В стене галереи находилась лестница, ведшая на хоры. Церковь по праву считается одним из шедевров древнерусской архитектуры. Древнерусские ювелиры владели искусством чеканки цветных металлов. Так, в основе киевской Софии лежал пятинефный принцип, но в то же время храм отличался большим своеобразием – имел тринадцать куполов над сводами, а не дошедшая до нас Десятинная церковь (первое каменное здание Киева) – имело 25 куполов. На европейском Севере сохранялись сельские поселения, где весь набор жилых, хозяйственных и культовых построек поражал на первых порах «диких», а позже организованных туристов умением с помощью топора создать удивительные по красоте и комфортные по сути своей сооружения.
На выбор месторасположения поселения оказывали влияние следующие факторы: удобство сообщения (реки, озера), особенности речной долины (сужения, расширения, крутые изгибы), другие характеристики рельефа. По бокам к ней примыкали высокие земляные валы, по гребню которых стояли деревянные крепостные стены. Затем сюда были перевезены останки легендарной княгини Ольги. Проект ("сметная роспись", "наемная запись" или "ведомость") включал подробное описание здания, перечень необходимых материалов и работ. Но поистине художественное первенство принадлежало строителям Владимиро-Суздальского княжества. Над самым центральным столбом покрытие шатровое, другие увенчаны лукообразными куполами.
Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Позднее стали сооружаться грандиозные ярусные деревянные храмы, часто крытые шатром. Покровский собор, что на рву (храм Василия Блаженного), возведенный в 1555 — 1560 годах зодчими Бармой и Постником на Красной площади — символ освобождения народа от татарского ига. В 1485 году начинается сооружение стен нового Кремля. На первых порах наряду с духовенством, основным заказчиком и финансистом строительства, а потом содержания церкви, был князь (с конца XII в. – еще и бояре, купцы, ремесленники, позже городские общины, в складчину жители слободы или улицы).
А с другой стороны – дерево позволяет очень быстро возвести новое строение. На некоторых гончарных изделиях встречались изображения ключей и цветков. Типичны узкие, щелевидные окна на фасадах и на барабане купола.
Но в 19 веке новые веяния достигли и этих отдаленных земель. Церкви не были слишком высокими, ни угловато-остроконечными им свойственна компактная пластичность и округленность форм. Известнейшая его работа— особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900)— основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью. И. Э.
Крытые шатрами высокие стены с машикулями и шелевидными бойницами, завершенные двурогими зубцами (в виде "ласточкиного хвоста"), мощные башни – круглые, граненые, квадратные – являлись неприступной твердыней. Церковь Вознесения в Коломенском. Главным среди профессиональных архитекторов был Александр Владимирович Ополовников. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. В XVIII веке русское барокко начинает приобретать западноевропейские черты.
Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. К числу главнейших его творений принято причислять Храм Христа Спасителя (1860) и Большой Кремлёвский дворец (1838—1849). Зодчим пришлось, заложить фундамент, возвести на нем каменный цоколь высотой почти 4 метра и, засыпав его землей, превратить инженерное сооружение в искусственный холм. В XII веке утвердился тип крестово-купольного храма.
Они украшались красивой резьбой.
В стольном городе Мстислава – Чернигове – был заложен Спасо-Преображенский собор (ок. Сначала из камня, наиболее дорогого и долговечного материала, создавали в основном храмы. Во второй половине XVII в. происходит частичный возврат от «узорчастости» к более строгому древнерусскому стилю. Фасады храмов несут выразительную скульптуру с большеголовыми и большерукими изваяниями. В такой форме алтаря, дома Бога видели символ троицы – триединого Бога. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение).
К реке вел узкий коридор. Преображенская церковь является вершиной деревянного зодчества России. Из древних «наемных записей» видно, что в далекие времена уже существовали плотничьи артели, состоявшие из опытных мастеров- профессионалов и учеников исполнявших «черную» подготовительную работу.
В переходный период от средневековья к новому времени (последняя четверть XVII и первое десятилетие XVIII в. ) в русской архитектуре, прежде всего столичной, сложилось новое художественное направление – московское или нарышкинское, барокко (от имени основных заказчиков – дворян Нарышкиных). Три примера всемирно известных произведений московского зодчества дают представление о многообразии архитектурных решений в рамках национальных традиций. На языке творивших это купцов и духовенства того времени все эти переделки назывались «благолепным обновлением». Крыльцо на два всхода – приглашение войти в храм.
Не было, нет и не будет такой". Это первые каменные покои в царском дворце. В связи с задачами современного деревянного строительства и, в частности, колхозного строительства возникает жизненная необходимость всестороннего и внимательного изучения богатейшего архитектурного наследия талантливого русского народа. В 1900 году маслянной краской была окрашена и кровля, покрытая черным железом. Крупнейшим архитектором Петербурга после Захарова был Василий Петрович Стасов. Архивные материалы, записки путешественников XVIII-XX вв., замечательная книга Максимова «Один год» пригодились для правильного расположения объектов.
Первые сооружения, в облике которых осознанно прозвучали эти мотивы, – Теремной (1635 – 1636 гг. ) и Потешный (иначе палаты Милославского, 1652 – 1659 гг. ) кремлевские дворцы. Декоративное внутреннее убранство интерьера Софии Киевской, органично связанное с архитектурой здания — высшее достижение искусства той эпохи. Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идёт от покрытия «кубом», то есть пузатой четырёхскатной кровлей.
Строительство проходило во время правления Владимира Мономаха. Шатровые крыши обычно ставились над колокольней, а над храмом ставились купола. Наиболее распространены были сосна и ель. Археологический музей «Берестье», остатки построекВ уникальном археологическом музее «Берестье» в городе Бресте, открытом в 1982 г., хранится около 43 тыс. В ремесленных мастерских изготовлялись лемехи, топоры, зубила, клещи, оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шеломы, мечи и др. ), предметы быта (ключи и т. п. ), украшения (золотые, серебряные, бронзовые, медные). Отличие данного стиля от петровского заключается в его тесной связи с традициями московского барокко.
В основе музея – вскрытые остатки городища древнего Бреста, постройки ремесленного посада XIII в. На территории «Берестья» на глубине 4 м археологи раскопали улицы, вымощенные деревом, остатки построек различного назначения на площади 1118 м. В экспозиции 28 жилых и хозяйственных бревенчатых строений – одноэтажных срубов из брёвен хвойных деревьев. Русские мастера умели строить простые, удобные избы (прежде говорили не строить, а рубить, так как работали только одним инструментом-топором). Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году.
Из клена делались резная посуда, ковши, ложки и т. д. Ясень шёл на производство точеной посуды (изготовленной на токарных станках). В связи с этим в монастырях начинают строиться крупные столовые – трапезные. В 1960-х годах вновь появляются здания, символизирующие будущее и технический прогресс. Поддерживаемая «мизинными людьми», крепла власть владимирского правителя над корыстным боярством и высока была рука его на недругов., поражаешься простором, открывающимся с вершины. Что касается военной архитектуры (крепостей-острогов, состоящих из деревянных стен и башен), то здесь в большей степени, чем в жилом строительстве, заметна эволюция конструкций и внешних форм.
Орнамент покрывает стены так густо, что этот стиль часто называют «узорчатым». Меняется как внешний вид, так и сам дух архитектуры. В 1899 и 1904 гг. Древнейшие горшки неолита, как правило имеют большие размеры и очень тонкие стенки.
Софийский собор был построен с 13 главами. Роль и место колокола в жизни граждан древнерусских городов-республик было очень велико. На Русь она попала из Византии в начале XII в. (около 1131 г. ) как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Своим суровым обликом она походила на донжон западноевропейского замка. Это главное здание МГУ на Воробьёвых горах, жилой дом на Котельнической набережной, гостиница «Украина», здание Министерства иностранных дел, жилой дом на Кудринской площади, высотное здание на площади Красных Ворот и гостиница «Ленинградская». Другие стены расчленены лопатками (пилястрами) на три части – соответственно разделению внутреннего пространства храма.
Также из дерева строили церкви, часовни, крепости, защитные рубежи.
Подобные храмы были широко распространены на северо-западе. Пристройка сбоку от избы с большими воротами (передок), служила для хранения телег, саней, конской сбруи. В конце XVIII – первой половине XIX интенсивно развивается усадебная архитектура, в которой господствует стиль классицизм, как ранний, так и ампир (от франц. – «империя») – поздний классицизм.
Обзорная тропа ведет туриста от сектора к сектору.
С момента крещения Руси начался рассвет деревянного строительства. После одного из них, в 1770 г., он был вновь освящен. чарующее зрелище. В парных окошках в перемычки иногда помещают гирьки декоративные украшения арочного проема обычно из резного камня. Почти отсутствуют декоративные детали.
