Первый монастырский каменный храм на территории района был возведён в 1655 году в Антониево-Дымском монастыре. Из монастырских храмов первой каменной культовой постройкой на территории района была Троицкая церковь Дымского монастыря сооруженная в 1740 году и включающая в себя, кроме собственно церкви, дополнительно два разномерных придела: Казанской Божией Матери и Антония Великого. В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве был заложен первый каменный храм Древнерусского государства – Десятинная церковь. Первым каменным храмом Древней Руси является тот, что был заложен в Киеве константинопольскими зодчими. 4 августа 1326 года в Москве был заложен первый каменный храм Москвы – Успенский собор на территории Кремля.
Поздравляем всех с днем рождения Успенского собора, патриаршего кафедрального собора Патриарха Московского и всея Руси – первого каменного храма Москвы и старейшего полностью сохранившегося здания старой Москвы. Первый каменный храм древней Руси получил свое название от десятины, пожертвованной князем на строительство. Строители первых русских каменных храмов осваивали и использовали приемы, выработанные византийским зодчеством.
Десятинная церковь была первым каменным храмом Руси. Если рассматривать древнейшие храмы Москвы, топервым каменным собором был Успенский, заложенный в далёком 1326году. Однако после Крещения на Руси стали появляться первые каменные храмы.
Рядом с княжеским двором поднялась многоглавая (пять или семь глав) церковь Успения Богоматери, прозванная Десятинной, так как князь Владимир повелел десятую часть своих доходов отдавать на устроение этого храма. Вериги Петра напоминают нам о Петре-митрополите. Но на самом деле основа этого храма, несомненно, древняя. оба московских собора (Успенский и Архангельский) были расписаны греческими и русскими мастерами. Некоторые из храмов Руси были, возможно и масштабнее византийских.
В 1329г. Другие источники утверждают, что церковь пала под натиском басурман. существует другая традиция, по которой соборные церкви называются в честь Спаса. Новая каменная церковь Спаса (Спас на Бору) была построена в 1330 г., пятая каменная церковь Михайла Архангела – в 1333 г. Последняя заменила собой деревянный храм, служивший и ранее княжеской усыпальницей. Более того, летопись, говоря о строительстве Владимиром церкви (закончил он ее, согласно летописи, в 996 году, хотя некоторые считают, что церковь была освящена только в начале XI века), говорит, что он вручил всю эту церковь почему-то не митрополиту и даже не епископу, а корсунскому попу Анастасу, тому самому, который помог ему взять город. И здесь мы с вами тоже видим такое соединение столичного и провинциального.
Если в средневизантийское время требовалось построить большой храм, а требовалось это очень редко, так как византийцы обладали большим количеством очень крупных храмов и в них не нуждались, так вот, в такой ситуации византийцы пользовались методом, который исследователь византийской архитектуры Роберт Оустерхаут назвал термином «метод умножения ячеек». Заложенный митрополитом Петром, храм был закончен после его кончины. Сначала, как и считалось до сих пор, храм строили как крестово-купольный. Не факт, конечно, что они привезены с самого Проконеса, — они могли быть привезены из того же Херсонеса, куда проконесский мрамор ввозился.
Образ передает идею того, как Пресвятая Богоматерь с воздетыми руками оберегает Русь. Это была четырехстолпная трехапсидная церковь, построенная из белого камня. Во время строительства Десятинной церкви она была самым большим киевским храмом. Каменное строительство при Калите развернулось в сравнительно короткий промежуток времени, на протяжении девяти лет (1326–1333), после чего наступает длительный перерыв. Отсюда происходит конструкция «восьмерик на четверике», позволяющая лучше сделать переход от квадратного в плане основания храма к восьмигранному шатру.
Ядро то же, что в Софии Киевской, скажете вы. В росписи собора участвовали Андрей Рублев и Даниил Черный (от этих фресок сохранились фрагменты растительного орнамента на откосах окон). А вот русский профессор архитектуры Николай Ефимов сделал действительно достаточно точный план фундаментов церкви. великом князе Владимире, а его сын Ярослав лишь завершил строительство.
К счастью, тогда удалось спасти Софийский собор. Храм стал кафедральным собором киевской митрополии, рядом расположился митрополичий двор. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. Такое решение уже имеют церкви конца XIII века— в Перынском скиту и на острове Липно. Собор строился целый год и был освящен 15 августа 1327 г. (т.
Впрочем, общее впечатление интерьера в Святой Софии Новгородской близко к Киеву. А также здесь Ярослав Мудрый организовал первую библиотеку княжества. Этот придворно-княжеский храм являлся одновременно храмом-мемориалом.
Судя по одному летописному известию, он имел большие размеры, чем Успенский собор469. В Спасо-Преображенском соборе явлено в рукотворном творении торжество небесной власти. Первоначально Софийский новгородский собор (как и вообще все древние храмы) был устроен с одним приделом во имя Успения Божией Матери, но потом были сооружены еще пять приделов.
Здание сохранилось до половины высоты стен (до хор) с главным порталом и частью окон. Кроме того, старший сын Калиты (Иван) родился 30 марта на память Иоанна Лествичника. Власть в конце XI века редко на долгое время оставалась в руках одного князя. 22 и след. ), молитву к Богу, сказав: «Господи Боже. Иоанна Предтечи и св.
Эта церковь, поставленная на главных городских воротах, посвящена была Благовещению Пресвятой Богородицы с тою мыслию, как замечает летописец, да «радость всегда будет граду тому святым Благовещением Господним и молитвами святой Богородицы и архангела Гавриила».
Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи). Русские писцы за одно лето не могли расписать и половины этой церкви из-за ее величины. Притворы примыкали к каждому из трёх порталов храма: на западном и боковых фасадах. Из-за него храм получался вытянутым, пря моугольным. Уникальной постройкой, подражающей Покровскому собору в Москве, был не сохранившийся пятишатровый собор Бориса и Глеба в Старице (1550-е годы). В 1472г. Летопись просто указывает: «Мастеры от Грекъ». Каждый раз ему казалось, что храм слишком маленький и недостаточно красивый.
Епископ Ростовский Феодор построил храм в честь Успения в своем городе.
При Иване Калите в Москве появились каменные здания, на первых порах церкви. После окончания строительства собор являл собой не только религиозный центр. Сергей Вельмин и Феодосии Молчановский были репрессированы в 1930-х годах. Вслед за тем Владимир в присутствии митрополита Леонтия, епископов греческих и всех русских, в присутствии бояр и бесчисленного народа изрек: «Даю церкви сей святой Богородицы от именья моего и от град моих десятую часть» — и, написав клятву, положил свое завещание в самой церкви, которая и начала называться Десятинною — по десятине, определенной на содержание ее. Основанная в 989 г. с благословения митрополита Михаила, церковь эта строилась в продолжение семи лет мастерами, нарочно вызванными из Греции, которые, вероятно, тогда же перестроили, по воле великого князя и церковь Васильевскую. Тогда набожный русский князь мысленно воззвал к Пресвятой Деве: «О Пречистая Богородице.
