Зимней серии 2006 года был вопрос: куда устроителям очередной выставки передвижников порекомендовал повесить свою картину Всюду жизнь (1888) ее автор, Ярошенко.
Они гораздо человечней многих, оставшихся по другую сторону вагона на свободе. И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий. Художник "поймал" момент, когда вагон остановился – и все, кто в нём находились, выглянули в окно. Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. Принцевы острова (куда какая экзотика. ), хотя «расположены они хорошо», все-таки «ниже ожиданий»: «оливки, виноград, южная сосна, фиги, кипарисы, как будто бы и привлекательно», но «все это жалкое, кривое, низкорослое». Что же их ждёт там, чем они могли заслужить такую судьбу.
Сразу же. Могила осталась нетронутой. Люди из вагона кидают голубям какую-то еду и думают, наверное, как хорошо бы и им уметь летать.
Скорее преступен суд и строй их осудившие. Вот что надо Ярошенко. То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. Зарешеченное окно.
— Гораздо глубже надо подойти, психологичнее Здесь выражение социальной психологии понимаете» Суть воспроизведенного А. Алтаевым диалога в том, что «ярошенковская публика», зная своего художника, встречает насмешкой предположение, будто он мог свести смысл картины к формуле «Где любовь, там и бог»: в картине Ярошенко надо искать «социальную психологию», к ним с точки зрения «ярошенковской публики» «глубже надо подойти». Художника упрекали в «идеализации» («мадонна»), всего же более-опять-таки в тенденциозности (злословя, называли картину- «Всюду тенденция»). Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. Стефания Караскевич помнит там публициста Михайловского, художника Дубовского, поэтессу Поликсену Соловьеву. Предпочтение отдавал портретам и сюжетным сценкам (как правила из жизни крестьянства, с так называемой «народной тоской»), работал стиле реализма, порой вызывая своими картинами множество споров и крайне разносторонних реакций как зрителей, так и критиков. «Всюду жизнь» — наиболее скандальная его картина, вызвавшая бурление и брожение умов, обвинения в идеализации и обелении обыкновенных преступников, а также обидные дразнилки вроде переиначивания названия в «Всюду тенденция».
Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ. Деревянная платформа серая. Ярошенко – русский художникпередвижник, крайне разносторонняя личность. Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. В толпе сдержанный смешок. -Такое сочетание, сколько продуманности: ребёнок и женщинаи этот человек, отмеченный позором – «Всюду жизнь» -ведь это символ -Заметьте: женщина в своей невыносимой скорби находит великое чувство любви к божьей пташкегде любовь там и бог -Ну, запахло «толстовщиной».
Не умильная улыбка, вдруг озарившая лицо злодея, волновала воображение художника, а добрые, обыкновенные лица обыкновенных добрых людей, волею судьбы оказавшихся по ту сторону решётки. Голуби тоже не блестят. Всюду жизнь, она везде, она брезжит в другом окне вагона, через которое льется свет летнего дня, но ее лишены эти бедные простые люди, попавшие за решетку. Погибли все могилы. Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах.
22 октября 1888 года новый собор был освящен. Арестантский вагон.
Ярошенко излечивает туберкулез, но Пути Господни неисповедимы. Удивительно, почти парадоксально сплетение судеб человека и храма, носивших имя Мирликийского Святителя. И вроде бы сама собой. «Художник, помогающий Вам видеть и понимать красоту, увеличивающий таким образом количество радостей жизни и поводов её любить, а следовательно и сил бодро и энергично в ней участвовать, -исполняет ли основную задачу искусства или нет. »— спрашивает Ярошенко. Ярошенко Николай Александрович «Всюду жизнь».
Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. Вообще обращение к библейской тематике ярко проявляется в позднем творчестве художника. Скорее преступен суд и строй их осудившие. Тема социальных противоречий. То ли дело путешествует с художником Касаткиным по своим любимым местам Кавказа. Арестантский вагон. В книге «Памятные встречи» А. Алтаев рассказывает, как приняли картину «Всюду жизнь» первые зрители: первая встреча была пышная, многолюдная, полная горячих слов и восхищений. Голуби тоже не блестят.
Алтаев (псевдоним писательницы М. В. Ямщиковой) рассказывает, как приняли картину «Всюду жизнь» первые зрители: «Первая встреча была пышная, многолюдная, полная горячих слов и восхищений. На холсте изображены узники арестантского вагона, наблюдающие за голубями. Лица людей, смотрящих на них, светятся.
То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Тема социальных противоречий. А нравственная красота — за ними.
Николай Ярошенко Всюду жизнь (1888) Холст, масло. Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решеткой. Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решеткой. Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. Старики и дети, женщины и молодежь днем и ночью дежурили у последнего приюта художника. Арестованных куда-то везли.
«Кого-кого на нем не перебывало. » — вспоминает Нестеров. «Всюду жизнь» — высшая точка в творчестве Ярошенко потому, что — вне зависимости от рассуждений и доводов биографического, общественного искусствоведческого порядка — именно эта картина стала для большинства зрителей, современников и потомков, главной картиной художника. Свобода, доступная птицам, – предмет зависти арестантов.
Внутри вагона темень. В 1896 году он пишет новый вариант картины. — Такое сочетание, сколько продуманности: ребёнок и женщинаи этот человек, отмеченный позором — «Всюду жизнь»— ведь это символ — Заметьте: женщина в своей невыносимой скорби находит великое чувство любви к божьей пташкегде любовь там и бог — Ну, запахло «толстовщиной». «Как много она говорит сердцу», – сказал о картине Л. Н. Толстой. Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами).
Тема социальных противоречий. Спасаясь от грозы, Николай Александрович надорвал сердце и скоропостижно скончался в своем рабочем кабинете. Богатейшие и знатнейшие посетители курортов считали своим долгом посетить богослужения в соборе. На картине «Всюду жизнь» изображены арестанты, которых везут на каторгу. Небо блеклое.
Голуби тоже не блестят. То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. Жизнь и лечение в Кисловодске делают свое дело. Нет оснований видеть в картине иллюстрацию к рассказу или— ещё невероятнее— к учению. Кроме одной.
И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий. Символы поднимали картину над уровнем жанровой сцены, но уничтожали впечатления, что картина изображает сцену из реальной жизни. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Там женщина (вдова), крестьянин, солдат и казак.
Они освещенывнутренним светом. Чудо это подействовало и на зевак и даже на вандалов-разрушителей. Кавказ — это коррекция зрения, к тому же зрения духовного.
То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. От взрывов стали сокрушаться могилы. Внутри вагона темень.
Небо блеклое. Почему художник изобразил именно голубей. – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). Для Дмитрия Менделеева на Белой вилле была даже оборудована специальная лаборатория. Похоронили художника у собора, где по традиции хоронили видных жителей города.
Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Все новые килограммы взрывчатки закладывались под стены собора. Он вырисовывается на фоне окна в позе героя «Заключенного» с ещё одной картины Ярошенко, что более чем очевидно указывает на то, что этот человек. Вся картина кажется выцветшей – небо серое, голуби кажутся тоже не оченьто яркими, сероват перрон, да и вагон давно обшарпался – и только лица людей притягивают взгляд, выбиваясь из общей серости. И эта единственная, не тронутая взрывной волной, могила была Николая Александровича. И власти сдались.
Что это – совпадение или откровение свыше. В 1883 году началось всенародное строительство собора во имя Святителя Николая. Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь» : Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решёткой.
Приглашенный супругами Ярошенко отдохнуть и подлечиться, Нестеров застал на кисловодской даче Черткова с семьей, семью историка Соловьева, группу профессоров-врачей «и кое-кого еще». «ЯВИ ТЯ СТАДУ ТВОЕМУ» (Олег Селедцов, г. Майкоп // «Правило веры», 13, декабрь 2002 г. ) Пути Господни неисповедимы. «Я настолько равнодушен к окружающему меня пейзажу, что даже работать не хочется», — пишет он с Принцевых островов. Арестантский вагон.
Интересно, что Ярошенко вернулся к теме забытого храма за два года до своей смерти.
Деревянная платформа серая. А нравственная красота – за ними. Ярошенко срезает всё лишнее, ненужное:сверху, снизу, слева и справа.
В главе о Ярошенко, написанной для книги «Московская городская галерея П. и С. Третьяковых» (М., 1909), Сергей Глаголь, касаясь картины «Всюду жизнь», отметил: «Ярошенко был в это время под сильным впечатлением идей Л. Н. Толстого, очень увлекался мыслью о том, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь. Ничто не предвещало будущих гроз над храмом. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. И отвечает: «Ограничивая задачу искусства одною моралью и педагогической стороной, Вы ответите отрицательно и будете не правы, так как задачи и содержание произведений искусства могут и должны быть так же разнообразны, как сама жизнь». «Видел снеговые горы и такие огромные, что страшно смотреть, — рассказывает Касаткин. — Поднимался на ледник, был в облаках и выше облаков».
Первые взрывы не причинили храму большого вреда, ведь строился он надежно, на века. 212 x 106 см Государственная Третьяковская галерея, Москва В 1888 г. на 16-й выставке передвижников была представлена самая известная и, пожалуй, самая скандальная картина Николая Александровича Ярошенко «Всюду жизнь». Внутри вагона темень. В книге «Памятные встречи» Ал.
Автор, выбрав столь простой и незамысловатый сюжет, подчеркивает несправедливость реальной жизни: как могут люди с такими лицами исполненными тепла и добродушия, быть преступниками. Небо блеклое. Скорее преступен суд и строй их осудившие. Работа написана под впечатлением от рассказа Л. Н. Толстого «Чем люди живы. » и ее первоначальное название было «Где любовь – там и Бог». Мы видим за решётками вагона и старика-крестьянина и солдата и, по-видимому, мастерового, а также трогательную мать с ребёнком.
Он отныне не одинок в кипучем житейском море. В церковном хоре пели лучшие певцы России Шаляпин и Собинов. Они любуются жизнью. Для недругов Ярошенко и «передвижничества» «Всюду жизнь» в одном ряду с «Заключенным», «Студентом», «Курсисткой». Он стал поистине духовным центром кавказских Минеральных вод.
Только один человек в вагоне смотрит в противоположную сторону. Но в 1888 году появилась картина «Всюду жизнь» — и оказалась высшей точкой в творчестве Ярошенко. Вверх летели кресты и кости давно усопших знатных кисловодчан. Рассказ Толстой написал за 3 года до появления картины Ярошенко. И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий. Пути Господни неисповедимы. Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской.
Он даже намеревался дать картине название Где любовь, там и бог». И хотя житейский свет еще пленяет его из раскрытых настежь дверей, сонм еле различимых монахов-подвижников прежних лет, незримо сошедших с фресок и икон, соборно соединяется с молитвой юного паломника. Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ. А на воле свет, солнце. Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами). «Кочегар», «Заключенный», «Курсистка», портреты кисти Ярошенко — все это часто воспроизводится, знакомо людям с детства, по букварям, по школьным учебникам, по календарным картинкам и репродукциям из массовых журналов, но все же для многих, для большинства зрителей Ярошенко — это «Всюду жизнь», более того, «Всюду жизнь» — это Ярошенко: картина как бы исходная точка, с которой начинается интерес к художнику и познание его.
Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям— кто это). Зарешеченное окно. Обитатели арестантского вагона ничем кроме одежды и выстриженных наполовину голов не отличаются от тех, кто смотрит на них, стоя перед холстом. Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами).
Картина писалась ровно за пятьдесят лет до гибели храма. Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Квартира на Сергиевской стала просторней за счет кисловодской усадьбы — главной дачи и нескольких белых домиков рядом, зимние «субботы» на Сергиевской сменялись летними встречами в Кисловодске, сергиевская столовая «продолжалась» вместительным дачным балконом, расписанным в помпейском стиле.
Мы видим только его тёмный силуэт. Все. В толпе сдержанный смешок. Он даже намеревался дать картине название Где любовь, там и бог». За решёткой простые, сильные люди с добрыми лицами, они радуются свободным птицам и невольно завидуют им. А нравственная красота— за ними.
Я обратился к Большой энциклопедии и выяснил, что голубь – это птица мира и свободы. Зарешеченное окно. Нигде не дано оценки их невиновности, но он не выглядят, как злодеи. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям — кто это).
Сегодня они опять вместе. И малыш, который, возможно, впервые увидел голубей из-за решётки. В подобревших лицах этих людей, кормящих через решетку слетевшихся голубей, в печальном облике молодой матери на первом плане заключен основной смысл произведения – показать высокую человечность в людях, отвергнутых обществом. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888).
За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, – политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям – кто это). Глеб Успенский приезжал туда отдохнуть душой (отправляясь в обратный путь, забыл одеяло и портсигар, в письме он просил Михайловского, задержавшегося в Кисловодске, портсигар взять себе, а одеяло подарить дворнику). Он стоит коленопреклоненно в молитвенном сосредоточении. И снова долгие, заполночь, разговоры и в них все, что волновало современную жизнь и все, чем современная жизнь волновала людей известного круга: «Каких жгучих вопросов там не было затронуто и решено теоретически. » — вспоминает Нестеров. Композиция картины интересно оригинальна. Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ. Деревянная платформа серая. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям — кто это).
Злобы на лицах нет.