Душа ощущается и в портрете Донны Велаты и во всем облике этой женщины. «донна Велата» принадлежит к числу величайших шедевров Высокого Возрождения. «донна Велата» (итал. «донна Велата» (итал. Ritratto di donna или La Velata)— один из известнейших портретов художника итальянского Возрождения Рафаэля Санти.
Нет и в Донне Велате есть стандартное противоречие, характерное для живописи (объём изображается – плоскостью) и для портретного жанра (лицо в свету – фон тёмный). «донна Велата» (итал. Ritratto di donna или La Velata— «женщина под покрывалом»)— один из известнейших портретов художника итальянского Возрождения Рафаэля Санти. Даму под покрывалом или с вуалью (так переводят Донну Велату) талантливый живописец написал в эпоху творческой зрелости, в 1515 году, когда Рафаэлю Санти исполнилось 32 года.
Донна Велата (тал. Дама с вуалью или Донна Велата, (итал. Мессерер настолько легко отнёсся к данному говорению, что Донну Велату назвал Мадонна Велета. В картину «Донна Велата» живописец вложил всю свою любовь и восхищение девушкой, ставшей его последней любовью. «донна Велата» (итал. Ritratto di donna или La Velata – «женщина под покрывалом»)— один из известнейших портретов художника итальянского Возрождения Рафаэля Санти.
Донна Велата належить до числа найбльших шедеврв Високого Вдродження.
Красота во внешности для Рафаэля никогда не была основным качеством в человеке. Именно он обучил юношу мастерству рисунка. Как соглашается большинство искусствоведов, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля – «Форнарина» (1518 – 1519), «Донна Велата» (1514 – 1515) и в его знаменитой "Сикстинской Мадонне" (1512 – 1513). Губы тронуты едва заметной улыбкой. Указывается, что она вероятнее всего послужила прототипом некоторых других женских образов Рафаэля римского периода («Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также фигура в Станце дЭлиодоро и Психея на фреске виллы Фарнезины). К тому же, богатые заказчики выстраивались к нему в длинную очередь.
«Донна велата» (ит. В 1520 году, после смерти Рафаэля, Джулио Романо было поручено закончить начатые его учителем работы (одна из них – роспись зала Константина в Ватикане), в этом же году Романо написал портрет обнажённой женщины, который традиционно назвал «Форнарина». Прекрасное композиционное решение, нежный профиль Мадонны и тонкое выражение грусти долгое время давали повод сомневаться в авторстве Джованни Санти, а картину вместо отца приписывали его знаменитому сыну – Рафаэлю. Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь монастыря Святой Урсулы близ Рима, где она обозначила себя, как вдову Рафаэля. Петра, в следующем году художник был назначен «комиссаром древностей» – руководителем всех археологических раскопок в Риме и его окрестностях.
Само небо послало мне ее. ». Это движение часто называют «Стыдливая Венера».
Другое название, которое часто на слуху – «Дама с вуалью». Так дочка пекаря стала натурщицей и любовницей великого итальянского живописца. Версия авторства Джованни Санти выдвигалась искусствоведом Адольфом Вентури.
Такие жемчужины назывались «ромашками» или «маргаритками» и их носили замужние женщины. Полагают, что натурщицей для данной работы служила возлюбленная Рафаэля изображенная на полотне Форнарина. золотых, снял для нее виллу. Секретарь папы в своём письме свидетельствует, что до самой своей смерти Рафаэль заботился о старом учёном: «Его кормит и угождает ему, как сын, богатый художник, очень любимый папой именем Рафаэль из Урбино это молодой человек необыкновенной доброты и изумительно талантливый».
Знаменитый мастер Пьетро Перуджино был учителем юного Рафаэля. Недолгая творческая жизнь Рафаэля целиком принадлежит короткой поре Высокого Возрождения. Речь идёт, прежде всего, об изображённой жемчужной заколке в волосах женщин.
fornarino – булочник) определил её прозвище – Форнарина. Такая поза стала называться «Венера Целомудренная» или «Стыдливая». Но несмотря на большую загруженность художник находит возможность выполнять частные заказы и создает такие шедевры, как «Донна Велата» (Donna Velata, 1516), «Святое семейство под дубом» (Holy Family below the Oak, 1518), «Форнарина» (La Fornarina, 1518). Умер Рафаэль 6 апреля 1520 г.
Рафаэль (1483-1520) родился в итальянскои городе Урбино. Тоогда купи его. На картине одеяние юного дарования нарисовано из дорогой ткани с отделкой. Индивидуальность проступает в камерной атмосфере обеих картин. Есть мнение, что это мог сделать Джулио Романо, который позже «внёс поправки» в полотно. Этим объясняются некоторые несовпадения его информации.
Кроткость и душевную ясность Рафаэль унаследовал от матери. Именно в портрете «Дама под покрывалом» Санти попытался изобразить свои мысли. В 1527 году в Риме умер переводчик Гиппократа на латинский язык Рабио Кальве, о котором говорили: «он был необыкновенно учён и почти святой жизни и вот таким образом умер в бедности». Рафаэль считается художником «небесной женской красоты», который умел с исключительной точностью облачать в поэтические формы образы своего времени.
Римские художники и скульпторы эпохи Ренессанса сблизили образ Венеры с иконографией Афродиты Анадиомены, то есть «Афродиты, рождённой из пены», с картины Апеллеса (придворного художника Александра Македонского) и древнегреческих скульптур изображающих Афродиту перед купанием, стыдливо прикрывающей свою наготу. На левом плече женщины браслет с надписью «Рафаэль Урбинский», который даёт повод предположить, что моделью служила возлюбленная художника. Для заказчиков Рафаэль был исполнительным гением с ангельской душой. Гладкие черные волосы обрамляют нежное, смуглое лицо.
В 1518 – 1519 годах Рафаэль написал портрет женщины имя которой до сих пор будоражит воображение – «Форнарина». А вот на шее и плечах сверкает украшение из драгоценных камней. Руки с короткими пальцами украшены перстнями. Род деятельности её отца-булочника (итал.
Адвокатом этой версии выступает историк искусства Вазари, он называет Форнарину «женщиной, которую он (Рафаэль) любил до самой смерти». Роскошное платье оттеняет красоту молодой итальянки. Для художника она явилась синтезом многолетних исканий в наиболее близкой ему теме. Полуобнажённая красавица на портрете с лёгкой улыбкой прикрывает грудь. Рафаэлю пришлось еще раскошелиться.
И Мессерер его демонстрирует. Талант художника проявился у Рафаэля еще в раннем детстве и по словам родоначальника современного искусствознания Джорджо Вазари он был «большим подспорьем для своего отца, придворного живописца герцого Урбинского». Рафаэль рано стал сиротой: мать умерла в 1491 г., а отец – в 1494 г. Первой подтвержденной документально работой Рафаэля был Алтарь Барончи (Baronci altarpiece) для церкви Святого Николая Толентинского (Saint Nicholas of Tolentino) в городке Чита-ди-Кастелло, расположенном между городами Урбино и Перуджа. В 1504 г. художник переезжает во Флоренции, но при этом ведет «кочевой» образ жизни и работает в различных городах Италии. Художник искал модель для фрески «Амур и Психея» и на берегу Тибра встретил Маргариту Лути, которую пригласил к себе в студию в качестве модели. В течение пяти часов, до самого рассвета, Франческо Пенни терпеливо ожидал учителя.
А узнаваемый общий прототип, который проступает не только в «Донне Велата» и «Сикстинской мадонне», но и в «Мадонне делла Седия» и «Форнарине» – это один обобщённый устойчивый женский образ, рафаэлевский идеал женской красоты, независимый от модели. Рафаэль обожал свою юную Форнарину. Он выкупил дочь у отца за 3 тыс. Настоящее имя Форнарины – Маргарита Лути, дочь пекаря из рисского квартала Трастевере.
Искусствовед Павел Муратов предполагает, что она умерла в монастыре в 1520-х годах. Личность красавицы на портрете тоже окутана тайной. Биографические данные о Рафаэле немногочисленны. И начался их роман, который продолжался шесть лет, до самой смерти мастера. Вторым доказательством послужили документы, согласно которым именно записавшись «вдовой Маргаритой», Форнарина ушла в монастырь Святой Урсулы недалеко от Рима в 1520 году после смерти Рафаэля. О судьбе портрета известно крайне мало. Считается, что именно Форнарина многие годы была музой художника и стала моделью для многих прекрасных мадонн мастера, в том числе и знаменитой «Сикстинской мадонны».
Второй вариант мифа о Рафаэле и Форнарине гласит, что она была его единственной истинной чистой любовью их взаимное чувство не имело себе равных и все вышесказанное – неправда. В настоящее время картина выставлена в Палатинской галерее Палаццо Питти во Флоренции. На следующий день Рафаэль пришел к папаше Лути за разрешением рисовать его дочь. Увесистый кошелек с дукатами сломил его сопротивление. Джулио Романо был одним из ближайших учеников художника, которого по свидетельству Вазари, «Рафаэль любил так, что будь Джулио его сыном, он не мог бы любить его сильнее и потому-то он всегда и пользовался его помощью в самых важных работах».
Изначально картина находилась в коллекции флорентийского купца Маттео Боттега из Кремоны (города в итальянском регионе Ломбардия), а в 1615 году стала собственностью Козимо II. Именно тогда пишет с нее Рафаэль свое бессмертное творение – «Сикстинскую мадонну». «О, как ты прекрасна. » – повторял маэстро при каждом взмахе карандаша. На портрете изображена юная Маргарита Лутти.
К сожалению, в браке они прожили не долго, хотя были безумно влюблены в друг друга. В эту же ночь он посетил Форнарину в ее каморке.
за десять поцелуев. На голову и плечи женщины накинуто тонкое желтое покрывало. Ты увидишь, какие картины я напишу с Маргариты.
Лицо девушки прекрасно и в то же время абсолютно спокойно. Небесный образ, запечатленный Рафаэлем, навсегда вошел в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое. Указывается, что она вероятнее всего послужила прототипом некоторых других женских образов Рафаэля римского периода («Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также фигура в Станце дЭлиодоро и Психея на фреске виллы Фарнезины). Рафаэль Санти был очень влюблен и взяв её в жены заплатил тестю очень большой выкуп. В скором времени, художник умер, а его жена переехала в монастырь и до конца своих дней была верна своему избраннику. В эпоху Возрождения сюжет Венеры Небесной был очень популярен. Рафаэль оказался в крайне трудном положении.
Не удивительно, что теперь только в редких случаях, мастер успевал сам закончить картину. Под высокими сводами чисто ренессанской архитектуры, на ступеньках широкой лестницы он расположил непринужденными и выразительными группами афинских мудрецов и поэтов, занятых беседой или погруженных в ученые занятия и размышления. Согласно этому мифу Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал над оформление виллы Агостино Чиги «Фарнезина» в Риме. Некоторые исследователи видят сходство этого лица с лицом «Сикстинской мадонны», что свидетельствует о том, что знаменитый образ Мадонны копировался с вполне реальной женщины. Лицо женщины спокойно, взгляд устремлён вдаль, жест руки напоминает движение, называемое «Стыдливая Венера». Портреты парные, фигуры в них повернуты друг к другу.
Его творения отмечены гармонией, ясностью построения, безмятежностью. На первом сеансе Маргарита позировала для Психеи, украсившую позднее виллу Фарнезино. Изобретение – дело духовное. Рафаэль с радостью воспользовался предложением Агостино и Маргарита перебралась на виллу Фарнезина. В данный момент картина хранится в музее Италии.
Но незнакомка отказалась от подарка. А потолок – стеклянный. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста. Душа – вот, что было главным. Но это не более, чем предположение.
И в портрете супруга Маддалены Дони фоном служит небо, природа. Однако своих мадонн и портреты он всегда писал сам. Они убеждены, что Форнарина – не более, чем красивый миф, мистификация и, что пока не найдены свидетельства её существования, нет никаких оснований считать, что Форнарина была моделью для «Донны Велата» и «Сикстинской мадонны». Он выделил для нее несколько роскошных комнат рядом с апартаментами художника. А теперь вернемся к творчеству.
В настоящее время портрет украшает Палатинскую галерею Палаццо Питти во Флоренции. Он не только много раз рисовал её, он посвящал ей прекрасные сонеты. Сделка оказалась для Рафаэля куда более «выгодной», чем он ожидал. Полотно – изображение обыденной жизни.
В ее облике можно заметить две черты – человеческое достоинство и благородство. Но позже известный искусствовед Роберто Лонги опровергал её. Любовь удваивает гений. Рафаэль преодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов. Но вопрос авторства «Мадонны с младенцем» до сих пор окончательно не решён.
Этот роман отнимал у Рафаэля уйму времени и жизненных сил. Полотно мягкого, цвета оливы, наброшенное на голову, ложится на плечи, обрамляя её лицо. Рафаэль называл её своей Психеей – «своей душой». В это же время продолжались росписи парадных покоев папы (станц Ватикана) и лоджий Ватиканского дворца, создавались картоны для гобеленов Сикстинской капеллы. Взгляд героини излучает мягкость, сияние и радость.
Смотря на картину «Донна Велата», в которую художник вложил всю свою душу, любовь и творческий потенциал, мы видим юную девушку, которая стала последней любовью известного мастера. В то время, этот древний город был центром нового и реалистичного искусства. Как соглашается большинство искусствоведов, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля – «Форнарина» (1518 – 1519), «Донна Велата» (1514 – 1515) и в его знаменитой "Сикстинской Мадонне" (1512 – 1513). Большинство элементов классической легенды о Форнарине сложились в XVIII – XIX веках.
После обучения Рафаэль Санти отправляется во Флоренцию, чтобы увидеть воочию шедевры Леонардо да Винчи и Микеланджело. Это знаменитая «Донна Велата» («Дама под покрывалом») – воплощённая рафаэлевская идея женской красоты и индивидуальности. Кроме того, под более поздними слоями краски реставраторам удалось обнаружить на портрете «Форнарина» рубиновое кольцо (вероятно обручальное), которое впоследствии было тщательно закрашено. Не в правилах Рафаэля было отступать. В майском номере историко-художественного журнала Stile Arte профессор Куруз объяснил значение символов в двух известных женских портретах – «Донна Велата» и «Форнарина». Право так называться художнику дают не только прекрасные Мадонны его кисти, но и два знаменитых женских портрета неофициального характера – «Донна Велата» и «Форнарина».
.