Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». Альфонс Мария Муха (1860-1939) — чешский график, живописец, виртуоз декоративно-прикладного искусства. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) — «стилем Мухи». Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи».
Наряду с этим Муха был не только живописцем и графиком, но интересовался также скульптурой, ювелирным и прикладным искусством, декором интерьера.
По завершению работы художник передает полотна в дар городу Прага. В 1918 г. Чехословакия получила независимость и Муха создает образцы первых банкнот и почтовых марок государства. В 1939 г. после оккупации Праги нацистами художник несколько раз задерживался и подвергался допросам. Альфонс Муха умер 14 июля 1939 г. Чешский художник Альфонс Мария Муха (Alfons Maria Mucha), (1860 – 1939 гг) известен всему миру прежде всего своими блестящими декоративными произведениями (панно, плакаты, афиши, календари и т. п. ), выполненными в стиле ар нуво (модерн). Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Музей Альфонса Мухи, Прага.
Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. С 1887–1922 г. Альфонс Муха жил в основном в Париже. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896).
Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). Семья была большая. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». В 1906 Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой. Холст, масло. С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества. Петра и Павла и стал заниматься в средней школе города Брно.
На фото справа изображен плакат, созданный Альфонсом Мухой в 1930 году к выставке всех своих полотен Славянской эпопеи. Плакат был неслыханной инновацией в плакатной печати- раньше в плакате было большое количество текста с несколькими мелкими иллюстрациями, обычно в 1-2 цвета. Но ее роль в его жизни трудно переоценить.
Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Хитилова была соотечественницей Мухи. Интересна история внучки Мухи.
Предки его занимались выращиванием винограда. От того, что здесь его называют Мюша. выполнив декорации для театра «Ам Ринг» в Вене и интерьеры замка графа П. Куэна в Грушовани В 1885 году Муха поступил в Академию художеств в Мюнхене, затем продолжил обучение в Академии Жюлиана в Париже Художник прославился своим графическим искусством, в частности, роскошными афишами и арт постерами, которые стали символами эпохи Арнуво (модерна). Работа над декорациями дает ему опыт создания крупномасштабных декоративных произведений. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником и по её настоянию он получил место главного декоратора театра. На портрете изображена Ярослава, старшая дочь художника, с гвоздиками в руках.
Также Муха оформлял спектакли, выполняя костюмы, декорации, декоративные панно и даже витражи, сотрудничал с ведущими журналами, делая для них рекламные плакаты, где неизменно присутствовало изображение прекрасной женщины, погруженной в орнаментальный мир роскоши и неги Среди прославленных графических работ мастера -серии «Времена года» (1896), «Цветы» (1897), «Звезды» (1902), Лучшие живописные творения Мухи цикл из 20 картин «Славянский эпос» (1913-30). Муха расписал несколько помещений замка, кроме того, он отреставрировал семейные портреты. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Мальчик с детства хорошо рисовал.
И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Афиша стала революционной.
Музей Альфонса Мухи, Прага. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу.
В течение 2-х лет, граф Эгон спонсировал обучение Мухи в Академии. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. Аметист, 1900 год. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. Девочка с распущенными волосами и тюльпанами, 1920 год.
Славянский Эпос, 1928 год. Так, в 1881 году он получил большой заказ от графа Карла Куэн — Белази (1849-1918), владельца замка Эммархоф в местечке Грушовани. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere.
Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права в России». Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Альфонс Муха (1860—1939гг), – выдающийся чешскийхудожник, театральныйхудожник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем, его произведения дышат спокойствием и негой. Художественное образование получил в Брно. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах.
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Здесь он познакомился в Ван Гогом и Полем Гогеном. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.
Это было время творческих скитаний и поисков себя. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи.
Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. Сара Бернар была под таким сильным впечатлением от работы художника, что она тут же предложила художнику шестилетний эксклюзивный контракт. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков.
После образования в 1918 независимой Чехословакии Муха поглощен созданием «официального» графического стиля нового государства: его таланту принадлежат образцы первых банкнот и почтовых марок страны, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты. Поворотный момент в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1894 году, когда он выполнил очередной заказ на афишу к постановке пьесы «Жисмонда» театра «Ренессанс», которую играла великая Сара Бернар. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Граде.
Дама с камелиями, 1896 год. Частная коллекция. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег.
Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». Однако к этому времени его покровитель умирает и художник остается без средств к существованию. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров.
Альфонс был первым сыном во втором браке. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.
Альфонс Мария Муха (1860-1939) родился в городе Иванчице (Ivanice), расположенном неподалеку от города Брно в семье мелкого чиновника Ондрея Мухи (Ondrej Mucha)В детстве Альфонс увлекался пением, был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. В настоящее время она живет в Чехии. Декоративные панно, этикетки, виньетки, портьеры интерьеры, ювелирные украшения игральные карты, открытки иллюстрации книг — все это было «феноменом Мухи». Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках.
К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (известная акварель «Жанна дАрк»). Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Потрясенный случившимся, Муха покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Mikulov), где занялся оформительской деятельностью. Граф Карл Куэн-Беласси (Count Karl Khuen of Mikulov) нанял художника украсить фресками родовой замок (Hruovany Emmahof Castle) и был настолько впечетлен работой живописца, что решил оплатить обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств (Munich Academy of Fine Arts). В 1887 г. Муха переехал в Париж и продолжил учебу вначале в Академии Жюлиана (Acadmie Julian), а затем в Академии Коларосси (Acadmie Colarossi).
представитель модерна. Тогда Муха стал брать уроки рисования. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Начиная с 1897года он организует персональные выставки в Париже и других городах Европы, включая Прагу, пользующиеся огромным успехом, журнал La Plume посвящает ему специальный номер.
Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Попасть за кулисы сразу не удалось, поскольку туда разрешали входить только во фраке и цилиндре, которых у Мухи не было и которые пришлось срочно раздобывать. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись.
В настоящее время она живет в Чехии. Близится Рождество. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Ее привлекали утонченность его рисунка и оригинальность и красочность композиций. Он должен быть готов к утру новогоднего дня.
1893 год. Эту декоративную серию, составленную из четырех работ, Альфонс Муха создал в 1900 году. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX – XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии».
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Холст, масло.
В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет.
От заказов не было отбоя. Альфонс Муха родился в 1860 году в городке Иванчице, расположенном недалеко от Брно. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс».
Он живет в комнате на чердаке и питается бобовым супом. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». Мальчик с детства хорошо рисовал. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Цветы и прекрасные женские головки проходят лейтмотивом через все творчество художника. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (чешск. Он с удовольствием писал то, что любил сам. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Холст, масло.
Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. В представлении принимала участие Сара Бернар.
Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Акварели эти художник называл «Блаженствами». Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной.
Посетители узнают и детали личной жизни автора.
Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. Но судьба благосклонна к гению. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Топаз, 1900 год.
Художественное образование получает в Брно. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом). Саре Бернар работа Мухи настолько понравился, что она пригласила его в свой театр и заключила с ним контракт на шесть лет. За это годы Муха создал огромное количество плакатов, афиш, книжных иллюстраций и приобрел широкую известность как дизайнер ювелирных украшений интерьеров и предметов прикладного искусства. В 1897 г. с большим успехом прошли персональные выставки живописца в Париже и ряде других городов Европы, а французский литературно-художественный журнал «La Plume» посвятил ему специальный номер. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже художника пригласили для оформления двух национальных павильонов (Боснии и Герцеговины и Австрии). В 1906 г. Альфонс Муха принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США.
Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Однако, его главным увлечением с детства все-таки был рисунок. В 1879 г. Муха переехал в Вену и поступил на работу в «Художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт» (Art workshops Kautsky-Brioschi-Burghardt), в качестве художника театральных декораций. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой.
50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат.
Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. Это было довольно прибыльным делом. У неё две дочери. Интересна история внучки Мухи.
Музей Альфонса Мухи, Прага. Родился Альфонс Муха в 1860 году.
В центре картины всегда была женская фигура – манящая, таинственная, томная, порой – близкая, порой, напротив, – величественная. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. Он хватался за любую работу: рисовал визитные карточки и приглашения, рекламные плакаты и афиши, меню для ресторанов и этикетки.
Холст, масло. В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями.
Принцесса Гиацинт, 1911 год. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Альфонс Муха в своих работах стремился приобщать простых людей к искусству модерна с помощью понятных всем элементов декора: красивых женщин и цветов.
В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси. Великая актриса была очарована работой. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». В 1888 Муха впервые побывал в Париже.
Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна. Он писал для ее выступлений афиши, рекламные плакаты, стал главным декоратором возглавляемого ею театра Ренессанс. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году.
До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. От заказов не было отбоя. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Занимался он и практической работой.
Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Затем Муха перешел на службу к другому члену этого знатного семейства, графу Эгону Куэн — Белази (1849-1909). Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».
Он преподает в Художественном институте Чикаго, создает декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке. Однако, несмотря на громкий успех в 1910 г. он возвращается в Чехию. С 1910 г. по 1928 г. он работает над серией картин «Славянская эпопея», состоящей из двадцати монументальных полотен, на которых изображены ключевые события в истории славянских народов. Муха остался без средств к существованию. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы.
Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Весь мир знал его как блестящего художника-декоратора. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток.
И опять мы видим прекрасных женщин в окружении цветов. Тем не менее вскоре Муха отдал предпочтение изобразительному искусству. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос.
Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. От его картин невозможно отвести взгляд, настолько они гармоничны.
Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Портрет Ярославы, 1927-1935 гг. Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в городе Иванчице, в Моравии, которая была в то время частью Австро-Венгрии.
Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним.
Альфонс был первым сыном во втором браке. В 1900 г. Муха принял участие в оформлении павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня).
Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. Портрет Ярославы Альфонс Муха написал в стиле романтизма. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались.
Он вернулся в Моравию, в город Микулов, здесь он познакомился с графом Куэн-Беласси, который заказал ему оформление Эммахофского замка. Является единственным официальным музеем художника. Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог.
Чешский художник и дизайнер. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Хитилова была соотечественницей Мухи.
Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства.
Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Он тут же сделал наброски в своем альбоме. Предки его занимались выращиванием винограда. Его декоративные работы были рассчитаны на широкую публику. Весна, 1894 год. В 19 лет Альфонс покидает службу и становится театральным художником.
Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. Восхищенный его творчеством граф согласился оплатить расходы по его учёбе в Мюнхенской академии изящных искусств. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов.
Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа.
На фото слева: Цветок, 1897 год. Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. С 1904 по 1913 гг. Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Книга была издана в формате 395Ч310 мм. Mucha Museum, Прага.
Дама с камелиями – афиша к одноименному спектаклю с Сарой Бернар в главной роли. Рубин, 1900 год. Приведем краткое описание картины. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. Божественная актриса (так называли Сару Бернар французы) высоко ценила талант Мухи.
Важной вехой в этот период был заказ на создание иллюстраций к многотомной «Истории Германии». Великая французская актриса Сара Бернар (1834 – 1923 гг. ) подписала с ним контракт на 6 лет. После первой мировой войны художник возвращается на родину. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. В 1894 году малоизвестный художник Альфонс Муха вытащил свой счастливый билет. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире».
Но на этом сказка закончилась. Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). франков. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила.
Вот и я не исключение и поддалась соблазну сделать серию шелковых платков с копиями известных картин, таких как «Времена года», «Драгоценные камни», «Цветы» и пр., которыми спешу поделиться с вами, дорогие читатели. В 1906 году мастер женится на Марии. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток.
Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и, к сожалению, подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Театральные афиши Мухи наполнены символическими деталями и схожи с прекрасными ребусами.
Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры.
Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Художник моментально становится знаменитым. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров.
После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Сара Бернар заключила с ним контракт на шесть лет и, благодаря ей, муха стал главным декоратором «Ренессанса». Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар.
Каждый драгоценный камень имеет свое выражение в цветах. Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Техника создания – масло и яичная темпера.
Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. В 1895 Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину.
Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
В таком же стиле были выполнены великолепные циклы тематических картин Альфонса Мухи, где прекрасные и пленительные женщины олицетворяли цветы, деревья, месяцы, драгоценные камни, звезды, цветы, фрукты. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. В ту пору он заинтересовался историей славян. Я предложил мою работу о драпировках. Безусловно, он неповторим и ни одна копия не сравнится с оригиналом, хотя бы потому, что великий мастер работал с натуры. Тот факт, что благосостояние Альфонса Мухи более, чем улучшилось после подписания контракта с Сарой Бернар, неоспорим. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
где традиционная манера письма неожидамно сочетается со стилистикой искусства модерн. Там Альфонс Муха некоторое время расписывал стены замка, принадлежавшего брату Куэн-Беласси. Отец устраивает сына писарем в суде, а в свободное время Альфонс Муха подрабатывает в театре. В детстве он увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Например, аметист – это ирисы.
В 1881 г. во время представления в Венском театре комической оперы (Ringtheater) произошел пожар, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил художественные мастерские. Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви. Изумруд, 1900 год. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет.
В круг его друзей входят Поль Гоген (1848 — 1903) и художники группы «Наби». Немало украшений по эскизам Мухи было сделано для невесты, а затем и супруги художника — Марии Хитиловой, которую художник и его друзья звали Марушкой. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Все свое свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре— вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов. После смерти графа Карла Куэн-Беласси Муха остается без средств и вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Перед Рождеством 1894 г. Муха случайно оказался в типографии, куда поступил срочный заказ на изготовление афиши для премьеры пьесы «Жисмонда» со знаменитой актрисой Сарой Бернар в главной роли.
Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Сегодня произведения мастера входят в коллекции музеев различных стран мира, а в Праге есть музей, полностью посвященный творчеству знаменитого земляка. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным.
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Работы Мухи имели свой неповторимый стиль.
Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Он согласился. Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Вся работа заняла у Мухи три месяца.
Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Начал свою творческую карьеру как художник-оформитель. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать».
Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Ivanice) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Семья была большая. Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение.
Оформительскую задачу художник решал комплексно. Поворот в его судьбе наступил в 1894, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». В молодости Муха часто ходил в церковь интересовался музыкой, хоровым пением и живописью. Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах.
Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Афиша восхитила актрису и парижскую публику, моментально принесла художнику популярность. Мадонна лилий, 1905 год. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
Альфонс Муха (Alfons Muca) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. У неё две дочери. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Несколько раз посетил США, где работал, как художник и педагог.
Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс».
Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
В последние десятилетия своей жизни Альфонс Муха жил на родине – в Чехословакии. Альфонс Муха (чеш. «Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Однако сам Муха уже знает, что он рожден быть художником.
Казалось бы, оставалось только жить и радоватьсяНо как же Альфонс Муха устал от всего этого. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. После пожара в «Рингтеатре» в 1881, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясен, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов, где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Новые моменты в жизни связаны с Парижем. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Удача никогда не оставляла Альфонса Муху. И передавал свою любовь через декоративную живопись людям.
Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Позже у них рождаются две дочери и сын. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898).
Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. В 1879 Муха был замечен и приглашен в Вену в качестве художника театральных декораций.