И у Клода Моне и у Эдуарда Мане есть картина «Завтрак на траве». Неизвестно, как бы сложилась судьба импрессиониста, если бы брат матери Эдмон-Эдуард Фурнье, увидевший в Эдуарде тягу к искусству, не оплатил племяннику посещение курса лекций по живописи, на которые мальчишка ходил после занятий в школе. Эдуард обожал свой дом, к тому времени семья переехала на улицу Мон-Татор.
Она была подписана новым именем – Мане. В 1860-е годы создаются «Самоубийца» (частное собрание), «Пейзаж с катафалком» (Метрополитен-музей), «Христос и ангелы» (там же), «Мертвый тореро» (Национальная галерея, Вашингтон). Вызываемое Бертой чувственное возбуждение превращает этого дважды живописца в лирика.
Покинув Кутюра, Мане упорно начал преодолевать в себе его влияние. Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов.
Абсолютно разные и по своему характеру и по своим концепциям, друзья, встречавшиеся в кафе Гербуа, тем не менее, составляли группу, объединяемую общей ненавистью к официальному искусству и решимостью искать правду, не следую по уже проторенному пути. На полотнах Мане светотеневая моделировка заменяется цветовой, палитра становится все более светлой, красочной мазок — широким, свободным, передающим трепетность живого дыхания жизни контуры изображаемого теряют четкость, как бы растворяются в световоздушной среде. Вступительные испытания в мореходную школу в 1847 снова провалены. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари.
Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Обучаться живописи Мане стал в 1850 году.
Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду.
Какая тоска – длинные, бесконечно длинные дни, а теперь еще и дожди начались.
В вашей среде это будет революцией, я бы даже сказал — катастрофой». Мадам Моризо такие мелочи не смущают. Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы. Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов.
Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Юная парочка встречается вечерами на улице С. -Петербург.
В картине «Балкон» (1868, Музей дОрсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. Художника не случайно называли живописцем современной жизни. Эдуард Мане настолько любил свой дом, насколько терпеть не мог коллеж.
Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Образ одной из женщин в полотне Балкон пронизан скрытой драмой отчужденности, тайным разладом с прозой окружающего, которые превращают ее из заурядной (подобно другим, находящимся рядом персонажам) в ранимую восприимчивую героиню. В 18 лет волосы уже поредели надо лбом, но появилась борода. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Спустя год ему ампутировали ногу и через несколько дней он умер в агонии от боли. Две недели он не покидал корабля. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане».
В сопоставлении этих белых тонов заключается преодоление огромных трудностей. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Все в нем будоражит любопытство: пестрота населения зрелищность улиц, где можно видеть не только традиционные средства передвижения, запряженные мулами, но и нравы местных жителей, особенно бразильянок, причесанных в китайском вкусе, чьи глаза и волосы изумительно черные – почти все они очень красивы. Но Эдуард провалил экзамены, причем, дважды.
Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Сколько же идиотов на свете. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Мане любит любовь и женские улыбки, любит любовные интрижки.
В середине 1870-х гг. Все, что мы здесь делаем и видим – просто смешно. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Будучи практически прикованным к креслу, он нарисовал картину «Бар в Фоли-Бержер», после которой его мастерство было признано официальнов Салоне 1882 года. Но Мане отталкивало высокомерное презрение Энгра к своему веку. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло.
Сад Тюильри был действительно любим парижским светом. В этой картине, где большую роль играет светлый фон: с одной стороны, он мешает распространению объемности в глубину, с другой – подчеркивает силуэт. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры.
В траве медленно ползают насекомые, сверкающие, как драгоценные камни. В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). Гийеме это быстро наскучило: он говорит, что Мане «промахнулся» с ним, что «мадемуазель Клаус ужасна», сеансы им обоим надоели и они решили говорить, будто картина «совершенна» и «добавлять к ней нечего». В прессе благосклонно отозвался о Гитареро Т. Готье: Карамба.
В результате этого рапорта Эдуард был на месяц исключен из класса. Картина «Бой «Кирседжа» и «Алабамы» (1864, Музей искусств, Филадельфия) представляет морское сражение двух американских кораблей армии северян и южан, близ Шербура. Золя, несомненно, сделал для Мане больше, чем кто-либо из его современников. Явился Кутюр, посмотрел, сделал невообразимую гримасу.
Он был очень свободолюбивым мальчиком, любил природу и часто убегал к морю. В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа». увлеченно работает пастелью, которая помогала ему использовать достижения импрессионистов в области анализа цвета, сохранив при этом собственное представление о равновесии между силуэтом и объемом («Женщина, подвязывающая чулок», 1880, Собрание Нансен, Копенгаген). Тень фигуры не соответствует её положению.
Что ж, он и есть сумасшедший, подобно восемнадцатилетнему юноше, опьяненному любовью. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана).
Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Еще в 1861 году он написал Музыку в Тюильри – свою первую сцену парижской жизни.
В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Но никто не станет возмущаться в Лувре. Кроме того, количество его защитников увеличивалось. Но для европейца и немного художника город этот отмечен печатью неповторимого своеобразия.
В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». В представленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в «Завтраке на траве», это Викторина Меран в ногах женщины помещена черная кошка — бодлеровский символ из «Цветов зла»), напоминающем во многом традиции жанра у Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы нового времени — черты марионетки и фетиша.
Моне тоже был охвачен пылом, подобно Золя, но, видимо, не хотел выделяться. Эдуард Мане привлекал сверстников своей простотой и открытой манерой. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Бразильская милиция кажется комичной.
Картины раннего Мане образуют настоящую галерею поэтических явлений человека на подмостках жизни: то печальных в своем одиночестве и заброшенности (Любитель абсента), то безоблачно радостных (Мальчик с собакой, Мыльные пузыри), то торжествующих и дерзких (Лола из Валенсии), то исполненных мягкой задумчивости и тихой просветленности (Флейтист). Пусть он не знает, пусть она не знает (а если бы подозрение и зародилось, то как поспешно постарались бы они от него отделаться. ), что картины, когда Мане с кистью в руке пытается разгадать загадку этого лица, запечатлеть его очарование и испытываемую им самим душевную смятенность, порождают чувство обладания, взаимного причащения. Его кисть увековечила музыканта быстро, но плотно, обобщенно. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Новшества Мане не могли так скоро вписаться в привычные рамки французской живописи.
Что обрел Мане в этом диалоге с великими мастерами. Они были невелики, но отличались блеском и живостью.
Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. Они порабощены одной лишь замшелой идеей им доставляет небывалое удовольствие обсасывать одну лишь ее на все лады. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Но, хотя Эдуард Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, сам он не слился с этим движением. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета.
Мане стоял у источников, ставшим в последующем направлением искусства импрессионизма. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице.
12 февраля 1871 года Мане покинул Париж. Его привлекали такие картины Энгра, как Купальщицы Вальпинсона и особенно – портреты. Для него не было большего удовольствия, чем сводить А. Пруста и своего племянника по воскресеньям в Лувр. Реакция на это новшество со стороны посетителей и критиков была далеко не дружественной. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки — она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии».
Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. И она разразилась. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Но Парижский салон не одобрил «Музыку в Тюильри».
Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. Открытая перекличка со старой живописью только подчеркивала новизну искусства Эдуарда Мане.
Разрушая традиционные каноны бытовой живописи, в частности, отказываясь от четкой сюжетной мотивировки, Мане воспользовался иконографическими мотивами картин «Концерт» Тициана (в 19 в. приписывался Джорджоне), «Паломничество на остров Киферу» Ватто и «Девушки на берегу Сены» Курбе, а для построения композиции — гравюрой Раймонди с рисунка Рафаэля «Суд Париса». Это объясняет важность тех ранних лет, когда Мане отказался следовать за своими учителями и начал искать свой собственный путь, который вел его к импрессионизму. За Дюраном-Рюэлем последовали банкир Г. Гехт, Издатель Флобер, Золя Шарпанте и т. д.
Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». К примерам «чистой» живописи относится «Флейтист» (1866, Музей дОрсе, Париж). Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание.
Лишь один Делакруа подал тогда свой голос в защиту Мане. Обеспокоенная администрация решает перевесить Олимпию.
Сеансы позирования для «Балкона» смогут служить оправданиями и другим встречам, на этот раз в мастерской на улице Гюйо. Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром. Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер». Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи.
Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). Лишь к 1872 году Мане оправится от пережитых потрясений. Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862).
Мане также сделал рисунки для ксилографии к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна». Пренебрежение к иллюзорной перспективе выражается и в отсутствии на картине теней. Рисует, фиксирует свои впечатления, передает движения изображает силуэты, лица матросов и товарищей. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. Но и многие свои портреты Мане решает как портреты-картины изображающие модель в конкретной среде.
Картина «Музыка в Тюильри» (1860, Национальная галерея, Лондон) — образ нарядно одетой толпы в оболочке бытового жанра. Его фигурка кажется взвешенной в неопределенном пространстве картины. Как он бренчит на своей гитаре, не жалея струн и распевая во все горло. Родился в семье крупных чиновников. Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом. С этого времени Мане, регулярно отвергаемый жюри салонов, сближается с группой молодых художников, которые вскоре будут названы импрессионистами.
У него было три сына: Эдуард, Гюстав и Эжен и он ожидал, что все трое последуют семейной традиции и будут готовиться к гражданской (юридической) карьере. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. В художественных принципах картины Олимпия лежали во многом истоки всего последующего европейского искусства, а идолообразность женской фигуры прямо предвосхищала образы Поля Гогена. Эти работы трудно назвать психологическими – скорее это портреты настроения.
Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия. Выставлено пятьдесят работ— лучшие картины, созданные за десять лет творчества. Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году. Но в центре всего – пленительный образ девушки, в котором Мане, как всегда, заставляет нас ощутить проникновенную загадочную глубину человеческой личности.
В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. В 1872 году он показал 11 из них на выставке в Лондоне. Люди приходили туда отдохнуть, развеяться и посмотреть на красоту окружающего мира. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование.
В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. И натура и освещение – все одинаково фальшиво. Мане явно скучал в мастерской Кутюра.
Во время длительного путешествия Мане рисует шаржи на всех членов команды. перешёл к пленэрной живописи. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины.
Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист».
Но все же в мастерской Кутюра Мане проведет 6 лет. Число сеансов растет. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом.
Он хотел соразмерить с ними свою индивидуальность. Он скрупулезно изучает рисунок, штудии с натуры, учится выстраивать композицию. Стоит Мане где-нибудь появиться, как его тут же начинают в упор разглядывать. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. Тем не менее в 70-е годы в своём творчестве художник испытал сильное влияние Клода Моне и Ренуара, которое проявилось, в частности, в его поздних, непревзойденных по живописному мастерству женских портретах и натюрмортах.
В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). Художника не случайно называли "живописцем современной жизни". И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. Эдуард рисует.
В «Нана» (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль» (Музей изящных искусств, Турне). Правда, его серии офортов, выполненные в 1862 и 1874 году, остались нераспроданными. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Эдуард Мане начал работать в офорте и литографии в 1862 году. Однако вскоре Эдуардж находит новый сюжет для будущей картины. Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой.
Работа Э. Мане пастелью способствовала смягчению его живописной манеры даже в тех случаях, когда он описывал далеко не поэтичные образы, навеянные произведениями современных ему писателей («Нана», 1877, Кунстхалле, Гамбург «У папаши Латюиль», 1879, Музей, Турин). Надо было, что бы кто-нибудь подтолкнул его. Моне состоялся как художник в полной мере именно как пейзажист, который благодаря своему дефекту и болезни (катаракта) открыл новый жанр живописи. Весной 1859 года Мане впервые попытался выставиться в Салоне.
Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Частенько в такие вечера он доставал блокнот и делал небольшие зарисовки сидящих у камина людей.
На его счету исторические и бытовые сюжеты. Однако все они принадлежали к одному поколению, прошли через одни и те же испытания и боролись против общей оппозиции. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением голой натуры. Прерванные войной встречи живописцев – новаторов в кафе Гербуа постепенно возобновились.
Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Но для Курбе право на такое торжественное утверждение имели только те люди, которые сохраняли естественную цельность. Это подтверждают его исторические композиции, в частности картина Расстрел императора Максимилиана (1867). Эта девушка, еще ожидающая своей женской судьбы, отнюдь не целиком поглощена живописью. Ибо смысл их существования – нытье и все те же Инет-сопли. Этот этюд отличался большой свежестью фактуры и сильным рисунком, от которого не отрекся бы сам Энгр (Мане питал к Энгру чувство живого восхищения). Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего.
Оно побуждает его, в частности использовать для них в качестве натуры своих близких и друзей, черты которых, хотя и преображенные художником, всегда можно узнать и в Завтраке в мастерской (Леон Ленхоф и Руссен) и еще в большей мере – в Балконе, где сидящяя женщина – это Берта Моризо, стоящяя рядом с ней – скрипачка Дженни Клаус, а франт позади – художник Антуан Гийеме. Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ.
Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Несмотря на этот факт, Дюранти и Мане помирились, сочтя происшедшее недоразумением и стали хорошими друзьями до самой смерти Эдуарда. В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860, частное собрание, Париж), выполненный как жанровая картина Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение. В конце своего путешествия Эдуард больше всего на свете хочет вернуться во Францию.
Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Юношу привлекла эта скандальная слава. пошло на капитуляцию столицы. В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. Вместе с семьей в первых числах марта Мане перебрался в Аркашон.
При этом главным для него был ритм линии, передающий струящееся движение внутри силуэта. По масштабу трагического ощущения ее нельзя соотнести с изображенными событиями. Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал.
Огюст Мане женился 18 февраля 1831 года на Эжен-Дезире Фурнье. Они во всех видят русофобов и врагов народа. Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой.
К старым друзьям присоединяются новые. Это, однако, не привело к превращению Мане в модного конъюнктурного художника (каким отчасти стал Курбе после некоторых успехов в Салоне) — в 1874 году жюри отвергает его «Бал-маскарад в Опере». Далее его распределяют в гимназию «Коллеж Роллен», однако, вопреки ожиданиям родителей и преподавателей Эдуард отвергает науки, предпочитая рисование.
Однако теперь Мане еще тверже стоял на ногах, еще больше был уверен в себе. Мане просит приятельницу Сюзанны крошку Фанни Клаус из «Квартета св.
Здесь он проведет следующие три года своей жизни. «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. Рисовать начал еще в коллеже. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто.
Так подготавливался новый этап творческого развития Мане. Флейтист будто выплывает из нежного, полного тихой вибрации серебристо-желтоватого фона. Эта картина, заставила многих художников широко раскрыть глаза и разинуть рты.
Им послужил городской сад Тюильри, где по выходным парижская богема собиралась для прогулок и светских бесед. Но самая страшная их по непроходимой своей дикости и невменяемости единая деталь – упоротость.
Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета. Все это представлялось Мане занятием праздным и абсолютно бесполезным. Полотно поставили к свету на мольберт, украшенный цветами. ". Однако успех был мимолетным. На лето 1870 года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III.
В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника. Именно вот таким образом импрессионизм не начинается с 1874 года. В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря. Более благоприятно были встречены написанные в 1860 году Гитареро, портрет родителей.
В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Обнаженное тело, легко моделированное тончайшими градациями желтоватых оттенков, включено в гармонию изысканных тонов – серебристых простыней, золотистой шали, розового платья негритянки.
Так, лишены жанровой определенности картины Завтрак в мастерской и Балкон. Это явно взаимная любовь, но любовь запретная, невысказанная и обреченная таковой остаться. Теперь же он открывает подлинную красоту и поэзию в повседневном течении жизни.
Впрочем, Эдма скоро оставит живопись, так как недавно обручилась с Адольфом Понтийоном, с тем самым Понтийоном, который вместе с Мане путешествовал на «Гавре и Гваделупе» он был на том же самом карнавале в Рио и стал моделью для первого из датированных произведений художника — «Пьяного Пьеро», а сейчас служит морским офицером в Шербуре Эдма обвенчается с ним в начале следующего года. В 1876 году жюри Салона отвергает обе картины Мане. Это было сразу отмечено, когда в 1872 году в Салоне появился Бой Кирседжа и Алабамы. Гроза становилась реальной угрозой. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане.
Берта унаследовала красоту матери, но в ней есть и еще нечто завораживающее, не поддающееся словесному определению. Вот уже 6 лет, как он трудится в его ателье. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Кроваво-красный ковер под ногами этой толпы воспринимается многозначительным намеком.
Это море, написанное в такой широкой манере, не имеет ничего общего с условными маринами. Он угадал в портретах Энгра скепсис и иронию, скрытые под маской ледяного беспристрастия. Куда бы он ни пришел, люди мгновенно начинают подталкивать друг друга локтями. Это ей первой поведал он о замысле «Балкона». Ничто не бросалось в глаза. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса.
А затем, 18 февраля, устраивается трехдневный карнавал. Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно «Бар в Фоли-Бержер». Поразительно дикая, нетронутая природа.
Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Практически ничему новому, что интересовало Мане. Первые его работы одобрил Делакруа. Сюжеты драматические мало соответствовали его творческому темпераменту. В 1871 году тронулся лед и на художественном рынке. Он и сам осмеливается сделать несколько штрихов на бумаге. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины.
Вывод, у этих "гуру", как правило, один:- Дык, нужно валить на хр из этой страны а в ней – устроить революцию". О ком рассказать в первую очередь. Необычайное зрелище. Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо».
Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. На ней изображены испанские танцоры в момент выступления. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Стычки эти становились все более резкими. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных».
Увлечение испанской темой заметно ослабевает после поездки в Испанию в 1865. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882). Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Сезанн, несмотря на состояние, сколоченное его отцом, бывшим шапочником и свои занятия юриспруденцией, любил щеголять грубоватыми манерами и подчеркивать свой южный акцент в противовес более вежливому поведению других.
Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Не будь между Бертой и Мане преграды респектабельности и светских привычек, а еще, наверное, не будь трепещущая Берта Моризо, такая близкая и при этом такая далекая, столь недоступной, какой-нибудь сеанс для «Балкона» в случае отсутствия мадам Мане закончился бы — кто может знать. В 1856-58 годах Мане приобретает известность как подающий надежды художник, его приглашают в различные салоны, где он знакомится с высшим кругом парижского общества.
Возможно, здесь сказалось желание как можно скорее расстаться коллежем. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. В нем уже не чувствовалось чужестранного налета – он становился новатором. В «Осени» мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции «В лодке» (1874, Метрополитен-музей), — сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами. Постепенно вокруг него образуется группировка. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году.
В молодости он носил длинные волосы, часто откидывая их назад. Прошло совсем мало времени, как им заинтересовалась вся культурная Европа. Своим творчеством Эдуар Мане предвосхитил возникновение, а затем стал и одним из основоположников импрессионизма. Напротив, они становятся еще ожесточеннее. В силу того, что этот материал не биографический, нужно перейти к его стилю рисования.
Различие в их фамилиях всего лишь в одной букве, второй по счету, буква «А» первая, вот таким образом справедливо начать с Мане. Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы – «батиньольская». Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины.
Казалось, вернулись времена скандалов 1863 – 1870 годов. Это живопись Ватто и Шардена. В конце концов, его уговоры подействовали и Мане посылает свой шедевр в Салон 1865 года. Весной 1848 года Эдуард Мане покинул коллеж.
Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. И, разумеется, он необыкновенно живописен. Во время уроков рисования Эдуард Мане не любил копировать модели в античных шлемах и вместо этого рисовал головы своих соседей.
С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. Его отец, Огюст Мане, был шефом отделения в Министерстве юстиции. Говорят, что талантливый человек талантлив во всём.
Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Картины же этих художников, на первый взгляд, казались еще более враждебными традиции. Через несколько дней воспитанникам разрешили сойти на берег и они начинают осмотр города. Вначале художник был склонен романтизировать действительность, (Олимпия, Флейтист). Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес.
В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Юные воспитанники с Гавра и Гваделупы едва верят своим глазам. Под широким лбом выступал прямой, правильный нос. Однако высшего напряжения скандал вокруг Мане достиг в Салоне 1865 года.
Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Но и сейчас, когда детали полотна Мане почти неразличимы, страсти не улеглись. История известности ихнастолько пропитана фонетикой, так что придется идти по алфавиту. Мечтают о встрече. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье.
Он понял, что такое полный свет, глядя на эти полотна, где даже черное светится. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Мане был признан главой этой группы. В том же году Мане пишет «Олимпию» (Музей дОрсе, Париж).
В нем преломилась и преобразилась доверчивая трогательность детства, очарование женственности (ему вновь позировала Викторина Меран), вера в великую силу искусства, пусть даже такого незатейливого, как мелодия военной флейты. Хотя ей уже двадцать семь лет, она отвергла не одно предложение. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу.
Мане воздействовал своим авторитетом на многих молодых художников. Мане тщательно изучает живопись итальянского Возрождения. Прямо там художник начинал работу над своим творением.
Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Кто еще столь негодующе и четко увековечил в живописи светское дно версальского Парижа. Но Мане хотел осмотреться, понять основные тенденции в искусстве. Женщина, без малейшего намека на одежду – среди двух одетых мужчин.
Эта фигура в натуральную величину говорит о таланте автора и отличается смелой, широкой манерой и верностью кисти. Зритель следил за переменчивой кистью художника, пытаясь найти логику в его картине. Публика с утра до вечера валит в дверь, вытягивает шеи кверху, к Олимпии и ее коту.
Копеечка на жизнь его семье давалась непросто, а свою юность Моне отмечает практическибродяжной и очень непростой. Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины "Концерт" Джорджоне. Но это принесло ему одни оскорбления. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии».
Несмотря на уговоры друзей, он долго колебался. Отец категорически отказывается отдавать сына на обучение в художественные школы.
В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет"). Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом.
Мане живо интересовали яркие произведения Делакруа, волновала мечта о свободном проявлении человеческих способностей и чувств, которой вдохновлялся великий романтик. Ренуар, подобно Моне, не любил возвышать голос в общих шумных дебатах. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Фиаско на некоторое время сбило Мане с индивидуального пути: он с трудом находил интересные сюжеты, некоторые элементы откровенно заимствовал у известных художников. Его привлекали также Рафаэль, Джорджоне – художники чистой и светлой гармонии.
Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Когда «Балкон» будет закончен, Берта не перестанет бывать на улице Гюйо и часто без матери. На чем бы она ни паразитировала. Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой. Он сделал множество набросков и этюдов, взглянув на которые, отец признал талант Эдуарда.
Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой. Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной. Он выставляет Поругание Христа стражей и свой шедевр – Олимпию. В своей картине Эдуард Мане не стал придерживаться академизма. Еще одна картина на эту же тему – Испанский балет.
Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника. Вершиной творчества Э. Мане является его знаменитая картина «Бар в Фоли Бержер» (1882, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон), которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве. В Салоне прошлого года он долго изучал «Вид Парижа, написанный с холма Трокадеро» кисти Берты и, вдохновившись картиной — прозрачностью воздуха, деликатно промодулированными серыми тонами, в свою очередь, написал с того же места «Вид на Всемирную выставку 1867 года».
Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Чтобы наблюдать за дядей, Эдуард тут же оставляет свои игры. Публика угрожала ей зонтиками. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Мане Эдуард (Manet), французский художник. Несколькими годами раньше Бодлер писал: Чудесное окружает нас, питает как воздух, но мы не видим его. В этой двойственности, неповторимом сочетании мгновенного и вечного и заключалась одна из главных особенностей всего искусства Мане. Если в Завтраке на траве Мане еще не совсем последователен в этой тенденции, то в Олимпии и другом его раннем шедевре Флейтисте (1866, Лувр) окончательно торжествует плоскость понимания форм, а живописное единство достигается в них не подчинением всех элементов картины условному общему тону, а гармонизацией обобщенных цветовых пятен.
Чему еще может научить его автор Римлян. Творчеством этого живописца заканчивается период главенствования традиционного официального искусства и начинается время нового – с иными целями и языком. Мане добивается известности, хотя и скандальной.
Соответственно и техника Мане становится более подвижной, мазки различной формы передают вибрацию света и воздуха, мягко обволакивающего предметы и объединяющего их в целостную картину мира, живую и трепетную. Строго говоря, уже в некоторых ранних своих работах (Музыка в Тюильри), хотя они были написаны в мастерской, Мане утверждает многие принципы импрессионизма. Эти испытывают экстаз от любой беды в государстве. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество.
Открытая перекличка со старой живописью только подчеркивала новизну искусства Эдуарда Мане. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Впрочем, связанный со всем этим вынужденный перерыв творчества был даже необходим: в это время в душе Мане незаметно формировались те внутренние силы, которые затем (к 1872 – 1873 годам) сразу изменят характер его искусства. После обустройства в новой мастерской, в 1873 году Эдуар Мане пишет свою знаменитую картину «За кружкой пива» («Le Bon Bock») и впервые за последние почти 15 лет имеет огромный успех. С ним хотят сблизиться. Она помещалась в нижнем этаже дома на улице Ласаль.
Он пленяет ее и как мужчина. Портрет Демарси» (Метрополитен-музей) и «Осень. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес.
В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой.
Чередование этих картин, следующих друг за другом, порождает незабываемое чувство бесконечной способности человеческого существа менять свои облики. Единственным интересующим его опытом был опыт, который ему давала работа. У него была ритмичная исключительно элегантная походка. Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. возродить" и ". Друг Сезанна Золя, напротив играл важную роль в группе. восторга за рашу. Быть может, занятия гимнастикой, к которой он проявлял исключительные способности, навели его на мысль поступить в морскую школу.
Боже, какое неприличие.
В это время Мане был мускулистым человеком среднего роста. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Но он должен двигаться дальше. Уж не Берта ли Моризо, привыкшая к работе на пленэре, к освещенным солнцем звучным тонам (она брала уроки у Коро), подтолкнула Мане на этот путь. После этого несостоявшийся «мореход» стал учиться в мастерской художника Тома Кутюра.
Но жюри отвергло его картину Любитель Абсента. В этой картине поражает и игра красок.
Порой слышатся насмешки. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника.
При этом из страны они не валят и революцию делать не спешат. Так в 1856 году Мане покидает ателье. Наиболее известные из них — иллюстрации к поэме Шарля Кро, сделанные в офорте и к «Ворону» Эдгара По, сделанные в технике литографии. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии».
Нам кажется, что мы слышим и видим этого бравого испанца в марсельской куртке и брюках. В начале 1850 вместе со своим другом по гимназии А. Прустом (в будущем — автор воспоминаний о Мане) учится в Школе изящных искусств в Париже у Т. Кутюра известного мэтра салонного и академического искусства, прославившегося картиной «Римляне эпохи упадка» (1847, Лувр).
Эдуар Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Эдуард был бы несправедлив, если бы не отвечал Кутюру признательностью. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Теперь он будет работать самостоятельно. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи.
". Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека).
Они не воспринимают окружающий мир как нечто многообразное и непрерывно изменчивое. По традиции Кутюр продолжал писать картины на тему античности и средневековья. Написать без прикрас живое тело, подкрашенное лицо этой модели, растянувшейся перед нами, не завуалированное каким-либо греческим или римским воспоминанием вдохновиться тем, что видишь сам, а не тем, чему учат профессора. На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Где это видано. Именно это стремление сделать предметом искусства саму окружающую действительность и сплотило вокруг художника молодых новаторов, за которыми вскоре утвердилось название импрессионистов.
Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. В конце концов победила его приверженность к искусству. Эта картина стала гвоздем выставки. Мане в растерянности.
Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина «Бар «Фоли-Бержер» (1881-1882, Институт Курто, Лондон). В 1874 — в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» — Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар. Тем не менее в 70-е годы художник испытал сильное влияние Клода Моне и Ренуара, которое проявилось, в частности, в его поздних, непревзойденных по живописному мастерству женских портретах и натюрмортах. Мсье Мане весьма плохо встретил этот совет. Одной из его любимых книг была Салоны Дидро. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему.
Художник решительно ломает привычные жанровые и стилистические представления. Этот толчок, которому Мане не смог противостоять исходил от Бодлера. Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже, в доме N5 по улице Малых Августинцев. Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане.
Почти всю осень Мане работает над «Балконом», произведением новаторским по фактуре, где звонкие тона зеленых ставен и балконной решетки звучат подобно фанфарам будущего. «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие.
Посетители хотят видеть только Венеру с котом. Полотно излучает беззаботность, а действующие лица кажутся праздными и радостными. Среди цветов порхают яркие колибри. Часто покупая холсты и краски в магазине на улице Гранд-рю-де-Батиньоль, Мане вскоре стал завсегдатаем расположенного рядом кафе Гербуа, среди которых завсегдатаями были как неизвестные писатели и художники, так и уже знаменитые Фантен-Латур, Уистлер, Дюранти, Дега, Ренуар, Моне, Писсарро. После того, как Эдуард окончил школу художников, он начинает путешествовать с целью изучения полотен мастеров старой школы со всего света.
Но энтузиазм Мане вскоре утихает. В это время у Мане были теплые отношения с графом Альбером де Баллеруа. В 1867 Мане строит собственный павильон на всемирной выставке в Париже, для которой он создает не без влияния Гойи картину «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро», повествующую о бесславной кончине ставленника Наполеона III на мексиканский престол. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Я понимаю гнев этого ценителя искусства – писал Эмиль Золя, – представьте себе под деревьями Тюильри целую толпу, пожалуй, человек в 100, движущуюся на солнце: каждая фигура – просто пятно, только слегка намеченное и в котором детали превращаются в линии или в черные точки. Эдуард Мане родился в доме 5 по улице Бонапарта в парижском квартале Сен Жермен де Пре в семье Огюста Мане, главы департамента Министерства юстиции и Эжени-Дезире Фурнье, дочери французского дипломата, бывшего консулом в Гетеборге.
Но настоящее признание пришло спустя многие годы, когда художник уже был неизлечимо болен. Флейтист пребывает наедине с самим собой – среда, его окружающая, неконкретна. Они одинаково ненавидят и власть и оппозицию.
В конце концов победила его приверженность к искусству. Если бы у него было стопроцентное зрение, то он никогда бы не создал свои шедевры, жанр которых журналисты назвали как «импрессионизм». Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции.
Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Он любил изображать людей и у него это хорошо получалось, в отличии от своеговизави.
После школы он хотел стать мореходцем, но экзамены оказались для него слишком сложными. Все объекты предстают яркими, светящимися, пятнистыми. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Часто он делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. Если бы эти копии увидел Кутюр, он бы их ни в коем случае не одобрил. Эдуард Мане считается одним из величайших художников-импрессионистов.
Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо».
В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Однажды воскресным вечером он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда. Мадам Моризо, неизменно присутствующая на сеансах с вышиванием в руках, находит, что у него «вид словно у сумасшедшего».
Он не поддавался никаким влияниям, его индивидуальность четко обозначилась. Он посоветовал своему шурину позволить сыну посещать факультативный курс рисунка в коллеже Роллэн. Тень фигуры не соответствует её положению. Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой.
Первым этапом развития его живописного таланта была картина Любитель абсента.
поднять с колен", ага чтобы он тут же опролкинулся на задницу от ". Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Таков самый интересный офорт Мане «Очередь в мясную лавку».
Мане извлек это чудесное из потока реальной жизни. В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника.
В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Что до Берты, то создается впечатление, будто замуж она не торопится.
Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. На улице ему смотрят вслед.
Однако вскоре многие из его иллюзий рассеялись. Корни деревьев опутаны лианами, с веток спускаются орхидеи. Но увидеть то, что полезно и пойти своей дорогой удалось далеко не сразу. Цецилии» взять на себя роль одной из женщин.
Вскоре он начал ссориться с Кутюром. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». У них в голове есть некий мифичекий "образ народа", который ".
В поздний период своего творчества Э. Мане отходит от импрессионизма и возвращается к своему прежнему стилю. Образованный, с тонким вкусом, Фурнье по-настоящему любит искусство. В 1848 отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро. Помимо этого он занимался живописью и создавал потрясающие гравюры. Даже цвет в скупых пределах черного, белого и зеленого регистров становится тревожным.
– в мастерской на диване. нужно неизменно. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом.
Завтрак на траве не был принят в официальный Салон 1863 года. Позднее ему предстояло перейти в качестве судьи в Парижский апелляционный суд. Уже ранние работы Мане утверждают новые принципы выражения мира. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона.
Эдуард потрясен. Конечно, сам Мане был очень далек от Коммуны, цели которой он попросту не знал. Центральная фигура – девушка-барменша за стойкой, смотрящая на зрителя с тоской во взоре, а на заднем плане кутит разношерстная публика.
Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Так, он создает «Лолу из Валенсии» (1862, Музей дОрсе, Париж) — портрет испанской артистки на фоне театральных кулис, «сокровище с розово-черным мерцанием» (Бодлер).
Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Она догадывается — нет, она просто знает, — что он великий художник середины века.
Таким образом, ему удалось вдохнуть свежий воздух в принципы живописи XIX века. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Первое значительное произведение — картина «Любитель абсента» (1858-1859, Ну Карлсберг, Глиптотека, Копенгаген), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен деклассированный пропойца — наследник романтических бродяг сюжет картины мог быть инспирирован влиянием Ш. Бодлера, с которым художник познакомился в это время. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры.
Но ничто не изменится. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные сцены в Аржантейле и марины, обнаженных женщин «за туалетом», замечательные портреты и натюрморты. Выставлено пятьдесят работ — лучшие картины, созданные за десять лет творчества.
В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнаженной натуры. Я сам не знаю, зачем я здесь. А теперь парню открылись солнечные просторы тропических стран и окружающая действительность засияла разноцветными красками.
К «испанскому» циклу относятся также «Гитарерро» (Метрополитен-музей) и «Викторина Меран в костюме эспады» (там же). В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Понять Кутюра – значит понять возможности официального искусства. Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862). Приподнятые уголки рта придавали ему насмешливое выражение.
Этот город чаровал и отталкивал Эдуарда. В парных композициях начала 1880-х годов «Весна. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями».
В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. У него были светлые глаза. Неприятие салоном картины было вполне обосновано: необычной была сама тема картины — реалистический и неприукрашенный портрет пьяницы, а не аллегория, порождённая воображением художника. Ощущая затаенную страстность ее натуры, он загорается сам. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874, Музей изящных искусств, Турне). Да и Мане отвечает ей восхищением. В четком резком контуре фигуры есть особая женская угловатость, великолепно передающая характер модели: остросовременный, отвергающий всякие представления с традиционным идеалом женской красоты.
В мастерской Кутюра было 25 – 30 человек. за стенами мастерских есть столько живых вещей. Как во всех ателье, каждый делал ежемесячный взнос на мужскую или женскую натуру. И все его прежние опыты были опрокинуты. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса.
В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. В 1839 году Мане был отдан на обучение в пансион аббата Пуалу, затем по причине совершенного равнодушия к учёбе, был переведён отцом на полный пансион в колледж Роллена, где и обучался в период с 1844 по 1848 год, также не проявляя никаких успехов. По настоянию родителей Мане отправляется в мореходную школу, но проваливает экзамены. Не так уж и мало. Тень фигуры не соответствует её положению.
Он неустанно изучает ее черты. Предложение принято.
Он задумал и выполнил Олимпию в год своей женитьбы (1863), но выставил ее только в 1865 году. Эта группа включала: Моне, Ренуарa, Писсаро, Сислея, Дега, Сезанна и Берту Моризо. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма.
Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). В связи с намечающимся «возрождением» техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, «Портрет Ирмы Бруннер», около 1882, Музей дОрсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений. Как и в собраниях Лувра, его везде интересуют «секреты» живописи старых мастеров, преимущественно Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Ватто и Шардена, а среди новых — Делакруа. Не в меньшей степени интересовал его и Энгр.
Провалив тесты, он не отчаивался и отправился в учебные плаванья при морской школе. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. Портрет мадам Мане за роялем, картина Чтение, портрет мадам Мане на голубой софе. Лица выглядят по-разному в зависимости от того, с какого расстояния на них смотреть.
Между тем это мнение было грубейшим заблуждением, т. к. в Лувре найдется более 50-ти картин, в которых соединены одетые и обнаженные фигуры. В эти моменты маленький Эдуард бросал игры с братьями и наблюдал за дядей, даже несколько штрихов на бумаге осмеливался сделать сам. Еще одна категория идиотов, больных на всю голову, это оппозиционеры-отрицалы. Несмотря на это, критики отмечают кутюрьевские черты в художестве Мане. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. он копирует в Лувре некоторые его работы.
Это уже не был прежний Мане с его Гитарером или Уроком музыки. Летом 1870 года Мане впервые пишет одну из своих картин на открытом воздухе (Сад) и в дальнейшем нередко работает на пленэре. Не случайно впоследствии (в 1857 году) Мане копировал Ладью Данте и в связи с этим посетил мастерскую Делакруа. Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтом Шарлем Бодлером. Он приобрел здесь мастерство, ремесленную основу живописного искусства.
Драматические события могли волновать Мане-человека, но не Мане-художника. В восьмилетнем возрасте Мане определяют в учебное заведение Вожирара Паула. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. В картинах импрессионистов и у Эдуарда Мане «случайность» выбранного момента, ничем не выделяющегося среди предшествующих и последующих, специально подчеркивалась композицией изобилующей срезами фигур и предметов, предполагающей в этом случаи возможность продолжения изображенного за пределы холста.
Выезды на натуру в парижские окрестности вместе с К. Моне дали ему новые мотивы, еще решительнее очистили палитру, научили кисть большей текучести и легкости. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Особое внимание деталям обстановки художник уделил в портрете Золя (1868, Лувр). Золя стал глашатаем группы в прессе и ее ревностным защитником.
Он даже уничтожил все свои академические работы, выполненные в 1855-1859 годах. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Однако, начиная уже с 1874 года Мане вполне вырабатывает свой оригинальный стиль, особенности которого во многом сближают его с молодым тогда движением импрессионистов (в этой связи стоит отметить так же дружбу Мане с Дега, одной из ключевых фигур импрессионистского движения). Чистые, глубокие краски тоже освободились от всего случайного, второстепенного. Это было настолько смело, что он сам долго не решался показать Олимпию.
Возвратившись в Париж, Мане начинает «Балкон». После смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя, пишет его портрет.
Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. В 1863 Мане пишет картину «Завтрак на траве» (Музей дОрсе, Париж), которая под названием «Купание» была выставлена в скандально известном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, не принятые официальным жюри. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». В офорте он использовал свою излюбленную композицию, построенную на темном резком силуэте. Это не устраивало Мане. Одетая всегда в черное и белое, она очень элегантна — «очень стильна», как выражаются в Пасси люди ее круга. Портрет Лоран» (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль.
Рабство его возмущает.
Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. Уроки у известного живописца-академиста Тома Кутюра не приносили творческого удовлетворения и Мане многое постигал сам, путешествуя по Европе и копируя работы видных мастеров. 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. Однако, несмотря на свою репутацию парижского испанца и перекличку с другими старыми мастерами, Эдуард Мане с самого начала выступает как художник с самобытным видением, неразрывно связанный с художественными исканиями своего времени. Герои Эдуарда Мане внешне разобщены, не связаны поверхностными какими-то сюжетными отношениями, но объединены одной психологической и поэтической атмосферой, проникнуты общим ощущением тайны жизни.
Там он подружился с Антоненом Прустом. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из «Менин» Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных».