Хотя исследовательница избегает однозначных заявлений на этот счёт, она, тем не менее, замечает: «Говорили, что крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы»8. Все они основаны на личных переживаниях художника.
В 1892 году он приступил к работе над циклом «Фриз Жизни», в котором проявилась вся болезненная сила искусства Мунка. Мунк вспоминал, что он увидел необычный закат и решил его изобразить. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».
Существует несколько версий по поводу обстоятельств создания «Крика». Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Мунк вырос в очень религиозной семье.
Слава и признание пришли к нему только в последние годы жизни. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Описаник картирны: полотно считается венцом творчества Дега.
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Ревность, отчаяние, сексуальные желания обрели в этих произведениях облик психических состояний человека на грани безумия («Крик», 1893 «Пепел», 1894). Критики буквально высмеивали картину «Больная девочка», на которой художник написал умирающую Софи. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал.
Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление.
Мунк защищается от природного вопля и фигура изображенного героя является естественной реакцией испуганного человека, спасающегося от настоящих или кажущихся катаклизмов. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Мунк долго не мог найти подходящий образ, который выразил бы тот самый «крик природы». «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — так Мунк описывает момент, когда он ощутил потребность выразить охватившие его чувства.
С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Первый «Крик» (первоначальное название «Крик природы») был создан в 1893г и уже в этой картине отчётливо прослеживаются признаки экспрессионизма: бесформенный, обобщённый пейзаж представлен плоскостным соположением цветов, отличающихся ярко выраженным диссонансом, жёсткие волнообразные линии придают пространству чувство нестабильности, а бесполая изогнутая фигура-визуальное воплощение страха.
Вообще Сезанн писал купальщиц в течение всей жизни. Мы видим, чтона картине небеса окрашены в ярко-алый цвет, который так впечатлил Мунка. Всё увиденное на этой выставке глубоко тронуло его понимание творчества.
В 1879г Эдвард Мунк поступил в Высшую техническую школу в Христиании (столица Норвегии позже была переименована в Осло). В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Существуют разные версии появления этого сюжета. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». В большинстве картин Эдварда Мунка написанных в 1890-1910-х годах прослеживается цикл, который называется «Фриз жизни».
Закрашенную фигуру еще одной женщины можно заметить в правой части полотна. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное.
Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. По примеру белых стихов, которые писали его друзья-поэты в Христиании, Мунк сопроводил пастельный вариант картины текстом: «Я шёл с двумя друзьями вдоль дороги-солнце садилосьЯ почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица.
«Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. По одной из версий Тулла вновь грозилась покончить жизнь самоубийством, а художник попытался отобрать у неё револьвер.
Как уже говорилось, картина Крик оказалась самой заметной во всём творчестве художника. Но позже произведение получило уже известное нам название. Первой из них стала картина «Отчаяние» (поначалу известная как «Настроение на закате»), выполненная в относительно реалистической манере и больше напоминающая набросок: похожий на самого Мунка человек в шляпе с низкой тульей стоит у перил моста на фоне кровавого неба, двое других мужчин в цилиндрах удаляются прочь4. В музее Мунка в Осло хранятся две версии – масло и пастель. Ребенком он пережил и смерть матери.
Мунк начал самостоятельные поиски средств выражения своих идей. Куда мы идём. ». Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Произведение относится к позднему этапу творчества художника. Выставка в Берлине закончилась для художника грандиозным скандалом с категорическим требованием немедленно забрать свои полотна (через 10лет на выставке европейского модернизма Мунк удостоился чести получить для своих работ целый зал. ).
Этому циклу он посвятил более тридцати лет. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин.
Большинство работ Мунка объединены в циклы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть», представляющие собой размышления художника о судьбе человека и смысле бытия. Художник, руководствуясь своим девизом: «Я пишу мозгом», выработал оригинальные методы работы: он несколько недель наблюдал за заказчиком (художник предпочитал писать портреты знакомых), видимо исследуя его душу, а затем создавал портрет всего за несколько часов. Первым и удачным опытом стала литография с картины «Больная девочка», новую версию которой Мунк создал по заказу норвежского коллекционера. Именно вот таким образом она считается знаковой работой. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. В течение многих лет икона хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» Мунк отдаёт дань символизму изобразив себя между часами без стрелок и кроватью, символизирующей важные моменты жизни: рождение, болезнь, любовь и смерть. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны.
В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Кстати, сам художник назвал свою работу «Крик природы». Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии.
Импрессионизм был ему более близок, чем другие направления в изобразительном искусстве, однако впоследствии он создал нечто кардинально новое. Волнообразные линии пейзажа и кроваво-красный закат только усиливают беззвучный крик фигуры. Ведь первоначальное название на немецком, которое дал Мунк своей работе, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). В 1895г Мунк перевёл «Крик», «Мадонну» и «Автопортрет с рукой скелета» в литографию (способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу). Именно картине «Крик» было суждено стать визитной карточкой экспрессионизма.
Под конец жизни Мунк практически перестал продавать свои работы и после смерти художника в собственность Осло перешло около 1000картин, 4400акварелей, 16000 оттисков и 6 скульптур.
Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Он завершал собой небольшую серию картин под названием «Любовь» («Die Liebe»)— предшественницу более масштабного, но развивающего ту же тематику «Фриза жизни». Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом».
Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Но до этого художник успел создать 40 экземпляров картины испытывая нездоровую необходимость рисовать это изображение снова и снова. С возрастом у него ослабло зрение и мастер стал работать большими цветовыми пятнами. Изначально на картине их было пять. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Картина выполнена в характерном для Сезанна стиле мазков в двух направлениях. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ.
В этом творческом окружении Мунк развил собственную линию экспрессивного символизма и написал ставшие впоследствии знаменитыми картины: «Голос», «Звёздная ночь», «Женщина», «Тревога», «Вампир» и классическую версию «Крика». Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Ему предшествовали полотна «Отчаяние», «Тревога» и «Меланхолия», в которых он пытался найти идеальный образ, который передаст то ощущение ужаса, то эмоциональное напряжение и тот самый кровавый закат. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. В первый раз картина выставлялась под названием «Отчаяние».
Старшая сестра Эдуарда Софи умерла от туберкулёза в возрасте 15лет, душевное заболевание у младшей сестры Лауры проявилось уже в раннем возрасте, брат Андреас умер от пневмонии тридцатилетним, сам Эдвард в детстве тоже много болел. Его портреты превосходно отражали характер человека.
Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Первый скандал не заставил себя ждать. Довольно долгое время она привлекала Мунка. А после прихода Гитлера к власти в Германии, вариант этой картины из Дрезденской галерее был продан с молотка по бросовой цене как образец «дегенеративного искусства». В 1909г Мунк вернулся в Норвегию и приобрёл усадьбу Экели недалеко от Христиании.
Портреты Мунка превосходно отражают характер человека и его внутренний мир. В литературе высказываются разные версии относительно обстоятельств создания «Крика». Создана картина в Берлине. Каждая картина стала своего рода автопортретом художника изображением его внутреннего состояния. Выставка была встречена непониманием и получила преимущественно негативные отзывы от критиков6, однако удостоилась восхищённых комментариев от таких деятелей искусства, как Станислав Пшибышевский13. Наконец, в 1893 году он пишет новый вариант картины, который в конце концов и войдёт в историю под названием «Крик»: относительно реалистическое изображение человека сменяет искажённая, бесполая фигура, напоминающая скелет5.
23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Сам Мунк дал ей немецкоязычное название «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). В другом варианте центральная фигура напоминает главного героя картины «Меланхолия»: опущенная голова, очерченные тёмными кругами глаза3. Негативная эмоция субъекта, таким образом, подминает под себя окружающий мир, приобретая вселенский размах1. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Из-за сокращения первоначального названия «Крик природы» до «Крика», многие полагают, что кричит существо на картине, в действительности-это изображение реакции на дикий шум издаваемый природой.
На тот момент это было самое дорогое произведение искусства, проданное на аукционе. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Мощнейший взрыв, сила которого многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.
Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Его картины стали выставляться в крупнейших музеях Европы. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. В 1993 году ему присудили кавалера Большого креста ордена Святого Олафа. Литографии Мунка высоко ценятся: в 2010г на аукционе Bonhams раскрашенная Мунком вручную литография «Мадонна» (датирована 1895г) была продана за 1, 9млн долларов и стала, таким образом, самой дорогой литографией, когда-либо проданной на аукционе в Великобритании.
Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.
Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Полотно называли выкидышем, недоделкой. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние.
Продажа гравюр и заказы на оформление общественных зданий (в 1910-1916гг художник выполнил большой цикл росписей в университете Осло) обеспечили Мунку безбедную старость. В первый раз она, как и предыдущие варианты, выставлялась под названием «Отчаяние», но позднее вошла в историю под названием «Крик»6.
Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Помимо «Крика», в неё вошли такие картины, как «Голос», «Поцелуй» и «Ревность», «документировавшие» рождение, расцвет и гибель любви и приходящее следом отчаяние6. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
В пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. «Фриз жизни» Мунк выставлял в 1902г на выставке берлинского Сецессиона и в 1905г в Праге. И в его сложении почётная роль отведена Эдварду Мунку-художнику, убеждённому, что «Не красота спасёт мир, а светлые помыслы» (Э. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. За спиной старого художника-освещённые золотым светом его работы. За картину американский коллекционер Леон Блэк заплатил 119, 9 миллионов долларов. 3.
Биограф Мунка Атле Нэсс осторожно предполагает, что окончательный выбор названия был подсказан стихотворением Вильгельма Крага «Крик», а также его стихотворным комментарием к «Настроению на закате», в котором он (независимо от Мунка) написал об «ужасном крике, разносящемся над забытым Богом миром»7. Одна из них — извержение вулкана Кракатау в 1883 году. Достоевского «Преступление и наказание». Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. К тому же, после выставки Мунку была назначена государственная стипендия для завершения образования за рубежом и это была прекрасная возможность 3года жить и работать в Париже и Берлине. К 150-летию со дня рождения Мунка, одного из родоначальников экспрессионизма, Норвегия выпустила почтовые марки стоимостью 20норвежских крон с изображением самой прославленной работы художника- «Крик».
