Существует ряд предположений, каких джазовых исполнителей того времени довелось услышать Матиссу. Ведь Бейкер – это певица, которая удостоилась премии Гремми 8 раз, она и повлияла на исполнение джаза Анри Матисса. Fauve – «дикий») Анри Матисс, мастерпередачи эмоцийчерез цвет и форму, создал джазовые серии из 20 работ и назвал их «Джаз». Очень непростой вопрос, поскольку сейчас мало осталось людей, которые еще помнят времена написания Матиссом своей серии "Джаз", а это начало 40-х годов прошлого века.
В том же году, когда был впервые опубликован Джаз, Матисс получил предложение оформить капеллу в доминиканском монастыре неподалеку от Канн.
В 1907 году группа фовистов распалась. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Красочные пятна в ней имеют различную форму и размеры. Конечно, художник изображает предметы реального мира. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.
Также повторны и краски картины: охра, бледная зелень и голубое. Картина подобна тексту, составленному из иероглифических знаков. Весь объем тела сведен к ряду шаровидных нарастающих форм, вместе с тем они связаны друг с другом, вся фигура подчиняется плоскости. В рисунках Матисса все эти качества действительно присутствуют.
Матисс всегда с горечью вспоминал о трудных годах ученичества. Годы учения не могли не оставить следа в творчестве Матисса. Однако уже в небольшой картине Музыка (1907, Нью-Йорк, собрание Гудийр) Матисс находит свое решение этой темы: в чуть грубоватых обнаженных фигурах есть достоверность зарисовок с натуры и вместе с тем в них проглядывает музыкальный ритм, они хорошо группируются, вписываются в холст и этим предвосхищают дальнейшие работы художника. Пушкина, ф. 30, д. 13).
В этом отношении у Матисса было больше точек соприкосновения с Дюфи. Недаром во многих случаях он не скрывает того, что рисует вовсе не жизнь, какой ее можно подсмотреть, увидать, но всего лишь модели, которые он усаживает, как ему нужно и одевает по своему вкусу. Тогда он придумал особую технику декупажа (papier decoup) — составление ярких сюжетов из обрезков предварительно выкрашенной гуашью бумаги.
Один из самых красивых и нарядных листов называется Икар (илл. Иногда в картину входит весь предмет целиком и этим утверждается его преобладающее значение иногда предмет пересекается рамой, тогда он теряет это значение.
Некоторые рисунки его выглядят как так называемые синопии к фрескам (илл. А. С. Портрет не имеет ничего общего с традиционными салонными портретами.
Заказы поступали со всех уголков света и вскоре ему понадобилась помощь. Щукина в Москве панно «Танец» и «Музыка». Серия подобных композиций составила альбом «Джаз» (1947). Ни одна из оригинальных копий не была связана и многие покупатели, устроенные с выдающимися художниками как Кокто (копия в Музее Виктории и Альберта) или известные графические дизайнеры, чтобы создать переплеты для страниц. Такова композиция «Красная комната» (1908), где общий красно-коралловый фон выгодно оттеняется приглушенной зеленью пейзажа в окне и «Натюрморт с голубой скатертью», в котором узоры ткани оптически кажутся более крупными, поскольку сопоставляются с относительно небольшими по размеру предметами. В пейзаже Монтальбан (илл.
Предельный лаконизм, но выразительная поза, красиво вписанный в прямоугольник силуэт. Волосы очерчены двумя петлями. Каждая картина должна иметь в основе своей узорный мотив, который помимо изобразительного значения должен обладать еще такой же выразительностью, как орнамент (в частности арабский орнамент — арабеск).
В красках художник, как в годы фовистской молодости, позволил себе поэтическую свободу. Анри Матиссу (Henri Matisse) удалось приобрести известность и немного поправить финансовое положение, что дало ему возможность продолжить занятия живописью. Матисс имел возможность показать свои рисунки Родену и тот одобрительно отозвался о них.
В картине Художник и его модель (илл. Фигура женщины у ее ног в клетчатом шотландском платье соответствует ковру на стене, только ткань ее платья более тяжелая (как и терракотового цвета пол), недаром она съехала к нижнему краю картины. Светится желтое платье и красной чертой обрисованы предметы. Ядро ее замысла: женщина в кресле соответствует мандолине, также сидящей в другом кресле. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. В Музыке холм поднят несколько выше, но между фигурами больше пустоты.
Через два года Матисс выставляет картину Роскошь (Париж, Музей современного искусства)— свидетельство достигнутой им творческой зрелости, но и она была встречена резкими нападками критики и насмешками зрителей. Черная скамейка более осязаемо вносит элемент трехмерности. Обрисованные черным контуром столики с цветами входят в это пространство.
По контрасту с, Танцем Музыка действует как настоящий шок. Вертикальные полосы двери и занавеса обрамляют картину и усиливают в ней конструктивность. Матисс рассматривал наклейки как средство создания произведений чистой живописи. По сравнению со многими другими изданиями и каталогами их совсем немного.
Это не исключало между ними расхождений во мнениях и оценках. Огромной черной глыбой поднимается фигура короля на темно-синем фоне. Искусство примитивов открыло художникам Запада огромный художественный мир. Фигура Зоры заполняет все поле его картины, почти отождествляется с нею.
Звонкая красная киноварь пола почти выплескивается за свои границы. Однако молодой художник не пожелал идти проторенным путем. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Но тогда эти картины беспорядочно плавали в пространстве.
Во всех картинах серии две девушки сидят за столом у окна. Вскоре умер Моро и Матисс оставил занятия в Школе изящных искусств. Живопись Боннара изысканна, тонка, трепетна, воздушна.
Танцующие исполняют свой танец вокруг настурций. Но он идет еще дальше. Матисс до конца своих дней призывал художника смотреть на мир глазами ребенка. Отдаленные прототипы ее можно найти в искусстве Передней Азии и Древнего Китая. Анри Матисс родился в Като-Камбрези — городке на севере Франции, в семье хлеботорговца. 15) царит атмосфера пряной красочности, узор плотно заполняет поверхности обоих холстов.
Затем идет Беспокойный сон слона (его фигура на шаре едва различима, почему эту картину нередко воспроизводят в перевернутом виде). Во всяком случае, у него никогда не теряется цельность всего цветового поля. Картина «Мастерская художника» отчасти похожа на картины с наклейками, которые благодаря Пикассо и Браку входили тогда в моду. Прототипом подобного абсолютного художника во Франции был Пуссен.
10), погружено в атмосферу жгучей синевы. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Линии даются то с нажимом, то они прерывисты или же они звучат под сурдинку. Недаром же молодой художник заслужил тогда наименование дикого.
В этом же году он получил заказ на изготовление декоративного панно, предназначенного для Музея Барнса в Мерионе (США). В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Никогда еще, даже в самых беглых набросках, он не достигал такой свободы в обращении с человеческой фигурой и вместе с тем такой силы выражения и движения. Он не только писал картины, но и создавал скульптуры, литографии, оформлял спектакли. Он свято верил, что призвание художника — воплощать в искусстве правду, которая ему открылась.
В конце 1919 года Матисс создал эскизы костюмов и декораций к балету С. Дягилева «Песня соловья». на стр. Многие его современники ради этого очищения готовы были впасть в обратную крайность: превратить картину в подобие музыки, красочной симфонии, декоративной ткани.
Во всех этих работах Матисс снова настойчиво утверждает принципы чистой живописи. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Красное, зеленое, желтое перемешаны, переливаются и вплетаются в красочную канву картины. Светящееся облако этих красок заполняет весь холст. В одном из листов серии (илл.
Об этом свидетельствует работа «Роскошь, покой и наслаждение» (1904, Национальный музей современного искусства, Париж) с типичным для этого движения разложением сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксировались на полотне отдельными мазками и рассчитывались на их оптическое смешение при зрительном восприятии. Но он не забывал и того, что картина должна захватывать зрителя, глубоко его потрясать. Благодаря этому изданию читатель теперь имеет возможность почувствовать, каково держать в руках страницы уникальной «книги художника».
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Эта дружба в его судьбе значила многое. И это были не пустые слова.
Впрочем, в живописи Дюфи всегда присутствует нечто от виртуозной каллиграфии: в ней много изящества, вкуса, остроумия, затейливости, но художник так и не дошел до той простоты и чистоты приемов, которые делают Матисса поистине великим мастером. Эти работы создавались при помощи наклеек, вырезанных из бумаги, окрашенной гуашью. 14) и Голубая ваза с цветами на синей скатерти (илл.
Этим усиливается подвижность форм. После поездки в Италию Матисс написал серию колоритных полотен из которых наиболее известными являются «Испанский натюрморт» (1911, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Госпожа Матисс в манильской шали» (1911, Художественный музей, Базель). Сверкающие красками анемоны и мимозы в его холстах — это вечный праздник весны.
Спящая в картине Сон образует знак имеющий форму опрокинутой пирамиды (илл. на стр. С Альбером Марке он до глубокой старости сохранял дружеские отношения.
P. 37 — 47. 4 Так, М. Громер в письме С. Ромову от 22 декабря 1934 г. пишет, что «живописный портрет должен быть синтезом личности» (см. Вытянутость картины вширь придает ей умиротворенно-покойный характер. Три краски картины соответствуют трем предметам: небу, траве и телам.
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Сильное впечатление должен был произвести на него Гоген. 1977 — 1978. Интерьер представляет собой тщательно продуманное до мельчайших деталей единое целое, а также поражает своим живописным решением.
Благодаря этому они приобретают устойчивость и значительность. на стр. Высоко ценил он и Курбе. Угол комнаты, в котором расположились художник и его модель, четко построен и расчерчен.
Книга «Джаз» (1943–1947) — особенное произведение в творческом наследии Анри Матисса. на стр. И еще певицы с такой фамилией были. Контраст с грубыми неровными квадратами каменного пола делает ее гибкой и изящной. Матисс неоднократно говорил о музыкальном моменте в живописи. В этом утверждении есть некоторая доля преувеличения, драматизм обычно Матиссу чужд.
Чем ярче цвет, тем больше в картине жизни, тем больше в ней радости. И вместе с тем картина Матисса ничуть не подражательна. Вместе с тем у него почти не встречается невзрачных мотивов будничной повседневности.
И на этот раз он возвращается к прошлому, ко времени, когда писалась Красная мастерская (1911, Нью-Йорк, Музей Гуггенхейма) с развешанными по стенам картинами и заливающим пространство красным цветом. Одна из ранних наклеек Матисса — это фигура танцора 1938 года.
Разумеется, это иллюзия. Но перед ним высится подставка с глиняным кувшином и с цветами и видна часть диванчика. Угадывая связь Гогена с прошлым, Матисс называл его продолжателем Энгра. архив ГМИИ им. Но в обрамлении ярко-красных ручек и ножек старинного кресла сама фигура превращается в орнаментальный завиток (недаром, чтобы акцентировать ее жест, лицо ее не написано).
Так это было в античности после Полигнота, так было и в эпоху Возрождения после итальянских примитивов. Фигура св. Он стоит перед ним, как бы зазывая людей.
Красным цветам соответствуют не менее яркие лимоны на столе.
Во-первых, это единственная книга, содержащая текст художника и оформленная им же. В картине Отдых танцовщицы (илл. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. на стр.
Другое название этой работы – «Десерт». Арабески играли большую роль еще у Рубенса, у Делакруа и у многих других художников.
Но это всего лишь очень отдаленный прототип.
на стр. Теперь они встали на свои места. Мелкая сетка на ткани и на фоне увеличивает масштаб фигуры и оправдывает «квадратность» ее форм. Цвет играет в искусстве Матисса еще большую роль, чем другие средства выражения. Первоначально серия, называлась «Цирк», но позже получила альтернативное название «Джаз».
на стр. В Лежащей одалиске в серых шароварах (илл. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции.
В своих гравюрах по линолеуму Матисс белыми штрихами по черному воссоздает самое рождение мифов из живой действительности. Он был сложившимся мастером со своим неповторимым стилем. Матисс отказывается от деланной экзотики Востока, не пишет обнаженных фигур. У Матисса почти невозможно обнаружить прямые заимствования из древних памятников и произведений народного творчества. Ничто не могло заставить его отвлечься от занимавшей его задачи.
В сопоставлении с цветными наклейками черный контур приобретает цветовое звучание. 34). К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Икар Санки и Шпагоглотатель стали символами французского модернизма. Наиболее известные произведения, созданные в подобной технике, — «Полинезия. Зачем.
Матисс прошел длинный плодотворный путь. Она выглядит как беглая зарисовка с натуры, но в сущности искусно и вдохновенно построена. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Как известно, до того, как стать блондинкой, она отзывалась на имя Норма Джин Бейкер. на стр.
Небрежность мазка создает обманчивое, но радостное впечатление, будто все написано легко, а lа prima (с одного раза), хотя на самом деле это было не так, картина — итог настойчивых поисков. Нередко художник сохранял следы своей работы ножницами. На столике рядом с кустом нежно светятся желтые лимоны. 6, 7).
Матисс предпочитал исходить не из отдельного предмета, а из ощущения космоса из красочной гармонии и это дает о себе знать в каждом атоме его созданий. Я создаю не женщину, а картину, — заявляет он. Предполагалось, что расшифровка интервью ляжет в основу книги воспоминаний. Все написано легко, как бы акварелью, но картина насыщенна по цвету, как эмаль.
Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Это образы, навеянные воспоминаниями и размышлениями художника и воплощенные им в изобразительной и литературной формах. Сам Матисс со свойственной ему скромностью утверждал, что роль текстов «Джаза» — создать зрительный аккомпанемент изобразительной части книги. К этому времени относится и прелестная скульптурная головка сына художника — Пьера илл. Его мать проявляла некоторые художественные склонности, раскрашивая на досуге тарелки.
В картине Королевский табак (илл. Но он не боялся в некоторых случаях дать преобладание одному цвету изобразить фигуру в красном на красном фоне, так чтобы вся картина казалась объятой ярким пламенем. Именно в этой технике выполнены иллюстрации к книге «Джаз» (Le Jazz), которую Матисс не только оформил, но и написал. Published by The St.
И он отправился путешествовать. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. В течение нескольких сеансов художнику нужно было, как он признавался, прояснить свой ум. Среди многочисленных книг иллюстрированных и оформленных Матиссом, особенно выделяются: Пасифая Монтарлана (1944), Образы Реверди (1946) и Стихи о любви Ронсара (1948).
Понятие это встречается еще раньше, но у Матисса приобретает особенно большое значение. У Анри и Амели один за другим родились два сына. В сущности, здесь больше поэтичности, чем в Отдыхе танцовщицы (илл.
Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Воспевая своею кистью элегантность и светскость моделей, тот всегда сохранял зависимость от них, оставался во власти этого светского мира, между тем Матисс поднимался над своим предметом, превращал аналогичные мотивы в высокую поэзию. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. В это время ему уже было 20 лет. Ж. Кассу справедливо разграничивает метафоры у Матисса и у Пикассо. Главное живописное средство выразительности для художника — контрасты.
Матисс как бы возвращается к тому, что было в его Стоящей Зоре (илл. Свет, окрашенный этими стеклами, ложится на пол как цветной ковер. А между тем оно может быть источником неиссякаемого интереса для того, у кого есть талант портретиста или просто любознательность». Пятнистые шкуры на полу легко принять за живых зверей. Он приходил к ней в итоге длительных творческих исканий.
Гюстав Моро с тревогой предостерегал своего ученика от опасности упрощения. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Поэтична сама неожиданная встреча в картине столь разных предметов.
Художник открыл собственную мастерскую. В выполнении картины чувствуется сила и уверенность. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Снова перед нами незнакомка — ее лицо не обозначено. Впрочем, пребывание в мастерской Моро было недолгим. Вот таким образом после многочисленных поправок он заново переписывал свои работы.
На этот раз передано не вакхическое возбуждение, как в Танце, а сладостный покой. Стайны подружились с художником. В Натюрморте на мраморном столе (илл. Наперекор этой общей закономерности Матисс ограничивает число красок некоторые его картины написаны всего тремя или четырьмя красками за счет этого ограничения палитры каждый отдельный цвет достигает такой силы воздействия, какой не знала вся европейская живопись после Возрождения. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Предметы всего лишь сосуществуют, люди сидят один рядом с другим (лишь в редких случаях люди играют в карты или в шахматы, смотрят задумчиво в окно, но это выглядит как нарушение гармонии, обычно царящей в мире художника).
Исчезают стул и обои. 77). Он передает только страстный, целиком поглотивший женщину порыв.
Все наконец встало на свое место. Эти орнаментальные аппликации не-телеологичны. Все зримое превращается в этом натюрморте в нечто мыслимое, бытовые предметы — в знаки. Ж. Помпиду). Ее первый вариант (илл.
Ему приходилось много трудиться над тем, чтобы освободиться от лишнего балласта. Краски излучают свет, как в готических витражах. Впоследствии Матисс развивает свое понимание задач портрета. В одном из коротких текстов книги «Джаз» он пишет: «Характер нарисованного лица зависит не от его пропорций, а от одухотворяющего его внутреннего света». В Розовой обнаженной женщине (илл.
Как и в других картинах фовистского периода, в этой господствует плотная материя красок. Впрочем, не видя в преподавании своего призвания, он вскоре его оставляет. Это искусство радостное, полнокровное, уравновешенное. 20). Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках.
В образе великого французского поэта Матисс подчеркивает не черты его болезненности. и выразительным узором ткани на фоне. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья».
Словами невозможно передать излюбленные арабески Матисса их можно, скорее, выразить в графической схеме, в рисунках художника они совсем очевидны. Jack Cowart, Jack D. Flam, Dominique Fourcade, John Hallmark Neff. Художник почти отказывается от промежуточных тонов.
В начале 30-х годов Матисс создал роспись на тему «Танец» для Музея Барнса в Мерионе. Его детство прошло в Боэн-ан-Вермандуа. Картина Матисса Аллея под оливами 1904 года (илл. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). 86). Картины его даже находили покупателей.
Воспоминания о Востоке едва проскальзывают в этих работах. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Это единственная книга, которую художник не только оформил, но и написал.
Уменьшенные по размеру головы танцовщиц переданы в виде овалов, без обозначения черт лица.
Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. При всей страстности и экспрессии все приобрело в обоих панно отчетливую форму.
Сама реальность у Матисса фантастична, фантастичное- реально осязаемо. Кроме того, он приобрел первых поклонников своего творчества, в числе которых оказалась и Гертруда Стайн, также активно поддерживавшая Пабло Пикассо. Художник сделал несколько эскизов. В последние годы своей жизни Матисс в силу болезни почти бросает масляную живопись и переходит к наклейкам из цветной бумаги (по-французски collages, decoupages или gouaches decoupees). В картине Танжер.
Более ранняя картина Матисса Зора на коленях (илл. Самые плодотворные его мысли об искусстве заключены в творениях его кисти. Матисс переносит в монументальную живопись приемы своей графики, в частности офорта (илл.
В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Картину можно было бы назвать Дуэт, хотя они и не поют. Она дала ему возможность соединить рисунок и цвет в единое целое. Наклейками начали пользоваться еще много раньше, кубисты до Матисса прибегали к ним. Пикассо был молод, с трудом говорил по-французски и жаждал славы.
Силу изумрудной зелени только повышает розовый фон. У него были свои любимые краски, по которым всегда можно узнать его работы (Пикассо это знал и, чтобы угодить больному другу, предлагал своей жене Франсуазе надеть лиловую кофточку и светло-зеленые штаны — эти два цвета любил Матисс). 2) характеризует важный момент в его развитии. И во всем этом грубость и наивность в духе народных картинок, характерные для фовизма. на стр.
Мы видим его под развесистыми пальмами Лазурного берега, видим, как он любовно разглядывает сорванные листья и цветы, восхищаясь неповторимой красотой каждого из них, как он ласково гладит котенка, как любуется экзотическим оперением птиц в вольере, как берет в руки одного из хохлатых голубей, подаренных им Пикассо, когда тот создавал своего прославленного Голубя мира.
В них угадывается непрерывное дыхание, пульсация жизни, кровообращение плоти. В фигурах танцующих играющих и поющих есть буйный задор греческих сатиров, но в строгой упорядоченности композиции проглядывает нечто идущее от вакханалий Пуссена, особенно от его свободных по выполнению рисунков тушью. В предметах проглядывает инобытие каждого из них. Каждая из страниц составляет приблизительно 24 дюйма на 12 дюймов и свернутый в центре.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Вместе с тем в пейзаже Матисса нет ни полихромии, ни театральности Гогена. Поистине первобытная пляска и музыка существуют где-то вне времени и пространства.
Из-за этого при повороте станка скульптуры падали и разбивались. Видимо, эта задача может быть решена только в общих трудах по истории живописи XX века. Он признавал, что стремится к выразительности и вместе с тем к избавлению искусства от аффектов (ему всегда была чужда та оголенная экспрессия, которая побеждала у экспрессионистов, особенно в Германии). Все они посвящены цирку. Уподобление друг другу в формальном и красочном отношении этих столь разнородных предметов подкрепляется в этой картине тем, что и другие предметы сближаются друг с другом: в частности, драпировки за женщиной и за мандолиной того же красного цвета, что и ковер, а обивка кресла — синяя в тон драпировке в середине, к тому же мотив перекрестных штрихов, как бы росчерк художника, повторяется на драпировках, на ковре и на обивке кресла.
Листья на фоне служат по отношению к фигурам ритмическим сопровождением. Однако он долго еще сталкивался с непониманием критики. В результате каждая его картина получает огромную власть над нами. Эти листья так огромны, что фигуры рядом с ними кажутся маленькими, почти миниатюрными.
Ж. Помпиду, Париж). 19). В них не скрывается, что они склеены из отдельных кусков окрашенной бумаги. Она же стала сиделкой для его супруги во время ее болезни. 30)— это одно из самых совершенных его созданий. Стройная, гибкая, она похожа на какое-то вьющееся растение.
В каталоге к выставке галереи Тейт Henri Matisse: the Cut-Outs представлены поздние коллажи Матисса, в том числе Джаз и ванская капелла. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна.
Он сам говорил об особом видении художника, которое освобождает его от зависимости от предмета. 25) образует тоже пирамиду, но в данном случае на широком основании. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). 4) особенно близок к картинам Сезанна, вроде его Курильщиков. По выражению одного критика, краски действуют в его картинах как живые персонажи на сцене. Каждое красочное пятно то поддерживается другими пятнами, то спорит с ними. Все свои силы художник вложил в создание собственного искусства. К картине Персидское платье близка и Румынская блуза (илл.
Но художник отстаивал его, видя в нем итог своих сорокалетних исканий. Картина Две женские фигуры на фоне листвы (илл.
Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). 36). За исключением освещенного солнцем уголка, все, как и в Натюрморте с золотыми рыбками (илл.
Танцовщицы в Мерионе кажутся перед ними несколько холодными и отвлеченными. Искусство приобретает возможность обнять чуть не весь мир. Драгоценные самоцветы заключены в жесткую, грубую оправу. В картинах Счастье жизни (1905–1906, Мерион, Музей Барнеса) и Роскошь (1907, Париж, Музей современного искусства) есть черты декадентской изломанности и даже некоторой манерности.
Картину Матисса можно сравнить с подцвеченными сангиной рисунками Ватто. Светлые узоры на темном фоне уравновешиваются темными на светлом. Самая красивая модель, признавался он, для художника то же самое, что стройная ваза. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета.
Но об этом уже сказано в других разделах. Знакомство Матисса и Пикассо произошло в салоне Стайн на Рю де Флёр в Париже. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. (илл. Южное побережье Франции с его ясным солнцем, прозрачным воздухом, яркими красками, богатой растительностью и лазурным морем давно привлекало Матисса. В цвете важнее всего соотношения».
Она говорит о самостоятельности и зрелости молодого художника. Красный цвет его намекает на то, что сердце гибнущего смельчака обливается кровью. Это вовсе не значит, что в картинах Матисса все изображенное им лишено всякого смысла. на стр.
на стр. Волосы зеленые, тени лица голубые и самое лицо желтое. Издатель согласился.
24). Композиция в картинах Матисса — это проявление воли и энергии человека-творца. Другое понятие, с которым также имеет дело Матисс, — это понятие живописного арабеска. Переплеты окна соответствуют делению картины на три яруса. Но в сущности все его развитие как художника вело его к этой технике. По его замыслу, человек, входящий в дом с улицы, должен был проникнуться «чувством облегчения», вот таким образом для первого этажа Матисс выбрал сюжет с танцем.
Недаром же предметы у него нередко располагаются перед зрителем веером. Обе женские фигуры вместе составляют классическую пирамиду. Оживленные красными цветами узоры, как вьющиеся растения, стелются с предмета на предмет.
В послевоенные годы стремление быть более общепонятным стало во Франции знамением времени. Всем этим художник распоряжается с полной свободой, точно составляя благоухающий букет. Переосмысление предметного мира достигнуто в значительной степени при помощи цвета.
Чуть наклоненный к нам зеленый столик занимает всю среднюю часть картины (характерная деталь: его ножка не могла быть закрыта, она как бы упирается в колено женщины). Маятник качнулся в обратную сторону. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. И вместе с тем в этой картине нет ничего интимного, она захватывает своим величием.
Он подошел к состоянию ясности, безмятежности — к тому, что французы именуют serenite. Матисса не удовлетворяло обыкновение монументалистов вписывать фигуры в предоставленное им поле. В картинах Матисса бросается в глаза царящая в них праздничность и нарядность. Тем не менее собственная вилла в Ницце, даже и обстреливаемая, — это, конечно, не тюрьма.
Матисс почти всегда исходил из непосредственного впечатления от натуры. Он увлекался живописью Коро, особенно его изображениями фигур. 36). Цветной контур окрашивает своим цветом прилегающую белую плоскость. Метафора обогащает язык живописи, благодаря ей изображение расширяет свое значение. 23). Картину эту, как и щукинские панно, можно считать характерным образцом чистой живописи.
Нечто подобное чистой поэзии Малларме искал Матисс и в живописи. И на этот раз предметы, переданные им, превращаются в чисто живописные ценности. Японские ксилографии вдохновляли его не менее, чем импрессионистов и Ван-Гога. Самое темное в ней — это облегченный белой сеткой черный фон, значительно светлее — красный стол и бутылка, а также зеленые листы тюльпанов, от них отделяются белая ваза, блюдо, цветы и желтые лимоны.
В этой картине Матисс близок и с ранними работами Ф. Леже. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. В 40-х годах Матисс одними черными контурами или силуэтами достигает красочного впечатления, впечатления прозрачности и узорности, ритма и стройности (илл. Техника абстрактного геометризма создает абсолютно иные, непривычные интерьеры: пространство рассекается на взаимно перекрещивающиеся зоны балконными решетками, оконными рамами и карнизами, которые и создают ритмическую организацию полотен («Художник и модель», 1916, Национальный музей современного искусства, Париж «Окно. Серия «Джаз» Анри Матисса представленная на выставке, ее автор создавал в конце своей жизни, когда был практически прикован к постели. Этот лист можно сравнить с краткой, но емкой и мудрой сентенцией.
Вместе с тем Матисс подошел в обоих панно к главной цели своих исканий, к чистой живописи. В этой фигуре Матисс соприкасается с образами Фернана Леже. Эти аппликации Матисс задумал как «кристаллизацию воспоминаний». Это его утверждение можно отнести и к нему самому.
Его искусство становится теперь суровым, строгим, пуританским, почти аскетичным. Многие картины Матисса выглядят так, будто это плоды счастливого и беспечного вдохновения. Тело танцовщицы угадывается сквозь прозрачную белую кисею, выделяются черная голова и кружки ее груди, четко очерчен край подола и кисеи, намекая на спиральный вихрь ее пляски. Совсем иной характер носит картина Стоящая Зора (илл.
Сходными узорами украшены и розовые и черные ризы, выполненные по эскизам Матисса. Названия таблиц книги либо навеяны воспоминаниями о цирке: «Клоун», «Кошмар белого слона», «Лошадь, наездница и клоун», «Похороны Пьеро» либо носят более философски-отвлеченный характер: «Судьба», «Сердце» эти названия как будто не связаны непосредственно с текстом. Самозабвение художника в часы работы доходило до настоящего экстаза. Для второго этажа художник придумал сюжет с музицирующими и слушающими. Называли его художником светским, прилагали к имени его еще более уничижающие эпитеты.
Художник отказался от лепки и проработки анатомических подробностей, но в его лаконическое решение как бы вошло все то пластическое богатство форм, которым он овладел в первых вариантах рельефа. Матисс порывает с этим домашним уютом. Однако у классических мастеров это совпадение выглядит, скорее, как нечто случайное.
88). Но одним расположением и соотношением красок сказано очень много. Louis Art Museum and The Detroit Institute of Arts. Большинство картин Матисса можно разбить по тематике на две группы.
Еще в 1908 году в своей первой статье «Заметки живописца» он писал об интересе к человеческому лицу, которое уже тогда, по его словам, он предпочитал пейзажу и натюрморту.
В таких случаях художник брался за кисть и изображал на полотне погибшую фигуру. Матисс в 1930–1950-е годы был признанным мэтром, а не безвестным заключенным, как Андреев или Белинков и не сочинителем, вынужденным самые важные для себя произведения писать «в стол», как Луговской. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. В картине Женщина, сидящая в полосатом кресле (илл. Перед мольбертом он в состоянии был забыть обо всем на свете.
Этому содействует и четкое разграничение шляпы, головы, корпуса и веера. Во времена оккупации он не допускал даже мысли о том, чтобы покинуть родину. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. В пейзаже Матисса нет ничего таинственного, пугающего и это также отличает его от Гогена. Несмотря на то что Анри Матисс (1869 – 1954) утверждал: «То, что говорит художник, настолько незначительно по сравнению с тем, что он делает», он все-таки согласился дать серию интервью критику Пьеру Куртиону.
Матисс как художник открыл такие качества цвета, которых до него не подозревало множество поколений европейских художников и которые были знакомы лишь на Востоке или в средние века. Еще в начале его творческого развития прекрасная эрмитажная картина Арабское кафе (1912–1913) написана маслом такими обобщенными красочными силуэтами, какие восторжествуют в его позднейших наклейках. Значительное влияние на творческую манеру художника оказали работы П. Сезанна. У Матисса внутренняя жизнь живописной формы едва ли не возобладала надо всем остальным.
В частности, раковина подобна странному морскому чудовищу. Только тогда он давал волю своей руке. 68). на стр. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Он признавался, что при виде акации чувствовал желание рисовать женские фигуры.
В известной московской картине Золотые рыбки (илл. С иранским искусством он познакомился на выставках в Париже и Мюнхене. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. В статье 1947 года «Точность — не истина» художник пишет о собственных четырех рисунках-автопортретах, считая, «что в каждом из этих рисунков есть какое-то открытие, возникшее от проникновения художника в свой сюжет, вплоть до отождествления себя с ним, так что истинная сущность его и составляет рисунок». Начиная с 1930-х годов Матисс использует этот метод все чаще и далеко не только в прикладных работах: он готовит бук-артистскую книгу «Джаз» (она была издана в 1947 году, но работа над ней шла с начала 40-х), публикует аппликационные композиции в журнале «Verve» (с 1937 года), украшает огромными бумажными фигурами стены собственной виллы в Ницце.
В их среде он, как старший, пользовался большим авторитетом. Изображение приобретает подтекст, расширяет свои рамки. Дерево выглядит вдали, как цветы в горшках. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Это не значит, что у Матисса изображены солнечные лучи.
Матисс всегда подчеркивал, что для него картина — это предмет, созданный художником. Сказываются они не только в картонах Матисса для ковров, но и в его живописных работах. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Внутренние стены ее гладкие белые, алтарь и плиты пола чуть золотистые.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Видимо имеется в виду гимнаст среди огней под куполом цирка. Главное, чему он придавал значение, — это соотношение красок. В этюдах с натуры этого времени Матисс нередко ограничивается скромными, даже невзрачными мотивами и это отличает их от более эффектных и красочных пейзажей фовистского периода.
Альфред Барр утверждает, что в натюрмортах Матисса происходят настоящие драмы. Картина Девушка в белом, сидящая в шезлонге (илл.
Его мир выглядит лишенным красочного покрова, обнаженным, порой пустым. Пикассо, наоборот, больше привлекают к себе отдельные тела их пластика, осязаемость. Во-вторых, в основе ее оформления — новая, разработанная Матиссом техника2. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
Фигура, как на сказочном ковре-самолете, кажется невесомой, парящей. Многие видят в этом непоправимую потерю. Геометричность придает полуфигуре в пределах рамы устойчивость, поднимает образ женщины. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Он писал в темной, коричневатой гамме, плотно накладывал краску.
Зрительному ряду листов соответствуют краткие записи и изречения художника по разным поводам жизни (в уменьшенном издании литографий они написаны рукою самого художника). Художник меньше всего думал о передаче локальных тонов. Позднее картины Матисса начали скупать американские коллекционеры. Красный кувшин заполняет интервал между двумя телами.
Paper Cut-Outs. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Таковы «Одалиска в красных шароварах» (1924–1925, Музей Оранжери, Париж), «Одалиска» (1928, Музей современного искусства, Стокгольм). Он всего лишь напоминает об обычно забываемом факте и делает из него последние выводы. Его руки раскрыты, как крылья, одна из них поднята. Уравновешенной натуре Матисса было несвойственно стремление к крайностям.
Горизонтальные полосы жалюзи контрастируют с ними, уравновешивают общее впечатление. Текст дает возможность прочувствовать пережитые автором впечатления и увидеть источники, питающие его творчество, — путешествия, природу и другое. В ярких красках картины есть что-то от карнавального маскарада. Интерьер с незабудками», 1916, Институт искусств, Детройт). После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Почти все картины Матисса очень звучны, каждая имеет свой неповторимый тембр. Она ясно членится на два яруса и на три створки. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
Их назвали дикими (fauves) и только после того как название это вошло в историю в качестве обозначения целого течения современной живописи, оно потеряло свой первоначальный обидный, даже оскорбительный смысл. Что касается Руо, то с ним Матисс начинал еще в мастерской у Гюстава Моро. Матисс создал нечто вроде серии Руанский собор Клода Моне. В эти годы Матисс создает и картину Большой красный интерьер (1948, Париж, Музей современного искусства). Нет оснований полагать, что крестьянские мастера стремились угодить своим господам.
55). Его картины полны внутреннего действия.
Указывали на то, что в нем недостаточно выражено человеческое начало. Художника не удовлетворяет задача создания в картине красивого созвучия красок. Такое обнажение приема, выставление напоказ чистых спектральных красок раздражает сетчатку зрителя. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет.
Высказывания Матисса не складываются в стройную систему, в эстетическую теорию. Черные мушки густо, как татуировка, покрывают желтый пол. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
на стр. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. В одной картине — Танцовщица и кресло (1942, Ливан, частное собрание)— изящная, гибкая фигурка женщины почти приравнивается к стоящему рядом с ней креслу с гнутыми подлокотниками.
Он предпочитает строить композицию, обобщать формы, стремится к ее правильности. Его дочь, как участницу Сопротивления, нацисты угнали в лагерь смерти.
В огненной красноте обнаженных тел можно видеть отголоски античной вазописи. Наперекор этому, поддержанная могучей дугой на фоне картины корзинка утверждает свой объемный характер, но в конечном счете жгучий оранжево-красный цвет апельсинов вырывается изо всей насыщенной гаммы и одерживает победу над остальными красочными пятнами. 12). Для того чтобы картина не превратилась в подобие ткани, рама срезает края предметов.
При писании своих знаменитых панно Танец и Музыка он подпевал себе и приплясывал. Его лучшие картины и графические листы сродни стихотворениям в прозе. Примечательно, что впервые собрал воедино и систематизировал литературное наследие Матисса не критик и не историк искусства, а французский поэт Доминик Фуркад, который стал теперь одним из известнейших исследователей и знатоков творчества А. Матисса. Вряд ли случайно заметил и высоко оценил А. Матисса Владимир Маяковский Илья Эренбург назвал встречу с Матиссом «и радостью и уроком» Константин Паустовский живо заинтересовался его творчеством. Подтверждение всему сказанному выше читатель найдет в материалах, включенных в сборник. Там начался его отход от техники дивизио-низма. Некоторые авторы находили у Матисса черты так называемой обратной перспективы византийцев. на стр. Тарелка с устрицами видна, несколько сверху — это овал с вписанным в него венком. Маски сияют своей белизной, но и на них ложатся цветовые отсветы.
илл. К числу последних портретов Матисса принадлежит исполненный в 1947 году, Портрет Л. Н. Д. Художника вдохновляли цирковые представления, народные сказки и экзотические путешествия. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым.
Точно внезапно оборвалась кинолента. на стр. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Именно таковы полотна «Танец» и «Музыка», которые украсили особняк московского дворянина С. Щукина. 40). 6, 7).
Бакста). В 1930 году Матисс в течение трех месяцев проживал на Таити. Он говорил о том, что в основе искусства лежит мысль и вместе с тем подчеркивал роль чувства и непосредственных ощущений.
В отцовском доме будущему художнику трудно было пристраститься к искусству. 22). Эти картины получили название «вырезанные». Но когда дело касалось искусства, тогда он проявлял редкую твердость характера.
В глазах Матисса картина должна быть чем-то целостным. Сине-лиловый фон Танца выплескивается из рамы и заливает пол мастерской. Из различно окрашенных плоскостей строится прочное здание всей картины. 5). Тогда изображение могло стать выражением его чувства.
Красный фон противостоит тонким цветовым взаимоотношениям между предметами (белое, бледно-зеленое, бледно-сиреневое и т. д. ). 29) выглядит как эскиз, но это вполне законченное, к тому же прелестное произведение. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Узоры создаются при помощи небольших штрихов, которые порой процарапываются в красочном слое («Розовая обнаженная», 1935, Музей искусств, Балтимор «Дама в синем», 1937, частное собрание, Филадельфия «Румынская блуза», 1940, Национальный музей современного искусства, Париж).
В сущности, Матисс на придумывает ничего небывалого, нового. Можно даже догадаться о выражении ее лица. После Англии художник отправился на Корсику. Зато в расположении и в выборе красок есть своя закономерность: предметы светлые выделяются на темно-синем фоне, темно-синий поднос находится на более светлой (почти как кувшинчик) розовой мраморной плите, а она выделяется на ярком красном полу.
Гораздо большую проницательность проявил уже тогда Аполлинер.
Он следовал Шардену и Коро, некоторое время увлекался импрессионизмом, пользовался живописными приемами дивизионистов, в частности Синьяка, то есть писал мелкими разноцветными точками. Цвет на этот раз не так вызывающе ярок, как обычно у Матисса. Но он не стремился к оптической точности передачи освещения в различное время дня. 1 Matisse H. Jazz (Paris) Terlade, editeur (1947). 2 Матисс и раньше обращался в отдельных случаях к технике декупажа. 3 «Jazz» by D. Flam in: Henri Matisse. В этом издании коллажи Матисса воспроизведены в технике трафаретной печати. Однако вскоре началась вторая мировая война и на долю художника выпало много горя.
Во втором варианте картины 1906 года (Чикаго, собрание Блок) отпали все элементы моделировки, еще более усилены цветные контуры, плоскости покрыты кроющей краской, четко выделен силуэт. Анри Матисс (1869–1954) жил не в СССР, а в относительно свободной Франции, хотя в годы нацистской оккупации ему и пришлось непросто: в 1944 году его жена и дочь были арестованы гестапо за участие в движении Сопротивления и смогли вернуться домой только после того, как войска союзников освободили Францию, а во дворе его дома разорвался снаряд, выпущенный артиллерией наступавших англо-американских войск. Помощники взяли эти совокупности и подготовили их к печати. Чтобы показать экспрессию движения, Матисс удлиняет пропорции фигур и делает жесты персонажей намеренно утрированными. В натюрморте Матисса Тюльпаны и устрицы (илл. В предисловии Матисс пишет: Я рисовал орнаменты в саду. Его жена вынуждена была открыть магазин мод.
Матисс не мог оставаться равнодушным к тому, что происходило у него перед глазами. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Коралловый фон, голубой сад», 1947, частное собрание «Молчание в домах», 1947, частное собрание).
Это едва ли не последнее обнаженное тело в живописи Матисса. 40): тонко прочерченные контуры фигур не всегда совпадают с их жемчужно-серой раскраской. Но спорили они дружески.
13) вид через раскрытое окно выглядит, как картина в картине. Но тогда все было строго выверено, расчерчено и потому в картине царила гнетущая пустота. В 1905 году Матисс стал лидером нового художественного направления — фовизма, что в переводе с французского языка означает «дикие».
Доминика и Девы Марии. Кажется, не случайно одной из первых больших работ Матисса в новой технике стала книга «Джаз»: джаз — не-телеологическая форма музыки, джазовые пьесы не должны иметь логически организованной структуры. Поверх красочного слоя наносятся черные или цветные контуры. Многие мастера и до Матисса сталкивались с подобными трудностями. Небольшой по размерам лист приобретает значительность стенной живописи. Впоследствии Матисс обнаружил в этой новой технике свои преимущества.
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Краски положены сочно, чуть грубовато. Как правило их композиции строились на сочетании интенсивных локальных оттенков. Из рук его выходят книги, в которых все до мельчайших частностей подчиняется единому художественному замыслу.
Самым важным в портрете, по мнению Матисса, является «отражение чувства, которое модель возбудила в художнике, а совсем не внешняя точность». Вскоре влечение к искусству захватило его полностью.
Цветовая гамма утратила свою яркость все чаще в картинах преобладали темные, приглушенные оттенки, а контуры предметов стали геометризированными («Вид на Нотр-Дам», 1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Голова молодой женщины — это его бессменная Муза, подобие античной коры. В этом помог ему опыт, который он приобрел в годы сближения с кубизмом. (Сходным образом еще Домье отталкивало в живописи Эдуарда Мане ее сходство с игральными картами. ) Между тем влечение к истокам искусства в далеком прошлом было явлением глубоко закономерным.
на стр. архив ГМИИ им. В конечном счете все это ведет к превращению предметов в элементы чистой живописи. Прохожие и ослик рядом с цветами на окне кажутся мухами. Родилась, правда, в 1958, но фамилия-то та же :-).
По силе воздействия это произведение едва не превосходит мерионские росписи. 32).
Пушкина) 1977 г. — «Автопортрет в русском и советском искусстве» (Москва, ГТГ). В 1938 году он переселился на юг, сначала в Ниццу, затем в Ванс. Его цель — непосредственность — была иного рода, чем та, что можно достичь в первом этюде. Автор приносит ей за это горячую благодарность. Узкие окна украшены цветными витражами, в которых ярко-синий чередуется с оранжевожелтым. Новые приятели познакомили Матисса с юным тогда Пикассо, рядом влиятельных критиков и русским коллекционером С. Щукиным.
Он ограничивался попытками уяснить себе цель и пути своих исканий. Сезанн также писал плоды на фоне красочных тканей или рядом с ними. Все его творчество можно разбить на периоды, определить время, когда происходили повороты. Картина эта стала гвоздем выставки Осеннего салона. Это расстеленная на полу шкура пантеры. На картине, за головкой ребенка, сильно вытянутая женская фигура втиснута в узкий простенок.
на стр. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Широкое признание избавляло его от нужды. Белое в картине само служит источником света, черное по контрасту к нему повышает световую силу красок.
Вместе с тем у него были отклонения, заблуждения, отступления. 54). 31). В картинах Испанский натюрморт (илл. Этим пониманием, которому сам художник всегда оставался вереи, он избежал опасности создать разрыв между чистой живописью и жизнью.
1920 год оказался для мастера чрезвычайно насыщенным в художественном отношении. Бледно-розовые отсветы от них ложатся на мраморную доску столика и на цветы. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции.
Можно подумать, что фигура художника подменена деревянным манекеном. Фигура превращается в стремительный вихрь, обретает полную свободу. Горшки с цветами одного размера, что и далекие башни. Цвету Матисс всегда придавал огромное значение.
Художественное впечатление от нее определяется соотношением любимых красок Матисса. Цветы выстроены в середине картины в один ряд. Интересно, что во время лепки Матисс слишком часто смачивал глину.
Серия открывается изображением клоуна на фоне черного пролета. Слуга» (1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Посуда на столе» (1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Здесь царит полная откровенность, полная свобода воображения. В первой картине комната наполнена синевой.
В последние годы своей жизни Матисс много занимался наклейками. Счастливая гармония, покой, блаженство, красочная роскошь, музыкальность покидают его. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Силуэт фигуры в картине Девушка в белом, сидящая в шезлонге (илл.
Выполненный в офорте портрет Шарля Бодлера илл. В этом нет и следа оживления картин в духе романтизма. Матисса легче узнать в другой его картине — Урок музыки (илл.
Распахнутая на море балконная дверь — это выход человека в мир. А еще, оказывается, Анита Бейкер была – джазовая певица. Но Матисс был художником иного склада и свое призвание он видел в чем-то совсем ином. Еще позднее Матисс приходит к пониманию цвета как источника света, свет сливается с цветом в одно неделимое целое. Здесь уже ничего не происходит, ни о чем не повествуется.
37). Но вместо прямых квадратных форм в ней преобладают мягко закругленные. 82–83). 11) носит вполне картинный характер.
Им создано несколько превосходных обнаженных женских фигур купальщиц. Можно сказать, что содержанием его картин становится сам процесс позирования и создания картины, факт превращения модели в красочное пятно, процесс художественного претворения жизни.
В поисках сущности вещей художник отбрасывает все наносное и второстепенное. 1). В Натюрморте с раковиной (1940, Москва, ГМИИ) кофейник, кружка, раковина и яблоки расположены таким образом, что ни один не закрывает другого, они и стоят и вместе с тем парят в пространстве как изобразительные знаки. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Всего лишь одна фигура, розовый торс танцора на ярко- красном фоне, черный и желтый квадратики — это повязка на бедрах.
А. С. Его живопись ставит нас лицом к лицу с абсолютным цветом, как признавался он сам.
Матисс и в этом роде живописи сохраняет сдержанность и меру. Такова картина Натюрморт с апельсинами (илл.
Своим искусством он желал доставить человеку покой (за его рискованное сравнение картины с покойным креслом ему немало доставалось от придирчивой критики). Никто не решался, как он, пренебречь в портрете бросающимся в глаза сходством ради передачи человеческого характера. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Однако он не стремился неукоснительно следовать наперед выработанной теории. Можно предположить, что и с коллажами дадаистов он тоже мог вступить в диалог. Ярче всего в картине красные тюльпаны.
24) вошло больше от непосредственного и даже случайного впечатления. Но нельзя сводить значение его картины к тому, что в ней изображено. В другой картине, Лиловое платье (Балтимор, Музей), букет анемонов, плоды и женщина в кресле за ним и полосатые обои и ковры как бы сливаются в один узор. Его материальное положение долгое время было тяжелым. С той только разницей, что в скульптуре отнимается, а в рисунке и в живописи прибавляется.
36) Матисс путем многократной переработки первоначального этюда с натуры (илл. В 1904 году он познакомился с П. Синьяком, благодаря которому освоил приемы дивизионизма.
Замечательны его «Красный интерьер, натюрморт на голубом столе» (1947, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф «Египетская занавесь», 1948, частное собрание, Вашингтон). Характерная особенность работы Матисса в книге — он всегда исходит из целого и общего из текста из формата книги из характера шрифта и рассматривает графику как составную часть всей книги.
Если бы Матисс больше уделял внимания скульптуре, он сыграл бы в ней не меньшую роль, чем в живописи. 19). Этим устанавливается внутреннее родство между различными явлениями жизни. Впрочем, Ренуара восхитило, каким образом молодому художнику удавалось включить в свою красочную гамму черный цвет (которого большинство импрессионистов старательно избегало).
55) поза женщины, взобравшейся с ногами на кресло и с закинутыми над головой руками, совсем не заученная, не условная. Детское чистосердечие и радость смыкаются с глубокомыслием достигшего старости художника.
3). 18). Он говорил, что текст в «Джазе» служит лишь дополнением к изобразительной части, но кажется, что его значение намного шире. 26) по своему характеру ближе к Розовой обнаженной фигуре. Однако это не было плодом мимолетного увлечения. Вся картина излучает свет, как бы улыбается. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка».
Замечательно дополняют ансамбль легкие светильники и золотистый алтарь. Визит Матисса был недолгим — всего пару недель. лежащей женщины, розовой, точно ожившей. Его посмертная выставка была для молодежи тех лет настоящим откровением. И это плодотворно сказалось на работах Матисса. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. 8)— воспроизводится фрагмент панно Танец Матисса.
В небольшой картине Женщина, сидящая с гитарой (1939, частное собрание) Матисс близок к жанровым сценкам 20-х годов. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Так же далек Матисс от другого своего товарища — ван Донгена. Изобразительность живописи для него не подлежала сомнению. 82–83).
В послевоенные годы в творчестве Матисса происходит новый поворот. Наконец, в 1954 году публикуется статья А. Матисса «Портреты», которая начиналась словами: «Искусство портретирования теперь почти забыто. В этом сказывается предметность цвета в духе древней живописи. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Коленопреклоненная женщина сидит на темно-синем ковре. Но потеря эта искупается новыми возможностями, завоеванными художником. Конечности фигуры не обозначены, она так быстро проносится перед глазами, что их невозможно разглядеть. В это время Матисс находился в расцвете творческой силы.
Сложно все это. Он был противником попыток Синьяка подчинить колорит научной теории. Первобытная дикость человечества привлекает его как источник обновления.
Матисс много общался с Дереном, Писсарро, Марке и Пюи. Но решающее значение имело то, кого из предшественников он сам выбрал себе в наставники. Эти офорты еще доныне пользуются особенно широким признанием. Картины, — говорил он, — влекут нас к себе своим красивым синим цветом, красивым красным, красивым желтым. Теперь он подходит к благородной, классической красоте.
Матисс не ставил своей задачей создание трактата об искусстве. Но предметы не соскальзывают с плоскости, так как держатся благодаря уравновешенности композиции и гармонии красок. 18). Розовые и зеленые тона напоминают последние работы Гогена, в частности московскую картину Брод.
Оно открывало возможности обновления современного искусства. Белая бумага, которой так дорожил художник, звучит благородно, как цвет. В поздних натюрмортах, вроде Красного натюрморта с магнолией (1941, Париж, Музей современного искусства), предметы — ваза, цветы, сосуды — сами становятся элементами узора на жгуче-красном фоне. Все пространство наполнено голубой атмосферой.
В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Что касается Матисса, то в его офортах этого времени проявляется не менее изысканное мастерство, грация и виртуозность в передаче движения и ракурсов. В центре ее высится темно-синий ковер с резко выделяющимся светлым узором. Оно им нужно как воздух.
Несмотря на известность, что Матисс приобрел, «прогремев» на Осеннем салоне 1905 года, его финансовое положение оставалось стесненным. Сама тема могла бы дать повод для интимности в духе Боннара. 18). В построении обоих панно сказалось развитое понимание ритма. Развитие графики Матисса в известной степени соответствует развитию его живописи. Некоторые его цветные наклейки впоследствии были переведены в цветные литографии.
Он освобождается в этих панно от условностей как академических, так и декадентских. Первоначальное художественное образование Матисс получил в Школе Вентин де ла Тур. Не случайно «Джаз» по-новому осмыслен и оценен организаторами выставки декупажей А. Матисса в 1977 — 1978 годах в США. Движение и покой, порыв и скованность образуют сильнейший контраст.
Теперь Матисс наконец-то мог вздохнуть полной грудью, ведь ему было на что жить. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Отец мечтал, чтобы Анри имел юридическое образование, вот таким образом, окончив лицей Сен-Квентин, Матисс получил диплом юриста в Париже, после чего работал некоторое время адвокатом в родном городе. Красочную поверхность оживляют затейливо процарапанные узоры. Чистота и беспримесность цвета у Матисса повышает его звучность. Но в одном отношении эта полоса в развитии художника оставила после себя глубокий след.
на стр. 33), названной так из-за коробки на столе, меньше простора и света, она кажется даже несколько перенасыщенной цветом, как и некоторые картины 20-х годов, вроде Двух девушек перед мавританским фасадом (1921, Филадельфия, частное собрание). на стр. Он прожил еще 13 лет. Голубые и розовые полосы фона то соответствуют очертанию фигур, то перебивают их. – "Танец" написан мной всего тремя красками.
В начале 1920-х годов Матисс увлекся восточной тематикой. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Каждый новый мазок умаляет значение предыдущего. Преобладают любимые краски Матисса, торжествует его палитра, лучезарность его красок и в большой наклейке «Попугайчик и сирена» (илл. Матисс не выходит за пределы реальной действительности.
35).
на стр. В другой картине — Угол мастерской (илл. Сила воздействия картин Матисса очень велика. 41), с московской картиной Матисса Мастерская художника (илл. на стр.
Фовизм был попыткой вернуть живописи первозданную силу и преодолеть изысканный эстетизм конца века, зыбкость форм, сумрачность колорита, душевное смятение художников, вдохнуть в искусство молодость и здоровье, усилить его силу воздействия, ускорить в нем темпы и этим сообщить ему современное ощущение жизни. Он выявляет соотношение силуэтов и красочных плоскостей, контуров. На этот раз в картине больше ярко сверкающего света.
Тонкий овал лица превращается в любимый арабеск Матисса — в подобие цветка. В картинах Матисса мы вступаем в мир красок, подчиненный внутренней закономерности. 34). Матисс оценил в произведениях безымянных французских мастеров большое искусство. Первые самостоятельные шаги художника в искусстве были встречены публикой неодобрительно.
Покрытия просто нажимают квартиру страниц и скрепляют их. Но в основе убранства капеллы лежит несколько иной замысел. В поэтике живописи Матисса большую роль играет метафора.
87). Возможно, что оно поддерживалось и потребностями заказчиков, вкусами того времени (недаром торговец картинами Бернгейм-младший советовал Матиссу не следовать примеру Сезанна и не слишком увлекаться натюрмортами, которых никто не покупает). В творчестве Матисса начиная с его первых шагов и кончая его последними работами можно заметить определенную направленность его исканий, органичность и последовательность его развития. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Повторение зеленого цвета яблок на фоне внизу ослабляет их предметность.
Эрмитажа в Ленинграде и «Портрет А. Корто» 1926 г., литография из Музея Виктории и Альберта в Лондоне). Пожалуй, Матиссу недоступна была равная утонченность. Художник делал оба панно для вестибюля московского особняка С. И. Щукина.
В мерионском панно Матисс отошел от позиций, которые он занимал на протяжении 20-х годов. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Две красные полоски на салфетке связывают группу предметов с красным полом. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Скандал, вызванный появлением дерзких полотен на Осеннем сезоне, был только на руку «дикарям».
В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Увидели свет «Заметки живописца», написанные Матиссом. Работы из цикла Джаз – одни из наиболее знаменитых произведений Матисса. И после войны он одним из первых присоединился к Стокгольмскому воззванию в защиту мира.
Натюрморт с устрицами Матисса (илл. Вид из окна (илл. Море» (1946, Национальный музей современного искусства, Париж), «Композиция (Бархатные ткани)» (1947, Художественный музей, Базель), «Зульма» (1950, Государственный музей искусств, Копенгаген), серия «Синие обнаженные» (1952).
Губы подчеркнуто черные, но их чернота звучит, как алый цвет. Вся сила впечатления достигнута в этой картине самыми несложными и простыми средствами. В женщине Матисса много изящества, грации и силы.
В частности, к его первым шагам в искусстве очень неодобрительно отнесся Андре Жид. Заметим, что одну свою книгу — «Джаз»1 Матисс сделал сам целиком, как оформление, так и текст, который вошел в первый раздел книги. Книга «Джаз» занимает особое место в наследии Матисса.
Рядом с ними более ранние картины, вроде эрмитажной Игры в мяч (1908), — всего лишь первые пробы. Матисс пошел еще дальше их, почти до предела возможностей масляной живописи. Художник настойчиво утверждал новый тип художественной выразительности. Но, раздосадованный бесцеремонным отношением издателя к книге и опасавшийся, что интервьюер будет вольно редактировать текст, художник принял решение приостановить публикацию. Тема панно — танец. Необыкновенно сильное впечатление производит живописное выполнение обоих панно.
Первым пунктом назначения стал Алжир. Если в нем и появляется человек, то фигура его носит характер отвлеченного знака.
Сфальцованные страницы дают представление о масштабности Попугая и русалки (1952) и 16-метрового Бассейна (1952). В прежнее время суеверные люди сказали бы: краски и формы действуют на человека, как колдовское наваждение. Сопоставляя картины и рисунки Матисса на разные темы (илл. Морально Матисса поддерживала дружба с близкими ему по духу художниками. Вытянутость формата вверх московского натюрморта производит более строгое впечатление.
Контурный рисунок Матисс нанес на белый фон стен. Как нередко у Дега, это «невыгодная» для нее поза. на стр. Такое мышление является достоянием лишь искусства нового времени, его не знали примитивы. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Резкое, контрастное сопоставление красок и четкая обрисовка контурами оправдана желанием помешать полному уничтожению предметности. Они припали к созданиям народного творчества как к целебному источнику.
Роденовский бюст Анри Рошфора постоянно стоял у него в мастерской. Вот почему картина способна доставлять нам отраду. В построении картины есть нечто от классического пейзажа, в частности от рисунков тушью Пуссена. В двух однофигурных картинах художник стоял перед сходной задачей.
Он говорил: «Лавина цвета сама по себе беспомощна. Но их значение шире — заключенный в каждом из текстов «Джаза» смысл в совокупности помогает понять и метод синтеза впечатлений Матисса и источники, питающие его творчество, — окружающая природа, путешествия и т. п. Рядом с Матиссом выступали его друзья, его поддерживали единомышленники-фовисты. Все в ней должно быть организовано — недаром художник постоянно повторял это слово. В 1943 году Матисс, уже будучи тяжелобольным и прикованным к постели изобрел новую живописно-графическую форму, получившую название «декупаж». Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине.
6, 7). Незадолго до мерионских панно Матисс заканчивает последний вариант рельефа с женской фигурой, повернутой спиной (илл.
Обращение за помощью к праотцам многих тогда отпугивало. 12). А. С. Арки срезают верхние части фигур, пяты арок закрывают лежащие за ними фигуры. Но в этой как бы недоговоренной картине сказано все то, что хотел сказать художник.
на футляре) Матисс ограничился сопоставлением двух женских торсов: синего на белом фоне, белого на синем. Таковы композиции «Обнаженная натура.
«Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Он и раньше знал о существовании двух разных путей, ведущих к одной цели.
Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Их заменяют реминисценции из романтических картин Энгра, Делакруа и других. Нежные, струящиеся краски Боннара выражают глубоко личный характер его впечатлений и настроений. Между ними есть только известная аналогия. «Джазу» посвящена в каталоге этой выставки большая и интересная статья Д. Флэма3. Матисс неоднократно писал об искусстве портрета и связанных с ним проблемах и это понятно, так как с первых лет творчества и до конца жизни Матисс постоянно работал в жанре портрета, неустанно писал, рисовал, гравировал, лепил свои модели.
В 1911 году Матисс посетил Москву, через год — Марокко. В картине ярко вспыхивают и горят красные цветы. Рядом с его холстами другие кажутся блеклыми и тусклыми. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее.
Жил Матисс в это время трудно. Множество фотографий сохранило потомству облик великого мастера в глубокой старости. В ней преодолен педантизм дивизионизма.
Как голубые обнаженные женщины, это чисто матиссовский образ. Однако аппликации Матисса по своему смыслу прямо противоположны дадаистским «нарезкам». Они были склеены из кусочков бумаги, тонированной самим художником.
В картину Сон (илл. Создавая образы одалисок, Матисс, конечно, вспоминал своего любимого поэта Бодлера.
В ее мелких и дробных мазках можно видеть еще следы влияния Синьяка. Так появились на свет две самых известных работы Матисса — «Танец» (La Danse) и «Музыка» (La Musique). Окраска бумаги происходила под руководством самого художника. В них утверждается здоровая чувственность и вакхическая страстность. Фигура отдыхающей в кресле, ее поза, ее изящество и покой обрисованы уверенно и точно.
19). В 1978 г. Национальная галерея портрета в Лондоне организовала выставку «Портреты XX столетия» (творчество А. Матисса было представлено на ней двумя произведениями: «Портрет жены» 1913 г. из Гос. К образам цирка примешиваются детские воспоминания художника. Некоторые авторы называют этот период временем отдыха, передышкой в трудах художника. Эти художники отказались от классических приемов моделировки предметов и построения перспективы они предпочитали использовать яркую, кричащую колористическую гамму, подчас значительно упрощая форму предметов, почти до схематизма. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета.
Позже, под влиянием импрессионистов, свет дробит цвет, уничтожает его интенсивность. Наоборот, картина Персидское платье (илл. В картинах Матисса почти никогда ничего не происходит. Говоря об истоках искусства Матисса, необходимо обратить внимание также на его связи с традициями французского коврового искусства XV–XVI веков.
И тут же, как подпись художника, две веточки мимозы, заполняющие пустоту в уголках. Ярким примером оригинальной техники фовистов служат такие знаменитые полотна Матисса, как «Дама в шляпе» (1905) и «Вид Коллиура». Белый силуэт фигуры резко выделяется на синем небе, усеянном огромными, как подсолнечники, золотистыми звездами.
Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Матисс был старше на двенадцать лет и к тому времени успел стать известной персоной в мире живописи.
Две стройные женские фигуры похожи друг на друга, как две сестры. Уравновешенность и архитектурность чистых красок доставляют в картинах Матисса огромное удовлетворение глазу.