Ea Hotel Rokoko принимает эти карты и оставляет за собой право предварительного блокирования средств на карте до вашего приезда. Friderizianisches Rokoko фридерианское рококо, фридриховское рококо) — историко-региональный художественный стиль, разновидность рококо. Один из лучших вариантов, выбранных нами в городе Прага. Недавно отремонтированный 4-звездочный отель Rokoko удобно располагается в самом центре Праги, на Вацлавской площади.
(фр. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. На рукавах были широкие обшлага.
На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Проблема архитектуры сужается до задач оформления интерьеров. Предполагается, что первые партии такого дерева завозились с о. Ямайка, вот таким образом в те времена красное дерево еще называли ямайским деревом. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой.
Барочный динамизм еще и в XVIII в. имел моменты неожиданного развития и в венецианской живописи появлялись такие фигуры, как Джованни Баггиста Пьяццетта (1682—1754), автор произведений с драматическими светотеневыми эффектами, которые оказали глубокое воздействие на формирование Тьеполо Джованни Пиптони (1687-1767), художник элегантно-грациозной манеры Риччи, Каналетто и Тьеполо. объектов. Вместо него используется древесина липы и бёрезы. Нас переселили в другой номер, но все равно было слышно.
различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства. Новый стиль (в отличии от готического стиля в архитектуре) утрачивает тенденцию к масштабности и величественности. Название это появилось уже после смерти «галантного времени» и было рождено любителями классицизма, которым страшно хотелось отделить себя от вычурной избыточности недавней моды. Неслучайно, наверно, этому стилю приписывают женское начало.
Конечно, художники несколько льстили моделям – но не слишком. Между стеной и потолком нет острого угла. Крессан сам делает все бронзовые украшения, в т. ч. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо.
Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Для этого стиля характерно несоответствие наружной архитектуры интерьеру здания.
английских) парков и др. Обивка диванов делается аналогично стульям и креслам.
был автор «Любовных стихов» (1781) Э. Парни. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Все его работы, выполненные в период 65–70 гг.
XVIII в. слава Д. Рентгена перешагнула границы Германии. «новогреческом стиле», Чиппендейл меблирует помещения создаваемых ими дворцов и замков. Французское рококо – своего рода передышка после тяжеловесного барокко, а характерное для него обилие стенных зеркал (прием использованный в Версале, в конце строительства которого уже проявились элементы рококо) придало интерьерам воздушную легкость. Они также украшаются резьбой, росписью, бронзовыми накладками и т. п.
(иллюстрации см. Широкое распространение получили расписные комоды Венеции рокайльных форм. Он не скрывает театрального приема в композиции. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции.
Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. Реально большой выбор мясной нарезки, паштет, сыры, салаты, овощи и фрукты. Она обычно имеет небольшой размер, красивый дизайн, удобную конструкцию. А в комнате дополнительно ставят торшеры, стены оснащают бра. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм.
Рокайль является основным элементом орнамента рококо, но не единственным. Замечательным образцом стиля рококо в России являются постройки архитектора А. Ринальди (Китайский дворец, 1762–68 и павильон «Катальная горка», 1762–74, в Ораниенбауме, ныне Ломоносов под Санкт-Петербургом). Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Дюсерсо.
Появляются новые виды и типы мебельных объектов, в т. ч. sans-sousi – без забот). франц. В середине 70-х гг. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп.
На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Отель стал архитектурной нормой эпохи. Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин.
Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Под воздействием зарождающегося классицизма его поздние образцы заметно упрощаются по форме, в которой начинает проявляться «правда конструкции» и по декору. «среднего георгианского стиля» или английского рококо, разновидностью которого является стиль Чиппендейла, когда английская мебель находилась под сильным влиянием Голландии, т. к. Стиль рококо в Российской империи был представлен дворцовыми сооружениями.
Наряду с уже устоявшейся композицией барочного парадного портрета появляются небольшие по формату работы с погрудным изображением портретируемого (М. К. Латур). Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. В нее вкручивают лампочки, по форме напоминающие свечи.
Организация пространства теряла очертания логической ясности и больше не соответствовала правилу подчинения частей целому. Боковые стойки спинки слегка изогнуты, а ее верхняя часть обычно украшается резьбой. Главный парадный зал имел вид галереи, обе продольные стены которой имели громадные окна. Соответствовал общей стилистике того времени и костюм. Налицо повальное увлечение т. н. Отсюда родилось название нового стиля – рококо. Ножки в сечении имеют сложную овальную или трёхгранную форму.
Тонкое удовольствие и любовь для рококо являются главным праздником жизни. Отель Субиз в Париже построен для принца де Субиза в 1705 — 1709 гг. Внутренняя же планировка изменялась.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Термином rococo обозначают стиль в искусстве начала XVIII века. О его зрелых работах можно судить по интерьерам отеля Мезон (приблизительно 1750 г. ).
Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. В этой картине отражена тончайшая палитра чувств, которая прежде всего создана самим цветом.
«елизаветинское рококо». Такие столы в сложенном виде компактно размещались вдоль стены. Продолжают использоваться банкетки (от фр. В английской мебели, в ее формах и орнаментике достаточно удачно сочетаются элементы французского рокайля, готики и китайщины, которые, однако, не нарушают классические пропорции общей композиции мебельного объекта.
Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст». В его духе делались мебель, посуда, драпировка, металлическая утварь. Они могут выполнять и чисто декоративную роль.
Декоративную косметику в то время применяли весьма щедро. Для рококо характерен уход в мир идиллической и иллюзорной театральной игры, гедонистические настроения, пристрастие к чувственно-эротической и идиллически-пасторальной сюжетике. В литературе рококо существует своя система жанров: это не только разнообразные «малые формы» легкой поэзии, но и ироикоминеские поэмы, стихотворные и прозаические волшебные сказки, фантастические и нравоописательные повести, эссе, социально-психологические романы, комедии масок и любовно-психологические комедии. Кстати, благодаря этой моде употребление китового уса возросло настолько, что в 1772 году генеральные штаты Нидерландов выделили 600 тысяч флоринов на развитие фрисландского общества китоловов.
при орнаментации своих произведений. В английском искусстве XVIII в., в т. ч. Ежедневно либо вареники со шпинатом либо ризотто.
В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище. Широкое распространение получают диваны-канапе (от фр.
Причем некоторые из них (Я. Буркхардт) употребляли слово «Рококо» как синоним «барокко». Концепция рококо как единого «стиля эпохи» (Лофер) начинает соперничать с представлением о нем как об одном из художественных направлений 18 столетия (Вайсгербер). Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Мебель эпохи рококо очень изящна.
Они получили название «буль-де-неж», что в переводе с французского означает «комок снега». В мебели широко применяется резьба по дереву и позолота. Такая кушетка получила еще большее распространение в XIX в., в т. ч. В изделиях того времени трудно найти и «правду» конструкции и «правду» назначения.
В искусстве рококо господствует орнаментальный ритм. Например, в начале XVIII в. декоративные столы-консоли явно перегружены резным золочёным орнаментом, состоящим из акантовых листьев, раковин, волют, гирлянд цветов, фруктов, бус и других элементов. по документу из РГИА). В зодчестве проявил себя в основном в области декора и в малых архитектурных формах (например, в садово-парковых павильонах). Лепной растительный орнамент невысокого рельефа как бы растекается по поверхности стен. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Мотивы в восточном вкусе становятся одной из самых характерных особенностей рококо. В середине XVIII в. в России сложился своеобразный художественный стиль, т. н. Основные черты этого стиля – динамичные ассиметричные формы (раковин таких моллюсков, как гребешки), различные завитки (S-и C-образные), натуралистично выполненные побеги цветов и волнообразный растительный орнамент. Портрет и пейзаж – не случайно очень важные в эту эпоху жанры. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Комнату хорошо освещают при помощи большой подвесной люстры на 7 – 12 рожков. Комнаты особняков были значительно меньше, чем в зданиях эпохи барокко. Он кажется плывущим и колеблющимся подобно морским волнам.
Появляется новый мотив гротеска с детскими фигурками и обезьянками. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Например, шезлонг «Дюшес» (от фр. В начальный период мебель была явно перегружена бронзой – бронзовый декор занимал до 50 всей площади деревянных элементов. Естественно, внутри все было еще пышнее, чем снаружи.
Понятно, что не во всякую дверь красавица могла войти, не разворачиваясь боком, но модельеры наконец-то включили инженерную мысль и изобрели складывающиеся фижмы. Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства. На самом деле в первой половине XVIII века не было никакого стиля рококо. Например, т. н.
Используются резьба, золочёная бронза, фарфор, мозаика из камня или различных пород дерева, лаковая живопись и т. д. В стиле рококопоражает острота рисунка, орнаментального убранства и свобода композиционного построения элементов декора интерьера. Цветовая гамма интерьеров в стиле рококо— очень нежная используются пастельные тона: розовый, голубой, светло-зеленый в сочетании с золотом и серебром. Германия испытала весьма сильное влияние французского рокайльного искусства. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). 18в.
Этот дворец получил название Сан-Суси (от фр. Мебель не всегда полностью золотится. Несмотря на то что существование рококо никто под сомнение не ставит, попытки полностью описать сущность этого стиля не увенчались успехом. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Купанье Дианы и т. д.
Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Декоративной накладной бронзы здесь минимальное количество. Южный фасад имеет два сильно выступающих ризалита, которые объединяет стеклянная галерея. По центральному ребру (оси) ножек делаются резные жгутики с выходящими из них листиками.
Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п. создают впечатление целостного ансамбля. Эти комоды не фанеровались, а расписывались цветочным орнаментом (цветами и букетами, а также различными фигурными композициями и пейзажными мотивами по светлому фону). Архитектурные ордеры не встречаются в чистом виде – они видоизменяются и приукрашиваются. Меняются также размеры помещений. «новогреческому стилю», в котором сливались в единое целое французские итальянские и помпейские мотивы.
Все переходы и грани здесь закруглены. И все это – галантные празднества, пастушеские идиллии, мифологические, жанровые, религиозные темы – разыграно, как современная ему пастораль, все выражает откровенно-чувственное наслаждение жизнью, во всем царствует бело-розовая героиня – богиня Флора. Например, постоянно изменяется длина колонн – они то меняют длину и скручиваются. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Жилые комнаты располагались согласно требованиям комфорта вдоль второго фасада, а не сообразно общей идее.
Не случайно термин рококо возводят к слову раковина, рокайль. Исчезли проножки в мебели для сидения и в некоторых типах корпусной мебели. Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715-1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешел в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Рококо быстро распространялся в других странах благодаря французским художникам, работавшим за границей, а также публикациям проектов французских архитекторов. Сияние кожи оттеняли «мушками» – фальшивыми родинками, вырезанными из черного бархата или тафты. странах и отличалось от ямайского цветовыми оттенками и текстурой. В Баварии и Австрии широко использовалась мебель, украшенная резьбой и ярко расписанная.