В память взятия Казани был воздвигнут на Красной площади «Покровский собор, что на рву», 1560 г. («Василий Блаженный»), созданный зодчими Постником и Бармой. Обратимся к другому музею деревянного зодчества «Витославлицы», что расположился в окрестностях Великого Новгорода, недалеко от Юрьева монастыря, на берегу реки Волхов. 31 июля 1957 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее начало массовому строительству домов, получивших название «хрущёвки» по имени Никиты Сергеевича Хрущёва.
Луковичная форма купола позднейшая переделка. Иноземные новшества получили развитие и в столпообразных шатровых храмах (завершение здания в виде высокой многогранной пирамиды). Иконы в иконостасе размещались по строгой системе. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI в. Помимо новгородской Софии, это Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды (пониженный выступ здания) – центральная пятигранная и боковые – округлые. Верхняя часть избы, поднятая высоко над землей («из горни»), предназначенная для жилья, получила название горницы или просто избы.
В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». Славянские земли — это в основном плодородные и влажные, покрытые лесами равнины. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими иногда даже «декоративными» постройками. Каждый из них имеет покрытие, не похожее на другие. В 10 км к северо-востоку от Владимира – посёлок Боголюбово, бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского, построенная по его распоряжению в 1158-1165 годах в устье реки Нерль. В 1, 5 км от Боголюбово, в живописной пойме реки Нерль, шедевр древнерусской архитектуры – белокаменная церковь Покрова-на-Нерли (1165 г. )Как показали раскопки Н. Н. Основной элемент бревно и брус.
С запада к основному объему примыкает просторная трапезная (притвор) с высоким парадным двухмаршевым крыльцом. Здесь творили свои белокаменные шедевры древнерусские резчики, писал иконы Андрей Рублев.
Да, в таких зданиях не очень-то приятно жить, в них, правда и не жили. Первоначально русские деревянные церкви представляли собой ту же избу (клеть), только на ее крыше устраивалась небольшая маковка – главка.
Они крепились на трех вереях и перекрывались двускатной тесовой крышей. Каменные постройки появились на Руси только с принятием христианства, в конце X в. Именно с этого момента надлежит начинать рассказ о восточнославянской архитектуре. В церквах появляются богато украшенные паперти, порталы, крыльца и др. В четырехстолпных храмах мы видим трехнефное деление.
Наиболее известным её примером является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667—1681). Государственным гербом России становится двуглавый византийский орел.
В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм. Был задуман проект Дворца советов. По своим масштабам, величию образа этот храм близок к киевским памятникам зодчества. Храм внутри не имеет столпов, стены покрыты превосходными фресками.
Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. По его проекту были построены такие здания как Александровский дворец (1792—1796), Здание Смольного института (1806), здание Академии наук (1786—1789) и др. Белокаменный храм построил сын Юрия Долгорукого – Андрей.
Одним из самых распространённых архитектурных типов стал шатровый храм. Тут и величавая торжественность киевской школы и гармоничное, лирическое начало владимиро-суздальской архитектуры и несгибаемый дух новгородцев и псковичей., но при этом отметил:. Пирамидальную устремленность ввысь церкви придают три восьмерика, поставленные один на другой и постепенно уменьшающиеся кверху в пропорции (18, 6, 3 метра).
В нижней части избы, носящей название «подклета», под жильем размещались склады для хозяйственных продуктов инвентаря, а иногда и помещения для мелкого скота. Такая кладка создавала чрезвычайно живописную полосатую поверхность стен. Зодчество Пскова, в своих характерных чертах близкое новгородскому (ансамбли Снетогорского и Мирожского монастырей XII – XIV вв. ), создало также достопримечательный комплекс оборонительных сооружений (ДЕТИНЕЦ). В книге «Стиль и эпоха» он размышлял, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Самым ярким образцом каменного шатрового зодчества 16 века является церковь Вознесения в Коломенском, поставленная в честь рождения Ивана IV (Грозного) в 1532 году на высоком берегу Москвы-реки. Многое привнесли иноземцы в технологию строительства (усовершенствование изготовления кирпича и раствора иная кладка камня, применение железных связей и пр. ), в конструктивные (различные виды сводов и т. д. ), художественные решения. Этот шедевр часто называют драгоценным ларцом. На деревянных столбиках, подпорках и балясинах резались то неглубокие «перехваты» и «пояски», то кругляки из которых появлялись «дыньки», «грибки», «маковицы» и тому подобная прелесть.
В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на её фундаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем). Его появление чаще всего связывают с именем выдающегося архитектора Франческо Бартоломео Растрелли.
Позже возникли шатровые и лукообразный купола. Эти же черты характерны и для гражданских зданий рубежа XVII-XVIII вв. По легенде именно в этом месте от руки брата Святополка погибли Борис и Глеб. В Москве категорически запрещалось строить здания выше Ивана Великого.
О Суздальском кремле есть много упоминаний в древнерусских летописях. Уже на первом, так называемом домонгольском, этапе (X-XII вв. ) отечественное зодчество имело местные особенности, выражавшиеся, в частности, в используемых материалах. В Новгороде Софийский собор (1045 – 1052 гг. ) возвели из одного местного известняка, храмы в Приднестровье – наоборот, строили преимущественно из кирпича, поскольку его производство было дешевле привозного камня. Характерные формы «ЧЕТВЕРИКОВ» и «ВОСЬМЕРИКОВ», шатровые верхи колоколен, многоглавых церквей, многообразные орнаментальные формы крылец, светёлок, оконных наличников, - резных украшений и пр. Ее высота составляет 62 метра, толщина стен – от 2 до 4 метров.
Именно вот таким образом, раньше часто можно было встретить дома, на вершине которых красуется русалка, а также коты, львы и другие благородные животные.
В далёкой северной глуши два с лишним века назад тонко понимал он красоту, знал сокровенные тайны пахучего, свежесрубленного дерева, умел создавать неповторимое (действительно неповторимое) деревянное кружево. Это уникальный прием в деревянном шатровом зодчестве. Вначале она была двухъярусной, шатер ее поднимался на 60 метров. По представлению патриарха православные церкви надлежало увенчать традиционными лукообразными куполами.
Традиционно повалуша располагалась в передней части хором. Ровесница Москвы, она и сегодня поражает своей благородной красотой. Из дерева в Новгороде делали не только дома и храмы (первый христианский храм – тринадцатиглавая София – была построена в 989 году из мощных дубовых бревен), но и водопровод мосты и мостовые. Часто возведение таких церквей занимало не более одного дня. В 1904 году И. И. Билибин (1876-1942гг. ) настоятельно призывал беречь от варварских ремонтов и вандальского уничтожения древние деревянные церкви. Например, на Новгородской земле в XI – XII вв.
АРХИТЕКТУРА РУССКАЯ (IX – XVII вв. ) занимает достойное место в мировом архитектурном наследии. от Казани буквально за месяц выросло мощное укрепление города Свияжска, что стало полной неожиданностью для неприятеля. Власяница Ивана Грозного (XVI в. )Власяница (также вретище) – длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти аскеты носили её на голом теле, для умерщвления плоти. Широким был и ассортимент изделий из кости в IX-XIII вв. Оружейная палата стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. В XIV-XVI вв.
Она очень больших размеров, крестово-купольная, шестиярусная. Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653), Троицкую церковь в Останкине (1668). Обходная открытая галерея и крыльцо оживляют весьма строгую композицию храма. Стены церкви Спаса на Нередице покрыты обмазкой и побелены.
Монументальный стиль московского зодчества, сложившийся в пору возвышения и укрепления Москвы, сменился в XVII в. новыми формами, отражающими потребности и вкусы нового общественного слоя – «посадских людей». Новые укрепления сохранили в общих чертах план старой крепости. Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объём. Белокаменное строение отличалось необыкновенной пышностью богатством.
Тут же пристраивались небольшие подсобные помещения.
При создании крупных сооружений тогда брали за образец кремлевский Успенский собор, а на фасадах, в интерьерах маленьких посадских бесстолпных церквей столицы первой половины столетия (Трифона в Напрудной слободе, Зачатия Анны "что в углу" в Китай-городе) использовали отдельные ордерные элементы. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. Обновленная колокольня стала полной противоположностью для своей древней предшественницы. Встречаются и остатки сооружений из хвороста и жердей летних шалашевидных сооружений.
Главы покрыты осиновым лемехом. Храм был построен в 1713 г. на месте сгоревшей деревянной шатровой церкви.
Во внешнем убранстве главными являются резные орнаменты древнерусских мастеров. Этот прием, взятый из венецианской архитектуры, нарушает общепринятый принцип выявления внутреннего устройства здания снаружи. От главного храмового комплекса идет уличная застройка крестьянскими домами. Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. Внизу – ряд «местных» икон, выше – «деисусный», еще выше – праздничный» и пророческий портал – архитектурно оформленный вход.
Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х годах XI века. Им же была восстановлена иконаБогоматери Владимирской. сер. Сооружение со всех сторон окружают небольшими фронтончиками, громоздящимися друг над другом. Огромную роль в жизни страны сыграли монастыри.
Нарышкинский стиль особо примечателен двух-цветностью: ярко-красные кирпичные стены облачались в белокаменное "кружево" в виде карнизов, колонн, наличников, присущих европейскому барокко картушей (украшений в форме щита или полуразвернутого свитка), раковин, волют (спиралевидных завитков с "глазком" – кружком – в центре), "гребешков", виноградных лоз с гроздьями, цветов и пр. предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом (по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Несмотря на развитие каменной шатровой архитектуры, продолжают возводиться и храмы старого типа. А в северозападных землях (в Великом Новгороде и Иван-городе – ныне в Ленинградской области) для сооружения подобной крепости использовали местный известняк, на Соловецких островах – валуны, что придавало ей своеобразный вид. Не меньше памятников сохранилось и во Владимире.
приглашали итальянских (фряжских) строителей. Часто сруб ставился на валуны. (кстати, прямоугольная планировка некоторых из них также объясняется ренессансным влиянием). Центральная шатровая башня собора напоминает церковь в Коломенском. Содержание украшений народные сказочные и былинные образы, мотивы христианских легенд. Широкое распространение тогда получил стиль "узорочья" – применение в светских и культовых сооружениях одинакового декора, включение в него ордерных элементов, обилие украшающих форм – резных наличников, колонок и полуколонок (одинарных, парных или их пучков), карнизов, ниш, филенок, розеток, арок, фигурного обрамления порталов и т. д. Словом, появилось новое понимание плоскости стены: с ней теперь был неразрывно связан рельефный узор. Этот город называют воротами Золотого Кольца.
Среди работ Старова также известны Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778—1786), Князь-Владимирский собор и др. В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Чуть левее входных ворот посетителя встретит деревянная мельница из деревни Большая Шалга Онежского района, один из наиболее архаичных типов – «столбовка на ряже». В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор. Деревянное зодчество получило развитие и в дворцовой архитектуре. в Киеве, Новгороде, Чернигове, Полоцке.
Мастер Нестер. Если надо было увековечить какое-то событие или место, то ставили храм или часовню. Помимо известного музея в Кижах существуют также такие музеи как Малые Корелы в Архангельской области, Витославлицы в Новгородской области, деревянная архитектура Сибири представлена в музее Тальцы в Иркутской области, деревянное зодчество Урала— в Нижне-Синячихинском музее-заповеднике деревянного зодчества и народного искусства. элементы, характерные для гражданских зданий. Кроме того, в московских артелях работали мастера из Белоруссии, Украины, стран Европы. На его территории находится также церковь, которую заложил Владимир Мономах.
В южной части музейной территории находится необычайно интересный по своей композиции храм – церковь Николая Чудотворца (XVIII в. ) из деревни Мякишево, что была перевезена с берега реки Песь. В 1876 году Даль Л. В. Северные русские храмы весьма разнообразны по стилям и формам (см. На кого был похож. У входа в музей расположились крестьянские дома, привезенные из разных районов Предуралья. Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси. Софии.
Сейчас этот памятник находится в черте города. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. В последующие периоды все большее место начинает занимать камень. Обрамление окон вначале было довольно простым.
Пила не давала нужного эффекта, распиленное бревно втягивало воду, подобно сухому грибу.
Интерьер храма очень невелик: 8, 5 х 8, 5 метров при очень значительной – 41 метр – высоте. Архангельский собор. Восьмерик трехъярусный. Для историков архитектуры дореволюционного времени такой вопрос даже не возникал. Даль (1834-1878 гг. ) стал выдающимся исключением, положив почин исследованию деревянных памятников России.
Под окнами выложен колонный пояс. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами. Создатели замечательных памятников русской деревянной архитектуры были тесно связаны с народом, они выходили из крестьянской среды, где каждый в какой-то степени владел топором.
Остроги-крепости Европейской России практически не сохранились. И рассуждения некоторых ученых, обремененных научными званиями, о бесперспективности, «черных дырах» огромных территорий России, представляются мягко говоря, неубедительными. Путешествие убедило его в самобытности деревянной архитектуры России. Гражданская архитектура Владимиро-Суздальской земли сохранилась мало и фрагментарно. Русская резьба делалась «на глаз», «по чувству», отсюда ее свобода.
По преданию, ее строителями были поволжские плотники братья Мулиевы родом из Ярославля. В его четкой, строгой структуре, композиционном построении и декоре фасадов (при сохранении внешних черт древнерусских крестово-купольных храмов) проявилось рациональное мышление ренессансного строителя, даже инженера. Восемь бревен, соединенных в один сруб, давали большую площадь, чем четыре. К концу XVI века в стране насчитывалось до 200 монастырей.
Предполагают, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Холмогорская резьба по костиГончарное дело в Древней Руси также было весьма развито в связи с наличием глины. В истории Мировой архитектуры нет и никогда не было ничего лучше, чем зодчество на Руси. Ополовников, а главным его устроителем был Новгородский реставратор Л. Е.
Недаром, в послемонгольское время знаком покорения Москвой Новгорода и Пскова будет «казнь» и «ссылка» колоколов как символов независимости и самобытности. Тогда же построили и знаменитые соборы Кремля. На фасадах храма 566 резных картин.
Единственный в мире пятишатровый храм— Троицкая церковь в селе Нёнокса. Многие здания того времени представляли собой настоящие архитектурные шедевры. Пространство между глыбами заполняли кирпичом и известью.
Параскевы Пятницы в Чернигове, конец XII – начало XIII в. и др. ) с национальным художественным обликом и чертами местных строительных школ. В плане здание представляет собой равноконечный крест. Киевские Золотые ворота игравшие роль главного въезда в город, представляли собой красиво украшенный башенный проезд с небольшой надвратной церковью. В этом состоит особенность нового архитектурного направления.
Стиль модерн проникает в Россию из Запада и быстро находит своих сторонников. Так, в Киеве и близлежащих землях в течение трех столетий применяли смешанную кладку (чередовали ряд камня с двумя или тремя кирпичными), а также "византийскую": слои плинфы через один заглубляли ("утапливали") относительно плоскости стены, затирали вровень с ней цемяночным раствором, более светлым, чем кирпич, отчего фасад приобретал полосатый рисунок. Очень интересна архитектура этих зданий. Первый опыт написания истории русской архитектуры России осуществил академик А. М.
Широко используется фигурная кладка из профилированного кирпича с включением белого камня. В XII—XIII веках важнейшим культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество. Расцвет новгородского зодчества относят ко второй половине XIV века, в эпоху максимального могущества Новгородской республики.
Типы русских деревянных храмов). Спускаясь с холма по тропе, выходишь к охотничьим заимкам и лабазам. Современный вид ансамбль приобрел не сразу. Он расположен на Красной площади в Москве и все видели хотя бы его изображения.
Плотничали только топором (в перерубленное бревно вода не пойдет), ударами топора забиты древесные сосуды и поры. Глава Деревянное зодчество была выделена им особо. Его центром является 22-главая Спасо-Преображенская церковь 1714г.
«Ах вы плотницы суще, а приставим вы хоромы рубити», — отмечает Ипатьевская летопись под 1016 годом. Восьмерик был удобным переходом от квадратного сруба-клети к круглой шатровой крыше. По-видимому, жили по принципу – «На Бога надейся, а сам не плошай». (собор Софии, церковь Спаса Нередицы).
Соразмерность зданий их декор также создавались с учетом окружающих ландшафтов. При дворе вводится пышный церемониал по византийскому образцу. Основы ее конструкции похожи на византийские прототипы, но внешний вид и общее впечатление, которое производит храм, далекие от этих прототипов. В Восточной Сибири выделяется своей представительностью музей деревянного зодчества «Тальцы», расположенный в Иркутской области, на трассе Иркутск – Листвянка. Гридница предназначалась для пиров и для приема пищи в торжественных случаях. На севере их хватало с лихвой – память о ледниках, покрывавших в прошлом северо-запад и север России.
Чудо деревянного зодчества -двадцатидвухглавая Преображенская церковь, возведенная без единого гвоздя. В музее можно увидеть использование в декоре храмов и жилых изб разных пород дерева: липы, ели, березы, осины. Над пристройками – четыре яруса бочек. Внутри сохранился замечательный резной иконостас.
Отечественное строительное искусство XVI в. также испытало ренессансное воздействие. Применялся тот материал, который давала охота. Интерьеры, построенные по анфиладному принципу и богато украшенные, не сохранились. Здание возведено на высоком подклете, окруженном со всех сторон галереями- гульбищами. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови.
В этот же период он проектирует дом князя Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21), дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии. Конструктивные решения храма (крестовые своды, лопатки-контрфорсы, железные связи) позволили сделать стены и внутренние столбы тоньше, пролет сводов больше, внутреннее пространство просторнее и светлее. Их облик и техника возведения пришли к нам в X в. из Византии (унаследовавшей многое, в свою очередь, от античного мира), откуда приглашали каменщиков, резчиков, штукатуров, мозаичистов, живописцев, владевших искусством фрески. Здесь в 1045-1055 гг была построена своя София. Например, во время войны с Казанским ханством в 1551 г. в 30 км. Ясно, что главное образное впечатление должно создаваться наружным обликом здания.
Самое крупное и величественное здание княжества — Успенский собор. Колокольня Ивана Великого. Высота грандиозного собора, сооруженного в византийской традиции, равнялась 55 м, а длина – 37 м. Рядом с главным куполом возвышалось еще 12 (тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов).
Его формирование происходило постепенно, на протяжении 265 лет (с 1694 по 1959 годы). В центре Кремля высится Иван Великий – церковь-столп со звонницей наверху. Туристы посещают крестьянские дома, где столярная работа также выполнена с помощью топора, но ее нельзя назвать «топорной». Эхин, абак и примыкающую к ним снизу шейку колонны называют вместе капителью колонны. Важский сектор, вопреки мнению о бесперспективности земледелия на севере, доказывает обратное – староверы и их потомки выращивали там овес и рожь, овощи и этот сектор был одним из «хлебных» областей Архангельской губернии.
Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Это восьмигранная башня с целой гроздью декоративных главок. Из дерева, раньше строили все, что душе угодно, начиная от индивидуального жилья (терема, дома избы, хаты) и заканчивая зданиями администрации. В конце 10в.
Конек защищал дом и хозяев от злых духов, болезней, неурожаев. Это объяснялось неразвитостью технологий, вследствие чего, полным отсутствием инструмента. И ещё труднее поверить, что топор, который бросил Нестер в воды Онеги, был единственным инструментом древних мастеров. Регионы различались специализацией хозяйственной деятельности и, очевидно, по характеру архитектуры и быту. Все эти сооружения были прекрасны не только снаружи, но и внутри. Здесь сохранились старинный фрески, похоронен сын Юрия Долгорукого с женой и дочерью.
Например, знаменитый «теремной» дворец княгини Ольги – двухэтажная деревянная конструкция, украшенная великолепными золотыми куполами, мозаикой, фресками, от которой сейчас остался только фундамент. Мягко говоря, кроме топора, как мы уже говорили, ничего не было. В старину на подступах к древнему городу или селу стояли сторожевые башни. Разнообразие изб, поднятых на высоких подклетах над землей поражает. На настил ставили амбары, ледники.
Зодчие, учитывая особенности архитектуры церкви Преображения, смело нарушив общепринятые строительные каноны, создали новую гармоничную взаимосвязь двух погостских строений. Вечевой колокол, символ новгородской вольности был снят и перевезен в Москву. В русском фольклоре все породы деревьев имеют свои поэтические названия.
Это был главный фактор, который определил характер городской застройки. Уникальная архитектура Киевской Руси – это симбиоз всего лучшего в культуре восточнославянских племен, великой Византии, племен кочевников, а также своей собственной. Ополовникова.
Новгородская республика, образовавшаяся в XII веке, меняет характер архитектуры. Вход в храм оформлен перспективным порталом. Это самый совершенный белокаменный храм древнерусского зодчества. исследователь Н. Воронин обнаружил лестничную башню.
В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий— палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496). Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен. Одним из самых известных классицистических зданий Москвы считается Дом Пашкова (1774—1776), предположительно построенный по проекту Баженова. Башня Якутского острога в 90-е гг.
Здесь представлены «курные» и «белые» каргопольские, ошевенские избы – четырехстенки, топившиеся «по-черному» из деревни Гарь, с полутораметровым козырьком, защищающим фасад дома от осадков, а также другие типы изб, в том числе и двухэтажная, летняя изба с неотапливаемой горницей. Примером подобного строения может служить Преображенская церковь в Турчасово (1786).
Верхний конец досок кровли зажимался по гребню крыши охлупнем – длинным бревном с треугольной выемкой. Стены церкви строго вертикальны, но, благодаря исключительно удачно найденным пропорциям, они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты. Вот таким образом, для больших и протяженных зданий приходилось соединять несколько срубов. экспонатов. В старину пиленых досок не было и для получения теса бревно раскалывали топором при помощи клиньев на несколько частей, которые затем обтесывали топором, теслом, откуда и возникло название «тес».
На капителях лежит поперечное крепление – антаблемент. Позднее появились окна, обрамленные косяками. Благовещения в Кремле, 1484 – 1489 гг. Центральный четвериковый объём покрыт шатром на «крещатой бочке» с пятью декоративными главками и окружён прирубами с трёх сторон. На верху стен устраивались широкие площадки, внешнюю сторону которых прикрывали «забрала». Создание многих монастырей граничит с деятельностью тех, кто осваивал российские земли.
В целом сооружения выглядят как оборонительные – толстые стены, фасады практически лишены декоративного убранства, при закрытых ставнях окон, которые не организованы строго поэтажно, фасад и вовсе превращается в крепостную стену. Поселения древнекаменного века на реке Ангара (25 – 30 тыс. Стремление к высокохудожественному совершенству архитектуры скромного хозяйственного сооружения, расположенного на скрытом от посторонних взоров хозяйственном дворе, является важной особенностью, свидетельствующей о тонком художественном чутье народных мастеров. В 1476 году Иван отказался платить дань хану.
В начале 20 столетия на Север началось паломничество художников и архитекторов. В ряде музеев подобного типа созданы так называемые «ожившие экспозиции», где мастерицы заняты вышивкой, плетением и прочими радующими женские сердца ремеслами. Стилистически своеобразная архитектура сложилась во Пскове, Владимире, Суздале и др.
Размеры сруба определяются размером бревна. 4 ноября 1955 года выходит Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стилю сталинской архитектуры. Дом был как бы частью окружающей природы. Это то, что сегодня называется срубом. Видимо, место для постройки выбрано зодчим не случайно, а продиктовано княжеской волей. Как он выглядел.
Принцип арки успешно применялся и в более поздние времена. Вдоль острога, ниже его стен, удачно расположилась улица, сбегающая к Ангаре. В ясные летние дни, при безоблачном небе, среди зелени обширного заливного луга ее стройная белизна, отраженная гладью небольшого озерка (старицы Клязьмы), дышит поэзией и сказкой.
Кроме бревен употреблялись брусья, пластины, доски (тес). Весьма своеобразный музей деревянного зодчества «Хохловка» вблизи города Пермь. Киевская Русь издавна славилась городами (иноземцы называли ее ГАРДАРИКА – страна городов). Одним из лучших произведений Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1801—1811). Владея испокон веков большим мастерством в деревянном строительстве, русские зодчие создали непревзойденные шедевры архитектуры, доказав, что нигде и никогда не было мастеров деревянного зодчества лучше русских.
Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены. С боков пристраивали шатры или прямоугольники, соединенные между собой крытыми переходами, наружными лесенками, крылечками и т. д. Нередко получались сложные ансамбли удивительной красоты. Площади монастырей разрастаются. Маленькая белая церковь отражается в воде реки Нерль и словно плывет. Во второй половине ХУ века политическое значение Москвы резко возросло. Это столпообразная церковь не имеет внутри опор, снаружи нет привычной апсиды.
Общая протяженность стен Московского Кремля почти 2, 25 км. В стиле барокко строили известные зодчие – Растрелли, Ухтомский, Чевакинский, Квасов и др.
Детинец (центр города) защищался отдельно. Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037). В жилищном строительстве на смену хрущёвкам пришли более комфортные «брежневки», названные в честь возглавлявшего СССР Леонида Брежнева. На нем обычно расположены многофигурные композиции монументальной скульптуры. Главное здание Московского Кремля — Успенский собор. Постройка Алевиза оказала очень большое влияние на декоративное оформление русских храмов последующих десятилетий.
Такое расположение окон встречается в деревянных трапезных XVII века. Итак, на протяжении веков основным строительным материалом служило дерево. По типу Московского Успенского собора с пятью куполами были построены Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524-1598), Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (1559-1585). Построен в 1635-1636 гг.
Золотые Ворота – это самая настоящая крепостная башня с проездом до 7, 5 метров. На различных сочетаниях четвериков в нижней части здания и восьмериков в верхней, а также венчающего пирамидального шатра строится архитектурный облик древнерусских церквей. Основным материалом для производства на Руси было дерево. Но и позже, в XVI-XVII вв., освоение сибирских просторов шло по рекам. Он был привезен с берега Камы, смонтирован и готов к работе, которую выполнял до 70-х гг. В суровые зимы, когда все вокруг бело, она словно растворяется в бескрайнем снежном море.
Хотя собор создавали по образцу владимирских храмов, его архитектура самобытна. Дома горожан и селян, дворянские и боярские и даже княжеские хоромы, ставили из дерева. Вот таким образом, как сообщает летопись, во Владимир "бог привел мастеров из всех земель". Возможно, такая башня и послужила прообразом для шатровой колокольни.
к сожалению, у старшей (Преображенской церкви) все купола обиты железом и окрашены в яркий светло-зеленый цвет, а сама она кажется белее снега. лет до н. э. ) расположены вдоль реки. Важнейшую роль в создании нового образа храма сыграло использование элементов ордера, дополненных пластическими формами из терракоты и белого камня – отдельными деталями (например, украшения на закомарах Архангельского собора в Кремле) или резными порталами и наличниками. Все в крестьянском доме было продумано и функционально. Здесь не очень много камня, но много древесины. Влага почти не поступала в сруб, чему способствовали различные приемы обработки бревен. При строительстве дворцов соблюдался тот же принцип: на квадратную основу (четверик) – ставился другой квадрат – поменьше, затем ставили восьмигранник (восьмерик) и еще восьмерик – и так до нужной высоты.
Верхняя часть собора выложена кирпичом. Но не деревни и городки вставали на путях землепроходцев, а крепости-остроги, в которых теснились дома служивых людей, воевод и торговцев. Внутреннее убранство этой церкви включает также иконостас, кресты и прочую церковную утварь, которая была лучшей на то время. Церковь Николы Чудотворца – четырехъярусная: на четвериковом основании поставлены три уменьшающихся к верху восьмерика.
Возведена в Коломенском в 1528-1532 гг. Такие перекрытия назывались позакомарные. Церковь была достаточно вместительной, богато отделанной мрамором, мозаиками, фресками. Так складывалось понимание красоты в Новгороде и Пскове. Уже начатые стройки были заморожены или закрыты. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 г. принёс икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование, где она хранилась в Успенском соборе. ) По приказу Андрея икона была украшена дорогим окладом.
Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Церковь срублена из сосны насухо, т. е. Его история непроста, он также неоднократно был разграблен во время войн, в том числе в 1240 году воинами Батыя, но каждый раз восставал из руин. У входа в музей расположились крестьянские дома, привезенные из разных районов Предуралья. Широкое распространение получила неглубокая глухая резьба.
Дома «двужилые», то есть двухэтажные. Массивные стены Софии Новгородской лишены любых украшений и лишь в немногих местах прорезаны узкими окнами. На Урале землянка на стоянке Суртанды была вырублена в скале и перекрыта бревнами. Поднимаясь на вершину холма, где расположены колокольня и храм. Своеобразным символом музея деревянного зодчества является колокольня-звонница Кулика Драковенова, вывезенная из-под села Красноборск. И повалушу строили отдельно (на удалении) от жилых помещений. Стоит выбить два деревянных шипа, закрепляющих охлупень и можно легко сменить любую доску.
Кремль стал началом города Суздаль и самым древним его строением. Верхний брус красного окна часто закрывался тесиной, украшенной резным орнаментом. Оно получило название «нарышкинского барокко» по фамилии бояр Нарышкиных, в чьих имениях в Москве и окрестностях в основном строили нарядные церкви, как, например, церковь Троицы в селе Троице-Лыково. Вместе с 4-мя прирубами они создают живописную 5-ти ярусную композицию. Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче.
Чудесным произведением древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли. Также в этом стиле работают Резанов, Горностаев и др. Рядом, всего в полутора километрах, высились башни и главы дворцового замка князя Андрея.
Она была символом христианского града. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Маленькие главки прирубов подчеркивают величественность центрального шатра. Для первых трех венцов (объединение 4 бревен в квадрат) выбирали бревна с большим диаметром.
Письменные источники свидетельствуют, что новгородские церкви во второй половине ХII века строились обычно за один строительный сезон, причем только за последние 30 лет ХII века здесь было возведено не менее 17 каменных храмов. В них были устроены щели для стрельбы по противнику – «скважни». Это уже не крестово -купольный храм, унаследованный от Византии. В этот период большое внимание уделяется внешней отделке зданий. Валы Переславского кремля в Переславле-ЗалесскомОбычно крепости строились на естественном возвышении, вот таким образом во многих славянских землях городские укрепления и крепости назывались «вышгородами». Отдельные детали постройки (кровельный тес, причелины, колонки и т. д. ) также соответствовали своими размерами бревнам, что создавало определенную масштабность всего сооружения.
Празднично красива и сложена по композиции церковь Рождества Богородицы (XVI в. ) на крещатом (в плане) срубе покоится восьмерик, увенчанный большим шатром. Были и общественные инженерные постройки – мосты, ветряные и водяные мельницы.
Образцом такой архитектуры может быть ансамбль кремля в Ростове Великом. Речка Нерль чистая да быстрая.
Постоянные войны и пожары регулярно приводили к уничтожению целых городов и сел. Другие русские строительные артели побоялись браться за новый этап работы. Характернейшей новгородско-псковской постройкой стала звонница – сооружение для колоколов.
было обязательное наличие церкви или храма. Но самое оригинальное сооружение – деревянный завод по производству соли – поставлен вблизи воды.
Шлемовидный купол является старейшим в древнерусской архитектуре. Ризположения, 1485 – 1486 гг. Широко использовались клён и ясень.
городах России. Живописны двускатные крыши.
В стенах делались ворота. Собственно, сегодня, мы поговорим о том, что представляло собой зодчество на Руси. Церковное зодчество утвердило на века тип кубического храма. Спускаясь с холма по тропе, выходишь к охотничьим заимкам и лабазам.
Крупные города в Древней Руси имели сложные оборонительные системы.
Число последних от одного до пяти. Место для музея под открытым небом выбрал знаток деревянной архитектуры А. В. Их называли красными (красивыми).
И этому есть причины: недорого, доступно и очень комфортно для жизни. Успенский собор был восстановлен князем Ярославом Всеволодовичем. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный.
этот праздник был установлен Андреем Боголюбским без согласия Киевского митрополита. Церковь поставлена при впадении Нерли в Клязьму, у ворот Суздальской земли (теперь – на берегу озера – старицы Клязьмы) и была первым владимирским храмом, который могли видеть корабли, приходившие с Волги и Оки. Наиболее выдающимся российским архитектором, работавшим в стиле модерн является Фёдор Осипович Шехтель. Имеющие в своей основе простейшую конструкцию бревенчатого сруба, состоящего из ВЕНЦОВ, постройки зодчих-плотников достигают высокой архитектурно-художественной выразительности. Н. Рерих «Город строят» (1902)Из самшита, доставленного с Кавказа, делались двусторонние гребни. Широкий спрос имели изделия из цветных металлов (женские украшения, предметы культа и церковной утвари, декоративная и столовая посуда, конская сбруя, украшения для оружия и т. д. ). Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. Бревна разделялись берестяными и моховыми прокладками. высотой почти с 10-этажный дом (37м).
Иногда к задней стенке пристраивалось еще помещение, носящее название «боковуша». Крепление крыши по древней традиции производилось без гвоздей. На смену сталинской пришла функциональная типовая архитектура. «На избушке» второй половины XIX в. – овин традиционный и простой по форме: перед входом имеется помост на консолях и большой свес с крыши для защиты от дождя.
Для той эпохи это было невиданное по масштабам строительство. Боголюбский княжеский дворец летописцы сравнивали с дворцом царя Соломона. Как уже было сказано, за образцы им были церкви Владимира и Суздаля. Громадные лесные пространства, в окружении которых жил русский человек (в особенности на севере) и постоянное соприкосновение с лесом как строительным материалом, отличающимся высокими качествами, способствовали развитию деревянного зодчества.
Погост Кижи Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. Оно было распространено повсеместно, но особенно в городах. В начале XIX века в московской архитектуре также начинает преобладать ампир. Высота крепостных стен колеблется от 8 до 18 метров, а толщина – 4, 5 метра.
Стены отделаны пилястрами и поэтажными колонками. Посвящение храма Покрову Богородицы было, возможно, первым для русских земель, т. к. По константинопольской традиции на Руси основным материалом в каменном строительстве был особый кирпич – более плоский и чуть больших размеров, чем привычный для нас, – плинфа, который клали на раствор розоватого цвета. Пятистенный алтарь устроен с восточной стороны.
Не зря для нее и посвящение выбрано Покрову. Затем следует ярус звона с колоколами. Академик Л. В.
Каждое столетие вносило свою лепту в его создание и только с реконструкцией бревенчатой ограды он обрел современный образ. Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной. (так называемое «нарышкинское барокко»). В его необычайно живописной и динамичной композиции, красочном богатстве и убранстве интерьера с особой силой проявились черты народнойархитектуры XVI века.
большая клеть (или большая изба). главный собор Рождественского монастыря в Москве, 1491 г. ). бочка – один из видов деревянных зданий имеющей в разрезе форму луковицы. Крупнейшими московскими архитекторами второй половины XVIII века принято считать Василия Ивановича Баженова и Матвея Фёдоровича Казакова, сформировавших архитектурный облик Москвы того времени.
А. В. Получился искусственный холм, который облицевали тесаными каменными плитами. Квадратный в плане сруб получил название четверик. Лопухинский корпус, 1680-е годы и т. д. ). Что за зодчий был, который строил такие церкви. Подобный тип храмов получил широкое распространение в 16 веке.
Конструктивизм стал одним из лидирующих архитектурных стилей 1920-х годов. На этом цоколе, как на пьедестале и была воздвигнута церковь. Все это способствовало быстрому росту национального самосознания, повышению авторитета Руси на международной арене и упрочению сильной централизованной власти Москвы. Место для него выбрано характерно возвышенное, открытое к Камскому водохранилищу: лысый склон «солнопек» и затененный елями противоположный склон, характерный для ландшафтов Прикамья.
Типовая архитектура продолжала своё развитие вплоть до распада СССР. В результате надстройки высота колокольни стала 81 метр. В связи с этим здесь разворачивается широкое строительство.
Он находится под охраной ЮНЕСКО и действует как музей. Время сохранило лишь отдельные имена. Завершала здание двускатная крыша. Это — дворцовая церковь княжеского двора. Церковь Иоанна Богослова Ростовского кремля (1683).
Но в этом, конечно, был и символический смысл. Сажень, маховая сажень, локоть и другие плотницкие меры, как «золотое сечение» в Средиземноморье, притягивали взор человека. Фроловские/ с ХУП века – Спасские/ ворота считались парадным въездом в Кремль. Позже были устроены деревянные стены для защиты от врага и простояли до 1719г.
В богатом доме у клети было другое название – гридница, т. е. Красноречьев. Князь Андрей прожил здесь 17 лет и был убит в лестничной башне. После революции востребованным оказался и Алексей Щусев. Яркими центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва. Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (1593).
Иное дело – Андрей Боголюбский. зодчие Барма и Постник Яковлев). Наши соотечественники быстро переняли у них методику кладки, некоторые технические и декоративные элементы – пояса на фасадах из колонок и аркатур (ложных арок), порталы (архитектурно оформленные входы в здание), тяги (выступы в стене, обрамляющие панно), полуколонки и пр., передав свое умение следующим поколениям. Под храмом, между сваями, гулял ветер, ускоряя его просушку после наводнения.
Посетив в 1904 году остров Кижи, он писал:. Из Византии прибыли на Русь многочисленные мастера. лет назад. Теремной дворец (вид с Моховой улицы)В архитектуре Теремного дворца отразились не только традиционные черты русского деревянного зодчества, но и новое для того времени анфиладное построение внутренних помещений. Роспись комнат Теремного дворца проводилась под руководством С. Ф. Ушакова. Ее шатровое завершение покоится на приземистом четверике.
Стилевые особенности новгородской архитектуры сохраняются и в дальнейшем ее развитии. Алтарная часть – апсида2- часто состояла из трех частей, своеобразных лепестков (так называемая -строенная апсида). Также известны его работы, выполненные в «неорусском духе», такие как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и московский Ярославский вокзал (1902). А еще через столетие наряду с ними – посадские бесстолпные (например, Никольский в селе Каменское, последняя четверть XIV в. ныне Московская область).
Его резной белокаменный орнамент – в основном модификации крина (лилии), пальметты (веерообразного листа) иногда маски, зооморфные изображения. Размеры деревьев определяли размер дома, его длину и высоту. Вот таким образом большое строительство в настоящее время не ведется. Зодчество является одним из древнейших искусств на Земле. В 1897 году внутренние стены были окрашены.
В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что создаёт дополнительное ощущение высоты. XX столетия. Во главе артели стояли наиболее одаренные, высококвалифицированные старосты, руководившие всей постройкой. по проекту известного архитектора-реставратора А. В.
Строгие выразительные силуэты характерны для храмов Новгорода XI – XII вв. Одна из самых знаменитых деревянных построек – Преображенская церковь на острове Кижи (Онежское озеро). Здесь же похоронены сыновья Юрия Долгорукого и другие князья. А в 1954г. Здание церкви— это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа.
Примечательна дорическая колоннада огромного портика на фоне суровых стен фасада, со скульптурными группами по бокам портика. Таков, например, план г. Олонец в Карелии. Основателем «русско-византийского стиля» принято считать Константина Андреевича Тона, работавшего в середине XIX века. Музейная композиция в Малых Корелах строится на построении музейной экспозиции на базе ландшафтно-средового метода, что позволяет учитывать историко-культурные особенности поселений, заложенных в различных ландшафтах. Внизу их укрепляли плитами известняка.
В северо-восточных землях (Владимиро-Суздальской, Ростовской, Нижегородской, Тверской, Московской) в XII – начале XV в. в основном использовали легко поддающийся обработке мягкий белый камень, добывавшийся в близлежащих карьерах. Храмподвергался неоднократным ремонтам. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры. Небольшие пустоты или слабые места в стене вели к разрушению здания.
Колокольня является одной из самых древних колоколен башенного типа на семнадцати столбах. Арка из бивней мамонта была надежной опорой для кровли и дверного устройства. Несколько храмов расположены отдельно на территории музея.
Преобладание деревянных построек над каменными наблюдалось до XVIII века. От тяжелых ледоходов защищались ряжевыми стенками. С тех пор прошли тысячи веков, на которые приходится 98 времени существования человека.
Если клеть отапливалась, то её называли избой. Несколько позже гридницу начали называть повалушами или столовыми избами. Еще одним образцом храмового древнерусского зодчества, о котором до нас дошли сведения, является новгородская церковь святой Софии «о тринадцати верхах» (989-1049 гг. ). Стилобат с так и не построенной восьмой сталинской высотки был использован при строительстве гостиницы «Россия». Особенно в те времена, когда регулярно бушуют войны.
Это помещение украшалось, как изнутри, так и снаружи. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V в. при императоре Феодосии. Деревянное зодчество, возникшее на заре формирования Руси, несомненно, древнее каменного. 1036). Арочный каркас жилища, устроенный из костей мамонта, удерживал кровлю весом до 2 – 3 тонн.
Культовое зодчество представлено не так широко, как в музеях Европейской России. Солнечный круг – солярный знак – явный языческий символ. Как и хрущёвки, брежневские дома выполнялись в стиле функционализма, однако имели более разнообразные архитектурные формы: дома башенного типа («свечки»), длинные многосекционные («китайские стены»), ступенчатые изогнутые и переменной этажности. Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым)3 на правом берегу Москвы-реки. В 1478 году была ликвидирована самостоятельность Новгорода. Они не противоречат пейзажу (хотя и господствуют над ним), а объединяются с ним в единое целое.
Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе. Сруб, образованный в плане восемью бревнами восьмерик. Вводились и новые мотивы. Памятники X – XII вв. Каждый из куполов имеет неповторимые очертания и по-своему разрисован. Ополовников писал: «Как бы ни велика и тяжела была потеря подлинной среды памятника, она никогда не может быть больше потери самого памятника».
На территории кремля жил сам князь и его дружина. К числу его лучших произведений относят Спасо-Преображенский собор (1829), Нарвские триумфальные ворота (1827—1834), Троице-Измайловский собор (1828—1835). Наиболее раннее из творений фряжских мастеров в Московском Кремле – Успенский собор (1475 – 1479 гг. ).
Большинство шедевров деревянного зодчества русского севера построено в 17-18 веках. Примечательна надвратная церковь Благовещенья у Ворот. Этот храм вызвал к жизни множество повторений, наиболее схожи с ним Смоленский собор московского Новодевичьего монастыря (1524 – 1525 гг. ), Софийский в Вологде (1568 – 1570 гг. ), Успенский в Троице – Сергиевом монастыре в Сергиевом посаде (1585 г. ). На протяжении XVI-XVII вв.
Её ключевым элементом стали Золотые ворота (1158-1164). Такие строения и сегодня можно встретить по нижнему и среднему течению реки Мсты. В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир.
Расположенный рядом Димитриевский собор меньше Успенского. Да, есть существенный недостаток – дерево очень хорошо горит. По воротам часто судили обо всем хозяйстве. Она одновременно служила и колокольней и дозорной вышкой.
Глинобитные и каменные строения сохранились довольно хорошо, вот таким образом изучены полнее.
Автору удалось побывать в Каргополе в конце 70-х гг. Стены укреплялись вежами (башнями), часто на каменном фундаменте. В массовом жилищном строительстве здания сталинской эпохи известны как «сталинки». Кроме того, восьмигранный сруб был устойчивей.
Тут же, в сувенирных лавках можно приобрести изделия, которые украсят не только интерьер дома, но и ее хозяйку. Не менее прекрасны и торжественны Зимний дворец и Смольный институт. Угро-финские племена легко вошли в более молодой славянский этнос.
Следующий период развития русского зодчества – так называемый раннемосковский (XIV – начало XV в. ), время формирования в Белокаменной нового политического и культурного центра. Слегка неровные линии оштукатуренных поверхностей фасадов, углов здания, лопаток (плоских вертикальных выступов без капителей), закомар придают сооружению мягкую пластичность. Однако, еще в начале XX в. от шестнадцатибашенной якутской крепости сохранились пять башен и два прясла деревянной стены.
Вот таким образом, простой человек брал топор в руки, шел в зимний лес и рубил то дерево, которое ему подходило. Обычно во время службы князь с семьей и приближенными находился на хорах. Колокольня, которая над ней надстроена более позднего периода. Смальта очень часто использовалась в украшении древнеславянских храмов.
Внутри здания четыре, шесть и более столбов несли своды и купола. Внутри сохранились фрески 13, 15 веков. Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построенный по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806—1823). В некоторых городах (Новгород, Киев, Рязань, Смоленск) существовали и дворы обычных горожан.
Место для него выбрано характерно возвышенное, открытое к Камскому водохранилищу: лысый склон «солнопек» и затененный елями противоположный склон, характерный для ландшафтов Прикамья. До XI века на Руси применяли исключительно дерево. Используются традиции строительства из прошлого, в частности, «сталинская архитектура» в Триумф-Палас. Их фасады расцветают белокаменной резьбой. Для их охраны возводятся мощные сооружения. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками.
Дощатой перегородкой в избе был отделен «бабий кут» или чулан, где на полках стояла глиняная берестяная посуда. Золото в основном поступало в виде монет. Киевская Русь вступила тесные отношения с Византией. трудились Коров Яковлевич (церковь в Кирилловской обители) и Петр (предположительно соборы в Юрьевом и Антониевом монастырях).
Киев. по приказу царя Михаила Фёдоровича. Вершиной древнерусского деревянного зодчества стали многоглавые церкви. Редко их руины можно увидеть на старых фотографиях XIX в. или на планах древних городов.
В конце 1940-х— начале 1950-х в Москве были построены «сталинские высотки», ставшие классическими образцами сталинской архитектуры. Прототипом бесстолпных храмов XVII века является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626). в пределах Кижской волости памятников старины не имеется. Храм в Полоцке практически не сохранился. Помимо этого, как и многие народы на раннем этапе своего развития, восточные славяне создавали земляные и глинобитные сооружения. Что возводили русские люди в те далекие времена.
В старинных былинах, песнях, сказках встречается и «белая кудрявая береза» и «сыр-кряковистый дуб» и «горькая осина» и «красная сосна». деревянные сваи основания были заменены на кирпичные столбы.
В русскую столицу в 1475 – 1543 гг. К XII в. насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей.
Дом-двор, где находились помещения для скота (хлев), для хранения различных припасов и сена (сарай, кладовые, чуланы), а также для занятия ремеслами образует одно общее здание с различными жилыми комнатами как отапливаемыми, так и холодными летними горницами, светелками. В середине XVI в. одновременно с варьированием итальянских мотивов во внешнем и внутреннем оформлении наметилась тенденция возврата к раннемосковским традициям (устройство высоких арок, завершение здания пирамидой из ярусов килевидных закомар, кокошников и пр. ). Внутри стены и своды покрыты сплошным ковром монументальной фресковой живописи и мозаики. Центром любой усадьбы на Севере был дом.
Финансовые условия позволяли заметно ускорить темпы развития архитектуры. Просто природные и общественные условия, в которых они жили, не способствовали сохранению информации. Внутренние своды обусловили появление на фасадах арок-закомар. На русском деревянном зодчестве это отразилось самым неблагоприятным образом.
Образцовыми для своего времени были псковские гражданские сооружения (каменные жилые дома – палаты Поганкиных, дом Лапина XVI – XVII вв). Монастырь-крепость изначально был построен в очень хорошем стратегическом месте. На переходах к Важскому и Мезенскому секторам стоят часовенки, как бы приглашая посетителя задуматься о душе, сбросив физическую усталость дороги. Строительство уже подходило к концу, когда произошло несчастье – здание рухнуло. А был ли он. Настоящим городом выглядела загородная резиденция князя Андрея – Боголюбово.
Второй этаж – жилой. То же относится и к гражданским сооружениям – палатам вельмож (князей Василия Голицына и Ивана Троекурова в Охотном Ряду, XVII в. ), производственным зданиям (Монетный двор, 1697 г. и др. ). В 1916 году архитектор М. В. Красовский издал Курс истории русской архитектуры.
В данный период развивается тип бесстолпного храма.
Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов. Борисоглебская церковь, которую построил князь Ю. Долгорукий, датируется 12 веком. На этом холме, как на пьедестале и была воздвигнута церковь. Примером такого строительства является возведение Свияжских укреплений. Первобытные люди жили, вернее, спали, в неглубоких ямах в земле.
Но все же, у всех деревянных построек, независимо от их сложности, был один общий элемент, который придавал зданию индивидуальность, подчеркивал русский дух и характер хозяина здания – это была резьба по дереву с элементами художественной росписи. XX столетия. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех – галереи. Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. Они достигли особого искусства, создавая каменные росписи и барельефы на стенах собора.
Однако, специфика материала влияла на конструкцию сооружений, размеры и внешний облик. Примечательна еще одна страница русской архитектуры, связанная со строительством Москвы. Посуда производилась различной вместимости и формы.
Наружному парадному образу соответствовало и роскошное убранство залитых светом (благодаря большим окнам) интерьеров с сияющими золотом резными иконостасами и княжескими ложами. Церковь Спаса на Бересте. 11 век. надвратные храмы Преображения, 1687 – 1699 гг. В 1918—1923 годах он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. Другим известным произведением Воронихина является здание Горного института (1806—1811). Ни одна из светских построек раннего киевского периода не дошла до нас.
Недалеко от Софийского собора находятся Золотые Ворота. Обычно одна-две улицы проходили вдоль рек и пересекались малыми улочками и переулками. Большое каменное строительство на Руси началось в Х веке. Размеры проемов — дверей, окон — были кратны целому числу венцов. Павлинов в 1894 году.
XVII век — время экономического и политического упадка Московского государства. В 1475 – 1479 годах строится Успенский собор. На Руси до 18 века не знали скульптурных памятников. Церковь почитает их как первых русских мучеников.
Работа по изготовлению теса была очень трудоемка.
Однако оно имеет лишь три апсиды и пять куполов. Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области (1710). Деревянное зодчество выполняло те же практические задачи, что и современное ему каменное и развивалось в том же направлении. Барабан – представляет собой цилиндрическую или многогранную верхнюю часть здания, на которой возводиться купол обло, рубка в «обло» – способ соединения бревен по углам, при котором концы бревен выходят за пределы стены сруба лапа, рубка в «лапу» – способ соединения бревен по углам сруба, при котором концы их не выходят за пределы стен сруба иконостас – украшенная иконная стена, отделяющая алтарь от средней части храма. Можно долго восхищаться творениями зодчих и плотников, создавших великолепные образцы деревянного зодчества сел и деревень, но следует вспомнить и об оборонном зодчестве, также характерном для средневековой Руси.
Древесина дуба была дефицитной, её старались использовать для изготовления изделий особой прочности (санные полозья, бочки, лопаты и т. д. ). Древние зодчие любили ее за долговечность и необыкновенные по красоте переливы цвета, которые в готовом виде производили эффект живого мерцания.
