Расположенный рядом Димитриевский собор меньше Успенского. Пожалуй, главная его достопримечательность – башни и прясла стен деревянного Усть-Илимского острога. Центром любой усадьбы на Севере был дом. В 1125 году внутренность собора была расписана фресками.
Типичны узкие, щелевидные окна на фасадах и на барабане купола. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружался восьмиугольный сруб (восьмерик).
Так, Успенский собор Печерского монастыря построен за 3 года (и кончана бысть на третьее лето), хотя фундамент его был заложен еще за год до этого. Строятся храмы, при них организуются школы, пишутся книги, распространяется грамотность.
Несколько храмов расположены отдельно на территории музея. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами. Наиболее вероятно, что в Полоцке появился византийский мастер, вошедший в состав местной строительной артели или даже возглавивший ее. Башня Якутского острога в 90-е гг.
Самое крупное и величественное здание княжества — Успенский собор. Однако эта церковь все же не полностью повторяет киевские формы: наружные лопатки ее плоские, а средняя пара столбов имеет не крестчатую, а шестигранную в плане форму.
Позже возникли шатровые и лукообразный купола. Он был привезен с берега Камы, смонтирован и готов к работе, которую выполнял до 70-х гг. Это конусообразная кровля с башенкой наверху, придающая храму стройность. Ее высота составляет 62 метра, толщина стен – от 2 до 4 метров. В ряде случаев применяют изразцовые детали.
XII в. уже восторжествовала статичная композиция. Его относят как к началу XII в., так и к 70 — 80-м гг. Стилевые особенности новгородской архитектуры сохраняются и в дальнейшем ее развитии. Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. Очень возможно, что под словом верхи составитель Списка имел в виду не главы, а своды.
Собор Рождества Богородицы — главный храм Антониева монастыря в Великом Новгороде. Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Наружные лопатки несколько сложнее, чем в Бельчицком соборе. Для работ приглашались лучшие мастера своего времени использовались художественные и технические достижения эпохи.
В. Моргилевский, Н. Е. Макаренко, Н. И. Брунов, И. М. Хозеров и др. ). Но осветить обширные хоры, закрытые снаружи вторым ярусом галерей, по византийской системе можно было только через окна барабанов глав. Если надо было увековечить какое-то событие или место, то ставили храм или часовню.
Каждый из них имеет покрытие, не похожее на другие. У входа в музей расположились крестьянские дома, привезенные из разных районов Предуралья. И хотя в то время христианская Церковь была ещё единой (официально Западная и Восточная Церкви разделились в 1054 г. ), всё же греческий Восток и латинский Запад уже сильно разошлись, прежде всего, культурно. Это подтверждается рядом своеобразных особенностей строительной техники (например, характер формовки кирпичей), несвойственных архитектуре Киева.
Перед каждым его порталом, т. е. с трех сторон, некогда имелись небольшие притворы — тамбуры (или, может быть, галереи). Да именно в этот период начали строить колокольни, стоящие отдельно от основного церковного сооружения. Этот собор заложен около 1030—1034 годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем.
Образцом такой архитектуры может быть ансамбль кремля в Ростове Великом. Но еще оригинальнее строительная техника здания. Это был трехнефный шестистолпный храм.
Софии Новгородской, а окончен черниговский собор был только в середине века. Абсолютно самостоятельной группой памятников зодчества являются постройки Галицкой земли. Успенский собор — самый крупный храм среди всех памятников подобного типа (20. 6 х 34. 5 м).
В здании явно выделены два аспекта обозрения интерьера. Строительство каменного собора частным лицом, каким являлся преподобный Антоний, было для тех лет явлением почти исключительным. Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты. Планы этих церквей почти стандартны, отличаясь лишь размерами и деталями.
Таким образом, даже указанное существенное различие соборов свидетельствует о единстве приемов, которыми пользовались зодчие. С 20 — 30-х гг. Пристройка сбоку от избы с большими воротами (передок), служила для хранения телег, саней, конской сбруи.
Второй этаж – жилой. Но и до неё в русских городах были христианские общины, храмы и монастыри.
Издревле русичи селились компактно, огораживая свои поселения частоколом, от слов «городить», «огораживать» и произошло слово «город». Она маленькая, бесстолпная, с одной апсидой и с полуколоннами на наружных пилястрах. Храм является воплощением строгой и мужественной красоты и находится в удивительной гармонии с северным пейзажем.
Примечательна еще одна страница русской архитектуры, связанная со строительством Москвы. Сейчас этот памятник находится в черте города. Чем же характеризуется X в. в истории восточных славян. Большую роль сыграло также применение местных строительных материалов.
Стены отделаны пилястрами и поэтажными колонками. Нередко крупные монументальные иконы заменяли в храмах росписи и дорогостоящую мозаику. В XI – XII вв. Здание полностью сохранилось, а в его интерьере уцелели великолепные фресковые росписи.
Дома «двужилые», то есть двухэтажные. Широко используется фигурная кладка из профилированного кирпича с включением белого камня. Близка к киевским памятникам не только строительная техника, но и типологическая схема храма: в плане Бельчицкого собора видно явное сходство с планом киевской церкви Спаса на Берестове — совпадают пропорции плана, форма притворов, хотя здание несколько меньше по величине (длина церкви Спаса около 26 м, а Бельчицкого собора — 23. 5 м). Стены храма и снаружи и внутри были расчленены плоскими лопатками. Во всяком случае существенной разницы между памятниками двух названных городов не заметно. Еще в XVIII в. памятники древнерусской архитектуры обычно называли готическими.
Подобные храмы были широко распространены на северо-западе. Историю древнерусской архитектуры начали рассматривать в неразрывной связи с социально-экономической и политической историей Руси, с развитием идеологии, литературы, других видов искусства. Проходя по зданию, зритель видит раскрывающиеся перед ним различные панорамы. XII в., — церковь Ивана Богослова — сохранилась лишь до половины своей первоначальной высоты.
на это месте построили новую церковь. В таких условиях заказ полоцких князей зодчим не включал обязательного следования киевским образцам.
Система кирпичной кладки (из плинфы со скрытым рядом и с прослойками необработанных камней) в Переяславле совпадает с киевской, но это ни о чем не говорит, поскольку такая система в это время применялась и в Киеве и в Константинополе. Маленькие главки прирубов подчеркивают величественность центрального шатра. Но в этом, конечно, был и символический смысл.
Очевидно именно тогда Всеволод отправил в Полоцк киевскую строительную артель. Венцы накладываются друг на друга, образуя сруб. Заказчиком храма был новгородский епископ Нифонт. глава.
Кроме того, многие постройки страдают от пожаров. XVII век — время экономического и политического упадка Московского государства.
В нем говорилось:. В настоящее время удалось вскрыть раскопками лишь часть его фундаментных рвов. Купол в диаметре достигал примерно 9. 6 м, т. е. был самым большим во всем русском зодчестве домонгольского времени. Ее шатровое завершение покоится на приземистом четверике. Ополовников писал: «Как бы ни велика и тяжела была потеря подлинной среды памятника, она никогда не может быть больше потери самого памятника».
Стены и своды украшали древние фрески. Вскоре после Никольского собора был возведен Рождественский собор Антониева монастыря (1117 г. ), а еще через несколько лет — Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г. ). С востока расположена одна большая апсида.
Спасская церковь Евфросиньева монастыря является первым памятником, в котором византийские традиции были начисто переработаны и переосмыслены в духе национального русского зодчества. В 1938 — 1939 гг.
Луковичная форма купола позднейшая переделка. Следующий по времени возведения крупный киевский храм — собор Михайловского Златоверхого монастыря (1108 г. ) — продолжал ту линию развития архитектуры, которую представлял Успенский собор Печерского монастыря. В целом храмы XII в. уравновешены и статичны, сложная живописность композиции памятников XI в. полностью отсутствует. В скандинавских источниках Русь называли «Гардарикой» – страной городов.
Храм имел с трех сторон притворы. Кажется, что купол просто парит в небесах, особенно когда он освещен светом. Для его возведения были приглашены русские зодчие из Пскова.
Но везти стволы крупных колонн было слишком сложно и вот таким образом вместо принятых в Константинополе мраморных колонн поставили кирпичные столбы, что сразу же резко изменило характер интерьера. Это уже не крестово -купольный храм, унаследованный от Византии. Итак, на протяжении веков основным строительным материалом служило дерево.
По-видимому, жили по принципу – «На Бога надейся, а сам не плошай». В 1156-1160 гг. В Москве категорически запрещалось строить здания выше Ивана Великого. Между тем во второй половине XIX в. было осуществлено уже несколько достаточно серьезных археологических исследований остатков древнерусских зданий.
Каменное строительство получило определенное развитие с кон. Вместе с классовым обществом происходило становление государства. Но деревянные постройки часто страдали от пожаров, вот таким образом наиболее важные здания – соборы, а со временем и крепости старались строить из камня. Его можно с полным правом относить к одной архитектурной школе.
Очевидно, зодчим было дано твердое задание — не отходить от киевских образцов. Близость строительно-технических приемов дает основания полагать, что оба упомянутых храма созданы той же строительной организацией, которая до этого возвела Бельчицкий собор.
Откуда появились в Переяславле собственные кадры строителей. Церковь имела галереи, которые не были восстановлены при реставрации ибо их формы не удалось выяснить. Менее 5 лет строили собор Михайловского Златоверхого монастыря. Сруб, образованный в плане восемью бревнами восьмерик. Михайловская церковь, заложенная в 1174 г., оказалась небольшой четырехстолпной постройкой. Мозаичное убранство, очень дорогостоящее, мог позволить себе только стольный град Киев.
Исследователи справедливо отмечали, что собор Антониева монастыря как бы предвосхищает некоторые характерные особенности более поздних новгородских памятников. Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х годах XI века. Такова, например, монография С. Строганова Дмитриевский собор во Владимире. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех — галереи. Вдоль острога, ниже его стен, удачно расположилась улица, сбегающая к Ангаре.
Возможно, что дальнейшее изучение памятников позволит выделить художественные особенности, характерные только для некоторых из перечисленных архитектурно-строительных центров. С тех пор воины, когда шли на битву, просили заступничества у Божьей Матери. И наряду с зодчеством в каждом княжестве процветала своя школа иконописи.
Несколько позже, в 20 — 30-х гг. Конструкция перекрытия этого храма, к сожалению, неизвестна. Так, перед всеми тремя ее порталами находились притворы. С четырех сторон примыкают прирубы, которые завершаются «бочками» с главками. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех – галереи.
Самым ярким образцом каменного шатрового зодчества 16 века является церковь Вознесения в Коломенском, поставленная в честь рождения Ивана IV (Грозного) в 1532 году на высоком берегу Москвы-реки. Большинство исследователей относят его к началу XII в., хотя есть предположения и о более ранней дате — конце XI в. Несомненно лишь, что он был построен князем Олегом Святославичем или его братом Давидом после того, как Чернигов был закреплен за их родом решением Любечского съезда (1097 г. ).
Византия создала очень высокую книжную культуру, к которой приобщилась и Древняя Русь. Существовали различные типы кровли. Исследование же их привело к выводу, что памятники Киевской Руси вовсе не идентичны византийским, что в Киеве строили храмы, не имеющие аналогов в Византии. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры. Красноречьев.
Его не очень большое пространство отличалось редкой цельностью. Князь установил с Полоцком дружественные отношения, скрепленные династическим браком. А был ли он. Наиболее ранним, очевидно, является собор Елецкого монастыря.
Все в крестьянском доме было продумано и функционально. На русском деревянном зодчестве это отразилось самым неблагоприятным образом. За исключением собора Кловского монастыря и надвратной церкви Печерского монастыря, все перечисленные памятники (в тех случаях, когда схему их плана оказалось возможным установить) — трехнефные шестистолпные крестовокупольные храмы с тремя апсидами. Поражает внутренний интерьер церкви.
Состоит она из трех разновеликих восьмигранных срубов-ярусов, поставленных один на другой. Стены этих жилищ имели столбовую или срубную конструкцию и были снаружи обмазаны глиной. В большинстве стольных городов этих княжеств началось монументальное строительство. В Списке русских городов отмечено, что Десятинная церковь была о полутретьятцати версех.
после возвращения строительной артели из Ладоги в Новгород. Терем, видимо, входил в комплекс зданий княжеского двора. Редко их руины можно увидеть на старых фотографиях XIX в. или на планах древних городов. Они с большим успехом были продемонстрированы в Париже, на Всемирной выставке.
вновь возвратились в Киев. Для историков архитектуры дореволюционного времени такой вопрос даже не возникал. оказались утраченными.
Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня. Время возведения собора неизвестно. Размеры деревьев определяли размер дома, его длину и высоту. Уже при Ярославе Мудром – она достигает подлинного расцвета.
Перешли к другой технике формовки кирпичей. Вблизи церкви Рождества Богородицы стоит ветряная мельница. Новгородская республика, образовавшаяся в XII веке, меняет характер архитектуры. Большая толщина западной стены свидетельствует, что в ней размещалась лестница на хоры. А вот иконописное искусство ярко расцвело на Руси повсюду и достигло высокого уровня. Центральная шатровая башня собора напоминает церковь в Коломенском.
Теперь впервые делаются попытки разобраться в закономерностях развития стиля. Раскопками удалось изучить нижние части стен и фундаменты этого здания. Этот рассказ, как полагает летописец и убедил князя избрать православие.
В XV в. восточнославянские земли постепенно собираются под властью князей Московских. Зодчество ряда княжеств (Киевское, Черниговское, Рязанское, Смоленское, Волынское) не разделилось на самостоятельные школы.
Внутренние своды обусловили появление на фасадах арок-закомар. В 1101 г. здесь по распоряжению Мономаха был построен собор. здесь заканчивался процесс разложения родоплеменного строя и сложения классового общества. За период с 60-х гг.
Башня и крещальня значительно выступали наружу от боковых стен основного корпуса храма. На кого был похож. В это время по инициативе энергичного переяславльского епископа Ефрема, а несколько позднее — и князя Владимира Мономаха здесь развернулось широкое строительство. ушедшего века сгорела, но ныне она восстановлена.
Дом-двор, где находились помещения для скота (хлев), для хранения различных припасов и сена (сарай, кладовые, чуланы), а также для занятия ремеслами образует одно общее здание с различными жилыми комнатами как отапливаемыми, так и холодными летними горницами, светелками. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами. Если это так, то Успенская церковь, стоявшая на Подоле до 30-х гг. Русское средневековое зодчество — одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Но в туровском храме есть и такие формы, которые нехарактерны для данной школы. Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной.
Уже при Владимире Святославиче на Руси начинается строительство церквей и монастырей. Все древнерусские постройки этого времени были деревянными или деревоземляными. Так, несомненно, что Десятинная церковь представляла собой характерный для византийской архитектуры трехнефный храм с тремя апсидами и тремя парами столбов, т. е. шестистолпный вариант крестовокупольного храма. Ивановский собор отличается гораздо более приземистыми пропорциями. Значительное упрощение декоративных форм и техники строительства позволяло новгородским зодчим создавать экономичные здания, причем в короткие сроки.
Она была полностью перестроена в XV в., но схема ее плана выявлена раскопками. Очень вероятно, что использование цилиндрических сводов с подпружными арками, которые в Константинополе обычно возводили не в храмах, а. в инженерных сооружениях (например, цистернах), было вызвано нехваткой опытных каменщиков. Женщины принимали активное участие в управлении, хозяйстве и других делах.
была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. строительство в Новгороде ведется уже непрерывно. Он предпринял попытку реформировать языческие верования и создать единый пантеон богов.
Над бескрайними просторами Онежского озера более двух столетий высятся сооружения острова Кижи. Среди них горделиво высится на обозрение всем Успенская церковь из села Курицко, построенная в XVI в. на берегу озера Ильмень. Колокольня Ивана Великого.