Проект киевлянина Андрея Меленского (автора проекта церкви на Аскольдовой могиле и Гостиного Двора на Подоле) был отклонён. Зато потом штукатурка придала собору цельность и эпический характер. Только в 1108 году по заказу епископа Никиты София Новгородская была изукрашена фресками. В первую очередь это относится к написанию святых икон. византийской художественной традиции.
Владимир привез их в Новгород. А вот сюжетно расписанный шатер – единственный в России. Деревянная церковь явилось первой, т. н. Уже тогда у историков появились подозрения, что его благие намерения были лишь прикрытием.
Ими украшены главные части храма. Почему невозможно было создать другое пространство. Одна церковь Спаса на Бору стояла несколько в отдалении.
Они наглядно демонстрировали торжество христианства и святость благочестивых царей. И по странному контрасту, на остальных стенах храма просто фрески, ни мрамора, ни мозаики. Это, по крайней мере известно о двух из них: Мстиславе и особенно Ярославе. Единственным «счастливчиком» из этой группы исследователей старины оказался ленинградский археолог Михаил Каргер. Только где-то на окраине, в провинции вдруг возникают такие вот «купольные базилики».
В нижних аркадах были использованы необычные для Руси византийские колонны. Меняется внешний облик храма. Владимира и св. Это название храм получил после выделения Князем Владимиром десятой части своих доходов на его возведение.
Иногда их соотносят с храмами Ярослава, упоминаемыми в летописи, а иногда нет, но в тех постройках, которые прослеживаются археологически: храме на Владимирской улице (перед нами) и храме на так называемой митрополичьей усадьбе, мы видим сложные структуры. Геннадий, вероятно вы имеете в виду квадригу св. Однако фресковая живопись прочно прижилась в России. Один из самых красивых элементов архитектуры Спасо-Преображенского собора – тройные аркады, располсзженные втрухярусах подкупольного квадрата между боковыми столбами.
Самая большая глава (средняя) сначала имела форму опрокинутого котла, но потом над ней была надстроена верхушка в виде луковицы. Вот только плинфу здесь использовали особую – светложёл тую и необычно тонкую (всего два с половинойтри сантиметра). Время его постройки — 1420-25 годы.
Образцом для этого великолепного собора была взята София Константинопольская. Но почему все же такой странный план у этого храма. Это первый крестово-купольный храм Древней Руси. Во-вторых, с фасадов максимально исчезают ниши: их значительно меньше, чем в Киеве. По преданию сам великий кн. Выслушав эту непонятную речь иконописцев игумен спросил: «А каковы на вид были уговаривавшиеся с вами».
В 1908 – 1911 гг. Десятинная церковь — первый каменный храм на Руси, возведённый в 989-996 годах на средства от княжеских доходов (то есть на десятину). Место престола было устлано тесаными плитами. Правда, по этому поводу мнения историков и археологов разделились. В 1240 году Киев оказался захвачен монголо-татарской Ордой. 28).
Долгое время она была домовым храмом московскихмитрополитов, а затем патриархов. Русская архитектура начиналась здесь триумфом света, величия и необычайной гармонии. Первый, когда был еще князем в Тмутаракани, пошел однажды (ок. Это церковь на Золотых воротах.
Археолог Кондрат Лохвицкий в своих очерках совершенно не скрывал тот факт, что начал заниматься любительской археологией ради славы, чести и наград. Заложил его лично митрополит Киевский и Всея Руси Петр на месте древней деревянной церкви. Как только крестились киевляне, великий князь повелел рубить в Киеве церкви и ставить их по местам, где прежде стояли кумиры — мера истинно благоразумная. 1.
соборные храмы больших городов, являвшихся одновременно резиденциями епископов, наименовались по византийскому образцу в честь св. Но в истории русской архитектуры это, пожалуй, действительно самая загадочная страница, которая до сих пор содержит много неразгаданных загадок, притом, что последние 100 и даже больше лет истории русской архитектуры — это постоянная попытка разгадать эти загадки. И вот один из исследователей, Армен Юрьевич Казарян, даже выдвинул гипотезу, что такой странный план храма специально был создан, чтобы разместить на нем тринадцать куполов. Если мы зайдем внутрь храма и отвлечемся на секунду от позднего иконостаса, который немножко мешает нам воспринимать интерьер (так как, напомню, византийская и древнерусская алтарная преграда была невысокой и не закрывала конху, что мы с вами еще увидим в Софии Киевской), то надо обратить внимание в интерьере на этот основной принцип купольной базилики: на пары колонн и, соответственно, арки между ними в двух ярусах, первом и втором. Софии (премудрости божией).
1022 г. ) войною на соседственных касогов или нынешних черкесов. СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИИ СОБОР В ЧЕРНИГОВЕ заложен по приказанию князя Мстислава Вл. Стены храма были расписаны, как догадываются, стенною живописью по сырой штукатуре (ал-фреско), а в алтаре украшены мозаическими изображениями.
Однако она знаменита тем, что стала последним памятником шатрового зодчества в Москве. Сказано, что после Софии он заложил Золотые ворота. На стенах апсид мастера выкладывали высокие полукруглыеплоские ниши (тремя и двумя ярусами соответственно на центральной и боковых апсидах).
Во времена Петра Могилы полностью сохранился юго-западный угол Десятинной церкви. В той же статье упоминается еще одна постройка Ярослава. за ветхостью468.
По приказу князя Владимира в ней установили княжескую усыпальницу. Быстро обветшал и Архангельский собор, разобранный в начале XVI в. за ветхостью. В плане Тихвинская церковь представляет собой вытянутый близкий к квадрату (11х13 м) четырехугольник основного объёма и трёх пристроек: циркульной апсиды с востока, трапезной и притвора с двухъярусной колокольней с запада. 5.
Именно этому священнослужителю также приписывают решающую роль во взятии Владимиром Корсуни (Херсонеса). Последняя заменила собой деревянный храм, служивший и ранее княжеской усыпальницей.
Цикл публикаций о сохранившихся «на поверхности» памятниках древнерусской архитектуры домонгольского периода мы начали с самого древнего такого здания на территории России. Судя по одному летописному известию, он имел большие размеры, чем Успенский собор. Георгиевский собор решён строго центрично. Мы к этому вопросу еще вернемся.
Внедрение этой чисто русской формы в церковное строительство было своеобразной, но чрезвычайно важной победой народного начала в зодчестве. Аз бо в сей руце моей сей Великий Новеград держу когда сия (рука) моя распространится, тогда будет граду сему скончание». Если мы с вами посмотрим под купол на подпружные арки, они все в мозаиках.
Десятинная церковь -первый каменный храм на Руси, возведенный в 989-996 годах на средства от княжеских доходов (то есть на десятину). В конце 30х – начале 50х гг. В росписи участвовали Феофан Грек и Даниил Черный с учениками. Но мы стоим на пороге каких-то новых технологий.
Угловые купола были разобраны при перестройке храма в 1186—1189 годах. Русские писцы за одно лето не могли расписать и половины этой церкви из-за ее величины470. Его неофициальное название — Десятинная церковь. В настоящее время было установлено, что самым первым шатровым храмом была Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе, служившая дворцовым храмом великого князя Василия III.
Дмитрий Милеев умер от тифа во время раскопок. Деве сказано было: Радуйся, благодатная. До сих пор считалось, что ядро памятника было построено в 989-996 гг., а в XI в. его дополнительно обстроили (по крайней мере частично). По другой версии храм рухнул, не выдержав натиска огромного количества людей, которые пытались в нем укрыться. В качестве основания для шатра чаще всего служит восьмигранный верхний ярус храма – восьмерик (аналог барабана для купола). Совсем трагически сложились судьбы ряда археологов исследовавших святыню в начале XX века.
Иконы, кресты и посуда были привезены из Корсуня (Херсонеса Таврического) в 1007 г. Кроме главного алтаря у церкви имелись ещ два: св. Каменное строительство при Калите развернулось в сравнительно короткий промежуток времени, на протяжении девяти лет (1326 – 1333), после чего наступает длительный перерыв. А также братья великого князя Владимира — Ярополк и Олег. А святого Михаила подписывали русские писцы, князя великого Семена Ивановича.
Кроме основного престола во имя Архистратига Михаила церковь имела придел Святителя Николая. Быстро обветшал и Архангельский собор, разобранный в начале XVIв. Более десяти лет строили и украшали здание византийские и местные мастера. XI столетия по указанию великого князя киевского был возведён самый величественный и знаменитый из всех рус-ских храмо Церкви в – собор Святой Софии (что значит Премудрости Божьей). С восточной части он выдается тремя полукружиями по числу трех составных частей его: трапезы (престола), жертвенника и диаконника.
Кроме того, раскопки позволили установить и то, откуда пришли зодчие, построившие храм. А вот идея храма над воротами, храма, которого не было на Золотых воротах, приходит от ворот императорского дворца Халки в Константинополе. Начнем с Чернигова, с собора Мстислава. Драматично сложились судьбы многих людей имевших отношение к Десятинной церкви. Встречаются храмы не имеющие четверика, они с уровня земли имеют восьмигранную форму. Мозаичный образ Богоматери, в народе называемый «Нерушимая стена», может быть по причине того, что остается, невредим с XI века, украшает восточную часть Софийского собора в Киеве. Наружная декорация иногда имитировала в камне традиционную деревянную резьбу.
Она была построена около 986-996 годах. В XIX веке свой вклад в изучение храма внёс епископ Русской православной церкви, митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Болхови-тинов). Пятиглавие всегда имело строгую иерархию. в Москве была построена церковь Рождества Богородицы в Путинках. Важнейший из них — храм Киево-Софийский.
Строители в последствии приняли постриг в монастыре, после кончины погребены в пещерах. Другой вариант ориентируется на Спаса Черниговского и реконструирует храм в виде «купольной базилики».
Важно, что именно по образу Десятинной церкви возводились последующие главные храмы русских городов и монастырей. Ещё несколько церквей были возведены при митрополите Феогносте: церковь Иоанна Лествичника (1329), храм Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333) и храм Богоявленского монастыря на посаде (1340). вокруг стен прежнего собора Калиты. Это церкви в Берестове, в Белгороде, в Суздале.
В 1344 г. оба московских собора (Успенский и Архангельский) были расписаны греческими и русскими мастерами. Николая.
В источниках Десятинную церковь, однако, нередко называют церковью Богородицы. Иногда такие же каморы появляются и над восточными углами храма. А также братья великого князя Владимира — Ярополк и Олег.
Необычными же были техника исполнения и стилистические особенности изображения. Кроме основного престола каменная Михайловская церковь имела придел Святителя Николая. Известно только о том, что строителями соборного Успенского храма в Киево-Печерской Лавре были четыре грека, чудесным образов пришедшие на Русь из Константинополя. В итоге получился огромный подземный собор, вмещающий 2000 человек.
Толстые квадратные в сечении столбы расставлены ближе к углам здания. В плане это те же четырёхстолпные церкви, но с одной апсидой. В 50 – 60-е гг.
Храмы тогда не штукатурили и кирпичный орнамент, выполненный с помощью чуть розоватого раствора из-за добавленного в него толчёного кирпича, помимо нарядности придавал храму неповторимую лёгкость. Чтобы понять возможность такого множества церквей в Киеве (положим даже вместо 400 только 40), надобно помнить, что Киев, по свидетельству Дитмара, был тогда весьма велик и имел восемь торговых площадей, что эти церкви большею частию), если не все, были деревянные и весьма небольшие, может быть подобные той, какую в один день поставил Владимир в Василеве, что тогда не возбранялось и частным знатнейшим лицам иметь свои, т. е. домовые, церкви, как видно из примера курского властелина, наконец, что обычай к построению и умножению церквей был тогда господствующим на всем Востоке. Третий храм, построенный Владимиром, замечателен только по случаю самого построения. Он был на 9 метров выше храма в Коломенском и достигал 74 метров. Особое место занимает архитектура Владимиро-Суздальского княжества.
А когда эта рука Моя раскроется, тогда будет скончание городу». мучеников Бориса и Глеба». XI в., за образец он пожелал взять Десятинную церковь.
В свом завещании Птр Могила оставил тысячу золотых на восстановление Десятинной церкви. Строительство каменных храмов продолжалось при Калите в быстрых по тому времени темпах.
Впоследствии её отстроили и окружили с трёх сторон галереями. В XIIв. Обращает на себя внимание замечание летописи, что Спасский монастырь получил от Калиты «льготу многу и заборонь велику творяше им и еже не обидимым быти никим же»464.
мученика Турова и оттоле наречеся место оно святое место». Закладывалась она при попечительстве местного помещика полковника Дмитрия Никифоровича Кобылина. Впрочем, мы должны с вами помнить, что мастера из провинции из той же элладской школы, могли работать в Византии и на императорских заказах, в частности, на знаменитом монастыре Неа Мони на острове Хиос.
Однако и его проект не прошёл. При этом форма шатра воспринималась как характерный элемент именно русского храма. О первоначальной настенной росписи собора нет точных и определенных сведений. Халки — это значит «бронзовый», бронзовые ворота, главный парадный въезд во дворец, на котором был изображен образ Христа, замазанный иконоборцами и потом снова открытый. К концу XX века число приверженцев христианства во всем мире превышает 1 миллиард из них около половины проживает в Европе. Да и в самом облике Софии Новгородской проявились черты романской архитектуры (в частности, техника кладки стен из огромных, неправильной формы камней).
За образец была принята церковь Большого императорского дворца в Константинополе, также посвящённая Богоматери. Десятинная церковь была возведена из плинфы (плоского квадратного кирпича) в традициях византийского зодчества. Уже сейчас доказано, что это творение было одно из самых великолепных и величественных среди храмов, в том числе и византийских тоже. Конструкция деревянного шатра проста, её устройство не вызывает серьёзных затруднений. Именно там стоял двор первых варягов-христиан — Феодора (Тура) и его сына Иоанна, убитых язычниками в 983 году.
Помимо каменных, возводились в неисчислимых количествах деревянные храмы. В смутное время крепость была заброшена.
На протяжении нескольких десятилетий, пока не был построен главный храм Киева – храм Святой Софии, Десятинная церковь оставалась самым значительным и самым почитаемым храмом Руси. Но с Преображения до Успения, т. е. с 6-го по 15-е августа, всего девять дней.
Вероятнее всего, возводить храм начали в период между 1069 и 1073 гг., когда Минск мог находиться (точных данных нет) во владении Ярополка Изяславича.
Между 1017 и 1037 годами начали строительство следующего каменного храма — Киевской Софии. По некоторым сведениям, возможно, в церкви позднее был сооружён придел во имя св. По свидетельству летописей, сам монастырь был основан в 1357 году.
Жертвенник и диаконник занимают восточные углы основного объёма храма. Великомученика Георгия. Злая сеча продолжалась целый день и едва к вечеру Ярослав одолел. И это несколько удивительно. Имеются так же ранние изображения шатровых храмов, например, на иконе «Введение Богородицы в храм» начала XIV века из села Кривое на Северной Двине (ГРМ). Но его архив со всеми результатами раскопок Десятинной церкви исчез бесследно. Строители, ктиторы, благотворители старались о благолепном украшении церквей.
Трижды художники переписывали изображение, пока от него не изошел глас: «Писари, писари. Итак, Десятинная церковь становится очень важным вызовом Владимира в смысле идеологическом, в смысле культурном. Про часть этих храмов мы, к сожалению, просто не можем сказать, что это за храмы. В земле было найдено много обломков мраморных колонн, плит, резных деталей, мозаик и фресок. Тогда игумен кратко отвечал им: «О, дети, невозможно вам показать этих лиц, так как уже более десяти лет прошло с тех пор, как они отошли к Богу и ныне непрестанно молятся за нас, охраняя эту церковь, оберегая свой монастырь и заботясь о подвизающихся в нем». О формах храма нам остается только догадываться.
Сколько это может быть. Вслед за Софийским собором Ярослав воздвиг каменную церковь на Золотых воротах, находившихся на западе от собора в земляном валу, которым в том же 1037 г. начал князь ограждать свою расширенную столицу. Наименование собора Успенским говорит о стремлении великого князя и митрополита иметь соборный храм по образцу Успенского собора во Владимире. Всего на два-три года появлялся князь в Новгороде, чтобы потом уйти.
Судя по обстоятельствам времени и образу речи преподобного летописца, можно полагать, что церковь святого Василия была первоначально деревянная, но вскоре, как не без основания догадываются и едва ли не самим же Владимиром построена из камня, так как сохранившиеся остатки этой последней свидетельствуют, что она и по материалам и по способу построения своего абсолютно сходна с другими каменными церквами, воздвигнутыми Владимиром и Ярославом. Эти трофеи будут античными статуями и изображениями коней. Под куполом, как и в Константинополе, был изображен образ Христа Спасителя. На следующий год была расписана церковь Спаса на Бору, «а мастер старейшина иконником Гойтан»471. Храм занимает всего 5, 5 м в длину и 3, 5 м в ширину. Первым каменным храмом Москвы стал заложенный в 1326 году Успенский собор— новый кафедральный собор русского митрополита (существовала версия более ранней постройки первого каменного храма). На строительство храма, которое длилось 14 лет, ушло более 100 тысяч рублей золотом, но полученный «памятник русского православия» подвергли сокрушительной критике.
Но к эпохе Ярослава относится еще одна интересная постройка, но уже не в Киеве. Могучие стены храма, сложенные из диких камней с их неровной шероховатой поверхностью, не были оштукатурены до середины XII века.
27 июля 1802 года в селении Званы (Великий Двор) на реке Тихвинке была заложена каменная церковь. Вот таким образом абсолютно естественно, что эта технология была тоже привнесена сюда из Византии. Первая половина XVI в. стала временем расцвета шатровой архитектуры. И это естественно, так как Русь, новые ее города и епископства нуждались в новых храмах: Киев, Чернигов, Новгород.
В церкви во имя митрополита Петра в Переславле Залесском (1585) шатер ясно отделен от мощного широкого основания здания. вы берете какой-то план за основу и начинаете его развивать. Имеются свидетельства и о других храмах, воздвигнутых при самом Просветителе Руси. На этом месте стоял небольшой храмик. Среди почитаемых икон Богоматери, один из образов называется Корсунским.
А хоры храма были очень важны, так как это место, крайне значимое для заказчика. Успенский собор первоначально был трёхнефным храмом с нартексом. Она была домовым храмом великой княгини. А вот техника кладки — это уже заслуга мастеров-строителей Киева.
Из древней фресковой росписи собора осталось очень немногое. Существует благочестивая история, рассказывающая о том, что Сама Пресвятая Богородица направила мастеров в Киев. В Софийском Новгородском соборе, согласно местного предания. Владимир бежал и скрывался от преследователей под мостом. О, писари.
Оно соответствовало внутренней росписи куполов, где помещался образ Христа— Главы Церкви. Так вот, Ярослав отправляет мастеров к своему сыну в Новгород, чтобы тоже построить там Святую Софию.
Митрополит Киевский Иоанн (1008) построил храм в Переяславле, где была его резиденция. Необычно развиваются хоры. Но не менее важны другие трофеи.
Эти так называемые "утопленные ряды" чередовались с обычными. При нём построили главный храм Киева— 13-главый пятинефный Софийский собор. О чудесном факте прибытия на Русь этих мастеров передает епископ Симон Владимирский. Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Почему же он не был достроен. Софию Новгородскую строили семь лет и освящение ее состоялось в 1052 году.
Во-первых, построили его с отклонениями от задуманного русско-византийского стиля и не сберегли давнюю кладку из-за опасений осадков. При соборе была устроена крещальня. Что касается церкви Спаса, то она также имела специальное назначение княжеского монастыря. На этом месте князь со своими приближенными некогда совершал языческие обряды.
Здесь мы опять наблюдаем ту особенность московского искусства времен Калиты и его ближайших преемников, которая отмечалась нами выше, — его «сезонность» или чрезвычайность. Через 150 лет, в конце XVв., все они были перестроены или сломаны. При храме была открыта школа, где обучали детей грамоте. полагают, что собор строи ли константинопольские мастера.
То есть Никольская церковь, как её называли в народе, была возведена на месте старой. И в этом мы можем убедиться на примере деревянных храмов. Таким образом, утвердилось название церкви – «Десятинная», по определенной на ее содержание десятой части княжеских доходов. Сеча продолжалась весь день и по окончании ее, на месте сражения, в благодарность Богу о спасении отечества, Ярослав заложил храм в 1037 году. Каменное строительство не прекратилось после создания трех вышеназванных храмов.
Первой церковью построенной, вслед за крещением народа русского, был храм в честь святого Василия, который благоверный князь воздвиг в честь своего небесного покровителя. В 1344г. Длина храма простиралась до 24 сажен, а ширина была в 16 сажен. вместо Софийских появляются Успенские соборы (Смоленск, Владимир-Залесский, Владимир-Волынский, Суздаль, Ростов, Галич).
И именно для них и строится первый храм на Руси, Десятинная церковь. 2. Редко встречаются храмы с большим числом граней.
