Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств.
Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Их называют натуралистическими только потому, что они производят впечатление действительной жизни, которую, однако, я сам никогда не видел и которая никогда не существовала».
В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. " Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург).
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Саутин: "Кустодиев – художник разностороннего таланта. Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П.
Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва). В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.
Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Только щеки да нос краснеют».
Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание". Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Названия этих работ абсолютно не вяжутся со словом «смерть», которая вырвала талантливого самописца из жизни и не позволила ему осуществить задуманное. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. А шуба.
К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Перед нами колоритнейшая панорама из жизни русской провинции. Но и среди них выделяется портрет Грабаря. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться.
Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Именно ему, призывавшему учеников больше внимания уделять натуре, Борис был обязан своим любовным отношением к природе. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Вместе с семьей отправляется в Париж. Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина.
Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. А может быть именно вот таким образом и стоило.
Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Нет, конечно. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина.
Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. «Ярмарка» (1906), «Провинция» (1906), «Праздник в деревне» (1910), «Купчихи» (1912), «Масленица» (1916), «Балаганы» (1917), «Купчиха за чаем» (1918), «Трактирщик» (1920). Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.
Закончил Кустодиев Академию в 25 лет с золотой медалью и получил право на поездку за границу и по России для повышения своего мастерства. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. Особо выделяются изображения русских купчих, олицетворяющих собой своеобразных русских «богинь» — картины «Красавица», «Купчиха за чаем». В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда.
А вот что пишет Н. А. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.
Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". «Портрет художника Ивана Билибина» (1901) и «Портрет профессора гравирования Василия Матэ» (1902) приносят художнику широкую известность. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. В его творчестве находят отражение новые идеи, а картины Бориса Кустодиева высоко оценивают критики. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна.
Родился Борис Кустодиев в небогатой семье преподавателя семинарии в Астрахани, после смерти отца (1879) учился в духовном училище и семинарии. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г).
После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Возможно. С годами художник все больше стремится к созданию обобщенного, собирательного образа. Вот кого рисовать-то.
Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». С 1896 года художник обучается в Академии Художеств у Ильи Репина, который доверил ему написать этюды для картины «Заседание Государственного совета». Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина.
Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Такое воспитание позволило Борису Кустодиеву уже в девятилетнем возрасте определиться с выбором профессии. Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут. Будто впервые.
Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Высота комнат необычайная. Любовь к ней отражается в каждой работе. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.
Фоном служат жанровые сцены, пейзаж, предметы быта. Эти его работы похожи на красочные сны о старой России. Проживая в столице, Кустодиев часто выезжает в живописные уголки провинции, чаще всего в городки и села Верхней Волги, в которых из под кисти художника выходили знаменитые образы русского быта и красочные народные типажи. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.
В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку. Кустодиев Борис Михайлович – русский художник, который родился в Астрахани в 1878 году. Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
Билибина (1914), Е. Е. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Какая глупость.
К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. Комнат пять, все они располагались анфиладой.
Отсюда многочисленные Масленицы, как архетип торжества здоровья и полнокровия. Таков уже портрет В. В. Матэ 1902 года. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома.
Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Так пишет он свою «Монахиню» (1908), всех своих купчих.
Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой.
Репиным, который предлагает ему все же в качестве соавтора, нежели помощника, работать над масштабной картиной «Заседание Государственного совета». Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906). Чертовски трудно. В чем секрет такой влюбленности в праздничную сторону народной жизни. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём.
Уже в эти время проявляется виртуозный талант Кустодиева. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни.
В 1895 году Кустодиев уезжает в Петербург и поступает в Академию художеств. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Отца своего он почти совсем не помнил.
Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись.
М. Г. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену.
В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. И все последние 15 лет своей жизни прикованный к инвалидному креслу художник дарит людям свои искрящиеся светом и разноцветными красками картины. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Лансере (1915), И. Э. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж.
И. Шаляпин». Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя).
Мастер успел создать лишь две композиции: «Под милашкину гармонь» и «Земляничку я сбирала». Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. И в этом, наверное истоки любви к Празднику, к детской забаве, карусели красок. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия».
Парадокс. Какова шуба на нем. Грабаря (1916). Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец.
Зашел с мороза прямо в шубе. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Он начинает строить произведения этого жанра по принципу портрета-картины.
Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Лицо Юлии Евстафьевны выписано тщательно, а зелень сада, окружающие предметы и собака в эскизной импрессионистической манере. Мы жили на третьем этаже. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца.
Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Праздничные русские обряды с их внешними атрибутами (костюмами, украшениями игрушками), национальная самобытность — вот почва, на которой произрастало вдохновение Кустодиева-художника. "Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Очень скоро юноша был замечен И. Е.
Однако Кустодиев ищет свой путь в разработке портрета. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». – Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию.
Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле». Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) — автор красочных и радостных полотен.
Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Это были живые типы Островского. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями.
Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Молодой мужчина, обреченный на неподвижность и медленную смерть, превозмогая жуткие боли, писал яркие художественные произведения: веселые праздненства, пышущих здоровьем женщин, ярко одетых людей. Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории.
Это всевозможные решета с фруктами и овощами ("Купчиха"), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом"). Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ).
Только ли в том, что по натуре был Кустодиев удивительно бодрым и жизнерадостным. Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. И. Е.
В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Рериха (1913), М. В. В то же время Кустодиев создает ряд портретов. Затащил мужика с базара — и писал при народе.
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Нестеров. Осеняя все вокруг, трепещет алый, упругий на ветру стяг, подобный пламени радостного пожара. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Студентом пишет он портреты известных деятелей культуры.
Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Кустодиев. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии.
Просто московский трактир, где купцы дуют чай.
Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.
К этому времени у них уже родился сын. Репин привлекает молодое дарование к соавторству в работе «Заседание Государственного Совета». Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета».
Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И.
Сам художник говорил: «Меня называют реалистом. После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Я. Билибин, 1901). По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным».
Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. В самом конце своей недолгой жизни Борис Михайлович решил написать серию картин, напоминающих народный лубок в новой для него технике. Добужинского (1913), И. Я. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Но интересовала Кустодиева только живопись. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе.
Почти все эти картины выполнены в яркой декоративной манере. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Искусство требует всей жизни.
В начале 1900-х Кустодиев несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию, после чего выступает с работами новыми по своей концепции – сериями полотен на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души «Балаганы», «Масленицы», «Ярмарки», «Деревенские праздники» и «Гулянье на Волге». Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина. Великолепный художник, он вошел в русское искусство как автор значительных произведений бытового жанра, оригинальных пейзажей и глубоких по содержанию портретов. Кустодиев твердо решает стать художником.
Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Картину представили на выставке общества «Мир искусства».
Зимой 1920-го года Федор Шаляпин как режиссер решил поставить оперу Вражья сила, а декорации поручили выполнить Кустодиеву. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова.
По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Одной из лучших работ раннего творчества стала «Ярмарка».