Искусство Древнего Египта — живопись, скульптура, архитектура и другие виды искусства, которые зародились в Нильской долине ок. Уже в эпоху Древнего царства сложился свой оригинальный стиль в архитектуре, скульптуре и живописи Египта. Искусство Древнего Египта — живопись, скульптура, архитектура, которые зародились в Нильской долине ок.
Многое делалось для благостной вечной жизни в потустороннем мире. Пропорции, объединяющие весь ансамбль, основаны на «золотом сечении». Амарнский период создал целую галерею скульптурных шедевра – портретов. на египетском престоле происходили частые смены династий. 60), храм Хатор в Дендера (илл. Основатель 4 династии – фараон Снофру – построил три большие пирамиды в Медуме и Дашуре.
Такая же условность и постоянство характерны и для монументального искусства. Одним из редких образцов является дворец Эхнатона в Ахетатоне. Таким образом, дворец воспринимался эмблемой царя – «фараон» (греческая переделка египетского слова «пер-о» – «большой дом»). Для этого египтяне стали делать мумии. Хатшепсут – женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии.
м, в нем 134 колонны. Некоторые из этих колонн так велики, что на верхней площадке их может уместиться сто человек. Колонны поставлены тесно. Его разрыв с прежними традициями затронул не только религию, но и искусство. Канонизация художественных образов была вызвана незыблемостью религиозных представлений.
Развивается портрет, постепенно в нём усиливаются индивидуальные черты. Лицо портретно (в пределах необходимой для этого условности). Постепенно в Книгу мёртвых проникают элементы морали. 1351-1334 до н. э. ). Первые этапы церемонии были связаны с символическим убиением престарелого фараона. Делали их по особой технологии, которая до сих пор не разгадана. 45), во внешнем облике которых явно прослеживается почерк амарнских мастеров.
Египет утратил военную и политическую мощь, а затем и культурное первенство. В скульптуре и живописи Древнего Египта очень часто чувствуется условность. Ногами они стоят плотно на земле, опираясь всей ступней. Величие пирамид высоко ценили египтяне.
ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н. э. ). Сложные хаторические капители венчают столбы святилища богини Хатор, расположенного в южном крыле храма. Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. Чем знатнее был персонаж, тем крупнее он изображался. Черный цвет получали из сажи, а белый – с помощью известняка.
Свою страну древние египтяне называли «Кемет», то есть «черная», по ассоциации с черным цветом плодородной почвы. Стенопись царских гробниц напоминала развернутый сверток папируса, где священные тексты сопровождались иллюстрациями. Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир.
Изображались сцены путешествия в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса). Весь этот материал добывался в самом Египте. В этот период был построен Фаросский маяк, считающийся одним из семи чудес света. Геродот называл храм на острове Филе «жемчужиной Египта». Постоянно работали 100 000 человек, они сменяли друг друга каждые три месяца. Также можно упомянуть росписи гробницы Рамоса (илл. Это то же, что и в пирамиде, — господство массы над пространством.
В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин. Силуэт фигуры ясен и графичен. Наружная облицовка граней сохранилась только у вершины пирамиды Хефрена.
Нередко такие вставки оживляли скульптурные портреты. При выполнении рельефов (скульптурных изображений на плоскости) и настенных росписей использовался традиционный приём плоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в профиль, глаза в фас, а плечи и нижняя часть туловища – в трёхчетвертном развороте. Больше всего было храмов в Фивах, самом богатом и великолепном из египетских городов. Часто писали также на деревянных досках и стенах зданий и гробниц.
Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность. В его планировке ярусная композиция сочетается с горизонтальным расположением помещений. Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями. Эта образная характеристика наглядно характеризует время смут, которые наступили после децентрализации Египта и повлекли за собой общий экономический упадок. В центре зала стоят весы, на которых боги взвешивают сердце покойного (символ души у древних египтян). Гробницы были вырублены в скалах, так что наземной части принадлежит только вход, оформленный в виде портика с протодорическими колоннами. Несмотря на то, что изображение сцены в общем остается прежним (слева – охотник, справа – загон) и многие фигуры зверей имеют свои прототипы в Древнем царстве, тем не менее все изображение явно отличается большим реализмом.
Фараоны возводят для него храмы, что повсеместно способствует интенсивному строительству. Архитектура тяготела к грандиозным масштабам, к монументальным геометрическим формам. Архитектура. Образцом деревянной скульптуры может служить статуя Каапера (илл. Лаконизм выражения — основа этого стиля времени правления IV династии (первая половина третьего тысячелетия до н. э. ). Искусство Египта и здесь осталось верным своему основному устремлению. К главе иллюстрация: Осирис с короной и жезлом сидит на троне.
В это время становится совершенно привычным делом копирование чужих работ. 17), статуя фараона Микерина, богини Хатор и богини-покровительницы нома (илл. Когда фараон рождался, он начинал строить себе гробницу – дом смерти. Это – гробницы, саркофаги, заупокойные и ритуальные статуи. Скульптура ограничилась пластикой малых форм. Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды.
В их основании лежит квадрат. Стена, окаймлявшая весь архитектурный комплекс, была сложена из цельных кусков белого известняка.
В Древнем Египте не обходилось и без живописи. Комплекс Джосера располагается в Саккаре и включает в себя большое количество сооружений, среди которых главное место отводится ступенчатой пирамиде (которая, по сути, представляла несколько мастаб, поставленных друг на друга).
Тем не менее в некоторых случаях им приданы в высшей степени индивидуальные черты – таковы деревянный шейх эль-Белед, ныне хранящийся в Каире (V династия), вельможа Хемиуну, находящийся сейчас в Хильдесхейме в Германии и царевич Анххаф, хранящийся в Бостоне (оба – времени IV династии), – все три изображения так и остаются непревзойденными творениями. Обе парные статуэтки представлены в канонизированной позе идущей фигуры. Женская фигура тонирована розово-желтым цветом, мужская – темно-коричневым.
Сцены изображённые на картине, представляли путешествие в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса). Перед обелиском помещался алтарь. Важное значение придавалось росписям. От Периода распада дошло мало памятников. Эти свитки и получили название «Книги мёртвых»: нагромождение молитв, песнопений, славословий и заклинаний, связанных с заупокойным культом.
Искусство приобретает невиданные до этого формы и черты. Эти памятники обычно принято рассматривать как переходный этап от ступенчатых пирамид к классическим. Фасад храма украшают четыре 20-метровые портретные статуи Рамзеса II. Здесь отсутствует интерес к пластике лица, но зато важна проработка парика, одежды, украшений. Комплекс состоит из двух ярусов, на вершине второго располагалась пирамида.
Поминальный храм Хефренасостоял из двух частей: привратного пилонообразного сооружения, ошибочно называвшегося раньше (также и Шуази) «Храмом сфинкса» и собственно поминального храма. Эти статуэтки исполнены поистине виртуозно, фактура дерева поразительно пластична. Местные правители, номархи, стали богаче и самостоятельнее. Лучшим примером может служить статуя Хефрена в Каирском музее. Если раньше все размещалось в мастабе, то теперь для этого используются разные постройки.
Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет. Рельефы и росписи. до н. э. Ступенчатая пирамида Джосера. Изображаемые люди стоят боком, но при этом их плечи развернуты прямо на смотрящего.
С 12 династии расширяется назначение ритуальных статуй. С отказом от идеализации образа царя существенно меняется его иконография. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами. Отличительная черта этой архитектуры – гигантские масштабы сооружений, необыкновенная пышность декоративного убранства.
Гробницы знати, так называемые «мастаба» («Мастаба» по-арабски значит «скамья». ), состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией и массивной надземной постройки прямоугольной формы с плоской крышей. По мере развития строительства гробниц, необходимо было их разукрашивать изнутри.
И все эти сооружения разукрашивались неповторимыми иероглифами и рисунками. схему – илл. Фараоны, происходившие из Фив, делают свой родной город столицей. На западном берегу Нила по традиции возводились заупокойные храмы, связанные с Нилом аллеей сфинксов, которая как бы продолжалась от храмов восточного берега. Рельефные композиции и росписи располагались на поверхности стен регистрами, ширина и высота которых соответствовала пропорциям всего ансамбля.
Если выделить основные его черты, то стоит упомянуть следующие: очень четкая осевая композиция, чередование открытых пространств и закрытых, увеличение масштабов залов – они становятся просторнее, сочетание гипостильного (многоколонного) зала и перистильного двора (колонны по периметру). Вот таким образом в течение долгого времени их основной чертой была портретность, стремление максимально полно отобразить внешность умершего. Гордая голова царицы на тонкой шее поражает совершенством точеных черт прекрасного лица, необычайной гармонией, завершенностью композиции, великолепным сочетанием красок. Изменяется и художественное оформление декоративных изделий.
Вот таким образом изображения владельца гробницы в таких рельефах делались портретными. Назывались они хебседными. Наглядный пример – стела фараона Джета из Абидоса (1 династия, 3000 лет до н. э. илл. Первой была построена самая высокая пирамида Хеопса (около 147 метров илл. Картины создавались с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире.
Фасад и стены зала облицованы розовым гранитом. Так же решен портрет Аменемхета III из ГМИИ (илл. В композиции можно заметить смещение изображений влево относительно центральной вертикальной оси. спокойных, полных неподвижного величия и устойчивости позах, словно застывшими в веках.
Среди монументальных изображений этого фараона можно выделить «колоссы Мемнона» (илл. Только при условии полнейшей сохранности тела «Ба» (душа умершего) могла, свободно передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь. Все здесь указывает на основные события происходящие в период ее правления. В ансамбль гробниц входили заупокойные храмы.
Рельефные композиции обычно расписывались красками. При этом существенное значение имело местоположение комплекса относительно Нила, от которого к пилонам вели аллеи сфинксов. Так, в гробнице жреца Нахта с большим мастерством написаны сцены жертвенного пира.
5). Вход фланкировался (привет Бутырскому. ) пилонами. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного – Атона, бога солнечного луча.
Наиболее ранним прототипом классических пирамид надо считать архитектуру так называемых мастаб (по-арабски — скамья), представлявших собою надмогильный геометрической формы курган, точнее прямоугольную в основании, усеченную пирамиду с наклоном боковых граней примерно в 75. Памятники монументального зодчества этого периода практически не сохранились, т. к. Строгое вертикальное членение фасада контрастирует с гибким телом змеи.
Лучшим примером может служить статуя Хефрена в Каирском музее. Используются краски, растёртые на растительном клее, яйце или смешанные с известью). Самыми интересными являются ступенчатая Джосера, Аменемхета, Сенурсета.
Высота усыпальницы достигает 150 м. Пирамида Хефрена (рис. 8), расположенная южнее Великой пирамиды, – вторая по величине. Особое место в искусстве египтян занимал культ загробной жизни. Период 5-6 династий, напротив, является временем расцвета рельефов.
На протяжении Нового царства оформились основные части архитектурного ансамбля, включавшего помимо храма Амона комплексы Мут (жена Амона) и Хонсу (сын Амона), расположенные к югу от главного храма (см. Перестройки фараонами 19 династии храмового комплекса в Карнаке включают, например, гипостильный зал (илл. Скарабей, катящий шарик – символ движения солнечного диска по небосклону.
Но теперь централизация уже не была столь совершенной, как прежде. вновь объединил Египет и положил начало строительству в Фивах.
Достойны внимания беспомощная поза человека и грозный бык, опустивший голову, чтобы боднуть свою жертву. В общей планировке храмов преобладают египетские традиции. Скорее всего, это было и то и другое. Возвеличивание себя на манер древних фараонов снова вошло в моду. Их невозможно разделить, так как они высечены из одной и той же скалы.
Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. 41). Период Древнего царства был временем сложения всех основных форм египетской культуры. В это время появляется два типа рельефа. Царь и рабовладельческая знать уделяли особой внимание обеспечению себе посмертной «вечной жизни» – сооружали прочные гробницы.
Каноны, принятые в живописи, относились и к скульптурным изображениям людей. Подобную параллель в пластике представляют собой рельефные циклы из гробницы, например, Ти в Саккара (V династия, середина третьего тысячелетия до н. э. ) по сравнению хотя бы с рельефами Хеси-Ра (III династия, начало третьего тысячелетия до н. э. ). В условиях политической борьбы и фараоны и номархи использовали и искусство. Три великие пирамиды Гизе фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина (4 династия) имеют правильную геометрическую форму. Отсюда возникает своеобразный сплав художественных традиций.
Соотношение высоты к ширине в этих четырехгранных столбах равняется 4:1. Если в аналогичных композициях предшествующих эпох преобладало чувство ритма, то здесь господствует мелодическое начало, фигуры объединяются в пластичные группы, позы варьируются. Фасад и стены зала облицованы розовым гранитом.
Между ними в центре помещена иероглифическая надпись с именем Нармера. У сидящих на троне руки лежали на коленях или были скрещены на груди. Голубой плащ, накинутый поверх белого хитона, бросает рефлекс на щеку.
В отличие от традиционной египетской фронтальности голова слегка повернута вправо.
Центральным сооружением здесь являлся храм – «дом Атона». 37), расположенный вдоль Нила имеет большую протяженность по оси север-юг. В нижнем регистре бык, олицетворяющий царя, разбивает рогами вражескую крепость (связь с тотемическими представлениями древних египтян). Пирамиды Снофру в Дашуре составляли ансамбль сходных и дополняющих друг друга построек, названных Ха-Снофру («Сияющий Снофру» или «Снофру воскресает»). 52) в общих чертах повторяет планировку Рамессеума. Одним из ранних памятников монументальной каменной архитектуры является заупокойный ансамбль фараона Джосера (3 династия илл. Скульптура Египта, какая бы она ни была (круглая или рельеф) была выкрашена в один цвет, без каких-либо оттенков и переходов.
На колоннах – изображения богов и фараонов. Высота ступенчатой пирамиды Джосера в Саккара (конец четвертого — начало третьего тысячелетий до н. э. ) — около 60 м. Она сложена из хорошо отполированных цельных кусков камня и в основе представляет собою ту же мастабу с лежащими на ней и все уменьшающимися кверху пятью геометризированными пластами. Настоящая фреска не использовалась, только «фреска a secco» (настенная живопись, выполняемая по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой. Параллель со скульптурой того же периода указывает на стилистическое тождество.
Помимо этого характерной особенностью строительной техники является имитирование в камне приемов деревянных конструкций и тростниковой плетенки. По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон. Интерьер зала представлял строго организованное пространство, где боковые нефы были пропорционально соразмерны центральному, возвышавшемуся над ними. Состав краски был неоднородным— яичная темпера, разнообразные вязкие вещества и смолы. настенная живопись, круглая скульптура и рельеф, тесно связанные с заупокойным культом.
Скульптура. Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахари (илл. Ряд ученых считали мастабу (ныне сохраняющую высоту в 8 м) в Бет-Халлафе непосредственной предшественницей известной ступенчатой пирамиды первого фараона III династии Джосера в Саккара. Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Интересны статуэтки с изображением фараона Псамметиха I, его жены и сына (илл. Ритуальные портретные статуи «ка» предназначались для воспроизведения невидимого в зримом образе, становясь вещественным олицетворением двойника умершего.
Простым людям не строили пирамид. Скульптура Древнего Египта самобытна и строго канонически регламентирована. Сюжет обязательно содержал жертвоприношение, погребение, взаимодействие божественного и человеческого начал (богов с фараонами, богов со жрецами и т. д. ). В ее отделке использован светотеневой контраст выступов и ниш.
Вся статуя Ментухотепа трактована жестко, массивные формы тела тяжеловесны и скованны. Ученые находят храмы необыкновенной красоты. Это касается не только изобразительного искусства, но и архитектуры. К этому типу памятников принадлежит статуя Ментухотепа II (илл.
до н. э. Считается, что сфинкс охраняет гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Это одно из древнейших сохранившихся зданий в Карнаке. Вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства. К этим памятникам относятся, в частности, знаменитые «Слепой музыкант» и «Музыкантши» (илл. Достижения культуры Древнего Египта действительно значительны.
Египетская культура и искусство неразрывно связаны с религией, общественным и политическим строем и по своей характеристике довольно консервативны, замкнуты и самодостаточны. А вот с человеком было сложнее. Художник последовательно развертывает сцены, начиная с зачатия и рождения фараона. Строительство третьей пирамиды (рис. 9) было начато Микереносом, преемником Хефрена. Это первая передача цветового рефлекса в живописи.
Впрочем, наряду с ними здесь также важны сцены охоты, рыбной ловли, подношения жертвенных даров. Проявление в этом индивидуальной воли художника было строго ограничено. Форма раздробляется, стены начинают покрываться рельефами, колонна заменяет столб. Она ступенчатая и возвышается как лестница к небу.
Пирамиды строились для фараонов и для знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой. Сидящие фигуры создавались с учётом этих правил. По некоторым сведениям историков, это было лицо фараона. Делали их по особой технологии, которая до сих пор не разгадана. Ментухотеп I около 2050 года до н. э.
Наибольшую известность получили египетские пирамиды. – Отдельные фигуры делаются большими, чем остальные, чтобы подчеркнуть их важную роль. Человеческий образ передавался графичной формулой, когда голова и ноги изображались в профиль, а торс в фас, причем по прошествии веков изображения нисколько не потеряли своей своеобразной выразительности.
Он невелик, но массивен по пропорциям. Скульптура. Искусство Египта и здесь осталось верным своему основному устремлению.
15) и Хефрена (илл. В искусстве Древнего Египта их соблюдению уделялось особое внимание. В этот период началось развитие ювелирного дела. Со снижением пафоса монументальности начинает развиваться жанровое разнообразие. Геродот вполне справедливо считал египтян учителями геометрии.
Древние египтяне считали земную жизнь всего лишь кратким эпизодом вечного существования. Самая знаменитая и самая значительная по размерам – пирамида фараона Хеопса в Гизе.
Рассмотрим его план: в нем нетрудно выделить три основные части. Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Древние греки называли египтян мудрейшими из людей. (илл. С именем Рамзеса II связан и новый этап строительства Луксора.
Они писали и справа налево и слева направо и сверху вниз. К началу Нового царства женские скульптуры стали изображаться более пластичными и мягкими. В скульптурном оформлении храма важную роль играли осирические статуи фараона, выложенные из отдельных блоков камня. В пластике времени Аменхотепа III намечается нарастание декоративных элементов.
К примеру, голова и ноги нарисованы в профиль, глаза и плечи в фас. По мере облицовки пандусы снимались. В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в этом мире всем необходимым для загробного существования. Особенности ритуалов (встреча священной ладьи на Ниле и ее перенесение в храм) обусловили последовательность расположения основных помещений храма.
Рельефы располагались фризообразно, по регистрам. Подлинные египетские обелиски возвышаются в Риме и Париже. 11). Если фигура человека изображалась в стоячем положении, то у нее обязательно выставлена вперед левая нога.
Подобную параллель в пластике представляют собой рельефные циклы из гробницы, например, Ти в Саккара (V династия, середина третьего тысячелетия до н. э. ) по сравнению хотя бы с рельефами Хеси-Ра (III династия, начало третьего тысячелетия до н. э. ). С этого момента, то есть примерно с 1085 года до н. э., начинается Поздний период. В пластичной моделировке поз очевидно влияние амарнского искусства. Подчеркивается абсолютная статика предельно конструктивной массы этого памятника. В начале 16 века до н. э. Высота его внушительна — более чем 20 метров над землей.
В эпоху Древнего царства большое развитие получил скульптурный портрет. – Последовательность и симметрия в изображении фигур. 40).
Гробницы вельмож стали располагаться не у подножия царских пирамид, а отдельно. 27). Плита дошла до нас от его преемника Нармера. Высеченные на камнях имена их создателей сохранились для потомков. Рельефы обычно плоски, почти не выступают над поверхностью стены. Внешние стороны террас обрамлены сдвоенными колоннами. Стебли и бутоны растений, перенесенные в колонны, отнюдь не представляют собой и здесь натуралистической имитации действительности, а ее идеализацию.
Именно в период Раннего царства вырабатываются основные типы статуй: сидящая и идущая фигуры фараона, стоящая во весь рост фигура с выставленной вперед левой ногой, а также статуи, связанные с обрядом «хеб-сед» – ритуальным бегом, символизирующим обновление физической мощи фараона. В качестве красок использовали минеральные вещества – охру красного и желтого цвета. Храм Абу-Симбел ориентирован на восток. Сзади находилась новая пристройка храма. Светящаяся точка в глазу придает живость взгляду. Колонны имеют верхушки в виде пучков папируса или цветка лотоса. 42).
К примеру изваяния фараона Сенурсета отличаются большим сходством с оригиналом. 62). Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. К числу самых замечательных из них принадлежит храм Ниусирра в Абидосе (илл.
В самом дальнем конце его помещались статуи богов вместе с фигурой Рамзеса II (илл. Она на 8 м ниже усыпальницы Хеопса, но сохранилась значительно лучше. 8) составляла ступенчатая конструкция. Статуи изображают фараона в различном возрасте – от юного до зрелого. Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы. Все фигуры решены в новой иконографической манере.
Техника исполнения росписей осталась прежней. В это же время определились основополагающие каноны. Своего расцвета древнеегипетская скульптура достигла в XIX в. до н. э. Лучшее, что было создано в этот период, -- скульптурные портреты Эхнатона (рис. 10) и его жены Нефертити (рис. 11), выполненные в рельефе и круглой пластике.
Изображения расположены регистрами. Рассмотрим ту же сцену охоты в пустыне, но в гробнице номарха 14 нома Сенби. Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам – пауза. По-арабски такая форма называлась мастаба (скамья). Эту пирамиду задумал и воплотил главный царский архитектор по имени Имхотеп.
С эпохи 26 династии Фивы навсегда утрачивают свое политическое и художественное значение. Характерно, что все постройки того времени выдержаны в классических египетских традициях. Вход через наклонный проход на северной стороне спускается в три смежные камеры, которые заполнены камнями и недоступны. Это подражание очень ярко видно при сравнении сцены охоты в пустыне в гробнице визиря Антефокера в Фивах с подобной же сценой в заупокойном храме фараона Сахура.
На этих противоположных основах складывается образ фараона. Если известные элементы стиля (как это нами указывалось выше), характерные для архитектуры Древнего царства, мы встречали даже уже в искусстве архаического периода, то это не означало еще тождественности стиля в целом. 3). Все рельефы эпохи Древнего царства были раскрашены, а росписи на плоской, лишенной вырезанного изображения поверхности еще долгое время выполнялись сравнительно редко. Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Сюжет сложен и включает в себя ритуальные сцены и эпизоды сражений.
Снаружи пирамида также была облицована плитами хорошего известняка. Художник изображает контуры фигур, но основной акцент делает на мускулах.
Одним из немногих памятников, фрагментарно сохранившим древнейшую стенопись, является гробница вождя в Иераконполе, созданная в конце 4 тыс. Рельефные композиции Луксора составляют единое целое с архитектурным пространством храма. Вершины юго-восточных углов всех пирамид лежат на одной линии. Поминальный храм Хефрена состоял из двух частей: привратного пилонообразного сооружения, ошибочно называвшегося раньше (также и Шуази) «Храмом сфинкса» и собственно поминального храма.
Рассмотрим его план: в нем нетрудно выделить три основные части. Обычно с восточной стороны мастабы имели род ниши, так называемую ложную дверь. Весь этот материал добывался в самом Египте. Фараон, вельможа или хозяин поместья всегда изображались более крупными по сравнению с их окружением. Статуя Хефрена вся расположена в одной плоскости.
Считается, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Многие художественные сюжеты в видоизмененной форме перешли от египтян к другим народам. Монументальные росписи.
В результате последующих уточнений были выделены эпохи Раннего царства (1-2 династии) и два Периода распада – первый (7–10 династии) и второй (13–17 династии), связанные со временем децентрализации египетского государства. Эхнатон, проповедовавший правду в своем религиозном учении, неукоснительно требовал, чтобы его собственную нескладную и уродливую фигуру воплощали без всякой идеализации. Кроме нее на западном берегу Нила соседствуют разные по форме и высоте пирамиды.
Колоннаду центрального прохода, расположенного по главной оси храма, венчали капители в виде раскрытых цветов папируса. Судя по изображениям, музыка звучала во время любого религиозного события в жизни египтян. 50), начатый много лет тому назад.
Некоторые из них добиваются вполне приличных результатов. В изображении фараона были приняты следующие виды: идущего – с вытянутой вперёд ногой спокойно сидящего на троне – его руки лежат на коленях усопшего – в облике бога Осириса со скрещёнными на груди руками, которые держат символы власти – жезл и плеть. В течение I тысячелетия до н. э. Нижняя часть фигуры заметно утяжелена, ноги словно срослись с постаментом.
до н. э. ). основным строительным материалом был легко разрушавшийся кирпич-сырец.
Лаконизм выражения — основа этого стиля времени правления IV династии (первая половина третьего тысячелетия до н. э. ). Статуи стали изготавливать по тем же канонам и правилам, что и в старые времена. Фризообразная композиция воспринимается как ковёр, заполняющий всю стену сверху донизу. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. Такое право имели только те рабы и слуги, которые были изображены на стенах гробницы: считалось, что фараон забирает их с собой. В планировке его ведущую роль играли колоннады. Оправданного покойного отправляли в загробный рай, грешника поедало чудовище Амат (лев с головой крокодила). На суде покойный обращается к Осирису, а затем к каждому из 42 богов, оправдываясь в смертном грехе, которым тот или иной бог ведал.
Древние египтяне верили, что для благополучного существования духовного человека в загробном мире необходима сохранность его «материальной оболочки». Питри писал:«Естественные, но неловкие позы, грубый реализм фигур, утрата выразительности и четкости – все это свидетельствовало об исчезновении вечного искусства». Помимо этого, особый интерес представляет изучение Позднего периода (1 тысячелетия до н. э. ). Первоначально она состояла из семи ступеней, восходивших уступами к вершине. Ритуальные циклы повторяли темы, встречавшиеся еще со времени Древнего царства. Зачастую литературные тексты обнаруживаются на саркофагах.
В глубине двора находился огромный приземистый обелиск из камня – символ Солнца. Они расположены на пустынном плато западной окраины Гизы и впечатляют своими размерами. Великий Сфинкс построили приблизительно в 2500 году до н. э.
Это были поучения, сказания и рассказы. Скульптура его претерпевала значительные изменения на всем протяжении истории этой страны. Амон-Ра именуется царем всех богов, ему слагают гимны и приписывают все победы. Пример такого памятника – колосс Эхнатона из Карнакского музея (илл. Средние колонны были значительно выше остальных и настолько же выше была крыша, которая на них опиралась.
В дальнейшем росписи (рис. 12) и рельефная скульптура превратились в тесно связанные между собой виды искусства. Главной достопримечательностью являются барельефы. Сфинксы из красного гранита, привезенные из Египта (они относятся к XV в. до н. э. ), украшают набережную Невы в Петербурге. Так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мёртвых Анубиса — с головой шакала. Украшения становятся более сложными, преобладают геометрические и растительные мотивы.
Но теперь централизация не была совершенной, как прежде. Расположение композиций отвечало планировке гробниц. Древнеегипетские статуи, как правило, выполнялись из глыбы камня или из дерева. Внешность храмов — настоящий шедевр. 31) по праву может считаться вершиной портретного искусства Среднего царства.
В конечном счёте настоящая фреска не получалась и не использовалась. В комплексе стоит величественный храм, окруженный со всех сторон портиками. 58). Манефон разделил всю историю Египта на 30 династий, которые он объединил в три крупные периода, называемые царствами: Древнее, Среднее и Новое. 59), храм Гора в Эдфу (илл. Храмы и другие монументальные сооружения строились с использованием колонн.
Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях существовали определённые правила изображения египетских богов. Древнейшие дошедшие до нас литературные памятники датируются периодом Древнего Царства. В процессе объединения возникло два крупных очага: север, Дельта (9–10 династии) и юг с центром в Фивах, где местные правители образовали 11 династию, восстановившую централизованную власть и объединившую Египет в одно государство. Пример: Статуя Сенусерта I из Каирского музея (илл.
Памятник исполнен в виде победной стелы. Статуи фараонов и их приближённых ставились в гробницах и поминальных храмах. Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей и посвящена фараону Джосеру. Статуя Хефрена вся расположена в одной плоскости.
После долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы (области) государство в XXI веке дон. э. Пирамида Хефрена была последней гигантской усыпальницей фараонов. По мере возведения рядов кладки ступени покрывались облицовкой из плит известняка.
Он сочетает в себе тип скальной гробницы и традиционную форму пирамиды. После долгого перерыва вновь появляются женские изображения в виде стилизованных образов, получивших собирательное наименование «Арсиной» и «Клеопатр». При этом фигуры людей и животных приобретали известную схематичность. Всемирно-историческая роль Египта была исчерпана.
Если ранее статуи можно было ставить лишь фараонам, то с 5 династии чиновники тоже получают это право при условии, что для их статуй будет использоваться дерево или «недолговечный» известняк. Элементы массы в столбе, гладь четких гранитных плоскостей, лишенных какой бы то ни было декорации (полное отсутствие рельефов), позволяют отнести подобный памятник к тому же стилю, что и пирамиду.
Лучше сохранились культовые и мемориальные постройки: святилища, молельни и мастабы. Это то же, что и в пирамиде, — господство массы над пространством. 20), статуя царского писца Каи (илл. Сцены изображённые на картине, представляли путешествие в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса). По этому признаку ученые объединили семь правителей-предшественников Мена в так называемую «нулевую династию».
Общий план обычно состоял из анфилады помещений (входного открытого двора и ряда проходов, вырубленных в скале) идущих перпендикулярно к широкому помещению, образуя перевернутую букву «Т». Сфинксы с львиной, бараньей или человеческой головой лежали на цоколях храма.
В произведении всегда угадывается изначальная структура материала. 57). Сохранилось много резных статуэток. Он представляет собой льва с головой человека.
Картины создавались с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире. 7). Талант египтян ярче всего проявился в различных видах искусства. Не менее декоративно и пластическое оформление. К их числу принадлежит и известная голова царицы Нефертити в синей тиаре.
Нигде в мире не строили столь грандиозных усыпальниц для правителей, обожествлённых при жизни и после смерти. Чем значительнее предмет, тем он больше. Намечается со времени V династии и снижение количественного момента. В то же время статуи частных лиц моделированы значительно тоньше. Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя.
Или тронные статуи зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет и зодчего Хемиуна. 54).
Художественные традиции оказались более стойкими, чем религиозные убеждения. Что касается поминальных храмов имевшихся при каждой пирамиде, то об этом виде архитектуры можно судить по сохранившемуся памятнику Хефрена. Разные части тела отображаются в разном виде. 61). Из всех видов растительных колонн эпохи V династии (папирусообразная, лотосообразная и пальмовидная колонны) самая грациозная — пальмовидная колонна. Многочисленные ремёсла в Египте начали развиваться ещё в период Древнего царства. Рельефы, покрывавшие стены заупокойных царских храмов включали сцены, прославлявшие царя в образе могучего владыки (битвы, захват пленных и добычи, удачные охоты) и как сына бога (царь среди богов), а также изображения, целью которых было доставить царю загробное блаженство.
Животных всегда рисовали видом с боку. Картины создавались, чтобы улучшить жизнь покойному в загробном мире.
Иероглифы остались только для стенных росписей, носящих священный характер. в каждом из периодов были свои художники, которые в своих работах отображали черты идеалы своего времени.
Местные правители, монархи, стали богаче и самостоятельнее. На цоколе капеллы перечислены названия египетских областей (номов) с их столицами. В чём же они состояли. Она была создана в эпоху объединения Египта и повествует о победе Верхнего Египта над Нижним.
По свидетельству Манефона, 70 царей 7 династии правили 70 дней. Он одновременно являлся и крепостью. Внутренность египетского храма. Сооруженные из кирпича-сырца пирамиды фараонов Сенусерта I и Сенусерта II не сохранились.
Важно, что искусство Среднего царства в стилистическом отношении оставалось неоднородным, поскольку его развитие шло в двух направлениях: столичной школы (манерное, «гламурное» искусство) и местных центров (стремление к подражанию центру, но также и использование новых тем и сюжетов, более живописная техника росписей). Кроме того, если в архитектуре Древнего царства важна была вертикаль (вот таким образом дорога через комплекс шла под наклоном), здесь важно гармоничное сочетание вертикали и горизонтали, тогда как в Новом царстве окончательно победит горизонталь (идея шествия человека к богу). Соотношение высоты к ширине в этих четырехгранных столбах равняется 4:1. Первая – вытянутый прямоугольник, обозначающий первый открытый двор с колоннадой по центральной оси (около 20 м высоты с капителями в виде цветущего папируса)вторая – квадратная, обозначающая второй открытый двор, обнесенный двухрядной колоннадой третья – самая обширная, прямоугольная, обозначающая комплекс помещений, расположенных по центральной оси (святилища и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые). Эта третья часть начинается вестибюлем с 32 колоннами. Эти колонны и полуколонны похожи на священные растения древних египтян – лотос и папирус. Пирамида имеет в основании прямоугольную форму и выложена из каменных блоков.
Постепенно развилось большое количество характерных жанров. На восток и на запад от Хеопсовой пирамиды мы видим геометрично расположенный целый город мастаб — некрополь ближайших родственников фараона, а также служилой и земельной знати, на протяжении IV и еще V династий сооружавших свои гробницы рядом с пирамидой фараона. Его символом служил диск с исходящими от него лучами, оканчивающимися кистями рук. лет назад. Однако со второй половины этого периода выступает прослойка «малых людей», которые приобрели достаточный вес и были заинтересованы в объединении страны. Это 125-я глава, в которой описывается посмертный суд Осириса (царя и судьи загробного мира) над умершим.
Она делалась непременно под углом, чтобы можно было физически ощутить подъем. Столицей Египта становится город Саис. Все изображения в Древнем Египте ярко раскрашивались.
Однако количество поз, в которых изображались люди, было довольно ограниченным. В этой же главе содержится текст оправдательной речи. Следует отметить и такую скульптуру, которая известна практически каждому жителю Земли. Контуры выделялись жирными линиями. Изумительно точно и ярко показаны дикая кошка, гуси, утки и т. д. Достижения древнеегипетской культуры и искусства Египта заметно повлияли на потомков и (в значительной мере через греков) дошли до нас. Палетки.
Примерами таких индивидуализированных статуй являются скульптуры времени IV династии — статуи знатных людей Рахотепа и Нофрет (Каирский музей) и бюст царского сына Анххафа (Бостон, Музей изящных искусств), зодчего Хемиуна (Каирский музей), а также голова мужской статуи из коллекции Сальт (Париж, Лувр) и статуи V династии — вельможи Ранофера (Каирский музей), писца Каи (Париж, Лувр) и царевича Каапера (Каирский музей). В дальнейшем процессе развития стиля эпохи Древнего царства намечается прежде всего отход от подобного лаконизма широких плоскостей. Ворота вели в обширный двор, не имевший кровли. схему – илл.
Додинастический период Кон. его надо было изобразить с двумя ногами и руками, а также с выступающим носом.
Тематика становится гораздо шире. Скульптура в Древнем Египте выполняла связующую с загробной жизнью роль.
Поклонение солнцу сочеталось с культом самого фараона, считавшего себя сыном Атона. Он во время своего царствования провел реформы религии и искусства. Раскрытие сюжета следует основным этапам его жизни.
Если известные элементы стиля (как это нами указывалось выше), характерные для архитектуры Древнего царства, мы встречали даже уже в искусстве архаического периода, то это не означало еще тождественности стиля в целом. Отдельные блоки весили по 30 тонн. Храм был обнесен толстой стеной. Её называли «Совершенная» её лицо украшало храмы по всей стране. В скульптуре Позднего царства навыки древнего высокого мастерства скульптуры отчасти угасают. В эпоху Древнего царства существовал обычай чтения вслух заклинаний для умершего царя.
Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного — своей прекрасной облицовки. Обычно с восточной стороны мастабы имели род ниши, так называемую ложную дверь. Руководил работами зодчий Сенмут. Четко разграниченные на типы (идущий человек с выставленной вперёд ногой, сидящий со скрещенными ногами и т. п. ), отличающиеся торжественной статикой портретные статуи этого времени поражают ясностью и точностью передачи наиболее существенных, характерных черт и социального положения портретируемого (статуи фараона Хефрена, царевича Анххафа, жреца Ранофера, писца Каи и др. ). На время 7–10 династий приходится первый Период распада страны. Это – символы богини неба Хатор, покровительницы фараона.
Краски были минеральные: белая краска добывалась из известняка, красная – из красной охры, черная – из сажи, зеленая – из тертого малахита, синяя – из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая – из желтой охры. 25), «Погонщики ослов», «Перегон скота через реку» – располагались на северной стене погребальной камеры. Храм в Луксоре (см. Форма раздробляется, стены начинают покрываться рельефами, колонна заменяет столб.
Эти силы активно сопротивлялись фараону. Появляются изящные рельефы, многоцветные росписи изображение бытовых сцен, простых людей. Когда Вы ступаете внутрь, то будто окунаетесь в другой мир, который заполнен каменными резными фигурками, мифическими статуями, оттенками, столбами и внеземной атмосферой. Со вступлением на престол правителей 11 династии начинается эпоха Среднего царства.
Храмы строились из «вечного камня» – гранита и известняка. Ночное освещение храма походит на футуристический акцент, лишь усиливая древнее окружение. Тени от носа и под глазами придают лицу пластичность. Этот период можно разделить на три подпериода: палеолит (9-8 тыс. Помещения «подземного царства» лежали ниже уровня пола передних залов, так что спуск ощущался вполне конкретно.
Понятно, что такая последовательность не всегда выдерживалась. С утратой фараонами могущества их образы абсолютно исчезают в изобразительном искусстве. К таким ранним памятникам принадлежит «Мужской портрет» из ГМИИ (1 век н. э. илл. О храмах древнего царства известно немного, если не брать в расчет поминальные сооружения при пирамидах. Они считали, что душа после смерти летает между двумя мирами – земным и потусторонним.
Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков. Большинство из них имеет щитообразную форму, обе стороны палеток покрывают рельефы. Этот царь отменил все старые каноны и провозгласил новые. В пластике официального направления начала 18 династии развивались традиции искусства Среднего царства (то есть установка на портретность и доминирование человеческого начала).
Этот памятник занимает исключительно важное место в общей линии эволюции официального скульптурного портрета Нового царства, открывая дальнейшие пути искусству времени второй половины 18 династии (и в частности искусству Амарны). Исключительного совершенства достигли мастера и в деревянной скульптуре.
Они стремились максимально продлить жизнь после смерти, оттуда и пошли традиции мумифицирования тел и строительство гробниц, снабженных всем необходимым для загробной жизни. Естественнее изображались в древнеегипетском искусстве простые люди (пастухи, земледельцы) и чужеземцы.
Наконец, третья или «Красная» пирамида Снофру (илл. По-арабски такая форма называлась мастаба (скамья). Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Для египтян она была, прежде всего, градацией ценностей.
Та же часть пустыни, огороженная сеткой, внутри которой загнаны звери так же слева и в той же условной позе, что и фараон Сахура изображен Антефокер. В конечном счёте настоящая фреска не получалась и не использовалась. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей. После изгнания гексонов, Египет стал развиваться с новой силой.
14). Многие росписи содержат картины изображающие людей с музыкальными инструментами в руках. За ним следовали гипостильные залы (один или несколько), а затем путь ритуальных процессий завершался в святилище. На его месте были сооружены тридцатиметровые обелиски царицы.
Они рассказывают нам, каким был Древний Египет. Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. 32). Статуи Хатшепсут и Тутмоса III (Карнак)Существовало также множество изображений Ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились.
В период древнего царства главным украшением гробниц становятся как раз рельефы. Глянцевая поверхность камня усиливает контрастность объемов. Об этом, в частности, повествуют такие литературные произведения, как «Разговор разочарованного со своей душой» или «Песнь арфиста», где отчетливо проступают пессимизм и скепсис в оценке окружающего мира. У него нет практически никаких наземных сооружений.
Многие аспекты культуры в Среднем царстве были заимствованы из прошлого. Эта третья часть начинается вестибюлем с 32 колоннами. Высота ступенчатой пирамиды Джосера в Саккара (конец четвертого — начало третьего тысячелетий до н. э. ) — около 60 м. Она сложена из хорошо отполированных цельных кусков камня и в основе представляет собою ту же мастабу с лежащими на ней и все уменьшающимися кверху пятью геометризированными пластами. Строгие каноны скульптуры (например, строго регламентировались позы сидящих и стоящих фигур, положение их рук и ног, цвет кожи и т. д. ) также были призваны для достижения этой цели. В частности, была построена так называемая «Белая капелла» (илл. К эпохе эллинизма относятся, в частности, знаменитые фаюмские портреты.
до н. э. Основателем 1 династии принято считать Мена (так, например, пишет Померанцева), однако есть и другие точки зрения, например, что Мен и Нармер – одно и то же лицо (впрочем, сегодня эта точка зрения оспаривается). Статуи стоят в нишах молелен.
Классическим образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов 4-й династии (27 в. до н. э. ) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч. Искусство времён Эхнатона (его называют амарнским, так как Эхнатон перенёс столицу в построенный при нём город Ахетатон, близ современной деревушки Амарна) обратилось к неизведанному до него: к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. Египетские строители первыми научились ставить отдельно стоящие опоры. Затем другой жрец, Смендес, становится основателем 21 династии.
Со вступлением на престол царицы Хатшепсут, которая была дочерью Тутмоса I, женой Тутмоса II и узурпировала трон при его малолетнем сыне Тутмосе III (рожденным женщиной нецарского рода), начались дальнейшие работы по перестройке храма Амона, в результате которых погиб зал Инени. Впоследствии его стали облицовывать каменными плитами. Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть сынов бога. Она стала образцом для последующего культуры в других регионах.
до н. э. ), неолит (7-3 тыс. И птицы и животные изображены в различных живых позах, новшеством является и богатство красок: применены не только новые оттенки (густо-оранжевый, желтовато-серый и другие), но и даются переходы одного цвета к другому. Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь. Заупокойный ансамбль Рамзеса III в Мединет-Абу (илл. Одним из самых замечательных памятников этого времени является мастаба вельможи Ти. Основа – 8 капитальных каменных стен.
Параллель со скульптурой того же периода указывает на стилистическое тождество. Авторы не пытались даже скрыть природные изъяны его внешности. Рельефы и росписи. вариант их имен). Она является одним из чудес света.
Этот прием основан на ритмическом равновесии пропорций «золотого сечения». Ряд ученых считали мастабу (ныне сохраняющую высоту в 8 м) в Бет-Халлафе непосредственной предшественницей известной ступенчатой пирамиды первого фараона III династии Джосера в Саккара. Встречаются и новые сюжеты, например, таково известное изображение прихода кочевников. Оформление отличается пышностью, возможно даже чрезмерной и громоздкой.
Хотя «красная» усыпальница является первой «истинной» пирамидой, ей свойственен чрезвычайно низкий наклон стен. Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага.
Вместе с тем типично здесь отмеченное выше раздробление формы. После долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы (области) государство в XXI веке до н. э. снова объединилось под властью фиванских правителей — этим знаменуется начало Среднего царства. Древние египтяне верили, что скарабей обладает животворящей силой. В композиции можно выделить три основных цикла: сцены земного бытия, обряд оживления тела покойного для перехода к вечной жизни и жертвенный пир. Состав краски: яичная темпера, вязкие вещества и смолы.
В этот период большого развития достигли сельское хозяйство, ремёсла (гончарное, ювелирное, ткачество и др. ), прорыты новые оросительные каналы, снаряжались морские экспедиции в Финикию и на остров Крит, совершались неоднократные похода на Синайский полуостров, богатый медью, в Палестину и в Нубию изобиловавшую золотом и слоновой костью. Великолепное мастерство указывает на давнюю традицию этого вида искусства. Однако, простояв полторы тысячи лет, маяк был уничтожен землетрясением. Однако такое бурное развитие прервал Эхнатон. Скульптурный канон Древнего Египта существовал 3 тыс. Снаружи – только фасад с огромными статуями фараона.
Кроме того, в ансамбле Джосера большая роль отводилась декоративному оформлению. Вот таким образом, определяя факторы, мы будем основываться на «переломных моментах» в искусстве Древнего Египта, а именно в живописи.
Впоследствии его стали облицовывать каменными плитами. Вместо этого использовалась краска на слое высушенного пластыря, такназываемая «фреска a secco». Лицо изображалось в строгом профиле, но при этом глаз был повернут en face. Также изображались сидящие на троне фигуры и коленопреклоненные. Такие фигурки делались из дерева, алебастра, более дорогого материала. Эти монументальные сооружения служили гробницами для владык древнего царства – фараонов.
В иераконпольскойросписиживотные изображены в профиль, а рога, то в фас, то в профиль – в зависимостиот того, как более точно может бытьпередана форма рогов. Высокая посадка головы соответствует стройным формам фигуры. Из всех видов растительных колонн эпохи V династии (папирусообразная, лотосообразная и пальмовидная колонны) самая грациозная — пальмовидная колонна. В 525 году до н. э. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями— они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. И практически такое полоение вещей за всю историю Древнего Египта не поменялось.
От нижнего храма в скальном грунте была прорыта дорога восхождения. Для придания всему ансамблю цельности, зодчие используют двойную колоннаду для разделения и объединения двух дворов. Основу пирамиды в Медуме (илл. Впрочем, реформу эту провел не он, а его преемник – Аменхотеп IV.
Скульптура во времена Среднего царства претерпевает значительные стилистические изменения. иглы фараона). Обе статуи портретны индивидуальность лиц ярко выявлена. В эпоху Среднего царства значительно обогатились формы и цветовая палитра, поменялись объемы создаваемых предметов. Таким образом, в Египте сохраняется политеизм, но поклонение богу Амону-Ра становится общегосударственным официальным культом.
Изображения были как реалистичные, так и идеализированные. Самым примечательным памятником этой группы является «Палетка Нармера» (около 3000 г. до н. э. илл. 4). Египет захватили персы, они правили около 120 лет, основав 27-ую династию. 10) в Дашуре – первая усыпальница правильной пирамидальной формы. Первый тип был самый обычный выпуклый барельеф.
Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы. Среди них самая большая египетская Пирамида — Пирамида Хуфу. К началу I тыс. Первая – вытянутый прямоугольник, обозначающий первый открытый двор с колоннадой по центральной оси (около 20 м высоты с капителями в виде цветущего папируса) вторая – квадратная, обозначающая второй открытый двор, обнесенный двухрядной колоннадой третья – самая обширная, прямоугольная, обозначающая комплекс помещений, расположенных по центральной оси (святилища и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые).
В саисский период во всех областях культуры наблюдается обращение к традициям «классических» эпох. Содержание изображений в рельефах и росписях было определено их назначением. Архитектурный облик Древнего Египта представлен пирамидами. В Новом царстве и позднее их записывали на папирусных свитках илина коже. Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле. Со временем египтяне в итоге длительных поисков выработали сложные приемы мумификации.
Камень применялся лишь как отделочный материал. В период сорокалетнего правления Аменхотепа III Египет достиг зенита своего могущества. Эти же представления определили и предъявлявшиеся к скульптуре требования. Она является доминантой ансамбля и покоряет простотой конструкции и гармонией форм. Портретный образ в осмыслении египтян имел двойственную сущность: с одной стороны, передача максимального сходства, с другой – предельная «идеальная» обобщенность.
На лицевой стороне палетки фараон в «белой короне» Верхнего Египта, превосходящий размерами своих приближенных, взирает на обезглавленные трупы врагов. Центральный колонный проход остался недостроенным. Простым людям не строили пирамид.
Она выстроена в форме пирамиды, достигает в высоту 60 метров (20 этажей) и как бы состоит из семи поставленных одна на другую уменьшающихся к верху мастаб (мастаба на арабском значит "скамья", слово служит для обозначения таких могильных построек). Бог Пта никогда не освещался солнцем.
49). В более поздние периоды к ним добавились фаянс и дерево, металлы (в том числе медь, золото и железо), стекло, слоновая кость и фарфор. Считается, что это было изображение Хефрена в львином образе (голова человека и тело льва).
Примером росписи периода 4 династии могут служить так называемые «медумские гуси» (илл. Размеры фигур определялись социальным статусом – богатых и знатных людей изображали более крупными, чем остальных. 21). Она состояла из 6-ти ступеней и каждая следующая ступень была меньше предыдущей. Здесь стоит вспомнить знаменитую голову царицы Нефертити, которая выглядит очень реалистично.
Однако и эти тайники грабили также часто, как и пирамиды. Изображения фараона портретны. Начинается строительство в Карнаке.
Другим нововведением является возникновение некрополя приближенных фараона на восточном берегу Нила, рядом с Ахетатоном, а не на западном, как это было принято в традиции. Среди найденных там памятников следует отметить парадный трон, на спинке которого изображен фараон и его жена (илл. Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ. Особенно проявляется она в изображении человеческой фигуры на плоскости (на рельефах и в живописи). Взгляд устремлен вдаль.
В 950 году до н. э. Элементы массы в столбе, гладь четких гранитных плоскостей, лишенных какой бы то ни было декорации (полное отсутствие рельефов), позволяют отнести подобный памятник к тому же стилю, что и пирамиду. Строительство пирамиды Хеопса граничит с именем зодчего Хемиуна, племянника фараона.
Впрочем, многие традиции уже изживали себя и в формах. Среди них выделяют так называемый дидактический, например «Поучения Птахотепа», биографический и автобиографический – «Рассказ Синухета», философский диалог – «Беседа разочарованного со своей душой», любовная лирика, фантастические сказки или религиозные гимны. Египетские религиозные обряды проходили в храмах. На щеках и переносице лежат световые блики. Мощные стены и башни придают этому сооружению характер крепости.
39), сфинксы и голову из Британского музея (илл. 44). Все остальные подобные источники бесследно пропадали при разливах Нила. Подчеркивается абсолютная статика предельно конструктивной массы этого памятника. Среди примеров памятников: «Палетка с шакалами», «Оксфордская палетка» и «Палетка Нармера». Примерами древних скульптур являются женские фигурки из захоронений бадарийской культуры. Примеры: тронные статуи Джосера (илл.
Кроме того, большую роль сыграло отсутствие дерева как строительного материала и наличие месторождений камня, который и стал основным строительным и скульптурным материалом. С 525 года до н. э. Они постепенно присваивали себе привилегии, прежде принадлежавшие только царю, — привилегии высоких титулов, религиозных церемоний, уподоблений Осирису и Хору. Сдвоенные ряды колонн в виде связок папируса обрамляют открытый двор. Что касается поминальных храмов имевшихся при каждой пирамиде, то об этом виде архитектуры можно судить по сохранившемуся памятнику Хефрена.
Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была т. н. ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н. э. ). 55). Символами фараона являлись полосатый платок с концами, спускающимися на плечи головная повязка короны – белая, в форме кегли (символ Верховного Египта) и цилиндрическая красная, с высоким закругленным выступом сзади (символ Нижнего Египта). Аналогичную структуру мы видим в комплексах в Абусире и Гизе. Это — важный сам по себе социальный факт, указывающий на степень и масштабы эксплуатации крестьянского и рабского труда в период зенита развития централизованной деспотии Древнего царства. Эти черты слились с традициями египетских ритуальных масок. Возродилось в это время и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах.
Необходимым условием этого являлось портретное сходство. На характер древнеегипетского искусства, выбор форм и художественных средств решающее влияние оказал заупокойный культ -ориентировано искусство. Но в этом заложен и ключ к раскрытию образа этой архитектуры. Здесь многое может рассказать Вам о древних ритуалах и традициях. В Древнем Египте применялись две техники рельефа: барельеф и врезанный рельеф en creux (ан крё) с углубленным контуром. 28).
Его начало (11–8 вв. Особое значение придавалось наиболее выразительным чертам – например, огромные глаза.
О архитектуре кратко Египтяне создали много замечательных архитектурных сооружений. Вход фланкировался (привет Бутырскому. ) двумя фигурами владельца гробницы изображавшегося во весь рост. вторым же типом являлся углубленный барельеф.
Преемники его уже не возводили грандиозных сооружений. Индивидуальные черты фараона сочетаются с известной долей художественного обобщения. Настенные росписи перестают быть более графикой, чем живописью. Хотя это подразделение и условно, ученые пользуются им и по настоящее время.
Сменявшие друг друга фараоны 18 династии продолжали строительство в Карнаке. 19), статуя карлика Сенеба с женой (илл. кв. Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была т. н.
В этих памятниках также очевидно портретное сходство. Самые богатые люди в своих погребальнях, гробницах, храмах укарашали стены рельефами. На раннем этапе существования древнеегипетского искусства уже проявилась одна из его основных особенностей: функциональность памятников, то есть при изготовлении культовых вещей (сосудов, ножей) использовались те же формы, что и для изделий быта. Так появились египетские пирамиды. Это только часть Лучших 10 исторических памятников в Египте, которые Вы должны увидеть.
Из всех сооружений комплекса лишь пирамида лишена декора. Аналогичным образом жилые постройки служили прообразом погребальных сооружений. Святилище было монолитным: по бокам в нём располагались комнаты для жрецов. Самая грандиозная из них, Великая пирамида Хеопса (рис. 7), гордо возвышается над пустынным ландшафтом, соседствуя с гигантским сфинксом, высеченным из монолита. Наиболее ранним прототипом классических пирамид надо считать архитектуру так называемых мастаб (по-арабски — скамья), представлявших собою надмогильный геометрической формы курган, точнее прямоугольную в основании, усеченную пирамиду с наклоном боковых граней примерно в 75. По их эволюции можно судить о смене художественных форм, прославивших Древний Египет.
лет. Расцвет скульптуры малых форм начался в искусстве Среднего царства. Архитектура Древнего Египта просто невероятна. Если раньше рельефами декорировались небольшие вещи (палетки и стелы), то теперь они развертывались большими циклами, объединявшими в себе множество сюжетов. 43). Вопрос художественных традиций конца Нового царства представлялся весьма спорным.
Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож. Усыпальница фараона должна была производить впечатление подавляющей монументальности. Перед пилонами размещались огромные скульптурные статуи фараонов и обелиски (т. н. Все изображения в Древнем Египте ярко раскрашивались.
Давайте начнем с Пирамиды Джосера. Самая ранняя из пирамид – пирамида Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. Классическим образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов 4-й династии (27 в. до н. э. ) Хеопса, Хефрена и Микерина.
26). Проанализируем факторы, которые повлиялинаразвитиеживописи Египта.
Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами. Это был недолгий период возрождения, когда престол вновь перешел к местной династии. Это хорошо прослеживается по группе памятников – плиткам с рельефными изображениями. Колоссальная диспропорция заключается между самодовлеемостью массы и пространственным разрешением. Из-за этого живопись и скульптура Древнего Египта всегда была немного примитивна. 1).
Он был не обычным, а особым, царским и посвящен богу солнца Ра. Их назначение – запутать грабителя, если ему удалось бы проникнуть внутрь сооружения. В этот период сложились некоторые приемы оформления: вогнутые карнизы, орнаментальные фризы (живописные или скульптурные), оформление дверного проема глубоким уступом.
В архитектуре наблюдается отказ от монументальных ансамблей, храмы становятся меньше. А вот светское зодчество сохранилось мало, в отличие от религиозного. Классическим образцом архитектурных сооружений являются пирамиды фараонов 4 – й династии (27 в. до н. э. ) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч.
От эпохи палеолита дошли только вещи утилитарного назначения. Позднее при фараоне Аменхотепе III (18-ая династия, отец Эхнатона) это сооружение было разобрано и его алебастровые блоки использовались как наполнитель для пилона Карнакского храма, где они в первой половине 20 века были найдены в полном объеме и вновь воссозданы в прежнее здание. Иллюстрация росписей диктовалась их предназначением. Их хоронили в песчаных ямах, а сверху насыпали холм в виде маленькой усеченной пирамиды. Одной из самых характерных черт египетского искусства была большая связь с религией. 12).
Первой постройкой, где массив здания стал наращиваться по вертикали, стала знаменитая усыпальница фараона Джосера (около 3000 лет до н. э. ), так называемая «ступенчатая пирамида». В Амарнскую эпоху наблюдается стремление порвать с традициями прошлого. Рельефы и росписи. Древнеегипетская реформация – это попытка приоткрыть тайну и показать, что все видимое является творчеством самого человека, что именно через человека приходит в мир вечное и возвышенное, прекрасное и истинное.
Местные правители (номархи) стали богаче и самостоятельнее и присваивали себе царские привилегии. Появление оси задает новую, удивительно четкую пространственную ориентацию. После завоевания Египта греками в 332 году до н. э.
Внутреннее убранство пирамид копирует жизнь страны порой в мельчайших подробностях. Для жизни вечной нужно было сохранить и тело. Искусство Амарны. Примеры – храм Исиды на острове Филе (илл.
Но дальше его линия развития затухает. В этом памятнике уже можно проследить основные черты складывающегося древнеегипетского стиля: – Построчное изображение – Сложение законченной композиции с композиционным центром (принцип доминанты и соподчинения) – Выразительность силуэтов. Для этого можно сравнить тронные статуи Джосера и Хефрена. Искусство Древнего Египта краткоГлавный зал Карнакского храма имеет площадь в 5000 кв.
Живопись и архитектура Египта тесно связанные между собой. Пик в развитии реалистической скульптуры, как рельефной, так и объемной, был достигнут на более позднем этапе правления той же династии, при Эхнатоне – фараоне XVIII династии, основавшем свою столицу в Амарне. Во II тыс. Скульптура Древнего Египта тоже была связана с жизнью после смерти.
Здесь все части скульптуры выступали на половину из плоскости камня. Такие колонны стали позднее наиболее характерными для египетской храмовой архитектуры. Это самая маленькая усыпальница, её высота всего 66 м. Три великие пирамиды были окружены большим количеством гробниц, принадлежащих царским родственникам и важным чиновникам. Для этого египтяне стали делать мумии.
Красная корона вносит яркий акцент в строгую цветовую гамму. К этой группе памятников можно отнести голову статуи неизвестного вельможи из музея в Будапеште. Позже подобные тексты стали записывать и в гробницах египетских вельмож. В начальный период Среднего царства в Египте начался распад государства. В фиванской скульптуре Нового царства появляются черты индивидуальности. Последний памятник отмечен изысканностью и тонкостью линий, мягкими и текучими формами.
Самое сакральное изображение бога находилась в храме. Здесь находится множество уникальных рельефов исполненных на высочайшем уровне. власть захватывает ливийский военачальник Шешонк, который основывает 22 династию. Это выражено в известной надписи в храме богини Нейт в Саисе: «Я – это то, что есть, было и будет: никто не поднимал моей завесы». Изображение супружеской четы Рахотепа и Нофрет отличается декоративностью. В архитектуре получают развитие традиции предыдущего периода.
Скульптура Древнего царства Древнего Египта немыслима без придворных ваятелей. В Древнем Египте не обходилось и без живописи. Их хоронили в песчаных ямах, а сверху насыпали холм в виде маленькой усеченной пирамиды. Вы можете наслаждаться известной гробницей Тутанхамона, так же как великими сидящими колоссами Мемнона и рядом других внушительных достопримечательностей. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы. К сожалению их невозможно чётко отделить друг от друга или пронумеровать, так как один сказывается на другом, тот отображается на третьем и в целом отражаются на культуре и живописи Египта.
Это египетский сфинкс, считающийся самым древним и большим изваянием. Колонны поддерживают крышу. Для жизни вечной нужно было сохранить и тело. Всемирно-историческая роль Египта в то время была уже исчерпана.
Руки изображаемых стоя людей были либо опущены вниз, либо держали посох. В дальнейшем же за страной закрепилось греческое название «Айгюптос», возникшее от названия «Хикупта» («Крепость духа Пта»), которое относилось к городу Мемфису, расположенному неподалеку от Каира (см. Начинают использоваться пилоны. 5 – 4 тыс. Новый музей (Берлин)Нефертити – «главная супруга» древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона (ок.
Ка – дух человека, существо высшего порядка, божественная жизненная сила. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над изображением дворцового фасада «серех», символизировавшего земную обитель фараона. 36). Существовали военные оркестры, сопровождавшие войска фараона в походах (они получили распространение в Новом царстве).
Наряду с творческой переработкой наследия Древнего царства оно создало много нового. В редких памятниках той поры преобладают местные египетские черты. Часть пирамид была разрушена уже в древности. Этот храм – скальная гробница. Особое место среди таких памятников занимают изделия из дерева. Ее стены от самого входа покрыты расписными рельефами. Новым был и факт сохранения в портрете этнических черт.
Представление о вечной жизни привело к обряду мумификации и обилию в погребениях статуарных изображений, которые являлись как бы двойником умершего, его «ка». Идея репрезентативности в каменном зодчестве эпохи Древнего царства есть новое качество. Усыпальницами позднего времени являются заупокойный храм фараона Ментухотепа I, построенный в виде скальной гробницы и возведенный в XV в. До н. э. в долине Дейр-эль-Бахри на трех скальных террасах заупокойный храм царицы Хатшепсут (для украшения его было использовано 200 скульптур). Образ сфинкса стал классическим в европейском искусстве.
1. Использовались также глина, тростник и дерево. Общий план заупокойных ансамблей теперь еще в большей степени определяется сложным характером погребального культа. Ученые подсчитали, какое количество камней пошло на строительство этой пирамиды – 2300000.
В это время номархи (правители египетских провинций, «номов») стремятся обособиться и обрести самостоятельность. В течение длительного периода египтяне были пионерами цивилизации. Новые черты проявились и в рельефах. Так, переплыв Нил, торжественная процессия входила в нижний заупокойный храм (храм-пристань), где в течение 40 дней мумифицировалось тело фараона. Общая планировка их отличалась строгостью, конструктивной ясностью форм.
В культуре обозначился, так называемый, поворот к древности. Например, к середине 18 династии относится парная группа скульптур из ГМИИ изображающая верховного жреца Аменхотепа и его жену, «певицу Амона» Раннаи (илл. Самые известные из них – «Сцены охоты на Ниле» (илл. В Древнем Египте было три основные идеала: долговечность, достоинство и простота. Он был символом вечной жизни. Дорога к храму ограничена многочисленными сфинксами, которые обеспечивают уникальную атмосферу, позволяющую погрузиться полностью в прошлую эру.
Но теперь централизация уже не была столь совершенной, как прежде. Архитектура: появляется новый тип погребального комплекса – полускальный. Среди египетских амулетов был широко распространен образ жука-скарабея.
до н. э) и энеолит (медно-каменный век, 4-3 тыс. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. Наблюдаются почти правильные пропорции тела, просматриваются мускулы. 1971-1928 до н. э. ).
При нем восстанавливается культ Амона, первоначальная форма его имени – Тутанхатон («Образ живой Атона») – заменяется на имя Тутанхамон. Затем следовала пирамида, а завершал комплекс узкий хебседный двор. Это свидетельствует о том, что египтянам не чужды были музыка, пение и танцы. пирамиды стали скромнее и меньше размерами. В большей своей части построен архитектором Аменхотепом-младшим в 15 в. до н. э. Вместо этого использовалась краска на слое высушенного пластыря, такназываемая «фреска a secco». Затем наступает своеобразный период возрождения – эпоха Саиса (26 династия). Архитектура.
Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Ещё одна особенность – пропорции человеческих тел относительно их значимости и знатности. Основной характер – торжественная монументальность и строгое спокойствие. Объёмы изваяний обобщены, переходы между ними сглажены. Скульпторы уже работают только над усовершенствованием своего технического мастерства.
Плита сделана в ознаменование объединения Верхнего (южного) и Нижнего (северного) Египта в единое государство. Все пирамиды довольно точно ориентированы по сторонам света. От пилонообразного сооружения длинный крытый проход ведет в открытый 100 м длины двор. Этот храм очень похож на Карнак и на Луксор – с теми же дворами, гипостильными залами, с залом Анналов, где описаны все великие подвиги фараона Рамзеса II.
Самый крупный из таких скальных храмов расположен в Нубии, завоеванной Египтом. Зеленый цвет получали из малахита, растирая его до порошкообразного состояния, синий – из лазурита. Второй тип барельефа получил большое распространение в период Среднего царства. 24), современника Джосера.
Например, портретный рельеф из мастабы зодчего Хесира (илл. Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градусов. На пилоне здесь изображен фараон, приносящий жертву Исиде.
29). В композиции эта деталь играла роль центра, определявшего расположение фигур.
Храм Хатшепсут стал ярким тому примером. Однако усилившиеся декоративные тенденции отразились и здесь. Особено это подражание затронуло монументальную живопись. Новые черты появляются только со времени царицы Хатшепсут. 22) известная под названием «Сельского старосты».
Залы древних храмов как бы изображали нильские заросли. Храмы вырубались также в скалах. Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте. до н. э. 18), тронная статуя зодчего Хемиуна (племянника фараона Хеопса) (илл.
Боги всегда находились наверху – на небе, а первичный холм Бен-Бен в виде треугольника стал самой главной символической формой для древних египтян. Большое распространение получили стоящие фигуры с выставленной вперед левой ногой (это движение означало шаг в вечность, поскольку левая сторона ассоциировалась с загробным миром), а также сидящие на троне или коленопреклоненные статуи и композиция писца. Идея репрезентативности в каменном зодчестве эпохи Древнего царства есть новое качество. Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой.
Наверху изображены 42 бога. Состав краски был неоднородным— яичная темпера, разнообразные вязкие вещества и смолы.
Впервые в истории египетского искусства появилось изображение фараона в кругу семьи. Определённого порядка в письме у египтян не существовало. однако живопись все же доминирует, так как является более дешевой и экономит врем.
Тип пластических масок существовал в Египте с древнейших времен. Обряд мумификации еще не достаточно развит, вот таким образом в гробницу помещают статую покойного, чтобы душа могла воплотиться в ней. Авторы были связаны канонами, уходившими далеко в прошлое. Отсюда капитальные каменные сооружения – гробницы и появление портретных статуй покойного и его приближенных (заместитель мумии). Расположение основных помещений было обусловлено требованиями религиозного культа.
Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным. Она имеет шесть ступеней, каждая из которых меньше предыдущей. 6).
В эту эпоху уточняются основные виды храмовых архитектурных комплексов (наземные, полускальные, скальные), устанавливается определенная последовательность помещений (чередование открытых и закрытых пространств перистильных дворов и гипостильных залов) и система их пластического оформления. Бюст Нефертити. Полная свобода предоставлялась художнику при изображении фауны. Рельефы.
Сохранился фрагмент дворцовой росписи Ахетатона с изображением двух принцесс (илл. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства. Парадные помещения и личные покои фараона были обильно декорированы росписями и рельефами.
карту – илл. К этой эпохе относится тип дворцовых фасадов. Фигуры теряют персонификацию.
Всемирно известным стал портрет супруги фараона – царицы Нефертити в высоком головном уборе, он стоит в ряду самых поэтичных женских образов, созданных мировым искусством. Написанные, как правило, на деревянных досках, вложенных в бинты мумии, они получили свое название «фаюмские» по основному месту находки. Все скульптурные изображения в Древнем Египте ярко раскрашивались. В VII веке дон. э. Первой из них была известная пирамида фараона 3-й династии Джосера в Саккаре.
Гробницы типа мастаба стали излишней роскошью. Они выстраивались по одной оси, продолжавшейся за стенами длинной аллеей со сфинксами. Многочисленные проходы — лучшее место для того, чтобы сделать ошеломляющие фотографии.
Таким образом, египетское искусство в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Во всех памятниках усилены индивидуальные черты. К этому типу относится знаменитый храм Рамзеса II в Абу-Симбеле.
происходит тесное соприкосновение местной художественной культуры с античным миром. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. Например, портретные изображения Хатшепсут. Аналогично построена и следующая терраса, куда ведет лестница. 16), тронная статуя Рахотепа и его жены Нофрет (илл.
30). Лица тонко моделированы, в обоих случаях ярко выражена портретность. На одной чашечке весов находится сердце, то есть совесть усопшего, легкая или обремененная грехами, а на другой Правда в виде пера богини Маат или фигурки Маат.