Каждый такой город был одновременно и княжеской резиденцией со своим княжеским двором. Первоначально купола всех древнерусских храмов имели шлемовидную форму. Покрова Богородицы, 1683 – 1688 гг. Почему выбор Ивана Ш выпал на итальянца. Термин «отворити ворота» означал сдачу города.
Кровлю таких храмов украшали маковки с крестами. Они построены в южной части города киевским князем Ярославом Мудрым в 1037 году. Ни пилы не знали они, ни дорогих тогда железных гвоздей.
и увидеть в деревнях Низ, Гарь, Погост удивительно гармонично встроенные в ландшафт дома, зерновые амбары, колодцы, а также баньки, сбегающие к речке. В 1951 г. на острове Кижи (Архангельская область) был создан музей народной архитектуры. Такие храмы назывались клетскими. Москва).
Вблизи церкви Рождества Богородицы стоит ветряная мельница. без прокладки мха между венцами и увенчана 22-мя разновеликими (по ярусам) главками, покрытыми осиновым лемехом. Их привлекало то, что здесь еще сохранилось в своей первозданности. Стройное изящное белокаменное здание легко несло сверкающие главы, доминируя в архитектурном ансамбле Владимира.
Что касается южных территорий, где в своем большинстве преобладают широколиственные деревья, в качестве основного строительного материала использовали липу, ясень и другие. В центре Древнего Киева до сих пор красуется Софийский собор. Первоначально красное окно было одно, в центре фасада, а по бокам его были расположены волоковые (простые, без обкладок) окна. Перед воротами был выкопан глубокий ров, заполненный водой.
Она построена князем Андреем в честь сына Изяслава в начале 12 века. Часть памятников пряталась за стенами монастырей, таких как Спасо-Прилуцкий или Кириллово-Белозерский на Вологодчине, часть – привозилась в Москву, где в Коломенском гуляющим и отдыхающим гражданам можно было восхищаться умениями градодельцев и плотников России. Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви. Это центр всего музея, который формировался в основном в 1950-60-е гг. Большую роль в унификации соответствующих правил и норм сыграло возобновление деятельности Приказа каменных дел (основан в 1585 г. в "смутное время", в начале XVII в., не функционировал). В конце XVII в. получает развитие в Москве строительство многоярусных церквей, отличающихся сложным декоративным убором с характерным сочетанием красного кирпича и белокаменных деталей – резных наличников, узорчатых порталов, «гребешков» и т. п.
На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. В ряде случаев применяют изразцовые детали. Изначально в Десятинной церкви была устроена княжеская усыпальница. Заметным памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198). Не следует путать с ним и произведения русского модерна.
Между тем здатели (строители) и плинфотворители (изготовители плинфы) пользовались большим уважением их труд хорошо оплачивали. Строительство подобных храмов, а также бесстолпных с крестчатыми сводами продолжалось и в первой трети XVII в. (церковь Покрова Богородицы в Медведкове, 1634 – 1635 гг., Москва).
В этих образных эпитетах чувствуется особая любовь русского человека к лесу. Здесь была похоронена супруга Владимира, византийская царевна Анна и он сам, умерший в 1015 году. Верхняя часть почти сплошь покрыта резьбой.
В разделе Деревянное зодчество по поводу Преображенской церкви он писал как о шедевре, . Если вам когда-нибудь доводилось жить в бревенчатом доме, то вы понимаете, о чем я говорю. Итак, каменное строительство на Руси начинается с принятия христианства и развивается, прежде всего, как храмовое. Однако московская архитектура этого периода не просто похожа на предшественников. Весьма своеобразный музей деревянного зодчества «Хохловка» вблизи города Пермь. Выдающиеся памятники зодчества были созданы во Владимиро-Суздальском княжестве: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире, XII в. и др.
Иногда использовали рога быков, туров и моржовую кость. К этому следует добавить, что русские мастера умели подчеркнуть певучую красоту своих творений, выигрышно вписывая их в окружающую природу. Ворота обильно украшались. Укладывая горизонтально один венец на другой, получают сруб. Кроме того, многие постройки страдают от пожаров. Мерой была красота и сам человек, его пропорции.
Каждой их группой, принадлежавшей к той или иной архитектурной школе, руководил главный мастер (в летописях "архитектон"), с именем которого связано авторство возводимых ею зданий. В XV в. восточнославянские земли постепенно собираются под властью князей Московских. Наиболее полно архитектура Киевской Руси сохранилась в современном Киеве. Русские храмы в стиле барокко обычно высокие, с легкими изящными контурами.
На эти крюки клались деревянные желоба с двух сторон крыши (водотоки, потоки и т. п. ), в них вправлялись концами доски кровли. Основой была клеть, в плане имеющая форму прямоугольника иногда – квадрата. Большинство остатков оборонной архитектуры находится в Сибири. Храмы XVIII-XIX вв., а также часовня строги по силуэтам, но их оживляет резной декор.
Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток важнейших водных торговых путей. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Характерной чертой русского города XI-XIII вв. Свое первое жилище человек соорудил в начале палеолита – древнего каменного века. Деревянные постройки и детали мостовых были законсервированы специально разработанными синтетическими веществами.
Иногда срубы оставляли пустыми для использования под жильё. Несмотря на обилие иностранных архитекторов в России начинает формироваться новая собственная архитектурная школа. В романском стиле отразились древние христианские и языческие представления.
Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея, над Ярополком Глеб возвратил икону и убор во Владимир. На экологические проблемы владельцы предприятия не обращали внимания, а погрузка готовой слежавшейся за зиму соли иногда приводила к гибели грузчиков. Это были Аристотель Фьораванти (Успенский собор в Кремле), Алевиз Новый (Архангельский собор в Кремле), Петрок Малой (церковь Вознесения в селе Коломенском, укрепления Китай-города), Пьетро Солари, Алоизио да Карезано (крепостные стены и княжеский дворец), Пьетро Солари, Марк (Грановитая палата в Кремле). Уникальное строение 12 века является жемчужиной русской архитектуры истории искусства.
развивалась, в ней видели традиции язычества. ". В дальнейшем именно данные особенности памятников стали отправными пунктами, на которые ориентировались строители следующего поколения. В основу церкви заложен крестообразный план, образованный центральным восьмистенным срубом (восьмериком) с четырьмя прирубами, обращенными по сторонам света.
Его получали в результате торговли или войн с Византией и половцами. В нем идеально подогнаны камни, стройные высокие стены. В 1915 году с фотографии И. И. Билибина была выпущена почтовая открытка Северное зодчество.
Характерной особенностью первых русских христианских храмов было то, что они строились с хорами (верхней открытой галереей, балконом внутри храма). Музей в Малых Корелах экспонирует интерьеры изб, часовен, где представлена характерная обстановка, отражающая специфику материальной и духовной культуры северорусского населения. Обилие декоративных деталей придает зданию нарядный, торжественный характер. Примеры такого сочетания художественных форм – главный собор Рождественского монастыря, церковь Антипия Чудотворца на Колымажном дворе (Москва). Ее раздирают на куски внутренние войны, в которых охотно участвуют внешние враги. Монастыри могли располагаться вне города.
После распада СССР многие строительные проекты были заморожены или отменены. Параллельно с памятниками архитектуры, которые сохранились в неизменном виде со времен строительства или же были перемещены из других регионов и воссозданы уже на просторах заповедника, кижский музей иллюстрирует главные аспекты традиционной для коренного населения Карелии (вепсов, карелов, русских) культуры. Нижний этаж, – «подызбица» – без окон используется для хозяйственных надобностей. Особое место в истории русской архитектуры занимает деревянное зодчество.
Его декоративной системе присуща насыщенность форм идущих не только от итальянских прототипов, но и от готических в ренессансной трактовке (высокие остроконечные фронтоны над входами, окнами и пр. ) известных по постройкам Петрока Малого (например, церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском), что исследователи объясняют участием в его сооружении мастеров из Западной Европы. Памятники архитектуры равномерно и живописно расположены по территории Суздаля, образуя целостный и невероятно красивый архитектурный ансамбль. Всё конструктивно-функциональное делается одновременно архитектурно-художественным. Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. Здание имеет четко выраженную пирамидальную композицию, которая придает памятнику величественность и цельность.
В древнерусских городах насчитывалось от 2-3 до нескольких десятков церквей. Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом. После смерти князя Владимира Русская земля оказалась разделена его сыновьями на две части.
Каждое деление стены завершается полукружиями коробового свода – закомарами. Внутри храма нет хор. Ярусной композиции церкви вторит высокая колокольня с шатровым верхом.
ушедшего века сгорела, но ныне она восстановлена. В 1505 году венецианский архитектор Алоизий (Алевиз Новый, как его звали на Руси) заложил новый собор – Архангельский, который был закончен в 1508 году.