Из большого числа музыкальных произведений на тему жертвоприношения Исаака (их насчитывается около 50) наиболее известна «священная баллада» Игоря Стравинского «Авраам и Исаак» (первое исполнение — Иерусалим, 1964). Дойдя до нужного места, Авраам разложил хворост, связал сына, начал молиться и уже занес нож над шеей Исаака, как жертвоприношение остановил ангел. В русской литературе тема жертвоприношения Исаака разработана в поэме Иосифа Бродского «Авраам и Исаак» (1963).
На Страстной седмице христиане также вспоминают и жертвоприношение Авраама. Устная Тора (устами раби Моше Вейсмана) сообщает нам, что как раз к моменту жертвоприношения Ицхака Авраама приехал посетить не то сын Ишмаэля, не то сам Ишмаэль, точно понять нельзя. В русской литературе тема жертвоприношения Исаака разработана в поэме Иосифа Бродского «Авраам и Исаак» (1963), написанной, по признанию самого поэта, под впечатлением от трактата Сёрена Кьеркегора «Страх и трепет».
Для начала достаточно представить, что в древности человеческие жертвоприношения были обычным делом, поэтому Авраам именно так и понимает приказание Бога. С воспоминанием о жертвоприношении Авраама в исламе связан самый почитаемый мусульманами праздник Аид-ль-Адха или Аид-ль-Кабир (буквально «великий праздник»), который венчает собой месяц великого паломничества в Мекку. Святые отцы христианства согласны в одном: жертвоприношение Авраама стало прообразом той великой Жертвы, которую позднее принесёт за всё человечество Сын Небесного Отца по имени Иисус, прообразом Его Пресветлого и Преславного Воскресения.
Однако, между последним чудом (явлением Аврааму трех ангелов) и днем жертвоприношения прошло минимум 37 лет и никаких чудес за это время не происходило. Из большого числа музыкальных произведений на тему жертвоприношения Исаака (их насчитывается около 50) наиболее известна «священная баллада» Игоря Стравинского «Авраам и Исаак» (первое исполнение— Иерусалим, 1964). Таким образом, несостоявшееся жертвоприношение Авраама стало первопричиной спасения человечества.
В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение». По-видимому, это граничит с представлениями древних о единстве мироздания, восходящих ещё к мифологеме мирового древа: все три мира соединены между собой подобием своего рода «космической оси» и неподалёку от хода, ведущего в верхний мир, должен быть такой же ход, ведущий в мир нижний. Осел – обозначение синагоги». Более того: эту надежду он сумел передать и своему сыну, который, конечно же, прекрасно понимал, куда и зачем они идут: ведь ситуация, столь таинственная для нас сегодня, для человека той эпохи должна была быть абсолютно ясной.
1:15-16 (когда Бог повелевает, то советчики не нужны), не медлил, не искал повода уклониться, но со всей серьезностью и ответственностью, спокойно и обдуманно, молча сделал все приготовления. Обрати внимание, вот его надо принести в жертву вместо твоего сына». Благодаря такому духу веры, упования и жизни, подчиненной интересам Божиим, Авраам совершил нечто решающее для Бога. Вторая буква «А» была добавлена во второй слог имени по воле самого Господа весьма позже.
Не один только Авраам был таким. Авраам воспринимает это испытание как величайшее искушение и он хочет быть усовершенствованным человеком. 44 Если она ответит:, Пей. Барокко.
Ранним утром Авраам оседлал осла, положил на него сухие дрова (для сожжения тела) и, взяв двух слуг и Исаака, двинулся в путь. На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека. Бог требует не убийства, а возвышения сына. Затем автор песни обращается ко всем, кто строит «прекрасные» алтари для уничтожения своих детей в угоду своей идеологии, религии, заблуждению. Размышляет он и о сыне и это очень важный момент.
И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Даже если они не отдадут тебе девушку, ты все равно свою клятву выполнил". Героев теперь не четверо, а трое.
Видимо, потому, когда родился обещанный сын, она дала ему имя Ицхок – Смех. 22:14). При этом в словах 18 стиха о единственном и исключительном «семени», через которое будут благословлены все народы земли, большинство толкователей, вслед за Ап. Ты делай то, что велено тебе и ты найдешь, что я — коли угодно Богу — найду в себе смирение и твердость». Иисуса Навина (Втор. 3:14, Нав. 13:13).
Мальчики, однако, разительно не походил и друг на друга. Конечно, он не мог еще представить полной картины искупительных страданий Христа на Голгофе. Опять же наиболее полно понял это автор Послания к Евреям. Мы видим, что отец у Рембрандта взволнован и растерян. Возмужав, Исаак стал верным помощником отцу во всех его делах. Недаром она велела принести из стада не одного козленка, которого вполне хватило бы на приготовление кушанья, а двух.
Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка. В конце Книги Бытия люди клянутся страхом Исаака. Сказал ли Авраам своей жене, что отправляется туда для принесения сына в жертву Богу. История начинается нехарактерным для библейской стилистики вступлением: Бог испытывал Авраама.
Такой страной, как оказалось впоследствии, послужила одна из гор, лежавшая от Вирсавии на расстоянии трехдневного пути (Быт. 22:4) и получившая, в память этого события, название горы Мориа. Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе (Быт. У нас нет сведений, как жилось Ревекке после смерти отца в доме Лавана, но если учесть его жестокость по отношению к Иакову, будущему сыну Ревекки и Исаака, когда (в будущем, конечно) тот попал в услужение к Лавану, чтобы получить право жениться на Рахили, то можно догадаться и о другой причине быстрого ответа Ревекки. А с Агарью – получилось, она входила в оргазм быстрее и кончала акт вместе с Авраамом. 15).
К Элиэзеру это еще может относиться, но никак не к Ишмаэлю – во-первых, он был далеко не мальчик (371350 лет), а во-вторых, никак не слуга, а родной сын Авраама. 2:21-23). Архиепископ Арльский Цезарий (470 – 542 н. э. ) пишет: «Два отрока, которым он повелел остаться с ослом, символизируют народ евреев, неспособный подняться и достичь места жертвоприношения, поскольку народ этот не поверил в Христа. 4:18), поверил в невозможное: что Бог, верный Себе, не допустит смерти Исаака. Если Исаак сейчас будет убит – ни один еврей, кроме Авраама, не появится на земле.
Христианский праздник Воскресения Христова непосредственно восходит к иудейскому Пессах, поскольку именно во время этого праздника Христос Спаситель возвещает ученикам о Своем «переходе» от этого мира к Отцу, то есть о близкой смерти и воскресении. Обрезание на Востоке в то время не было каким-то нонсенсом. То, что пережил Исаак на алтаре, несомненно, должно было быть для него потрясением. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему и сказал: отец мой.
Вот как это выглядело. На заповеди была переложена даже тяжесть элементарной нравственности. Поступок патриарха расценивается как акт высшего проявления верности, доверия Богу. Быт.
Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится. А нет брачного контракта – значит не жена, а наложница.
Увидел Его верой и возрадовался верой. И Моисей впоследствии осуществляет, хотя только с человеческой стороны, но, конечно, по Божию указанию, это обетование Завета. «И сказал ему: Авраам. По традиции в жертву приносили мальчиков-первенцев. Так, царь Манассия восстановил поклонение идолам, «и поставил жертвенники Ваалу и провел сына своего чрез огонь» (4 Цар.
Цель одна: усовершенствовать человека, которому Бог посылает то или иное испытание («искушение»). Сапломбом рассуждают о феноменальном превосходстве «исконного ведического язычества» над «иудо-христианством».
Авраам взял с собой двух отроков. Не нарушу завета Моего и не переменю того, что вышло из уст Моих (Пс. Да будет мир Ибрахиму». «И благословятся в семени твоем, – клянется Бог Аврааму после этого жертвоприношения – все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт 22:18).
Сын будет сопротивляться и кричать. Но, с другой стороны, поскольку это уже XII век, то ученые иногда рассуждают о мозаиках Монреале в контексте Проторенессанса, т. е. Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище» (Пс. Так поступает истинная вера.
Вера фактически воплощает силу Божию в практику. Но в Торе ясно сказано (Берешит 25:6), что отослал Авраам сыновей наложницы своей.
И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам. Скорее всего, что нет, чтобы эмоции не взяли верх над верой. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Это вопрос интересный, Раши на нем ненадолго останавливается.
Но что же тогда мог думать Авраам о своём Боге, требующем человеческой жертвы. Вообще говоря, это значит, что Завет редуцировался до этих вышеупомянутых моментов. Переименовывать же ту или другую местность в память известного, совершившегося на ней события, было в широком распространении в библейской древности (Быт. 16:13–14, 21:31 и др. ). Ведь библейский автор абсолютно однозначно оценивает всё происходящее именно как испытание, как проверку, устроенную Аврааму его Богом (Быт 22:1). Это был сложнейший и исключительный момент в жизни патриарха. Вот таким образом Аврааму пришлось сказать сыну правду. Этимологически это слово означает «вознесенный», вот таким образом используется для обозначения такого жертвоприношения, которое «возносится» к Богу.
«Бог узрит себе овча во всесожжение» в славянском тексте) и что теперь так точно оправдалось. Т. е. 41 И если ты пришел к моим родственникам – значит, ты выполнил данную мне клятву. Возможно, есть также и более поздняя вставка редактора. В Иерусалимском храме такие жертвоприношения совершались каждый день.
Внук Манассии— Иосия восстановил религию, завещанную Моисеем, приказал уничтожить идолов, «и осквернил он Тофет. чтобы никто не проводил сына своего и дочерей своих чрез огонь Молоху» (4 Цар. После жертвоприношения обгоревшие детские кости паковали в глиняный сосуд. Бог Отец любит Бога Сына, Бог Сын любит Бога Отца и сама Любовь, объединяющая Отца и Сына («любовь обоих») имеет Жизнь сама в себе – это Дух Святой, как учит Августин Блаженный и Григорий Двоеслов. Но конспект не может противоречить самой лекции. После обещания земля Ханаанская стала называться Обетованной.
Подобно как в истории с Иовом, враг души не мог оставить Авраама в покое. И взял Авраам дрова для всесожжения и возложил на Исаака, сына своего взял в руки огонь и нож и пошли оба вместе. Был ли с ними Ишмаэль. элохей аврахам ве-пахад ицхак). Конечно, перед ним стояла задача, превосходящая его силы: принести в жертву долгожданного сына, того, ради кого пришлось столько выстрадать, сына, который должен стать продолжателем рода, носителем обетований Божиих. Но нас в данной ситуации все это не очень интересует.
Человеку, чьё имя «Отец народов», было обещано, что его бесплодный брак увенчается сыном. Сейчас мы посмотрим его чуть покрупнее. Зададим себе вопрос: как бы поступил каждый из нас в подобном испытании. Конечно, риск был, но ведь и другого выхода для Ревекки и Иакова не существовало. Есть однокоренное еврейское слово, которое означает «страх», «трепет» имеется в виду страх человеческий, паника, ужас, который в случае с Авраамом должен смениться страхом Божиим, богобоязненностью. И нечего даже пытаться его отговаривать – только поссоришься, да и дело испортишь. Кроме того, Ишмаэль никак не вписывается в операцию Жертвоприношение.
То есть спустя 50 лет после рождения Ишмаэля. Надо было идти к горе, возвышавшейся «в земле Мориа», то есть почти три дня. И указывает нам определенно, что в результате обрезания организм как бы омолаживается.
А поначалу его звали просто — Аврам. Подобные жертвы совершались при закладке городов, строительстве ворот, зданий (в том числе рядовых жилищных построек), по обету, для предотвращения бед. Ближайших соседей Ханаана – финикийцев отличала склонность к жертвоприношению детей.
Принесение в жертву сыновей (нередко первенцев) было общей практикой в древней Палестине. Вера идет впереди и подтягивает за собой дела, поведение, жизнь. Жертвоприношение является общим элементом всех древних религий. Драматический сюжет, который мог носить также название: Связывание Исаака, мы найдём на полотнах Тициана, Веронезе, Рембрандта, Караваджо.
И в Торе сказано ясно: И возвратился Авраам к отрокам своим. Когда Бог возвещает о рождении сына Авраам, «пал на лице свое и рассмеялся» (Быт. В этот страшный момент раздался голос ангела: Не поднимай руки своей на отрока. И уже не Авраам, а Исаак становится главным действующим лицом. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел.
А потому, как пишет С. Дестунис в «Библии для детей старшего возраста», «крепчайшему из всех людей в вере предстояло и испытание тяжелейшее, единственное от начала и до конца существования людей на земле». агнец и сын Авраама Исаак, мальчик, судя по изображению, юный совсем, они как бы рядом. Вера делает дела Божии тихо, незаметно и не откладывая на потом. Вопрос выживания племени предельно обострял конкуренцию.
1:20) и основывает на них свою духовную жизнь. Подобно тому, как Авраам в своей готовности принести в жертву Исаака обнаружил высшую степень послушания и преданности, так и Господь в награду за это дает ему доказательства Своего высшего благоволения, подтверждая и углубляя ранее данные ему обетования о многочисленности и славе его потомства. Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически).
Главной ценностью была жизнь рода, племени. Не в нем Авраам вопреки всякой надежде пожертвовал своей жизнью.
Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. 52 Услышав это, Авраамов раб вновь простерся ниц перед Господом. «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы) «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». «Верою познаем, что от неявляемого произошло видимое». По дороге юноша спросил: Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. Моисей был не столько человеком жертвоприношения, сколько первой жертвой, которую израильтяне принесли Богу после своего избавления из Египта, жертвой, принесенной мадиамским священником Иофором (евреем, потомком отношений Авраама с Хеттурой).
18, 23-25). Был, наверное, период траура. Т. е. Очевидно, старик Терах (отец Авраама) также пренебрег этим обычаем и сына не обрезал. Соседи Аврама были людьми рациональными, жестокими и даже безжалостными.
Но сказано: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (то есть отдал в жертву – О. С. ), дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. Под медным быком разжигали костер. Сколько таких колоний было Вокруг тофета финикийской столицы Карфагена археологи обнаружили останки примерно двадцати тысяч детей. Кассель. Позднее человеческие жертвоприношения совершались лишь вероотступниками.
Да, эта фраза в Торе идет сразу же за описанием сынов и внуков Авраама от Кетуры. Диодор Сицилийский, детей, выбранных в жертву, подводили к раскаленной статуе и клали на её медные руки, по которым те соскальзывали вниз, в огонь. 6, 29).
Согласно другому мнению, эта история представляет собой выражение протеста против языческого обычая принесения ребёнка в жертву богам. Вот что такое «страх Исаака». А слушателей своих считают, по-видимому, убогими лентяями. Нам важно усмотреть некоторые моменты в этом изображении. Ягнёнок, принесённый в конечном итоге в жертву вместо Исаака, внешне очень похож на такую заместительную жертву (Быт 22:13).
Подобный взгляд на искушение, как на проявление божественной любви и на повод к развитию и укреплению добродетели, проводится и во многих других местах Библии (Исх. 16:4 Втор. 8:2, 13:3 Пс. 25:2 Иак. 1:12 1Пет. 1:7 1Кор. 10:13 и др. ). Библия очень подробно описывает жизнь Авраама до его первого разговора с Богом. Иеффай в отчаянии разодрал свои одежды, но сказал, что не может нарушить обет.
Но тогда встаёт вопрос: в чём смысл такого испытания. 3, 16).
В нем же сказано, что Сара предложила Аврааму, чтобы Агарь «родила у нее на коленях», то есть немедленно усыновить ребенка после рождения. Но ведь в ней речь идет о наложнице. Об этом верующие трех религий сегодня призваны свидетельствовать всему миру. Тора говорит, что Сара дала ему Агарь в жены. Вообще говоря история человеческих жертвоприношений уходит корнями в глубокую древность.
Авраам. Первая часть текста написана от лица девятилетнего мальчика. Подобные жертвы совершались при закладке городов, строительстве ворот, зданий (в том числе рядовых жилищных построек), по обету, для предотвращения бед. Но не таков был Авраам.
Он читается слева направо, в общем пейзаже находится. Отрок – это прежде всего слуга, это тот, который не создал еще свою семью. И это имеет большое значение для простого и ясного объяснения дальнейшего хода событий.
«Столькими-то бедствиями пожирался прежде весь род человеческий. Тут даже не надо пользоваться презумпцией праведника, ни один нормальный человек не поступил бы так, как это показано в американском (не хочется говорить подлом) фильме Авраам. И дело было не столько в праведности Авраама (по Раши), сколько вообще в том, что стать наложницей князя в те времена было действительно очень почетно. 10:13). Арабские племена времен царя Ирода, кстати, считали этот обычай для себя неприемлемым. Исав был коренастый, краснолицый, косматый, тело его было покрыто шерстью.
как бы здесь некое уже есть предчувствие ренессансного искусства. При этом в слове 18 ст. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
В Псалтири читаем: «Спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои» (Пс. А справа мы видим сюжет жертвоприношения Авраамом Исаака, который нас и интересует. Если это Бог любви, то почему Он требует столь чудовищную жертву. Греческое слово означает «всесожжение». 62 А Исаак только что вернулся из Беэр – Лахай – Рои (он жил тогда в Негеве). Авраам как бы восстанавливает жертвенник и служение там не прекратится. Жалел ли Авраам своего сына.
4:7-21). Считалось, что любая слезинка, любой вздох умаляют ценность приносимой жертвы. 1, с. 137-138). И это как минимум. Возможно, что Измаил присоединился к этому походу между первой и второй женитьбой.
Считают, что явившись в виде трёх путников, Господь указал на троичность своих Лиц. Когда израильский военачальник Иеффай (в иудейской традиции— Ифтах) шел сражаться с Аммонитянами, он дал обет Господу: «по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего на встречу мне, будет Господу и вознесу сие на всесожжение» (Суд. Поучительно и то, как Исаак отнесся к тому, что был избран в качестве агнца. При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»— в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке— любимейшем в его жизни».
Он отвечал: вот я, сын мой. И мы можем предположить, что двое отроков – это самые близкие к Аврааму люди. Богом отмеченная праведность Авраама покоилась исключительно на его вере. Агарь не происходила от клонированных и в свои 78 лет именно на столько и выглядела. На духе этой жертвы и только лишь на нем, зиждется избрание.
Авраам. Удивительно, но на тот момент ему исполнилось семьдесят пять лет. Сердце Авраама бешено забилось, но он сдержал себя, полагая, что на все есть воля божья. Но если мы будем обсуждать сейчас не линии, не пропорции, не способы изображения человеческих фигур, платьев и т. д., а будем говорить об интерпретации сюжета, то мы увидим, что перед нами, по сути дела, точнейшее подобие той мозаики, которую мы только что видели в Сан-Витале. Вот таким образом, в частности, он сохранил об их отношениях самые лучшие воспоминания.
И Письменная Тора говорит нам, что Авраам отправился на жертвоприношение не вдвоем с Ицхаком, а в сопровождении двух отроков (имена которых не называются). Некоторые из толкователей считают, что Авраам возлюбил своего сына Исаака больше, чем Бога, о чем Бог напоминает ему: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь» (Быт. В решающий момент его призвания от горящей купины Бог открывает задачу, которая будет ему поставлена, словами: «Аз есмь Бог Аврамов, Бог Исааков и Бог Иаковлев».
9, 9). Она задумала шкурами козлят укрыть руки и шею Иакова. И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам. Так вел он свою радость и Саррин смех в жертву Богу.
Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. В XIX главе книги «Исход» Бог не заключает нового союза, но лишь возвещает, что Он сохранит и выполнит уже существующий. По согласованию с Сарой, конечно. Такая топонимика свидетельствует о том, что во время своего формирования она была связана с представлениями о существовании где-то неподалёку входа в нижний, подземный мир и тогда естественно было бы ожидать наличия в этих местах алтарей, посвящённых хтоническим богам. Вера Авраама простиралась так высоко и так глубоко, что он предвосхитил не только «день» Христов, но и обители в небесах.
Мужественному ли духу праотца или покорности сына. Точнее к их сожжению. Жертва Авраама стоит у истоков духовного опыта иудаизма, христианства ислама. Что мы видим. 28, 18).
Наверное, жена Авраама Сарра слышала этот разговор и это обещание. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего».
Таким образом, Рембрандт в эту картину вкладывает еще и личный смысл. То, что Гильгамеш и фараоны (в своих пирамидах) самозабвенно стремились приобрести избавление от смерти, стало тут реальностью неким ранее немыслимым образом. Авраам скорбел только об одном – он не имел наследников. Итак, согласно первоначальной версии элохиста, Исаак был принесен в жертву своим отцом. Я уже объяснял, Бог как бы говорит: «Я буду благословлять твоих потомков.
Но кому здесь более удивляться и изумляться. Этому способствовали свойственные ему доброта и милосердие. Когда Исааку исполнилось сорок лет, Авраам решил подыскать ему жену. Она в Израиле считалась центром мира и воротами неба. Здесь он все радикально переставил, все поменял. Он рад был увидеть день пришествия в мир Искупителя, Который сотрет змию голову (Быт.
(Дан. Отец обманул его, по сути дела. Вот почему страх его – священный. Предсказание основывалось как раз на том факте, что младший, то есть Иаков, при рождении держался за пятку старшего, а держаться за пятку было в речи этого народа своеобразным фразеологизмом, означавшим примерно: «Уйди с дороги». Один из них сказал Аврааму: «Я опять буду у тебя через год в это же время и у Сарры, жены твоей, будет сын».
«Можно ли говорить обАврааме без обиняков, откровенно, не рискуя соблазнить кого-нибудь. » — спрашивает Серен Керкегор. Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». Именно вот таким образом звучит постоянное предложение Бога Аврааму: «Ходи пред лицеем Моим и будь совершен».
К тому времени Авраам был духовно зрелым человеком, с четким, сложившимся мировоззрением. Мальчик ответил: «О батюшка, делай то, что велено тебе Богом и ты увидишь, если пожелает Аллах, что я проявлю терпение». А отец при этом несгибаем. «Лишь четвёртое поколение твоих потомков возвратится сюда ибо грехи амореев», (тогдашних обитателей Ханаана), «ещё не достигли высшей меры». Отец ответил, что Господь усмотрит агнца для всесожжения. Зачем возлагать на немощные плечи бремя, которое Бог усмотрел лично для него. То есть на этом месте до него, до Авраама, уже совершались жертвоприношения. – Раз уж Яхве благословил мой путь, то позвольте мне вернуться к господину. » – 57 «Позовем ее, – предложили те, – и пусть сама решит».
Это напоминание о том, как агнец был принесен в жертву вместо ребенка. Принесение в жертву сыновей (нередко первенцев) было общей практикой в древней Палестине. Большинство произведений в творчестве Рембрандта отражают его способность проникновения в человеческий характер. Один возвратился, без Ицхака.
Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет»15, признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. В этот момент вера и любовь Авраама к Богу подверглись суровому испытанию. Жертвоприношение Авраама – распространённый сюжет европейской живописи ХVI- ХVII веков.
Осел в Писании – это символ сверхпохотливости, особенно в пророческих текстах. 34:6 Пс. Да. Согласно преобладающему в библеистике мнению, текст Пятикнижия (Торы) составлен из пяти основных источников, которые условно именуются Яхвистом, Элохистом, Девтерономическим (Второзаконническим) источником, Жреческим источником и Редактором. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо, сына своего.
16, 12). Тот, кто внимает голосу плоти и крови, никогда не вознесет своего «Исаака» в жертву Богу. Она спрыгнула с верблюда 65 и спросила у Авраамова раба: «Что за человек идет нам навстречу. » – «Это мой господин», – ответил раб. 13, 42).
Авраам— «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». – «Со своими животными инстинктами вы не можете взойти на эту святую гору. Так оно и случилось.
10:13). Т. е., по версии Элохиста, Исаак всё-таки был принесён своим отцом в жертву. По свидетельству кн. Он не говорит о замене жертвы, он просто останавливает этот процесс. Он заявляет о том, что всему этому должен прийти конец. Согласно некоторым толкователям им был Исаак, согласно другим — Измаил. И шли далее оба вместе.
И потом люди клялись страхом Исаака. Никогда в истории человечества золото не испытывалось столь мощным огнем. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире.
20, 12). Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» Патриарх приносит на алтарь своего сына, будучи уверен, что обетование Бога (о большом потомстве через Исаака) исполнится в любом случае, даже в случае его смерти, поскольку Бог способен воскресить его из мертвых. Но Авраам не мог скрыть от Элиэзера своих намерений. и господин мой стар».
Пророк рассказал мальчику о своем сне и предоставил тому самому принять решение. Ну и под жертвенником, как мы видим изображен условно уже разгорающийся огонь. И когда Господь говорит об этом необходимом жертвоприношении, Господь не называет сразу имя Исаака, Он сначала говорит как бы поэтапно (усиливая впечатление): Возьми сына твоего, – здесь не говорится, какого, – единственного твоего, – у Авраама было два сына: Измаил и Исаак, – которого ты любишь – так Авраам любил обоих и Измаила и Исаака.
Заметим, что в Библии ей предшествует повествование об истреблении Содома и Гоморры. Когда Исааку исполнилось сорок лет, Авраам решил подыскать ему жену. По этим-то причинам заклан был человеческий организм Слова Божьего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам. В тексте есть множество незначительных деталей, которые создают атмосферу удивления, несколько раз повторяется «и вдруг».
Мы с вами помним, как долго молился Авраам, чтобы у него появился сын. А композицию здесь мы можем разглядеть очень ясно. 19:8), – это такое состояние веры, при котором все обетования Божии человек принимает за непреложную истину, за «да» и «аминь» (2Кор. Конечно, здесь господствует любовь.
Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него. В связи с этим он задает вопрос о том, где же агнец, предназначенный в жертву. Таковым Он обещает: «Побеждающий наследует все и буду ему Богом и он будет Мне сыном» (Отк. Слово «Мориа» по переводу с еврейского означает: «усмотрение Иеговы» и можно думать, что, давая Аврааму повеление идти согласно Его божественному внушению, Господь не указывал ему какой-либо определенной местности, уже в то время носившей название Мориа, а просто повелел ему идти в ту землю, куда Он поведет его, другими словами – в землю божественного усмотрения.
175, 5 x 210, 5 см. 3:15). Однако, его замысел абсолютно оригинален. Собирался ли Рембрандт писать такую большую картину маслом, т. е. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. 31, 53). Эта жертва не была лишь событием семейного значения (как легко было ошибочно подумать и как часто заключали), но – событие сверхъестественное. В иудейской традиции оно называется «Акеда», то есть «связывание» (евр.
Свидетельством особого отношения к Акеде является выражение «страх Исаака», обозначающее, очевидно, Бога Исаака, как, например, в Быт 31:42, где Бог Авраама называется «Бог Авраама и страх Исаака» (евр. Но не это было главным. Эта его любовь, говорят они, всецело захватила его сердце, так что Бог был отодвинут на второй план. Это мнение содержится уже в трудах Иринея Лионского (II век), Григория Богослова (IV век) и развивается последующими богословами. Когда все было уже приготовлено и не оставалось ничего более, то благий Господь, желая показать, что Он дал ему такое повеление не для действительнаго заклания сына, а для обнаружения всей добродетели праведника, являет наконец и собственное человеколюбие, увенчавая праведника за самое произволение, то есть самую решимость праотца принимая за действительно принесённую жертву.
Там действительно Господь усмотрел овна, запутавшегося в чаще рогами, которого Авраам принес в жертву вместо Исаака, почему «и нарек имя месту тому: Иегова-ире», т. е. Господь усмотрит (Быт. Часть братьев Иакова – сыновей законных жен Леи и Рахели – бывало, подсмеивалась над другими братьями, сыновьями Билы и Зилпы (также дочерей своего деда по матерям – Лавана, но от наложниц), называя их дети рабынь. 21:17-18). Локоть Исаака, который был опорной точкой композиции, теперь повис в воздухе. Он поднялся в вере так высоко, что понимал язык Бога без слов и готов был исполнить любое, даже самое невероятное Его повеление ибо знал, что Бог не допустит непоправимого и что Его великие планы относительно создания избранного народа осуществятся. Вообще-то – Аврам.
Ведь в ту пору народу было куда меньше, а плодородной земли куда больше Да в том-то и дело, что всё как раз обстояло наоборот – само существование этих обществ привело к появлению пустынь. – зададим снова этот вопрос. Утром Авраам оседлал осла, взял с собой Исаака, двух слуг и хворост для костра. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему и сказал: отец мой.
Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким. Таким образом, вера, вменяемая в праведность, в одеждах которой Церковь предстанет на небесах (Отк. То, что монотеистический принцип стал теперь всеобщим (ведь Моисей не мог поднять уникальную и единственную жертву Авраама на уровень всеобщего и обобщенного), получило в качестве последствий один существенный недостаток: законничество. Но уже в эпоху первых цивилизаций человеческие жертвоприношения повсеместно переставали быть регулярными и из обычной практики превратились в нечто экстраординарное, чаще всего представлявшее собой акт героического самопожертвования ради блага родного племени, города или страны. Наконец, однажды Сарра видит, как Измаил «играет» с маленьким Исааком, то есть буквально «смеется». В честь родоначальника названа 14-я сура Корана. О некоторых из них или точнее о потомстве их, можно находить некоторые указания и в самой Библии: так, первенец Нахора – Уц, по-видимому, дал свое имя стране Уц, лежавшей в северо-восточной Аравии из которой происходил Иов (Иов. 1:1) имя Вуз упоминается в качестве названия одного из аравийских племен, живших между Деданом и Феманом (Иер. 25:23) и в некотором соседстве с родиной Иова ибо оттуда происходит один из его друзей – Елиуй (Иов. 32:2).
Что было делать Аврааму. Это особое место, оно будет наполнено небожителями – не один Ангел, много ангелов. Сказано: Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его. Мы помним, что именно так произошло и при Аврааме.
Так говорит классический комментарий. Всеблагой и любящий Бог не допустил, чтобы Авраам занес нож над Исааком и убил его. И всё же некоторые основания предполагать, что его Бог может потребовать от него человеческого жертвоприношения, у Авраама были и связаны они могли быть с именем, открытым ему Богом во время теофании – с именем эль шадаи (Быт 17:1). И старик Авраам слушает ангела, слушает голос Божий. Друзья Иова так и считали, что он страдает за свой грех.
Сын не может согласиться, говорит нам Караваджо, с таким решением отца. Он призвал уже знакомого нам домоправителя Елиезера (того самого, что так подробно рассказывал о Ноевом ковчеге со слов своих предков) и приказал ему найти девицу обязательно в Месопотамии, в городе, где когда-то жил Нахор, его потерянный брат. Посмотрите: Авраам в центре сидит.
Послушание Авраама подверглось страшному испытанию. Как и было определено Богом:«Проклята земля делами твоими». В тексте Ветхого Завета говорится об ангеле, но здесь мы видим не ангела, а именно руку. Мы видим, что нож он держал совсем не твердо. Проходит примерно два десятка лет и Рембрандт снова обращается к этому сюжету.
Почему эти два образа. Тогда Ревекка взяла покрывало и закуталась в него. На первый взгляд, такое выражение выглядит несколько странно.
4:20). И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.
Верой он вступил в вечность и узрел триумфальный конец домостроительства Божия. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Это Рембрандт, еще не вошедший в зрелый период своего творчества. Если угодно, патриарх Аврам, так как соплеменники избрали его главою рода. Но есть основания предполагать, что чаще всего на роль жертвы выбирался домашний скот. Вера его шла впереди его и во всем споспешествовала ему.
Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего. 21, 3, 6). Это и было то «облегчение», которое Господь обещает послать вере, уповающей на Него (1Кор. Через три дня они подошли к месту, где должно было свершиться жертвоприношение Авраама. Ибо Христос пришел умереть не за праведных, а за грешных.
Паралипоменон, позднее на этой самой горе был воздвигнут храм Соломона (2Пар. 3:1). В 11 главе он пишет: «Вера есть уповаемых извещение, обличение вещей невидимых». 43:1-2). Вс-вышний пошел навстречу, внешне состарил Авраама.
Мальчик, полностью доверяющий отцу идет за ним на гору и восходит на алтарь. Митрополит Филарет различает два рода искушений: искушение во зле или возбуждение к действованию злых склонностей, кроющихся в человеке и искушение в добре или направление, даваемое действующему в нем началу добра к открытой брани против зла или против препятствий в добре, для достижения победы и славы первое – не от Бога, но есть следствие оставления Богом (2Пар. 32:31) второе – от Бога и, в меру духовных сил, посылается как благодать тем, которые достойны принять «и благодать на благодать» (Ин. 1:16).
Ведь Измаил пророчески уже и был назван диким ослом (ср. Главное заключалось в том, что Бог Авраама очевидно для всех продемонстрировал Свою силу. Было ли выполнено ли это условие. Иакова, через это его дело он настолько усовершился в вере, что был назван «другом Божиим» (Иак. «На одной из гор». Здесь даются два разных образа: как звезды небесные и как песок на берегу моря.
Он покорно шел с отцом, доверяясь отцу своему и Господу своему. На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека. Немногие мужи Божии имена которых блистают в Библии, удостоились этого высокого звания. И как понять одобрение Божие (Быт 22:16-17).
Люди стали преследовать его семью и сжигать их торговые лавки. Павел, основываясь на ветхозаветном тексте (Быт. В своем уповании вера Авраама не была постыжена. Этим самым показывается святость Авраама, его духовное качество – они удалились от этих «ослов», оставленных внизу, от этого примитивного образа жизни (и примитивных форм религиозности Измаила), они поднялись и уже как бы достигли Неба. В качестве финального довода собеседник непременно упомянёт мудрёное выражение «Авраамическое христианство».
Бог Отец – любит ли Он Своего Сына. 8:56). Он боялся в этот момент ослушаться отца своего. Везде, где бы он ни останавливался, у него было много шатров и скота. Еврейские комментаторы поясняют: «после слов Сатана.
11, 34). Он оставил слуг у подножия горы и отправился вверх по склону со своим сыном. Она есть тот рычаг, посредством которого осуществляются обетования Божии, хотя бы мы были поведены через огонь и воду, через все видимые и невидимые преграды и потому она увенчивается чудным успехом ибо «верен Обещавший» (Ис. Нет на картине и эффектного явления ангела, остановившего руку Авраама.
11, 31). В основном, младенцев.
Ишмаэль не настолько мелкая фигура в Торе, чтобы о нем было сказано так, как сказано: И взял с собой (Авраам) двух отроков. Ее название можно перевести как «явился Бог» или «усмотрение Иеговы».
Проследим тонкую игру аллюзий и переворотов. Конечно, да. Косвенно об этом свидетельствует топография Иерусалима. 88, 31 – 35).
В каждой шутке есть доля шутки. Как мы увидим, так и случилось. Заметим также, что Бог полностью проигнорировал Измаила, перворожденного сына от Агари. После случившегося мирная жизнь в доме Авраама продолжалась еще долго. Иеффай вернулся домой с победой, «и вот, дочь его выходит на встречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна и не было у него еще ни сына, ни дочери» (Суд. Придя из Ура Халдейского, Аврам поселился в Ханаане.
По-славянски общая трапеза обозначается словом «вечеря». (Быт. Могло случиться, поскольку жертвоприношение Авраама не смогло найти в законе адекватного выражения, что изолированная вера в Единого Бога (как впоследствии в исламе), точнее говоря, в единый Завет Бога с Израилем, становилась исключительным содержанием веры. 1:17). 22:2). 3:1) и где впоследствии на Голгофской горе будет распят Иисус Христос. По словам Ап.
Но Ревекка предусмотрела такую опасность. Вопрос нравственности или безнравственности не существовал в принципе. И шли далее оба вместе. Но 4 тысячи лет назад бесчеловечность была нормой поведения. В Новом Завете Бог дает Аврааму высочайшую оценку.
