Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).
Тициан прожил достаточно долгую жизнь, которую можно условно разделить на четыре этапа. Отныне все дожи времени Тициана (все восемь. ), в порядке их избрания, будут удостоены его кисти – последний такой портрет художник напишет в 90 лет. Он прожил ровно век. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты).
Здесь, в Падуе, перед Тицианом раскрылся новый мир искусства. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Но вскоре появился старший сын художника, обнаруживший, что дом отца на Бири разграблен. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция).
Также художника интересует пышная женская красота, которая проявлена в картине этого периода «Любовь земная и небесная». Тициан долго не мог забыть возлюбленную, ее образ появляется в полотнах Любовь небесная и Любовь земная, Молодая женщина с зеркалом, Портрет молодой женщины (Прелестная кошечка), Саломея и других. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре.
Этот величественный старец далёк от покорности судьбе. Ее родословная прослеживается с начала XIII века. Точная дата его рождения не определена. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи.
В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. Портреты Тициана поражали высоким уровнем духовности, вместе с тем с полотна смотрел живой человек, как правило, с грустью в глазах.
Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. Вечелли Тициан (1488 (1490) – 27. 08. 1576). Там он пишет портреты самого императора, а также представителей немецкой аристократии. Умер в Венеции 27 августа 1576 года.
Когда он отправляется к чужеземным дворам писать картины, ему придается княжеская свита. Вероятно, ее отец был против союза из-за большой разницы в возрасте.
Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. После тщательного изучения творчества Макеланджело и Рафаэля, Тициану удается выработать свой собственный стиль («Динарий Кесаря», «Флора»). Среди них мы найдем и Джордже да Кастельфранко, прославившегося под именем Джорджоне.
В доме братьев Беллини, который был центром художественной жизни Венеции, Тициан познакомился со многими деятелями искусства и культуры того времени и, по-видимому, впервые осознал себя человеком Возрождения. Возможно, что художник родился около 1488-1490 годов. Оставшись в Венеции, Тициан еще раз доказал ей свою преданность. По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно) его иногда называют да Кадоре известен также как Тициан Божественный.
Дружба художников оказалась недолгой – в 1510 году жизнь Джорджоне унесла чума. В его лице есть и глубокий трагедизм, который пронизывает его позднее творчество. Он написал, к примеру, портреты римского короля Фердинанда, обоих его сыновей, королеву Марию и множество портретов придворных и знати.
Слава его начинается с 1516 года, когда он написал на двери старого шкафа так называемое «Кристо делла Монета» — картину известную ныне под названием «Динарий кесаря». Прозрачные лессировки не скрывают подмалёвка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело.
Отсюда крайняя степень «очеловечивания» персонажей из Писания («Оплакивание Христа», 1573—1576 гг. И оказался прав.
Все его святые просто земные люди. Тициан прожил долгую жизнь. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия.
Умер Тициан Вечелли 27 августа 1576г. спустя пять лет она умерла, после чего он прожил до конца жизни в одиночестве. Работы живописца копировались бесчисленное количество раз. Реализм проявляется у Тициана и в картинах из Священной истории.
Естественно, подобная вольность не могла остаться безнаказанной. Именно для Габсбургов Тициан завершил в 1554 году картину «Венера и Адонис», мифологическое произведение, полное очевидной эротики.
Но даже не все гении обладали сразу двумя этими достоинствами. Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета. Кроме этого, в 1520-е годы Тициан получил несколько престижных частных заказов. Через несколько лет поступил учеником в мастерскую Джованни Беллини. Точная дата его рождения неизвестна.
Он как бы отвернулся, отгородился от всего мира, целиком ушёл в свои размышления. Все домочадцы без труда узнали в запечатленном образе черты Лючии. Первым учителем Тициана стал мозаист Себастьяно Дольче.
К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Пройдет еще четверть века и он въедет в Рим как триумфатор. Слава о его творчестве к тому времени уже далеко распространилась за пределы Венеции.
В «Мужском портрете» лондонской Национальной галереи художник еще не достигает глубины психологического проникновения, свойственной его позднейшим портретам, но в то же время дает нам более цельный и обобщенный образ, в котором особенно ярко проявляется представление о прекрасной и героической личности эпохи Возрождения.
«Персей и Андромеда» исполненные по заказу Филиппа II. Сам же он сосредоточился на заказах, которые получал от династии Габсбургов. Карл V приглашает его к своему двору в Болонье и Аугсбурге. Тициан мчался к ней изо всех сил, но елва успел. Чечилия изменилась до неузнаваемости.
И королей и святых. Две любви: небесную и земную. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета.
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность и достоинство, лицемерие, лживость и подозрительность и т. д. Наряду с одиночными (Ипполито Медичи, 1532-33, так называемая Ла Белла, около 1536, Пьетро Аретино, 1545, – все в Галерее Палатина, Флоренция Карл V, 1548, Старая пинакотека, Мюнхен), он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображённых персонажей (Папа Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе, 1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Точная дата его рождения неизвестна.
Написанный им портрет герцога заинтересовал представителей знатнейших семей. Их роднят интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Тициан был поражен ее непосредственностью, скромностью и благородством.
Тициан происходил из зажиточной и знатной семьи. Конец 30-х – 40-е гг. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Спокойная уверенность позы, властный взгляд говорят о сильной и волевой натуре. Джорджоне вскоре начинает поручать Тициану работу по завершению своих заказов и вместе с ним расписывает своды дворца немецкого подворья в Венеции. Все эти работы показывают насколько осмысленной стала работа живописца, какое место он отдавал в ней собственному пониманию мира, своим религиозным переживаниям.
«Магический импрессионизм», как назвали эту технику позднее, современники Тициана оценить не сумели, считая, что столь лаконичный и стремительный стиль связан со старостью художника – его физической немощью и ослабшим зрением. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Страсть к Виоланте художник запечатлел в полотне Флора (около 1515, Галерея Уффици, Флоренция), являющемся настоящим шедевром молодого Тициана. По слухам.
Несмотря на все старания спасти женщину неудалось, 5 августа 1530 она умерла. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства.
Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Затем Микеланджело. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Эту картину Тициан напишет сразу же после трагической смерти Джорджоне. Когда умерла жена, оставившая ему троих детей, он не ввел в дом мачеху, не завел ни одной любовницы. До последних дней он не прекращал работать. За 10 лет до смерти Тициан написал свой последний автопортрет. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/1477 или 1480-е гг.
Жизне- утверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали главной темой многих произведений Тициана на мифологические сюжеты, отличающихся богатством колористических и композиционных решений (Даная, около 1554, Прадо, ГЭ Венера и Адонис, 1554, Прадо Венера перед зеркалом, 50-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека. Этот портрет--исповедь, раскрывающая во всей глубине духовный мир великого мастера. Впереди у него – еще 70 лет жизни, которую он (судя по биографии) проживет в спокойном обладании. Детей в семье Вечеллио родилось четверо – двое сыновей и две дочери. «Кающаяся Магдалина», 1565 г. моделью для последнего шедевра послужила художнику его дочь). И написать чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые.
В это время была написана самая ранняя картина Тициана-Бегство в Египет. В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини, который у него выдержан с особенной силой и от которого он абсолютно освобождается в своих зрелых произведениях. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали.
В это время Тициан еще во многом продолжает традиции Джорджоне, что ясно ощущается в «Явлении Христа Марии Магдалине» с его ясной и стройной композицией и мягкой гармонией холодных и теплых тонов. Этот автопортрет как бы подводит итог жизненному пути великого художника. Чечилия наполнила его дом уютом и теплом, а его самого окружила бесконечной заботой. После смерти Чечилии Тициан более не женился и жил вместе с детьми в огромном прекрасном доме, сад которого выходил на лагуну.
Крупнейший представитель венецианской школы. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. В семье Вечеллио было четверо детей – два мальчика и две девочки. Но, мудрый стратег, Тициан понимал, что его время еще не наступило. Манящий взгляд Виоланты наполнен чувственностью. Впрочем, его смерть могла объясняться и просто старостью. Художник предлагает – на выбор – два способа жить: упоенно грезить или спокойно обладать.
Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Тициану покровительствовали влиятельные лица Италии и других европейских стран.
Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта».
Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Первым, однако, Венеция признала автора Спящей Венеры. В 1575 году один из современников отметил, что «кисть Тициана по-прежнему остается несравненной». И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. После рождения третьего ребенка у нее снова началось кровотечение. (Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена), близки искусству Джорджоне (его незаконченные картины дописаны Тицианом).
Для церкви Санта-Мария он пишет Апостола Марка, для Санта-Джованни – Петра-Мученика, для собора Тревизо Благовещение – коленопреклоненная Святая Дева в преддверии храма обращает к зрителю свой смиренный и чарующий лики Знатные венецианские семейства заказывают Тициану портреты своих предков. Свою последнюю картину, Оплакивание Христа, Тициан написал для собственного надгробия. Эта работа стала для Тициана своеобразным экзаменом.
На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Ничто не мешало ему рисовать: она создавала все условия, чтобы ее мастер мог спокойно творить. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки.
Так, в одиночестве и прожил полвека: в тревогах за любимых (и конечно, неблагодарных) детей и под тяжестью огромной всепоглощающей работы имя которой – живопись. В 1520 году он находится в зените славы. Тициана больше всего привлекали люди с богатым и сложным внутренним миром.
Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». Поскольку он был очень известным человеком, эта новость быстро разлетелась по всей Венеции.
В 1525 году он женился на Цецилии, которая имела от него двоих детей. – Л. Л. ) изображенную с абсолютно античной свободой, Микеланджело очень ее расхвалил. Антония. В картины на религиозные и мифологические темы он вводил обширные архитектурные фоны, наполняя их бытовыми деталями (Введение во храм, 1534-38, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици). В конце пятидесятых годов мастером были завершены три алтарных образа – «Благовещение», заказанное неаполитанской церковью Сан Доменико Малдсоре, «Распятие Христа с Мадонной» для анконской церкви Сан Доменико и «Мученичество святого Лаврентия» для церкви Крестоносцев в Венеции. Правда, отец полагал, что оба мальчика продолжат традиции рода Вечеллио, став нотариусами или адвокатами. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана.
Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. После рождения второго сына у Чечилии началось сильное кровотечение. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. В 1517 Тициан, наконец, был утвержден официальным художником республики Святого Марка. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность.
Год рождения художника точно не известен. Особенно значительной предстает фреска Чудо с новорождённым. В мире есть два понятия, которые абсолютно необходимы человеку: Порядок и Класс. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. За время совместной работы с Джорджоне Тициан окончательно приобщился к обобщенному и мягкому стилю Возрождения, его образы, утратив застылость, приобрели тонкую и поэтическую одухотворённость, гораздо мягче стала красочная цветовая гамма. Трудно назвать художника, который бы смелее орудовал цветом. Век, значение которого в искусстве равно тысячелетию.
в Венеции. Тициан обладал завидным уменьем передать пышную прелесть колорита, придать необыкновенную жизнь колориту нагого тела. Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». В те дни Тициан писал для кардинала Александра Фарнезе свою Данаю. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. – время расцвета портретного искусства Тициана. С 1519 по 1526 год расписывает ряд алтарей, в том числе алтарь семейства Пезаро.
1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Эта и некоторые другие «евангельские» картины сближаются по основным идеям с «античными» полотнами Тициана («Даная», около 1554 г. и др. ). Уступая в идеальности и одухотворенности Рафаэлю и Микеланджело, Тициан равен первому по чувству красоты, а второму – по драматической жизненности композиции и превосходит обоих по силе живописи. Человек, одаренный высочайшей Божьей милостью творить красоту.
Было предпринято мнжество попыток, чтобы расшифровать сюжет картины. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения.
Около 1500 года Тициана и его младшего брата Франческо послали в Венецию учиться живописи. В декабре 1511 года Тициан завершил работу над тремя фресками в помещении братства св. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Но, вызванный в 1519-м (за год до смерти Рафаэля. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен.
Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Все изображение полно величайшей естественности и в то же время удивительно гармонической слаженности и просветленности. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля.
Это время начала творческой зрелости мастера. Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали величайшие художники. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. Тем временем подросло новое поколение венецианских художников.
В картине «Любовь земная и небесная», написанной около 1514 года, лирика и идиллия окончательно уступили место праздничным краскам и чувственности – это было практически первое произведение Тициана, ярко раскрывшее своеобразие его творчества. Все главные храмы города открывают художнику свои двери. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Вскоре Тициан подтвердил свою репутацию ведущего художника Венецианской республики поражающим размерами и мастерством алтарным образом «Ассунта (Вознесение Марии)», написанным в 1516-18 годах для церкви Сайта Мария деи Фрари. В этом городе художник проводит почти два года.
В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Потом Тициан.
В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Так Тициан оказался в атмосфере большого искусства. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником.
И она отвечает ему любовью. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 30-е гг. ) связан с общественным подъёмом в Венеции, ставшей одним из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. К этому периоду относится и ряд портретов, спокойных и строгих по композиции, сдержанных и богатых оттенками, тонко психологичных (Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон Юноша с перчаткой, около 1520, Лувр).
Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Тициан поистине мыслил краской. Но даже принадлежащие к нему Тинторетто и Веронезе были не в силах соперничать с Тицианом (а тому уже было за восемьдесят). Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. А это всегда драма.
Да, он был творец. одно время служил начальником народного ополчения и инспектором шахт (добыча руды и производство древесины составляли основу промышленности области Кадора). Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Семья Вечелли была одной из самых старинных и известных у себя в городе. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения.
Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. После этой картины, тридцати лет от роду, он становится официальным художником Венеции. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль.
Этому предшествовала достаточно долгая (и безуспешная) борьба провинции за независимость. Новорожденную назвали Лавинией. Учился вместе с Лоренцо Лотто, Джорджо да Кастельфранко (Джорджоне) и рядом других художников, ставших впоследствии знаменитыми.
В основе колорита поздних произведениях Тициана лежит тончайший красочный хроматизм. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества.
Согласно биографам именно слово матери оказалось тогда решающим. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио.
Сотрудничество с герцогом Феррарским вывело Тициана в высокие круги. Однако в 1511 году Тициан создал фрески для падуанской оратории Скуола дель Санто на сюжеты о святом Антонии и в этих работах уже ясно проступает его собственная монументальная манера. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. Отец Тициана, Грегорио Вечеллио. В 1518 году Тициан пишет картину Вознесение Богоматери (Assunta), в 1515 году — Саломею с головой Иоанна Крестителя.
Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам. Письма же за него писали под диктовку.
Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). А ведь ему было уже за сорок. Могущественнейшие государи Европы осыпают его заказами и почестями.
А Тициан – дает. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Художник слыл человеком очень алчным, но в личной жизни слыл человеком высоконравственным. Стремительный порыв упавшей на колени Магдалины как бы нейтрализуется в мягком встречном движении склоняющегося к ней Христа, так же, как плавно опускающиеся уступы скал в глубине уравновешивают резкий наклон высокого дерева, расположенного за фигурами.
Вскоре Тициан становится известным не только в Италии, но и за ее пределами. Мать была растрогана до слез рисунком сына, нутром почувствовав, каково его истинное предназначение. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Себастьян – оба в ГЭ Оплакивание Христа, 1573-76, Галерея Академии, Венеция). Конфликт их характеров является ее смысловым центром.
Сюжет этой жизни исполненной фантастических трудов, до трагичности прост. И вспомним, что он прежде всего художник. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.
Две из них находятся в музее Прадо в Мадриде, а третья (очень любимая самим автором) – знаменитое полотно «Вакх и Ариадна» (1520-23) – в Национальной галерее в Лондоне.
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Когда Тициан уже был в пожилом возрасте, он указал в своём письме к Филиппу II, что родился в 1474 году, но это маловероятно. Необычно исполнение картины.
Добавлю, что при всей своей реалистичности Тициан был редчайшим колористом. Но в 1516 году и Беллини отправился в мир иной. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Так, в картине «Се человек» на известный евангельский сюжет художник переносит действие в современную ему обстановку.
Как бы предчувствуя свою раннюю смерть, Джорджоне написал свой главный шедевр на 50 (. ) лет раньше столь же знаменитой Венеры трижды пережившего его друга и соперника. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Император Германии Карл Пятый пожаловал художнику титул «графа Палатинского», а также высший сан «Рыцаря золотой шпоры со знаком Меча и Цепи» и звание государственного советника.
В этот период художник создал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, а колорит основан на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен (Празднество Венеры, 1518, Прадо Вакх и Ариадна, 1523, Национальная галерея, Лондон Положение во гроб, 20-е гг., Лувр). Картина уникальна и тем, что не была сделана на заказ и, следовательно, её художественное решение отражало духовные переживания Тициана, а не личные вкусы заказчиков. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Тициана хоронили очень пышно, невзирая на эпидемию чумы. Другой бы на его месте бросил все ибо (как принято было считать) только в Риме можно было стать великим.
Новые заказы не заставили себя ждать. Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. Свою репутацию художник подтвердил, закончив в 1518 году двухлетний труд по созданию алтарного образа «Ассунта» (или «Вознесение Марии») для Санта Мария Деи Фрари – венецианской церкви. Сначала явился Леонардо. Все это время сестра Тициана Орса помогала ему по ведению хозяйства и в воспитании детей.
К этому периоду относятся такие шедевры Тициана, как Похищение Европы», «Диана и Актеон». Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. Все мысли были заняты любимой Чечилией, которая была верным другом, супругой -- для него и любящей матерью -- для их детей. И, улыбнувшись, добавил: Мы с Рафаэлем обещаем. Связанный с культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения.
Для них типично общее для «возрожденцев» любование красотой человеческого тела и воспевание чувственности. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). В 1525 году Тициан женился.
Тициан родился в семье Грегорио Вечелли, государственного и военного деятеля. Но он был и великий ремесленник, поднявший слово ремесло на недосягаемую высоту. В этот день не было никого из его родных. Он много работал, а в свободные часы общался с детьми. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок.
За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Тицианан провел бессонную ночь в ее постели. А выйдя из мастерской, сказал Вазари: Все, что он пишет, совершается здесь, на земле. В 1538 году закончена картина Венера. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. За 10 лет до своей смерти Тициан написал свой последний автопортрет.
– 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году.