По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. В 1909—1911 г. Шагал продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. Официальное открытие учебного заведения состоялось 28 января 1919 года. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк.
Но в 1951 году Вирджиния неожиданно бросила Шагала, забрав обоих детей с собой. Столица империи представлялась ему землей обетованной. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Его работы начинают выставляться в Париже. Париж Шагал полюбил сразу и безотвратно, называя его «второй Витебск». С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь.
Центральными работами первого парижского периода М. З. Может быть, вот таким образом там я чувствую себя свободнее. Но работать в Америке для меня всё равно, что кричать в лесу. Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. В августе 1910 года Марк уехал в Париж.
И отец будущего художника, Хацкл-Мордхэ (по-русски Хацкель-Мордух) и его мать, Фейгэ-Итэ, происходили из местечка Лиозно и значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в этом местечке. Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ).
Художественные приёмы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.
Приехав в Париж, он прямо направился в Лувр, чтобы увидеть знаменитые произведения искусства. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Со временем на первый план выходит тема страстной любви — с художником и его первой женой, Беллой Розенфельд, в качестве главных героев (Над городом, 1914-1918, Третьяковская галерея, Москва).
В Петербурге написал свои знаменитые «Похороны» (с покойником, лежащим на тёмной улочке города) и «Рождение». В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.
С тех пор Моя жизнь М. Шагала неоднократно переиздавалась на многих европейских языках. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий — как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957-1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969-1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976-1981 и др. ). В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). После освоения азов образования в школе, до начала Первой Мировой войны, начиная с 1907 по 1910 год он успел немного поучиться живописи в Петербурге.
Эти произведения вкупе со светскими декоративными композициями мастера (росписи плафона парижской Оперы (1964) и театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (1965), мозаики Четыре времени года на здании Национального банка в Чикаго (1972) и др. ) радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. В них – неудержимое желание летать.
В 1948 году он с Вирджинией и их сыном Давидом (а также дочерью Вирджинии от первого брака) вернулся во Францию. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Это мои глаза, моя душа.
Юношу принимает в свою студию знаменитый витебский художник Юдель (Юрий) Пэн. Шагал Марк Картины и биография Марка Шагала Шагал Марк Захарович (наст. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен (Я и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк Автопортрет с семью пальцами, 1911-1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма («сюрнатурализмом» назвал его творчество Аполлинер). История зарубежного искусства.
Железнодорожная станция и др. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. Жил очень бедно, работал ретушёром. В 1910 году он переходит в школу искусств Е. Званцевой.
И благодаря огромному энтузиазму и ходатайствам М. Шагала училище было открыто в конце 1918 года. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. Здесь его приняли, а учил Н. Рерих. В конце мая художник отправляется в Каунас для организации там своей выставки. — я тоже. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25.
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Шагал потом всю жизнь называл Винавера своим вторым отцом. «Отец мой с детских лет был приказчиком в складе сельдей», — писал сам художник в официальных документах.
Умер Шагал в Сен-Поль-де-Ванс (Приморские Альпы, Франция) 28 марта 1985 года. Многие считают четырёхлетний период жизни Шагала в Париже самым смелым в его творчестве. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке).
Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. В 1906 г. учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Ю. М. Пэна, затем переехал в Петербург (его отец «швырнул под стол 27 рублей») и в течение двух сезонов занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих. -1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994). Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал или в русской транскрипции Мовшa Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 г. в еврейской семье в местечке Лиозново (Лиозно) близ Витебска или (по другим данным) в самом Витебске, в черте еврейской оседлости Российской империи.
Нет никакого эха. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Два года, проведенных в этом учебном заведении Марк Захарович впоследствии назовет потерянными напрасно. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле.
Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически-исповедально. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Характерные мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж) включают творчество молодого мастера в круг художников «Еврейского возрождения» 1910-х годов с его пафосом «возврата к истокам», к библейскому наследию. И все же знатоки и ценители поражались. Это единение с большой Вселенной.
Но этих месяцев оказалось достаточно, чтобы маэстро полюбил своего ученика. Он приобрёл у Шагала две картины и дал ему небольшую стипендию для обучения в Париже. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал».
Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Вместе с Ю. Пэном он ходил на этюды. Там он проучился 2 месяца. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Она молчит, я тоже.
Поселился в «общежитии» нищей богемы Монпарнаса — знаменитом двенадцатиугольном «Улье». Большие, выпуклые, чёрные. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров, посещала в Москве «Высшие женские курсы» профессора Герье (тема её диплома — Достоевский, Фёдор Михайлович). Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Биография и картины его популярны сегодня не только в России.
Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. Описание картин показывает не только повторяющиеся образы, но и практически ничем не отличающиеся друг от друга сюжетные линии.
В этой ситуации помог брат Беллы, возглавлявший один из отделов Центрального военно – промышленного комитета в Петрограде. Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Учение у Бакста «не пошло»: Лев Самойлович выразился, что «талантлив, но небрежен и идёт не той дорогой». Обыденную действительность на его холстах освещали и одухотворяли вечно живые мифы, великие темы круговорота бытия — рождение, свадьба, смерть. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений.
Для простых, не искушенных любителей искусства картины Марка Захаровича – обычные детские сны. На бледном лице сияют глаза. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Работа над иллюстрациями к Библии по заказу Воллара (1930-1931) предопределила главную тему его позднего творчества.
Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. С 1900 по 1905 г. Шагал учился в Витебском четырехклассном училище. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Практически ничего другого не писал Марк Шагал.
Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. Но рисовал очень много, дни и ночи напролёт., – написал Шагал в своей биографии, -Никакое слово не звучало для меня сладостнее. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд.
Возвратившись в Россию летом 1914 года для женитьбы, М. Шагал не смог из-за начавшейся вскоре 1-ой Мировой войны вновь уехать в Париж. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие). Я знаю, что должен жить во Франции, но не хочу отрываться от Америки, – сказал он однажды, – Франция – это уже готовое полотно (картина), а Америка – ещё не написанное. Она смотрит— о, её глаза.
Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Вскоре 65-летний Шагал женился на Ваве, как Бродскую звали дома. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930-1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). И я понял: это моя жена.
Искусство Франции. В 1907 году М. Шагал уезжает в Петербург на учебу. Его мобилизовали в армию.
Париж. Его учителями здесь были Леон Бакст и Мстислав Добужинский. Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости.
Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. Он очень естественно изображал фантастические вещи. В работах этого периода уже чувствуется влияние Пикассо, Матисса и др., хотя уже тогда творчество Шагала носит печать яркой и неповторимой индивидуальности. Он написал сотни полотен.