.
художественный музей им. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Все действующие лица, за исключением Николая Рубинштейна, по необходимости писались с гравюр или с фотографий и тем самым для автора закрывалась возможность проявить самое драгоценное свойство своего дарования — чувство жизненной правды. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Возвращается в Россию летом 1876 года.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Среди его учеников Малявин Малявин Филипп Андреевич Известный русский художник и график. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский».
В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Трагедия личности в произведении Репина становится общечеловеческой, приобретает размах шекспировской трагедии. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
Работал весь день, не замечая времени. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Над письмом склонился предводитель казаков.
Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшается здоровье художника. О картине появилось много статей в периодической печати.
я работал завороженный. После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Зритель становится участником происходящего. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Каждый из портретируемых изображен ярко-индивидуально, с теми неповторимыми чертами, которые особенно полно раскрывали существо и характер человека. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Действительный. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Гоголевский Андрей мягко улыбается.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Во внешнем "круге" особенно заметны две фигуры: хохочущий казак в красном жупане и мрачный запорожец с повязкой на голове. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Совсем скоро художник отправится на Украину, чтобы зарисовать старинные укрепления, сохранившиеся на месте Запорожской Сечи и найти прототипы среди реальных казаков для будущих персонажей. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Имя Репина стало широко известным. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Учился в Высшем.
Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов. Так ли это – судить зрителям.
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Третьяков»109. В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у, посещал мастерскую П. П. А вот девочка недоверчиво и испуганно глядит на вошедшего: когда отца забрали, она была совсем крошкой и теперь не узнает его. Отдельные портретные этюды принадлежат к лучшему, что создано Репиным, по силе выразительности и чисто живописному размаху. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Репин дважды подавал прошения об отставке. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. Однако в Советской России он оставался «своим». И это не скрывает Репин. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
«Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ).
Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Имя Репина стало широко известным., Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Эта история получила название «бунт 14». Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Много учился на написании портретов близких и друзей. На что получил насмешливое письмо. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Написан портрет вдохновенно.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В конечном варианте оно одухотворённое.
Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Каждый из его персонажей— от чугуевских мещан до профессоров Академии— имеет свои речевые особенности обладая отличной памятью, художник спустя много лет легко воспроизводил речь волжских рыбаков и запорожских казаков. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Позднее Репин вспоминал: «Какая-то кровавая полоса прошла через этот год Я работал завороженный. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Лишь немногие поняли скрытую в ней обличительную тенденцию автора изрядно поглумившегося над всем этим раззолоченным чиновным людом. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Вся центральная часть написана самим Репиным. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.
Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны индивидуальны.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Каждый персонаж переживает что-то своё. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. О картине появилось много статей в периодической печати. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. В его взгляде осуждение и тревога. К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Глаза ясные и добрые. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Пенаты были превращены в мемориальный музей.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Репин никуда не делся. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. Тут больше любви к делу, — пояснил он. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Америка—Франция—Россия. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Это вы сами. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. -— И. Г. ), они много смеялись». Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Казалось, она спит. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»).
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). А свеча становилась ниже и тени менялись. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Комната небогатой интеллигентной семьи. Пятый факт.
За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Родом из семьи военного поселенца. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. За окном летний день. Общение с прежними друзьями было только заочным. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. Она ушла из жизни в 1931 году55. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже.
Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Л. Н. Толстого». Картина теперь писалась легко, вдохновенно. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. В этот период он нарисовал картину Крестный ход в Курской губернии, которую тут же купил Третьяков в свою галерею за огромные деньги. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Первый факт. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. С 1913 – академик. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Я отворачивался от этой картины, прятал ее.
Репин запечатлел момент написания письма. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Берег Волги. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Стасов присылает ему все, что он просит. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. — Да это превосходно. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину.
— сказал Крамской. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
И вот уже перед нами не царь, а отец. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». М. Бунакову.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Публике картина понравилась. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.