Обычно поверхность комодов и шкафчиков сплошь окрашивается краской и золотится. Комод рококоимеет, как правило, два выдвижных ящика, а секретер представляет собой комбинацию комода, письменного стола и кабинета с его многочисленными ящичками. Жизнь-удовольствие, такова идея искусства этого периода. Вертикальная центральная планка спинки (splat) сохраняет форму вазы, но становится прорезной, ажурной. Его использовали с негативным оттенком.
В архитектуре французских отелей (Жиль-Мари Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Габриель Жермен Бофран (Germain Boffrand, 1667-1754) и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относительной, строгостью внешнего облика. Термин «рококо» произошел от французско-го слова «рокайль» (буквально — украшение из раковины). Наиболее часто применяемая отделка корпусной мебели выполнялась в технике мозаичного набора (маркетри).
Теперь такие изделия завозятся в большом количестве. Применяется также выжигание по дереву. Форма морской раковины как декоративного элемента существовала и во времена Ренессанса и барокко. Преобладающим типом здания становится не дворец, а особняк-«отель», рассчитанный на одну семью.
Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). Мейссонье, Ф. Кювилье и др. Во втором периоде употребление бронзы резко сократилось. Вместо замка усадебного типа XVII в. пришёл городской частный дом, т. н.
Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Эволюция взглядов на рококо постепенно происходит и в отечественном литературоведении 1970-90-х (А. Д. Михайлов, Д. С. Наливайко, С. Л. Козлов, Н. Т. Пахсарьян). Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года. В стилистическом плане рококо, впитывая в себя традиции барокко и классицизма, «снимает» их противостояние, приглушает контрасты, предпочитает «естественное» смешение полутонов.
Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Стены оформляются деревянными панелями. фон Кнобельсдорфф. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Получает развитие не менее характерный тип т. н. Разумеется представлен сладкий стол, йогурты и сухие смеси.
Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Это небольшой инструмент с негромким и недолгим звуком, который требовал большого количества нот для длительного звучания пьесы.
бержер (от фр. Другие декоративные столы могут ставиться посреди комнаты. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Как и барокко, рококо отличает неумеренная, пышная декоративность.
В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай. Конечно, без таких украшений сложно было представить приличную усадьбу, но, поверьте, не гипсовый декор был главным в это время – гедонистическое время, посвященное «Купидону и Венере». Это было модным в то время, но становится актуальным и сегодня.
Проникнув во Францию, мушки за несколько лет превратились из средства маскировки в молчаливые слова «галантного языка»: пара родинок, наклеенных над верхней губой и на левой груди, сообщали кавалеру, что путь от губ ведет к сердцу, мушка между виском и глазом говорила о страстности своей хозяйки, вырезанная в форме полумесяца обещала вечернее свидание. Главным (как и в любое время) было мировоззрение. Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные.
Первый период, когда Чиппендейл работает в стиле королевы Анны и Георгов. (иллюстрации см. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер.
В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). Стены, украшенные пилястрами и полуколоннами, кажутся почти невесомыми из-за больших окон. Для обивки мебели на мануфактурах Гобеленов, Бовэ и Обюссонов изготавливаются т. н.
Мастерские, в которых работал Д. Рентген, находились в Нейвиде на Рейне и были основаны еще его отцом А. Рентгеном. te, канапе, козетки (диваны, предназначенные для двух сидящих дам), шезлонги, позволяющие принять полулежащее положение (по современной классификации шезлонг относится к виду мебели для лежания). В 1757 г. И. Шувалов открывает в Петербурге Академию художеств, в Москве открывается МГУ, в 1746 г. Д. Виноградов разгадывает секрет фарфора и под Петербургом разворачивается производство фарфоровых изделий на отечественном сырье, в 1752 г. М. Ломоносов получает «привилегию» на открытие фабрики по производству цветного стекла, которое идёт на изготовление мозаик, витражей, посуды, ваз и т. п. Искусство рококо в основном представлено только в деталях.
Экстерьер и интерьеры потсдамского дворца – чистое рококо, правда, на немецкий лад. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Завтрак начинается в 7, очень удобно.
Одновременно в слове «Рококо» фиксировался и более широкий, пренебрежительный смысл: «То, что устарело, вышло из моды в искусстве, литературе, одежде, манерах». Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. Это простое и в то же время элегантное снаружи здание. ниже). Общее впечатление дополняли низкие потолки. При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство.
ниже). Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов им свойственны фривольность игривость и беззаботность. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. Цветовая палитра рокайльных произведений отличалась легкими, светлыми красками. Еще одна особенность заключается в том, что даже в Париже стиль рококо формируется в 1740-х гг. В этот же период понятие рококо начинают применять и к анализу литературных явлений (Ф. Нойберт Э. Хюбенер), однако по аналогии с живописью и архитектурой в рококо выделяют ряд схожих формально-тематических характеристик — орнаментальность изящество, элегантность интимность, эротизм.
Одной из важных черт поэтики рококо становится амбигитивность (двойственность-двусмысленность), пронизывающая все компоненты произведения — от первоначального представления читателю достоверного – недостоверного сюжета, композиционной структуры с открытой или прямо незавершенной развязкой, до художественной интонации, в которой непрестанно смешиваются скептическое и трогательное ирония и меланхолия. На картинах П. Ротари (т. н. Рококо это художественное направление в европейском искусстве и литературе 18 века. Используемый материал, как правило, дуб или бук.
По легенде, придуманы они были в XVII веке герцогиней Ньюкастл, не отличавшейся хорошей кожей. Их столешницы инкрустируются. Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля.
активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Расцвет рококо пришелся на вторую четверть 18в. Крупнейший представитель рококо во Франции— Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа. Они ориентировались на античных певцов наслаждения: Анакреонта и Овидия (как автора «Науки любви» и «Любовных элегий»). франц.
В это время появляются вкладные, обитые тканью или кожей, сиденья.
Живопись была частью оформления интерьера, любимыми темами художников были общество в парке, «галантные празднества» (А. Ватто), пастораль, мифологические сюжеты и различные сценки легкомысленного содержания (Ф. Буше, Ф. Лемуан, Н. Ланкре, Ж. М. Наттье). Жермен в 1756–1759 гг. Его родиной стала Франция. Асимметричный орнамент, обрамлявший зеркала, живописные плафоны на потолках и десюдепорты над дверями, связывал отдельные детали интерьера в единый декоративный ансамбль (дворец Амалиенбург, Германия, 1734–39). Бронзовых украшений делается минимальное количество.
Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). cartel – карта, свиток бумаги). штучные ткани, т. е.
Сложившись в 20-е гг. Пушкин в своем «Арапе Петра Великого». В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). Зеркала часто располагаются в простенках между окон или одно против другого, что даёт множество отражений и виртуально расширяет пространство помещения, а воздушная живопись изображающая пасторальные или любовные сцены, всегда объединена общим декором и подчеркивает связь интерьера с реальной природой.
Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Стилистика рококо весьма нравится Елизавете и потому вновь создаваемые интерьеры и мебель дворцовых помещений имеют обильную и изысканную рокайльную орнаментику. При этом никакого шума не было, отлично высыпались. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое.
по документу из РГИА). В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Этот архитектор увлекался тогда не столько античностью, сколько китайским искусством. Важную роль в меблировке помещений играли тяжёлые шкафы-бюро (секретеры) и столы-бюро. Растрелли (1700–1771 гг. ), при котором сложился весьма изящный и торжественный «растреллиевский стиль», в котором достаточно эклектично соединились элементы стилей Возрождения, барокко и рококо.
Излюбленная форма залов – овал. Бывший монументальный стиль в архитектуре второй половины XVII в. сменился новым стилем. Стоит такой диван-ложе обычно на четырёх, шести или восьми ножках. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. Парадный зал или салон, располагался в центре композиции. В елизаветинском рококо для изготовления мебели дуб уже не применяется.
Мебель подбирают из натурального дерева (липы или ореха), украшенную вьющимися орнаментами цветов и лозы. Скульптура («Амур» Э. М. Фальконе) и живопись эпохи рококо также носят преимущественно декоративный характер. Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ). Во второй половине XVIII в. во Франции подобный мебельный объект появился под названием «меридиенн» (от фр. В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца.
Ширину этих юбок обеспечивали надетые под них фижмы на китовом усе. Рококо в живописи стал более утонченным и интимным аналогом барокко. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера).
-t. Но теперь её форма резко изменилась. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Женщины, жившие в этих домах, не были похожи на пышных красавиц Тициана и Рубенса. Иногда золотились только резные украшения, которые, в отличие от французских образцов, выполнялись на строго определенных местах мебельного объекта. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало.
Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк. Только по едва заметным, как бы разрезающим композицию этого панно швам можно обнаружить границы выдвигаемых ящиков. chinoiserie – китайщина). При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. В этом стиле строили загородные дома представители аристократии и знати.
Влияниерокококоснулось и Италии, где пышность форм и живописный декор мебельных объектов, характерные для стиля барокко, стали весьма типичными и для нового стиля. по документу из РГИА). Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной). Иногда золоченый резной орнамент имеет зеленый или коричневый фон.
Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Распространяясь в зодчестве стран Европы: Германии (Георг Венцеслаус Кнобельсдорф (Knobeisdorff), Иоганн Бальтазар Нёйман (Neumann), отчасти М. Д. Пёппельман), Австрии, Польши, Чехии, стиль рококо часто являлся своеобразным местным вариантом позднего барокко. выполнил знаменитый «Парижский сервиз» из серебрав стиле рококо. Мебель (в основном это были столы-консоли и кресла) расставлялась вдоль стен и была согласована со стилистикой всех остальных элементов интерьера.
В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Ножки мебели выгнуты изящной линией. Наль, другие художники, скульпторы и архитекторы.
Рококо не создало стройной теории, однако принципы поэтики направления вырабатываются не только в процессе художественной практики, но и в некоторых эстетических трактатах и эссе, где на первый план выступают проблемы вкуса, воображения, разрабатывается не категория «прекрасного», а понятия «милого», «хорошенького», «грациозного». Утянутые корсетом «в рюмочку», напудренные до бумажной белизны, которую оттеняли атласные и бархатные «мушки», – они напоминали хрупкие фарфоровые статуэтки. стиль Людовика XV. duchess – герцогиня) – изделие с округлой спинкой или «Дюшес бризе» (duchess-brisee) – шезлонг, состоящий из большого кресла, часто с изголовьем и приставленного к нему табурета или банкетки.
Шили эти орудия добровольной пытки из кожи, замши, атласа, парчи и бархата. Фрагонара). В России такой тип кушетки получил название «рекамье» – по имени известной светской красавицы и хозяйки салона периода наполеоновского ампира. Живопись не несла морали, она была оптимистичной, радостной, светлой, где не было места социальным и политическим проблемам общества. Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. Стремление к камерности сказалось и в жанре портрета.
По заказу императрицы французский ювелир Ф. -Т. Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). Позолота применялась крайне редко. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. «головки») предстают прелестные кокетливые молодые девушки.
В переходный период Регентства после безумств Большого стиля Людовика XIV, скончавшегося в 1715 г. искусство переместилось от дворцовых празднеств Версаля в камерные салоны и гостиные парижской знати. Комнаты образовывали оригинальные асимметрические композиции внутреннего пространства. В планировочных композициях начинает преобладать асимметричность.
Рококо трактуют как результат заката, упадка культуры барокко, его рассматривают то как стилевое выражение Просвещения (Э. Эрматингер), то как стиль, противостоящий Просвещению (В. Клемперер), но в любом случае — как последний большой стиль европейской культуры. Дверные и оконные проемы украшались пышными золочеными резными наличниками. Его центр слегка акцентирован плоским куполом с платформой.
китайщиной – шинуазери (от фр. Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства. В качестве декора используется большое количество зеркал в резных рамах и осветительные приборы: огромные роскошные люстры, бра, подсвечники. Другой, характерной чертой того времени была эротика. Исчезает принцип архитектурного построения корпусной мебели. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия.
Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др.
Исключительно гармоничное живописное оформление помещений, даже несмотря на свою полихромию, создавало ощущение света и безмятежности. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). От Голландии пришла мода на светлое маркетри.
Помимо маркетри в декор иногда вводится инкрустация слоновой костью и перламутром. На карманах— огромные клапаны. Этот стиль наиболее полно выразил обер-архитектор елизаветинского двора В. В. ниже). Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере.
К примеру, белое с оттенком слоновой кости панно обрамлялось позолоченной лепниной. Для стиля Людовика XV характерно появление около 1725 г. уже выше упоминавшегося кресла «бержер», представлявшего собой низкое, глубокое и широкое кресло с мягкой подушкой на сиденье и округлой спинкой, которая, плавно изгибаясь, переходит в локотники. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Высший расцвет этого искусства уже в стиле рококо мы находим у Н. Пино, Ж. -О.
Этот стиль в Англии, как своеобразную версию английского барокко, называют стилем королевы Анны (1702-1714 гг. ) и Георга I (1714-1727 гг. ), ко времени правления которого относят также появление первых черт раннего английского рококо и, одновременно, становление первой фазы общего георгианского стиля (по имени королей Георгов I, II и III) английского искусства на протяжении всего XVIII в. Тем не менее, влияние на стиль английской мебели таких стран как Голландия, Франция, Китай, Италия остается в это время все еще сильным. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Он вводит в набор розовое и фиалковое дерево, амарант.
Основным здесь является не «что» выражено художником, а «как» он это сделал. Дворянство проводило время в развлечениях. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства.
Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». – рококо в его французском варианте, т. е. Новые веяния проникли в Академию. Всё резное подстолье вызолочено по дереву. Изобразительное искусство рококо отличает асиммет-рия композиции, демонстративное легкомыслие изящество, легкие светлые краски и светские, преимущественно любовные, сюжеты. фр.
«Играя» частностями, литература рококо обращает внимание современников нате «ограничения, сомнения, беспокойства», которые таились внутри просветительской мысли, на ту непрочность, неуловимость, двойственность человеческой природы, от которой просвещенному разуму трудно и просто нельзя отмахнуться. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Проножки, как правило, продолжают делаться. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Изначально этот термин относился лишь к маленькой части стиля, а именно к украшению фонтанов и модных тогда садовых гротов «диким» камнем и «рокайлями» – раковинами (настоящими, каменными, а чаще – гипсовыми).
Барокко стремится потрясти, рококо — развлечь. На данный момент, термином «рококо» принято называть определенное направление в искусстве первой половины ХV века. Чисто, уборка качественная. Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Вся орнаментика отличается легкостью, тонкостью изяществом. Резьба делается теперь менее рельефной.
В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. Влияние французского и итальянского искусства на русское искусство начало усиливаться еще в годы правления Анны Иоанновны, но при Елизавете Петровне (1741–1761 гг. ) это влияние стало весьма заметным. Резные панели на стенах, белые, голубые и нежно-розовые шпалеры, светлый камень отделки дают впечатление лёгкости изысканности интерьера.
Рококоявляется одним из самых формальных стилей. Рококо стремится к интерференции с другими художественными направлениями своей эпохи (классицизмом — Ф. Д. Честерфилд, Поуп, Вольтер сентиментализмом — Л. Стерн, О. Голдсмит, Ф. Г. Клопшток). Но если формы барокко пластичны, то в рококо они измельчены. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. В эпоху рококоэстетизируются не цели, а средства искусства.
Мужская одежда высшего света не отставала от женской. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Но круг писателей, составляющих собственно литературу рококо, также довольно широк: Ф. Хагедорн, И. В. Глейм, И. П. Уц, И. Н. Гётц (Германия) А. Р. Лесаж, П. К. Мариво, А. Прево, Ж. Б. Л. Грессе, К. П. Кребийон, Э. Д. Парни (Франция) У. Конгрив, Г. Прайор, Г. Филдинг (Англия), П. Ролли, К. Фругони, П. Метастазио (Италия).
Новый материал диктовал и новые приёмы его обработки. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Оргии Пале-Рояля не были тайною для Парижа: пример был заразителен. Наиболее изящное решение имеет овальный в плане зал отеля.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Грани корпуса комода, его стенки имеют изгиб и в вертикальном и в горизонтальном направлении и как бы набухают и вздуваются к центру и низу изделия (в России такие комоды называли «пузатыми»). Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своём дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. Дело в том, что крой тогдашних туфель с «французским» каблуком- рюмочкой действительно зрительно уменьшал ступню. Каждый из них отделан с изыском на свой лад, свою тему. Центром дворца выступает «Большой салон» или Зеркальный зал. С помощью чередования окон, зеркал и дверей, посредством игры естественного и отраженного света достигается ощущение, что границы зала исчезают, вы оказываетесь как бы в открытом павильоне с высоким небесным сводом в виде купола.
Простенки решаются в виде панно, которые замыкаются рельефными орнаментальными рамами. Передняя (фасадная) стенка комода воспринимается как своеобразное мозаичное панно. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Отделка предметов достигает высочайшего уровня.
Грани корпусов шкафов-бюро делаются изогнутыми, особенно в их нижней части, ребра обычно срезаны под углом 45, что определяет положение искривленных (или в форме львиных лап) ножек, а для придания большей выразительности и динамики общей форме делаются искривленные карнизы и рамы филёнок. Такая концепция рококо надолго затормозила его исследование в отечественном литературоведении. Плавный переход сглаживает острые линии. Крупнейшим представителем рококо конца 18в. Но это не означало, что склонность к роскоши прошла – она лишь приняла новую форму.
Красота новой древесины и её высокая стоимость привели к тому, что из неё стали изготавливать фанеру и покрывать ею плоскости шкафов, комодов, столов и др. Архитектура утрачивает стремление к единству экстерьера и интерьера. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Можно сказать, чтов елизаветинском рококов экстерьере зданий и сооружений (особенно в дворцовых постройках) хорошо просматриваются элементы Возрождения и барокко, что напоминает стиль Людовика XIV, а в интерьерах, мебели, произведениях декоративно-прикладного искусства и др. Королевская резиденция в Сан-Суси отлично демонстрирует характерные черты немецкого понимания рококо.
Мебель эпохи рококо очень изящна. Ходить в таких туфельках было неудобно и утомительно – но красиво. Главными представителями этого круга были Франческо Гварди (1712—1793 Большой канал близ Сан-Джеремия, Старая пинакотека, Мюнхен), Пьетро Лонги (1720-1785 Крестьянские сцены, КаРедзонико, Венеция Сцены из домашней жизни, ок, 1780, Пинакотека Кверини Стам палия, Венеция) Розальба Каррьера (1675—1757), широко использовавшая пастель и акварель. Из золоченой бронзы выполняют лишь ручки выдвижных ящиков комодов и уключины (замочные скважины). Скульптура и живопись изящны, декоративны, но неглубоки. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). В России рококо часто плодотворно взаимодействовало с барокко или классицизмом, проявившись главным образом в отделке дворцовых интерьеров, созданных Б. Ф. Растрелли, лепном декоре зданий Растрелли, С. И. Чевакинского и др., а также в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство).
На рубеже 19-20 веков, вместе с барокко, рококо уже прочно входит в искусствоведческие исследования (К. Гурлитт, О. Шмарзов). Другой, характерной чертой того времени, была эротика.
король Вильям III (предшественник королевы Анны), голландец по происхождению, покровительствовал своим соотечественникам. Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Ножки мебели выгнуты изящной линией. Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. Экзотические узоры в «китайском стиле» были важными элементами рококо, зачастую сочетаясь с чисто европейским растительным орнаментом. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
От китайской мебели заимствуются угловатые сухие контуры, решетчатые панно, ажурные резные перекладины изогнутые ножки с утолщением вверху и внизу, где их нижний конец выполняется в виде птичьей лапы, зажавшей шар (уже известный ранее англичанам мотив декорирования опорных частей мебели по голландским образцам).
Работая в конце 50-х–начале 60-х гг. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Известным мастером по технике деревянной инкрустации в Италии был П. Паффети (1700–1777 гг. ). Писатели рококо открывают в человеке естественную тягу к наслаждению, снисходительно относятся к его слабостям, стремятся ставить и разрешать не «вечные» метафизические вопросы, но анализировать и отражать нравы и психологию современного общества, демонстрировать двойственность человеческой природы, ее естественно-скандальные аспекты, выражать компромиссное общественное сознание. Такие утонченные салоны и будуары, например, отелей, создавали фантастический фон для быта и частной жизни сливок аристократического общества.
Архитектура этого стиля не знает классических колон и капителей. Под него надевали камзол. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. В общую композицию включены женские головки и целые деревянные резные скульптуры. Скульптура и живопись изящны и декоративны.
Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Особенно популярны были в Европе фарфоровые статуэтки Мейсенской мануфактуры (Германия). Женственность чувствовалась совершенно во всем. диваны-маркизы, которые еще назывались confidents или t. te-.
Завершаются такие шкафы фигурным карнизом или разорванным фронтоном. Однако игривая «мимолетность», шутливость, легкость рококо совсем не поверхностно легкомысленны. Русской мебели этого периода сохранилось весьма незначительное количество. Пожалуй, этот новый идеал был своеобразным ответом на последние годы Людовика XIV. Завтрак понравился своим разнообразием и вкусом. Роль динамичных криволинейных форм, значимых уже в барокко усиливается. Столешницы делались мраморными или расписывались, как и корпус комода, «под мрамор». Характеризуется тенденцией к отказу от архитектонической формы с вуалированием ее прихотливой и легкой «игрой» стукковой лепнины, золоченых карнизов, фестонов, причудливо переплетающихся волют.
Но наибольшую популярность в середине XVIII в. имели высокохудожественные лаки братьев Мартэн, которые практически освоили изготовление китайских лаков. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. canape). Кроме фарфора— в моде серебро. Рококо понимает и воплощает себя и действительность, которую оно отражает, как виртуозную и грациозную игру.
Начиная с 1780-х гг. Спинка имеет прямоугольную форму со скруглёнными углами и выпукло-вогнутыми сторонами. Слово рококо употреблялось в профессиональном жаргоне художников еще в конце эпохи Просвещения, хотя чаще современники использовали для обозначения рокайльной манеры выражения «современный вкус», «живописный жанр». С ними хорошо гармонировали глянцевые коричневые тона дерева твердых пород.
Стены разделены на расположенные в несколько рядов панно. отель. Вся поверхность шкафа украшается маркетри.
Овальный зал, находящийся в самом центре резиденции, покрыт крытым куполом. Колорит помещению придают такие осветительные приборы, как подсвечники. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. В стиле Людовика XV, помимо резьбы (в незначительном количестве), маркетри и инкрустации, китайских лаков и бронзовых накладок, широкое распространение получило сплошное окрашивание каркаса и других деревянных элементов мебельного объекта белой, жёлтой, розовой, голубой или светло-зелёной красками. Контуры изделия выпрямляются, ножки делаются прямыми и гладкими, а самым характерным элементом украшения остается трельяж (Chinese strapwork). Впервые термин «Рококо» появился в дополнительном томе «Академического словаря французского языка» 1835, где за ним закреплялось значение: «разновидность орнамента, стиля, рисунка, характерная для художественной школы периода правления Людовика XV и начала правления Людовика XVI».
Ножки теперь выполняются более изогнутыми в форме кабриолей. Верхняя лобовая часть обычно украшалась резьбой, часто в виде веерообразной раковины. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIXв. Используются пастельные тона: розовый, голубой, светло-зеленый в сочетании с золотом и серебром. В цветовой гамме интерьера рококо преобладают нежные, пастельные тона.
Музей изобразительных искусств им. В круг литературных жанров рококо попадают «легкая поэзия» анакреонтического толка, гривуазные новеллы, фривольно-эротические романы (Хюбенер). То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг.
Комод рококо, также как и мебель для сидения, стоит на кабриолях, внутренние ребра которых плавно переходят в волнистые линии, очерчивающие нижние кромки боковых, задней и фасадной стенок, а внешнее ребро, украшенное обычно накладной золоченой бронзой, – в боковые ребра корпуса комода. В России изысканным стилем рококо написана поэма И. Ф. Богдановича «Душенька» (1778). Каблуки обуви знатных дам (высотой «в четыре пальца») нередко обтягивали красной кожей.
Слово «рококо» сочетает французское слово «рокайль» (ракушка, декоративная раковина, дробленый камень) и «барокко» — итальянский стиль искусства, предшествующий рассматриваемому периоду. Архитектура стремится стать лёгкой игривой, красочной, приветливой. «осколки раковины». XVIII в., рококо достигло своего расцвета в 30–50 гг.
Архитекторы стремились создать уют, вот таким образом спальни имели небольшие размеры. Ведущим декоратором того времени был Ж. -О. Делаются также высокие стоячие напольные часы, которые становятся в это время особенно модными у англичан.
Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение. Не избежала этой участи и Россия. Опорные части стульев, кресел и комодов повторяют птичью лапу с шаром и имеют утолщение в верхней (лобовой) части, которая украшается рельефной резьбой. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. К началу XVIII в. английская мебель имеет уже свои собственные стилевые черты, которые отличают ее от французской или голландской мебели. Название стиля переводится с французского языка, как «узор из дробленых камней и ракушек».
А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина». В стиле Р. оформлены художником буквицы к этому словарю. Жили в пасхальную неделю и было приятно увидеть на столе кулич и крашеные яйца.
Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. В качестве мебельного декора применяются специальные накладки с узорами и резьбой, покрытые бронзовой краской. Термин «рококо» происходит от французского «rocaille», что означает декоративные раковины и камни, которыми было принято украшать искусственные гроты. Франция по праву считается родиной рококо.
Ведь декольте теперь позволяет видеть нижнюю рубашку, а нижняя юбка становится видна при ходьбе. Из горячего, помимо традиционного омлета или яичницы, присутствуют и сосиски и каша. Несмотря на широту своих влияний, оно лишь в нескольких странах приобрело значение действительно ведущего стиля. Особое декорирование и небольшие размеры создают особый уют и камерную атмосферу. Женщины, как и мужчины, начинают носить чулки, как и мужчины – белые, но иногда и пёстрые.
Но стиль рококо в них легко угадывается по характерной мебели на гнутых ножках, китайскому фарфору и пышным шторам с ламбрекенами. Парикмахерское искусство отзывалось на любое событие столь чутко, что в 1774 году некий иностранец писал: «Ежедневные новости можно узнать, рассматривая головки женщин». Северный фасад акцентирован граненым выступом с небольшими ризалитами на краях.
В это время он уже делает мебель в классическом стиле. Но такие мебельные объекты весьма редки. Племянник короля, ставший впоследствии императором Фридрихом II (1740–1786 гг. ) имея определенные познания азов искусства и увлекавшийся музыкой, философией и архитектурой, приказал построить в Потсдаме загородный дворец на манер версальского. Такой декор характеризуется лёгкостью изяществом и тонкостью прорисовки.
В простенках между окнами вешались высокие зеркала-трюмо, которые также имели роскошные золоченые резные рамы. Интерьеры комнат отелей этого периода поражают невероятной роскошью. Оппенор и А. Ватто.
Но даже пакетик чая и сахар были платные, что нас очень удивило- 80 крон, вода- 130 крон. Мебель перегружена орнаментальной резьбой, её ножки чрезмерно изогнуты. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
Стиль рококо – это скорее оформление интерьеров, чем архитектурных зданий. Это был период, который предшествовал развитию стиля Георга II (1727-1760 гг. ), т. н.
желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям» (цит. Фон обычно делался приглушенным (цвета морской волны, серый, светло-желтый, лиловый, розовый) и оттенялся более интенсивным цветом лепнины и резьбы. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. В интерьере отеля особенно интересен Овальный салон («салон Принцессы»), созданный в стиле рококо архитектором, скульптором и декоратором Жерменом Боффраном (1667—1754).
К числу прозаических жанров рококо принадлежали повести, новеллы, сказки.
Скрытие залы, китайские дома, уединенные гроты. В отличие от жизнестроительного пафоса просветительской литературы, ставящей перед человеком задачи самовоспитания, совершенствования себя и мира, литература рококо утверждает естественное несовершенство человека, стремится выявить в нем нюансы «игры тщеславия и достоинства» (Гатцфельд), представить добродетель и идеальность чувств как «труднодостижимые цели» (А. Зимек). Стены оформляются деревянными панелями. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие).
Предметная культура временирококоне придерживалась «правды» материала. Основоположником этого жанра в XVI в. во Франции был Ж. -А. В салонах чаще всего исполнялись томные или игривые любовные песни, а также популярные арии из опер Рамо, Кампра и Люлли в переложении для клавесина или маленького камерного ансамбля. Такой фон иногда выполнялся «под мрамор», а конструктивные элементы корпуса комода, в т. ч. А. С. Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые – все это темы любви.
До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. Видным художником является Пьетро Лонги. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии).
серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Мебель для сидения, которая делалась из массива красного дерева и не фанеровалась, украшалась резьбой. Яркие насыщенные цветовые тона предыдущего стиля сменяются на тона пастельные: розовые, светло-голубые, оливковые, палевые, зелёные и, обязательно, в сочетании с белым цветом и позолотой. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Продолговатое одноэтажное здание, с характерными большими окнами имеет искусную балюстраду, расположенную по длине карниза. Их место занимают рельефные окантовки с различными переплетениями и гротесками. В искусстве господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм.
Расписывались и стеновые деревянные обшивки (панели). Иногда, правда, птичья лапа заменялась на львиную или же вместо нее делался наплыв.
Конструктивное строение мебели теперь тщательно маскируется, а стыки форм скрываются за орнаментальным декором. Уникальными предметами, появившимися в эпоху рококо считают секретер, шкаф для важных бумаг (кантоньерку). Термин рококо в переводе с французского означает «раковина, завиток, рокайль». Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом.
Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюде-порты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). по проекту Пьера Алексиса Деламера (1675—1745). За свое долгое правление Король Солнце сменил множество фавориток – от бывшей одной из первых юной и стыдливой мадмуазель де Лавальер (из-за которой Дюма уморил сына Атоса) до царившей в его жизни последние 30 лет сурово-высоконравственной госпожи Ментенон, при которой Версаль «стал так уныл, что даже кальвинисты завыли бы от тоски». Трансфер из аэропорта (ночной рейс) стоил нам 30 евро, доехали по пустым дорогам за 25 минут. Красивая текстура дерева (рисунок его «струй»), эффект шелковистой полированной поверхности, цвет, прочность изделия, выполненного из этого материала, вызвали всеобщее восхищение. Иногда занимательные эффекты перемещались прямо в музыкальную сферу, пародируя или изображая коллегу-композитора или передразнивая некоторые профессиональные привычки самих музыкантов.
Большой популярностью пользуется пришедший из Франции тип мебели, который получил в России название пузатого комода, украшенный набором из розового дерева и стоящий на высоких изогнутых ножках-кабриолях. Уделялось внимание и удобствам. Падуга делалась и в эпоху Людовика XIV и часто декорировалась круглой скульптурой. На смену замкам 17 века пришли городские дома с зелеными садами.
Стиль рококов мебели складывался постепенно. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Теперь нижнюю юбку украшают, как и верхнюю, – кружевами, воланами, лентами. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли.
Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар). Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. Никогда еще мебель не была так сходна с посудой, а посуда – с мебелью. В формировании стиля рококо большую роль сыграли художник А. Пэни и, как водится, фаворитка Фридриха II «германская Дюбарри» – Вильгельмина фон Лихтенау.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. На следующем этапе Чиппендейл переходит на красное или лимонное дерево. Известный мебельщик французского рококо Ш. Крессан, прославившийся ещё в период регентства, был к тому же потомственным скульптором (эта профессия перешла к нему от отца). Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму.
Затянутая в корсет, одетая в юбку (кринолин) больших размеров, с обилием отделки, кружев, светская дама должна была походить на фарфоровую статуэтку. Знаменитое бюро-цилиндр, которое начал делать Ж. -Ф. Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку.
В мебели для сидения стиля королевы Анны сквозные рамы высоких спинок получают изогнутые очертания, а центральная вертикальная планка (splat) идущая от обвязки сидения до верха спинки, плавно переходит в ее боковые стойки. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Мейссонье. Идеология стиля, его основные принципы заключаются в создании карнавала, мира будуара.
Развития направления позволило пересмотреть идейную наполненность картин. Вся композиция комода построена на полном отрицании прямой линии или плоскости за исключением прямой плоскости верхней доски, которая делается обычно из мрамора, а ее края имеют волнообразный контур. В России рококо проявилось в декоре барочных зданий (ар-хитекторы Б. Растрелли, Ухтомский, Чевакинский). К 40-м гг. декоративных, глубокое кресло, т. н. Рококо оценивается как придворно-аристократическое искусство, как попытка «уходящего» с исторической сцены сословия забыться в забавах и наслаждениях. и в России.