Прибавим 50, получим 75. По законам и обычаям того времени наследником мог быть только первородный сын. Вернее было бы сказать, что сами-то понятия они различают (достаточно прочитать, например, такой текст, как Пролог Книги Иова, чтобы в этом убедиться), но специальной богословской терминологии для их описания в Библии нет, что и неудивительно: ведь Библия – не богословский трактат. Одна из его любимых пословиц была та самая: На Бога надейся, а сам – не плошай. Судите сами. Итак, не только Авраам, но и Сам Бог по ходу развития событий «узнает» для Себя нечто абсолютно новое. Но Слово Божие говорит: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемым сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы смогли перенести» (1Кор.
После освобождения из рабства, Господь обещал отдать Ханаан потомству Аврама. 63 Вечером он вышел в поле, поглядел – и увидел приближающийся караван верблюдов. Словом отрок Письменная Тора называет или мальчика или слугу. Помимо этого Господь открыл Аврааму судьбу произошедшего от него народа на несколько веков вперед. Предположение основано на употреблении имен Бога при описании событий.
(И это – при разнице в сто лет. ) И тогда Авраам вознес странную, казалось бы, просьбу к Вс-вышнему – придать ему отличительные черты старого человека. Принесение в жертву сыновей (нередко первенцев) было общей практикой в древней Палестине. Греческое слово, прямо говоря, заслоняет значение того, что тут подразумевается под словом «совершен».
Он постоянно проповедовал и вызывал раздражение всех жителей Ура, где родился. Обращаясь к тому же тексту, он указывает на Авраама, на его «дела» (жизнь и служение), всецело проникнутые живой верой. Философы рассуждали о морали историки культуры и религии рассуждали о тех или иных религиозных культах и традициях и усматривали в этой истории рассказ, по сути дела, о том, как человеческие или детские жертвоприношения были со временем заменены животными жертвоприношениями, но нас сегодня эта история будет интересовать совсем с другой стороны. Однажды в Ханаане Господь сообщил Авраму, что его (Аврама) потомки «будут четыреста лет жить в чужой стране, в рабстве и угнетении». Чужих и просто прохожих полагалось порабощать, преумножая средства своего рода.
Не всегда Исаака изображают ребенком, как это принято в христианской иконографии. Ап. Но не всякое доброе дело Бог вменяет в праведность, а лишь дело веры, действие по вере. Такая анонимность указывает на то, что к преданности и послушанию стремится каждый верный сын Авраама.
Поступок Иеффая в Библии остается без комментариев. Ему предстоит три дня пути. Сказать с полной определённостью, где именно находилась упоминаемая в рассказе земля Мориа, сегодня невозможно, однако, судя по историко-географическим данным и по отражённой в Талмуде традиции, она должна была располагаться в центральной части Иудейского нагорья и тогда жертвоприношение должно было быть совершено, по-видимому, неподалёку от Сиона и от Иерусалима (в те времена носившего название Шалем). «В землю Мориа» – Мори-й-а – это храмовая гора в Иерусалиме. Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет», признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Что означает это наименование: Мориа. 85:15).
Эту мозаику можно отнести к поздневизантийскому искусству. акеда), так как до жертвоприношения дело, собственно, не дошло и для Исаака всё закончилось лишь связыванием и возложением на алтарь (Быт 22:9-13). В нем открывается, почему Бог абсолютен. Но, с другой стороны, слово Мориа однокоренное и со словом «миро» – то самое миро благовонное, которое входило в состав ладана (Исх.
Выдающийся средневековый толкователь Ибн Араби писал, что в своем видении Авраам видел не сына, а овна, явленного в обличии сына. на Христа, Сына Божия (Гал. 3:16). По мнению Отцов Церкви Иисус сам указал на эту историю как на прообраз предстоящей его голгофской жертвы: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56). Канадский поэт, писатель, певец и бард Леонард Коэн в своем втором студийном альбоме Songs from a Room (1969) издал песню Story of Isaac (История Исаака).
Он вживается в этот сюжет, воображает себя на месте Авраама. Обрядовое чтение Акеды у иудеев проводится во второй день праздника Рош ха-Шана. Сейчас арабы свято блюдут эту гробницу, так как считают Авраама своим родоначальником. «Не для того искушал Бог Авраама, – говорит еще блаженный Феодорит, – чтобы самому узнать, чего не знал но чтобы научить незнающих, сколько справедливо возлюбил патриарха».
ангел в библейском тексте как бы является на самом деле гласом Божьим. О его роли в этой истории Мидраш не говорит ничего. В рамках т. н. Когда наступает развязка драмы, Господь произносит слова: «И вот теперь Я знаю» (буквально: проник в тайну). А Гинном (Геенном) стал именно вследствие этой жертвы синонимом ада.
По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление. Он не понимает, ему не было голоса Божьего, сын не знал, зачем отец его привел на гору. Он, конечно, снарядил караван и направил Агарь и Ишмаэля в Египет (а то куда же. ), к папе-фараону. И участников событий и читателя на каждом шагу поджидают сюрпризы.
Когда читаешь описание свинцовых мерзостей, творившихся вокруг Аврама его соседями, нет-нет да и возникает вопрос: «Как вообще этих тварей земля носила. » Судя по всему именно такие нравы хозяев земли и уничтожили землю, в смысле почву. Как только впервые произносится имя Исаака, слышен смех. Выходит, что Кетура и Агарь – разные люди. – «А где же агнец», то отец говорит уклончиво: «Ну, Бог нам пошлет агнца».
Тем самым Апостол осуждает «мертвую» веру, не подтвержденную делами, а значит бессильную и бесполезную. После смерти Сарры Авраам долго горевал, но, чувствуя в себе еще немало сил, вновь женился. И на первый взгляд кажется, что это испытание веры вообще непосильно человеку. Иаков освещает другую сторону веры. Это куда менее известная его работа, офорт «Жертвоприношение Авраамом Исаака», который датируется 1655 годом, т. е.
Иисус Христос в Своей дискуссии с иудеями ссылается на Авраама и говорит им такие многозначительные слова: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался» (Ин. Как свидетельствует историк I века до н. э. Сказано: Иаков поклялся страхом отца своего Исаака (Быт. Так что по отношению к Агари это было в чистом виде доброе дело (хотя за этим стояла необходимость выяснить потенциальную способность Авраама иметь наследника). Мужи веры, наделенные пророческим духом, прозревали приход Сына Божия на землю. Ведь они стали «женами» Иакова безо всяких обязательств Иакова по отношению к ним, без брачного договора. Бог не сказал сразу, на какой горе, к каким условиям готовить себя.
Нидерланды (Голландия). Напомним, что Бог нарек Авраама, этого великого мужа веры, Своим «другом» (Иак. 22). 22, 13 – 14).
Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам. 23, 10).
Оно было принято у многих племен, но далеко не у всех. 11, 39). Эти две истории во многом противоположны друг другу. Что могут означать эти слова. Имя сына при этом не названо.
Он ожидал Его с верой. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. 55 Брат и мать Ревекки отвечали: «Пусть она поживет у нас еще хоть дней десять. » – 56 «Не задерживайте меня, – сказал Авраамов раб. Гости повели себя необычно.