Не исключено, что их мощи находились в нововозведённой христианской святыне. возведён из-плинфы и необработанного камня, редкими рядами вкрапленного в кладку. Это величественное сооружение должно было показывать величие Киевской Руси.
На следующий год была расписана церковь Спаса на Бору, «а мастер старейшина иконником Гойтан». Следовательно, митрополит Пётр Могила не построил новый храм, а наоборот — «законсервировал» и сохранил остатки древнерусской церкви, разобрав старые деревянные конструкции и укрепив сохранившиеся остатки средневековых стен. Изнутри каменные стены предполагалось облицевать известковыми кирпичеобразными плитками. Мних Иаков также пишет: «Всю землю Русскую и грады вся украси святыми церквами».
Почти все шатровые храмы XVI в. имели одну и ту же композицию: на нижней кубической части (четверике), служившей основанием, строился восьмигранный столб (восьмерик), который венчал шатер. Десятинная строилась по образцу церкви при императорском дворце в Константинополе. Там же, в церквях, крестили детей, венчали новобрачных и отпевали умерших родственников. Бывают и многошатровые храмы. Общая высота храмового здания составляет более 60 метров, почти половину ее занимает восьмигранный шатер, органически сливающийся с четырехугольным зданием храма («восьмерик на четверике»). По-видимому, отчасти это те же мастера, которые строили Софию Киевскую.
Если я одолею, то созижду церковь в Твое имя». После сооружения Успенского собора должен был передвинуться поближе к новой кафедральной церкви и митрополичий двор, на то место, где его находим позже. Хоры Софии Новгородской предназначались, очевидно, тоже для князя, но одновременно и для новгородского владыки, епископа или архиепископа (тут у ученых идут споры). Какая же из них правильная. Если мы войдем с вами в алтарь, то увидим внизу мраморы, а наверху мозаики.
И не случайно, что в Новгороде, который очень быстро приобретает особый статус, статус, по сути, города-республики, который лишь приглашает князей для военных и других нужд, Софийский собор становится не только символом города, — как новгородцы говорят: «Умрем за Святую Софию», — но именно архиепископским собором, в то время как уже довольно быстро князь вынужден будет на другой стороне Волхова построить себе другой собор, в чем-то, так сказать, противоположный Святой Софии. У него печальная участь. В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому дворцу. Которые являли собой верх совершенства в деревянном зодчестве. е. на Успеньев день). Однако на другое утро рука оказалась сжатой. Иными словами и по названию своей крепости — «кремник», — и по воименованию соборного храма в честь Спаса Москва имела сходство с соседней Тверью. И, по сути, черниговская «купольная базилика» — последний представитель этого типа в византийской архитектуре. Когда зодчие поняли, чтостроили более простую и привычную базилику.
После освящения великий князь в присутствии митрополита Леонтия и многочисленного народа произнес: «Даю церкви сей Святой Богородицы от имения моего и от град моих – десятую часть». Интересен факт, что в деревянных храмах шатёр делался глухим, отделяясь от интерьера храма потолком.
Он был по строен в 991-996 гг. Так же находились иконы, выполненные с греческих подлинников византийскими изографами. Является единственным сохранившимся образцом многофигурной конской античной скульптуры.
Новгородцы помогли ему в конце концов добиться великого княжения и Ярослав направляет туда мастеров. К сожалению изображение это в годы Великой Отечественой войны было утрачено. К сожалению, других сведений о данной церкви автору пока не удалось разыскать. Он организовал раскопки, благодаря которым был обнаружен фундамент Десятинной церкви.
Это Спасский собор, который перед вами предстает здесь в виде плана. Престол был, вероятно, один. Церковь получила свое посвящение от предыдущих, сменявших друг друга деревянных церквей, одна из которых была перестроена дворянами Кобылиными ещё в 1668 году. Откуда их привезли — загадка.
Не осталось без изменений и шатровое зодчество. Такое расположение входных врат храма было общепринятым. И эта архитектура, в общем и целом, по сути своей, еще византийская, но в ней начинают проступать новые черты, не очень известные Византии, которые затем будут все более и более усиливаться, составляя основу новой русской архитектуры.
Новая каменная церковь Спаса (Спас на Бору) была построена в 1330г., пятая каменная церковь Михайла Архангела — в 1333г. Одним из самых древних храмов столицы является Спасский собор Андроникова монастыря. Но если мы приглядимся внимательнее к деталям, мы увидим странную вещь. Кресты на главах были тоже медные, вызолоченные через огонь.
Квадрига была устанавлена на лоджии базилики Сан-Марко в период правления дожа Реньеро Зено (1252—1268 годы). Разумеется, «в первоначальном виде». Наряду с храмами Ирины и Георгия возникают другие., а эта церковь очень велика.
Это церковная утварь и священники, которых он привезет. наталкивает на мысль, что его строительство осуществляли приглашенные мастера романской школы (что не было в те времена явлением исключительным). Ведь со временем Минск не только не утратил своего значения, но и год от года набирал силу, превратившись в XII веке в крупный политический и торговый центр Полоцкой земли.
Софийский собор был заложен в 1037 году князем Ярославом Мудрым. Кроме того, в церкви был один основной и два дополнительных алтаря. В 1649-1652 гг.
Это обстоятельство, по-видимому, указывает на то, что строителями московских церквей были пришлые мастера и что собственная московская архитектурная школа возникла значительно позднее, во второй половине XIV в. иначе трудно объяснить своеобразную «сезонность» каменного строительства в Москве при Иване Калите. Связь Изяслава с польским двором была тесная, а отношения дружественные. Но встречаются храмы и без восьмерика. и Пскова в 1329г. Туда спрятались киевляне вместе со своим имуществом.
Достопамятны слова об этом соборе пресвитера Илариона, который сам видел его в первые годы его существования и, обращаясь с похвалою к равноапостольному Владимиру, так свидетельствовал об Ярославе: «Он неконченное тобою окончил, как Соломон предприятия Давидовы, создал дом Божий, великий и святой, в честь Его Премудрости на освящение твоему граду и украсил его всякими украшениями: золотом, серебром, драгоценными камнями, дорогими сосудами, так что церковь сия заслужила удивление и славу у всех окружных народов и не найдется подобной ей во всей полунощной стране от востока до запада». 1. Конструкция шатра обыкновенно очень проста. «обыденной» церковью, освящение ее праздновалось восемь дней и на Успение князь был уже в Киеве.
Первоначальный вид постройки, которая просуществовала около 45 лет, неизвестен. продолжил его ученик П. Вельмин. В XII в. вместо Софийских появляются Успенские соборы (Смоленск, Владимир-Залесский, Владимир-Волынский, Суздаль, Ростов, Галич). в сер.
На ней изображены три всадника в развевающихся плащах: в центре – Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона, справа и слева – всадники с копьями, а за спиной одного из них сидит ребенок. Проявлением того же стремления к созданию столпообразных церквей явились относящиеся к первой половине XVI в. храмы Григория в Хутынском монастыре под Новгородом, церковь – колокольня Болдинского монастыря под Дорогобужем и Георгиевская церковь в Коломенском под Москвой, столпообразные храмы – «под звоном» – в Покровском и Спасо-Евфимьевом монастырях в Суздале с шатровыми завершениями. В те времена строительство велось очень быстро – собор построили всего за 3 года. К сожалению, с самого начала этот величественный храм преследовали беды. В XVIII веке церковь обвалилась. Что касается церкви Спаса, то она также имела специальное назначение княжеского монастыря. Убогим раздавалась милостыня. Начатое строительство не было завершено. К счастью, тогда удалось спасти Софийский собор.
На Руси первые каменные храмы были построены в Киеве, Новгороде и Владимире. Её основатель — князь Владимир — умер, собираясь идти войной на своего сына Ярослава. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. Господь с Тобою (Лк.
Первый каменный храм в Москве был заложен 4 августа 1326 года. Сооружена между 986 и 996 годами в Киеве в честь пресвятой Богородицы в эпоху княжения Владимира Великого, который выделил на возведение и поддержание церкви десятую часть своих доходов десятину, откуда и пошло е название. Слой раствора скрывал рады плинфы, чуть сдвинутые в глубь стены. Наиболее древнее упоминающие собор не летописные письменные источники: «Слово» будущего митрополита Иллариона (1022 год, но по другим данным между 1037 и 1050 годами) и хроника Титмара Мерзебургского (1018 год) свидетельствуют о возникновении Софии еще период правления Владимира (умер в 1015 году). Только за ними прячутся, напомню, не каменные своды, а деревянные хоры. Здесь же покоится и его внук — сын Ярослава Мудрого Изяслав. Обе церкви были задуманы как небольшие придворные храмы в усадьбах московского государя. здесь было открыто 21 захоронение).
Софию Киевскую освятили 11 мая 1018 года. Фасад членится простыми широкими лопатками. Разумеется, были там и собственно византийские, столичные мастера, но очень многое (устройство пола из поливной керамики, структура деревянных элементов фундамента) указывает на болгарские провинции Византии.
Расписана была фресками и церковь Иоанна Лествичника, а все работы по росписи трех церквей (собора Михаила Архангела, Спаса на Бору и Иоанна Лествичника) закончились к 1346 г. Роспись московских церквей, как мы видим, тоже носила своеобразный характер, как и постройка каменных зданий. Строили этот храм под наблюдением греческих зодчих. О размерах первого Успенского собора можно судить по летописному свидетельству, что новый собор, заложенный до приезда Аристотеля Фиоравенти, строился «круг тое церкви», т. е. Известно о том, что вслед за своим крещением в Херсонесе, князь Владимир привез на Русь множество икон и другой утвари. Не пишите мя благословляющею рукою (напишите мя со сжатою рукою). Её предшественница деревянная Введенская церковь упоминается в переписи 1710 года.
Если мы приглядимся к тем местам, на которых стоят эти купола, мы увидим, что галереи изначально пристроенные к храму (а в этом сомнений нет), закрывали практически полностью боковой свет на хорах храма. Среди колонн две мраморные, по бокам устроены два придела, венчают храм 13 куполов. Мстислав согласился. Позже в руинах был обнаружен саркофаг князя и его супруги Анны. То есть стены храма уже начали строить, план его был заложен, но кто и когда его достроил.
Когда Мстислав умер, храм стоял на такую высоту, говорит летописец, как человек сидит на коне с поднятой рукою. Как бы ни спорили историки, все равно это около 988 года. Однако уже с XIв. В 1635 году киевский митрополит Пётр Могила «приказал Десятинную церковь Пресвятой Девы выкопать из мрака подземного и открыть к свету дневному». Те же исследователи полагали на основе текстологического и иконографического анализа древнерусских документов, что шатровыми были несохранившиеся деревянные храмы в Вышгороде (1020–1026 годы), Устюге (конец XIII века), Ледском погосте (1456 год) и Вологде (конец XV века).
Здесь же покоится и его внук — сын Ярослава Мудрого Изяслав. описываемые события происходили как раз в этот праздник. 8.
История ее построения такова: в 1036 году кн. Расписана была фресками и церковь Иоанна Лествичника, а все работы по росписи трех церквей (собора Михаила Архангела, Спаса на Бору и Иоанна Лествичника) закончились к 1346г. Примеру благоверного князя Владимира старались подражать и его дети.
Ещё одна каменная церковь на территории Бокситогорского района в прошлом была сооружена в 1825 году в Воскресенском Лученском погосте (ныне территория г. Пикалево) на месте прежней домовой церкви в усадьбе Селищи (близ сельца Сашино) – родовом гнезде помещиков Обернибесовых. Эта церковь — первый православный храм на Руси. Но появляется и новая черта — щипцы, двускатные перекрытия вместо позакомарного, привычного нам по памятникам Южной Руси.
В этом храме венчали на царствие русских царей и императоров. К сожалению, ничего мы не знаем и о других постройках Владимира. До реставрации 1900 года входов в собор было три (с западной, северной и южной сторон), а потом вместо окна с северо-восточной стороны был устроен еще один вход – для духовенства.
Заботу о церкви взяли на себя купцы, чьей малой родиной были окрестные деревни. Она была построена в 1825 году в усадьбе Селище (близ сельца Сашино) около современной железнодорожной станции Пикалёво-I. Может быть, это связано именно с Корсунью, с Херсонесом. Шатровые каменные храмы на Руси появились на рубеже XV – XVI веков.
Если в Софии Киевской пять апсид, что давало возможность сделать при желании пять алтарей, то здесь апсид только три, а боковые «нефы» заканчиваются, по сути, ничем — прямой стеной. Помоги мне. Вериги Петра напоминают нам о Петре-митрополите. Софии (премудрости божией). греческими мастерами.
Уже с XII века их угловые части превращаются в замкнутые комнаты— каморы. Церковь возвели в 1393 — 1394 годах по заказу вдовы Дмитрия Донского — княгини Евдокии.
Типология церковной архитектуры перенималась Древней Русью из Византии. Но не менее интересны и другие моменты.
Старейшинами и начальниками у них были Захарий, Иосиф, Николай и прочая дружина их». Это обстоятельство, по-видимому, указывает на то, что строителями московских церквей были пришлые мастера и что собственная московская архитектурная школа возникла значительно позднее, во второй половине XIVв. иначе трудно объяснить своеобразную «сезонность» каменного строительства в Москве при Иване Калите. Авторство церкви Вознесения приписывается итальянцу Петроку Малому. На строительство храма, которое длилось 14 лет, ушло более 100 тысяч рублей золотом, но полученный «памятник русского православия» подвергли сокрушительной критике. Церковь была освящена во имя Введения в Храм пресвятой Богородицы. Так в XI–XIIвв.
Так в XI-XII вв. Но так ли это было на самом деле. Вот таким образом официальный перечень памятников древнерусского храмового зодчества мы начинаем с церкви, построенной спустя более 40 лет (я специально педалирую слово «храмового», так как в Киеве и в Чернигове в Х в. построили еще и несколько каменных теремов, которые могут быть и старше Десятинной, – но от них мало что осталось). Здесь мы опять наблюдаем ту особенность московского искусства времен Калиты и его ближайших преемников, которая отмечалась нами выше, – его «сезонность» или чрезвычайность. Здесь князья принимали делегации послов из других стран.
