Картина Эль Греко Несение креста: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Не осталось унего иучеников. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени.
Огромные глаза придают особую выразительность лицу. Эль Греко тонко подчеркивает черты глубокой душевной красоты апостолов. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни в одну из школ. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им в Италии.
Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. К концу жизни художник был практически разорен. К примеру, если мы взглянем хотя бы даже беглым глазом на полотна Микеланджело да Караваджо (16-17 века), то увидим, что образ Иисуса кардинально отличается от множества других образов живописца. Настоящее имя художника – Доменикос Теотокопулос и по происхождению он грек. Картина вся как будто подчинена ожиданию чуда: ведь вслед за казнью наступит Воскресение.
Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Многие приемы— игру света итени, мазки, тему истиль позднего маньеризма он взял уэтого итальянского художника. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт.
К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Но все неузнаваемо преображено художником. Эль Греко принадлежит высказывание о недопустимом преобладании плоти в «Страшном суде» Микеланджело.
В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Работа была куплена музеем изобразительных искусств, в Генте, в 1902 году. Святые Стефан и Августин почтительно поддерживают тело графа.
Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) И это всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира.
Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело — когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). С богословской точки зрения это очень точная мысль.
Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Слева — человек, который куда-то показывает и призывает следовать за собой. Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. По-разному реагируют люди на происходящее.
Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Слава Богу, что так. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Чем ближе мастер к концу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. Они с ужасом смотрят на палачей, сколачивающих крест для казни. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции.
После предания Пилатом Христа суду Его бичевали, а затем осмеяли. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни.
Сейчас он находится вТоледо. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Его мечте не суждено было осуществиться, король предпочел ему итальянских живописцев. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др.
Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. И Его Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом с Ним.
Фарфорово-бледный лик Христа с огромными, полными слез глазами, обращенными наверх и тонкие кисти рук, спокойно лежащие на вертикальной перекладине, свидетельствуют о смирении перед волей Отца, пославшего Его для искупления грехов человеческих. Христос с крестом» представлен Христос в момент шествия на Голгофу. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Через пять лет после вступления в Гильдию Св.
Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Почему так произошло. Тому есть несколько причин. Традиционно в картинах на тему мученичества Христа художники показывают Иисуса страдающим.
Выбили у Меня два зуба. Наиболее известные образцы энкаустики — так называемые«фаюмские портреты» (по названию оазиса Фаюм в Египте, где были впервые найдены и описаны): посмертные живописные изображения усопших, отличавшиеся объёмной светотеневой моделировкой форм, особым живоподобием и яркостью образов. Художник прожил вего доме до конца своих дней. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте.
К этому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Слава Богу, что так. А Христос пребывает как будто отдельно от них. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно.
На глазах у них происходит чудо — человеку даруют зрение. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. В терновый венец на голове Иисуса вплетены едва заметные зеленые побеги в ореоле ромбовидного нимба, что дает надежду на спасение через страдание и физическую смерть. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями и делами. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль.
С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
Был известен своей благотворительной деятельностью. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). Стефан и Св. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали.
Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим.
В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Сейчас он находится в Толедо. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. При этом видно, что Господь в молитве обращается к Богу-Отцу. На той же выставке предположили, что работа вышла из под пера подражателя. По словам одного из историков, Бернарда Вермета, «несение креста»не столь характерно для Босха. К тому же цвета напоминают ему стиль1530 годов. Вероятно, эта картинаотносится работамвроде «Страстей в Валенсии» и «Христос перед Пилатом в Принстоне». Онибыли окрашены уже после смерти художника.
Кровавых каплей от Тела Его истекло 295. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Однако вряд ли это справедливо. Нанесли 72 очень сильных ударений.
Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов).
Некоторые из них застыли в своих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Ивновь фигура Христа здесь— центральная.
Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят к распятию.
одухотворения и оцепенелости. С 1575 года и до конца своих дней — до 1614 — он прожил в Толедо. Эта картина также написана в оригинальном видении художником ситуации.
Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы.
Три раза нанесли Мне удары пястью между глаз. Однако его надежды не оправдались, он не получил признания при королевском дворе и навсегда поселился в древнем Толедо, городе старой испанской аристократии и интеллектуальной элиты. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины.
Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. В искусстве он пошел своим самобытным путем. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию.
Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Слева от Христа – фигура задумчивого воина (римского центуриона Лонгина), который в момент смерти Иисуса воскликнул: «Воистину Божий Сын был сей. » Толпа, заполнившая верхнюю часть композиции, обуреваема низменными страстями. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве.
Но все оказалось тщетно, самое большее, что у него получилось, — продать уже готовые работы: известно, что семь картин купил Фульвио Орсини, библиотекарь кардинала Фарнезе. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. У Эль Греко была возможность пожить в Риме: он перебрался туда в 1570 году, когда покинул Венецию.
Художник прожил в его доме до конца своих дней. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Лишь только покорное и вместе с тем мужественное терпение. Наоборот, ноша Его не тяготит, кажется легкой.
Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Это хорошо видно в«Исцелении слепого».
В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает к Небесному Отцу и молится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Он стал зрелым художником и при этом был полон сил, энергии. Положив Крест на землю, прибили Меня к нему, затем вознесли его. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. Это хорошо видно в «Исцелении слепого».
Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». И вновь фигура Христа здесь — центральная. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Над материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых.
Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). И эта внутренняя настроенность явно отразилась в его работах.
Самый известный — тот, который сейчас находится в Парме (1570–1575). Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Ведь в деле спасения людей участвует не только Господь, но и мы сами — это соработничество.
Кажется, что крест в руках Спасителя не давит Его своей тяжестью. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Как это возможно. Вытянутые пропорции фигур – узнаваемая черта живописи Эль Греко. АХристос пребывает как будто отдельно от них.
Со временем он внутренне разошелся сТицианом. При этом Меня порывали с земли за волосы и бороду 23 раза.
Можно сказать, этот цикл подвел черту в художественной биографии Эль Греко. Его мечте не суждено было осуществиться, король предпочел ему итальянских живописцев. На Нем малиново-красная туника и синевато-стальных оттенков плащ. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам.
Имя этого художника сегодня занимает одно из ключевых мест в истории живописи. При этом он был человеком Ренессанса. Обладал независимым характером и собственным оригинальным стилем. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. В результате своего противостояния гениальному флорентийцу, Эль Греко выработал свой неподражаемый метод, наполненный экспрессией и эмоциональностью образов.
1600). Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Его работы можно увидеть в лучших музеях Европы.
Самым ярким иконографическим примером техники энкаустики считается образХриста Пантократора (VI век), находящийся в Синайском монастыре. Город оказал на него огромное воздействие. Именно этот город стал для него в определенном смысле второй родиной. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Расцвет творчества художника связан с Толедо.
Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Боги — те же призрачные существа, что и на других его полотнах, олицетворение обреченной Трои — образ раскинувшегося на горе Толедо. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять.
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Они переполнены слезами и устремленные к небесам.
На Нем малиново-красная туника и синевато-стальных оттенков плащ. Оргас дон Гонсало Руис – уроженец и сеньор города Толедо. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя.
Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». На картине нет лишнего пространства, это усиливает впечатление давления мучителей на Христа. Эмоциональный эффект от картины и её композиции достигается интенсивным использованием красок. После проведения реставрационных работ в конце 2013 г. картина была выставлена среди прочих картин Эль Греко в музее Прадо (Мадрид) и в 2014 г. возвращена в Толедо. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко.
В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Среди них – два разбойника, окружённые любопытной толпой. спав с головы 8 раз, он всякий раз был возлагаем на голову снова. В лицо и уста пястьми ударили Меня 5 раз, от этих ударений кровь текла из уст и ноздрей.
В нем нет чувственности, нет сладострастия, довольства и самолюбования. Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. Эль Греко поселился в «мистическом» доме — в поместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом».
Не осталось у него и учеников. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира.
Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах.
Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. Цикл картин, предназначенных для мадридской коллегии августинцев, основанной придворной дамой Марией де Арагон, с течением времени оказался разрозненным, многие из полотен попали не только в разные собрания, но и разные страны. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Что, вобщем-то, справедливо. При этом, принял в лицо 73 плевка, ударений – 25 раз.
Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. данным – ок. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах.
Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их.
На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Там, в мастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист.
Это один из завершающих эпизодов Страстей. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. На их перекошенных страданием и болью лицах – ужас и отчаяние. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает.
Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. Конечно, у него были и другие весьма значимые работы и немало. Терзали за нос 20 раз, за уши – 30 раз. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Как это возможно.
Около 1576 года художник переехал в Испанию в надежде получить заказ на монументальные композиции для строящегося Филиппом II Эскориала, королевского дворца. Но многие приемы абсолютно необычны. В этом смысле его судьба схожа с участью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению — до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала в руки Мендельсону и он фактически заново не открыл этого гения.
В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль о том, что в лице Богородицы человечество сделало Богу приношение. На холсте мы видим Спасителя в благородном алом одеянии. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц.
На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию.
К примеру, когда он уже жил в Толедо, к нему явился один искусствовед, человек весьма передового мышления. Вего работах очевидны следы пребывания там: он учился вмастерской Тициана иодно время находился под сильным впечатлением от его творчества. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле — речь в обоих случаях идет о конце времен. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет.
Эль Греко принадлежит высказывание о недопустимом преобладании плоти в «Страшном суде» Микеланджело. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Наверное, только в том случае, если Он Сам — источник этого света. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. Но при этом Христос, опять же и вместе с людьми — и как бы вне их.
Город оказал на него огромное воздействие. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. В это время он создал один из самых известных своих холстов — «Апостолы Петр и Павел».
При этом он был человеком Ренессанса. В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. На картине «Страсти Христовы. Глубокая безмолвная печаль, невыразимая грусть и душевное страдание бросает тень на прекрасное, но абсолютно не похожее на других лицо.
На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. В грудь и голову принял 58 ударений. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Взгляды и жесты персонажей картины предельно экспрессивны, что делает сцену динамичной. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка.
Уже будучи в Толедо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд с Христа» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо.