Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя». Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела. Ему любили позировать товарищи, так как «портреты, которые делает Федотов, всегда похожи».
Этот счастливый майор, конечно. ассигнациями в месяц». ассигнациями в месяц». Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу.
Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск). Рядом гитара. – командует он, не подозревая, что по-французски анкор значит еще. Все эти 3 картины были выставлены в академии и получили положительные отзывы руководства академии и общественности.
Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Десяти лет от роду Павел Андреевич поступает в Московский кадетский корпус. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Вскоре «Государь Император, удостоив внимания способности рисующего офицера, Высочайше повелеть соизволил предоставить ему добровольно оставить службу и посвятить себя живописи, с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц и потребовать от него письменного на это ответа».
По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Что же касается выговора, полученного цензором «Московских ведомостей» за упоминание болезни Федотова, то мотивирован этот выговор был более чем убедительно — «неприкосновенностью для журналов одинаково со всеми частной жизни художника». Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Рассуждения автора по меньшей мере несерьезны: извещений о смерти Федотова осенью 1852 года в самом деле не последовало, но никто не воспрепятствовал уже в следующем году выступить со статьями Александру Дружинину в «Современнике», Петру Лебедеву в «Русском инвалиде», Михаилу Погодину в «Москвитянине» и Вильгельму Тимму в «Русском художественном листке». В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова.
В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве.
На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа. Картина выполнена в 1848 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Застали и что. Молодой офицер любил бродить по окрестностям Москвы и зарисовывать увиденное в альбом. В три часа собирался в гости, но редко у кого оставался обедать.
Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк. Уже тогда употребил он в письме к Дружинину слово «вдовушка» использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное – придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту. Он не захотел сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о бедствии. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности.
Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Анкор, еще анкор. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ.
И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг. ) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое.
В еде был умерен, вина почти не пил, так как считал, что это плохо влияет на зрение. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Да так, что он за три месяца создал шедевр.
Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. Но основным увлечением было все же рисование. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». За советом – как поступить Федотов обратился к Карлу Брюллову, который одобрил художника.
Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова.
Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Однажды он посетил дачу своего друга Лебедева.
См. : Свиясов Е. П. А. Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа». Но результаты были бы ещё более поразительны, если бы судьба дала ему лучшие условия и жизнь его не прервалась бы столь жестоко и преждевременно. А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. Таковы эскиз «Мадонна с младенцем» и картина «Вдовушка».
Отношение к женщине укладывал в схему «две вещи – любовь к женщине и любовь к искусству – несовместимы». Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. ассигнациями в месяц». Известны многие его незаконченные эскизы «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника», «Казарменная жизнь», «Французские мародеры в русской деревне 1812 г».
Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. Но он не унывал экономил на всем даже на пропитании, снимал дешевое жилье, продолжая работать и совершенствовать себя в живописи и рисовании с натуры, посещал академические классы. Девушка изображена за игрой на клавесине.
Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. Но результаты были бы ещё более поразительны, если бы судьба дала ему лучшие условия и жизнь его не прервалась бы столь жестоко и преждевременно. Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная.
Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. Картина имела большой успех на выставке. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса.
Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
Художник Федотов, картины которого впервые были выставлены благодаря К. Брюллову, обладавшему в академии бесспорным авторитетом, сразу стал популярен. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича.
Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. До встречи с Крыловым, Федотов не с большим успехом пытался стать баталистом. Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию.
Через 3-4 года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, где усердно изучал формы человеческого тела, срисовывая их с гипсовых моделей. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». Федотов и царская цензура // Искусство. Вставал очень рано, выпивал стакан тёплого чаю, обливался холодной водой и шёл гулять изучая нравы и повадки простого народа.
Еще неоконченная картина была представлена великому князю, который в свою очередь показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
Как-то после выставки в комнату Федотова вошел отставной седой майор в мундире и бросился к нему на шею. При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. «Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. С. 67-68.
На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина.
Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять. И такой забавой заняты длинные вечера офицеров. На следующий день его не стало.
Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Федотов постепенно терял покровителей. Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. 1983. Она внутренне сосредоточена и серьезна. Неподвижная поза центрального героя, в котором автор изобразил себя, смотрится на фоне судорожно потягивающихся фигур диковато.
Мысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий – долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием.
Лечиться не любил и никогда не слушал докторов лучшим лекарством считал послеобеденный сон.
Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику.
Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Был похоронен на Смоленском православном кладбище7 в мундире капитана лейб-гвардии Финляндского полка1. Его день был расписан по минутам. На первый взгляд картина как картина.
Отец был строгим, безмерно честным, порой жестким и суровым. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Да и герой картины не очень достоин насмешки.
Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. Незнакомка хоть и помогла, да не до конца. 7.
Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей.
А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. То есть эта картина является визитной карточкой художника. В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой. Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию.
Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. 1851 и Игроки 1852 г. Приступил к написанию картины Возвращение институтки в родительский дом, но до конца не закончил работу начал другую Приезд государя в патриотический институт, но и эта работа так и не была завершена. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Утро. Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения. В январе 1944 года Павел Андреевич подаёт в отставку, сохранив чин капитана гвардии.
Творческий путь Федотова нельзя назвать прямым. Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов.
Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. Павел стал задумчивым и молчаливым. Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя.
Всё было естественно и натурально. Последние два десятилетия ХVIII века старший Федотов участвовал практически во всех военных походах и кампаниях. Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень.