В мастерскую Родена вступили парижские сумерки, когда внезапно распахнулась дверь и в студию вошел Антуан Бурдель. Эмиль Антуан Бурдель (фр. Emile Antoine Bourdelle 30 октября 1861 года, Монтобан, Тарн и Гаронна, Франция— 1 октября 1929 года, Ле-Везине, Ивелин, Франция)— французский скульптор, ученик О. Родена. Антуан Бурдель (31 октября 1861 – 1 октября 1929), родившийся Эмиль Антуан Борделль, был влиятельным и продуктивным французским скульптором, живописцем и учителем. Эмиль Антуан Бурдель (фр.
Его студия стала Музе Боерделлом, художественным музеем, посвященным его работе, расположенной в 18, рута Антуан Бурдель, в 15-м районе Парижа, Франция.
Предмет для него только предлог, повод для творчества. Начало 1910-х гг. Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. Этот период успело застать поколение ваших родителей. Постепенно имя его становится известным в художественных кругах столицы. После трудного конкурса я получил право на обучение в тулузской Школе изящных искусств.
От проникнутых бурной экспрессией ранних произведений (Памятник павшим в Монтобане, бронза, 1893-1902) перешёл к более уравновешенным композициям, в которых творчески претворил традиции древнегреческой архаики и ранней классики, стремился к героизации и монументализации образов (Геракл, стреляющий из лука, 1909, Национальный музей современного искусства, Париж, Пенелопа, 1909-12 и Сафо, 1924-25, – оба в Музее Бурделя, Париж все – бронза). С 1909 года Бурдель преподавал в студии Гранд Шомьер. Во время учебы он уже начал делать бюсты (их было около восьми). Придавал символико-аллегорический характер монументальным произведениям (памятник генералу К. М. Альвеару в Буэнос-Айресе, бронза, 1913-23 статуя «Франция», бронза, 1925, Париж).
Я лепил его со своего соседа – рыжего и худого итальянца. «Голова Аполлона» (1900-1909 гг. ) – работа, которая «явилась как бы прологом к этим поискам», наиболее любима автором. Образы древнегреческой пластики вдохновили его на создание таких произведений, как Геракл, стреляющий из лука (1909), Пенелопа (1909–1912), Сафо (1924–1925). Учился в Тулузе (1876-84), в парижской Школе изящных искусств у А. Фальгьера (1884-86) в 1886-90 годах пользовался советами Ж. Далу, в 1893-1908 годах работал ассистентом в мастерской О. Родена.
Некоторое время молодой скульптор посещает мастерскую Жюля Далу. В 1885 году Бурдель получает в Салоне медаль за гипсовую композицию «Первая победа Ганнибала», выполненную им в соответствии с классической традицией. Мужеством и напряженной скорбью веяло и от аллегорических фигур. Как и в монументах, в многочисленных (около 100) портретах выдающихся деятелей создавал героизированный образ «гения», «сверхчеловека» : Л. ван Бетховен (бронза, 1887-1929 21 вариант, Музей Бурделя, Париж), А. Франс (бронза, 1919, там же) и др. В 1893 скульптор получает первый большой заказ от своего города Монтобана на Памятник павшим в войне 1870—1871 года (1893—1902). появляются черты декларативности, стилизации и архаизации.
В портретах («О. Углы постамента подчеркивали фигуры аллегорий. В 1885 в Салоне Общества Артист Франсе экспонирует композицию Первая победа Ганнибала (Монтобан, Музей Энгра). Вы не знаете тайной причины того, что вам мнится.
Учился в Школах изящных искусств в Тулузе (1876-84) и Париже (1884-86). Наряду с ними создавалась и пластика меньшего масштаба: «Пенелопа», «Умирающий кентавр», «Плод», бюсты Энгра, Анатоля Франса и Огюста Родена. На литье из бронзы всех фигур потратили три года.
Кристаллическая отточенность силуэта, динамизм и ясная четкость композиции, великолепно вылепленное мускулистое тело героя, ощущение стремительного порыва, пронизывающего все его формы, — все это сделало Геракла (бронзовые повторения многих работ Бурделя находятся в разных музеях) одним из самых прославленных произведений скульптуры ХХ столетия. Участник выставок парижского Салона с 1884 года. Преподавал в студии Гранд Шомьер (1909—29). Трагедия противоречий ХХ в. воплощена в Умирающем кентавре (1914, Париж, музей Пти-Пале) сложный и возвышенный мир человека-творца раскрывается в статуе Сафо (1925, Цюрих, Кунстхауз) — древнегреческой поэтессы образ человека, охваченного волевой, победоносной жаждой действия, отражен в Геракле (1909, Антверпен, Музей Миддельхейм). Бурдель Эмиль Антуан работал также как рисовальщик и художник (фрески Театра Елисейских полей, 1912).
В дальнейшем, стремясь к героизации и монументализации образов, Бурдель Эмиль Антуан творчески претворяет традиции греческой архаики и ранней классики, европейского средневекового искусства произведения Бурдель Эмиль Антуан отличаются единством конструктивности и динамики, контрастностью света и тени, грубовато-энергичной обработкой утрированно-крупных, плотных форм, активностью пространственного построения («Геракл, стреляющий из лука», 1909, «Пенелопа», 1909—12, «Сафо», 1924—25, — все бронза). В 1910 году в Салоне была представлена масштабная статуя Бурделя «Геракл» («Геракл, стреляющий из лука») имевшая ошеломительный успех как у критики, так и у публики. С 1910 по 1913 год мастер по заказу работает над оформлением Театра Елисейских Полей. Увлеченный традициями греческого искусства, Бурдель попытался возродить утраченные представления о классическом синтезе искусств в оформлении Театра Елисейских полей (1910-1913), для которого он выполнил не только скульптурный фриз и пять метоп, но почти 60 фресковых росписей в интерьере. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Однако бурделевские творения не мертвы, они наполнены жизненной силой.
В годы учебы (1876-1884) Бурдель увлекался национальной французской культурой, памятниками архитектуры и скульптурой средневековья и, как сам впоследствии вспоминал, пугал учителей своей одержимостью в работе. «Необузданная, неудержимая, не знающая оков яростная энергия» торжествует во всем облике Геракла-стрелка – одном из наилучших творений мастера. Создавая эти свои работы, мастер выполнял нелегкую задачу для своего времени: возрождал то, что казалось уже давно забытым – традиции героического монументального искусства. Мое сердце и разум с детства склонны были к нежному чувству доброты. Все мои обобщения восстают против законов, управляющих его искусством» (Б. Его образы всегда напряжены, как тетива у лука, он их мучает, гнет, укладывает в нужные ему рамки движения его фигур доведены до предела, никогда, впрочем, не доходя до срыва или слома». Первым учителем Эмиля Антуана был отец — мастер-краснодеревщик, реставратор антикварной мебели, церковной скульптуры и т. д. С 13 лет Эмиль Антуан начинает помогать отцу: режет из дерева львиные маски, фавнов, амуров, листья аканта для украшения мебели. «Подлинное произведение искусства кажется возникшим стихийно, будто мастер создавал его играючи с божеством», – говорил Эмиль Бурдель.
Бурдель является также автором портретов О. Родена (1909), О. Пере (1910-е годы), А. Франса (1919). Эта работа выявила мое новое видение формы, далеко опережавшее все прежние поиски, заставив меня сконцентрировать основное внимание на структуре, а не на мускулах, сухожилиях, сосудах и т. д». Преподавал в студии Гранд Шомьер (190929). Спасало право выставляться в разных салонах и продажа своих работ. Б. работал также как рисовальщик и художник (фрески Театра Елисейских полей, 1912). Бурдель является также автором портретов О. Родена (1909), О. Пере (1910-е годы), А. Франса (1919).
«Чтобы сделать портрет гения, – говорил скульптор, – надо сначала четко представить себе форму его сущности». Голова Аполлона (1900, Монпелье, Музей Фабра) — это первая работа, в которой я выразил законы своего искусства. Величественный и импозантный памятник представляет собой грандиозное сооружение из розового гранита и бронзы высотой около 20 м. На высоком постаменте возвышается конная статуя, а по углам цоколя размещены четыре аллегории – Сила, Победа, Свобода и Красноречие. О нем не забыли и земляки монтобанци, обитавших в Париже. Однако страстного импульсивного Бурделя глубоко разочаровала «система академического обучения» с присущей ей «умеренностью и аккуратностью».
Преподавал в студии Гранд-Шомьер (1909-29). Она была моим главным источником. В 1908 году, будучи уже зрелым человеком и скульптором, он покидает мастерскую Родена. Историю ее создания он с особым чувством вспоминал даже за несколько дней перед смертью: «Я заканчивал тогда мой первый монумент – «Памятник павшим в войне 1870-1871 годов». Первым учителем Бурделя был месье Комб – основатель музея и ученик великого Энгра.
Но и от них экспрессия скульптур Бурделя конца 90-х годов отличается своей сугубой одноплановостью. Эмиль Антуан Бурдель родился 30 октября 1861 года в семье резчика по дереву. Данный проект имел большой успех на выставке в первом Салоне Тюильри, одним из президентов которого был Бурдель. К числу крупномасштабных работ мастера относятся «Эльзасская Мадонна», барельеф в Оперном театре Марселя, памятник шахтерам в Монсо-ле-Мин, памятник доктору Сока для г. Монтевидео, статуя «Франция» для Пуант-де-Грав и памятник Адаму Мицкевичу, открытый в Париже на площади Альма в 1929 году. Например, «Препод завалил на зачёте пол курса», — это многозначная двусмысленная фраза. Среди его родни были резчики по дереву, каменотесы, ткачи, пастухи. Мастер выполнил скульптурный фриз Медитация Аполлона и музы пять отдельных композиций: Архитектура и скульптура, Танец, Комедия, Трагедия, Музыка на фасаде (все — камень, рельеф) в интерьере — около шестидесяти композиций в технике фрески.
Мастер часто обращается к античной мифологии и литературе: Афина Паллада (1901, Париж, Музей Бурделя), Пенелопа (1907—1912, Париж, Музей Бурделя Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер). Терновец. Учился в школах изящных искусств в Тулузе (187684) и Париже (188486).
Дар Бурделя-монументалиста ярко проявился в созданных им памятниках: Поэт Мицкевич (1909—1929, Париж), Мадонна Эльзаса (1919—1922, Эльзас, Нидерсбрюк), Франция (1925, Париж), Генерал Альвеар (1912—1923, Буэнос-Айрес). Французский скульптор, художник, график. Среди монументальных работ мастера памятники Альвеару в Буэнос-Айресе (1915-1923) и Мицкевичу в Париже (1909-1929). Здесь он увлеченно изучал средневековую архитектуру и скульптуру и, по его словам, «пугал учителей своей одержимостью в работе». Один из крупнейших мастеров монументальной пластики ХХ столетия. БУРДЕЛЬ (Bourdelle) Эмиль Антуан (30. 10. 1861, Монтобан – 1. 10. 1929, Ле-Везине), французский скульптор. Пойти по другому пути вызвало другое понимание героического образа в скульптуре.
Это уже нечто большее, чем ученик. Именно здесь, в мастерской отца, наполненной запахом свежих стружек, среди безымянных отцовских шедевров был «заложен фундамент творческого своеобразия скульптора». В своих работах мастер все чаще обращается к темам и образам античной мифологии.
В эти годы скульптор одержим идеей создать грандиозное, масштабное произведение. Однако Эмиль Бурдель неожиданно оставляет учебу. Роден», бронза, 1909 «А.
В отдельных произведениях Бурдель Эмиль Антуан 20-х гг. Ателье последнего Бурдель посещал до 1892 года и выполнил для него немало работ. В 1893 Роден известный скульптор, предлагает Бурделю работу в своей мастерской в качестве пратисьена (помощник, увеличивающий произведения, переводящий их в камень и т. д. ). Бурдель конце 90-х испытал желание разрешить это противоречие. Учился в школах изящных искусств в Тулузе (1876—84) и Париже (1884—86). Меня удерживало только одно — искусство.
Впоследствии скульптор признавался, что «понадобилось десять лет, чтобы освободиться от злополучного влияния». В эти же годы скульптор создает несколько огромных статуй из которых наиболее значительны «Франция», «Мадонна Эльзаса» и «Сафо». С девятью различными ликами, которыми я наделил ее, – это всегда она», – писал скульптор. Она воскрешает все наиболее великие и благородные шедевры античности.
Бурдель решился покинуть академию и его лишили Тулузской стипендии. До сих пор французское государство не баловало заказами одного из крупнейших монументалистов Европы, отдавая предпочтение помпезному, эклектичному стилю «официальных» мастеров. Франс», бронза, 1919) Б. выявлял напряжённость духовной жизни человека в памятнике К. Альвеару в Буэнос-Айресе (бронза, 191523), в установленных в Париже статуе «Франция» (бронза, 1925) и памятнике А. Мицкевичу (бронза, 190929) стремился выразить гражданские идеи. Наделенный огромной творческой энергией, Бурдель иногда в своих работах прибегал к казавшимся уже устаревшими формам и идеям (например, статуя Эльзасской Мадонны (1922) выполнена им в псевдоготическом стиле) или к нарочитому искажению пропорций с целью усиления образного эффекта, как в Умирающем кентавре (1914). Вдвое выше них постамент украсили глухие арки и площадка для лошади.
После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания. И долго спустя после того, как оканчивался танец, дерево и птицы над ним продолжали свое движение перед моим мысленным взором. Роден», бронза, 1909 «А. В 1909 году начинает преподавать в Академии Гранд Шомьер, где среди его учеников были Альберто Джакометти, Жермен Ришье, Отто Гутфройнд.
Возродить утраченный синтез он пытался в декоративном оформлении Театра Елисейских Полей (1910—1913, архитектор О. Перре). Так появился Адам (1889, Нью-Йорк, частная коллекция). Наряду с этим среди современников Бурдель был известен как самобытный писатель и поэт, автор эссе и критических статей: его «Поэма скульптора» была опубликована в 1890 г. В течение двадцати лет этот большой мастер занимался педагогической деятельностью. Примерно в это же время его произведения упоминаются на выставках в Салоне.
Произведения Б. конца 1880-х начала 1900-х гг., с их подчас неистовой экспрессией («Памятник павшим» в Монтобане, бронза, 18931902), отмечены дробностью ритмов, объёмов, усложнённостью общего построения. Однако, не закончив этюд, мастер оставил работу над ним. «Скульптура должна быть привита архитектуре, как делают прививку дереву», – говорил Бурдель. Вскоре он тяжело заболел и спустя несколько месяцев – 1 октября 1929 г. умер.
Работал также как художник-монументалист (фрески Театра Елисейских Полей, 1910-1912) и график (иллюстрации к книгам Ж. Клемансо и Г. Флобера). Творчество мастера постепенно начинает избавляться от влияния Родена, о чем свидетельствует созданная им тогда же «Голова Аполлона». В 1905 году проходит первая персональная выставка Бурделя, на которой было представлено 39 скульптур, 18 картин и 21 рисунок, после чего Бурдель впервые выставляется в Осеннем салоне. За время учебы в Тулузе Эмиль сделал около восьми бюстов. «Сафо» была отлита в 1928 г., а в следующем – в Париже установили памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу, над которым Бурдель работал с 1909 по 1929 г. После этого необычайный дар Бурделя-монументалиста по-настоящему оценили во Франции.
Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Памятник К. Альвеару в Буэнос-Айресе (1914-17), А. Мицкевичу в Париже (1909-29, оба – бронза), выразительные портреты (О. Создавая «Сафо», скульптор снова возвратился к тому высокому нравственному идеалу, который вдохновлял его во времена «Аполлона». В 1895 году Бурдель получает заказ на создание «Памятника павшим в войне 1870 – 1871 годов» в Монтобане, который был установлен в родном городе скульптора в 1900 году, но лишь после вмешательства Родена, поскольку соотечественники Бурделя готовы были отказаться от готового памятника из-за его слишком смелого композиционного решения. В том же году вместе с Роденом и Дебуа Бурдель организует Свободную школу скульптуры на Монпарнасе. Наделенный огромной творческой энергией, Бурдель иногда в своих работах прибегал к казавшимся уже устаревшими формам и идеям (статуя Эльзасской Мадонны, 1922, выполнена им в псевдоготическом стиле) или к нарочитому искажению пропорций с целью усиления образного эффекта, как в Умирающем кентавре (1914). Эмиль Бурдель много работал, на его плечи легли заботы о родителях, переехавших в Париж в 1886 г. Он создал целую серию портретных бюстов, среди которых наиболее известны «Голова мальчика» и «Женский портрет» (оба в 1890 г. ).
– Превозмогая боль, я начал лепить. Бурдель покинул мастерскую Родена только в 1908 году. Монолитная фигура Пенелопы исполнена величия и благородства.
В дальнейшем, стремясь к героизации и монументализации образов, Б. творчески претворяет традиции греческой архаики и ранней классики, европейского средневекового искусства произведения Б. отличаются единством конструктивности и динамики, контрастностью света и тени, грубовато-энергичной обработкой утрированно-крупных, плотных форм, активностью пространственного построения («Геракл, стреляющий из лука», 1909, «Пенелопа», 190912, «Сафо», 192425, все бронза). Одним из самых известных произведений мастера этого времени становится «Геракл, стреляющий из лука» (1909). Создавая свои последующие творения («Пенелопа», «Благородство бремени», оба в 1912 г. идр. ), мастер стремился показать в них не столько природную силу человека, сколько пытался найти его нравственный идеал.
Работал в мастерских А. Фальгьера (1884) и О. Родена (1893—1908). Среди первых крупных произведений мастера «Памятник павшим» в Монтобане (1893-1902). Бурделю принадлежат памятники К. Альвеару в Буэнос-Айресе (1915-1923) и А. Мицкевичу в Париже (1909-1929) ему удалось с поразительной чуткостью уловить наиболее существенные черты личности каждого из них. В 20-е гг. В 1925 году – бронзовую статую Франция. скульптор приобрел мировую известность. символом возвращения в искусство образа естественного человека. Статуя поэтессы Сафо, творившей в VII в. до н. э., – «одно из наиболее вдохновенных и пластически совершенных произведений мастера», одно из самых лучших его творений.
Все мои музы их жесты найдены во время танцев Айседоры Дункан. В 1884 Монтобан и Тулуза выделяют Бурделю стипендию для продолжения образования. Позже Эмиль Бурдель сказал:. Работал в мастерских А. Фальгьера (1884) и О. Родена (18931908).
Его композиции отличает взвешенная конструктивность грубоватых, обобщенных форм. Первый свой монумент, посвященный павшим в войне 1870-1871 гг.
Бурдель покидает академию и лишается стипендии. Необыкновенный скорбный накал поражает в серии скульптур, которые Бурдель посвятил Бетховену: бронзовом Бетховене, подпирающем рукой щеку (1888), Моя стихия – воздух, а также в Гамлете (1891) и Памятнике павшим департамента Тарни-Гарона на войне 1870-1871 гг., который заказал монтобанский комитет ветеранов. Выполнил в духе архаизирующего неоклассицизма барельефы Театра Елисейских Полей (гипс, 1912). Работал в мастерских Ж. Далу и О. Родена (1893-1908).
Он ученик Парижской академии, в столице он с 1884 года. Молодой скульптор сам ищет себе учителей, увлекается творчеством гак называемых мягких интимистов Карпо и Далу. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. Во второй половине 80-х гг.
Первую модель будущего конного монумента художник создал 1912 года. Жизнь стремительно меняется. Роден, 1909, А. Франс, 1919, – оба бронза, Музей Бурделя, Париж). И вот измерив их уклон, я не мог признать себя «учеником Родена». Этим признанием он очень дорожил.
Франс», бронза, 1919) Бурдель Эмиль Антуан выявлял напряжённость духовной жизни человека в памятнике К. Альвеару в Буэнос-Айресе (бронза, 1915—23), в установленных в Париже статуе «Франция» (бронза, 1925) и памятнике А. Мицкевичу (бронза, 1909—29) стремился выразить гражданские идеи. Высота аллегорий равнялась 370 см.
В «Доме-музее» Бурделя, который организовала после его смерти жена Клеопатра Севастос, можно полюбоваться не только скульптурами и живописными работами художника, но даже увидеть в натуральную величину его знаменитый памятник Альвеару, статую Мицкевича, «Францию», барельефы Театра Елисейских полей. Единственный его недостаток – стремление к невозможному, но это благородный недостаток». Образы древнегреческой пластики вдохновили его на создание таких произведений, как Геракл, стреляющий из лука (1909), Пенелопа (1909-1912), Сафо (1924-1925).
Особое место в творчестве Бурделя всегда занимал портрет. В эти же годы творческим воображением Бурделя завладевает образ Бетховена, он будет работать над ним с 1888 до конца своих дней. Отсюда – утрирование физической мощи в монтобанском памятнике. Среди последователей Бурделя – А. Августинчич, Е. В. Вучетич, А. Брекер, И. Мештрович.
Правда, я продолжал делать и пастели, но все деньги, которые мне удавалось заработать, я использовал для работы над памятником «Павшим», который занял у меня около девяти лет». музей), Рембрандт (1909, Каракас, Музей изящных искусств), Роден (1909, Париж, Музей Родена), Анатоль Франс (1919), Огюст Перре (1922, оба — Париж, музей Орсе) и др. Каждый античный образ скульптор ваял, вдохновленный живой моделью. Получив основательную профессиональную подготовку, молодой скульптор выполняет на заказ портретные бюсты.
И в этой области явственно проявилась его тяга к героике, созданию образов выдающихся творческих личностей. Бурдель (Bourdelle) Эмиль Антуан (30. 10. 1861, Монтобан, 1. 10. 1929, Ле-Везине), французский скульптор. В 1890 участвует в выставке в кафе Клозери де Лила. Искусство Родена – неразрешимая трагедия души и тела, духовного порыва и инертной материи. Чтобы передать пафос, духовное и физическое напряжение своих героев, Бурдель смело обобщал форму, динамично размещал объём в пространстве, выявлял архитектонику композиции, достигая повышенной экспрессии образа («Стреляющий Геракл», бронза, 1909, Национальный музей современного искусства, Париж).
С 13 лет он начинает помогать отцу, вечерами посещая уроки рисования. Чтобы создать его, у меня в руках та же глина, что была у Господа Бога, но я не Бог». Работа была удостоена почетного упоминания. Третий аспект наиболее глубок и сложен. Эмиль Антуан Бурдель родился в семье краснодеревщика.
Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. В 1893 году Бурдель нанимается к уже знаменитому тогда Родену пратисьеном (помощником скульптора, переводящим его произведения в мрамор) и испытывает мощное влияние его художественного метода, хотя позднее скажет о полученном им опыте следующее: «Сотрудничая в работах Родена, наиболее трудных для завершения, я проник в некоторые тайны мастера. Я работал с ним девять лет. Так появилась работа «Адам после грехопадения» (1889 г. ), в связи с которой французская печать писала о скульпторе: «За этим мастером будущее». М., 1935). Сотрудничество с Роденом было важным этапом в творчестве Бурделя, утверждало его веру в высокое предназначение художника, придало его пластическому мышлению эпический размах: мой путь стал таким свободным благодаря Родену Но я всегда хранил в неприкосновенности внутренний закон своего искусства Роден — гениальный аналитик, я же стремлюсь к синтезу.
В отличие от изысканной грации статуй классицистов XVIII—XIX вв. Бурдель Эмиль Антуан (Bourdelle) (1861-1929), французский скульптор. Общий запас лексики (от греч. «Это драма моей жизни, воплотившая, с одной стороны, завершение поисков, с другой – новый поиск, неспокойная, суровая, синтетическая, свободная от всяких влияний прошлого и настоящего», – говорил скульптор об «Аполлоне».
Видимо именно так сам он ваял своего «Геракла, стреляющего излука» (1909 г. ), ставшего символом возвращения в искусство образа «естественного» человека. Словно дыхание красоты трепещет в нас, как листья на ветру. Это «полудетское увлечение» музыкантом переросло в творчестве скульптора в подлинную страсть – настоящую «Бетховениану».
«Аполлон» был для меня отдыхом. Его общая высота составляла 20 метров. Бурдель родился в старинном французском городе Монтобане. Работы Эмиля Бурделя появляются на выставках. Мы считаем необходимым в срочном порядке отлить фрагмент статуи для города Парижа», – писали художники в «Петиции скульпторов» после того, как стало известно, что монумент будет вывезен из страны.
Бурдель (Bourdelle) Эмиль Антуан (30. 10. 1861, Монтобан, — 1. 10. 1929, Ле-Везине), французский скульптор. Преподавал в Париже в студии Гран-Шомьер (1909-1929), ученики Бурделя – А. Джакометти, В. Н. Мухина, И. Д. Шадр. (1893-1902 гг. ), скульптор также создает, явно находясь «под сильным обаянием чар Родена».
Умер Бурдель в Ле-Везине 1 октября 1929. Бурдель — автор глубоких и выразительных портретов: Энгр (1908—1909, Стокгольм, Нац. Прошло несколько лет, прежде чем Бурдель вспомнил об «этой высохшей и потрескавшейся голове» и отлил ее в бронзе. Там он обучался в мастерской Фальгиера. В 1919 году Эмиль Бурдель начал работать над памятником шахтерам, павшим на войне 1914-1918 годов (закончен в 1928 г., открыт в 1930-м – после смерти скульптора), Эльзасской Мадонной (монумент воздвигнут в 1922 г. ).
Но я всегда хранил нетронутым внутренний закон своего искусства. Бурделю принадлежат памятники К. Альвеару в Буэнос-Айресе (1915–1923) и А. Мицкевичу в Париже (1909–1929) ему удалось с поразительной чуткостью уловить наиболее существенные черты личности каждого из них. Такие случаи доводили меня до отчаяния еще немного и я покончил бы с собой.
Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Еще вариант: «Флагманский смартфон Samsung стал лидером продаж в России». Жизнь – моя единственная школа. «Мисс Дункан подобна бессмертной жрице.
Лексический запас регулярно пополняют новые определения. Аллегории дополнительно объясняли добродетели генерала – Мощь (Сила), Переможнисть (Победа), Свободолюбие (Свобода), Красноречие (Ораторство). В отдельных произведениях Б. 20-х гг. Среди первых самостоятельных произведений – портретные бюст, скульптуры Травмированное жизни, умирающей любви, Первая победа Ганнибала.
Его выставки проходили в Японии, США, Праге, Венеции. появляются черты декларативности, стилизации и архаизации. В творчестве Бурделя, близком неоидеализму и модерну, соединились неоромантичные и неоклассические тенденции.
Но в то же время античность – это и дерзкая, суровая радость борьбы (Голова Аполлона, Геракл-лучник). В скульптурных портретах композитора Бурдель пытался не только запечатлеть его облик, но и передать в нем «окаменевшую музыку» Бетховена, как бы создавая ее «пластический образ». Начинает выставляться в Салоне: Портрет композитора А. Сантиса (1884, Монтобан, Музей Энгра). В пятнадцать лет я покинул родной дом в надежде на славу и удачу в Школе я пугал учителей своей одержимостью в работе, — вспоминал мастер. Он увлекался искусством Древней Греции, особенно эпохи архаики и ранней классики. И в Умирающей любви (1886) и в Адаме после грехопадения (1888-1889) и в Материнстве (1893) уже чувствуется влияние гениального Родена, споры вокруг творчества которого в то время не утихали и каждая работа вызывала самые противоречивые суждения.
Его учителем становится модный в то время в Париже салонный скульптор Александр Фальгьер. В поздний период заметны признаки кубистической геометризации объёмов. В статуе Адама скульптору удалось передать ощущение чистоты, ясности, молодости. Впечатления детства сыграли важную роль в творческом формировании будущего художника. «Я люблю ваше искусство, но я хочу избавиться от ваших официальных друзей», – сказал он педагогу на прощанье.
Бурдель. На всю жизнь сохранив уважение к самому Фальгиеру, Бурдель все же покинул его мастерскую. Бурдель писал о Пенелопе: так ждут бретонки своих мужей, ушедших в море.
С одной стороны, она как бы символизирует первозданную гармонию со всем окружающим миром (Торс Паллады, Вакханка, сидящая на скале, Яблоки). В портретах («О. Я готов был даже на подвиги. Мастер мечтал возродить скульптуру, восстановив союз «ваяния и зодчества».
В 1893 году Огюст Роден предлагает Бурделю место пратисьена (помощник, переводящий скульптуру в другой материал или размер) в своей мастерской. Это дало ему возможность продолжить образование в Париже. Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени.
Особую одухотворенность образам Эмиля Бурделя придает чувственное интеллектуальное постижение и переосмысление им античности, которую великий французский скульптор воспринимал как гимн абсолютного равновесия, обогащенный тем, что дало ему новое время. Произведения Бурдель Эмиль Антуан конца 1880-х — начала 1900-х гг., с их подчас неистовой экспрессией («Памятник павшим» в Монтобане, бронза, 1893—1902), отмечены дробностью ритмов, объёмов, усложнённостью общего построения. Материальное положение художника сильно ухудшилось и после переезда в него семьи с Монтобане. В 1919 г. он приступил к работе над памятником горнякам из Монсо-ле-Мина, погибшим в войне 1914-1918 гг.
Творческое наследие Бурделя включает в себя не только произведения скульптуры, но и около 100 картин, более 6000 рисунков и большое количество рукописей. Задача Родена — выразить в пластике изменчивый мир человеческих мыслей, эмоций, страстей. Мои руки опухли от сырой глины. В композиции, в трактовке объемов чувствуется рука талантливого мастера. Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе.
Посетил Италию, Грецию, Чехию. Мастер остановился на варианте с подчеркнутым Вертикализм. Художник увлекался искусством Древней Греции, особенно эпохи архаики и ранней классики. Сохранилось около 50 скульптурных бюстов, статуй, десятки рисунков изображающих композитора: Бетховен (1888, Богота, собрание Д. Эшавариа), Трагическая маска (1901, Нью-Йорк, Музей современного искусства), Бетховен на кресте (1929, Университет в Принстоне, Музей искусства) и др.
С развитием технологий, появлением интернета и электронных носителей доступ к массивам знаний стал более легким, моментальным. Бурдель неустанно работал десять лет, накопил гору рисунков с вариантами. Форма Бур деля не проста и не плавна она вся комками, глыбами.