Причина понятна: финансовые ресурсы князя были не бесконечны, а храм хотелось построить в какое-то обозримое время. Вы просто добавляете еще и еще ячейки к существующим, т. е. Где какая была, за пределами или в пределах собора, — это открытый вопрос. Вот таким образом исследователи предположили, что изображение это писано западноевропейским или скандинавским мастером в 1144 году (или около этого года).
Херсонскими иконами украшена была Десятинная церковь. Одна церковь Спаса на Бору стояла несколько в отдалении. на Успеньев день). Однако, после Крещения, стали появляться первые каменные храмы. Ну три метра, чуть больше, но вряд ли сильно.
Мозаичная палитра насчитывает 177 оттенков. Матерью Ярополка была дочь польского короля Мечеслава II, родная сестра короля Казимира. Первый Новгородский епископ Иоаким построил также две церкви в Новгороде (989): деревянную дубовую во имя святой Софии имевшую 13 верхов или глав (сгорела в 1045 г. ) и каменную во имя Богоотец Иоакима и Анны, служившую долгое время кафедральною для местных архипастырей.
Почему простой корсунский поп становится первым главой русской церкви.
Внешний вид храма (до обстройки галереями) усложнялся лестничной башней и небольшими притворами. Зато заметно повышенное внимание к русским художникам, неприкрытая радость при виде своих отечественных мастеров, столь понятная для русского человека, жившего в эпоху опустошительных татарских набегов. При Иване Калите в Москве появились каменные здания, на первых порах церкви. В первой половине XIII в. поверх каменного фундамента прошла уличная мостовая. Каменные шатровые храмы – уникальный феномен древнерусской архитектуры.
Но мне кажется, в таком случае получается, что хвост виляет собакой. Уже тогда у историков появились подозрения, что его благие намерения были лишь прикрытием.
Одним из них был Стефан Селищский. Сразу перейдем к обзору гипотез, связанных с происхождением шатрового зодчества от древнерусской деревянной архитектуры. Её руки вознесены высоко вверх в непрестанном молении. Плинфа — это прародитель кирпича. Вот таким образом в течение 58 лет собор оставался не расписанным. Дерево всегда было, пожалуй, самым главным материалом для строительства в Киевской Руси.
Кстати, как раз под его руководством в 1635 году были найдены мраморные саркофаги с мужским и женским скелетами, которые Могила провозгласил мощами князя Владимира и княгини Анны. По времени строительства к первым трём сельским приходским каменным храмам близка каменная церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы, упомянутая в сборнике «Земля Невская православная» как приписная к Воскресенской Лученской церкви. С приходом христианства в Киевской Руси повсеместно стали строить храмы. Но словом «и ныне», очевидно, выражается только, какая церковь стояла на означенном месте во дни составителя или списателя жития (в XIV в. ) и прямо даже предполагается, что на святом месте существовала церковь и прежде. Собор строился целый год и был освящен 15 августа 1327г. По версии С. В. Заграевского, собор первоначально был пятиглавым.
Раскопки начались еще в XIX веке. А святого Михаила подписывали русские писцы, князя великого Семена Ивановича. Из того, что шатер из дерева построить гораздо проще, чем купол, следует, что шатер мог являться «упрощенной формой» купола в течение всего времени существования древнерусского деревянного зодчества, в том числе и в XI–XV веках. Интересна история, связанная с построением третьего известного храма.
Это крещение Руси. Именно эту старую деревянную стену и разобрал Могила, заменив её на новую, кирпичную. Во второй половине XIX – начале XX века в постройках «русского стиля» и модерна проявился интерес к древнерусской архитектуре. За время правления Ярослава были сооружены ещё два Софийских собора: в Новгороде (построенный в 1045—1050 годах) и Полоцке (1060-е годы). Во-первых, глав здесь значительно меньше, чем в Киеве. София Новгородская — это уменьшенная копия Софии Киевской. Другое показание находится в рукописном Прологе XIV в., в житии святого Владимира, следующее: «И оттоле наречеся место то (где крестились киевляне) святое идеже и ныне церквы Петрова».
На крыше церкви имелась одна большая глава, колокольня была выполнена в один ярус. Услышав о том, касожский князь Редедя выступил против него со своими воинами и велел сказать Мстиславу: «Зачем губить нам дружину. Так что не удивительно, что большая часть церквей были из дерева. Внутреннее пространство- оч. пластично. Во-первых, можно считать доказанным, что храм этот построили сразу.
А то, что никто не знает, как она выглядела, – так это мало кого волновало. Строили под руководством греческих мастеров-зодчих. XVII век принес с собой новые декоративные веяния.
Это был собор Успения Богоматери на территории Кремля. Будем считать, что 1037 год — это год окончания строительства храма. Или иначе возьмите от нас данное при уговоре золото и мы возвратимся в Царьград». Она представляла собой крестово-купольный шестиярусный каменный храм. Ныне знамя богоборцев из ослабших рук большевиков подхватили современные либералы, фантазирующие о восстановлении бассейна «Москва» на месте храма Христа Спасителя и устраивающие бесноватые пляски в пределах церквей. Пол церкви устлан был плитами из белого мрамора и красного лещедника, как можно догадываться по сохранившимся остаткам.
Раскопками было обнаружено 21 погребение в деревянных гробах. При этом пространство шатра и храма эффективно вентилируются отдельно друг от друга. К сожалению, минский храм так и не украсил город. Характерными элементами убранства древнерусских храмов были фрески.
Домовый храм русских царей возводил итальянский архитектор Алевиз Новый, соединяя приемы Ренессанса и местные традиции: каменное здание напоминает древнерусские деревянные шатровые церкви. В этом замалчивании греческих имен нет ничего враждебного по отношению к грекам, только известное равнодушие к ним. Через 150 лет, в конце XV в., все они были перестроены или сломаны. Одна из её деревянных предшественниц упомянута в переписи 1710 года. И в раскопках этого храма мы находим очень похожий профиль. Это значит, что данный конструктивный принцип на Руси, где он должен был заменить мраморные колонны (во-первых, так как колонн было не достать, а во-вторых, так как крестчатый столп позволял перекрыть намного большие пространства), становится базовым для русской архитектуры.
Первый Ростовский епископ Феодор соорудил деревянную дубовую церковь в Ростове — соборную, во имя Успения Пресвятой Богородицы (992 или 995), простоявшую около 165 лет (до 1160 г. ), — церковь дивную и великую, о которой говорили, что и прежде не было такой церкви и после не будет. В ее стенах открыта выставка древнерусской деревянной скульптуры. Снаружи шатёр обшивают досками и иногда покрывают лемехом. Несколько (чаще всего восемь) бревен сводятся в верхней точке, образуя ребра шатра.
