Тициан (Тициано Вечеллио) Портрет молодого человека ок1510. Тициан (Тициано Вечеллио) Портрет молодого человека ок1510.
Тициана больше всего привлекали люди с богатством и сложностью своего внутреннего мира. Из-под земли едва-едва пробивается молодая трава. Позади него стоит мужчина в возрасте, который прикасается к его плечу, пытаясь остановить.
Предполагают, что это могла быть Виоланте, дочь художника Якопо Пальмы Старшего, но никаких документальных свидетельств, которые могли бы подтвердить или опровергнуть сей факт, нет. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Есть эксперты, которые считают, что это работа Доменико Венециано. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон).
Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. 1514. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. Следующий этап развития портретного искусства Тициана можно ясно представить по Портрету Федерико Гонзага (Прадо, Мадрид).
Он пишет большие алтарные полотна. Мифологическая окраска не лишает образ жизненной конкретности. Он был командующим венецианскими вооруженными силами и император Карл V публично отметил его военные достижения. Франциска.
Тициан обладал завидным уменьем передать пышную прелесть колорита, придать необыкновенную жизнь колориту нагого тела. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция.
Он – первый представитель зрелого Ренессанса в венецианском искусстве. Заказчик – Филипп II Испанский, см. С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. «Портрет молодого человека с перчаткой».
После недолгой учебы у мозаичиста Себастьяно Цукатти он перешел в мастерскую Джованни Беллини, вокруг которой сплотились в то время лучшие художественные силы Венеции. Его жизнь прошла, близится неминуемая смерть, он в печали опустил голову на грудь, выражая всем своим видом безысходность старости. Только искусство в состоянии наглядно показать, каким может быть и должен быть человек.
В образе античной богини сразу же узнается венецианка в интерьере XVI века. Большое количество прекрасных портретов было создано художником в 1520–1540-е годы. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок.
На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Своего рода продолжением предыдущего произведения является полотно «Прерванный концерт» (около 1510, Палаццо Питти, Флоренция), основная идея которого также состоит в том, что в возвышенный мир искусства, красоты и любви всегда может ворваться действительность в самом неожиданном образе. Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. Холст, масло. Однако до нас дошли некоторые портреты работы Тициана, написанные в разные годы.
Тициан был востребованным художником, его постоянно вызывали к себе заказчики. 1527, Музей истории искусства, Вена «Юноша с ящерицей», ок. Это влияние ощущается в его живописи сильнее, чем заимствования из стиля учителя, Дж. Беллини, мастера, который очень постепенно осмысливал проблематику Высокого Возрождения. Тициан органично освоил систему выразительных средств Джорджоне, его понимание гармонии. Значительно внимание уделялось графическим работам.
Художник одет в простую и дорогую одежду. От его фигуры, закутанной в меховой плащ, скромного черного колета, печального взгляда веет отрешенностью и одиночеством. Позже они начнут совместную работу по росписи Немецкого подворья в Венеции. Мощной динамикой композиции, динамикой раскрытия душевного состояния человека отличается огромное полотно «Вознесение Марии» («Ассунта»), выполненное Тицианом в 1518 г. для церкви Санта Мария Глориоза де Фрари.
Художник всегда смотрит вперёд и видит дальше, чем его современности. Однако существует также версия, что это автопортрет Тициана. В его мастерской, где подмастерья помогали выполнять многочисленные заказы, основными работами на протяжении десятилетий были портреты. Следующий этап развития портретного искусства Тициана можно ясно представить по Портрету Федерико Гонзага (Прадо, Мадрид). Но насколько реалистичнее Тициан трактует свою модель. Энкаустика — это живопись красками, где главным связующим звеном был воск.
Конный портрет императора Карла V в сражении при Мюльберге – официальный парадный портрет. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. Среди ранних работ особенно следует выделить «Портрет мужчины в платье с синими рукавами» («Людовико Ариосто», около 1510, Национальная галерея, Лондон), на котором герой опирается на парапет с инициалами «T. V». Особенно контрастно решены образы Павла III и его внука Оттавио Фарнезе. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. Интерпретация данной аллегории обсуждается, однако, принято считать, что две женщины олицетворяют силы природы и вечную любовь.
Это прежде всего большая внутренняя активность героев, психологическая насыщенность образов, которая проявилась даже в таком созерцательном портрете, как «Портрет молодого человека с перчаткой» (между 1515 и 1520 гг. ). Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры. На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. Сюжет разворачивается на фоне летнего солнечного пейзажа.
Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. В отличие от знаменитого Дж. В молодости Тициан не писал автопортретов. Тициан реалистически точно, правдоподобно и безупречно передает красками их внешний вид.
Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты.
Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства становится мечтательная и одновременно склонная к героическому порыву романтическая личность (на картинах О. Кипренского, К. Брюллова). После его смерти Тициан, к слову, закончил его знаменитую «Спящую Венеру», написав пейзажный фон.
Эта работа новатора. За ним следуют Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме (Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), Портрет Карла V (с собакой Прадо, Мадрид), Портрет Альфонсо дАвалоса, маркиза дель Васто (Лувр, Париж), Портрет Даниеле Барбаро (Прадо, Мадрид), Портрет Франческо Мария делла Ровере и Портрет Элеоноры Гонзага делла Ровере (оба – Галерея Уффици, Флоренция), Обращение Альфонсо дАвалоса к войскам и Конный портрет императора Карла V в сражении при Мюльберге (оба – Прадо, Мадрид). 190, 3 x 207 см.
Предметы, окружающие людей, несут в себе скрытый, символический смысл. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). В этот период Лотто писал главным образом поколенные портретные изображения. Его картины поражают своей эмоциональной выразительностью и демократичностью образов. Абсолютно по-иному художник представляет другого дожа – Франческо Веньера. Его творчество оказалось невостребованным современниками. 1523, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Андреа Оддони», 1527, Королевский дворец, Хемптон-Корт «Человек с звериной лапкой», ок.
Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Джорджоне, ровесник Тициана, сформировался как художник чрезвычайно быстро. Его фигура не только композиционный, но и динамический центр картины. Это полотно также называется «Венера перед зеркалом».
Это стремление к необычному особенно ярко проявляется в «Тройном автопортрете» (ок. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность.
Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный художник. В будущем Тициан напишет ряд полотен с общим названием Венера с Амуром и органистом – музыкальное начало гармонизирует их живописный строй. Галерея Боргезе, Рим. 1508, оба – в Музее истории искусства, Вена).
Их ждет жизнь, полная радостей и печали, но они об этом пока не знают и беззаботно спят. Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже.
В этом портрете Тициан передает не только аксессуары, но сам беспокойный, опасный, требующий больших внутренних сил, полный переживаний и утрат внутренний мир герцога-военачальника. В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. Мастера занимались созданием скульптур, ювелирными работами и живописью. Он представлен на портрете поколенно, стоящим слегка подбоченясь и гладящим пышную белую шерсть сидящей на столике собаки.
В постановке фигуры, в смешном по нынешним временам головном уборе, который, наверное, крайне неудобно было носить на поле сражения, во всей обрисовке горделиво подбоченившейся фигуры чувствуется улыбка художника, доброжелательно и сочувственно писавшего этот портрет. В 1516 году, после смерти Джованни Беллини, Тициан стал официальным художником Венецианской республики и, находясь на этой почетной и оплачиваемой должности, обязывался писать портреты венецианских дожей. Судя по ним, Тициан не лукавил перед своими моделями, когда создавал Портрет дожа Андреа Гритти (Национальная галерея искусства, Вашингтон), Портрет дожа Франческо Веньера (Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид), Портрет дожа Николо Марчелло (Пинакотека Ватикана, Ватикан). Музей Лувра, Париж.
Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II. В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. Национальная галерея Шотландии. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Искусство не может существовать без положительного героя, образца для подражания. «Любовь земная и небесная».
Он чувствует себя независимым. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Прекрасно выписана ткань одежды мужчины, смотрящего на зрителя немного надменным взглядом.
Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте. Ц. Санта Мариа Глориоза деи Фрари, Венеция.
Много и охотно художник писал женские портреты. Недаром и сейчас нелегко различить некоторые полотна обоих мастеров, а одна из первых картин Тициана «Концерт» (1510-е гг. ) долго приписывалась Джорджоне. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков).
парную картину Диана и Каллисто (также Эдинбург) из цикла картин на поэтические темы для испанского короля, 1553-1562. Во все времена главным предметом искусства был человек. 1506–1508 «Портрет юноши», ок. Показательно в этом отношении полотно «Вакх и Ариадна» (1523 г. ). В полотне «Венера Урбинская» (1538 г. ) использован изобразительный мотив «Спящей Венеры» Джорджоне.
Но как удивительно красиво к фону портрета взято отношение цвета просторного темно-синего камзола, отороченного искусным широким золотым шитьем по воротнику и отворотам, по плечам и краям рукавов из-под которых виднеются тщательно прописанные тонкие белые кружева рубашки. Тициан был величай- шим художником Венеции. Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. «Динарий кесаря» (1515-1520 гг. ) – классический пример подобных произведений. За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера.
Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Дерево, масло.
Мастера использовали для портретов тонкие дощечки из сикоморы (тутовой смоковницы) и ливанского кедра. С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. Портрет дожа Андрей Гритти – самый большой из цикла.
1516-1518. Беллини Лотто смело использовал насыщенные краски, динамичные линии. Холст, масло. Через послов и представителей в Венеции они напоминали, контролировали и торопили Тициана с выполнением заказов, а он, как правило, опаздывал, задерживал, брал новые и не выполнял их к сроку.
Наиболее ярко замечательное дарование живописца проявилось во фресках Станцы делла Сеньятура (комнаты печати). Холст, масло. Неудивительно, что очень долго эта работа приписывалась его кисти.
Созданные им образы обладают мощными силами. «Вознесение Богоматери» («Ассунта»). Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. В такой же манере исполнены и две другие картины — «Портрет нубийца» и прекрасное женское изображение, т. н. Кристины», 1505–1507, приходская церковь, Тивароне «Вознесение Марии», 1506, собор, Азоло «Мадонна со святыми», 1508, галерея Боргезе, Рим полиптих «Мадонна со святыми», 1508, пинакотека, Реканати). Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Впрочем, неважно на самом деле, кто именно изображен на холсте, поскольку внимание здесь нужно обратить именно на манеру письма молодого художника и мастерство исполнения.
Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Здесь преобладают темные тона, доминируют синий и черный, а белый, которого совсем немного, выглядит как вспышки света.
1503–1505, галерея академии Каррара, Бергамо «Епископ де Росси», 1505, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь «Юноша», ок. На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. В двух ранних портретах из Национальной галереи Лондона – мужском и женском (этот портрет имеет второе название: Ла Скьявона, то есть славянка)– проявились определенные качества портретного искусства живописца. В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам.
1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру.
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. В 1530-е гг. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. Несмотря на то, что этот портрет был написан Тицианом в возрасте приблизительно 25 лет и относится к раннему периоду его творчества, он является квинтэссенцией того, что принято называть тициановской красотой, чувственной и полнокровной. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали.
1530, галерея Боргезе, Рим «Лукреция», ок. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Тициан был востребованным художником, его постоянно вызывали к себе заказчики.
Пьеро, согласно документам того времени, помогал брату при создании некоторых картин. Не случайно ещё со времён античности в женских образах подчеркивалась, прежде всего, физическая красота, а в мужских интеллект и сила. Молодой Тициан часто изображает фигуры в широком, но внутренне четко организованном и размеренном движении. Тициан любил писать детей и подростков.
Яркие запоминающиеся образы героев своего времени оставила нам русская живопись. На области щек, подбородка и носа краска накладывалась плотными слоями, а остальные части лица и волосы писались более жидкой краской. В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр. Это отразится в его автопортретах.
В 1549 году художник навсегда оставил Венецию и переехал в Анкон. Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть. Дрезденская Картинная Галерея.
Но аксессуары боевой шлем с роскошным плюмажем, воинские жезлы, врученные ему правителями, доверившими герцогу командование своими войсками, блестящие доспехи герцога (он прислал их Тициану, чтобы тот смог написать их с натуры и художник с этим справился блестяще)– все это отличает портрет делла Ровере от портрета Федерико Гонзага. Портрет капитана с Амуром и собакой (Картинная галерея, Кассель) выглядит почти театральным, карнавальным. Остановимся на самых значительных и не вызывающих сомнений в авторстве работах.
Эта работа, предположительно, была подготовительной для большого официального портрета. Произведение «Три возраста мужчины» (1512, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) требует особой трактовки и читать его необходимо справа налево.
Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Добродетель и красота связаны неразрывно. На заднем плане сидит старец с черепами в руках. Конфликт их характеров является ее смысловым центром.
В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Этот портрет Юлия II, вероятно, единственный, где Рафаэль льстит своей модели. Но вернемся к Портрету Федерико Гонзага. 1519-1526. Художники использовали расплавленные восковые краски (на многих дощечках с портретными изображениями сохранились следы стекания таких красок).
По заказу Папы Юлия II Рафаэль начал работу над росписью залов (станц) Ватикана. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон).
Лицо герцога, спокойное и величавое, не обуреваемо никакими внешними волнениями. Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. В этом главном христианском центре страны он занимался реставрацией картин, росписью статуй.
Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. На переднем плане в правой части композиции спят сладким сном два младенца. Теперь она выставлена в Вашингтоне.
1534, Национальная галерея, Лондон). Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. Люди в нижней части композиции, словно зачарованные, следят за ее движением.
Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). Но то, что он сделал и что дошло до нас, – впечатляет как своим количеством, так и художественным качеством. Чаще всего портретируемые на картинах живописца изображены в порывистых позах, они словно протягивают зрителю какую-нибудь статуэтку или предлагают прочитать латинское изречение на листе бумаги. Они молоды, полны сил и желаний, здоровья и энергии.
Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. Остановимся на самых значительных и не вызывающих сомнений в авторстве работах. Дерево, масло. Во Флоренции, в галерее Питти, хранится точная копия этой картины, созданная в 1515–1516 годах. «Мадонна со святыми и членами семьи Пезаро».
Мы уже упомянули юношу в Мадонне Пезаро, а можно еще вспомнить мальчика на портрете Альфонсо дАвалоса и детей на вотивном портрете семейства Вендрамин, многочисленных амуров и путти на картинах художника, включая Венеру перед зеркалом и, наконец, удивительный образ юной Девы Марии на многофигурной композиции Введение во храм. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать.
Холст, масло. Его точно очерченная фигура в черном одеянии большим темным пятном выделяется на желто-золотистом фоне стены за его спиной. Художники В. Перов, И. Крамской, И. Репин создали целую портретную галерею выдающихся современников.
Сюжет евангельской притчи переведен в план размышлений о природе человека, о его достоинстве. «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». творчество Тициана обогащается новыми оттенками. Напротив, в левой части картины, под густой кроной дерева расположилась влюбленная пара. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Образы героев обретают бльшую конкретику иногда в его композициях возникают ненавязчиво трактованные жанровые мотивы.
Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Одно из самых выразительных произведений мастера – «Портрет Томмазо Ингирами» (ок.
В конном портрете, находящемся в мадридском музее Прадо, где Карл V изображен в утро битвы при Мюльберге, целеустремленное движение всадника, закованного в латы, обнаруживает его решимость, волю и отвагу. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях.
Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие.
Картина, которую в 1538 году создал Тициан, Венера Урбинская, стала примером символизма в живописи. Колорит – контрастный. Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета.
За ним следуют Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме (Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), Портрет Карла V (с собакой Прадо, Мадрид), Портрет Альфонсо дАвалоса, маркиза дель Васто (Лувр, Париж), Портрет Даниеле Барбаро (Прадо, Мадрид), Портрет Франческо Мария делла Ровере и Портрет Элеоноры Гонзага делла Ровере (оба – Галерея Уффици, Флоренция), Обращение Альфонсо дАвалоса к войсками Конный портрет императора Карла V в сражении при Мюльберге (оба – Прадо, Мадрид). Кроме уже упоминавшейся «Ассунты», можно назвать одно из самых декоративных произведений раннего периода, композицию «Мадонна семьи Пезаро» (1519-1526 гг. ) для той же церкви деи Фрари. В отличие от Портрета юноши с перчаткой, где сдержанность композиции и цвета являлась определяющей, здесь Тициан дал волю своему богатому колористическому и декоративному дарованию.
Расцвет творчества Лотто приходится на время его пребывания в Бергамо. Среди самых известных портретов исполненных в технике энкаустики, — «Мужской портрет» (вторая половина I века н. э. ) и «Портрет пожилого мужчины» (конец I века н. э. ), являющиеся прижизненными изображениями. К этой теме Тициан еще вернется в своей более поздней работе «Аллегория времени и разума», к которой мы обратимся в следующих главах. Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме (Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), несмотря на внушительность фигуры и серьезное выражение лица, представляется своеобразным карнавалом – переодеванием молодого человека из кардинальского костюма (Медичи имел духовное звание) в светский наряд.
«Госпожа Алина» (II век н. э. ). Возможно, основная мысль картины созвучна с той, что выразил Платон в своих «Законах»: «самое прекрасное искусство как раз то, которое воспринимается лишь избранными». написанных в 1560-е годы по заказу Филиппа II Ис- панского, его главного покровителя.
На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. 1506, галерея Уффици, Флоренция «Юноша со светильником», ок. Тициан в ранний период испытал значительное влияние Джорджоне. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция).
Колорит картины изящен, мазки легки, композиция проста и гармонична. 1520-1522.
Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. В этот период в Венеции были опубликованы труды философа Платона. Старуха, которая присматривает за девушкой, пытается защитить ее своим фартуком и набрать в него золото.
Это может быть ящерка, спрятавшаяся в складках скатерти стола, мертвая белка или маленький человеческий череп, окруженный упавшими с цветка лепестками («Мессер Марсилио и его невеста», 1523, Прадо, Мадрид «Лючина Брембате», ок. Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия.
Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). В России портретный жанр активно начал развиваться с начала XVIII в. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский создали серию великолепных портретов знатных людей. Так искусство проецирует будущее в настоящее. Тициана еще при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей», а его открытия в области изобразительного искусства оказали огромное влияние на творчество художников в последующем. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Уже в ранних портретах необыкновенный талант художника проявился в полную силу («Юноша», ок.
Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. ц. Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция. Тициан изобразил сгорбленного старика, в неловкой позе сидящего в кресле. Италия. Тициан родился в 1477 (согласно другим источникам — в 1480-е) и происходит из старинного рода, живущего в небольшом городке Пьеве ди Кадоре, расположенном в Альпах.
Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе.
На нейтральном темном фоне, не отвлекающем взгляда изображен одетый в красную мантию человек, пристально и серьезно взирающий на зрителя. Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок. Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире именовал «Юлием, не допущенным на небеса».
Становление реализма в искусстве передвижников отразилось и на искусстве портрета. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году.
К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. Тициан поистине мыслил краской.
Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Уступая в идеальности и одухотворенности Рафаэлю и Микеланджело, Тициан равен первому по чувству красоты, а второму – по драматической жизненности композиции и превосходит обоих по силе живописи. Тут нет ничего от мистики, экзальтированного ведения, чуда. «Вакх и Ариадна».
Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа».
Возрождение. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко.
Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. Диана, олицетворение целомудрия (ее можно узнать по диадеме с полумесяцем), была настолько рассержена Актеоном, увидевшим ее божественную наготу, что превратила его в оленя, которого потом растерзали его собственные со- баки. 1523, галерея академии Каррара, Бергамо «Семейный портрет», ок. Предметом спора исследователей является авторство женских портретов, созданных братьями. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др.
«Динарий Кесаря». 1516. 1513, музей Гарднер, Бостон). Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке – косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир.
Последние годы жизни Лотто провел в Лорето, в святилище Санта-Каза. Эти черты в полной мере проявились уже в полотне «Любовь земная и небесная» (1510-е гг. ), в котором фигуры двух женщин раскрывают разные аспекты торжествующего чувства. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело).
И к тому же один из самых больших его портретов. Вода в кувшине девушки — символ возможного очищения всего живого.
Так называли современники Тициана. Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом. В Трех возрастах жизни название говорит само за себя. Рядом с ней находится в рубище св.
Подобная техника требовала особых приемов. Петра. Вместе с тем, бледное лицо императора, плотно сжатые губы и устремленный вне поля картины взгляд придают его образу устрашающее и отталкивающее впечатление.
У них родился сын Персей. Узнав об этом, Павел III умер от апоплексического удара. Работы живописца копировались бесчисленное количество раз.
С поэтом Людовико Ариосто художник был очень дружен. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Молодой Тициан получил блестящее художественное образование.
Перед зрителем — двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов. Эдинбург. Вакх быстро и легко спускается с колесницы навстречу девушке. Оригинальность художественного стиля Лотто проявилась уже в его ранних работах («Алтарь Cв. 1520-1522. 1512, Прадо, Мадрид).
В центре композиции молодой человек увлеченно играет на музыкальном инструменте. Покой и безопасность малышей защищает ангелочек. Кто изображен на картине – загадка. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Но аксессуары боевой шлем с роскошным плюмажем, воинские жезлы, врученные ему правителями, доверившими герцогу командование своими войсками, блестящие доспехи герцога (он прислал их Тициану, чтобы тот смог написать их с натуры и художник с этим справился блестяще) – все это отличает портрет делла Ровере от портрета Федерико Гонзага. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. В очень лаконичной форме это полотно рассказывает об извечной борьбе добра и зла.
С помощью локального светящегося колорита и тончайших световых переходов он создает эмоциональные и динамичные картины «Мадонна со святыми» (1516, церковь Сан-Бартоломео, Бергамо), «Сусанна и старцы» (1517, галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна со святыми» (1521, церковь Сан-Бернардино, Бергамо), «Прощание Христа с матерью» (1521, Государственные музеи, Берлин), «Мадонна со святыми» (1521, церковь Санта-Спирито, Бергамо), «Рождество» (1523, Национальная галерея, Вашингтон). Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. Портрет капитана с Амуром и собакой (Картинная галерея, Кассель) выглядит почти театральным, карнавальным. Последний портрет выполнен на холсте с помощью кисти и жидкой темперы.
В течение многолетней и чрезвычайно деятельной жизни при многосторонности таланта Тициан создал множество разнообразных произведений, особенно в последние 40 лет, когда ему помогали многочисленные ученики. Скорее всего, — это Муза. В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час. Диагональ Мадонна – Петр закачивается в левом углу рыцарем, который держит алое знамя над покоренными Якопо сарацинами в чалмах.
Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Точно так же, но только более напряженным и строгим выглядит на портрете урбинский герцог Франческо Мария делла Ровере. Над темным морем он несет её на Крит. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом).
В этом произведении Тициан демонстрирует свой, уже зрелый колористический талант. В его обязанности входила также нумерация табличек для больничных кроватей.