Не менее знаменитые художники – нидерландец Рембрандт и проживающий во Фландрии Рубенс – привнесли в стиль барокко в живописи нотку национального колорита своих стран. Середина 1630-х годов можно считать временем наибольшей близости Рембрандта к общеевропейскому стилю барокко, пышному и шумному, насыщенному театральным пафосом и бурным движением, контрастами света и тени, мирным соседством натуралистических и декоративных моментов, чувственности и жестокости.
В эрмитажной картине «Давид и Урия» воссоздается драматический эпизод: Давид, полюбивший жену Урии Вирсавию, посылает своего военачальника на верную гибель. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Караваджо Микеланджело Меризи да (Caravaggio, Michelangelo Merisi da) (1571-1610 гг. ) итальянский художник. В 1643 г. он вместе с друзьями – семейством Бежаров – организовал труппу «Блистательный театр», первые же спектакли которого блистательно провалились.
Король Людовик XIV (1643-1715) заявляя: «Государство – это я». В 1595 г. Аннибале, считавшийся наиболее талантливым из братьев, переезжает в Рим, где расписывает плафон галереи в Палаццо Фарнезе (1597-1604 гг. ). После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Сюжет картины – евангельская легенда о том, как Иосиф Аримафейский, Никодим и другие ученики и близкие Христа, получив разрешение Пилата, сняли ночью телоХриста, завернули его в богатую плащаницу и похоронили.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Создавая развлекательное представление, Мольер умел наполнить его серьезной идеей. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.
Несмотря на яркость и пышность изображения, оно не лишено иллюзорности и призрачности. Его престиж в обществе необычайно высок.
Исследователи его творчества отмечают, что по работам прославленного голландца можно проследить весь тридцатитрехлетний земной путь Христа от рождения до Голгофы (). В его произведениях можно обнаружить черты этих двух стилей, но без присущих каждому из них крайностей. Мольер и его труппа исколесили всю Францию. Пьеро делла Франческе, Ф. Рабле и др. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Картины Рубенса поражают прежде всего масштабом изображения.
У истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника — Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века — первое десятилетие 17 века. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Изображаемые им человеческие фигуры нередко напоминают сжатую пружину, готовую мгновенно развернуться.
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Главными выразительными средствами для художника были цвет и свет. Пушкин. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Герой трагедии – Родриго Диас де Бивар, которому посвящен средневековый испанский героический эпос «Песнь о Сиде». Постановка «Сида» сопровождалась триумфом, французское аристократическое общество увидело в герое свой идеал, которому хотело подражать. После переезда братьев в Рим Лодовико Карраччи возглавил академию в Болонье. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист.
В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. «Сид» написал никому неведомый адвокат из Руана Пьер Корнель (1606-1684). Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Он был близок к гуманистам, увлекался классиками Античности – Плутархом.
Все эти детали дают простор для самого различного истолкования бытовой сценки. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание.
На полотне изображена мастерская художника и он сам, работающий над картиной. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Даная – дочь аргосского царя Акрисия. Рембрандт бы гением эпохи барокко. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица.
Пуссен долгие годы прожил в Италии. Страдание вызывает болезнь Федры. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. А заказчикам нужен был обыкновенный портрет.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. В 17 веке Италия потеряла свое могущество в политике и экономике. Чудо выступает как результат истинной веры.
Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына из библейской притчи8. Убирая конкретные намеки на деятельность «Общества святых даров», он достиг большего, показав, как религиозный фанатизм калечит души верующих. Рени Гвидо является автором таких работ, как «Распятие святого Петра», «Самсон-Победитель», «Давид с головой Голиафа».
Рубенс нарушает все это в пользу движения. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Возможно, это так, но пример Корнеля убеждает в том, что гений всегда выше правил.
Эти работы – свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма. Неизбежен был конфликт Рембрандта с обществом. Но прав ли отец-король, который во имя блага подданных обрек сына на полуживотное существование.
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Так, например, художник предельно ограничивает себя в цвете. В качестве единой «разумной» основы природы и истории, благодаря которой можно проследить закономерную связь вещей и явлений в мире, Гердер рассматривал Бога.
Но их усилия оказались тщетными. Родриго убил на дуэли отца возлюбленной. «Ночной дозор.
Смирившись со своим существованием, он обретает покой. Изучая обычаи и хозяйственный уклад народов Греции, Египта, Китая, Японии, а также особенности славянских культур, он пытался представить «общую картину человечества».
В конце пятидесятых годов Вермер написал пейзаж «Вид Делфт», затем на другой картине он нарисовал тихую улочку города, где он родился и жил, никогда его не покидая. В творчестве Расина во французскую драматургию входит новое качество – психологизм. Последние годы жизни Рембрандт провел в нищете, все его имущество было продано с аукциона. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви.
Такой взгляд на культуру во многом продолжил рационалистические традиции. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг. ) расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Это время абсолютизма. Смело можно сказать, что и влияние искусства Рембрандта было громадным.
Заказов становилось все меньше. Его портреты также не спутаешь с другими благодаря особой манере письма, присущей автору: прекрасный мастер колорита отдает предпочтение чистым локальным цветам (художник учился у лучших венецианских художников-колористов – прежде всего, у Тициана). Его картины: «Святое семейство», «Апостолы Петр и Павел», «Сошествие Святого Духа» и другие — отличаются особой, свойственной только этому художнику серо-перламутровой цветовой гаммой. В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Зато все требования заказчиков были выполнены.
Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Он управляет королевством с непомерной жестокостью, мстя за прошлые обиды. В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями. Незатейливое действие перемежалось в ней с пантомимой и танцами. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см.
Поздние полотна Пуссена «Четыре времени года» (1660-1665) отражают четыре возраста в жизни человека. В центре площади находится памятник Рембрандту. Предсказание богов сбылось.
Плюс красная, максимально яркая красная помада на губах. В зрелый период и особенно после знаменитого «Ночного дозора» эти тенденции еще более усиливаются.
То ли королевской четы — Филиппа II и его жены Марианны (которых мы не видим — только их смутное отражение в нарисованном зеркале). В то же время наблюдается усиление субъективного начала в искусстве. Как и его соотечественники, Веласкес обращался к евангельским образам. нет патетики и т. д. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.
Он всегда носит в самом себе мерило, помогающее ему не измерять видимые предметы, а чувствовать их, а как чувствительно это мерило, свидетельствует восторженное сочувствие друзей искусства всех времен и народов. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669 гг. ) голландский художник, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии. Рембрандт многократно обращается к образу Спасителя. Ничто не препятствует будущему счастью любящих, однако ссора их отцов разрушает гармонию.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность. При этом реакция каждого сугубо индивидуальна. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность. Драматичность в произведениях Гвидо Рени немного театральна.
Барокко сменилось более спокойным палладианством. Барокко искусство (Baroque art. ), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Св. Внимание посетителей музеев всегда привлекают его картины, на которых фигуры персонажей вытянуты по вертикали, представлены в неожиданных ракурсах и «одеты» в беспокойные, словно пульсирующие цвета. В дальнейшем Караваджо полностью посвящает своё творчество религиозной тематике.
Вот таким образом его произведения вне времени. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Рембрандт же существовал и творил вне своей современности.
В картине «Святой Георгий с драконом» (1606-1610) он передает яростное движение противоборствующих персонажей. В это время он выполнил такие работы, как «Саксия с цветком», «Автопортрет с Саксией на коленях» и «Саксия в костюме Флоры» (один из портретов находится в Эрмитаже). Но девушка, кажется, хорошо понимала, какая ответственность лежит на ней и тщательно выполняла все требования мужа — художника. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
Работы стали спокойными и теплыми, полными человеческих чувств, близости, переживаний. Художника интересует потаённая суть явлений, сложный внутренний мир изображаемых людей. Царю было предсказано, что он погибнет от руки внука. Отомстив, он выполнил свою сыновнюю обязанность.
Однако его фламандский темперамент далеко не все принял от великих итальянцев. Агостино Карраччи известен как преподаватель и гравёр. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Так, одной из его любимых тем было "Положение в гроб", которое он изображает при свете факелов26, а также "Рождество Христово", в котором свет исходящий от Младенца, сочетается со светочами, принесенными пастухами (Венский музей). Вырванное служанкой признание царицы усугубляет трагическую коллизию. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. С 1631 г. Рембрандт живет в Амстердаме.
В этом же году он пишет своё самое выдающееся и известное полотно «Ночной дозор», композиционное решение которого не имеет ничего общего с традиционным групповым портретом. В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями. Оклеветанный, он погибает.
Оно стало не только веком науки, но и веком искусства. В 1634 году было написано висящее в Эрмитаже «Снятие с креста». В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
Теряя сословный уклад жизни, Журден утрачивает и здравый смысл. Другой барочный сюжет связан с чудом. Пуссен остался равнодушен к достижениям барокко, сохранив верность строгой классике. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. В пятиактной трагедии третий акт всегда был кульминационным.
В частности, его знаменитая «Даная» выглядит весьма чувственной и плотской, но не до такой степени, как это исполнил бы Рубенс. В некоторых из них заметно сильное влияние творчества Караваджо. За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным. В первом шедевре Ж. Расина «Андромаха» вдова Гектора и мать его сына окружена врагами, которые страшатся, что выросший Астианакс отомстит за смерть отца.
Никола Буало впоследствии отозвался на успех «Сида» такими словами: «Напрасно министр составляет лигу против «Сида», весь Париж смотрит на Химену глазами Родриго». Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг. ) расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг. ). Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг. ) расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Его ранние работы не совсем самостоятельны, чувствуется сильное влияние наставника. Тем не менее пока еще небо над ним ясно и безоблачно. Незабываемые образы созданы кистью другого мастера этого жанра – Эль Греко. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину).
Художника интересует потаённая суть явлений, сложный внутренний мир изображаемых людей. Пусть и в меньшей мере, но то же самое можно сказать о Л. Альберти, Ф. Брунеллески. Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи — отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе. Караваджо Микеланджело Меризи да (Caravaggio, Michelangelo Merisi da) (1571-1610 гг. ) итальянский художник.
Расин стал непревзойденным мастером изображения человеческих страстей. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Он вырабатывает свой стиль: возвышенный, торжественный, аллегорический.
Самой знаменитой фигурой европейского барокко является фламандский художник П. Рубенс (1577-1640). В голландском искусстве велик интерес к материальной культуре. В некоторых работах замечается обилие бытовых деталей – «Моисей и сбор манны небесной», 1614-1615, но образы главных персонажей не теряются на этом фоне. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством.
Рубенс родился в небольшом немецком городе Зигине. Известнейшая картина Диего Веласкеса (1599–1660) — «Менины» («Фрейлины»). В своем творчестве Рембрандт пытается постигнуть внутренний мир человека и оно удивительно разнообразно – перу автора принадлежат пейзажи, натюрморты, портреты, картины и рисунки на самые различные темы. К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена. Никакого загара, ни в коем случае.
В 1642 г. судьба наносит тяжёлый удар Рембрандту – умирает Саския. Таковыми, в частности, являются полотна «Битва амазонок», «Похищение дочерей Левкиппа», «Охота на львов», «Охота на кабана». Рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурха» (1642) вызвал скандал. В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями. Диего Веласкес (Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес) – художник и великий представитель эпохи Золотого века, родился в испанской провинции Севильи в городе с одноименным названием. И именно здесь художник проявил всю технику, наработанную за жизнь.
Костюм был подчинен этикету. «Тартюф» в итоге стал притчей о том, что истовая набожность лишает человека здравого ума. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
Таковы его многочисленные гротескные изображения шутов и карликов. Вместе с тем в них есть и спокойствие, отсутствует трагичность, свойственная Караваджо. То ли их дочери — инфанты Маргариты: в окружении многочисленной свиты она кокетливо смотрит прямо на зрителя. Не столь очевидно сказалось влияние умонастроений и эстетики барокко на творчестве величайшего испанского художника XVII в. Диего Веласкеса (1599-1660). Больше всего он любил саму человеческую жизнь. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Так что же, пророчество сбилось.
В разное время в термин «барокко» вкладывалось разное содержание. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Некоторые его черты присутствуют в произведениях Рембрандта, но в них нет чистой идеализированной красоты, нет ничего величественного и героического. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти.
Он многократно пишет свою новую семью (, ), но в дом приходит бедность, а затем – нищета. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Рубенс — стал создателем живого и волнующего стиля художественного выражения, позже названного барокко. Картины-«Святой Георгий» Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Жена стала любимой – и единственной, после матери, женской моделью знаменитого художника. Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины Обращение Савла и Распятие апостола Петра (1600-1601 гг. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма. Оно возникло благодаря двум важным событиям Средневековья.
Кожа должна быть белой, неестественно белой, а платье неестественно ярким. Вставший на дыбы конь, взмах вооруженной руки, напуганное чудище – все подчинено стремительному движению, которое контрастирует со спокойствием принцессы, ради которой вступил в схватку Георгий. В начале жизни свет носит караваджистский характер, в конце – иррациональный. Будучи глубоко верующим человеком, художник Эль Греко (1541–1614, настоящее имя Доменико Теотокопули) часто обращался в своем творчестве к библейским мотивам. В комедии «Мещанин во дворянстве», музыку к которой написал знаменитый композитор Люлли, Мольер изобразил разбогатевшего буржуа Журдена, который возмечтал об аристократическом титуле. Все беды человека вследствие его собственного «неразумения», – считали просветители. Год рождения Буало был и годом создания величайшей трагедии французского театра.
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Однако спад дарования с годами становился все более ощутим.
Счастливый период в жизни Рембрандта длился недолго. Заказов нет. Однако истощенная невзгодами Италия не потеряла своих позиций. Позирование порой занимало немало времени. Вот как характеризует шедевр прециозности М. А. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669 гг. ) голландский художник, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии.
Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Барочная живопись можно назвать вершиной реализма в европейском искусстве. Конфликт изначально неразрешим. Однако успех принес и одновременно вызвал скандал «Сид».
В этом плане весьма показательно название пьесы крупнейшего драматурга эпохи барокко испанца Педро Кальдерона «Жизнь есть сон» (1634), в которой принц Сехисмундо брошен своим отцом польским королем Басилио в темницу. Это был счастливый период в жизни Рембрандта, судить об этом можно по знаменитому автопортрету с Саскией на коленях (1634): он талантлив, богат, любим. Последние годы жизни провёл в Неаполе, на Мальте и Сицилии.
Иной фактор освещенности. В Мадриде в музее Прадо, где хранится наиболее значительная часть наследия Веласкеса, религиозная живопись мастера представлена такими сюжетами, как венчание Богоматери, рождество Христово и дары волхвов и трагически-болезненное распятие (см.,, ). В этот период он часто писал библейские сцены.
Одним из наиболее любимых жанров у аристократической публики была комедия-балет. Барокко искусство (Baroque art. ), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. Рении переезжает в Рим, где у него открывается блестящие возможности. Эта картина так же висит в Эрмитаже. Иначе складывается судьба Федры в одноименной трагедии (1677).
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. К числу бесспорных шедевров относится портрет самого художника вместе с женой Изабеллой Брант (1609). В 1600 г. он едет в Италию, проводит там семь лет изучает творения ренессансных мастеров. Во многом они были прямо противоположны тем, о которых шла речь выше.
В разное время в термин барокко вкладывалось разное содержание. Я обвиняю. » (2008)12. Скрупулезно выписано тело покойного, ставшее центром композиции. В эпоху Возрождения, европейские художники осознали важность формы и анатомии в представлении человеческих фигур реалистично. Ранние работы Караваджо – поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски). Но вместе с тем мольеровский герой храбрец и свободомыслящий человек.
Крупнейший немецкий поэт периода Тридцатилетней войны Мартин Опиц пишет поэму «Слово утешения средь бедствий войны».
Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. В них все как бы ближе к земле, все гораздо проще, естественнее, правдивее, жизненнее. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Сехисмундо снова брошен в узилище. Поверх одевалось платье с длинным шлейфом.