На многих памятниках проведены серьезные реставрационные работы, в том числе такие сложные и капитальные, как реставрация Дмитриевского собора во Владимире (А. Бревна разделялись берестяными и моховыми прокладками. С такими взглядами в настоящее время нет необходимости даже спорить. 2) Непонимание специфики и своеобразия ранних киевских храмов и в частности киевской Софии, объясняется односторонним подходом, не учитывающим реальных условий строительства. Но и позже, в XVI-XVII вв., освоение сибирских просторов шло по рекам.
Место для музея под открытым небом выбрал знаток деревянной архитектуры А. В. Сажень, маховая сажень, локоть и другие плотницкие меры, как «золотое сечение» в Средиземноморье, притягивали взор человека. Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая Владимиром Святославичем на месте кончины русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Богородицы) в Киеве, сооруженную в первые годы после Крещения Руси, в 989-996 гг. Во время войны церковь была разрушена фашистской артиллерией, а после войны восстановлена в первоначальных формах.
Это уникальный прием в деревянном шатровом зодчестве. О формах Троицкого собора мы ничего не знаем, так как этот памятник был сильно перестроен в конце XII в. и еще раз — в XIV в., а в конце XVII в. снесен. Их организаторы понимали археологию очень широко и включали в нее не только раскопки, но и изучение сохранившихся памятников древнего зодчества Уже в Трудах I археологического съезда, опубликованных в 1871 г., была помещена статья А. С. Уварова Взгляд на архитектуру XII века в Суздальском княжестве. Ее план очень близок плану Бельчицкого собора: подкупольное пространство, шестистолпного храма тоже образовано не восточными, а западными парами столбов. XII в. После каневской Георгиевской церкви, сооруженной в 1144 г., летопись не отмечает ни одной постройки вплоть до черниговской Михайловской церкви, относящейся к 1174 г. Нет таких памятников и среди тех, которые были обнаружены раскопками, но не зафиксированы летописью. В. Прахов во Владимире-Волынском).
Внутри стены и своды покрыты сплошным ковром монументальной фресковой живописи и мозаики. Обращает на себя внимание большое количество построек, возведенных в это время в Новгороде: за последние 30 лет XII в. здесь было сооружено не менее 17 каменных храмов (считая как известные по их остаткам, так и не обнаруженные, но упомянутые в летописи). Место для него выбрано характерно возвышенное, открытое к Камскому водохранилищу: лысый склон «солнопек» и затененный елями противоположный склон, характерный для ландшафтов Прикамья. Таким образом, собор представлял собой сложную живописную композицию. Здесь в 1153 г. была построена церковь Климента.
В действительности это не так. Появились и первые любители-археологи интересовавшиеся историей древнерусского зодчества. Должна была измениться и ведущая идеологическая сила средневековья — религия. С 70-х гг.
XX столетия. Вопрос о времен построения этого храма давно уже вызывает споры среди исследователей. по проекту известного архитектора-реставратора А. В.
Она небольшая, бесстолпная, с одной апсидой и примыкающим с запада нартексом. С 40-х гг. Вот таким образом по плану храм носил характер шестистолпного.
На этих поселениях обнаружены остатки жилищ, позволяющие судить о типе домов. В местах перелома кривизны свод этот опирался на деревянные балки. Вероятно, такой была цель зодчих и при строительстве Кловского собора. На языке творивших это купцов и духовенства того времени все эти переделки назывались «благолепным обновлением».
От главного храмового комплекса идет уличная застройка крестьянскими домами. Стены полностью расписаны и представляют галерею русской живописи, одну из самых старинных и уникальных.
Каменное строительство получило определенное развитие с кон. Начиная со второй половины 60-х гг. В таких условиях князь Володарь, обратился за строителями в соседнюю Польшу. Хоры очень обширные: 260 м2 при общей площади основного здания собора около 600 м2.
К этому следует добавить, что они должны были считаться со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эстетических представлениях деревянного строительства. Здесь в 1045-1055 гг была построена своя София. Селения были не просто скопищем домов, они выстраивались по берегам рек и озер, как бы любуясь своей красотой в зеркале вод.
Дом был как бы частью окружающей природы. В 1505 году венецианский архитектор Алоизий (Алевиз Новый, как его звали на Руси) заложил новый собор – Архангельский, который был закончен в 1508 году.
В ней наряду с подробным описанием памятника, хорошими чертежами и копиями фресок имеется и исследовательская часть. Внутренние лопатки в них отсутствуют, а столбы в плане не крестчатые, а квадратные.
Эти формы Русь могла заимствовать в готовом виде. Эту фразу обычно понимают как указание на наличие в церкви 25 глав. Из дуба, в частности, был выстроен в 1049 г. и первый Софийский собор в Новгороде – предшественник белокаменной Софии. Мастера работали только топором, вот таким образом говорили»срубили церковь».
Крестчатые в плане столбы заменены шестигранными и круглыми. Раскопки показали, что это было крупное здание с очень своеобразным планом. Наибольшую законченность они получали в четырехстолпных храмах, где почти квадратный в плане интерьер был строго подчинен центральному подкупольному пространству. Очень существенные изменения произошли в зодчестве Киева. К середине XII в. на Руси помимо киевской существовали уже новгородская, полоцкая, галицкая и владимиро-суздальская архитектурные школы.
На Руси до 18 века не знали скульптурных памятников. Ее раздирают на куски внутренние войны, в которых охотно участвуют внешние враги. В 1899 и 1904 гг.
Тогда Владимир обратил свой взор к христианству. Другие каменные соборы Новгорода того времени были возведены по княжеской инициативе.
Таковы церкви Успения в Аркажах (1188 г. ), Спаса в Хутынском монастыре (1192 г. ), Воскресения на Мячине (1195 г. ), Кирилла (1196 г. ), Ильи на Славне (1198 г. ), Спаса в Старой Руссе (1198 г. ).
Церковь имела (по фундаментам) в длину 27. 2 м, в ширину — 18. 2 м длина подкупольного пространства 6. 5 м, ширина — 7. 2 м. С трех сторон к церкви примыкали галереи, очень усложненные и расширенные в западной части, где, вероятно, находились лестничная башня и крещальня. Шлемовидный купол является старейшим в древнерусской архитектуре. Вначале она была двухъярусной, шатер ее поднимался на 60 метров. Однако, специфика материала влияла на конструкцию сооружений, размеры и внешний облик.
Очевидно, что построенная в 1131 — 1135 гг. вся площадь Десятинное церкви была раскопана полностью. В северной части восточно-славянского ареала строили наземные срубные дома с дощатым полом. Огромные печи с противнями, на которые поступал рассол, выкачиваемый из скважин гигантский соляной амбар, где складировалась соль причал, к которому подходили баржи – все поражает отлаженностью, но и опасностью производства. Новый тип киевского храма — очень простая по объемному решению четырехстолпная церковь. На некоторых памятниках (черниговские Елецкий и Борисоглебский соборы) отмечено наличие затирки фасадов, по которой произведена разбивка имитирующая квадры белокаменной кладки.
Спускаясь с холма по тропе, выходишь к охотничьим заимкам и лабазам. На европейском Севере сохранялись сельские поселения, где весь набор жилых, хозяйственных и культовых построек поражал на первых порах «диких», а позже организованных туристов умением с помощью топора создать удивительные по красоте и комфортные по сути своей сооружения. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен. В начале 40-х гг. Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси. Хоры расположены только над нартексом, не выдвигаясь к востоку в боковых нефах.
Влияние греческих мастеров отчетливо прослеживается в архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-егг. ). Русская изба – Русский жилой дом средних и бедных слоев населения. Влияние киево-черниговского зодчества сказалось и на архитектуре Переяславля.
Древнейшие храмы Руси часто напоминают византийские образцы, но уже в XII в. в храмовом строительстве отчетливо проявляются самобытные черты, определившие дальнейшее развитие русской архитектуры (соборы Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода и др. ) монументальный Георгиевский собор Юрьева монастыря строил первый известный по имени русский архитектор – мастер Петр. Когда же произошла эта смена строительной традиции. При этом во всех русских землях происходило интенсивное сложение новых форм. Новая религия утвердилась не сразу, дохристианский уклад и языческие обычаи долго сохранялись, особенно на окраинах: вплоть до XIII в. происходили восстания языческих жрецов.
Этот процесс начался еще во второй половине XI в., но на рубеже XI — XII вв. Освящён епископом Иоанном в 1119 году.
Празднично красива и сложена по композиции церковь Рождества Богородицы (XVI в. ) на крещатом (в плане) срубе покоится восьмерик, увенчанный большим шатром. Исследование памятника позволило дать его графическую реконструкцию. Заморских гостей особенно поражало хлебосольство и гостеприимство простых горожан. М. Штендер). Так, в 1836 г. купеческий сын Д. Тихомиров начал раскопки храмов в Старой Рязани. Зато возводятся небольшие строения, скромные размеры которых компенсируются большим количеством украшений.
И часто им это удавалось. Здесь не очень много камня, но много древесины. XX в. Судя по чертежам и описаниям, храм сохранял все основные особенности киевских памятников второй половины XI в. Как и в Печерском соборе, здесь к западному членению примыкала (но не с севера, а с юга) маленькая церковь, вероятно крещальня. В этой обстановке в Киеве развернулось и широкое каменно-кирпичное строительство.
В Новгороде, чтобы ускорить и удешевить строительство, мастера широко использовали местный строительный материал — известняковую плиту. Сооружение со всех сторон окружают небольшими фронтончиками, громоздящимися друг над другом. Храм был заложен преподобным Антонием в 1117 году. Конек защищал дом и хозяев от злых духов, болезней, неурожаев. Софийский собор — большой пятинефный храм с крестовокупольной системой сводов (точнее — схема вписанного креста).
Там же был возведен каменный княжеский дворец. Это поднимало международный авторитет Руси.
К тому же техника здания явно не имеет на Руси никаких аналогий. Довольно распространенной является элемент кровли «б о ч к а» – наподобие перевернутой вверх килем лодки с отпиленным носом и кормой. В плане собор представляет собой большой по древнерусским меркам (18, 25 х 27 м. ) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами. Размеры сруба определяются размером бревна.
Подобный тип храмов получил широкое распространение в 16 веке. каменные храмы возводятся в Полоцке, Чернигове, Смоленске, Пскове, Ярославле, Владимире. Главное здание Московского Кремля — Успенский собор. В центре, на возвышении, величаво утверждена большая, центральная. О пробуждении интереса к древнерусским памятникам можно судить по тому, что в 30-х гг.
Отличительной особенностью древнерусского деревянного зодчества является покрытие глав, называемое «л е м е х» (чешуя). Содержание украшений народные сказочные и былинные образы, мотивы христианских легенд.
Это был шестистолпный собор, но лестничная башня в нем в отличие от соборов Юрьева и Антониева монастырей не выступала наружу из объема здания, а размещалась, по-видимому, в одном из боковых членений нартекса. И значит, многоглавие киевского Софийского собора имеет прямой функциональный смысл. Храмы XVIII-XIX вв., а также часовня строги по силуэтам, но их оживляет резной декор. XX столетия. Такая техника на Руси абсолютно не применялась, хотя в Греции, на Балканах и в Крыму она имела широкое распространение.
Архивные материалы, записки путешественников XVIII-XX вв., замечательная книга Максимова «Один год» пригодились для правильного расположения объектов. «На избушке» второй половины XIX в. – овин традиционный и простой по форме: перед входом имеется помост на консолях и большой свес с крыши для защиты от дождя. Дощатой перегородкой в избе был отделен «бабий кут» или чулан, где на полках стояла глиняная берестяная посуда. Сложена в народе легенда о строителе этой церкви: "Закончив свой труд, он бросил топор в Онежское озеро со словами: "Церковь эту построил мастер Нестер. Угро-финские племена легко вошли в более молодой славянский этнос.
После возведения луцкой церкви строители, по-видимому, перешли в Турово-Пинскую землю. Не следует путать с ним и произведения русского модерна. Судя по мощным стенам и фундаментам, церковь покрывали своды, но в то же время большая ширина интерьера (более 8 м) не позволяет предполагать обычное купольное завершение. Их изучение до последнего времени заметно отставало от изучения архитектурных сооружений других русских земель.
К окончанию возведения Софийского собора, что, видимо, произошло в начале 40-х гг. Работы вели как местные краеведы (например, М. П. Полесский-Щепилло в Смоленске, А. В. Селиванов в Старой Рязани), так и специалисты-ученые (А. Храм должен был вмещать большое количество людей, служить основным городским храмом. Начало строительства Десятинной церкви относят к 989 году. Ровесница Москвы, она и сегодня поражает своей благородной красотой.
Судя по летописи, церковь построена в 1167 г., т. е. сразу же. Число последних от одного до пяти. Важский сектор, вопреки мнению о бесперспективности земледелия на севере, доказывает обратное – староверы и их потомки выращивали там овес и рожь, овощи и этот сектор был одним из «хлебных» областей Архангельской губернии. Культовое зодчество представлено не так широко, как в музеях Европейской России.
Так, в 1809 — 1810 гг. Влияние греческих мастеров отчетливо прослеживается в архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-егг. ).
Церковь очень нарядна: помимо аркатурного пояска она имеет на угловых лопатках полосу орнамента (так называемый бегунец) и выложенные из кирпичей рельефные кресты, а на ее барабане размещены полосы арочек и керамических вставок в виде нишек с килевидным завершением. Вводились и новые мотивы. Вторая церковь, которую предположительно считают Успенской, не имела притворов. Автору удалось побывать в Каргополе в конце 70-х гг.
XII в. преобладают небольшие четырехстолпные одноглавые храмы (Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице и др. ). В стольном городе Мстислава – Чернигове – был заложен Спасо-Преображенский собор (ок. Основной элемент бревно и брус.
В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры. Старая переяславльская строительная артель по каким-то причинам прекратила существование, но несколько позднее строительство здесь возобновилось, видимо, при участии киевских зодчих.
Один из таких племенных союзов и получил название «Русь». В старину на подступах к древнему городу или селу стояли сторожевые башни. Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества.
Здесь представлены «курные» и «белые» каргопольские, ошевенские избы – четырехстенки, топившиеся «по-черному» из деревни Гарь, с полутораметровым козырьком, защищающим фасад дома от осадков, а также другие типы изб, в том числе и двухэтажная, летняя изба с неотапливаемой горницей.
Во всяком случае после 70-х гг. Они обусловлены несколькими причинами. Абсолютно уникальное явление во всем русском зодчестве — окна второго яруса имеющие круглую форму.
Он расположен на Красной площади в Москве и все видели хотя бы его изображения. Ополовникова. Влага почти не поступала в сруб, чему способствовали различные приемы обработки бревен.
Но с приходом христианства на Русь характер музыки меняется. Церковь Вознесения в Коломенском. Тогда же построили и знаменитые соборы Кремля. В Константинополе император мог проводить такие церемонии в многочисленных парадных помещениях дворцов, а в случае нужды — и на хорах (эмпорах) Софийского собора, построенного еще в VI в. В Киеве все это нужно было создавать именно теперь.
Архангельский собор. В далёкой северной глуши два с лишним века назад тонко понимал он красоту, знал сокровенные тайны пахучего, свежесрубленного дерева, умел создавать неповторимое (действительно неповторимое) деревянное кружево. Колокольня является одной из самых древних колоколен башенного типа на семнадцати столбах. В просторных горницах нередко задавались пиры, где текло рекой заморское вино и русский «мёд», угощали блюдами из мяса и дичи.
В Новгороде с сер. Киевские дома украшались коврами и дорогими греческими тканями.
X – нач. Сначала ставили сруб, затем и кровлю. Резкие же различия во всех остальных компонентах здания — в строительной технике (особенно в системе кирпичной кладки) и в архитектурных формах — свидетельствуют о смене архитектурно-строительной традиции, т. е. смене мастеров. Вот таким образом, для больших и протяженных зданий приходилось соединять несколько срубов.
Каждый из куполов имеет неповторимые очертания и по-своему разрисован. Как уже было сказано, за образцы им были церкви Владимира и Суздаля.
Перед домом – галерея на резных столбах, где можно посидеть, укрыться от дождя, заняться каким-либо ремеслом. Затем был построен собор Кловского монастыря, в 1086 г. — церковь Андрея Янчина монастыря. Церковь была сравнительно небольшой, по-видимому, четырехстолпной, с одной апсидой. Конечно, Спасская церковь — памятник еще очень противоречивый. Такое изменение композиционной схемы можно объяснить только одним — стремлением зодчего создать максимально центрированную композицию, в которой притворы должны были еще сильнее подчеркивать и выделять центральный объем, вероятно имевший большую высоту.
Софии в Киеве игравшем роль главного храма православной Руси. В других землях процесс этот шел совсем по-иному и здесь к середине XII в. сложились собственные архитектурные школы, существенно отличавшиеся от киевской. Остатки фундаментов обеих построек вскрыты раскопками.
Такое решение интерьера как бы приближало молящихся к центру богослужения, а через него и ко всему Божежественному (сакральному) пространству, объединяло церковь земную и небесную. На рубеже 17-18 веков в России начинаются петровские реформы, в корне изменившие весь уклад жизни, обычаи и вкусы высшего слоя российского общества.
X – нач. Следовательно, здесь явно прослеживается нарастание остроты форм от низа к верху. При этом технические и художественные изменения были безусловно тесно взаимосвязаны. Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году.
Известны они по результатам раскопок. Ясно, что главное образное впечатление должно создаваться наружным обликом здания. Таким образом общая композиция Спасского собора имела пирамидный характер.
Интерьер, был хорошо освещен благодаря обилию окон. Это была характерная для Польши романская техника. В конструктивном отношении древнерусская изба представляет собой деревянный сруб или два связанных друг с другом в горизонтальном направлении сруба, завершенных двускатной (или реже — четырехскатной) крышей с тесовым покрытием. Всё конструктивно-функциональное делается одновременно архитектурно-художественным. Торжественные и пышные многоглавые композиции отошли в прошлое.
Вот таким образом большое строительство в настоящее время не ведется. Более того, в Софийском соборе этого камня даже больше, чем в постройках начала XII в. Однако, как бы широко ни использовали мастера начала XII в. местную плиту, все наиболее ответственные в конструктивном отношении участки (своды, арочные перемычки) делались в основном из плинфы в технике кладки со скрытым рядом, т. е. вполне по-киевски. Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037).
Спасо-Преображенский собор — пятиглавый восьмистолпный храм в Чернигове. Это — дворцовая церковь княжеского двора. Это столпообразная церковь не имеет внутри опор, снаружи нет привычной апсиды.
деревянные сваи основания были заменены на кирпичные столбы. Но активно в мировую историю славянские племена входят в эпоху великого переселения народов, в VI – VIII веках. Средневековая музыка была построена по принципу монодии (одноголосья), которое расцвечивается только тембральным соотношением голосов хора, поющего в унисон. В ряде музеев подобного типа созданы так называемые «ожившие экспозиции», где мастерицы заняты вышивкой, плетением и прочими радующими женские сердца ремеслами. Время ее постройки — 60-е или 70-е гг. состоялось ученое путешествие по России К. М. Бороздина и сопровождавших его рисовальщика и архитектора.
Так, в Витебске в 40-х гг. Следующая по времени новгородская постройка — Никольский собор на Ярославовом дворище (обычно его называют Николо-Дворищенским собором) — возведена в 1113 г. Храм этот очень близок по схеме плана таким киевским памятникам, как соборы Печерского и Михайловского Златоверхого монастырей (последний, кстати, был сооружен всего за несколько лет до новгородского). Вероятней всего, влияние было двусторонним.
Церковь Покрова на Нерли построена была в 1165 году.
Из Жития Евфросиньи Полоцкой известно, что строителем храма был приставник над делатели церковными Иван (в другом варианте — Иоанн). Датировка минского храма вызывает дискуссию. Главным среди профессиональных архитекторов был Александр Владимирович Ополовников.
Затем следует ярус звона с колоколами.
Дело в том, что в 40-х гг. Спускаясь с холма по тропе, выходишь к охотничьим заимкам и лабазам. Своим суровым обликом она походила на донжон западноевропейского замка.
О византийских традициях свидетельствуют постройка в Переяславле каменной бани, о которой летописец записал: Сего же не бысть преже в Руси и находка при раскопках бани капители исполненной в Греции. Конечно, это очень затрудняло изучение истории древнерусского зодчества. Например икона Богоматери «Владимирская», созданная в начале XII века. Нижний этаж, – «подызбица» – без окон используется для хозяйственных надобностей.
На берегу Ангары, а точнее Иркутского водохранилища, так как река здесь подтоплена сооруженной ГЭС, расположился музей-заповедник. Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включая Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073-1089 взорван в 1942 г., восстановлен в 1990-е), соборы в Ростове и Суздале. Очень вероятно, что это произошло в 40-х гг.
Расположение в детинце и остатки богатого внутреннего убранства дают основания считать памятник дворцовой княжеской церковью. Христианство сильно влияло на нравы и мораль. Печи как на юге, так и на севере делали из камней или глины. И. Э. В. Столетов).
Церковное зодчество утвердило на века тип кубического храма. До XI века на Руси применяли исключительно дерево. Пример художественного единства целого и частей в Покровском соборе едва ли имеет аналоги не только в русской, но и в мировой архитектуре. Церкви этой поры по плановым схемам довольно близки друг другу, хотя среди них встречаются и очень крупные (например, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде длиной 42 м) и совсем незначительные (церковь на усадьбе Художественного института длиной 20 м).
Но именно типологическая схема зависит не столько от зодчего, сколько от заказчика. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными. Но и те и другие ставились на господствующих высотах около сел и деревень и, махая своими крыльями-лопастями издали привлекали путников.
Даже о плановой схеме этих храмов существуют различные предположения. Конечно, в них имеются уже некоторые новые черты. Церковь Покрова в Филях— характерная представительница стилевого направления русской архитектуры конца XVII начала XVIII века. Наконец, тоже в Смоленске было раскопано и совсем необычное круглое сооружение (смоленская Ротонда) имевшее наружный диаметр около 18 м, с четырьмя довольно тесно поставленными столбами в середине. Это сравнительно небольшой шестистолпный храм с одной апсидой.
Таков, например, план г. Олонец в Карелии., поражаешься простором, открывающимся с вершины.
Однако некоторые изменения в технике все же есть. В Десятинной церкви несомненно существовал княжеский балкон — хоры. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. Небольшие церкви, вероятно, сооружали быстрее — за 2 — 3 года.
Весьма своеобразный музей деревянного зодчества «Хохловка» вблизи города Пермь. Интерьеры всех ладожских церквей первоначально были полностью расписаны фресками. Завершала здание двускатная крыша. Ее крестчатые в плане подкупольные столбы имели скругленные углы.
Тщательно продуманная конструкция полностью отвечает композиционному замыслу. Наряду с каменными храмами строились деревянные церкви, которых было большинство. В. Холостенко), Спаса-Нередицы и Пятницкой (нижняя половина) в Новгороде (Г. Освященный традицией и легендой о чудесном построении Успенский собор Печерского монастыря стал как бы эталоном храма и церковные власти несомненно требовали, чтобы общий типологический принцип построения этого собора неукоснительно сохранялся.
XII в. (предположительно 1119 г. ) возвела в Перемышле церковь Иоанна Крестителя. И все же самостоятельных черт в этих постройках еще мало. Очень распространенной была кровля типа «ш а т е р».
Для постройки больших зданий соединяли несколько срубов. В украшении интерьера обильно использовался мрамор. Обе церкви трехнефные, шестистолпные, с полуколоннами на наружных пилястрах. Еще один памятник, вскрытый раскопками в Полоцкой земле, — церковь в Минске. Его западное членение понижено, благодаря чему квадратная подкупольная часть здания оказывается выше остального объема.
Бревна подбирали ровные, одно к одному. Стал главным храмом древнерусского города и Чернигово-Северского княжества. Центральный храм Переяславля — Михайловская церковь. XII в., когда они освободились, завершив строительство Георгиевской церкви в Каневе. Остальные помещения дворца, очевидно, были деревянными. Но княгиня решила идти в Царьград, чтобы креститься там.
Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием. Сильно перестроенное здание Михайловского собора достояло до 30-х гг. Обращает на себя внимание чрезвычайно нарядная кирпичная разработка фасадов здания. Первоначально купола всех древнерусских храмов имели шлемовидную форму.
Покровский собор, что на рву (храм Василия Блаженного), возведенный в 1555 — 1560 годах зодчими Бармой и Постником на Красной площади — символ освобождения народа от татарского ига. После утверждения христианства на Руси начали строить древние соборы из камня.
Лестничная башня не выступала наружу, а размещалась в северном членении нартекса. Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х гг. Ополовников, а главным его устроителем был Новгородский реставратор Л. Е.
Это центр всего музея, который формировался в основном в 1950-60-е гг. Эскизам была присуждена бронзовая медаль.
Собор увенчан пятью главами. Внутри здания четыре, шесть и более столбов несли своды и купола. Еще одна церковь, открытая во Владимире-Волынском в результате раскопок, заметно отличалась от остальных: она имела скругленные наружные углы, а столбы ее были не крестообразными в плане, а массивными квадратными, почти такими же, как в переяславльском Михайловском соборе.
В 1910 г. вышел в свет первый том Истории русского искусства И. Э. Грабаря. Здание возведено на высоком подклете, окруженном со всех сторон галереями- гульбищами. Кловский собор сохранялся в полуразрушенном состоянии до XVIII в., а затем был разобран. Обходная открытая галерея и крыльцо оживляют весьма строгую композицию храма.
Согласно преданию, крестившись, Владимир исцелился от болезни глаз. Над самым центральным столбом покрытие шатровое, другие увенчаны лукообразными куполами. Собор был построен по заказу не князя, а игумена монастыря быть может, на эту работу выделили лишь часть строителей, а руководил ими какой-то второстепенный мастер — помощник главного. Слегка неровные линии оштукатуренных поверхностей фасадов, углов здания, лопаток (плоских вертикальных выступов без капителей), закомар придают сооружению мягкую пластичность. Правда, они были малочисленными. При этом в ряде южно-русских и среднерусских политических центров (Киев, Чернигов, Рязань, Волынь, Смоленск) сохранялась единая киевская архитектурная школа, а в других землях уже в первой половине XII в. развитие зодчества пошло иными, вполне самостоятельными путями.
Раньше началось строительство в стольном городе Мстислава — Чернигове, где был заложен Спасский собор. Во второй половине XVII в. происходит частичный возврат от «узорчастости» к более строгому древнерусскому стилю.
При разборке здания большая часть мозаик и фресок была снята со стен и перенесена в музеи. Многие домонгольские иконы хранят черты греческих образцов. В плане здание представляет собой равноконечный крест. Ведущим видом строительства на Руси являлись деревянные постройки.
Собор явно продолжал традицию, наметившуюся в киевском строительстве в предшествующие годы и в значительной степени восходившую к древнейшему памятнику Киева — Десятинной церкви. На такие иконы равнялись древнерусские мастера. В IX — X вв.
Раскопки показали, что к восточным его углам примыкали небольшие часовни, а к юго-западному (симметрично сохранившейся круглой лестничной башне у северо-западного угла) был пристроена двухэтажная крещальня. Многие древнерусские храмы украшались росписями. XII в. на Волыни вновь началось строительство, на этот раз в Луцке.
Огромную роль в развитии историко-архитектурной науки сыграли археологические съезды. Художник Н. Мартынов в 1862 году сделал акварельные копии нередицких фресок. Судя по тому, что в кладке здесь применены не только кирпичи, но и крупные камни, кладка древнего здания, видимо, была со скрытым рядом. Средневековая Русь: Галицкое княжество на западе, Владимиро-Суздальское и Муромо-Рязанское на востоке, Новгородская земля на севере, Киевское и Переяславское княжества на юге. Особенной красотой отличаются владимиро-суздальские храмы, украшенные белокаменной резьбой. После его смерти в 1036 г. (согласно Повести временных лет по Ипатьевскому списку) со стройки собора имевшего высоту стен около 4 метров, мастера были сняты для постройки храма св.
XII в. В 50-х гг. Что возводили русские люди в те далекие времена. Как он выглядел. Такие кирпичи в древнерусских письменных источниках именовали плинфами.
Плотничали только топором (в перерубленное бревно вода не пойдет), ударами топора забиты древесные сосуды и поры. Другая смоленская церковь, относящаяся к 60 — 70-м гг. Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Новгороде и Полоцке. От тяжелых ледоходов защищались ряжевыми стенками. Очевидно, новгородская артель в 80-90-х гг.
внутренняя структура храма поддерживает ту же идею, а именно стремление ввысь. В результате надстройки высота колокольни стала 81 метр. Мерой была красота и сам человек, его пропорции. Своеобразные особенности в зодчестве здесь проявились более явно. Ныне она не существует, но, по данным обследования 1928-1929 гг., храмик, несмотря на очень небольшие размеры (приблизительно 5. 7 х 5. 1 м), был довольно высоким во всяком случае стены его поднимались почти до 7 м. Аналогичная церковь была возведена вместе с комплексом усыпальниц, примыкавших к восточному фасаду Софийского собора и вскрытых раскопками. Древнерусская культура быстро набирает высоту.
В Мезенском секторе, где многие селения располагаются по высоким обрывистым речным берегам, для их укрепления рубили подпорные стенки, на них делали деревянный настил. Это была первая попытка целеустремленного изучения памятников древнего русского зодчества. С принятием христианства число городов замет- но увеличивается. В последующие периоды все большее место начинает занимать камень.
Весьма своеобразный музей деревянного зодчества «Хохловка» вблизи города Пермь. Вот таким образом новгородский собор имеет гораздо более стройные пропорции. От других реставрированных памятников кирпичного зодчества XII в. (например, Борисоглебская церковь в Чернигове и Успенский собор во Владимире-Волынском) церковь Петра и Павла отличается тем, что ее фасады освобождены от поздней штукатурки и дают возможность видеть подлинную фактуру равнослойной кирпичной кладки стен. Здесь представлены разнообразные типы охотничьих промысловых сооружений – от шалаша-навеса до избушек с печками, где можно отдохнуть, устроиться на ночлег, заняться проверкой припасов.
Хотя собор создавали по образцу владимирских храмов, его архитектура самобытна. Частично сохранилась церковь Благовещения на Мячине (1179 г. ) в ее апсидах уцелели даже фресковые росписи. Данное предположение в какой-то мере подтверждается тем, что в некоторых киевских памятниках зодчества последней четверти XII в. отмечено наличие кирпичей, формованных по системе, характерной для переяславльских плинфотворителей. Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви. Дерево шло на мощение улиц, на устройство мостов через реки и на сооружение оборонительных укреплений, в виде частоколов или рубленых стен, зачастую на высоких земляных валах.
В конце XII в. к собору с трех сторон пристроили галереи. По преданию, ее строителями были поволжские плотники братья Мулиевы родом из Ярославля. Единственным музыкальным инструментом в храме является колокол, да и то он звучит снаружи.
В 1127 г. в Новгороде возвели церковь Ивана на Опоках. При этом бедным и неимущим доставалось немало от богатых столов: таков был обычай на Руси. Храм Ярослава посвящён Святой Софии, как и храм в Царьграде.
В Восточной Сибири выделяется своей представительностью музей деревянного зодчества «Тальцы», расположенный в Иркутской области, на трассе Иркутск – Листвянка. И. Некрасов, Н. И. Брунов), значительно продвинувшие вперед разработку основных проблем истории древнерусского зодчества.
При этом они посчитали возможным (очевидно, с согласия заказчика) отказаться от уже сложившейся в Киеве традиции и возвести здание по тому типу византийского храма, который не был принят в русском зодчестве. В итоге деятельности археологов в Переяславле удалось вскрыть не только все постройки, упомянутые в летописи, но еще два небольших храма, а вне города — следы маленькой церкви на р. Льте (Летская божница). Обзорная тропа ведет туриста от сектора к сектору. Древнейший, домонгольский период развития русского зодчества привлекал к себе значительно меньше внимания. Софии в Новгороде (1045-1050) и Полоцке. Обратимся к другому музею деревянного зодчества «Витославлицы», что расположился в окрестностях Великого Новгорода, недалеко от Юрьева монастыря, на берегу реки Волхов.
У северного и южного притворов храма есть самостоятельные апсиды. Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве. Так началось каменное строительство в Юго-Западной Руси.
Мастер Нестер. После одного из них, в 1770 г., он был вновь освящен. В 996 г. постройка была закончена и торжественно освящена. Деревянное зодчество органично сливалось с окружающей природой. Строителями Софийского собора были константинопольские мастера.
Остроги-крепости Европейской России практически не сохранились. Крыльцо на два всхода – приглашение войти в храм. Единственная постройка этого времени, которая до Великой Отечественной войны была абсолютно целой и даже имела великолепный ансамбль фресковой живописи, — церковь Спаса-Нередицы (1198 г. ).
Там, где политические связи продолжали оставаться достаточно прочными, расхождение между архитектурными школами шло медленно. Какой был ее ход, развитие, ее действие и успехи. Однако собор Федоровского монастыря, заложенный в 1129 г., также был построен в технике кладки со скрытым рядом. 7) Обычно считалось, что к новому типу храмов относится церковь Успения на Подоле в Киеве (так называемая Пирогоща), начатая строительством в 1131 г. и снесенная в 30-х гг. Д. Барановский), Борисоглебской в Чернигове (Н.
На углах храмов сохраняются плоские лопатки, но промежуточные лопатки фасадов приобретают характер мощных полуколонн, придающих фасадам пластичность. Она одновременно служила и колокольней и дозорной вышкой. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. На севере их хватало с лихвой – память о ледниках, покрывавших в прошлом северо-запад и север России. Ярусной композиции церкви вторит высокая колокольня с шатровым верхом.
Очевидно, что галицкие храмы имели конструкцию сводов крестовокупольного типа (точнее — вписанного креста) и обладали статичной уравновешенной композицией с одной массивной главой и спокойным ритмом закомар. Стены церкви Спаса на Нередице покрыты обмазкой и побелены. Византийские храмы того времени, как правило, небольшие, трехнефные, одноглавые, тогда как киевский Софийский собор имеет огромные размеры, он пятинефный и многоглавый. Последняя по времени ладожская церковь — Георгиевская — была построена в 60-х гг. Немного суживающиеся к верху сводчатые столбы визуально увеличивают высоту храма. Это яркий образец первоклассного константинопольского письма.
Укладывая горизонтально один венец на другой, получают сруб. Однако в витебской церкви эта техника кладки не была видна зрителям, поскольку стены снаружи были затерты раствором, по которому белыми полосами имитировалась кладка из крупных каменных блоков. У входа в музей расположились крестьянские дома, привезенные из разных районов Предуралья. Необходимо было найти эти памятники деревянного зодчества, обследовать и перевезти на территорию музея, где каждому региону было определено свое место, характерное для различных районов бывшей Архангельской губернии. Очень существенно изменились, вернее — сменились, декоративные элементы фасадов.
П. Покрышкин, Д. В. Милеев и др. ). Скорее наоборот. Планы создания истории древнерусской архитектуры в 80-х гг. К концу X в. древнерусское государство — Киевская Русь — приобрело уже законченные формы.
Эти росписи активно изучали учёные в первой трети прошлого века. До XI века на Руси применяли исключительно дерево при строительстве храмов. Однако оно имеет лишь три апсиды и пять куполов.
Ладожские храмы 50-60-х гг. Одним из крупных центров монументального строительства в XII в. стал Смоленск. На деревянных столбиках, подпорках и балясинах резались то неглубокие «перехваты» и «пояски», то кругляки из которых появлялись «дыньки», «грибки», «маковицы» и тому подобная прелесть. Откуда же появилось нехарактерное для Византии многоглавие.
Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. Он сложен из плинфы (большемерный кирпич на известковом растворе), как и греческие храмы. Так, очень характерна книга В. И. Бутовского Русское искусство и мнение о нем Е. Виолле-де-Дюка, французского ученого-архитектора и Ф. И. Буслаева, русского ученого-археолога (1879 г. ). Вот таким образом о первоначальной объемной композиции зданий и их художественном облике можно судить лишь очень предположительно.
Так выбор Русью православия был определён ещё Ольгой. Преимущественно деревянный характер древнерусской архитектуры обусловил то печальное обстоятельство, что многие архитектурные памятники X-XVII вв. В Кирилловской церкви уцелели значительные участки древней фресковой живописи.
Прежде всего, развивается богослужебная музыка. XII в. дробление страны пошло более ускоренными темпами. Были и общественные инженерные постройки – мосты, ветряные и водяные мельницы.
Туристы посещают крестьянские дома, где столярная работа также выполнена с помощью топора, но ее нельзя назвать «топорной». Святые отцы считали, что человек является самым совершенным инструментом, на котором следует славить Бога.
Не было, нет и не будет такой". На настил ставили амбары, ледники. Здесь были созданы собственные строительные артели. Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Такое отношение к женщине было следствием христианизации древнерусской культуры.
История зодчества Древней Руси — молодая наука. На его фасадах, кроме западного, отсутствуют декоративные двухуступчатые ниши. Часто сруб ставился на валуны. Неподалеку от собора раскопками удалось вскрыть остатки мастерской, где изготовляли смальту для мозаик. Такие строения и сегодня можно встретить по нижнему и среднему течению реки Мсты.
Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви. Другая русская архитектурная школа, сложившаяся в XII в., — полоцкая. Князь здесь постепенно терял свои прерогативы в пользу совета крупных бояр во главе с епископом и княжеский Никольский собор, очевидно, хотели противопоставить епископскому Софийскому собору. Место для него выбрано характерно возвышенное, открытое к Камскому водохранилищу: лысый склон «солнопек» и затененный елями противоположный склон, характерный для ландшафтов Прикамья. Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием.
В 1484 году началось строительство нового здания. По образцу киевского храма выстроены соборы Св. Софии в Киеве.
Широкое распространение получила неглубокая глухая резьба. Обращают на себя внимание чрезвычайная четкость разбивки плана, крупные размеры здания (примерно 35 х 24 м) и очень значительное подкупольное пространство — более 8. 6 м, т. е. больше, чем в Софийском соборе. Например, многие особняки и дворцы 18-19 веков построены из дерева, но оно служит в них лишь строительным материалом, но не материалом искусства. Все указанные черты совпадают с особенностями киевской школы.
Разнообразие изб, поднятых на высоких подклетах над землей поражает. Однако на этом развитие полоцкого зодчества оборвалось. В нем проявилось тонкое художественное чутье народных мастеров. Стремление зодчего подчеркнуть в плане этого храма центричность композиции не оставляет сомнений в том, что здание обладало заметно повышенной подкупольной частью Сопоставление же плана церкви в детинце с несколько более поздней смоленской церковью архангела Михаила, почти идентичной по плану, позволяет достаточно уверенно говорить о том, что полоцкий храм имел ярко выраженный столпообразный характер.
Под храмом, между сваями, гулял ветер, ускоряя его просушку после наводнения. Стали широко использовать не применявшиеся ранее крестовые своды. Храм имел одну главу, хотя у башни и крещальни, видимо, были самостоятельные главы. Орнамент покрывает стены так густо, что этот стиль часто называют «узорчатым».
Ни пилы не знали они, ни дорогих тогда железных гвоздей. Собор отличался богатым внутренним убранством: апсиду его украшала мозаичная живопись, а остальные части — фрески. Но в 19 веке новые веяния достигли и этих отдаленных земель. До сих пор неясно, какие мастера возводили это здание. Однако московская архитектура этого периода не просто похожа на предшественников.
До конца X в. на Руси практически не было монументального каменно-кирпичного строительства.
Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом. Квадратный в плане сруб получил название четверик.
Эта церковь по плану тоже полностью совпадает с памятниками Киева. Наружный облик собора Елецкого монастыря лаконичный и четкий. Внутри же храма может звучать только человеческий голос или хор голосов.
Спасская церковь, к счастью, полностью сохранилась, хотя в сильно перестроенном виде. Монастырь был назван Богородичным Влахернским — по константинопольскому образцу. во Владимире-Волынском построен центральный городской храм — Успенский собор. На стенах были яркие фрески, а пол покрыт цветными майоликовыми плитками. 1036).
Такая композиция свидетельствует, что строительством собора руководил не русский, а византийский мастер, очевидно приглашенный епископом Нифонтом. И все же, несмотря на явные признаки работы византийских зодчих, в памятниках Переяславля имеются черты, свидетельствующие о том, что здесь учитывали уже и опыт киевских строителей (например, в применении красного шифера).
Размер сторон подкупольного пространства около 5. 8 м, а общие размеры здания (без притворов) 33 х 27 м. Почти сразу же по окончании постройки Михайловской церкви к ней пристроили целый комплекс усыпальниц, превративший здание в сложный архитектурный ансамбль. Вероятно, в 70-х гг. Среди новгородских памятников начала XII в. несколько особняком стоит собор Антониева монастыря. Является ли постройка данной церкви сознательной архаизацией, вызванной какими-либо особыми причинами или же церковь была заложена еще в 1146 г. (такая дата тоже есть в летописи), а в 1167 г. только достроена, пока неясно. В настоящее время значительные участки живописи сохранились только в Георгиевской церкви. Этот храм, по некоторым данным, является первым из посвященных празднику Покрова.
Пила не давала нужного эффекта, распиленное бревно втягивало воду, подобно сухому грибу. В 955 г. в храме Святой Софии таинство крещения Ольги совершил сам Константинопольский патриарх, а восприемником (крёстным) стал византийский император Константин Порфирогенет (Багрянородный).
Оно получило название «нарышкинского барокко» по фамилии бояр Нарышкиных, в чьих имениях в Москве и окрестностях в основном строили нарядные церкви, как, например, церковь Троицы в селе Троице-Лыково. Внутри храма нет хор. Венчает здание купол на необычно широком барабане (подкупольное пространство равно почти 5 м). А. В. Такое соединение башни и храма создает очень цельный и в то же время пластичный объем.
Десятинная церковь рухнула во время взятия Киева монголами и долго стояла в руинах. Очевидно, киевские мастера строили в это время и в Чернигове. Весьма вероятно, что побелка стен вызывалась как эстетическими представлениями той эпохи, так и практическими нуждами — служила защитой кирпичной кладки от разрушения (выветривания).
Славянские земли — это в основном плодородные и влажные, покрытые лесами равнины. В начале XIX в фундаменты церкви раскопали, а в 1828 — 1842 гг. Зодчие, построившие эти соборы, несомненно были присланы из Киева или Переяславля.
Вскоре после постройки Елецкой и Борисоглебской церквей эти же мастера возвели два храма в столице Рязанской земли (теперь — городище Старая Рязань), входившей в сферу владения черниговских князей. В ближайших окрестностях Галича возвели церковь Спаса, которая, судя по упоминаниям в письменных источниках, входила в комплекс княжеского пригородного дворца.
XIX в. изучение памятников древнерусского зодчества становится более интенсивным. Судя по строительной технике, постройка относится к 70- 80-м гг. И рассуждения некоторых ученых, обремененных научными званиями, о бесперспективности, «черных дырах» огромных территорий России, представляются мягко говоря, неубедительными.
В настоящее время имеется пять сохранившихся башен: две Братского и по одной Илимского, Бельского и Якутского острогов. Чуть левее входных ворот посетителя встретит деревянная мельница из деревни Большая Шалга Онежского района, один из наиболее архаичных типов – «столбовка на ряже». Он отличается более небрежной кладкой и отсутствием двухуступчатых ниш на фасадах. Их заменили лаконичные уравновешенные памятники, увенчанные одной массивной главой.
На выбор месторасположения поселения оказывали влияние следующие факторы: удобство сообщения (реки, озера), особенности речной долины (сужения, расширения, крутые изгибы), другие характеристики рельефа. Но, несмотря на некоторую стандартность решений, зодчие свободно использовали различные композиционные варианты. Кроме того, здесь хранилась государственная казна великих правителей.
До нас дошли великолепные памятники книжности: Остромирово Евангелие, Мстиславово Евангелие, украшенные образами евангелистов, «Изборник Святослава» (1073) с портретным изображением княжеской семьи. Конечно, предположение о подобном передвижении мастеров-строителей требует более аргументированных доказательств, а если учесть возможность различного сочетания основного ядра артели (каменщики) с изготовителями кирпича (плинфотворителями), то картина может оказаться и более сложной. Строительство было окончено в 996 году.
Большинство шедевров деревянного зодчества русского севера построено в 17-18 веках. Конструктивные решения храма (крестовые своды, лопатки-контрфорсы, железные связи) позволили сделать стены и внутренние столбы тоньше, пролет сводов больше, внутреннее пространство просторнее и светлее. Основой была клеть, в плане имеющая форму прямоугольника иногда – квадрата. Русская архитектура вступала в новый этап своего развития.
В 987 г. Владимир принял крещение сам, а в 988-м – крестил в Киеве свой народ. Об этом можно судить вполне уверенно, поскольку здание сохранилось практически целиком, хотя сильно перестроено и не реконструировано в первоначальных формах. Скругленными были углы и у лопаток на внутренних стенах, тогда как наружные лопатки имели двухуступчатый профиль без скругленных углов.
Поднимаясь на вершину холма, где расположены колокольня и храм. Почти отсутствуют декоративные детали. Интерьер храма очень невелик: 8, 5 х 8, 5 метров при очень значительной – 41 метр – высоте. В связи с этим здесь разворачивается широкое строительство.
Соразмерность зданий их декор также создавались с учетом окружающих ландшафтов. Собор завершался одной главой, а вторая возвышалась над крещальней. Купол поддерживали четыре очень массивных квадратных в плане столба (со сторонами около 3 м). Раскопками в Переяславле обнаружены остатки двух памятников исполненных уже не в старой технике кладки со скрытым рядом, а в равнослойной технике. Обилие декоративных деталей придает зданию нарядный, торжественный характер.
Естественно, что ведущая роль в изучении древнейшего периода истории русской архитектуры перешла к археологам. В южной части музейной территории находится необычайно интересный по своей композиции храм – церковь Николая Чудотворца (XVIII в. ) из деревни Мякишево, что была перевезена с берега реки Песь. На хоры поднимались по лестнице, расположенной в толще западной стены. Большинство остатков оборонной архитектуры находится в Сибири.
В Киеве при Святой Софии была крупная библиотека. Карнизные плиты, парапеты хор и полы, которые в Византии делали из мрамора, начали исполнять из местного сланца (так называемый красный шифер) имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет и, видимо, напоминавшего византийским мастерам излюбленный в их стране пурпур. Унисонным было и знаменное пение Древней Руси.
Так, если бровки над порталами и окнами первого яруса полукруглые, то над окнами второго яруса они уже имеют стрельчатые завершения.
Храм был построен в 1713 г. на месте сгоревшей деревянной шатровой церкви. Храмподвергался неоднократным ремонтам.
Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены. Возможно, такая башня и послужила прообразом для шатровой колокольни. Русская резьба делалась «на глаз», «по чувству», отсюда ее свобода.
Солнечный круг – солярный знак – явный языческий символ. В связи с этим в 30-е гг. Ему удалось пригласить артель из Малопольши, которая в 10 -20-х гг. Благодаря этому интерьер очень прост и ясен.
Это видно на примере церкви Иоанна Богослова в Луцком детинце, вскрытой раскопками.
Взирая на образцы византийского письма, работая рядом с приезжими мастерами, русские иконописцы смогли выработать свой собственный стиль.