Тональные натюрморты писал и лейденский мастер Франциск Гейсбрехтс. Мастера «роскошного натюрморта» – Ян ван Хёйсум, Ян Давидс де Хем, Франсуа Рейкхалс, Виллем Калф – стали предвестниками наступающего времени, когда важным становилась повышенная декоративность, создание внушительного впечатления. И Поленов и Суриков могли бы стать прекрасными мастерами натюрморта, о чем свидетельствуют виртуозно написанные предметы в их композициях («Больная» Поленова, «Меншиков в Березове» Сурикова). Замечательное колористическое мастерство, тонкая передача материальной сущности предмета, умелая светотеневая лепка объемов свойственны натюрмортам известного испанского мастера Антонио де Переды испытавшего влияние искусства Диего Веласкеса.
В художественной среде было множество специалистов, создававших именно натюрморты и во многом благодаря стараниям этих мастеров происходило дальнейшее развитие реалистической живописи. И Поленов и Суриков могли бы стать прекрасными мастерами натюрморта, о чем свидетельствуют виртуозно написанные предметы в их композициях (Больная Поленова, Меншиков в Березове Сурикова). Данный курс позволит вам приоткрыть дверь в загадочный мир натюрморта на примере образцов в виде репродукций голландских мастеров (Willem Van Aelst, Gillis Gillisz de Bergh, Jan Jansz van de Velde и др). Р. гамзатова развернута выставка «Мастера натюрморта». Воздействие итальянского натюрморта ощущается и в некоторых произведениях мастеров Голландии и Фландрии.
Художник создавал также и собственно натюрморты, говорящие о восторженном отношении мастера к окружающему миру.
Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927) также много уделял в своем творчестве жанру натюрморта. Убедительность передачи натуры Гойя доводит в своих натюрмортах до предельной экспрессии. Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. Младший соотечественник Клементи, художник Кристофоро Монари (1667–1720), написал полотно «Натюрморт с письменными принадлежностями», ныне хранящееся в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. Живописные композиции Редона показывают женщин среди цветов, натюрморты с яркими бабочками, экзотическими раковинами, букетами в вазах («Женщина среди цветов», 1909–1910, собрание Х. Харрис Джонас, Нью-Йорк «Мечта», ок.
И наконец, помните, что свет в живописи — это цвет. В его работах композиционная ясность соперничала с бескрайней элегантностью.
Но, только ли этим интересны живописные полотна, выполненные в этом стиле. Ван Гог писал много необычных натюрмортов. Особенно примечателен в этом отношении рисунок Натюрморт. В XVII–XVIII веках в итальянском искусстве произошло обособление местных живописных школ.
Световые блики играющие на поверхности стекла, делают картины осязаемо реальными. Светом также моделируется пространство в натюрморте. Вечность отменила время, сказал нидерландский поэт Иеремиас де Деккер.
Результатом работы явился фотоальбом «Цветы» (Flowers). Со временем композиции Флегеля стали более лаконичными и простыми. Пастельные бруски и бумага – основной материал для живописи пастелью. Как и последний, Редон виртуозно соединяет цвета чистого спектра со звучными полутонами.
Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи. Хорошие эффекты дает верхнее и боковое освещение. Крамского Некрасов в период Последних песен (1877 – 1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров.
Но все внимание направлялось не на нее, а на вещи. В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима. Одно из условий удачной работы — привлекательность натуры. Перспектива бывает воздушная и линейная. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения.
В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). Применение в натюрморте таких драпировок облегчает поиск гармоничной гаммы.
Возьмите среднюю твердость Н или НВ. Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры. Средние слои населения довольствовались мелкой дичью, пойманной с помощью силков. Это был отдых, расслабление и полная свобода. В Предтеченской церкви Ярославля находится фреска «Пир Ирода», на которой можно увидеть огромный стол, заставленный тарелками, кубками, столовыми приборами и разнообразной снедью.
В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. Хотя мы с вами знаем, что на самом деле они параллельны.
О личности этого мастера ничего не известно. Примерно в это же время появились и первые охотничьи натюрморты с битой дичью. 1530 — ок.
В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима. Натюрморт голландского живописца Питера Класа«Опрокинутый кувшин и другие предметы на скатерти» лишен яркого декоративного эффекта, однако и здесь присутствует течение времени. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). Таково полотно «Плоды» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) изображающее цветы, овощи, фрукты, ягоды, птиц, бабочек, ящериц и лягушек. Способность автора мыслить отвлеченными образами помогает превратить изображение обычных полевых цветов — маргариток, васильков, ромашек, маков — в систему мерцающих красочных пятен, свободными мазками нанесенных на пространство полотна, не имеющее определенных границ.
Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры. Важным дополнением к этим наборам являются стеклянные бокалы с вином. Теперь присмотримся внимательно. Часто учебная постановка организуется по принципу подчинения какой-нибудь геометрической форме (этот способ композиции был известен художникам с древнейших времен им пользовались многие мастера), чтобы предметы вписывались в треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал.
Натюрморт, представленный в «Кабинете в Островках», хотя и занимает небольшое место в общей композиции, кажется необыкновенно значительным, выделенным благодаря тому, что автор отгородил его от остального пространства высокой спинкой дивана, а слева и справа обрезал рамой. Он писал президенту Академии художеств: «Я никогда живописцем не бывал, да и не чтился быть оным, но обучался живопиству для одной моей забавы и почтения к сему художеству».
Работая с предметами и драпировками, вы учитесь композиции. Этот странный натюрморт не вызывает положительных чувств и воспринимается скорее как нечто жестокое и противоестественное. Тщательно выписаны помещенные на первый план предметы крестьянского быта (тазы, кувшины) и разнообразные овощи (капуста, огурцы, морковь, тыква). Он был распространен лишь как этюд к картине или учебная штудия.
Главное правильно определить ближний к нам угол. Математические и другие приборы точных наук художник показал сваленными в отдалении как ненужные человеку, главное призвание которого — «играть на басу». Эти же мотивы вдохновили его и на создание живописных полотен. Приступаем к ножке. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным.
Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр — интерьер. Линией горизонта в натюрморте, где ее казалось бы нет, будет уровень ваших глаз. В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань. Очень интересна его картина «Битая птица в нише», хранящаяся в Эрмитаже. Огюст Ренуар написал за свою жизнь целую галерею прекрасных воздушных натюрмортов. Но у пастели есть и технические достоинства.
Получается подкрашенный рисунок. Термин «натюрморт» используется для дефиниции картин изображающих неодушевленные объекты (от латинского «мертвая природа»). Предметы могут быть реальными или фантастическими, а зачастую иметь символический смысл. Обычно художники помещали в композицию фигуру человека — хозяйки, одетой в скромное крестьянское платье.
Некоторые художники готовят основание сами. Например, на обороте иконы Владимирской богоматери (XII век), хранящейся в Третьяковской галерее, можно увидеть своеобразный «натюрморт», составленный из культовых вещей, — «Престол и орудия страстей», выполненный неизвестным художником круга Андрея Рублева в начале XV столетия. Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи.
Виик обладала собственным неповторимым стилем. Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами. В их числе был голландский мастер Георгий Хуфнагель (1542–1600), прославившийся иллюстрациями к сочинениям ученых-естествоиспытателей.
Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея. Многие мастера, работавшие в этом жанре испытали влияние голландского натюрморта. Композиционный центр всегда хорошо выражен (обычно он находится на втором плане). Но есть здесь и исключения.
Но и там яблоко не сливается. Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр – интерьер. Ботаники Лейдена собирали подходящий природный материал и исследовали его в лабораториях. Аст не пренебрегает даже самой мелкой деталью картины. Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX века.
Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц. Натюрморты из двух-трех предметов быта ставятся относительно легко. Но во многом его будущую жизнь определила дружба со смотрителем ботанического сада в Бордо Арманом Клаво, который обладал большой библиотекой и разрешил пользоваться ей Редону. Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой. Возможно, он принадлежал к кругу Лелиенберга.
Так, в стремительно развивающемся Харлеме сформировался тональный натюрморт, а в Амстердаме, главном центре культурной и хозяйственной жизни страны, успехом пользовались «десерты» Ю. ван Стрека и В. Калфа, пришедшие на смену скромным «завтракам» П. Класа и В. К. Хеды. и простым карандашом. И если будете при этом наблюдательны и внимательны, то сможете многому научиться. В том, как составлены цветочные букеты в композициях Миньона, чувствуется тонкий художественный вкус и необыкновенное колористическое мастерство («Цветы в вазе», Эрмитаж, Санкт-Петербург). Такова фотография «Хлеб, соль и вода» (Bread, Salt and Water): песчаная текстура соли, зернистая вязкость хлеба и бокал с водой прозрачной чистоты находятся во взаимодействии друг с другом, они перекликаются, будучи объединенными в единую композицию.
В творчестве этого мастера, а также его более молодого соотечественника Иоахима Бейкелара (ок. На одной из картин художник изобразил несколько опрокидывающихся ваз с цветами. Вернувшись в Амстердам, он приобрел домик с участком земли, где устроил террарий. Это хорошо делать людям имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол. Все рассмотренныеСезанном направления в дальнейшем были дополнительно изученыЖоржем Браком и Пикассо при разработке аналитического кубизма.
Не торопитесь писать наспех поставленный натюрморт. Ирвинг Пенн был непревзойденным мастером фотографии. Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями. Так появились картины, показывающие цветы или, по выражению самого Редона, «крупные ароматные существа, эти восхитительные порождения света».
Предметы в этом натюрморте приобретают роль символа обозначения прошедшего времени. Маковского, названая в каталоге Nature morte (теперь она находится в Третьяковской галерее под названием В мастерской художника). Во многих более поздних произведениях мастер вновь обращается к этому мотиву. И яблоко тоже сверху и слева оно явно светлее, а справа оно темнее фона. А потом слегка уменьшить, сначала боковые, а потом уже и задние грани. Новый мощный толчок развитию натюрморта в Италии дал Караваджо. Художественное образование получил в Париже.
1912, собрание Л. Йэгли-Ханлозера, Винтертур «Профиль женщины в окне», ГМИИ, Москва «Раковина», 1912, Музей Орсе, Париж). К натюрмортам обращались Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Клод Моне, Пьер Боннар. Ближние грани предмета, будут длиннее и шире, а боковые меньше, так как они дальше, а задние еще меньше, так как они еще дальше. 5.
Что может быть лучше натюрморта. В большом «Натюрморте с фруктами», созданном голландским живописцем Балтазаром Ван дер Астом в 1630 году, представлены цветы в вазе, насекомые, птицы и груда рассыпанных по столу фруктов. В том, как Сафтлевен передает освещение, чувствуется влияние Рембрандта. Значительное место на их полотнах занимают овощи, фрукты, а также предметы, созданные человеком: фарфор, стекло, металлическая посуда, разнообразная домашняя утварь. Художники добивались такого иллюзорного сходства изображения с натурой, что подобные картины и в самом деле могли обмануть публику.
Такое наблюдение очень полезно для создания объема. Например, «Натюрморт с книгами», выполненный П. Г. Богомоловым, вставлен в иллюзорный «книжный шкаф» и посетители не сразу догадываются, что это всего лишь картина. Строим предмет, как на черчении, без учета перспективы. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур.
Стекло понятно, оно прозрачное. В композиции показан маленький босоногий мальчик, олицетворявший в Древнем Риме этот летний месяц. В творческом наследии Виик — целый ряд одухотворенных портретных образов («Портрет Хильды Виик», 1881, Художественный музей Атенеум, Хельсинки) и жанровых композиций, среди которых выделяется полотно «В путь» (1889, Художественный музей Атенеум, Хельсинки), показывающее скромно обставленную комнату, накрытый стол и фигуры двух женщин — старой и молодой.
Необычный вид картине придают раковины, разнообразные по форме и окраске. Но сначала нам придется вооружиться обычной бумагой (например, ватманом) небольшого размера (я взяла блокнот для эскизов Canson 18, 5x18, 5 см.
И цветы и фрукты и насекомых он пишет одинаково тщательно и добросовестно. Там еще есть тень. Композиция выполнена главным образом в белых и черных тонах. Линия горизонта, служит лишь вспомогательным инструментом. 3.
Композицию завершает букет цветов — желтые орхидеи и роза. Основную трудность представляет построение пространства», которое не должно быть глубоким (обычно трехплановое), ведь в этом случае значительно сложнее передать форму натуры. Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии.
Вот таким образом в данном случае распределяем квадрат на листе чуть влево от центра, что бы справа осталось место для тени.
Рядом с крупными вещами нельзя ставить очень мелкие. Зритель чувствует, что увлеченность передачей разложенной на столе снеди (даров моря, разнообразных овощей и фруктов) возобладала над стремлением охарактеризовать людей, занятых выбором продуктов. Большого мастерства в создании натюрмортов-обманок достигли Г. Н.
Основу замеса восковой пастели составляютвосквысшего качества и пигменты. Что значит соразмерные. В этом смысле интересен созданный неизвестным художником «Портрет Васикова», выполненный в традициях парсуны.
По мере их нарастания усложняются и натюрморты. В то время в Лейдене жил известный французский ученый Шарль де лЭклюз, выращивавший неизвестные в Голландии растения, за что его называли «отцом цветов».
Пастелью можно рисовать и писать. В наследии мастера есть множество этюдов и эскизов, посвященных змеям, ящерицам, бабочкам.
А вот человеческие фигуры получились не слишком удачными. На полотне — бочонок с вином, стопки, тарелка с соленым огурцом.
Зачастую в натюрморт включается некоторый скрытый подтекст, переданный через символическое изображение. Работы аллегорического характера относятся к поджанру «ванитас». Их картины поражают утонченностью линий и подвижностью композиции. Таковы натюрморты К. Зеленцова, П. Е. Корнилова.
Слово натюрморт (nature morte) пришло к нам из французского языка, переводится как мертвая натура и является жанром изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы – посуду, фрукты, букеты цветов, дичь и др. Возникновение собственно натюрморта граничит с именем Питера Артсена. Но есть здесь и исключения.
Оно имеет форму за счет преломления в нем свет. Вы видите, что лист становится уже и на уровне глаз (на линии горизонта) превращается в прямую линию. В одном — вещи говорят, прежде всего, не о самих себе, а о своем хозяине.
Мы по-прежнему видим игру света и объем ягод и яблока. Он и станет главным, понесет нагрузку основного цветового пятна, все остальные детали подчинятся ему. Например, в картине И. Н. Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость.
Вот таким образом этот натюрморт и несколько не больших других мы выполним в сухой пастели. Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи. Такое название получил один из жанров изобразительного искусства. Решаем задачу пятна посредством инструмента – растушки.
Но композиционное решение его полотна «Ученый в своем кабинете» несколько иное. Эта картина является ярким примером его творчества, в котором он использовал методы, подобные двум перспективам, которые должны были изменить направление искусства. Таково полотно «Цветы, бабочки и змеи» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Еще одно достоинство натюрморта — виртуозно переданная фактура вещей. Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом.
А вот алыча и яблоко, как оказалось, одинакового цвета (именно цвета, а не тона) с фоном. Можно пойти от обратного. Пульсация передается художником короткими перекрещивающимися штрихами из-за чего фактура приобретает взрывчатость и напряженность.
В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. «Завтракам» не свойственна роскошь и великолепие, нет в них обилия снеди и тем не менее этот тип натюрморта оказался в Голландии XVII столетия необыкновенно популярным. А стекло.
Художник как будто подчеркивает нелепость позы птицы, убитой и лишенной яркого оперения. Необыкновенно выразителен «Натюрморт» (Художественный музей Атенеум, Хельсинки), созданный Виик в 1880 году.
А такой талантливый мастер натюрморта, как Теплов (кстати, прекрасно зарекомендовавший себя и в других жанрах), в дальнейшем ставший статс-секретарем Екатерины II, работал для себя, а не на заказ. Малейшие изобразительные нюансы в его работах отражают философию окружающего мира. Здесьмы подробно поговорим о натюрморте в европейской (XVI – XX века), русской и советской живописи. Восхищение вызывает полная свежей прелести композиция «Цветы в китайской вазе» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Фантазия художника населяет композиции странными образами, среди которых — растение, увенчанное человеческой головой или огромным глазом игрок, с трудом несущий громадную игральную кость, воплощающую его губительную страсть цветы-фантомы и животные-монстры («Болотный цветок», Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Улыбающийся паук», 1881, Лувр, Париж). «Натюрморт» – слово французское, в буквальном переводе означает «мертвая натура». От того сидите вы или стоите, будет она выше или ниже. Весь первый план заполнен разнообразными атрибутами профессии.
Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом. В то же время такие детали, как песочные часы и букет нежных цветов, чья жизнь недолговечна, напоминают о бренности бытия и сближают картину с натюрмортами типа vanitas. Посуду (тазы, миски, бочки, деревянные кадки, горшки) мастера выписывали очень тщательно и с величайшим мастерством.
Изображенные драгоценные предметы говорят об изысканном вкусе ее клиентуры. Все эти мастера выполняли небольшие по размерам полотна. В них нет любования окружающим миром, восхищения его красотой. На передке повозки — три яблока. В этом случае пастельное произведение может жить, не теряя своей прелести, столетия.
Множество натюрмортов можно увидеть в творческом наследии Винсента Ван Гога, Поля Гогена. Летают бабочки и стрекозы, скачут кузнечики. В то же время в картинах Курберг отсутствует шарденовская созерцательность. Это как бы его косвенная характеристика. Художник много путешествовал по Европе, побывал во Франции, Англии, Италии.
Множество натюрмортов создал самый младший из трех братьев — Фердинанд фон Вригт. «Ботанический рисунок» был значительным явлением не только для науки, но и для искусства и культуры. Постимпрессионисты также увлекались этим жанром. Среди работ последнего широко известно полотно «Внутренний вид крестьянской хижины» (1634, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Лишь в 1730–1740-х годах появились настоящие станковые натюрморты. Теплов и Т. Ульянов. И действительно, отдельные аксессуары этого интерьера — тома «Современника», беспорядочно уложенные на столике у постели больного, лист бумаги и карандаш в его ослабевших руках, бюст Белинского, висящий на стене портрет Добролюбова — приобрели в этом произведении значение отнюдь не внешних признаков ситуации, но реликвий, тесно связанных с образом человека».
Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. 1. Зритель видит монеты, толстую книгу, в которой один из сборщиков делает запись, нож и печать. Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества. Среди его лучших работ — «Натюрморт на швейном столике» (1868, Художественный музей Атенеум, Хельсинки).
Локальные цвета делают изображение яркими, радостным. Для простоты восприятия у нас квадрат. Искусство характеризуется поисками в области цвета, формы, пространственного построения. Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета. Современный исследователь Лоренц Боль, восхищенный умением художника виртуозно передавать не только растения и плоды, но и животных, насекомых, птиц, писал, что его картины — это «зрелище, в котором можно многое открыть».
Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким. Хозяин дома, радостно встреченный собакой, входит в комнату. Так, Иос ван Клеве (1464 — ок. С невероятной легкостью, самые сложные ситуации, с помощью иронии и юмора, начинают восприниматься как вполнерешаемые и легкопреодолимые. У нас главным образом значение имеет, что сделано, а тут — как сделано. Для растушевки мелких деталей (только в том случае, если пастель нанесена очень тонким слоем), можно использовать растушку.
В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). В натюрмортах, посвященных теме бренности, такую надежду могло выражать изображение бокала с вином иногда увитого виноградной лозой, это напоминало о таинстве причастия, уповании на вечную жизнь души. В этом городе он жил и работал до самой смерти. Например, в картине И. Н. Крамского «Некрасов в период Последних песен» (1877–1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров. Среди натюрмортистов было много женщин (в программах петровских художественно-ремесленных школ для девочек важное место отводилось урокам рисования).
Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность». Выразительность штрихов в данном случае обусловлена их контрастом с фоновым пятном. В старину художники рисовали даже на замше.
Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты. В эрмитажной коллекции хранится картина неизвестного художника, получившая название «Торговец рыбой». Мастера тщательно выписывают форму вещей и их особенности. Свет со стороны зрителя «съедает» объем предметов, а окраска теряет определенность. Важное место занимал натюрморт и во фламандской живописи.
В жанре натюрморта большое внимание уделялось так называемым натюрмортам-обманкам. Большого мастерства в создании натюрмортов-«обманок» достигли Г. Н. Теплов и Т. Ульянов. Пример тому знаменитая «Шоколадница» из Дрезденской галереи. Интересно композиционное решение этой картины. Скрик поселил в нем различных пресмыкающихся и насекомых. Ближе воспринимаются предметы, теплые по цвету, яркие, контрастные, детально проработанные.
Почти в каждом крупном голландском городе появлялся свой тип натюрморта. Для учебы все-таки приходится признать лучшим электрическое. Натюрмортами в России того времени занимались те художники, которые не могли проявить себя в более сложных жанрах (историческом, пейзаже). Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами. Успехи немецкого натюрморта XVII века тесно связаны с современным голландским искусством. Но может быть и прямоугольник, как вертикальный, так и горизонтальный.
Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты. Два больших попугая примостились на перевернутой корзине. На большом полотне изображены лежащая на ковре огромная собака и ребенок, тянущийся из кресла к фруктам на столе.
Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII-XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы. Фигуру ученого художник отодвинул в глубь пространства. В переводе с французского слово «натюрморт».
Основоположником такой необычной разновидности натюрморта стал Отто Марсеус ван Скрик (1619 или 1620–1678). В первой половине XIX века в России большой популярностью пользовался «ботанический натюрморт», пришедший к нам из Западной Европы. Вернувшись, Головин честно признался царю, что из-за своей лени научился за границей «играть на басу», а больше ничего не узнал. Уже в конце XVI века в творчестве живописцев Голландии появились новые мотивы. На передке повозки — три яблока.
С помощью определенных предметов художник раскрывает тему vanitas (аллегории бренности земного существования). В отличие от натюрмортов XVI века «Рыбная лавка» исполненная мастером XVII столетия, лишена красочности, ее колорит тяготеет к единой тональности. Именно потому название «stilleven», появившееся после 1650 года, точнее, чем выражение «nature morte» («мертвая природа»), отражает суть произведений, созданных живописцами Голландии.
Большой популярностью, особенно среди знатных дам, пользовалась соколиная охота. Редуте, который считался самым прославленным живописцем цветов своего времени. Каждая деталь тщательно выписана, но особое внимание художник уделил часам. Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи.
Такова «Ощипанная индейка» (1808–1812, Старая пинакотека, Мюнхен), относящаяся к циклу натюрмортов, написанных мастером для собственной кухни. Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества. На картине изображена тесная группа предметов, расположенных на столе. В «Натюрморте с часами», ранее считавшемся работой испанского мастера Антонио Переды, часам отведена главная роль.
Более того, многие из ее картин выполнены в большом формате, а стоимость таких форматных работ была выше обычных. У золоченого кресла — шпага в роскошных ножнах. Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы «земной суеты» (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина. Все предметы располагаются на столе, покрытом белой скатертью.
Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея. Угол зеркала закрыт широкополой соломенной шляпой, украшенной букетиком красных цветов. С правой стороны зеркала со стены спадает тонкими складками темная ткань.
Именно Поль Сезанн, почти единолично, поднял его на вершину, сделав популярным предметом для будущих художников, включая Пикассо, Матисса, Моранди и Брака. В иконах, фресках, миниатюрах XVII века ощущается более значительный интерес художников к предметам. Приемы иллюзорности, разработанные немецким мастером, в дальнейшем были использованы живописцами XVIII столетия, увлекавшимися созданием натюрмортов-«обманок». «Пейзаж из костей» (Bone Landscape), запчасти от грузовиков — на своих снимках мастер виртуозно показывал скрытую от обывательского взгляда жизнь неодушевленных предметов. Автор стремится показать зрителю ту обстановку, в которой происходят события. Натюрморты в этих произведениях выступают не самостоятельно, а как своеобразно скомпонованные мастером части интерьера, соответствующие общему композиционному и эмоциональному строю картины.
Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж. Редуте, который считался «самым прославленным живописцем цветов своего времени». Еще художники эпохи Возрождения, рисовавшие сангиной и мелом, обнаружили, что для придания работе особой выразительности можно использовать тонированную бумагу.
Развитие естествознания способствовало появлению ботанических садов при университетах. Игры света и тени. Многие произведения анонимны. Редон стремился «поставить логику видимого на службу невидимому» и это ему удалось. Многие натюрморты-«обманки», несмотря на то что их главной задачей было введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в музеях, где, развешанные по стенам, такие композиции, конечно же, не могут обмануть публику.
Картину на сходную тему исполнил и харлемский мастер Томас Вейк. Все это свидетельствует о том, что Клара Петерс была весьма преуспевающим живописцем. Пастель бывает трех типов— «сухая», масляная и восковая.
В дальнейшей истории живописи работыголландцев того времени (Утрех, Лейден, Делфт и других) оказали огромное влияние на развитие искусства: композицию, перспективу использование символики в качестве элемента повествования. Но, если присмотреться — ягодка слева светлее фона, а справа темнее фона. Значительный вклад в развитие немецкого натюрморта внес Георг Флегель (1566–1638).
Прозрачный. Произведений Блума сохранилось немного. Масляная пастель производится изпигментасльняным масломпутем прессовки.
Совсем немного, что бы не потерялась форма предмета. До этого он развивался как часть или элемент картины (например, в творчестве венецианских художников XV— XVI вв. ). В то же время пастель позволяет удивительным образом смешивать и накладывать цвета.
Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Это натюрморт современного художника В. Нестеренко. На глубокое изучение цвета и колористики мастер потратил семь лет. И действительно, отдельные аксессуары этого интерьера – тома Современника, беспорядочно уложенные на столике у постели больного, лист бумаги и карандаш в его ослабевших руках, бюст Белинского, висящий на стене портрет Добролюбова – приобрели в этом произведении значение отнюдь не внешних признаков ситуации, но реликвий, тесно связанных с образом человека. Таким образом, предметы приобретают невероятную заостренность, в которой и заключается истинная суть вещей.
Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи. Тонкая по колориту и великолепная по своему живописному мастерству, она отличается необычным композиционным решением (битая птица помещена в нишу), помогающим автору создать некоторую иллюзию реальности.
Шардена. Все подчинено замыслу художника передать бытие предметов в утекающем времени, размышления о вещи, постепенно изменяющейся и приходящей к концу: свеча сгорает, бокал разбивается, от орехов остается лишь скорлупа. На столе лежит все купленное ею. Подобные произведения писали ученики Рембрандта, Герард Доу и Гербрандт ван ден Экхаут (1621–1674), показавший на своем полотне «Ученый в кабинете» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) старика, расположившегося за письменным столом. Именно его большинство исследователей считают основоположником этого жанра.
В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета. В «Натюрморте с золотым бокалом»П. 1573) главное место занимают изображения рыбных и мясных лавок, где акцент с человеческой фигуры перенесен на разнообразную снедь, разложенную на первом плане. Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь.
В 1870–1880-х годах ведущим жанром в русской живописи оставался бытовой, хотя пейзаж и портрет также занимали важное место. На фоне мирового искусства творчество Штеренберга выделяется особенным своеобразием. Он сумел увидеть в простых, непритязательных мотивах очарование и поэзию.
Два параллельных плана кажутся не связанными между собой, да и передача перспективы для художника — пока еще трудная задача. Есть общие правила постановки натюрморта.
Колористическая гамма может быть заданной и учитываться при подготовке задания. Читатель. Заманчиво предположить, что, возможно, этот нож был свадебным подарком самой Кларе.
Не способствуют пробуждению аппетита и рыбы на сковороде, кажущиеся живыми и подвижными. Лучшие пастели— это множество красочных слоев чистых, но просвечивающих «сквозь» Отсюда— бархатистость и глубина, которая неизменно притягивает. Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII–XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы. В центре — мертвый лебедь в белоснежном оперении. Можно назвать, например, полотна «Кабинет в Островках» и «Отражение в зеркале» Г. В. Сороки, хранящиеся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге.
Одна из наиболее ранних работ — «Натюрморт» (1621, собрание Бредиуса, Гаага)— имеет символический смысл. Подобные рисунки преподносились в подарок, украшали альбомы, что таким образом ставило их в один ряд с другими произведениями живописи и графики. Другая мощная школа натюрморта известна под названием «голландский натюрморт». Полотно восхищает изяществом рисунка и красочным богатством. Одни исследователи высказывают предположение, что на портрете изображен подьячий Алексей Васильков известный своим пьянством, другие считают, что это один из членов «всешутейшего собора» и предметы на столе — атрибуты одного из веселых ритуалов, придуманных Петром I. Вещи, представленные на портретах XVIII века, помогали авторам характеризовать модели.
Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей. В основе интереса к данным темам лежит образ жизни голландцев, которые на маленьких участках земли, отвоеванных у морской стихии, выращивали самые разнообразные растения. Подобные мотивы привлекали и голландского художника известного нам как Монограммист AL. Это хорошо делать людям имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол». 1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой. Картина отличается намеренно построенной композицией.
Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями. Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета.
Свой творческий путь Рейкхалс начал с создания картин типа кухонного натюрморта. В русском искусстве появление натюрморта граничит с иконописью. Если для все же представляет сложность, как же все это увидеть и нарисовать. Художники стали придавать большое значение работе с натуры и потому все чаще обращались к пейзажу и натюрморту, хотя многие из них считали последний напрасной тратой времени, бессмысленным увлечением формой, лишенной внутреннего содержания. Им был создан новый тип натюрморта, отличный от классической традиции. Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Подготовьте также ластик, любую стерку, которая вам нравится. Смотрим, что у нас есть еще и тень у яблока (кстати, можно заключать в квадратик все и вместе с тенью) ее тоже нужно учитывать в композиции иначе рисунок будет выглядеть смещенным.
Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное. Мастер не отступает от общепринятых традиций в трактовке образов и выделяет многочисленные предметы крестьянской утвари.
В картинах, созданных талантливыми учениками Венецианова, вещи переданы правдиво и свежо. На картине Хеды «Завтрак с ежевичным пирогом» справа помещены карманные часы, воплотившие в себе безостановочный ход времени. Автор показывает зрителю два плана, в которых одновременно разворачивается действие.
Интерес к теме лавок проявили и голландские художники, только их композиции кажутся более скромными по сравнению с роскошными и яркими произведениями Снейдерса. Таково полотно «Рыбная лавка», написанное кем-то из последователей или учеников Артсена. Стены жилища украшены пейзажами. Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж.
В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины. Пол устилает ковер с ярким орнаментом. Роскошным садовым цветам посвятил множество своих картин Абрахам Миньон (1640–1679), немецкий художник, работавший в Голландии, в Утрехте. Причем объекты могут быть как естественного происхождения (плоды, цветы, мертвые животные и насекомые, черепа и прочее), так и созданные человеком (различная утварь, часы, книги и свитки бумаги, ювелирные украшения и так далее). Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло.
Как видим на рисунке, точек схода может быть несколько. Однако строгих правил сочетаемости в данном случае не существует. В каком бы жанре он не работал — снимки всегда были технически идеальны. Предметы в нем должны иметь смысловую связь.
Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды. Я расскажу (и покажу), как построить натюрморт и немного поговорим о светотени и о тональных отношениях внутри натюрморта. Периоды его развития имели свои исторические предпосылки. Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь.
Украшением служат и дорогие ткани — парча, отороченная густым мехом и бархат из которого сшит занавес. Например, Натюрморт с книгами, выполненный П. Г. Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше. У нас главным образом значение имеет, что сделано, а тут – как сделано. Листики у алычи тоже явно темные.
На IX Передвижной выставке 1881 – 1882 годов внимание публики привлекла картина К. Е. Самое надежное сохранение пастели— в хорошей окантовке под стекло. Продолжим мы работать уже в трехмерном пространстве. Помните, как рисовали в школе кубик. означает «мертвая натура». Разбитое стекло имело то же значение, что и пепел. Совместились его передняя сторона и задняя.
С. Н. Художник, увлекшийся передачей красоты дорогих вещей, не сумел показать их индивидуальность и создал произведение, главная цель которого — демонстрация богатства и роскоши. Используя белый пастельный карандаш распределяем, пятном – обобщенно, свет на предметах. А. С. Пушкина. Эти картины передают восхищение мастера окружающим миром. 1493 — ок.
В Роттердаме был разработан «кухонный» натюрморт, представляющий собой изображение внутреннего пространства крестьянского дома с предметами домашней утвари, разложенной на полу. Например, В. Д. Они лежат на столе, на полке и даже на полу. Таково полотно «Натюрморт с цветами и закуской» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), заставляющее зрителя восхищаться красотой окружающего мира.
Каждый предмет натюрморта несет в себе скрытую взрывчатую силу. Значительную роль играл Лейденский университет. Прежде скромные «завтраки» превращаются в красочные картины, на которых зритель видит покрытые ковровыми скатертями столы с разложенными на них дорогими предметами. Иногда изображение застывшей натуры требуется импрессионистам лишь в качестве дополнения. Элементы натюрморта можно увидеть и в росписях египетских гробниц и на античных мозаиках. С дальнейшим укреплением голландской буржуазии изменяются требования к живописи.
Как его изобразить. Голландский художник Виллем Клас Хеда родился в Харлеме. Но в душе мастера не было гармонии и спокойствия: те фотографии, что по-настоящему воплощали его творческие порывы, журналы печатать отказывались, говоря, что для глянца они «слишком сильные».
Прошли века и по его рисункам, необыкновенно точно показывавшим цветы, рыб, птиц, земноводных и млекопитающих, натуралисты последующих поколений продолжали изучать строение животных и растений. Кухонные натюрморты есть и в творчестве Ф. Рейкхалса, работавшего в Мидделбурге и Дордрехте, а также в наследии роттердамского художника Хермана Сафтлевена Младшего (1609–1685).
И композиция вещей здесь сугубо естественная. Посмотрим, как ведут себя плоскости под разным углом. В учебной постановке фон не должен быть активнее предметов.
Большие книги лежат на столе и на полу. Очень хорош «Натюрморт с попугаем» (1737) Г. Н. Теплова.
За отдернутой занавеской зритель видит маленькую комнату с множеством книг.
Это сокрушительный триумф яростной объективности. Некоторые пастелисты предпочитают не пользоваться ластиками, но иметь их под рукой все же рекомендуется (как обычные каучуковые, так и клячки). Поленов, находившийся во Франции, писал И. Н.
Среди них — сосуды и кувшины, череп и глобус. Художники показывали различные помещения дворянского дома: гостиные, спальни, кабинеты, кухни, классные комнаты, людские и т. п. Оно способствует созданию особой, доверительной атмосферы в помещении.
Художник Маринус ван Реймерсвале (ок. У золоченого кресла – шпага в роскошных ножнах. В акварельных композициях этого времени можно увидеть цветы, фрукты, ярких бабочек и других насекомых.
Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы земной суеты (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина. Каждый век выдвигал своих мастеров натюрморта. Глядя на полотно «Христос в доме Марфы и Марии» (Национальная галерея Ирландии, Дублин), зритель видит несколько разнообразных предметных групп: битые птицы, лежащие на полу ветка с абрикосами, рядом с которой сидит маленькая обезьянка блюдо с виноградом у ног одной из женщин плетеная корзинка со спелыми фруктами и ягодами на столе, покрытом нарядной скатертью и ваза с цветами. Эти свойства нейтральных окрасок широко используются в декоративно-прикладном искусстве. На полотне из эрмитажного собрания «Битая дичь» (1653) зритель видит показанных крупным планом мертвых птиц. Именно в то время в русском искусстве натюрморт появился как самостоятельный жанр.
Рубенс откровенно любуется ярким и красочным миром вещей, окружающих человека. Пол устилает ковер с ярким орнаментом. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. Так, И. Н. Ирвинг Пенн (Irving Penn) был известным фотографом моды.
С появлением на художественной арене Голландии Питера Класа в искусство пришла новая разновидность натюрморта — «завтраки», отличающиеся особым подбором предметов и своеобразной их трактовкой. Выражение «яркая живопись» начинающими рисовать понимается в буквальном смысле. Подсвечник, графин, стакан. Гармония различных оттенков, созвучных основному цвету, определяет колорит натюрморта.
При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. На узких полочках расставлены часы, чернильницы, флаконы, подсвечники, посуда и другие мелкие вещицы. Масляные краски позволяют многократно переписывать, счищать, накладывать множество слоев пастель же требует точности интуитивного «чутья» по отношению к выбираемому цвету, так как после изменить его уже чаще всего невозможно: чистый, тот самый знаменитый «мерцающий» пастельный тон таков лишь при первозданном нанесении. 1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе.
Если художник работает в пастели небрежно, все ее достоинства исчезают. Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой. Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах. Он был одним из первых великих мастеров, который обратился к жанру чистого натюрморта и создал монументальный, пластический образ «мертвой натуры».