После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. В 1890-х годах Мунк начал работу над циклом декоративных полотен «Фриз жизни», посвящённым бремени жизни с её бедами и страстями. Однако, «Крик» в известных нам вариациях появился не сразу.
Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с открытым ртом и прижатыми к щекам руками, также поразила воображение Поля Гогена (он сделал с неё серию набросков)10 предполагается, что она послужила прообразом для центральной фигуры на картине «Человеческое горе» и старухи в левой части картины «Откуда мы пришли. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни".
«Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Мунка госпитализировали и их отношения с Ларсен на этом закончились.
Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Биограф Мунка Сью Придо отмечает, что близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, неподалёку от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка, Лаура. Как предполагают биографы художника, оно было граничит со стихотворением Вильгельма Крага «Крик». Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».
Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Неподалеку от нее находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. В 2012 году она была выставлена на аукцион норвежским миллиардером Петером Олсеном. Ему удалось создать иллюзию движения. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна».
На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины.
Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Ему приписывают маниакально-депрессивный психоз. Девушки на мосту – одна из немногих картин Мунка, получивших известность после создания – признание пришло к Мунку и большинству его творений лишь в последнее десятилетие жизни художника. Это явление отмечалось также и в норвежских газетах. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль.
Тучи пепла долго могли появляться в различных местах и окрашивать небо в разных регионах Европы. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Фигура женщины в черном, которая часто встречается в произведениях художника и олицетворяет собой смерть, склонила перед умирающей голову и уже держит ее за руку. Картина «Больная девочка», впервые продемонстрированная на Осенней выставке, была встречена критиками враждебно. В этот период Мунк создал свою первую, теперь широко известную картину «Больная девочка», в основу которой легли воспоминания о болезни и смерти его сестры Софи. Но в других культурных центрах Германии работы Мунка сочли революционными, «ломающими все барьеры категорий искусства». Живописные работы «Фриза жизни» («Пепел», «Звёздная ночь», «Убийца в переулке», «Автопортрет с бутылкой вина») отмечены высоким совершенством, манера и техника Мунка очень близки к постимпрессионизму динамикой, цветовыми диссонансами и нервным, жёстким рисунком.
Образ ужаса с этой картины Мунк совершенствовал до конца своей жизни в серии схожих работ. Такая требовательность и высокое мастерство художника были оценены по достоинству: «Крик» признан «иконой глобальной визуальной культуры» и стал вторым после «Джоконды» Леонардо да Винчи узнаваемым образом. Но возможно и обратное прочтение: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Графические работы Мунка имеют острую выразительность.
Сопоставляя, сталкивая человека и природу, почти всегда ему враждебную или чужую, Мунк раскрывает перед нами внутренний мир человека, глубоко запрятанные в его подсознании инстинкты. Это было для него открытием. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ).
Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Одобрение и поддержку Мунк получил и у художников, собирающихся в берлинском кафе «У чёрного поросёнка». «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Гримаса крика искажает лицо персонажа, на котором отражаются боль и мука. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк.
Не исключено, что в качестве натурщицы позировала одна и та же девушка. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита.
Изначально публика вообще не воспринимала его как художника. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Образ ужаса, который невозможно преодолеть, в этой работе просто перенасыщен эмоциями.
В мае 2012г аукционный дом Sotheby, s продал на торгах, которые длились всего 12минут, один из четырёх вариантов картины «Крик». В это время художник обратился к жанру портрета. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Эдвард Мунк создал четыре версии «Крика» в различных техниках – масло и пастель.
Именно здесь он написал свои самые известные полотна, включая Крик в 1893 году. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение.
Единственный вариант «Крика», который остаётся в частной коллекции, выполнен пастелью. Русская литература в то время завоевала огромный авторитет и потому не удивительно, что в 1883 году на норвежский язык перевели роман Ф. М. В 1889г Мунк организовал в Христиании (Осло) свою первую персональную выставку, результаты которой и огорчили и порадовали: критики приняли работы Мунка в штыки, но беспощадная критика привлекла к ним внимание европейских мастеров авангарда.
Изначально она называлась Отчаяние. По некоторым данным художник был жертвой психических болезней. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Мунк).
Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. В 1902 году Тулла, чтобы вернуть художника, совершила попытку самоубийства. Центральной темой творчества Эдварда Мунка стали взаимоотношения мужчины и женщины. Жанр его произведений относится к постимпрессионизму. Здесь же Мунк познакомился с польским писателем С. Пшибышевским, жена которого позировала для многих известных картин Мунка, в том числе и для «Вампира». Кто мы. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер.
Многие из этих картин Мунк создал в нескольких вариантах: 6версий «Больной девочки», 7версий «Девушек на мосту», десятки вариантов «Вампира», множество «Поцелуев» и 4версии «Крика» в разных техниках. Картина «Купальщицы» стала отправной точкой для такого направления, как кубизм.
«Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Впервые «Крик» (тогда ещё под названием «Отчаяние») был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года6.
Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.