Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Посланника богов Меркурия можно также узнать по крылатым сандалиям и кадуцею персонал, которым он отгоняет друг от друга двух змей, чтобы помирить их.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. В 1982 году картина подверглась реставрации. Она не просто богиня любви и красоты. Похоже, что Боттичелли сознательно отказывается от достижений ренессансной перспективы ради создания атмосферы взволнованности и пафоса. Интересно также, что о них не было ни одного упоминания вплоть до XIX века.
Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. В 1815-м она попала в галерею Уффици. В этом фрагменте мы встречаем почти все — от Эроса и магического превращения при помощи Граций до «remeatio» или возвращения к предвечному духовному состоянию, которому покровительствует Меркурий орфиков, сопровождая души после смерти и приводя их к Экстазу в Трансцендентном Божественном мире. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Это иллюстрация к отрывку из поэмы Овидия «Фасты» — западный ветер Зефир гонится за Хлоридой и овладевает ею: «Как-то весной на глаза я Зефиру попалась ушла я, / Он полетел за мной: был он сильнее меня / Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой, / И на свой брачный союз я никогда не ропщу».
В XV веке в Грациях видели три разных проявления единогобожестваВенеры считали, что Грации — это она сама. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Последний в своих проповедях убедительно призывал покаяться и отказаться от всех прелестей земной жизни. И сюжет самой картины очень близок к тексту античного поэта. Венера. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.
Воссоединение с Небом символизируют обнимающиеся фигуры людей и ангелов на переднем плане. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака.
Такие подарки были в то время обычным явлением. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Людей нельзя приманивать иной наживкой, кроме Гуманности, вот таким образом будь внимателен, не пренебрегай ею».
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). На темном фоне апельсиновых деревьев светлые фигуры персонажей в нежных струящихся одеждах выглядят особенно притягательно их лица и внешний облик, несмотря на божественную принадлежность, очень земные, трогательные.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Это – гимн и природе и человечеству. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера.
Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции.
Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Такие подарки были в то время обычным явлением.
Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Хотя картина и называется традиционно Рождение Венеры, самого рождения она не показывает. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.
Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. В левом углу — фигура юноши, которого обычно называют Меркурием. Всё изменила вечная весна. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году.
Сожалея о своем насилии, он превращает ее во Флору, его подарок дает ей красивый сад, в котором правит вечная весна. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Философские версии связаны с неоплатонизмом. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. / Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, / Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов. » / Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, / Я никогда не могла: нет и числа их числу».
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины.
Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Весна.
Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи.
И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Каково же содержание картины. От его полета согнулись стволы деревьев. 1.
Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Всё потому, что картины были рассчитаны на образованных людей, на философов, умевших дойти до сути произведения. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
«Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. В своем полотне художник зашифровал философию неоплатоников идеи которых активно поддерживал. На самом деле это несколько противоречит истине. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры).
Даже говорится о том, что в произведении сокрыт смысл инициатических «Мистерий», вновь найденный платонистами, вероятно имевшими доступ к тем книгам и традиционным источникам, которые в условиях острой религиозной борьбы и постоянной охоты на ведьм пытались уничтожить Реформация и Контрреформация. Как писал Ауэрбах, уже одно это событие «помогло придать миру новый облик». Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.
Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»).
Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору.
Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Но давайте попробуем. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Персонажи погружены в себя, внутренне одиноки.
Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Картина висела над софой, называемой летуччо. Зефиром. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга.
Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе.
Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано.
Аллегорическая картина «Весна», написанная для украшения виллы Медичи, принадлежит к числу наиболее сложных произведений Боттичелли. Целое же есть Умеренность и Честность, Приятность и Величие. Что касается трех Граций, то справа стоит Пульчритудо или Красота, Великолепие, в центре — Каститас или Чистота, Целомудрие, а слева — Волюпта или Наслаждение, Блаженство. Пораженный пламенной страстью к ее красоте Зефир, бог ветра, преследует ее и насильно берет в жены. обе выполнены с грацией и выразительностью». Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Некоторые исследователи говорят, что Фичино в письме призывает своего преданного ученика Боттичелли отразить в картине свой гороскоп, где присутствует астрологическое соединение Венеры и Меркурия. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Но это не единственное повторение в картине.
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. А с правого края художник изобразил и себя. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Над богиней парит Амур.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Как будто Боттичелли специально исключил из картины категорию пространства да и, пожалуй, времени тоже. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева.
Исследователи предложили несколько толкований. Цветущий луг под их ногами напоминает яркий ковёр. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. 5.
Сейчас – это один из главных шедевров Уффици. Как выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которого после смерти отца взял под своё покровительство его дядя Лоренцо Великолепный. После замужества Хлорида (изо рта у нее вьется барвинок — символ верной любви) превратилась в богиню Весны и цветов, которую Боттичелли изображает тут же, тем самым используя прием симультанности — одновременного изображения следующих друг за другом событий. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо.
«Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт.
Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Такие подарки были в то время обычным явлением. / Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра).
Но с тех самых пор картины, особенно «Весна», привлекли к себе немалый интерес со стороны исследователей, ведь в изученных документах, которые удалось найти после 1945 г., «Весну» называют синтезом всего неоплатонического движения, всколыхнувшего итальянское Возрождение. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Богиня любви стоит посреди апельсиновой рощи (апельсин — символ целомудрия), в арке из мирта и лавра, держа правую руку в благословляющем жесте. Фигуры расположены волнообразно.
Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио.
Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Андрей Россохин, психоаналитик: «На картине только двое мужчин их образы принципиально различны.
Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душу.
Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. На картине еще один атрибут Венеры – бледно-розовые цветы, которые летят по ветру.
Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Сколь прекрасна для созерцания. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца.
В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы.
Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Сколь приятна для любования. Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Эта интересная картина, называется Клевета. но также и холод зимы. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами.
Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
О дивная красота. Такие подарки были в то время обычным явлением1. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Картина очень аллегорическая, символизирует многочисленные человеческие недостатки и в особенности один из них – именно Клевету. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо.
Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. Например, жители Иберийского полуострова не знали «Раннего Средневековья», поскольку мавры, завоевавшие полуостров в VIII веке, поддерживали сравнительно высокий уровень жизни и культуры. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.
Она стала богиней в пышном одеянии. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой.
Это служит нам напоминанием, что мы не можем обладать ничем великим на земле, не обладая самими людьми, от чьей милости все земные вещи исходят. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Движение в картине устремлено справа налево. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен.
Первой красавицей при герцогском дворе в то время считалась Симонетта Веспуччи. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Прекрасной Симонетты уже давно не было в живых – она скоропостижно умерла в возрасте всего 23 лет. Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.
Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Зефир и нимфа Хлорида. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Но, это неединственноеповторение в картине.
Самый простой вариант – картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него – Семирамида Аппиани. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
4. Ее платье расшито красными и синими васильками — символами приветливости и добродушия. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Подобного западный человек не видел с тех пор, как был отдан приказ закрыть Академию Платона, с тех пор, как сгорела Александрийская библиотека и святой Кирилл велел казнить неоплатоника Ипатию из Александрии (перед тем как сжечь «язычницу», толпа буквально растерзала ее морскими ракушками).
По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. «Надо приковать свой взор к Венере, — пишет Фичино, — сиречь Гуманности. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть.
Это подход гораздо более гибкий и разносторонний, чем предыдущий, ведь Европа — прародительница сегодняшней формы культуры — не всегда руководствовалась одними и теми же принципами. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Мы не знаем, почему Боттичелли написал «Весну» на дереве, а «Венеру» — на холсте. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Жест заботливый, опекающий. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Движение в картине устремлено справа – налево.
Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. От его полета согнулись стволы деревьев. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Ангелы несут оливковые ветви, празднуя избавление человека от первородного греха.
Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Вернулась она в Уффици в 1919. В глубине композиции Венера в нарядном платье стоит в меланхолической задумчивости. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины).
В 1537 она была перевезена в Кастелло. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. В 1815-м она попала в галерею Уффици.
Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. По прошествии этого срока он будет скован и повержен. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Фигуры ангелов на крыше хлева могут быть соотнесены с Верой, Надеждой и Любовью.
На ней фата замужней женщины (аллюзия на брачную тему). Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. На нее смотришь с удовольствием и наслаждаешься.
О том, как весной расцветает природа. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Речь зашла о «Рождении Венеры», так как она является в некотором роде продолжением картины, которую мы обсуждаем в этой статье даже хронологически «Венера» была написана на год позже. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
авт. ). Философские версии связаны с неоплатонизмом. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти.
Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Композиционно полотно делится на три части. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов.
— Прим. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная полностью отдана в твою власть (вновь обыгрывается брачная тема. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц.
Восхитительны отдельные фигуры и группы, особенно три танцующие грации. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Она показана простой, тихой и скромной.
Странная картина Боттичелли описывает рождение Христа как самое главное событие в истории человечества. Согласно греческому мифу Венера возникла из пены морской. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Справа на картине – апельсиновые деревья в цвету (апельсин – символ божественного происхождения Венеры и цветок брака). Белое платье Оры – нимфы, олицетворяющей здесь весну, пору цветения и обновления, - покрыто живыми и украшено шитыми лилиями, с поясом из роз, как у Флоры в Весне на шее у нее гирлянда из мирта, посвященного Венере символа вечной любви.
А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари. Месяц считался концом весны и началом лета. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду.
А Византийская империя, оказывавшая влияние на итальянский полуостров и граничившая с Грецией, сохраняла особую форму, характерную для «античного периода», вплоть до XIV–XV вв. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Быть вдохновителем творцов на подобные шедевры, тратить на это баснословные деньги в то время мог лишь Лоренцо Великолепный. Меркурий (слева) нарциссически красив.
Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Их фигуры символизируют окончание царства сатаны на Земле. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины.
Ведь Весна хочет прикрыть Венеру красивой тканью. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы.
Как выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которого после смерти отца взял под своё покровительство его дядя Лоренцо Великолепный. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. И как поэтично показано превращение. Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. К ней относятся следующие строки из «Фаст»: «Весна — это лучшее время: / В зелени все дерева, вся зеленеет земля.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. И, конечно, это породило особое искусство. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.
Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Свитки, которые несут ангелы, покрыты письменами. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. На переднем плане изображены три убегающих в панике беса. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.
Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Впрочем, вполне возможно, что между ними было лишь возвышенное, платоническое чувство. Они провозглашают Мир на Земле и во человецех благоволение и Слава в Вышних Богу. Картина висела над софой, называемой летуччо. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада.
Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.