Холст, масло. Этот страх приводит нас в священный трепет, когда мы говорим о нем. И здесь будет благовещать Ангел Божий, являясь к тому или иному пророку, здесь Агнец Божий (Христос) будет свидетельствовать об истинах Божьего закона. 3:16)» (Библия Лопухина, т. 1, с. 140). Предания ислама вносят дополнительный оттенок в эту историю. Выйти из него не удавалось никому и об этом в древнем мире знали все не было ни одной культуры, религиозная традиция которой хранила бы хоть какую-то память о возвращении из нижнего мира из мира теней в мир живых (можно, конечно, вспомнить греческое предание об Орфее и Эвридике, но и здесь всё кончается весьма печально).
21, 6-7). 64 И Ревекка увидела Исаака. Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). Бог потребовал от Авраама не просто умертвить Исаака, но принести его «во всесожжение», т. е. превратить его тело в пепел, сжечь на жертвенном костре. Авраам удостоился драгоценного венца.
«По прошествии двух месяцев, она возвратилась к отцу своему и он совершил над нею обет свой» (Суд. 18, 12). Под Кеседом многие, вслед за Иеронимом, склонны видеть родоначальника «халдеев» («kesed» или «kasdim»), живших на севере Месопотамии, по соседству с Сузой и Егамом, наконец, некоторое указание на Мааху усматривают в маахитах, о которых, как об одном из хананейских племен, пограничных с Месопотамией, говорится во Второзаконии и в кн. Х. Хантинг). 58 Они позвали Ревекку и спросили: «Пойдешь с этим человеком. » Она сказала: «Пойду». Мальчик и сам, наверное, начинал о чем-то догадываться и спросил отца: «вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. » Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой».
А сыновей Агари надо было бы отсылать в Египет. Много позже судья (т. е. То есть все эти события, связанные с Авраамом и Исааком и даже с этими двумя отроками, предполагаемым Измаилом и предполагаемым Елиезером, – это символические действия, раскрывающие суть событий, которые произойдут значительно позже и будут связаны с Богом Отцом и Богом Сыном. 22, 1 – 2).
О, это превосходит всякое разумение. В 78 лет и далее египтянки не рожают. Почему они не клянутся послушанием Авраама. И с той жертвой, которая была принесена у подножия горы, там, где с ослом остались эти два отрока ибо Голгофа – за холмом Иерусалимским, за стенами города, там, где отроки остались с ослом (это очень символическое выражение).
«Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. элохиста) и J (яхвиста). Оно состоит во всесожжении человека ради Бога (которой будет полностью соответствовать в крестной смерти Исусовой всесожжение Бога ради человека). Оставляя праведников в неизвестности, Господь хочет увеличить их воздаяние, показать нам правильность их действий в условиях неизвестности их доверие Богу.
Это не паника в человеческом понимании этого слова, это именно богобоязненность (страх Божий). Жертва была им принесена (Евр. И так в те времена происходило всюду и при всех главах семейств. Дело рук его Ты благословил и стада его распространяются по земле (Иов 1, 6 – 10). Их различие особенно стало бросаться в глаза, когда они подросли.
Он полюбил ее. «Всесожжение» (дословно: «поднятие») – это такой вид жертвы, которая полностью поднимается к небу в приятное благоухание. Возможно, что из тупика, в который попал Авраам, вывел его верный ему слуга Элиэзер. Если вспомнить, что в Шалеме находилось святилище божества по имени эль эльон, бывшего, вероятнее всего, богом неба и одновременно богом-громовником (чем-то наподобие местного Зевса), то вполне можно предполагать и наличие где-то неподалёку алтарей, посвящённых владыке нижнего мира, так как почти повсеместно в древнем мире они располагаются неподалёку друг от друга. Такого высочайшего прозрения достигла его вера. Получается, что Авраам женился на Кетуре в возрасте 137 лет.
Поскольку невинный приносился в жертву за виновного, люди смягчали гнев богов. В еврейском языке для всесожжения используется термин olah. Холокауст был особой жертвой. Авраам— «рыцарь веры», верующий «силой абсурда».
В этой картине Рембрандта все происходит стремительно, так же стремительно, как и у Караваджо. Изображение утратила собранность, которая была очень важна для автора. Когда я говорю «византийская», я на самом деле лишь некоторую гипотезу поддерживаю, так как есть две позиции касательно происхождения мозаик в соборе Монреале. И когда сын спрашивает его – это все в библейском тексте есть. Судия всей земли поступит ли неправосудно. » (Быт. Он связывает Исаака и что мы видим. И те, кто эти темы развивает, да еще выдает их за Устную Тору, просто не хотят взять карандаш в руки и немного пораскинуть мозгами.
Но подобные помышления не для такого мужа веры, как Авраам. Тут и споров не могло быть. В самый последний момент вместо Исаака в жертву был принесен агнец — Иисус Христос Сам становится истинным пасхальным Агнцем. 28, 12). «Он, сверх надежды, поверил с надеждою» (Рим.
Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Авраам же, долго не раздумывая, не взвешивая, как и Ап. То есть самые близкие люди. Слово: там правильнее понимать: «там же». 17, 17). Ритуальные убийства приветствовались.
Вера приобщает нас к Богу, вводит в сферу Его владычества, отождествляется с Его творческими силами и «называет несуществующее, как существующее» (Рим. Никакого чуда Вс-вышний являть Кетуре не имел намерения и, как известно из Торы, не явил. Он рассказывает об этом сыну и спрашивает: «Что ты думаешь об этом. » и тот без колебаний предлагает принести себя в жертву: «О, мой отец.
Картинная галерея. Может быть, они видят ангела, а, может быть и Того, кто ангела послал. Он снарядил караван, вне всякого сомнения. Этот порядок перечисления также является хронологическим. На тёмном фоне рельефно выделены две фигуры, отца и сына.
Авраам был первым из пророков, достигшим этого высокого прозрения. Вот таким образом оставим это утверждение на совести комментаторов. «Земля Мориа», в которой Господь испытывал Авраама, отождествляется с горой Мория в Иерусалиме.
Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. Он воплощает в себе открытость и доверие перед лицом будущего: с Богом все возможно. Он остановил Авраама: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (ст.
Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». 1, 29). 12:10). В тот самый момент, когда Сын Божий добровольно приносит Себя в жертву, свершается древнее «не принесение» Исаака.
Павел, «не стал советоваться с плотью и кровью» – Гал. А ведь Аллах сделал Ибрахима другом» (4:125). Они означают, что их духовный уровень не был таким, как у него и как у Исаака.
Верою Авраам, будучи искушаем, привел Исаака». Он любил охоту и надолго уходил из дома, выслеживая зверей. Кроме того, она достала одежду Исава, которую отец хорошо знал и которая пахла потом Исава, редко умывавшегося и не следившего за собою. божественной волей и Бог говорит отцу: «Не трогай сына». И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова.
Из слов И показалось Аврааму это очень дурным по отношению к сыну его можно сделать вывод, что это не показалось ему дурным в отношении Агари. Но и это животное, начало дикости, Сын Божий укротит, оседлает, то есть внесет в план Своего домостроительства Благодати Спасения. Почему они клянутся страхом Исаака. Так что не 75, а 78.
В некоторых ситуациях приносились в жертву хлеб и фрукты. По дороге Исаак-сын спрашивает отца о жертвенном агнце-детеныше, а в самый драматический момент Авраам видит взрослого овна, который запутался в кустах именно его он принесет в жертву вместо своего сына.
Вейсман от имени Устной Торы утверждает, что эти два отрока были – Элиэзер (это понятно, он всегда сопровождал Авраама в трудных мероприятиях) и не то сын Ишмаэля, не то сам Ишмаэль. А почему. При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»— в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке— любимейшем в его жизни».
В дальнейшем именно среди этого народа родится Спаситель человеческий. Тогда же принято трубить в шофар изготовленный из бараньего рога. Иоанн Креститель, указывая на пришедшего Мессию, говорит об Агнце Божием, Который берет на Себя грех мира (Ин. «Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему. Библия гласит, что Господь не оставил Авраама ни на один день его существования.
Во-первых, Элиэзер ему был нужен в пути, а во-вторых, Авраам не мог врать. 1, 12). Мы видим, как сильна жилистая рука Авраама, какой крепкий и мощный у него кулак. Неужели древние земледельцы не могли выбрать более подходящего для земледелия места. Здесь, конечно, Караваджо размышляет об отце.
51:1-2). Такое самопожертвование было, конечно, делом сугубо добровольным. Примечательно, что такое откровение не заставило Исаака убежать.
Но у Авраама, судя по диалогу с Исааком по дороге к месту жертвоприношения, надежда всё же оставалась (Быт 22:7-8). Почему здесь сказано, что Ангел воззвал к нему с неба. Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства.
Исааку было уже шестьдесят лет и он все чаще думал о наследнике, порою почти отчаиваясь в своей надежде. И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу и это вменилось ему в праведность и он наречен другом Божиим».
Это знаменитые мозаики, византийская эпоха, VI век после Рождества Христова. Понятно, что по поводу этого текста множество было споров, суждений, рассуждений. Славянский текст дает перевод последних двух слов: «Господь виде». Исаак стоит на коленях и склонился лицом, головой к коленям отца. Такие суждения умаляют подвиг веры святых Божиих и Самого Бога.
И потому он был абсолютно уверен, что Бог вернет ему Исаака. Библия говорит об Аврааме, как о муже праведном и богобоязненном. Для иудеев и христиан он является отцом верующих, а в Коране представлен как первый мусульманин истинный правоверный, всецело «послушный» (отсюда значение самого слова «ислам»). Вот, дескать, какие Вы все насквозь иудеи, у Вас даже пророк – еврей Авраам. И страх, священный страх Исаака, который он испытывал в этот момент Это очень трагическое событие, о котором мы читаем.
Навряд ли. Речь не идет о цели, но именно об этой главной ценности, о Благости (Gte). Он встал «рано утром», когда все еще спали, чтобы сутолока трудового дня не омрачила ясность решения его веры. В Коране рассказывается, что пророк Ибрахим (который «не был иудеем и не был назареем христианином, а был мусульманином ханифом») увидел сон о том, что должен принести в жертву своего сына. Он «оседлал осла», «наколол дров для всесожжения», поднял Исаака и двух слуг и отправились в дорогу едва забрезжил рассвет. Вера научила его не роптать, не спорить, а повиноваться.
Отец входит в его комнату и говорит, что им надо идти, что ему было видение. Смех один. «Везде в Писании говорится, что Авраам «не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребывал тверд в вере» (Рим. Так, неподалёку от Сиона располагается древнее кладбище, когда-то бывшее некрополем, соседствующее с ущельем под названием Эмек Рефаим, которое переводится как «долина мёртвых» или «долина духов» (сегодня, впрочем, это уже не долина, а одна из центральных иерусалимских улиц). Яхвист и Элохист – самые древние источники.
Так как не сразу же Авраам женился после смерти Сары. Что значит: останьтесь вы здесь с ослом. Авраам. И вошел Авраам к Агари. Таким образом, согласно древнейшей еврейской традиции Авраам принёс в жертву Яхве своего первенца, что было полностью в рамках допленной иудейской практики.
О возможной связи Акеды с хтоническими представлениями свидетельствует и место, где она происходила (Быт 22:2). Имеется в виду: «Господь выберет себе это место».
Вот эти слова – устроил там Авраам жертвенник – правильнее перевести, как «восстановил там жертвенник». 54 После этого он и его спутники поели и легли спать, а наутро Авраамов раб сказал: «Позвольте мне вернуться к моему господину». 118:60). 11:17), хотя Исаак остался жив. Подобные жертвы совершались при закладке городов, строительстве ворот, зданий (в том числе рядовых жилищных построек), по обету, для предотвращения бед.
через 20 лет после эрмитажной картины. Наверное, она с горечью подумала, какой уж от меня столетней старухи может быть ребёнок. В случае удачи родовому божку полагалась жертва от своего племени.
Все, что Авраам делал в своей жизни, он делал исключительно из любви к Богу. И он приготовил эти дрова, наколол их, так как, если он придет на место и там не найдет дров, то, казалось бы, это будет оправдание: «А там дров нет, Господи. » И Авраам не оставляет себе надежды, что там не будет дров. Он сказал, что они вместе будут приносить жертву. При чтении рассказа о жертвоприношении Исаака (гл. 22 Книги Бытия) у читателей возникает обычно немало вопросов, а многое в нём вызывает недоумение, разрешить которое оказывается не так просто. Он отвечал: вот я, сын мой. 2:21-23).
11:9). Данная позиция вполне укладывается в контекст иудейских толкований.
21:7). И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов. Он призвал уже знакомого нам домоправителя Елиезера (того самого, что так подробно рассказывал о Ноевом ковчеге со слов своих предков) и приказал ему найти девицу обязательно в Месопотамии, в городе, где когдато жил Нахор, его потерянный брат. «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы) «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». От второй его жены, Хеттуры, было шесть сыновей.
Это необъяснимо, а Вейсман даже не потрудился это объяснить. Вот хорошо известный, в общем-то, всем отрывок из Ветхого Завета, хорошо известный текст. 3:28). Усмотрит Бог агнца.
Вероятно, Яхвист имеет южное иудейское происхождение, а Элохист – северное израильское. Мы говорим о центральной и правой части этого изображения. Ап. Его верность, жизнь по вере, его служение Богу верой поставлены в пример всем верующим. В споре Авраам попытается убедить Бога подчинить свой гнев закону правды (подобным же образом Моисей станет заступаться за свой народ, когда Бог решит наказать его за поклонение золотому тельцу).
Пусть Письменная Тора – это конспект Устной и в конспекте может всего не быть. Глаза юноши и старца обращены к невидимому зрителю источнику света. В сущности, они представляли собой не что иное, как попытку «опередить» требование божества, связанное с человеческим жертвоприношением. Исаак отчаянно кричит.
Наконец, они искупали вину приносимого и опасались связанных с этим наказаний. Он ехал домой и вез Ревекку. В Торе написано только: И взял Авраам женщину и женщина та Кетура (25:1). Но почему же Авраам понимает эти слова как повеление принести сына во всесожжение.
Она совершает их хотя и при полном внешнем спокойствии, но при сильном внутреннем горении. А он утверждает, что с горы Авраам спустился один (. ), без Ицхака, ответив на вопрос изумленных зрителей, что он отослал его учиться в ешиву Эвера. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится ( ) (Быт.
Ему было велено принести в жертву всесожжения сына Исаака. И вот, пожалуйста, ангел. Это словосочетание означает: «Господь усмотрит». Ритуал проходил ночью, под музыку флейт, тамбуринов и лир.
В контексте Вьетнамской войны песня сразу стала символом пацифизма и борьбы за мир. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими.