По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью». В конце концов стороны договорились и в 1617 году заключили между собой мирное соглашение – договор Оньяте. Это одна из поздних работ Рубенса. Богиня Земли, которую готова увенчать Виктория, предстаёт пышнотелой фламандкой с рогом изобилия в правой руке.
Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха. И даже с какой-то угрозой. У ног мужчины – тритон гудит в раковину. У их ног трубит в раковину поднявшийся из морских глубин Тритон.
Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». И думать, что «Союз Земли и Воды» представляет какую-то абстрактную композицию, было бы в корне неверно. Вот что пишет сам художник о некоторых символах, которые он использовал в своих картинах: «Пьедестал Минервы украшает масличный венок, отличительный знак сей Богини некогда на Народном собрании греки присудили такой венок Фемистоклу как признание его мудрости.
Это не мольба, это именно вопрос. Испания в то время оставалась сильной морской державой (мужчина держит в руках трезубец, символ владыки морей), но уже начала терять свое могущество. Кибела считалась «Великой матерью» богов и всего сущего на земле, она даровала плодородие и возрождала умирающую природу. Место, где плещутся дети и тритон, – очевидно, море. Пьедестал Меркурия украшен гражданским венком из зелени дуба ибо охранять граждан – такова цель послов (их можно узнать по ветвям Оливы Счастливой, которые они держат перед собой), успешно ведущих государственные дела.
В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета. Друзья уже минут сорок занимались шашлыками и наконец заметили моё отсутствие. Почему именно тигр. Картину отличает пирамидальная композиция, симметрия и равновесие форм. У него тоже есть выражение, хотя лицо только обозначено частью профиля.
Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе». И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. Или буйвол.
Вторая серия осталась неосуществленной. Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой. Но основной поток движения в картине направлен в сторону Андромеды: она олицетворение земной красоты и счастья, ради нее совершен подвиг и герой-победитель останавливается, покоренный охватившим его чувством любви.
Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу. Её левую руку сжимает Нептун, вооружённый своим трезубцем.
Текущая из амфоры вода, похоже изображает реку, впадающую в море (несомненно, это река Шельда). Если девушка изображает Фландрию (намек на ее богатства и важность для испанской короны – жемчуг в косах и в ушах), а мужчина – испанских Габсбургов, то картина – аллегория соглашения 1617 года, по которому Антверпен (Фландрия) получил мирную жизнь, следовательно и возможность процветания. Существует также предположение, что само имя Посейдон означает «супруг земли». В знаменитой картине Рубенса «Персей и Андромеда» звучит одна из основных тем творчества художника – прославление благородного, способного на героизм человека, несущего людям освобождение и счастье. Попробуем подойти с другой стороны. Что-то странное в этой картине.
Естественно, что букет фруктов и ягод символизирует изобилие. Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность. Выглядит он довольно непривлекательно, можно сказать, мерзко. Возможно, это мальчик и девочка (если судить по длине волос). И еще один персонаж – тигр. Если это союз города с рекой – то где город, а где река. Почему не лев.
Её левую руку сжимает Нептун, вооружённый своим трезубцем. Ах, простите, Вы не употребляете, миль пардон. Аллегория эта имела особое значение и для Фландрии и, в частности, для Антверпена. Правда, античности – особенно в современном её понимании – в полотне этом не так уж и много. Её левую руку сжимает Нептун, вооружённый своим трезубцем.
Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм. Войны истощали всех и вся. Это зависит и от нее. Высшей наградой для героя Персея становится любовь спасенной им Андромеды.
(Рубенс жил в Антверпене. )Рассмотрим эту версию. Для нас не суть важно, кто и что получил – установился мир, началась нормальная жизнь. (или как там у них. ).
Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. Рубенс создал образ Кибелы в соответствии с жизнерадостным духом картины (согласно с фригийскими верованиями, Кибела – мрачное божество, мистерии в её честь ни чем не напоминали безмятежную сцену, написанную Рубенсом). Возможно, художник это передал именно таким выражением лица девушки. А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание.
В струях низвергающейся воды плещутся два младенца. На нем тоже венок победителя. Годы шли своей чередой, а настороженность не только не покидала меня, но и становилась просто нестерпимой. Мне кажется восприятие шедевров Святослава Ли более адекватным. Старший брат Питера, действительно, получив юридическое образование, степень доктора обоих прав, стал секретарем Антверпена.
В струях низвергающейся воды плещутся два младенца. «Союз Земли и Воды» – апофеоз плодородия изобилия земного счастливого бытия – естественно и привычно реализовался в фигурах известных Рубенсу, как и всякому получившему классическое образование фламандцу, ещё со школьной скамьи. У их ног трубит в раковину поднявшийся из морских глубин Тритон., Вы попробуйте загнуть свой минизинчик так, как изобразил Рубенс. Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды.
Картину отличает пирамидальная композиция, симметрия и равновесие форм. Ниточка к этому заложена в приведенном комментарии: «Художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии». Я не понимал в чём дело, но что-то было не так. Картина Рубенса – апофеоз человеческой плоти. Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора. У их ног трубит в раковину поднявшийся из морских глубин Тритон.
Но на этом профиле можно прочитать какой-то вопрос, какое-то напряжение. Всё это придаёт нехитрой аллегории «Союз Земли и Воды» характер глубоко национальный. И как пишут историки, Фландрия была экономически развитой областью. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». Посещая различные Третьяковки/Эрмитажи я смотрел на всё широко раскрытыми, по молодости, глазами.
Если наоборот – те же вопросы. А рядом с ним плещутся путти (путти – декоративные изображения маленьких детей, характерные для искусства барокко и ренессанса). И опять же – зачем тигр. Говоря доступными словами (доступными для большинства населения России) попробуйте поднять с поверхности стола рюмочку (можно даже пустую) используя комбинацию пальцев вашего варианта и сравните с парой пальчиков изображённых Мастером. Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката. А головы центральных персонажей окружены и выделены «венком» рук: от соединённых в нежном пожатии рук Нептуна и Кибелы – к лёгкому взмах у руки Славы и вновь – к держащей трезубец руке «повелителя морей». В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца. Если женская – то какая связь между плодами и рекой.
Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV. «Союз земли и воды» был написан в 1618 году, через год после заключения мира. Всё это даёт возможность глубже заглянуть в смысл представленной на холсте аллегории. В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу. В струях низвергающейся воды плещутся два младенца.
Картина Рубенса «Союз Земли и Воды» изображает аллегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяет чувственно прекрасная богиня Кибела, держащая в руке рог изобилия, наполненный плодами и Воды – морского бога Нептуна с грозным трезубцем, полного энергии и силы. Картину отличает пирамидальная композиция, симметрия и равновесие форм1. Если мужская – то почему такая мощная фигура. О чем он ее спрашивает. В начале XVII века она была под властью испанской ветви Габсбургов (Габсбурги были императорами Священной Римской Империи, которая в свое время разделилась на две ветви: немецкую и испанскую). Обе ветви Габсбургов (немецкая и испанская) воевали между собой – никак не могли поделить наследство. Картину отличает пирамидальная композиция, симметрия и равновесие форм1.
Её левую руку сжимает Нептун, вооружённый своим трезубцем. И в этой чрезмерности, подчиненной точному композиционному расчёту и безошибочно найденной линии, угадывается секрет той удивительной власти, которую имеет картина над воображением зрителя. В этот венок вплетена пальмовая ветвь, что говорит о Мудрости – Победительнице. Мощный старец стоит к зрителю спиной.
Он как бы полуприсел на пенек, на котором лежит исторгающий пресную воду кувшин. По объяснению самого Рубенса, дети – символ процветания. Позднее культ Кибелы слился с культом греческой богини Реи, дочери Геи – богини земли. В 1627 году он едет с секретным поручением в Париж, а затем, под видом живописца, совершающего путешествие с целью изучения искусства, — в Голландию, где ведет тайные переговоры с поверенным английского министра герцога Бэкингема.
В струях низвергающейся воды плещутся два младенца. У их ног трубит в раковину поднявшийся из морских глубин Тритон. Среди наиболее «классических» картин художника – «Союз Земли и Воды». История и аллегория, жизнь и легенда, человек и природа предстают в картине в нерасторжимом единстве. Назревал момент анализа.
Или бегемот. Прежд е всего: Антверпен был во Фландрии. Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре».
Кто изображает реку – женская фигура или мужская. Естественно, что сюжет аллегорический нуждался в античных именах и аксессуарах более, чем какой бы то ни было иной. Вопрос на лице мужчины – не праздный: Фландрия может быть и немецкой.