Рубенс написал Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры («Суд Париса», ок. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов».
Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Рубенс тяжело переживал эти утраты. Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Этот скромный жест, чуть склонённая голова соединяет эту пару. Она датирована примерно 1616—1618 годами.
Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14, Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом15. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Рубенс — создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма.
Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Рано заинтересовавшись живописью, Питер учился у малозначительных художников Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника ().
Уже для первых картин, написанных художником на родине, характерно слияние впечатлений от живописи итальянского ВозрожденияВозрождение (Ренессанс) — эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», около 1611-1614, «Персей и Андромеда», около 1620-1621) историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», около 1622-1625), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажиПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Первые годы своей творческой жизни Рубенс провел в Италии. В большинстве ранних картин Питера сказываются пережитки МаньеризмаМаньеризм (итал. 1625 – «Портрет камеристки» Эрмитаж. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок.
Постоянные занятия рисунком и копирование живописных произведений были завершающей школой Рубенса, талант которого раскрывался последовательно и постепенно и достиг своих вершин в зрелые годы художника. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. он расписал алтарь антверпенской церкви Святой Вальпургии. Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. В 1600-1608 Рубенс жил и работал в ИталииИталия (Italia Итальянская Республика, Repubblica Italiana) — государство на юге Европы, занимающий Апеннинский полуостров, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния.
В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко.
В 1б10-1611 гг. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Эти уроки состояли в глубоком, внимательном изучении и копировании.
Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Пейзажи Питера Пауля («Возчики камней», около 1620, Эрмитаж, Ленинград) в значительной мере носят вымышленный характер (традиционные кулисы, фантастические дали), однако они одухотворены ощущением вечной борьбы стихий, неразрывной взаимосвязи различных аспектов среды, а также природы ландшафтной и природы человеческой. В человеческом теле художник видел полнокровную красоту с избытком жизненных сил.
Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. К концу своего путешествия он прославился и стал признанным живописцем в Италии.
Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Свет искрится в чуть грустных зеленых глазах, в золотистых волосах, в мерцании жемчугов.
В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». В полотне заметно возрастание личного отношения художника, необыкновенное обаяние модели. Все они подчиняются основному серебристо-жемчужному, теплому оливковому тону. Он жил и писал в Антверпене – крупнейшем художественном центре Фландрии.
В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Обычно художники изображали распятие уже свершившимся.
Палачи с яростным усилием поднимают крест. Рубенс создал большое количество рисунков, в том числе и рисованных портретов, которые вполне можно рассматривать не только как вспомогательную часть его искусства, необходимую для подготовки крупных живописных композиций, но и как вполне самостоятельную область его творчества, где встречается много подлинных шедевров. Нумизматика как наука возникла в 18 веке. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Маленькие амуры держат за уздцы крылатого коня Пегаса, быть может, самого прекрасного коня, когда-либо рожденного кистью художника. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами.
Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению56. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях.
Нежный, теплый, жемчужно-серебристый тон тела Андромеды в ореоле, сверкании золотых волос. Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. В 1600 г. Рубенс поехал в Италию.
1615-16, Картинная галерея, Дрезден «Венера перед зеркалом», 1615-16, Вадуц, галерея Лихтенштейн), сцены «Вакханалий», прославляющие жизнь природы и щедрое плодородие земли («Вакханалия», 1615-20, Государственный музей изобразительных искусств, Москва «Шествие Силена», 1618, Старая пинакотека, Мюнхен). В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Перед нами не пылкий юноша в объятиях молодой возлюбленной, но зрелый, умудрённый жизненным опытом и всё же, невероятно счастливый Рубенс. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения1914. В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего.
Валентин Янин высказал предположение о том, что на портрете – идеализированное изображение Изабеллы Брант в молодости817. Цвет стал основным средством выражения эмоций.
Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. С достоинством смотрит она на негритёнка, принесшего ей письмо от царя Давида. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Рубенс создал новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622, Прадо). В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и (fr). «Камеристка» не нуждается в них.
Никулин. Работа не подписана автором2. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. 1618 — все в Эрмитаже «Возвращение Дианы с охоты», ок.
Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской»13. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской». 1606, музейМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Работа над картиной была надёжно отлажена. Наряду со станковыми гравюрами (эстампами) распространена книжная гравюра (иллюстрации, заставки и т. д. )., воспроизводившая живописные оригиналы Рубенса и его круга. («Камеристка», около 1625).
(Венеция, Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя). Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта. Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию. Вселенная изучаемая астрономией, — часть материального мира, которая доступна исследованию астрономическими средствами, соответствующими достигнутому уровню развития науки (иногда эту часть Вселенной называют Метагалактикой). В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте.
Мастерство позднего Рубенса с блеском проявилось в сравнительно небольших, собственноручно исполненных произведениях. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж. Звучная красочность, полнокровная живописная лепка тел, пластическая насыщенность мотивов свойственны таким разным произведениям, как «Похищение дочерей Левкиппа», «Снятие с креста», «Крестьянский танец». Рубенс тяжело переживал эти утраты3. Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию.
с мантуанскими друзьями», ок.
Эскиз хранился вместе с другими фамильными портретами семьи Рубенсов, вот таким образом родственные отношения с изображённой на нём моделью вполне возможны. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. На тщательно загрунтованный холст Рубенс предпочитал традиционный для Нидерландов белый грунт красному итальянскому (на белом краски более насыщены светом) ученики наносили основные линии композиции и цветовые пятна.
Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)". Тициана он будет изучать и копировать на протяжении всей своей жизни. Великая сила любви на полотне «Персей и Андромеда» раскрыта цветом, динамикой линий, форм, ритмов. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе».
Художник создал редкий по откровенности личного чувстваЧувства (эмоции, «движения (волнения) души») — обозначение разнообразных психических феноменов. Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве. Рубенс увлёкся юным лицом, принадлежащим, вероятно, неродовитому кругу. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника.
В портретной живописи Рубенса в 1620-е годы преобладали отмеченные внешним блеском аристократические портреты («Мария Медичи», около 1622 — 1625, Прадо, Мадрид), но художник обращался и к более простым интимным решениям («Камеристка инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов»). К 1615 — 1620 годам художник завоевал широкую известность и признание. 1618-1620, Картинная галерея, Дрезден).
Все охвачено общим движением, человек сроднен с природой. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины13 2.
Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки.
Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Дух жизнеутверждающего оптимизма отличает картины Питера Пауля Рубенса на античные темы с их торжественным ритмом, величием и полнокровностью образов, наделенных подчас грузноватой телесностью («Статуя Цереры», между 1612 и 1614 «Венера и АдонисАдонис (греч. Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Он посещал Францию, создал цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в ПарижеПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс.
В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов11. Основной путь получения образования — обучение и самообразование.
В 1609 г. год Рубенс женится на Изабелле Брандт. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи человека знатного и исполненного достоинства. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант.
1639), включает ее изображение в картину «Сад любви» (ок. почему этот фрагмент не стал полномерной картиной. Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты.
В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. В пределах Италии существуют два анклавных государства — Ватикан и Сан-Марино. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. Работа не подписана автором.
Сохранилось немного работ, созданных Рубенсом до отъезда в Италию, но они, в сравнении с тем, что он создал после своего возвращения в Антверпен в 1608 году, позволяют почувствовать необычайно благотворное и плодотворное художественное влияние, которое Рубенс испытал в Италии, где его способности получили гармоничное и естественное развитие. Портрет необыкновенно проникновенный. В Италии он не только обогащал свою живопись всем богатством техники итальянского искусства, но и сам добросовестным образом изучал многие памятники скульптуры и декоративно – прикладного искусства Микеланджело, Рафаэля, сделал копию с картона «Битвы при Ангиари» Леонардо да Винчи. Живописи Рубенса присущи уверенная свободная манера, выразительная пластическая лепка, тонкость красочных градаций.
Рубенс чрезвычайно сдержан на автопортрете с Изабеллой Брандт. ЭскизыЭскиз (французское esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель12.
В чудесные дни любви, помолвки и свадьбы с Изабеллой Рубенс пишет «Жимолостную беседку» («Автопортрет с Изабеллой Брандт»). В 1630-е годы начался новый период творчества художника. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. В основе всего творчества Рубенса, а также и его портретного искусства, лежал рисунок. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13.
Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Соответствует вавилонскому Таммузу. Необычайно разнообразна тематика его рисунков. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Валентин Янин высказал гипотезу о том, что на портрете идеализированное изображение Изабеллы Брант в молодости.
Полотно отличают мощная пластика и светотень. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)11. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель.
По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе16. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel».
Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца.
Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Этот грандиозный декоративный ансамбль оказал большое воздействие на развитие исторической живописи в Европе. В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11, 4 млн.
Рубенс и себя не раз писал в ней. Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. Рентгенограмма портрета показывает (заметное также невооружённым глазом) авторское изменение формы серёжки. национального искусства (Питер Брейгель Старший и др. ).
3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством. Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте89. Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др.
В нижнем правом углу венский этюд подписан P P Rubens и его авторство несомненно, но вопрос, кто надписал этюд и кто модель, остаётся спорным. Большинство этих работ не свободно от некоторой нарочитости поз и жестов, пестроты колорита. Одновременно сложилась антверпенская школа репродукционной гравюрыГравюра (французское gravure) — вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. Рубенс сделал зрителя свидетелем казни.
Картина несёт характерные черты рубенсовской манеры письма, но её однозначная атрибуция является спорным вопросом. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Рубенс проявил себя также как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматикиНумизматика (от латинского numisma — монета) — вспомогательная историческая дисциплина изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др.
В городах бывает несколько соборов, часто собором называют большой храм. Рубенс жил в то время, когда широкое развитие в искусстве Европы получил стиль барокко. «Вирсавия» Рубенса – женщина гордая, уверенная в своей красоте. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. В 1620-е гг. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью.
Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др. )., но отдельные работы уже предвещали новаторскую необычность его зрелого стиля (портрет герцога Лерма, 1603, собрание графини Вальдслаграва, Мадрид). К 1630-м гг. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии.
и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов», около 1635-1640), полные живого обаяния портретыПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Оттиски также называют гравюрами. Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве. Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт. Мазок художника волнистый, создается иллюзия вибрации поверхности.
По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Adonis) — бог плодородия в древнефиникийской мифологии. Снятие с крестаВ первые годы жизни в Антверпене (1608 — 1612) Рубенс одновременно выполнял монументальные религиозные композиции («Водружение креста», около 1610 — 11 и «Снятие со креста», около 1611 — 1614, соборСобор — в культовой архитектуре собором называют главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ). Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придает облику модели легкость. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась.
Все это я вычитала в аннотации к картине. В Европе возникла на рубеже 14-15 веков. античногоАнтичность (от латинского antiquus — древний) — в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении — греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима). Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. 1620, Эрмитаж). Рубенс изображает прозрачный перелесок на берегу ручья, когда деревья озарены золотисто-розовыми лучами заходящего солнца. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса.
Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента. Самые важные фрагменты будущей картины он выписывал более детально.
Луки. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «», требуются комментарии. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение.
Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. Для лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. 1594-1598). На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Она датирована примерно 1616—1618 годами. и художником королей. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства.
1638), одной из трех граций (ок. Каталог работ Рубенса Анн-Мари Логан и Майкла Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года) не подтверждает авторство «Камеристки» Рубенса и относит её к рубенсовской школе.
И нет ничего выше и значительнее, чем совершенная красота женщины. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Ярко-красный цвет плаща, холодное серебро лат контрастируют с нежным тоном тела Андромеды. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «» и «». Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж: ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелеными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами. XVII в. Рубенс много и плодотворно работал над церковными заказами.
Население 2, 1 млн. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Свойственные барокко черты условности и внешней иногда ложной, экзальтацииЭкзальтация (от позднелатинского exaltatio — подъем) (в физиологии) — состояние повышенной возбудимости, возникающее в нервной ткани вслед за рефрактерным периодом. Около 1611 — 1618 он выступал также и как архитектор (полный театрализованной пышности дом Рубенса в Антверпене, где художник разместил свою богатую коллекцию картин и памятниковПамятник: 1) Объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии истории искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами).
Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула () суверена.
Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Великий художник, он был также великим мастером рисунка (этюды с натурыНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении., самостоятельные композиции, портреты, зарисовки сохранилось около 300 рисунков). По наиболее распространённой трактовке, на портрете Клара Серена— посмертный образ в свободной интерпретации художника изобразившего её уже сформировавшейся девушкой. Для большинства произведений мастера, относящихся к самым разным жанрам, характерна динамика контрастных форм, полных энергии и обладающих большой эмоциональной выразительностью.
Доброклонский и Н. Н. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. человек., посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-1625, Лувр). Современники называли его королем художниковХудожник: 1) То же, что художник. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». с реалистическими традициямиТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях.
Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии художники Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. км, население 58, 1 млн человек (2007). Вальраф-Рихартц, Кельн «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа», 1606-07, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптурыСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). «Портрет Камеристки инфанты Изабеллы»- шедевр Рубенса. Изящный переход от юности к зрелости, просвечивающий сквозь облик модели, едва заметная грустная нотка во взгляде приоткрывают внутренний мир придворной дамы. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).
В исполнении заказов участвовали многочисленные ученики и помощники Р. (Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс и другие) в этих работах сложились постоянные приёмы изображения, придавшие многим из них печать трафаретности. Рубенса — великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в ЭрмитажеЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. С целью лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. 2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства.
Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника («Возчики камней», ок. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. В них начисто отсутствует мистика. Он был величайшим живописцем этого стиля и одним из его создателей.
Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Особое место занимает тончайший по прозрачной живописи портрет камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х гг., Эрмитаж).
Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Картина словно освещена изнутри, в ней выгодно используется хроматический контраст между просветлёнными участками и тенями на лице, которые кажутся не серыми, а голубоватыми.
Однако его лучшие работы созданы им самим от начала до конца.
Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками.
В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией67. и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой («Шубка», ок. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд), Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом. Крест идет по диагонали. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии.
В 1598 году он был принят в Антверпене в гильдию живописцев святого Луки. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). В 1620-е гг. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке.
В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). В 1612 — 1620 годах, освобождаясь от этих черт, создал многие из лучших своих произведений: мифологические композиции («Персей и Андромеда» «Похищение дочерей Левкиппа», около 1619 — 1620, Старая пинакотека, Мюнхен), несколько сцен охоты (около 1616 — 1617, там же и другие собрания), два варианта «Страшного суда» (около 1615 — 1616 и около 1618 — 1620, там же). В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины.
Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. Продолжение традиций высокого Возрождения. Он приобрел поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода — «стеновский»). Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место.
Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд) другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса. Парис решил похитить Елену. Картины Питера Рубенса 1630-х годов (почти все выполненные художником собственноручно) отличаются более индивидуализированным, чем в предыдущих произведениях, образным строем, большей сдержанностью художественных средств, полной внутренней теплоты эмоциональностью. СтихияСтихия (от греческого stoicheion — первоначало, элемент) — в древней натурфилософии — одно из первовещественных основных элементов природы (напр., вода, огонь, дерево, металл, земля — в древнекитайской философии, земля, вода, воздух, огонь, позднее эфир — в древнегреческой философии и т. п. ).
В 10-е гг. Работа не подписана автором. Лучезарное счастье и полнота любви владели Рубенсом, когда он изображал Елену Фоурмент то в образе Дианы, то под видом Венеры, то в облике библейской Версавии. После смерти художника в 1640 году портрет, предположительно, в числе прочих картин попал к Роже де Пиле, любителю и коллекционеру наследия Рубенса. человек (2004). С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование.
Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Возникли в 15-16 веках. Сверкает металл доспехов. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант.
Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: «Страшный суд», «Малый Страшный суд», «Падение грешников», «Битва амазонок» (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен). Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета.
Но его творчество далеко выходило за рамки этого направления. Кульминация – прекрасная голова Христа – вдохновенного и страдающего, мужественного и полного спокойствия. Техника рисунка Рубенса использует все имеющиеся возможности. Но что-то дрогнуло во мне. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Центральное место в его позднем творчестве занял образ его второй жены Елены Фоурмен, которую он изображал в мифологических и библейских композициях («Вирсавия», около 1635, Картинная галерея, Дрезден), а также в портретах («Шубка», около 1638 — 1640, Художественно-исторический музей, Вена), где художник, отказываясь от внешней эффектности, сосредоточивал своё внимание на передаче жизнерадостной, цветущей красоты.
Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. относится и большинство Рубенсовых лучших пейзажей («Пейзаж с радугой», около 1632 — 1635, Эрмитаж, Ленинград). Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником.
1750). К сожалению, не осталось работ Рубенса, позволяющих однозначно идентифицировать внешность его дочери. 1591-1599), О. Вениуса (ван Вена ок. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком»29. Площадь 301 тысяч кв. Он был высокообразованным человеком и часто включал в свои живописные аллегории символы античной мифологии.
Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». Его центральная часть – "Водружение креста" – посвящена распятию Христа. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. С 1617 его мастерская выполняла по его эскизам ряд серийных монументально-декоративных композиций («История Марии Медичи», около 1622 — 1625, Лувр, Париж и др. ). Рубенс тяжело переживал эти утраты.
Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки4. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора32. Слишком скудно.
Она нанесена характерными для Рубенса широкими диагональными, несколько грубоватыми мазками. Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. 1608 – художник вернулся в Антверпен. Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию5. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи. Возвратившись в 1608 г. на родину, Рубенс начинает активно работать в Антверпене. В письме другу (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе».
отступали у Рубенса перед могучим напором живой реальности. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. «Камеристка» не нуждается в них. В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. искусства). В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли приятного и неприятного усталости, болезни и здоровья радости и печали, любви и ненависти ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания отчаяния и блаженства и т. д. Чувства охватывают, таким образом, широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т. д. ) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой.
Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама она не несёт никакой подписи и никак не была поименована в каталогах.
портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте.
Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус). Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). Пространство картины – часть окружающего мира, нет замкнутости. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
Изображения Изабеллы Брант, Елены Фоурмен, детей художника узнаваемы родственной теплотой и интимным настроением. Рубенс тяжело переживал эти утраты. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. Любимов).
КОНТИНЕНТЫ. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Имеются следы трещин и старой записи по трещинам.
От Изабеллы словно исходит невидимый свет. Совместно с мастерской «художник королей» выполнял крупнейшие заказы королевских дворов Европы. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2.
С 5 в. до н. э. культ Адониса распространился в Греции, позднее в Риме», 1615 «Союз Земли в Воды», ок. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель.
Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно23. Коллекционирование монет началось с 14 века. И кажется, будто не они, а живая волна подхватила Христа и несёт Его навстречу молящимся. В 1600 — 1608 находился в Италии (Рим, Мантуя, Генуя), где изучал произведения Микеланджело, Рафаэля, Тициана и Караваджо.
В мастерской Рубенса работали Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя.
В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.
Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. Сначала Рубенс делал красками эскиз. Разочаровавшись в придворной карьере и дипломатической деятельности, он целиком отдался творчеству.
Онзе-ливе-Врауэкерк, Антверпен), нарядные портреты (автопортрет с первой женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) и мифологические сцены. Естественно, справиться с таким количеством заказов в одиночку Рубенс не мог. Но мы не много знаем достоверного и о создании самой картины.
Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора. Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»).
1630-1640, Музей истории искусств, Вена). А над ним сияющая богиня славы. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем (en). Различают гравюру выпуклую, когда краска покрывает поверхность выпуклого рисунка и углубленную, когда краска заполняет углубления (преимущественно гравюра на металле: акватинта, меццо-тинто, мягкий лак, офорт, пунктирная манера, резцовая гравюра, сухая игла и т. д. ).
Он проявил себя в исторической живописи и в области портрета, в пейзаже и алтарном образе, в живописи декоративной и в рисунке. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя.
его творчества. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Питер Рубенс достиг единства цветового звучания картин, которое строилось на сложнейшей гамме рефлексов и оттенков, легко и прозрачно положенных голубоватых теней и светлых красок («Персей и Андромеда», 1620-21, Эрмитаж).
Вокруг Андромеды спокойствие. Рано посвятив себя живописи, учился у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (около 1591 — 94), О. Вениуса (ван Вена, около 1594 — 98) мастер с 1598. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской».