Впервые вижу портрет молодого красавца Куинджи.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка.
Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р. Собственно, желание ее отца осуществилось: дочь сделала хорошую партию. Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке.
Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Куинджи ведал приёмкой кирпича, а в свободное время расписывал стены кухни, где его поселили. Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным».
Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места. Вот картина «Осенняя распутица»: свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. Крым», «Морской берег. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность».
Но после его «Днепра утром» Архип закрылся ото всех на 20 лет, лишь в ХХ веке прервав молчание выставкой новых, горячо принятых публикой шедевров. Зритель уже бредил степью Куинджи целую неделю и более. Открыл входную дверь. "Непрерывные поиски новых световых эффектов, – пишет советский искусствовед Н. Н. Украинская ночь знаменует перелом в творчестве Куинджи. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской.
Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys). Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам».
Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. В 1890-е годы Куинджи руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Чтобы эффектно преподнести полотно, художник плотно задрапировал окна в выставочном зале и осветил картину лучом электрического света. Большое влияние на него и его творчество оказали картины Айвазовского, а именно его мастерство передачи света.
Мальчик с детства любил рисовать. Куинджи присоединился к передвижникам вскоре после основания Товарищества и не как бедный родственник.
Яйла», «Горный склон. Однако это звание было присвоено художнику не сразу. Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам». Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад.
Художник-новатор. За полгода Домиант, ставший в иночестве Дамаскином, навёл порядок и упросил отпустить его в пустыню. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876).
Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. Богаевский, А. Борисов. Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. О том, что произошло, говорили разное. Днепр.
С Куинджи поехали 12 человек. Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. В 1855 году будущий мастер пейзажной живописи жил в Феодосии и брал уроки живописи у Адольфа Ивановича Фесслера, художника-мариниста и ученика самого Айвазовского. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер». Русской педагог не знал. Рано лишился родителей и жил в большой бедности. Картины Куинджи были необыкновенно популярны.
Эти люди не выносили масок. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Долгих двенадцать лет прошло, пока два любящих сердца смогли соединиться (когда Архип принес будущему тестю заветную «сотенную», тот выдвинул новые требования).
С шести лет он уже пас гусей, с одиннадцати – работал на постройке церкви (подавал кирпичи), потом стал «комнатным мальчиком» у хлеботорговца Амаретти: чистил хозяевам обувь, убирался, прислуживал за столом, был «на побегушках». В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь».
По глиняному раскисшему косогору ползет тележенка, едва вытаскиваемая клячонкой. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6. — Замирали в умилении и не отходили. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись. Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа.
Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. Однако, только после прошения в Академический Совет ему было разрешено сдавать экзамены по главным и специальным предметам для получения диплома. Греков – на другую сторону Азова. — Ну, положим, от пейзажа сюжета еще не требуют да и то Шишкин, например, всегда с идеей. И только ему одному – Куинджи – было отказано.
В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Русский художник родился в 1842 году в Мариуполе в семье бедного грека-сапожника. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской.
На это обратил внимание его хозяин и показал рисунки своему более образованному коллеге. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи.
– «Хорошо, я её оставляю за собой». В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Через год был возвращён обратно. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме».
Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи.
Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно.
Рылов, К. Б. Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. И взбитая ценность и мираж этого ослепляющего фейерверка — по-тго. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4.
Его успели удержать. Луна. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины.
И было лишь началом. Шесть недель шел чумак за тяжелыми возами своих товарищей-волов. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».
Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». Куинджи — художник света.
Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». Вместо фамилий у них были прозвища. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). И. Е. Репин сказал: «В пейзажной живописи Куинджи был гениальный художник. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.
Под влиянием Айвазовского и Фесслера возникло увлечение пейзажем. Света как выразительного средства живописи и Света как понятия нравственно-этического Закона. Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали.
С особенной, лихорадочной тряской следил за Куинджи художник В. Д. Орловский. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им.
Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности.
В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. О нем говорили, как о маге и чародее. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. Главное – свет, дарующий покой и надежду.
Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину.
Остановился. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». Но далее началось сплошное расстройство. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму.
В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878). Академия помогала в этом немногим избранным. Тургенев писал, что французов оно потрясло. «Ну, однако. » – продолжал допытываться военный.
Ну, вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Скромный по размеру пейзаж. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. Среди его учеников были Н. К.
В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. «Чумацкий тракт». Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть.
Глубоко, упорно добивался он совершенства в своей задаче. Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». Ученики любили и уважали Куинджи. Начиналось всё нехорошо. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения.
Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже.
По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». Но как ни многообразны были произведения последних лет, они не могли уже вызвать прежнего отклика у широкой публики. Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. Куинджи, в переводе с татарского, означает – золотых дел мастер. В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи.
В этот момент, на пороге и наступила смерть. Помните, на прошлой выставке было: «Чем на мост нам идти, поищем лучше броду». В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». Армян отправили на Дон.
Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. Этого не произошло. Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин.
Конечно, это лишь одна из версий. Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться.
Ведь ничего особенного особенно в пластике, моделировке, пятнах, — даже отсебятиной пахнет А об идеальной стороне картин и говорить нечего: содержания никакого. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3.
С помощью родственников Архип выучился у учителя-грека греческой грамматике, затем, после домашних занятий, некоторое время посещал городское училище. Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским.
Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники.
Так что полюбила Вера Кечеджи небогатого юношу, а замуж вышла за известного художника. Но то же очарование света. Наконец состоялась выставка, весьма необычная, так как на ней было представлено лишь одно полотно. И были покупатели, были издатели этих контрафакций, торговали бойко. Вера не забыла, не разлюбила своего Архипа.
Существует предание, будто бы отец Веры, Елевферий Кетчерджи, поставил Куинджи условие: принесёшь сто рублей золотом – Вера твоя. Рерих, А. А. Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам».
Крым» и многое другое. Куинджи захотел его сопровождать. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. До сих пор до конца не известны причины, по которым художник, будучи на пике славы, решился на подобное затворничество, но, по всей видимости, он просто устал от шумихи, сопровождавшей каждую его выставку: ведь наряду с восторженными оценками и мнениями ему приходилось слышать и различные обвинения в свой адрес— вплоть до стремления к дешёвым эффектам и использования скрытой подсветки картин для придания им таинственного вида. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния.
Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. На этом заканчивается его юность. В частности, Куинджи обвинялся в однообразии, злоупотреблении особым освещением при подаче картин и стремлении к чрезмерной эффектности. Разумеется, никто ничего не подсвечивал. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём.
Беря тему, он полностью ее разрабатывает, а потом, обращаясь к другой, также создает связанный между собой цикл картин, не повторяясь и удивляя, когда смотришь его произведения в последовательности. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. Но решение было принято. Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. Это характерное для передвижников реалистическое полотно: мрачный колорит, непролазная грязь.
В. М. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер. А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтоб не осмеяли.
Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. В ней нет еще того Куинджи, которого мы все представляем по более зрелым самостоятельным работам. Идет дождик — обложный, хронический. Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице.
В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов. Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года.
Искусство, как таковое — «искусство для искусства» — теперь перешло уже в такое барокко, что нас ничем уже ни привлечь, ни удивить оно не в состоянии. «Да зачем вам. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Теперь Куинджи начнет обдумывать все – и темы и манеру письма, самостоятельно развивая свои достижения, глубоко изучая краски, цвет и световые эффекты, наслаждаясь их прекрасной игрой.
Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания. Все казалось избитым до пошлости. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать.
Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Вид на гору Демерджи. Наконец-то он зашагал тяжелыми шагами к картине (так шагают только вагнеровские герои с большими пиками по сцене). Он пришёл к людям через своих учеников, величайшим среди которых стал Н. К. Рерих.
О ее цене осведомился морской офицер. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». Но юноша был настойчив и, вместо бесполезных попыток, он написал пейзаж: у моря с лунной дорожкой «Татарская сакля в Крыму». Был членом «Товарищества передвижников». Архип Куинджи был не просто художником, но и превосходным учителем.
– «Тысяч пять». Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество". – Смотрю – и точно: весь город как на ладони.
Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. Успех картины превзошел все ожидания.
Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. Особенно, когда краски со временем сдадут — все это погаснет, один чад останется от всего. Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. Сближение было не только вступлением в Товарищество, было оно идейным и творческим. За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. Он делал вид, что будто тяготится даже этой чистотой.
Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. Архип Иванович Куинджи, один из самых великих русских художников. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая». Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников.
Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать.
А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного. Ведь Кавказ Куинджи символичен. Это в высшей степени натура самобытная, с большими крайностями он открывает эпоху. Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году. Пропитав дегтем суровый холст своей домодельной рубахи (от нечисти), он и сам был цветом близок к своей мазнице, висевшей под телегой. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82).
Ему ли было до фокусов. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. Главный талант художника это именно его способность передачи «живого» света. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор.
Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. В двадцать с небольшим он отправился в путь. С 1866 года Куинджи – в Академии. Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому.
Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. и А. М. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения.
Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех.
В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Да и сейчас — от чего с ума сходить. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель. В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. Крым», «Крым.
По свидетельству одной из дочерей Ивана Константиновича, Архип очень смешил её и сестёр своей застенчивостью. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. Отец Куинджи был сапожником.
Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. Это есть выражение моих личных мыслей». Успех художника признала и Академия художеств, но звание академика ему так и не присудила, ограничившись званием художника 1-й степени. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Так продолжалось восемь лет.
Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. И куда ни глянешь – не оторвать глаз. Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. Художник света».
Сам сильный художник, много учившийся не без успеха (он мог вместе с пушкинским Сальери сказать: «Музыку я разъял, как труп гармонию проверил алгеброй»), Орловский недосыпал, недоедал — как на огне горел — не мог понять, чем Куинджи достигает такой иллюзии света и такого общего тона картины, чем он так могущественно завладевает целою толпою зрителей и заставляет ее самозабвенно неметь от восторга перед его картинами. У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями. Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880).
Никто не мог понять, что происходит. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». Незадолго до конца рассудок начал ему изменять, однажды он даже пытался выброситься в окно, чтобы избавиться от боли. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. В 1910 Архип Иванович составил завещание, по которому передал капитал почти в 500 тыс. руб., землю в Крыму и все оставшиеся у него картины. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор.
21 марта 1879 года А. И. Куинджи и М. К. Клодт были избраны в ревизионную комиссию Товарищества передвижников, но уже к концу года Куинджи окончательно порвал с передвижниками. Его просто-напросто не принимали в Академию. Умер Куинджи 11 июля 1910 года, прожив после образования общества всего пять месяцев.
«Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Растворился чернозем «по ступицу» волы едва вытаскивают тяжелый воз с солью своим мерным, тягучим шагом. Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. В эти годы им было создано около пятисот эскизов и полноценных живописных произведений, многие из которых объединялись художником по примеру импрессионистов в тематические серии и около трёхсот графических работ. Теперь он уже достаточно зарабатывал, чтобы создать жене обеспеченную жизнь в столице. С середины семидесятых годов художник от социальной темы переходит к пейзажу.
Художник много путешествовал. За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. Кормил их, лечил, а слетались к нему птицы тысячами.
Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Сюжета.
Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». В 1868 году он стал вольным слушателем. В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России.
Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины.
После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. И ждала. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке.
В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много.
В том числе две с одним названием. В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети.
Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. Обошлось это в сто тысяч рублей. Кавказ». В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи.
Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. Но в то время, когда на первом плане стояла «идея», на втором — «содержание» картины, странно было видеть и трудно объяснить, как и почему разглаживались глубокие морщины на многодумных лбах изысканных зрителей, повисшие книзу серьезные углы рта тянулись вверх, в невинную улыбку и они, эти требовательные строгие судьи, забыв все, отдавались наслаждению созерцания — чего же. Как пример: в 1868 году на академической выставке Куинджи выставил «Татарскую саклю в Крыму», за которую 15 сентября Совет Академии художников удостоил пейзажиста званием свободного художника. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин.
Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. А разве не так нас учит Господь. Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби».
—А ведь здесь уж несомненно одно — недостатков масса: рисунок слаб Композиция. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). Любимый с деревенского детства. Вот его первая небольшая картинка. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Это усиливало эффект лунного сияния.
Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». Рвался к постижению природы, к поиску новых выразительных средств, к радости света и преобразующей его силе.
В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». В конце концов победа осталась за Куинджи. Не зря называл он Архипа Ивановича своим Гуру. Это был взрыв. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких.
Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». А. И. Куинджи для ежегодных премий. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли.
Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. Хозяевам нравилось. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. До всего он доходил собственным умом. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность.
Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. Людей на полотне нет, а главное в образе – не река (дивный, тихий Днепр, где когда-то крестилась Русь) и не луна сама по себе, хотя лучше, чем Куинджи, она не давалась никому из живописцев. Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. По вечерам начиналось веселье. Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени.
Когда храм был построен, юный художник поступил к хлеботорговцу Аморети: чистил сапоги, прислуживал за столом. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству.
Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». С разрешения врачей жена перевезла художника в Санкт-Петербург, но, вопреки надеждам на выздоровление, болезнь прогрессировала— сказалось больное сердце Куинджи.
Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Эта пора была порой всеобщего признания и любви художника. Набивалось до 200 человек.
Всё я сидел, смотрел и думал. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. Особенно много говорили и писали о другой. Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было.
Так же и Вера. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Испытал особое влияние И. К. Айвазовского. Но зрители хлынули бесконечным потоком.
Моросит. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Нет, понимаю.
В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов.
Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли. Пейзаж он подарил Академии на выставку и получил две награды. Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. А ведь именно они открыли начинающему автору дверь в мир большого искусства. Картины нищего российского села с невесёлым пейзажем, «Чумацкий тракт» с увязшими в грязи волами, были одобрены и передвижниками и прессой.
Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Ни в каких богемных скандальных хрониках 19 века имя молодого Куинджи не упоминается. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками.
Болезнь сердца сопровождалась удушьем. Они по-детски просты и естественны. Он заканчивает эпоху до полной невозможности продолжать работать в том же роде после него. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем.
На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников.