Он продолжает работать в жанре портрета, создавая образы людей эпохи романтизма, например Ф. Шопена.
Лувр. Это естественный, живой человек, особенно высоко ценящий личную свободу и независимость. Луки»), «назарейцы» жили в Риме по образцу монастырской общины и писали картины на религиозные сюжеты. Сущность романтизма — в концепции двоемирия, где постулируется разрыв мира «мечты» и мира собственно действительности.
Кипренский, Тропинин, Брюллов с большой любовью старались показать всю глубину и красоту личности человека, через взгляд, поворот головы, детали костюма передать духовные искания, свободолюбивый характер своих «моделей». Решительным отступлением от классицизма, по содержанию, была картина Жерико: «Плот фрегата Медуза», сюжет которой основан на действительным и вдобавок современном событии в салоне 1819 г. картина эта пользовалась поразительным успехом. 1848 г. Немного найдется художников, способных выдержать сравнение с живописными портретами Карла Павловича Брюллова (1799—1852). Однако не это является главным достоинством композиции. некоторые фрагменты полотна написаны двумя контрастными дополнительными цветами (зеленым и красным).
В центре картины – погибшая женщина и младенец, тянущийся к безжизненному телу матери. Живописные полотна Т. Жерико и Э. Делакруа (Франция), Ф. Гойи (Испания), Д. Тернера, Д. Констебла, У. Блейка (Англия), К. Фридриха (Германия), С. Щедрина, О. Кипренского, К. Брюллова и И. Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма. Облик ребенка удивительно обаятелен и поэтичен. Ни один мастер, вовлеченный в орбиту романтического искусства, не стал в конце жизни реалистом, хотя были реалисты par exellen-се, которые начинали с романтизма (но это уже о дру-гом).
Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Своеобразным скрещиванием принципов романтизма в Германии и "бюргерского реализма" стало искусство бидермейера (представители Л. Рихтер, К. Шпицвег, М. фон Швинд, Ф. Г. П. Заболотский. Спустя два года на суд зрителей Салона была представлена еще одна картина Делакруа — «Резня на Хиосе».
Даргомыжский, М. А. Парижский гамен неистово размахивает пистолетами. Многообразие и сложность форм в развитии романтиз-ма приводят к тому, что «чистой» формы в нем искать не приходится ни в одной стране. Его затуманенный взгляд скользит куда-то вдаль, мимо зрителя. Посмотрите на «Автопортрет Эжена Делакруа в костюме Гамлета» и вы поймете, насколько ярко в нем выражена романтическая мечта художника, как контрастны и противоречивы столкновения идеала и действительности.
В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность – у русских художников были все основания для своего пути в романтизме.
1806 г. Национальная галерея, Лондон. В начале своей деятельности он и сам не пользовался расположением академии хотя он и получил 1-ю римскую награду за «Ахиллеса» в двадцатилетнем возрасте, но лишь на 43 году сопричислен к числу членов академии. Написана она была в 1819 г. и в том же году выставлена в парижском Салоне. И. К. Айвазовский.
Живопись не была исключением. Не менее значительна музыка того времени: вокал инструментальная музыка, музыкальный театр (опера и балет) романтизма составляют и сегодня основу репертуара. В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», —прежде всего идеях свободы. Романтические черты свойственны одному из лучших автопортретов Кипренского – с бантом.
Мать, страстно обняв своих детей, с мольбой о пощаде глядит на небо. Более того, он плавно переходит в традицию — в неоромантизм и нео-идеализм. Делакруа предстает здесь мастером колорита. Его мучает сознание собственной ненужности, ощущение бесплодности борьбы.
В Англии романтизм во многом обусловлен германским влиянием. 1836 г. Одним из шедевров К. П. Брюллова стал портрет писателя Н. В. Кукольника, особенно популярного в начале ХIХ в. Автор пяти романов, 26 повестей, шести драм и множества стихотворений, среди которых известный романе «Сомнение» на музыку М. И. Глинки, он испытывал глубокое внутреннее разочарование, чувствовал приближение забвения и пустоты. Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), А. К. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью.
Рефлексирующий свет выхватывает из темноты окутанный клубящимся туманом траурный костюм художника. Уже первые произведения художника обнаруживают высокую эмоциональность, "нерв" эпохи наполеоновских войн, в которых было много бравады ("Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку", "Раненый кирасир, покидающий поля боя"). Знаменитая картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» была написана в 1830-1833 гг.
Над ним сгущаются клубы белых облаков, несущихся по синему небу. Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. Русский музей. Лучшая пора жизни, кажется, уже миновала. После революции происходили глобальные изменения в течение долгих лет.
Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Так, в России многие свойства романтизма проявились в ином качестве. Работы Отто Рунге – это классические образцы этого жанра.
О мире «мечты» говорить, конечно, приходится условно. Это путь наи-легчайший и, заметим, к счастью, не добившийся автори-тета и популярности. Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля – «Свобода, ведущая народ» (1830). Борьба между двумя течениями длилась около 50 лет. Мы раз-личаем эти традиции и в 20 веке11. Бывший корсар, а ныне местный султан, оказал высокую честь европейскому гостю, показав ему свои заповедные владения. Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года. Даже тени приобретают у него разнообразные оттенки.
"Десант в Субаши" (1889) К началу ХIХ в. пейзажная живопись имела давние и прочные традиции, однако именно романтики научили видеть в природе нечто одухотворенное — не просто среду человеческого обитания, а зеркало космоса, маленькой частицей которого является человек. Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя («Автопортрет» М. И. Теребенева). Живописные полотна Т. Жерико и Э. Делакруа (Франция), Ф. Гойи (Испания), Д. Тернера, Д. Констебла, У. Блейка (Англия), К. Фридриха (Германия), С. Щедрина, О. Кипренского, К. Брюллова и И. Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма.
Он — и «мощный ниспровергатель отживших догм классицизма» и «естественное выражение человеческих чувств» и «гениальный предшественник реализма». Именно в ней воплотился давний замысел художника показать борьбу греков с турками. Немного найдется художников, способных выдержать сравнение с живописными портретами Карла Павловича Брюллова (1799—1852).
Динамизм образу придаёт романтический пейзаж: Давыдов стоит возле дерева, сломанного ветром или поражённого молнией. В неоготическом стиле создавались и крупнейшие общественные сооружения – здания Парламента в Лондоне (архитекторы Ч. Бэрри и О. Пьюджин) и в Будапеште (архитектор И. Штейндл). Тёмная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. Вместо этого для них превыше всего эмоциональность выражения, вдохновение. Оказывается, как будто бы сугубо «русский» колорит развития романтизма в Рос-сии предполагался в самой природе этого явления.
Абсолютно иные подходы в изображении мира природы можно наблюдать в произведениях немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774—1840). Они крайне своеобразны их нельзя спутать с другими их нельзя найти ни в какой другой эпохе, у них нет «родственников». Позднее этим словом стали называть широкий круг различных явлений. Романтизм уронил в свою очередь школу Давида, но и время романтизма прошло. Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма.
В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела. Лучшая пора жизни, кажется, уже миновала.
Венецианов создал целую галерею портретов крестьян. А картину "Странник над морем тумана" с полным основанием можно назвать символом периода романтизма в Европе. Ничего не слыша вокруг, он явственно ощутил реальные масштабы народной трагедии. Перед нами – целое море людских страданий.
Но долгое время романтизм находился в борьбе с классицизмом. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Романтизм не воплотился полностью, часть его осталась мечтой. Некоторыми историческими точками будут пути развития других направлений. Что же особенно привлекало современников в его портретах, ведь в русской школе было немало корифеев портретной живописи.
Его мучает сознание собственной ненужности, ощущение бесплодности борьбы.
Возможно, пользуясь псевдонаучной спекуляцией и «от-менить» романтизм, разбросав материал, с ним связанный, по ведомствам других школ и направлений.
В час настоящей трагедии обнажаются человеческие души. и разрушение города Помпеи близ Неаполя. Все краски композиции точно соответствуют натуре. Кюи, П. И. Чайковский (Россия). Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. В сравнении с ними композиция «Алжирские женщины в своих покоях», созданная в 1834 г., кажется спокойной и статичной.
В ходе работы было внесено несколько изменений. Плот «Медузы». Другие ученые считают, что термин происходит от слова «романс» (от испанскогоromance-форма средневековой народной песни). Полной смены одного направления другим не произошло.
В полотнах Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» и «Раненый кирасир»), Делакруа («Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )»), Гойи («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев») были провозглашены новые идеалы и художественные принципы. Лучшие картины художника «Кораблекрушение», «Пожар лондонского парламента», «Дождь, пар, скорость» дают яркое представление о мощи природы в ее самых романтических и величественных Проявлениях. Русские портретисты также создали немало живописных портретов своих современников.
Французскую революцию нельзя причислить к причинам его возникновения, уж очень узкий круг людей возлагал какие-либо надежды на преобразования в ее ходе. 1826 год. Автобиографический характер своих опер подчеркивал Вагнер.
Яркий пример западноевропейской пейзажной живописи романтизма – творчество немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774 – 1840). 1814 г. Прадо, Мадрид Картина «Расстрел повстанцев» явилась обвинительным актом художника злу и насилию. Государственный музей, Берлин Удивительно проста и одновременно грандиозна картина «Монах на берегу моря».
Таким образом, слова «романтический» или «романический» воспринимались в качестве синонимов. «Портрет отца», несомненно, создан под впечатлением от Рембрандта. Бледное лицо печально и задумчиво, пальцы нервно сжимают рукоять кинжала. Среди множества очень разных по манере исполнения портретов (их около восьми десятков) Брюллов особенно выделял портреты людей, близких ему духовно. Тема одиночества— едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве.
В окончательном варианте полотно представляет тот момент, когда уже отчаявшиеся люди видят на горизонте судно «Аргус» и протягивают к нему руки. В картине «Торжество религии в искусстве» Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» – одноимённой гравюре Дюрера. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни». В яростной борьбе со стихией человек нередко проявляет чудеса мужества и героизма.
Наиболее полно и ярко романтические идеи представлены в творчестве Т. Жерико, Э. Делакруа. На полотне изображен раненый воин, пытающийся скорей покинуть поле брани. Художни-ки и поэты находили «романтизм» у греков, в готическую Эпоху, в эпоху Возрождения, у Шекспира и Рембрандта. Долгое время им приходилось существовать вместе, вот таким образом и формула «от романтизма к реализму» нуждается в уточ-нении. С. Ф. Щедрин.
В 1830 г. под непосредственным впечатлением Июльской революции Делакруа написал большое полотно "Свобода, ведущая народ" ("Свобода на баррикадах"). Часто он становится свидетелем жестоких кровопролитий и войн, трагических судеб целых народов. Особого художественного совершенства мастер достиг в циклах «Гавани в Сорренто» — светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов (Щедрин не любил полной безлюдности, человек у него всегда присутствует, хотя бы в виде следов своих трудов и дней) формируют здесь радостные образы «полуденного рая» —впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной, отвлеченной идилличности.
Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев. Почти всю её композицию составляют разноцветные горизонтальные полосы.
– Брюллов показывает человека настороженного, замкнувшегося в своих мыслях и переживаниях. На более позднем, датированном 1846 годом, художнику 70 лет. Этот хитрый прием (фотография доказала, что такого положения ног у лошадей во время бега быть не может, это фантазия художника) мастер использует для того, чтобы придать композиции динамизм, создать у зрителя впечатление молниеносного движения лошадей. К. П. Брюллов.
Вот таким образом наиболее полно романтизм в живописи Германии представлен в портретах и пейзажах. Русские моряки их победы воодушевляли его на творчество. Одним были дороже следы «прошлого», другим -«будущего». Некоторые пласты позднего сентиментализма и неоклассицизма были «романтичны» именно в таком значении. Разочарованние в идеале Жерико воплощает в картине «Раненый кирасир».
И если задумать-ся, откуда взялась «недовоплощенность», то ответ может быть найден один — из враждебности самой действитель-ности к романтизму 8. Особое место в творчестве художника заняли портреты крестьянских детей. Чем так покорил зрителей талантливый мастер. В картине На пашне.
У нее в руках знамя, лицо вдохновенно. Одному из этих миров явно придавалось идеальное, высшее значение. Он говорил: Портрет человека пишется для памяти ему близких людей, его любящих. Это человек, остро чувствующий свою собственную раздвоенность и неустойчивость в этом мире. Яркий след в истории мировой художественной культуры оставили прерафаэлиты («Pre-Raphaelite Brothers» – «Братство прерафаэлитов») – объединение молодых живописцев, возникшее в Лондоне в 1848 г. и явившееся реакцией на творчество бездарных подражателей Рафаэля.
491 х 716 см. Часто романтизм в картинах художников проявлялся в ироничной или даже трагичной форме. Государственный Русский музей (Петербург)Брюллов соединил в картине драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 г. н. э. Делакруа был самым образованным среди живописцев первой половины XIX столетия. Романтический портрет стал настоящим признанием художника Ореста Адамовича Кипренского (1782—1836). В действительном осуществлении романтизма — в отличие от его «мечты» — не было стремления к тотальности, массовости, количеству. На башне Собора Парижской Богоматери реет трехцветное знамя, такое же в руках прекрасной женщины, олицетворяющей Свободу. Среди полотен Делакруа особое место занимают портреты.
Романтизм, заняв место между прошлым и будущим, сам развитию словно и не подлежал. О. А. Кипренский. Одним из которых было бидермайер.
Монах на берегу моря. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Романтизм на всем пути своего развития переживал кризисы временами они были настолько сильны, что со-трясали его «здание» вплоть до фундамента, до основ. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств).
По оценкам современников, Тропинин написал около 3000 портретов. Ситуацию, в чем-то схожую с Россией, мы легко встретим и в других странах. Причиной его появления стало разочарование в итогах Французской революции.
Однако романтизм умел создавать и нечто принципиально новое. «Последний день Помпеи». Абсолютно иные подходы в изображении мира природы можно наблюдать в произведениях немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774—1840). «Труп Гастона де Фуа на поле битвы под Равенной» — первая, уже решительно к романтической школе принадлежащая картина, «Сулиотские женщины» (1827) — еще более, «Фауст и Мефистофель» (1881), «Гретхен», «Франческа да Римини» (В Кушелевской картинной галерее, в СПб. Делакруа был в самом деле полководец, но без армии, так как его последователи мало-помалу дошли до пути, ведущего к отрицанию искусства и заменили искусство живописи ловкой техникой. Округлое лицо в очках излучает добродушие.
Свойственный романтизму глубокий психологизм помогает в каждом персонаже увидеть личность: добропорядочную и самоотверженную (группа людей в правом нижнем углу картины, несущая пожилого человека), жадную (фигура в белом, несущая украденное под шумок чьё-то имущество), любящую (юноша в правой части картины, старающийся спасти возлюбленную), преданную (мать, обнимающая дочерей в нижнем левом углу картины) и т. д. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. А вот брат художника, Брюллов Александр Павлович, был представителем романтизма в архитектуре (хотя был также и художником). Дополнительный уют жилому интерьеру придавала окрашенная в тёплые тона мебель и настенные акварели, гравюры, а также большое число украшений и сувениров. Портрет доньи Исабели Ковос де Порсель. Бледное лицо печально и задумчиво, пальцы нервно сжимают рукоять кинжала.
2. Иван Константинович Айвазовский вошел в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». Русская пейзажная живопись первой половины ХIХ в. развивалась в русле романтизма. Он соединяет в себе протест и бессилие, наивные иллюзии и пессимизм, нерастраченную энергию и разочарованность. К. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-1833). В Европе быстро распространилась новая модная болезнь «Мировая скорбь» и появился новый герой, тоскующий, странствующий по свету в поисках идеала, а чаще в поисках смерти. Они привнесли в живопись всю полноту романтического мироощущения и наполнили её поэзией.
Своеобразное воплощение он находит и в искусстве модерна. РОМАНТИЗМ привлекал внимание всегда. Некоторые, как мы видели изображали безобразие или крайности, возбуждавшие отвращение. Автопортрет.
Среди подобных образов особенный интерес представляют герои картин «Офицер карабинеров», «Офицер кирасир перед атакой», «Портрет карабинера», «Раненый кирасир», созданных в 1812-1814 гг. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Вопрос о развитии, об эволюции романтизма чрезвы-чайно усложнен. Фигура отважного солдата еще не раз будет возникать в творчестве Жерико.
1821 г. Собрание Жамо, Париж. Одна из лучших работ Тропинина – портрет сына. В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела. В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусств.
Почти всю ее композицию составляют разноцветные горизонтальные полосы. Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Начало XIX века – время культурного и духовного подъема в России. Давыдов изображен на фоне багрово-желтого заката и темных деревьев. Такое познание или угадывание в принципе возможно потому, что в самой действительности есть следы присутствия той, «другой» действительности. Здесь или реликты эпох минувших или ростки будущего. Он -и «живописный хаос» и «абстрактная мечта» и «поэтическая субъективность» и «экзальтированная любовь к старине». Да, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме.
Примером таких полотен может быть картина, получившая название «Плот «Медузы»». Главное для него — передать томление героя по далекому, порой несбыточному идеалу, воплотить внутренний разлад души, неудовлетворенность, трагическую надломленность, затаенную печаль и дух сомнения. Периоды стабилизации казались относительны, периоды кризисов — абсолютны. Пушкин («Песнь о Вещем Олеге», «Утопленник»), М. Ю.
Многие художники из разных стран Европы писали в стиле романтизма. В 1818 г. он создает ряд литографий на военную тему, среди которых наиболее значимой была «Возвращение из России». Думается, что нет. Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела). Следует заметить, что этот отрицатель К., художник-реалист, вышел из мастерской Герена.
Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего. Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом. Открытая романтиками для искусства тема состояния бытия развивалась позднее у художников «Голубой розы». Фридрих стремился передать стихийную мощь природы.
После того как В. Гюго написал «Les Orientales», Делакруа, в поисках за колоритным, путешествует в Танжере и Алжире, результатом чего являются картины блестящего колорита — «Алжирские женщины в гареме», «Еврейская свадьба в Марокко» и др., где темы его уже спокойны. Во второй половине столетия романтизм был повсеместно вытеснен другими художественными течениями, но это вовсе не означало, что он прекратил своё существование. Среди множества очень разных по манере исполнения портретов (их около восьми десятков) Брюллов особенно выделял портреты людей, близких ему духовно. В средние века на ребенка смотрели как на маленького взрослого, который еще не вырос.
Таким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина. Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др. ) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. По их мнению, она являлась слишком строгой, даже ханжеской, посвящающей себя лишь борьбе с неабсолютной природой человека (в связи с его грехопадением). За ними угадывается перспектива, не имеющая конца. Побывав в Марокко, Делакруа пишет полотна, посвященные Востоку.
В своей картине Брюллов использует смелую для своего времени цветовую гамму. 1830 год. М. Врубель «Демон сидящий»Романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству. Многие сюжеты его картин взяты из литературных произведений знаменитых мастеров пера. Особый интерес представляют портреты, создание которых ученые-искусствоведы относят к периоду с 1822 по 1823 г. История их написания заслуживает особенного внимания. Все реже его узнавали в толпе на Невском в черном романтическом платье, в цилиндре и с тростью в руках.
До крови сжаты кулаки не покорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике. В это время живописцем было создано большое количество портретных работ. В ней нет того стремительного динамизма и напряженности, свойственных более ранним работам художника. К. Швальбе)» (1804) был написан Орестом Кипренским задолго до его путешествия в Италию в 1816 году. Свои самые знаменитые работы – Сенокос, На пашне. Лето – художник создает в 20-е годы.
Глубокая религиозность Рунге выразилась в таких картинах, как «Христос на берегу Тивериадского озера» и «Отдых на пути в Египет» (не окончена). Во многих работах Венецианова природа и человек неразделимы. Турецкий корабль изображен в момент взрыва. Есть романтизм — и они существуют, нет романтизма — и они отсутствуют. Но у великого голландца русский художник взял лишь внешние приемы. Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда.
Она как бы предвосхищает образ Свободы в грядущей, самой знаменитой работе художника. Знаменитый тогда фрегат «Медуза» налетел на рифы и затонул у берегов Африки. Если придет кому-нибудь в голову пересчитать романтиков начала прошлого века в любой европейской стране, то это будет небольшая горстка лю-дей- даже там, где мы говорим обычно о романтической «школе», о романтическом «объединении». Этого не мог принять молодой, прогрессивно мыслящий человек.
Делакруа получил от своих поклонников название «Виктора Гюго живописи», а враги называли его «Робеспьером и палачом живописи». Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого. Портрет работы А. Тыранова.
Нет сомнения, что число их может быть легко увеличено. «Портрет отца» — произведение совершенно самостоятельное, обладающее собственной внутренней энергией и силой художественной выразительности. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. Ясно, что все это затрудняет возможности анализа материала истории русского искусства.
В России романтизм появился в работах многих мастеров (представители А. 0. Чайковский во многих свои произведениях рисует картины природы, а цикл пьес для фортепьяно «Времена года» полностью ей посвящён.
(В этом его отличие от эклектики, если, конечно, эклектику не считать позднейшей, разру-шающейся стадией развития романтизма. ) Да, заметим, сама «похожесть» на классицизм и натурализм, безуслов-но, относительна. На первый план он выдвинул бюргерство, среднего обывателя. Резкий свет фонаря причудливо освещает выхваченные из тьмы лица повстанцев. Испытал сильное влияние Жерико, с которым был дружен с ученической скамьи. Создание жанра исторического романа – также заслуга романтизма. Не менее красочна композиция «Правосудие Траяна», созданная в том же 1840 г. Современники художника признали эту картину одной из лучших среди всех полотен живописца.
В частности на формирование русского пейзажа (представители Сильв. Автопортрет в костюме Гамлета. Из художников самым главным и наиболее сильным противником романтизма был Энгр. Они связаны так же тесно, как крестьянин с землей, ее дарами.
Основные черты романтизма – динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Но это позволительно наметить только в крайне отвлеченной, условной форме. Бари, Ф. Рюда).
Весна женщина боронит поле. Картина получилась сложной, обаятельной, динамичной. Над ним сгущаются клубы белых облаков, несущихся по синему грозовому небу. Париж.
В литературе возникают образы игроков – людей, которые играют с судьбой. Вот таким образом постараемся назвать как можно больше имён. В романтизме русской литературы показываются страдания и одиночество главного героя.
«Вид в Сорренто». Золотистые растрепанные волосы, открытое, по-детски пухлое лицо, живой взгляд умных глаз. Романтизм в русской живописи был представлен в трех основных жанрах: портрете, пейзаже, монументальном искусстве, где очень сильно было влияние классицизма и романтические идеи тесным образом переплетались с академическими канонами. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. Так были написаны портреты «Сумасшедшая старуха», «Сумасшедший», «Сумасшедший, воображающий себя полководцем».
Однако здесь этот мотив выражен еще не так ярко, как в более поздних произведениях Жерико. Словно с театральных подмостков он созерцает раскинувшиеся перед ним «развалины мира». Только на 12-ый день их подобрал бриг «Аргус», но в живых остались лишь 15 человек. Эта картина Делакруа более символична, женская фигура с поднятой рукой в жесте не то проклятия захватчикам, не то в призыве к борьбе, олицетворяет всю страну.
Причем характер набросков заметно отличается от стиля всего произведения. За этой картиной следовало «Избиение на острове Хиосе», тоже возбудившее большие похвалы не только за выражение сильных страстей, но и за то, что художник заявил себя врагом деспотизма и другом свободы все симпатии были на стороне несчастных героев греческого восстания против их притеснителей — турок. Огромный резонанс имела картина Жерико «Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни – гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства4. К. Айвазовский».
Интересно сравнивать искусство разных стран искусство России и стран Европы. Эти годы нельзя назвать яркими и чем-либо примечательными в творчестве художника. Бидермейер – это один из наиболее популярных стилей эпохи (прежде всего в области быта, но также и искусства)2. Прерафаэлиты не стремились к исторически верной передаче евангельских эпизодов, гораздо больше их интересовала «правда натуры», культ естественных и искренних чувств человека.
Вальдмюллер). Путь реконструкции сможет дополнить представление о потенциальной силе искусства тех лет. Аналогичным образом можно описать картину Уильяма Тёрнера «Ганнибал и его армия переходят Альпы», на которой полководец и его войско изображенные на фоне подавляющего своей масштабностью ландшафта, борются с природными силами (снежной бурей) и местными племенами. Надо сказать, что одним из открытий русского искусства XIX в. был детский портрет.
Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка» (1837)Личность и душа – главные реальности бытия для Лермонтова исследование личности и души человеческой – главная тема его произведений. Вершиной героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ», написанная под впечатлением восстания в Париже в июле 1830.
Франсиско Гойя. Так в чём же между ними разница. Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов.
Известно, что Уваров забрал портрет незаконченным, с недописанной рукой, опасаясь, как бы слишком тщательная отделка не разрушила вдохновенный образ поэта. Сторонники же К. осуждали эту картину сильнее первой и тот же Гро, перефразируя название картины, называл ее «избиением живописи». Образцом для своих творческих поисков они считали итальянскую и немецкую живопись XIV – XV веков (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах).
Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией. Романтизм сменяет эпохуПросвещенияи совпадает спромышленным переворотом. Вольная стихия природы выступала как олицетворение духа свободы и независимости. Живопись и графика немецкого романтизма по большей части тяготеет к сентиментализму. В своих работах он поэтизировал образы обыкновенных людей, часто – своих близких («Мы втроем» – автопортрет с невестой и братом, не сохранился «Дети семьи Хюльзенбек», «Портрет родителей художника», «Автопортрет»).
Жажда обновления и совершенства идеи свободы и гражданской независимости, ставшие основой романтического мировосприятия, сформировали новое направление в искусстве. Заметно, что романтизм меняется не столько по само-му своему «саморазвитию», сколько по соседству с дру-гими течениями и направлениями меняется художествен-ная панорама вокруг него и притом быстрее, чем он сам. Есть у него и множество работ под названием Портрет неизвестного (неизвестной). Е. Раев «Александровская колонна во время грозы», 1834). Ярчайшим представителем прерафаэлитов был Данте Габриэль Россетти (1828 – 1882), видевший в христианстве особое духовное начало, способное возвысить человека.
Им нельзя не воспользоваться. Кораблекрушение. Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда.
Их называют исследователями тем сверхъестественных сил и темных чувств. Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками. Из романтиков заслуживает упоминания Эжен Девериа, на время затмивший было основателя школы своей картиной «Рождение короля Генриха IV» кроме того, Сигалон, Потерле, Буланже, С. Эвр — все романтики второго разряда.
«Девятый вал». Делакруа увлекался сочинениями Данте, Байрона, Шекспира, Гёте, Вальтера Скотта отсюда появились его, кроме уже названных картин: «Печальная Греция на развалинах Миссолунги», «Обезглавливание Марино Фалиеро», «Смерть Сарданапала», «Убиение люттихского епископа Арденнским вепрем, Вил. 28 марта в галерее «Дом Нащокина» открылась выставка «Живопись эпохи романтизма из собрания Государственного Русского музея». Монах в серой рясе сдержанно взывает к Богу. для него не имела значения внешняя красота портретируемого, гораздо важнее была внутренняя красота, жизнь души человеческой.
Но, можете вы возразить, это же утверждал и сентиментализм. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Прямыми наследниками романтиков, несомненно, были символисты. Он требует самого большого масштаба для своего изучения. Автопортрет.
X. Хант). Художник заносил их в дневник. Суть вопроса, следовательно, в том, что сравнивать, что сближать и что различать. В русском романтизме особенно популярными жанрами становятся баллада, романтическая драма. Пейзаж на портрете как бы подыгрывает настроению персонажа.
Легкий поворот головы, непокорные пряди золотистых волос, полуоткрытые губы, мечтательный взгляд придают образу особую прелесть и очарование. К. Д. Фридрих. Те же черты манеры старых мастеров видны и в картине «Бег свободных лошадей в Риме», написанной приблизительно в 1817 г. и представляющей состязания всадников на одном из карнавалов, проходящих в Риме. Особенно примечательно потрясающее произведение Теодора Жерико «Плот «Медузы»», основанное на реальном происшествии.
В России в силу различных причин, такого «второстепенного» оказалось не меньше, а быть может и — как то ни парадоксально — больше. Глубоко любивший Россию и русскую природу П. И. «Опыт художественного познания» в романтизме выше всего другого, а само искусство вобрало в себя почти все грани романтического миросозерцания, став своеоб-разной энциклопедией романтизма вообще. Это естественный, живой человек, особенно высоко ценящий личную свободу и независимость.
Жерико сближается с английскими художниками, покоряющими его своим умением искренне и правдиво изображать действительность. С 1820-х гг. Герой романтических про-зведений — незаурядный человек, оказавшийся по воле судьбы в сложных жизненных обстоятельствах. академии художеств. ), по Данте, «Паоло» (1835) и много религиозных картин.
Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. В историю русского искусства Тропинин вошел как выдающийся портретист. Во введении автор не стремился дать полную характери-стику романтизма и его судеб. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.
Проникая в области научные, оно и там не теряло художественности, придавая истории аромат жизни древних эпох, рисуя вселенские катастрофы в естествознании, уделяя внимание тончайшим движениям души в медицине, открывая «таинственную» роль золота в политической эко-номии. Мальчик не позирует. Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев. Рунге, К. Д.
Эжен Делакруа «Автопортрет» (1837)Его картина «Свобода, ведущая народ» (1830) создана по мотивам июльской революции 1830 г., положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. Изображённая в центре картины женщина символизирует свободу. Гегель, сделав романтизм предметом размышления, писал, что «перед нами два мира», где один — «духовное царство», а другой — «эмпирическая действительность» 3. Мастер редко обращался к этому жанру. Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками. В целом произведение производит впечатление глубокого трагизма. Его затуманенный взгляд скользит куда-то вдаль, мимо зрителя. К неотслоенным формам романтически-нероманти-ческого движения в искусстве России относятся разные типы поэтического реализма (термин, конечно, условен), будь то искусство А. Г. Венецианова и его последовате-лей, учеников М. Н. Воробьева.
Но тем более становятся при-влекательными те явления, которым была судьба осу-ществиться. Темная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. Романтизм в живописи Франции развивался по иным принципам. Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией. Скорее, этот мир для романтизма — широкое, очень неточное представление о некой «другой» действительности, существование которой угадывается интуитивно или познается интеллектуально.
Мир «мечты» в начале прошлого века назывался по-разному и не будем гнаться в данный момент за точной терминологической фиксацией. Европа была потрясена политическими кризисами, революциями и войнами. В созданных маринах (их, по собственному признанию художника, было около трёх тысяч) он остался верен романтическому идеалу прекрасной и одухотворённой природы.
Основоположником исторического романа является В. Скотт, но дальше этот жанр развивается в творчестве Ф. Купера, А. Виньи, В. Гюго и др. И ещё одна особенность романтизма (далеко не единственная) – создание своего, особого мира, более прекрасного и реального, чем действительность. Романтизм развивался параллельно с классицизмом и остро с ним конфликтовал. Сравнение главного и второстепенного поможет указать, что и это «второстепенное» тоже роман-тической породы. В портретной живописи эти его черты особенно отчетливы. Ощущение напряженности и динамизма усиливается за счет сочетания плавных и резких линий, образующих фигуры персонажей, что приводит к изменению пропорции изображаемого художником человека. Опыт литературоведе-ния тем более необходим, что романтизм трудно хоть сколько-нибудь полно представить лишь по памятникам изобразительного искусства.
Прекрасным лицом и гибким станом она напоминает античную богиню. С начальных шагов на профессиональном поприще Делакруа решительно следует за романтиками. Одни находили композицию Делакруа в «Избиении на острове Хиосе» беспорядочной, не подчиняющейся никаким правилам, неизящной, а живопись эскизной, недоконченной, формы же людей неправильными, выразительность — грубой поклонники же Делакруа прощали ему недостатки рисунка, не всегда замечая их, увлеченные характерностью лиц и положений и романтизмом или драматичностью целого. Чувствуется, с какой любовью художник писал портрет сына.
Так же, как и во Франции, поздний немецкий романтизм к концу 19 в. сомкнулся с символизмом (представители X. Тома, Ф. фон Штук, М. Клингер, А. Бёклин). главой романтиков-живописцев становится Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (1798-1863). Слово «романтизм» восходит к латинскому romanus – римский, т. е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Их персонажи задумчивы, мечтательны.
Россини последующий этап (1830—50-е гг. )— творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж.
Вот сыновья на своих плечах пытаются унести слабого старика-отца подальше от опасности. Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого. Романтические темы, мотивы, выразительные приемы вошли в искусство разных стилей, направлений, творческих объединений.
Тема одиночества – самая популярная во всем романтическом искусстве. В разных странах Европы были свои особенности в трактовке романтических образов.
Главное, что было достигнуто в науке последнею времени, — «некоторое прояснение» если не специфики самого рассматриваемого явления, то по крайней мере предмета спора. На голове у неё фригийский колпак (символ свободы или революции), в правой руке флаг республиканской Франции, в левой – ружьё. Сложность романтизма выше возможностей этого метода. «Портрет отца (А.
Однако подлинного понимания изменяю-щейся судьбы общества в нем не найти. Романтизм путем «вчувствования» проник в прошлое и будущее. Но, в отличие от литературы сентиментализма, эта литература не отгораживалась от общественных и политических проблем. Портрет Н. В. Кукольника. Романтизм — это «всеевропейское переживание» революции, встряхнувшей страны, связавшей их узами политики и войн.
Романтический герой всегда одинок. Сегодня мы переживаем всплеск интереса к творчеству Фридриха. Великий социальный «инстинкт» романтизма был чуток к переменам. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М. П.
Эжен Делакруа. И здесь нет противоречия. В ее облике выразительно подчеркнуты горделивая осанка, естественность и живость.
Это было ново для русской живописи. В XVIII в. люди из народа, а тем более крепостные крестьяне, мало интересовали художников. Родиной романтизма по праву можно назвать Францию.
Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»). Таковыми являются портреты Шопена и Жорж Санд. Главным связующим началом романтизма стала формула Ф. Шеллинга о «раскованности человеческого духа». Патриотический порыв, грандиозный масштаб происходящего он передал в знаменитой картине «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )» сочетающей в себе почти протокольную реальность репортажа с духом возвышенной романтической аллегории. Портрет Н. В. Кукольника.
В борьбе со стихией: пейзажная живопись романтизма. Жерико, Делакруа и его последователи. Лувр (Париж)Сюжет картины – история фрегата «Медуза», который из-за некомпетентности капитана потерпел крушение у берегов Сенегала в 1816 г. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Русская пейзажная живопись первой половины ХIХ в. развивалась в русле романтизма. Хотя и в этом произведении выразительность форм и лиц замечательнее колорита, тем не менее, мало чем нарушаемый однородный серый тон производит впечатление.
Деларошу родственны по духу поэты Ш. Делавинь и А. де Виньи. В ее облике выразительно подчеркнуты горделивая осанка, естественность и живость. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. Де Виньи).
До чего же хорош Захарка – глазастый, курносый, большегубый мальчишка с топором на плече. Посмотрите на «Автопортрет Эжена Делакруа в костюме Гамлета» и вы поймете, насколько ярко в нем выражена романтическая мечта художника, как контрастны и противоречивы столкновения идеала и действительности. Художник, график, поэт и теоретик искусства Филипп Отто Рунге (1777 – 1810), в основном, посвятил себя портретному жанру.
Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищенных зрителей. В 1817 г. двое из них инженер Корреар и хирург Анри Савиньи) напишут книгу об этой трагедии. Теодор Жерико, как и многие другие, был потрясён произошедшим с «Медузой». Монах в серой рясе сдержанно взывает к Богу.
1808—1809 гг. Жерико создает невероятно динамичную картину "Бег свободных коней в Риме". Александр Гессе (род. Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего. Изучал живопись старых мастеров, особенно Рубенса. Делакруа, в противоположность Давиду, вел жизнь спокойную, не вступался в политику и только раз на борьбу партий отозвался картиной «Свобода на баррикадах», где фигурой женщины воплотил поэтическое произведение Огюста Барбье, написанное вскоре после июльской революции.
Жуковский считался одним из основоположников русского литературного романтизма. Алексей Гаврилович оставил о себе добрую память не только как художник, но и как выдающийся педагог. Овербек, фон Карльсфельд, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер, П. фон Корнелиус). 1806 г. Национальная галерея, Лондон. Бородин, Ц. А. Деламарком» (из «Квентина Дорварда»).
Но сколько – вдохновили. Просветители говорили о царстве «естественного», противопоставляя ему мир «неестественного», отмечали оппозицию «добра» и «зла», «разума» и «невежества». Во Франции он вырос из сентиментализма или предромантизма эпохи Просвещения.
В начале века романтизм появляется среди неоклассицизма, позднего сентиментализма — это «ранний» романтизм (если под словом «ранний» не понимать ничего больше). Автопортреты Тропинин писал дважды. Чего только не говорили и не писали о романтизме. Романтический герой всегда одинок. Большой интерес к личности человека, ее центральное место в искусстве способствовали расцвету жанра автопортрета. Распространилось на различные сферы деятельности человека. Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А. Жуковский). Без мечты романтизм жалок, компромиссен, ущербен.
Вся эпоха согрета дыханием романтизма. Жизни и быту столицы Англии Жерико посвящает цикл литографий, среди которых наибольший интерес представляют работы, получившие названия «Большая английская сюита» (1821) и «Старый нищий, умирающий у дверей булочной» (1821). Но, за это время появились новые идеи во всех областях жизни, которые прочно засели в головах людей. Это образ человека бурной и героической эпохи, требующей «отчизне посвятить души прекрасные порывы». М. Ю.
В молодые годы Тропинин обладал богатырской силой и бодростью духа. Примирительное же направление исходящее из романтизма, принадлежит Деларошу (ученику Гро), который старался соединить правильный и тщательный рисунок с гармоническим колоритом, не давая господствующего перевеса ни тому, ни другому качеству. – Брюллов показывает человека настороженного, замкнувшегося в своих мыслях и переживаниях.
Романтики особенно любили писать бури, грозы извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер). Словно с театральных подмостков он созерцает раскинувшиеся перед ним «развалины мира». В основе сюжета — реальное событие июля 1816 г, когда потерпел крушение и затонул известный фрегат «Медуза». Это образ человека бурной и героической эпохи, требующей «отчизне посвятить души прекрасные порывы». Но именно эта картина и положила начало французскому романтизму. Существовало и другое толкование этого термина. Много общего у романтизма и с символистами конца XIX века.
Думая об этом, А. А. Блок писал, что романтизм — определенный «способ жить» 7. За четверть века через нее прошли около 70 талантливых юношей. Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Не была исключением и живопись. В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Об архитектуре романтизма и говорить не принято.
Одни исследователи утверждают, что за основу взято слово «роман». Аналогичное явление — «бидермайер» — встречаем в Германии. Романтический портрет стал настоящим признанием художника Ореста Адамовича Кипренского (1782—1836). Одним из самых ярких и глубоких романтических портретов О. А. Кипренского является портрет Е. В. Давыдова, двоюродного брата поэта и гусара Дениса Давыдова.
Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико. В результате появилась картина «Чесменский бой», которая рассказывает о русско-турецкой войне. Именно неудовлетворением Жерико политикой Наполеона было продиктовано его поступление на службу к Людовику XVIII, занявшему французский трон в 1814 г. С пессимистическими настроениями было связано и то, что после второго захвата власти во Франции Наполеоном (период Ста дней) молодой художник покидает родную страну вместе с Бурбонами. В картинах «Одетая маха» и «Обнаженная маха» (около 1802, Прадо) воплощен далекий от академических канонов, характерный для испанок тип чувственной женской красоты. Жизненно и правдиво изображены фигуры искалеченных и измученных войной людей.
Вот таким образом по ви-димым и предполагаемым следам других эпох строились целые миры, существование которых мотивировалось и неумирающими традициями просветительских иллюзий и ожившей христианской теологией и «научным» знани-ем ученых и эстетическим чутьем художников. «Эстетическая революция» от композиции до сюжета и подачи – налицо. Смогут ли устоять люди.
В русский романтизм входили довольно широко и антиромантические тенденции. Весь романтизм, от малого до великого, прошел в истории под знаком «недовоплощенности». Писатель был пристрастен к романтическим незаурядным натурам, за которыми признавал право «отправляться на охоту за счастьем».
Вот таким образом образы на портретах очень выразительны и глубоки. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна. Франсиско Гойя.
Свобода на баррикадах. Ф. Щедрин, М. К. Воробьёв, М. И Лебедев, И. К. Айвазовский и др. ). Романтизм вообще явление более сложное и противоречивое, чем сентиментализм. Иван Константинович Айвазовский вошел в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт».
Закат солнца. Они то являются в привычной и естественной роли творца («Автопортрет в бархатном берете» А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя («Автопортрет в шлеме и латах» Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстает без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и самоценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру ищущего и мечущегося, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Иллюзии наивны.
Источником вдохновения для многих художников стало художественное наследие прошлого: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы, прерафаэлиты). В портрете Тропинина много простоты и естественности. Они отмечены трагическим мироощущением, чувством растерянности. Пусть это будет мир «лучший, неземной», как его называл русский эстетик А. И. Галич. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали.
Толстой и др. На полотне, посвященном известной писательнице (1834) изображена благородная и сильная духом женщина, восхищающая современников. Здесь он превосходит по убедительности передачи движения всех предыдущих художников.
Его появление явилось результатом разочарования в прежних идеалах устройства мира. То, что в одной стране было типично, в другой — стало менее резким и определенным. Романтизм направление в духовной культуре конца XVIII первой трети XIX века. К. П. Брюллов. Это ощущение усиливается за счет точной передачи пластики (позы, жестов) человеческих фигур, а также использования ярких и сочных цветовых сочетаний (рыжие, гнедые, белые кони насыщенно-синие, темно-красные, бело-голубые и золотисто-желтые куртки жокеев).
Кутюр (см. ), который прошёл школу Гро и Делароша, тоже шел по примирительному пути его «Римляне времен упадка», прославившие его на всю Францию, впрочем, представляют по формам упадок классицизма, а в колоритном отношении не достигают высшего уровня романтической школы. На полотне изображены люди, борющиеся с разбушевавшейся водной стихией. Прочтение канонической темы Благовещения в одноимённой картине «Благовещение» было поистине новаторским и очень смелым. Фридриха и Й. А. В живописи, как и в других видах искусства, романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания (Гойя, Фюсли). Порой он «внешне» бывает похож на такие современные ему на-правления в искусстве, как академический классицизм и натурализм.
Имеющих последователей и наследников. Только в начале XIX в. в ребенке увидели ребенка. «И. Правда, сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее исключение для творца, как-то сказавшего «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции. ».
Девиз революции «Свобода, равенство, братство. » оказался утопическим. Русские портретисты также создали немало живописных портретов своих современников. В романтизме нет ни «классики», ни «архаики» периодизации он поддает-ся с трудом. Застыл в последней судороге убитый, ощупывает землю смертельно раненный.
В России он с наибольшей силой выразился в живописном портрете, поэзии и даже в политике, если иметь в виду романтизм декабризма. «Портрет М. Ю. Застыл в последней судороге убитый, ощупывает землю смертельно раненный. Этот направление в живописи получил свое название благодаря псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт.
Для историка искусства здесь важен один методологический аспект. Тем не менее большое место в наследии мастера занимают ночные морские пейзажи, посвященные конкретным местам, где буря уступает место магии ночи, времени, которое, согласно воззрениям романтиков, наполнено таинственной внутренней жизнью и где живописные поиски художника направлены на путь извлечения необыкновенных световых эффектов («Вид Одессы в лунную ночь», «Вид Константинополя при лунном освещении», оба — 1846). Тема природной стихии и человека, застигнутого врасплох, — излюбленная тема романтического искусства, по разному трактовалась художниками 1800-1850-х годов. Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) вошёл в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». Происхождение термина «романтизм» точно не определено.
Помимо процесса своеобразного «подключения» к ро-мантизму отдельных художественно-социальных феноме-нов, которые еще не выполнили до конца свою историче-скую миссию, можно увидеть в свите романтизма и таких попутчиков, у которых не было сил от него оторваться, хотя известная самостоятельность их сложилась истори-чески. Чем так покорил зрителей талантливый мастер. К. П. Брюллов. Главное его достоинство — колоритность.
Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века. К лицам прекрасным, но бездушным художник оставался холоден к безразличен. Холст, масло. Молодой юноша уговаривает упавшую мать собраться с силами и бежать.
До крови сжаты кулаки непокорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике. Одним из главных постулатов провозглашённой ими декларации стал призыв: «Любить в искусстве прошлого всё серьёзное, прямое и искреннее». Правда, что стало главным для одной культуры, в другой может оказаться второстепенным.
В Европе продолжались революции и войны, спровоцированные политическими кризисами. Теодор Жерико. Вольная стихия природы выступала как олицетворение духа свободы и независимости. К. П. Брюллов. К. Д. Фридрих.
П. И. Только на закате 18 века романтизм проявил свою силу. В 1861 г. он выставил «Шабаш», по В. Гюго, — дикий танец хаотически переплетенных фигур. Лермонтов так и говорил в своём романе: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
История происхождения термина Поэт П. А. Вяземский, обращаясь к В. А. Жуковскому, в недоумении спрашивал: «Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец. » Как реакция на вырождающийсяклассицизмв большинстве европейских стран возникает новый стиль – романтизм. Это был пик его творчества. Все же удивляться реминисценциям классицизма в романтизме не приходится. Так, например, в Италии он развивался в русле традиционного классицизма.
Рядом рабочий в блузе решительно взмахнул саблей. Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией. В основе сюжета — реальное событие июля 1816 г, когда потерпел крушение и затонул известный фрегат «Медуза».
Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др. ). Весна, На жатве. Некоторые искусствоведы и критики предполагают, что в виде мужчины в цилиндре слева от главной героини художник изобразил себя.
Сигалон (1788—1837) писал кровавые, приводящие в ужас сцены: «Нарцисс» и «Локуста испытывающая яд на невольнике» (1824), «Иозабет в резне», Буланже — «Мазепа, привязанный к дикой лошади», сцены несчастия из «Ромео и Джульетты» и «Лукреции Борджиа» В. Гюго, «Юдифь», «Триумф Петрарки» — все это смелым колоритным способом новой школы. «Последний день Помпеи» иллюстрирует романтизм русской живописи, смешанный с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и тяготеющий к подобным историческим сюжетам.
Этот образ необычайно экспрессивен и динамичен. К их знаменитым программным произведениям можно отнести картину Джона Эверетта Миллеса (1826 – 1896) «Офелия», сюжет которой был навеян трагедией Шекспира «Гамлет». Первая картина, которую он выставил изображала Данте и Вергилия в ладье, пересекающей Стикс ("Ладья Данте"). Давида дАнже, А. Л.
Именно таким Кипренский написал Евграфа Давыдова. Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищённых зрителей. Романтики на все лады писали мучеников Шатобриана и брали типы из литературы до Альфреда Мюссе и Эжена Сю включительно. В операх XVII—XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей.
Такой неоготики немало в славянских странах. Он беседует с очевидцами события, делает зарисовки казнённых и умирающих, пишет сотни этюдов бушующего моря. Итак, романтизм неуловим для исторического анализа в деталях. Сдержанность и смирение были отвергнуты. «Родиной» романтизма в живописи считают Францию, а появление картины Теодора Жерико «Плот фрегата Медуза» в Салоне в 1819 г., на престижной официальной выставке парижской Академии изящных искусств, – чуть ли не «день рождения» стиля.
Картина полна трагизма, мрачного пафоса. 1819 г. Лувр. У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. «Самооценка» романтизма способна показать его мечту.
Судя по автопортрету, он сохранил крепость тела и в преклонном возрасте. Франсиско Гойя. Он не произвел ничего, что заслуживало бы жизни в потомстве.
Так ли это, сказать трудно. В рамках дискуссионности, конечно, возможно многое. некоторые фрагменты полотна написаны двумя контрастными дополнительными цветами (зеленым и красным). Художник изобразил волнующий момент недавней истории, основанной «на реальных событиях» : гибель французского фрегата у берегов Сенегала в 1816 г. и трагическая история выживания 15 из 140 человек, плывших на корабле, на маленьком плоту.
По приезде в Париж художника особенно заинтересовала графика. Орловский, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов). К лицам прекрасным, но бездушным художник оставался холоден к безразличен. Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819).
Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. Благодаря переводам Жуковского, русские читатели познакомились с балладами, И. В. Безусловно, романтизм в живописи представлял альтернативу идейному, программному, принципиальному миру искусства эпохи Просвещения, в котором всё подчинялось общественным задачам. Понятием стиля романтизм тоже «не измерить» ибо останется загадкой, какой стиль ему ближе: рыхлая фактура исчезающий контур, намек или арабеск, «нерукотворность» материала, символ.
Как и в случае со стилевыми предпочтениями, практичный бидермейер отбирает только те предметы меблировки, которые соответствуют его представлению о функциональности и комфорте. Третьяковская галерея. Последняя из названных картин (при огневом освещении) производила страшное впечатление зверскими лицами и дикой страстностью действующих лиц сцены. Личное развитие ставилось выше стандартов тщеславного и уже увядающего аристократического общества.
Художником удачно найдена взаимная гармония оттенков цветов: желтоватого тона лица, ярко-красного мундира, белых лосин, золотых позументов, серебряных шнуров портупеи и черного лака сапог, динамизм образу придает романтический пейзаж: Давыдов стоит возле сломанного дерева испытавшего на себе силу ветра и молнии. Герой романтической эпохи: портретная живопись. Однако нельзя и отрешиться от живой, чувственной женской фигуры – так она притягательна. Он может посвятить всю жизнь поиску голубого цветка» – своей мечты и идеала.
Кроме того, Делакруа брал свои сюжеты из истории («Кромвель и Карл I, лежащий в гробу», «Убиение герцога Гиза», «Сыновья Эдуарда»). Среди таковых природа с её неукротимой силой и непредсказуемостью ностальгия, особенно по готике (мистика и восхищение смертью) интерес к народным традициям фигура романтического героя (например, революционера). Одними из первых это сделали художники.
Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Только в будущем, казалось, романтизм мог победить. Артист, поэт, музыкант— излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»). Романтизм не победил ни в одной стране.
Стремление возродить религиозно-нравственные устои в немецком искусстве граничит с творческой деятельностью художников назарейской школы1 (Ф. По общему мнению именно в "Алжирских женщинах" Делакруа начал свои эксперименты с цветом. (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин). В яростной борьбе со стихией человек нередко проявляет чудеса мужества и героизма.
И только после появления картины Теодора Жерико «Плот «Медузы», которую считали новаторской, приверженцы академического стиля признали романтизм как новое художественное направление в искусстве, хотя первоначально картина была принята неодобрительно. Париж. Основателем романтической школы живописи явился Теодор Жери- ко (1791-1824). То же лирическое начало отличает и исполненные им виды петербургских окрестностей («Закат солнца в окрестностях Петербурга», 1832). Отныне человек с его внутренней борьбой, духовными исканиями и переживаниями, а не «размытые» идеи всеобщего благоденствия и процветания, стали главенствующей темой в произведениях искусства. И если немецкая романтическая литература действительно составляет целую эпоху, то об изобразительных искусствах этого не скажешь: в литературе были "Буря и натиск", а в изобразительных искусствах – идеализация семейного патриархального быта.
Как мировоззрение романтизм строился на определенном понимании действительности. Одним из шедевров К. П. Брюллова стал портрет писателя Н. В. Кукольника, особенно популярного в начале ХIХ в. Автор пяти романов, 26 повестей, шести драм и множества стихотворений, среди которых известный романе «Сомнение» на музыку М. И. Глинки, он испытывал глубокое внутреннее разочарование, чувствовал приближение забвения и пустоты. Тогда же сложился особый стиль романской архитектуры. Он возник в атмосфере споров и полемика, начатая более полутора столетий назад, еще продолжается, охватывая все новый круг вопросов и тему Не хочется думать, что своеобразная дискуссионность есть родовое отличие романтизма от многих других явлений в истории искусства, но пока — и это можно констатировать смело — она сохраняется. Оригинально колористическое и композиционное решение картины.
Вот студент, крепко стиснув ружьё, взводит курок. Швинда и Шпицвега обычно связывают с течением в культуре Германии известного под названием «бидермейер». 465, 5 х 651 см. Автобиографичной можно назвать и музыку Шопена, который тоску по родине (Польше) выразил в своих мазурках, полонезах, балладах.
1850 год. Здесь 3 мая 1808 г. безликая, серая толпа солдат выполнила страшный приказ — расстреляла без суда и следствия ни в чем не повинных людей. По общему мнению именно в Алжирских женщинах Делакруа начал свои эксперименты с цветом. Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев.
Объединившись в своеобразное религиозное братство («Союз св. Лучшие из них — портреты поэтов В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и Т. Г. Шевченко, баснописца И. А. Крылова, поэта, переводчика и издателя А. Струговщикова, скульптора И. Витали, археолога М. Ланчи. В произведении «Возвращение из России» впервые прозвучала тема борьбы человека со смертью. Вот таким образом от-крытия и образы искусства значительнее всякого другого проявления романтизма.
И лишь отдельные, самые стойкие люди продолжают борьбу за выживание. И другое. Холст, масло. Романтизм утверждал культ природы, чувств и естественного в человеке. У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Революционные потрясения, бурная общественная жизнь проявились в живописи тяготением художников к изображению исторических и фантастических сюжетов, с патетикой и «нервным» возбуждением, которое достигалось ярким цветовым контрастом, экспрессией движений, некоторой хаотичностью, стихийностью композиции. Мусоргский, А. П.
Уникальность выставки заключается в том, что впервые за последние тридцать лет коллекция Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) будет представлена в Москве. Живопись, которая послушно следовала за переменами общественного строя, хотя и не могла, по существу своему, следить за всеми изгибами быстрого течения идей, но и теперь постепенно подготовлялась к перевороту, который и принял решительный характер в произведениях Делакруа, начиная с его картины «Лодка Данте», появившейся в салоне 1822 г., т. е. через 3 года после «Плота фрегата Медуза». Жизнь вокруг течет спокойно, размеренно, умиротворенно. Романтизм не перерастал в реализм и путь искусства (первая половина 19 века по крайней мере) не был путем накопления реалистических черт исподволь подтачивающих романтизм и дающих в конце концов новое качество — реализм. Были области, о которых романтики мечтали, но которые неосвоили художественно (архитектура, виды монументального искусства, синтез искусств). Авторитетность его часто ставилась под сомне-ние, но он был критикой неуничтожим.
Чем-то заинтересованный, он на мгновенье обернулся: рот приоткрыт, глаза блестят. Он представлен такими великими именами, как Джон Констебл (Англия), Франческо Хайес (Италия), Франсиско Гойя (Испания), Каспар Давид Фридрих, Карл Брехен, Карл Фридрих Лессинг (Германия). На большинстве созданных им портретов лежит печать необычности, подчас загадочности.
Лучшие из них — портреты поэтов В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и Т. Г. Шевченко, баснописца И. А. Крылова, поэта, переводчика и издателя А. Струговщикова, скульптора И. Витали, археолога М. Ланчи. «Плот «Медузы»» представляет Жерико как замечательного мастера композиции.
Побед романтизма не было, годы его триумфа всегда чреваты поражением. Он искал и обнаруживал созвучия природных сил и человеческих настроений и исканий. Это граничит с философскими течениями, а также общественно-политической обстановкой, живым откликом на которые являлось искусство. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось. Романтизм (фр. romantisme)— идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века— первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Художники прославляли сложные понятия и состояния – свободу и доблесть, страх и ненависть, высокие идеалы и отчаяние, «все, что потрясает души, запечатлевается ощущением ужаса, приводит к возвышенному» (по словам французского философа-просветителя Дени Дидро). Романтический герой чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения» (Гёте).
В бурное время ломки феодальных пе-режитков было возможно различать и то и другое. В эпиграф романа «Красное и чёрное» он взял слова «Правда, горькая правда», подчеркнув своё призвание к реалистическому исследованию людских характеров и поступков. Пламя, клубы дыма, обломки, которые летят со всех сторон, напоминают иллюминацию.
Несмотря на ожесточённые споры, вызванные их произведениями, прерафаэлитам удалось создать «новое и более смелое английское искусство, которое заставило людей размышлять» (У. Литография представляет бредущих по заснеженному полю побежденных солдат французской армии. Универсальная художественная одаренность ро-мантизма определила его своеобразие и в этом. Не случайно современники назвали ее «Марсельезой французской живописи». Но осень романтизма так же величественна, как и его весна.
Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией. Мы почти никогда не увидим его лица, чаще он показан со спины. Будучи мальчишкой, Делакруа умудрялся попадать в переделки из которых выходил «сухим», о чем свидетельствуют записи Александр Дюма – его друга. 1836 г. В борьбе со стихией: пейзажная живопись романтизма.
И хотя он отражает жизнь достаточно точно искусство Фридриха не реалистично. Линия романтического в русском искусстве не прервалась на 1850-х годах. Но и здесь его ждало разочарование. Показательно в этом смысле творчество Людвига Рихтера (1803-1884): "Лесной источник близ Ариччи", "Свадебное шествие весной" и т. п.
Верди. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто абсолютно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок).
Города стали основными культурными центрами. Если опираться на философские рассуждения эмпиризма или кантовского идеализма, то романтизм можно охарактеризовать как реальность, пропускаемую через субьективную призму сознания и художники, с их повышенной восприимчивостью и чувственностью, способны как никто другой эту реальность преобразить в своих работах. Отличной иллюстрацией к предыдущем рассуждениям служит работа «Ребенок на лугу» (1808 г. ) художника Филиппа Отто Рунге. Портрет доньи Исабели Ковос де Порсель.
1809 г. ГРМ. В Америке в этом стиле плодотворно работали Фредерик Эдвин Чёрч и Альберт Бирштадт. Плот и оплот романтизма. Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради неё». Излюбленными мотивами художников того времени были горные пейзажи и живописные руины. Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией.
Одной из наиболее ярких работ этого периода стало полотно «Скачки в Эпсоме», созданное в 1821 г. В картине художник изображает несущихся во весь опор лошадей, причем ноги их совсем не касаются земли. Романтизм активно существовал в Америке, России и европейских странах: Испании, Германии, Франции. Картина была встречена частью общества и критики с порицанием, другой — с восторгом. На большинстве созданных им портретов лежит печать необычности, подчас загадочности.
За его спиной – величественная панорама Кремля. Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом. Итог своим размышлениям об искусстве художник подвел в теоретическом трактате «Цветовая сфера».
Виднейшими представителями романтизма в музыке являются Франц Шуберт, Ференц Лист, а также поздние романтики Антон Брукнер и Густав Малер (Австро-Венгрия) Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Анна Мария Вебер, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон (Германия) Фредерик Шопен (Польша) Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди (Италия) А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С.
Уильям Тёрнер. Излюбленный тип романтического пейзажа — затянутое темными тучами небо, сквозь которое пробивается лунный свет или мрачное бушующее море, где все напоминает о неустойчивости человеческой жизни. Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. Для методологической справки, чтобы исключить зара-нее ряд недоразумений, которые могут возникнуть у чи-тателя, мало искушенного в общей проблематике роман-тизма, заметим, что «следы» прошлого или будущего не сводились к представлению о социальном элементе жиз-ни.
Мечта достраивает «здание романтизма» до величественного колосса, вполне сравнимого с величественными эпохами, ему предшествующими. Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта и после этого к жанру баллады обращаются многие поэты: А. С. Путешествовал по Англии, был увлечен живописью Констебла. Отсюда почти полное отсутствие у поэта призывов к борьбе за социальную справедливость.
В сумме своей они вместе с романтизмом создали целую эпоху исторического развития искусства. Одно из главных произведений Жерико – картина "Плот Медузы". Тут на-чинался главный раздел основных направлений в роман- тизме. Удивительно проста и одновременно грандиозна картина «Монах на берегу моря».
Изменилось их место в обществе. Эжен Делакруа (1798 – 1863) стал тем художником, который сумел выразить широчайший масштаб современной истории. Весь этот художественный антураж не случаен. Мы почти никогда не увидим его лица, чаще он показан со спины. Смогут ли устоять люди. О. А. Кипренский. Мы почти никогда не увидим его лица, чаще он показан со спины, сидящим на берегу моря или уходящим вдаль по лесной тропе.
1841 год. Через не-сколько десятилетий романтизм уже существует среди эклектики, салонного искусства, «искусства для искусст-ва» и демократического реализма — и это «поздний» ро-мантизм. В самой кратчайшей формуле история искусства 19 века — «переход от романтизма к реализму». Этому же он стремился научить и последователей.
Портрет Е. В. Давыдова.