Церковь Иоанна Лествичника представляла собой не обычный крестово-купольный храм, а башнеобразное сооружение «под колокола». Иными словами и по названию своей крепости – «кремник», – и по воименованию соборного храма в честь Спаса Москва имела сходство с соседней Тверью. Указанные исследователи приводили примеры изображений деревянных шатровых храмов на иконе начала XIV века из села Кривого и на полях псковского рукописного «Устава». В 1603 г. по распоряжению царя Бориса Годунова в Борисовом городке под Можайском был выстроен самый большой шатровый храм во имя святых Бориса и Глеба. (т. е.
А граду можно сказать: «Радуйся, благоверный граде, Господь с тобою». Если рукава креста продолжают перекрываться цилиндрическими сводами, что на фасадах выражено закомарами, то угловые помещения храма перекрываются половинками сводов (в четверть окружности), как это уже делалось в храмах с повышенными подпружными арками конца XII века. По-видимому, такую же роль играли и Золотые ворота в городе Ярослава, в Киеве. Реконструкций Десятинной церкви большое количество.
В огромном валуне вырублены два входа и небольшое окно, а почти половину внутреннего пространства занимает алтарь. Ее архитектура сочетает в себе черты владимиро-суздальской (круглые столбы, обрамление портала, лопатки) и раннемосковской (килевидные завершения портала и ниш, окна-розетки) архитектурных школ. Обращает на себя внимание замечание летописи, что Спасский монастырь получил от Калиты «льготу многу и заборонь велику творяше им и еже не обидимым быти никим же». Первый древнерусский каменный храм возвели в Киеве. Первоначальное сооружение было деревянным, но уже при жизни князя, перестроена из камня.
Эта церковь уже не являлась в буквальном смысле шатровой, поскольку шатры были использованы архитекторами лишь для украшения постройки. Иларион говорит о равноапостоле, что он «по всей этой (Русской) земле воздвиг церкви Христу и поставил Ему служителей». Последний же аргумент в поддержку этой теории археологи обнаружили в прошлом году. Кстати, храм построили на древних могилах, это доказанный исторический факт.
Лучше порешим дело единоборством. Но есть и другое объяснение. Как говорит заместитель директора украинского Института археологии Глеб Ивакин, «что бы ни построили на этом месте, все равно экскурсовод сможет сказать: а на самом деле здесь все было не так». Почти нет сведений о мастерах строителях. Князь намеревался оборонять, находившийся недалеко от столицы город Васильков.
Если так, то церковь, построенная Владимиром в Василеве, была первоначально деревянная и весьма небольшая. Тогда же собор получил галереи с четырьмя новыми главами. Будучи подобием Константинопольского храма, София Киевская подражала ему и в украшениях. По объему своему церковь святого Василия была очень невелика (25 аршин в длину и 16 аршин с 10 вершками в ширину).
Дело в том, что из летописи мы знаем, что храм не был достроен Мстиславом. Место под строительство было освящено, по версии Никитенко, 4 ноября 1011 года, при св. Каменное строительство не прекратилось после создания трех вышеназванных храмов.
Собственно говоря, она упоминается самой первой после Софии. Сверху на него ставится небольшая главка с крестом. Самым наиважнейшим из древнерусских храмов, следует назвать знаменитую Софию Киевскую.
Обнаруженная мостовая – свидетельство коренного изменения планировки города на этом этапе, возможно она вела к кладбищу (но это маловероятно), скорее всего из-за недостатка свободного места на территории замчища, жители были вынуждены пожертвовать этой площадью бывшего предполагаемого храма и кладбищем и отдать всю эту территорию под застройку. Николая, привезнную Владимиром из Корсуня. В XIII – XIV веках христианство распространяется среди прибалтийских народов. Но, с другой стороны, ранняя история русской архитектуры имеет четкий момент начала. Появились новые профессиональные проекты деревянных церквей.
Новгородский собор св. Софии. Также здесь, в этом храме находились останки княгини Ольги. Сейчас они хранятся в фондах Национального заповедника «София Киевская».
К сожалению, данная страница по истории родного края остается пока закрытой. О размерах первого Успенского собора можно судить по летописному свидетельству, что новый собор, заложенный до приезда Аристотеля Фиоравенти, строился «круг тое церкви», т. е. вокруг стен прежнего собора Калиты. Собор построен из простого обтесанного камня и кирпича. Другие останки были захоронены в Софийском соборе. По свидетельству летописца, когда строительство завершили, Владимир выделил на содержание нового храма десятую часть своих доходов — десятину, от которой и сама церковь стала именоваться «Десятинной».
Считается, что первая каменная церковь Киевской Руси стала усыпальницей и для многих киевских князей. Мозаики первоначально занимали огромную площадь, однако сохранилась лишь их третья часть. По легенде, Владимир сделал, как было указано и публично пообещал: «Если сбудется это — крещусь. ». Грандиозное строительство развернулось при Ярославе Мудром. Строительство каменных храмов продолжалось при Калите в быстрых по тому времени темпах. Как и детище Ярослава Мудрого, она имела свой прототип в Византии.
27 июля 1802 года в селении Званы (Великий Двор) на реке Тихвинке была заложена каменная церковь. Кроме того, старший сын Калиты (Иван) родился 30 марта на память Иоанна Лествичника. Речь пойдет о первой «капитальной» постройке древнерусского церковного зодчества – Десятинной церкви, построенной князем Владимиром Святославичем сразу после официального принятия христианства. Старейшинами и начальниками у них были Захарий, Иосиф, Николай и прочая дружина их». Десятинная церковь стала последним оплотом защитников города.
А этим также не отвергается существование на означенном месте церквей прежних. Внутри храм был украшен фресками, а пол выложен мозаикой. На северной стене сохранилась единственная фреска с редким сюжетом, давшая название храму. Митрофания Воронежского.
На нем шесть глав из которых пять находятся посередине, а шестая на юго-западной стороне над лестницей, ведущей на хоры. Довольно большое монументальное здание имеет, однако интересный план «купольной базилики», некогда очень важный для Византии, — вспомним, что и Святая София, главный храм Византийской империи, в конце концов — это «купольная базилика», — но для IX–XI веков уже, конечно, крайне архаичный и почти позабытый.
Во время осады города Анастас, служивший в одном из косруньских храмов, послал через стены стрелу к русскому князю — на стреле было начертано послание о том, как взять город: «Перекопай и останови воду, которая идет из колодцев, которые за тобою с востока». Каждый ученый настаивает на своей. Подобный саркофаг был у его сына Ярослава. И. Е. Забелин связывает построение этих церквей с политическими событиями того времени, считая, что обе церкви были обетными, построенными в память удачного окончания похода против Твери в 1327 г. и Пскова в 1329 г. Такая возможность, конечно, не исключена, но построение церквей может быть объяснено и по-иному. Снаружи он украшен яркими куполами и мозаичными иконами, колокольня установлена между двумя «дивами», а внутри стены покрыты фресками, вырезанными прямо в меловой породе. Итак, в первую очередь возводился храм, а уже после вокруг него начинало расти поселение.
Как было выявлено в ходе раскопок, мостовая перекрывает фундамент храма, т. е. В 1824 г. их вел археолог К. Н. Лохвицкий, но даже в то время качество его работы признали ужасным, вот таким образом в 1826 г. Лохвицкого сменил архитектор Н. Е. Ефимов.