По-особому ярко они проявляются в полотнах «Портрет старика в красном», «Портрет старушки». Мольер направил свой удар на тайную религиозную организацию «Общество святых даров», которое занималось слежкой за неблагонамеренными согражданами и вероотступниками. Ярким представителем итальянского барокко является римский архитектор, скульптор и художник Л. Бернини (1598-1680). В 1642 г. умерла Саския, на руках отца остался девятимесячный сын Титус. Все трое Карраччи известны как блестящие рисовальщики.
Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Французский зритель безоговорочно отдал пальму первенства молодому конкуренту Пьера Корнеля, в непредвиденном состязании победила «Береника» Ж. Расина, в которой он с неподражаемым мастерством показал, как борются в душах героев любовь и долг.
Художник был выдающимся теоретиком искусства и дипломатом. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Это особенно ощутимо в его полотнах «Воздвижение креста» (, ) и «Снятие с креста» (, ). Во всех видах искусств барокко слилось с более легковесным стилем рококо.
В 1605 г. художник впал в депрессию и последние годы работал мало. Бассано – большой, далеко еще не оцененный по заслугам художник. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Чтобы не выдавать красавицу-дочь замуж, он прятал её в подземелье. А в 28 случилось в его жизни чудо -пришла настоящая любовь.
Он чужд какой бы то ни было религиозности. Заказчики были недовольны тем, как нарисовал их мастер: абсолютно проигнорировал, кто сколько заплатил, по рассеянности нарисовав внесших крупную плату на заднем фоне. Его часто критикуют за приземлённость, за то, что персонажи больше похожи на обыкновенных людей, чем на святых но именно эта особенность манеры и виртуозное владение светотенью оказывали огромное влияние на художников, которые съезжались в Рим со всей Европы, чтобы увидеть работы Караваджо и в какой-то степени усвоить этот новаторский стиль. Автора «Сида» упрекали, что он нарушил три единства, осуждали за то, что его трагедия обретает счастливый финал, обвиняли в плагиате. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста.
Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Это и есть жизнь людей. Вспомним еще одну известную сентенцию.
Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. Художник был хорошо знаком с ренессансным стилем своих предшественников Леонардо и Рафаэля, он наблюдал всеобщее увлечение барочным искусством своего современника Джованни Лоренцо Бернини (1598-1689), завершившего строительство собора святого Петра в Ватикане и украсившего его пышным скульптурным убранством. Рембрандт уже не расширял своих тем новыми областями. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Очевидно, это результат их долгих трудов.
"Мода на Бассано" породила шаблон, а шаблон привел к ремесленности и упадку. Кроме портретов, Т. Гейнсборо писал также пейзажи, а к концу жизни и жанровые сцены. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Ранние работы Караваджо — поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски). На полотне художник представил себя пишущим портрет Кого. Он женился на Саскии ван Эйленбург.
Сенекой, Горацием, знал шесть языков, включая латынь. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Таковы его детские портреты итальянские пейзажи и грандиозное полотно «Менины» (1657).
В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п. ). Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. prcieuse – драгоценная) литературы.
Вся картина дышит жизнью инфанта окружена уродливыми придворными дамами. Только в религии. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг. ). Эволюция живописного мастерства художника идет по пути освобождения кисти.
В конце шестидесятых годов появились две трагедии с похожим названием и сюжетом. Спустя время, уже будучи известным, Гвидо Рени возглавит живописную школу Рима. Что именно – неясно.
Карттины- Крестьянский завтрак.
Барокко (порт. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев.
Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт.
При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ). Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу. Композиция живописных работ строилась на равновесии цветовых гамм.
Но над углублением своего искусства он работал неуклонно. Рембрандт часто обращался и к ветхозаветным сюжетам. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. В дальнейшем возникла необходимость власти создать имитацию собственного величия на фоне материального упадка. Его произведения также наполнены бурным динамизмом. В 17 веке Рим был столицей мира в области искусства, привлекал художников всей Европы и Барокко искусство скоро распространилось за пределы «вечного города».
В историю искусств он вошел как бытописатель бюргерского города. Эти работы – свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Первые комедии его сравнительно безобидны, но адресны. Эти работы — свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма. barrocco – жемчужина неправильной формы) – оппозиционно по отношению к классицизму. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Гордостью английского портретного жанра являются Д. Рейнолдс и Г. Гейнсборо.
На гобелене изображен мир исполненный гармонии и совершенства. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Первый заказ – первый большой успех, а вслед за ним новые заказы. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669 гг. ) голландский художник, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии. Например, на картине «Женщина, держащая весы» дама в богатом домашнем наряде взвешивает золото или жемчуг. Известно также, что художник подробно изучал анатомию. Сюжет картины взят из античного мифа.
Свою славу драматург подтвердил последовавшими за «Сидом» трагедиями «Гораций» (1639), «Циина или Милосердие Августа» (1640), «Никомед» (1651), в которых он прославлял патриотическое служение отечеству, каких бы жертв оно ни требовало. Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» (1600-1601 гг. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Караваджо Микеланджело Меризи да (Caravaggio, Michelangelo Merisi da) (1571-1610 гг. ) итальянский художник.
Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Взывая равно к разуму и чувству, он создает такие полотна, как «Ринальдо и Армида» на сюжет одного из эпизодов поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим» и «Танкред и Эрминия», сюжет которой также заимствован у Тассо. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви.
Его разум мутится, он не в состоянии отличить, где явь, где сон. В 1634 г. Рембрандт женился на девушке из состоятельной семьи Саскии ван Эйленбюрх, чей образ был увековечен им на многих портретах с необыкновенной нежностью и любовью. Первоначально изменились мировоззренческие представления о человеке и мироздании, благодаря эпохальным научным открытиям того времени.
Благодаря ему была создана иллюзия богатства и могущества. Устав жить от бесчисленных побед, он добровольно устремляется навстречу возмездию. Тогда же по заказу была написана картина «Анатомия доктора Тульпа», в которой молодой художник предстает реалистом. Пуссен вошел в историю искусства как непревзойдённый мастер эпического пейзажа. Культурным центром Европы все равно осталась Италия.
Супруга афинского царя Тесея испытывает пагубную страсть к своему пасынку Ипполиту. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Дом-музей Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства7. Мольер обратился к легенде о дон Жуане не случайно.
В Эрмитаже представлены и другие шедевры Рембрандта: «Флора», «Давид и Ионафан», «Святое семейство», «Возвращение блудного сына», несколько портретов стариков и, наконец, «Даная» (1636), недавно отреставрированная. Барокко искусство (Baroque art. ), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков.
Его репутации вредит то обстоятельство, что бесчисленные плохие копии и произведения его подражателей значатся под его именем. Но самобытность и успешность художника заложили бомбу замедленного действия.
Жанр, в котором работал Веласкес, получил наименование «бодегонес» от испанского «bodegon» – трактир. Сила творчества Веласкеса — в глубине психологического анализа и чеканной отточенности характеристик. Жан Расин (1639-1699) – второй великий драматург французской классицистической сцены, «певец влюбленных женщин и царей», – как отозвался о нем А. С. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника.
На картинах «Пейзаж с Полифемом», «Пейзаж с Геркулесом» природа масштабна и величественна и вместе с тем дополнена ожидания некоего героического деяния, которое совершится на фоне грандиозного пейзажа. Это отголоски болонской школы. Не был признан при жизни и другой гениальный художник Ян Вермер Делфтский (1632-1675). натуралистически. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Первоначально полотно размером 318276 см называлось «Семья Филиппа IV», затем его переименовали в «Менины» – «Придворные дамы». Павла (1675-1710 гг. ) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г. ). Все его творчество можно назвать искусством портрета.
Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины "Обращение Савла" и "Распятие апостола Петра" (1600-1601 гг. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма. Он участвует в росписях Галереи Фарнезе изучает великие работы Караваджо. Безоблачному существованию художника постепенно приходит конец. Так, в комедии «Смешные жеманницы» он высмеял салон мадам Рамбуйе, где собирались ценители так называемой прециозной (фр.
Театр, по мнению Дидро, должен стать «школой нравственности», а для этого требуется реалистически отображать повседневные заботы и радости, показывая человеческие характеры в развитии. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Картина «Синдики» становится вершиной искусства группового портрета.
Заказы иссякли и в это же время умирает его жена. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Симпатии французских просветителей (Ж. -Ж.
В 1642 г. судьба наносит тяжёлый удар Рембрандту – умирает Саския. Крона деревьев была подстрижена в виде конусов и шаров, что тоже было неслучайно. Правда, «Сид» не был дебютом Корнеля, он уже был автором трагедии «Мелита» и «Комической иллюзии». Теперь такие масштабные фигуры становятся редкостью.
Петра. Басилио решает исправить ошибку, Сехисмундо на время становится правителем страны. 1618, Водонос из Севильи. Попытка вырваться за пределы сословного бытия оказалась чревата многими потерями. XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Ни одна комедия Мольера не принесла ему столько страданий, но и такого непреходящего успеха, как «Тартюф» (1664-1669).
К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проникновенное произведение — «Возвращение блудного сына». В 1609 г. Рубенс стал придворным живописцем эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы испанских регентов в Нидерландах. Корнеля мало заботили психологические мотивы поведения персонажей. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию.
Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ). Итальянский художник, ученик Болонской школы и, как следствие, проводник ее традиций в мире живописи. Гибнет и Федра, но ее кончина величава, героиню Расина возвышают страсть и страх, пережитые ею и пришедшее к ней в финале трагедии раскаяние. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8.
Это был формат того времени. Для Сида первостепенное значение имеет не страсть, а честь и долг. Влияние искусства Рембрандта было громадным.
Ему – мать, а отцу – жену заменила бывшая служанка Хендрикье Стоффельс.
Картина принесла Рембрандту славу, в 26 лет он стал знаменит. В «Портрете дамы в голубом» Гейнсборо удалось создать образ, сочетающий парадность с изысканностью и поэтичностью. Но, пожалуй, ближе других барочному мироощущению большая картина мастера «Пряхи» (1657). В 1642 г. судьба наносит тяжёлый удар Рембрандту — умирает Саския. Ее руки молитвенно сложены, глаза устремлены вверх с выражением благодарности». Большинство его работ, выполненых в реалистической манере высокого Возрождения, восхищает красотой и совершенством.
Любя Химену, Сид вызывает на поединок ее отца, оскорбившего почтенного старца – отца Сида. Шардена, которого интересовал скромный быт и нравы третьего сословия.
Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Каждая из них держит в руках нить – нить судьбы, нить истории, нить будущего. Дела шли все хуже.
В то время в моде также абсолютно белая кожа. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Булгаков: «Роман был галантен, фальшив и напыщен в высшей степени. Об этом же свидетельствуют такие его картины, как «Апостол Павел в темнице», «Христос в Эммаусе» и др., где на первый план выходят психологические переживания, размышления о смысле жизни и бытия. Оргон до встречи с Тартюфом был заботливым отцом семейства, но ханжа и лицемер загипнотизировал его показной аскезой так, что благородный дворянин готов отдать мошеннику все, чем владеет. Вполне житейская история обретает психологическую усложненность.
В его творчестве воплотились все наиболее характерные черты стиля – и сильные и слабые. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. То же самое с классицизмом. Это представление появилось, благодаря критикам XVII века. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения.
Будучи в Италии, Рубенс прошел хорошую художественную школу.
Его картины не поняты, особенно это проявилось после создания «Ночного дозора» – идея автора отличалась от традиционной, это не понравилось заказчикам. В ее голубой гостиной встречались дамы и кавалеры, чтобы обмениваться изысканными комплиментами, сочинять и выслушивать мадригалы, словом вести себя так, как вели себя утонченные герои романа Мадлен Скюдери «Клелия или Римская история». При этом он трактовал изображаемые события как нечто иллюзорное, воображаемое. Художника интересует потаённая суть явлений, сложный внутренний мир изображаемых людей. Такова одна из наиболее известных его картин «Св. Созданное пряхами заставляет взглянуть на обычных, казалось бы, тружениц иначе.
Ранние работы Караваджо – поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски). Саския ван Эйленбург – богатая наследница бургомистра, недавно осиротевшая. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8.
Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти.