В группу известных «Черных картин», созданных Франсиско в поздние этапы творчества, входит и изображение собаки, которую легко потерять в художественном пространстве картины.
После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Гойя).
Страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Два года спустя он получает вторую премию Пармской академии художеств за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (как это часто бывает в истории имя обладателя первой премии кануло в Лету).
Гойя остается совсем один. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Сюжетно картоны восходят к стилю рококо, но Гойя уже вносит отчётливый «испанский акцент» (испанский пейзаж, национальный костюм и своеобразный юмор), который позже ляжет в основу всех его зрелых работ.
Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле.
Два года престарелый мастер прожил во Франции. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте.
Это 14 картин. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. Вторая картина пользуется мировой известностью. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. В 1796 году умер престарелый муж герцогини и она уехала в свое поместье в Андалузию «оплакивать потерю».
13 ноября 2006 года в американском городе Скрэнтон (Scranton), штат Пенсильвания, во время транспортировки шедевра из музея искусств Толедо (штат Огайо) в музей Гуггенхайма в Нью-Йорке была похищена картина Франсиско де Гойя "Дети в двухколесной тележке" (1778). Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Так он вызвал ненависть Жозефа. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Каэтана изящным пальчиком указывает вниз, где написаны слова повернутыми к ней буквами Гойя-Каэтане Альба и жест этот как бы намекает, что сам Гойя для нее тоже что-то вроде этой смешной собачки. Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею».
Картины с описанием будут представлены ниже. Оно не принадлежит строго к портретному жанру.
Стены своего жилища он расписывает изнутри мрачными фресками, так называемыми «Черными полотнами», представляющими, по сути, видения и галлюцинации одинокого, уставшего от жизни человека. Особенно ярко это проявилось в серии 88 офортов под названием «Капричос», которые пылают негодованием по отношению к лицемерному и злобному окружающему миру. Начались годы странствий. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере.
Эта серия за время своего существования пережила 12 изданий, последнее из которых было осуществлено в 1937 году. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая».
Это очень известные картины живописца. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Так Гойя и Леокадия оказываются в Бордо. Фантастический образ истолковывался по-разному.
Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Гойе удалось познакомиться с герцогиней. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Не сдерживая бушующих чувств, хранящий тайну Франсиско выплескивал эмоции на холст: помимо официальных портретов, черты Каэтаны отчетливо проскальзывают в лицах ведьм из жутковатых офортов «Капричос» и в лицах обеих «Мах».
Но настал день и Гойя затосковал. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. Теофиль Готье, побывав на могиле живописца, напишет: «Здесь почивает старое доброе испанское искусство, безвозвратно ушедший мир отважных тореадоров истинных мачо и очаровательных манолас, мир злодеев и ведьм – одним словом, весь богатейший фольклор Испании. В 1767-1770гг при мадридском дворе работал великий Дж. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления.
Художник широко использует контрасты света и тени. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Но есть у него и несколько портретов в полный рост («Семья Карла IV», «Портрет Марии-Терезы де Валлабриджа», «Автопортрет за работой»). Схватку мадридцев с французской конницей на Пуэрта дель Соль Гойя наблюдал из дома своего сына.
Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить.
Кошмары стали реальностью. С этого времени в его творчестве появляются ужасные внутренние демоны человека. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. В 1792 году Гойя серьёзно заболел.
В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Современники Гойи утверждали, что художник был прямолинейным и искренним. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. Все невзгоды и огорчения, которые ложились на его плечи, находили отражение на холсте. Штрихи его иглы острые, царапающие. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю.
Новые картины Франциско Гойи, как групповой портрет «Семья Карла IV», «Суд инквизиции», «Процессия флагеллантов» исполнены социальной сатиры и мрачных фантазий, а их техника словно предвосхищает манеру сюрреализма. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. К сожалению, эта работа погибла в 1936г во время гражданской войны в Испании. И это ему вполне удалось: после болезни Гойя создал свои знаменитые серии офортов, занимался религиозной живописью (всего за 3месяца оформил церковь Сан-Антонио де ла Флорида) и написал ряд прекрасных портретов, среди которых-портрет герцогини Альбы. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру.
Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. Целый ряд листов посвящен современным нравам. Тьеполо, чьё влияние для испанских художников этого периода было определяющим.
Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». В конце 1769 года Гойя отправляется в Италию – посещает Рим, Неаполь и Парму. 97 х 190 см.
Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. 268 347 см. А после того, как летом 1795 года она посетила его мастерскую, художник, который несколькими месяцами ранее был избран почетным директором Академии Сан Фернандо, потрясенно признался одному из друзей: «Теперь, наконец, я знаю, что значит жить. » Их бурный роман продолжался около семи лет.
Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Но уже в 1771-м году он получает вторую премию Пармской Академии художеств за картину по античной теме. В то же время он создает такие шедевры, как «Маха одетая» и «Маха обнаженная». Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков.
Его хитростью завлекли во Францию. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз.
Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Об этом свидетельствуют почти одновременно созданные портреты Ховельяноса (1797) известного политического деятеля и друга Гойи и портрет французского посла Гиймарде (1798). Мало кто знает, что в фондах киевского Музея искусств им. Гойя отличался универсальным талантом, высочайшим техническим мастерством и поразительной работоспособностью (он мог написать портрет за один десятичасовый сеанс). Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Мастер достоверно передает отталкивающую внешность, духовную нищету и ничтожество правящей верхушки, не скрывая свою неприязнь к испанским монархам.
Портрет понравился и был благосклонно принят. 1797). Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого».
Но его картина была отвергнута. Уединившись на вилле, Гойя работал. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Хавьер отмечал разнообразие технических приёмов в художественном арсенале отца: помимо кистей, Гойя иногда наносил краску ножом, пальцами и даже деревянной ложкой (в случае с картинами, посвящёнными мадридскому восстанию 2мая 1808г) иногда при создании картин использовал губки, тряпичные лоскуты и щётки. Когда мастеру было 46, он внезапно заболел.
В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. Началась долгая и кровопролитная партизанская война (герилья). Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. И Гойя вскоре стал учеником популярного в ту пору художника Франсиско Байеу. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба.
Злые искаженные и измученные лица пугают своей откровенностью. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Продолжая тему офортов во время войн Наполеона, художник пишет серию «Бедствия войны» и «Тавромахию». Лишь чудом ему удалось избежать тюрьмы и сохранить в тайне имя натурщицы. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Луч надежды редкий гость в этом царстве мрака.
После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Характерной особенностью испанской живописи было отсутствие стилевого единства и яркое проявление «подражательного» направления. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него.
Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало.
Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. В 1812 году умирает жена художника, Хосефа. В 1808 году в Испанию вторгается армия Наполеона. огромен.
Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Однако после окончательного переезда в Мадрид Франциско Гойя пробует свои силы в академической живописи (в частности, работой «Распятие»). Одна из самых больших коллекций Франсиско Гойи хранилась у герцогини Каэтаны Альба. Картины Гойя рисовал для себя.
Композиция первой картины завязана в один упругий узел. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Чтобы передать внутренний мир склонного к созерцательности интеллигента Ховельяноса и волевую натуру Гиймарде, художник в каждом из портретов использовал особый образный строй и разные изобразительные приёмы. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв.
Вторая попытка получить академическое образование через 3года тоже провалилась. Серия завершается образами беспредельного пессимизма. Полицейские ведут проституток (Бедняжки). В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта.
До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида.
Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Одни полагают, что это было венерическое заболевание, предположительно сифилис.
Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Женщина смотрит в противоположную сторону.
Кража произошла во время транспортировки экспоната в нью-йоркский музей Гуггенхайма на Манхеттене из музея искусства в Толедо (штат Огайо), который приобрел полотно на одном из аукционов в 1959 году. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Жить ей осталось недолго.
И все же судьба улыбается Мастеру в последний раз: он знакомится с Леокадией Вейс. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». К «черным картинам» мы еще вернемся. Герцогиня изображена абсолютно обнаженной и на сотнях рисунков, сделанных художником.
Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Благополучной жизни художника пришёл конец зимой 1792-93гг.
Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Но в картине очень много воздуха и света.
Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Впрочем, каждому свое», – и как в воду глядела. Тем было освещено великое множество.
Современники отмечали, что у художника наблюдались панический страх преследования, крайняя невоздержанность и даже истеричность, тяга к одиночеству и некоторые другие странности в поведении. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Маха одетая, 1798 – 1805 И. С.
Картины этих лет – мир мрака, ужаса, страха. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса.
Гойю приняли в Академию Сан-Фернандо в 1780г, когда он уже успешно делал карьеру. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30марта 1746г в небольшой арагонской деревушке Фуэндетодос близ Сарагосы.
Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. Фантазией писателя Лиона Фейхтвангера, автора романа «Гойя или Тяжкий путь познания», была создана легенда, основанная на распространённой в его время гипотезе, что именно герцогиня Альба позировала для знаменитых картин Гойи- «Маха обнажённая» и «Маха одетая». Ей никогда не выбраться. Холст, масло. И только с появлением Фр. Гойи испанская живопись обрела общеевропейскую известность. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь.
Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя.
В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. Паломничество к св. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. В 1824 году, опасаясь гонений со стороны нового правительства (король Испании Фердинанд, только что вошедший на престол, прямо заявил Гойе: «Вы достойны петли. »), художник испрашивает разрешения уехать «лечиться» во Францию.
Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Каждый безумствует по-своему. В Сарагосе мастер расписывает одну из церквей фресками, в которых было видно влияние Тьеполо. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик.
Франсиско Байеу был шурином Гойи. Об этом говорит тот факт, что писал их не на холстах, а на стенах, не предполагая, что они когда-нибудь будут выставляться. Дон Луис поручает художнику исполнить портреты членов своей семьи.
Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. Но Гойя верил в исцеляющую силу искусства и, чуть поправившись, вернулся к творчеству, чтобы, по его словам, «занять своё воображение и отвлечься от мыслей о болезни». Просто к моменту создания портрета с ее кандидатурой еще не определились. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году.
Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. В ясной, чистой, спокойной манере исполнены портреты друзей Гойи («Портрет Байеу», «Портрет доктора Пераля»), раскрывающие их внутреннее благородство и интеллигентность. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг.
Вспыхивает бурный роман, в результате которого Леокадия разводится со своим мужем. Среди этих картин был автопортрет Байеу. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. Франсиско обладал вспыльчивым характером, его настроение часто менялось. Причем если вторая серия была отпечатана в начале ХХ в., то «Капричос» из ханенковского дворца держал в руках сам автор. Гойя прибегает к аллегории лишь в тех листах, которые посвящены периоду реакции, наступившему после 1814 года, когда он вновь вынужден говорить эзоповым языком.
В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Рассказы о молодости Гойи больше напоминают захватывающие легенды, центральной фигурой которых он был. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей.
Останки Гойи французы возвратят испанцам лишь в 1919 году. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. В полном безумии, со спутанными седыми волосами, вытаращив абсолютно сумасшедшие глаза, Сатурн уже съел голову и ручку младенца.
А сцены праздников, плясок и народных гуляний («Маха и ее поклонники», «Деревенская свадьба») дают почувствовать весь таинственный колорит Испании. Франсиско оправился от болезни, но в 1820 году, когда ему было уже за 70, наступит рецидив. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом.
Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. Богдана и Варвары Ханенко хранятся две полные серии гравюр Гойи – «Капричос» и «Ужасы войны». Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой.
У Гойи не было любимого жанра. В центре он поставил королеву с детьми. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Картина застрахована на 1 миллион 100 тысяч долларов.
Честно говоря, я и не рассчитывал на такое вознаграждение и теперь, как ни странно, чувствую себя обязанным». С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Центральный лист — «Сон разума порождает чудовищ» -показывает тот страшный выморочный мир, который, как опасался Гойя, может поглотить человека, не внемлющего голосу разума и превратить его в тупого кровожадного зверя.
Если бы мы его не отпустили, то он сел бы на мула и пустился бы в путь один». Он был также замечательным гравёром. Самая большая коллекция произведений Франсиско Гойи хранится в музее Прадо в Мадриде. Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур.
Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. И тогда Гойя предложил дописать его.
Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. евро. Глубокая личная трагедия не помешала мастеру обзавестись двумя новыми покровителями. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя.
Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». Чудо перенесено художником в обстановку современной ему жизни, происходит на фоне вольной кастильской природы, под открытым небом, в присутствии разноголосой толпы. В 1819 году он отходит от дел, уезжает из Мадрида и уединяется в своем загородном доме «Кинта дель Сордо», что означает «Дом Глухого». В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени.
Знаменитые фрески Дома глухого – апофеоз черной живописи Гойи. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Это объяснимо не только всё возрастающей известностью молодого художника, но и карьерным ростом его учителя, Франсиско Байеу.
В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба.
В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. Аристократическую приставку «де» Гойя присоединил к своей фамилии в конце 1780-х годов, когда король Карл IV возвёл его в ранг придворного художника.
Осталось последнее мгновение перед залпом. Кстати говоря, даже сейчас учёные не могут придти к окончательному выводу относительно того, каким именно недугом страдал художник. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). По воспоминаниям сына Гойи, Хавьера, художник любил работать ночью. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом.
У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. Ими стали герцог и герцогиня Альба. И то и другое приглянулось испанскому обществу и Гойя стал знаменит уже при жизни.
Декоративную живопись Гойя обогатил новшествами композиции, укрупнением фигур, красочностью колористических находок, а главное — непосредственным ощущением национальной жизни, воспринятой им не взором постороннего наблюдателя, а как бы изнутри эта среда была ему знакома с молодости. Галерею прекрасных женских портретов Гойи завершает одна из последних поэтичных и просветлённых картин художника- «Молочница из Бордо», созданная в год его смерти-в 1828г. Холст, масло. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу.
В них он нанес удар академической школе. Он писал пейзажи и натюрморты. Чаще всего Гойя создавал поясные портреты или изображал только голову и плечи. Работа Гойи должна была экспонироваться 17 ноября на выставке «Испанская живопись – от Эль Греко до Пикассо: время истина и история» вместе с 135 другими шедеврами испанской живописи.
Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». Болезнь нанесла ощутимый удар: у художника случился паралич, частичная потеря зрения и последующая глухота. Отец будущего художника, Хосе Гойя, был выходцем из крестьян, но постепенно выбился в ремесленники (он стал позолотчиком алтарей в храмах), а мать, Грация Лусьентес, происходила из обедневшего дворянского рода. Никто себя не знает». Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Болезнь, постигшая его в 1792 году, привела к глухоте и частичному параличу. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы.
Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие.
Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Портрет Мартина Сапатеры (1797). Засилье при дворе художников-иностранцев имело печальные последствия: общий стиль испанской живописи, неспособной противостоять натиску подражательства, потерял национальный колорит. Холст, масло.
1814). В Сарагосе за молодым художником охотилась инквизиция по причине драки в церковный праздник, которую он устроил. Не один десяток биографов историков искусствоведов и медиков пытались разгадать секрет творчества великого испанского художника Франсиско Гойи (1746 – 1828), автора великолепных портретов, картин, картонов для шпалер, настенных росписей, графических серий «Капричос» и «Бедствия войны».
Во всяком случае именно герцогиня Каэтана вдохновила мастера на создание двух его самых знаменитых и неоднозначных шедевров — «Махи одетой» и «Махи обнаженной». Действительно, эта живопись вызвала крайнее раздражение Сант-Оффицио (святой инквизиции). Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком.
В письме, датированном 7 июля того же года, художник сообщает: «Так случилось, что отныне я – придворный художник. Точное количество экземпляров каждой гравюры из «Капричос» не могут назвать даже специалисты. А перед ней – смешная, до нелепости крохотная белая лохматая собачка с таким же смешным крохотным красным бантом на задней лапке. У Гойи начинается депрессия.
Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале.
Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Один из них-большой заказ на серию картонов для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара (в общей сложности Гойя выполнил 63эскиза). Попытка Гойи поступить в престижную Королевскую академию в Мадриде в 1763г не увенчалась успехом: отбор в Академию был очень строгим. Из-за приверженности художника к бескомпромиссному реализму в изображении моделей, грандиозный групповой портрет семьи Карла IV приобрёл характер разоблачения: «Мир-это маскарад: лицо, одежда, голос-всё подделка» (Фр.
Гойя болел тяжелой болезнью, природа которой до конца так и не была выяснена. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. После этого его манера письма удивительным образом меняется. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина).
Его замечают и, благодаря содействию шурина, делают художником королевской мастерской, а в 1786 году, приглашают работать для королевского двора. Последние годы жизни Гойя провёл в Бордо, где скончался 6апреля 1828г. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно.
Под ее одеждой скрыт нож. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей.
Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Но протокол допроса не сохранился. Сын Хавьер женится и начинает жить отдельно.
Паломничество к св. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Здесь свет не рассеивает кошмары.
По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Между тем увидела свет первая серия офортов мастера — «Капричос» («Капризы»), — подвергшая жестокому осмеянию человеческие слабости и предрассудки. В 1786 году, после серии работ, выполненных по заказу герцога Осуны, творчеством Гойи заинтересовался сам король Карл III. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы.
Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст.
Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид).