Создавая фреску Отделение Света от Тьмы, Микеланджело хотел, чтобы от нее исходила мощная энергия. Что касается фрески Отделение Света от Тьмы, то, по замыслу Микеланджело, от нее должна была исходить энергия, поистине непередаваемой силы. Во фреске «Отделение света от тьмы» Микеланджело наделяет Бога Саваофа, борющегося с хаосом, собственной творческой страстью.
Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. Их задача – не отвлекать от рассказа о деяниях человека, его характере и страстях, а служить лишь фоном. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах.
Искусствовед В. Н. Микеланджело мог познакомиться с техникой фрески в мастерской Гирландайо, где он обучался около 1487—1488 годов. Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии. Не сразу охватишь взглядом этих бесчисленных персонажей, так и кажется, что во фреске все в движении. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения.
Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. Они оба за стенами неизвестного города и похоже, что грядет гроза. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. И только в тех случаях, когда это необходимо.
Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54.
Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. И взгляд его невольно задержится на одной из самых выразительных фресок — «Сотворении Адама». Очень скоро мелодия «Гимн грешника» появились в Интернете. Он создает на своде свою собственную нарисованную архитектуру: мощные столбы как бы поддерживают карниз и арки, «переброшенные» через пространство капеллы.
При всей неясности отдельных сюжетных мотивов и нерасшифрованности возможных символических сопоставлений подлинная основа содержания росписи абсолютно очевидна — она с исключительной яркостью выражена не только в сюжетных композициях, но и в «бессюжетных» образах и даже в фигурах имеющих чисто декоративное назначение, — это апофеоз творческой мощи человека, прославление его телесной и духовной красоты. Выбранные для сюжетных фресок эпизоды первых дней творения в высшей степени благоприятны для выражения этой идеи. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). Галерея Уффици. В фреске «Сотворение солнца и луны и сотворение животных и растений» фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе) и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым). В люнетах размещены предки Иисуса: согласно Евангелию от Матфея в генеалогии Христа насчитывается сорок поколений.
Но там, где он повествует, он относится к идее уважительно. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45.
До настоящего времени сохранились грубо заделанные штукатуркой и незакрашенные отверстия у основания люнетов, в которых были крепления балок. Для мастера это было единственным средством выразительности. Во фресках «Сотворение Солнца и Луны» и «Отделение света от тьмы» летящий в космическом пространстве Саваоф, представленный в облике старца титанической мощи, в бурном порыве, как бы в экстазе творческой энергии, одним движением широко распростертых рук творит светила и разделяет пространства. Картина выглядит очень просто, но за несколько веков она успела обрасти загадками и тайнами.
Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Никто из художников прежде не достигал подобного эмоционального накала. Каждая его картина выглядит как игра на внимательность к деталям. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18.
Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. IX, ст. На ней отчетливо видно, как в последний момент, т. е.
Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом.
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. В 1546 Микеланджело был назначен главным архитектором собора св. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась.
Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Вынужденная защищаться, Флоренция начала строить форты и башни, для возведения которых Микеланджело рисует планы. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию.
По свидетельству Париса де Грассиса, между 14 и 15 августа 1511 года, в праздник Успения Девы Марии, которой посвящена часовня, папа пришёл в капеллу, посмотреть роспись свода26. Микеланджело успел при жизни закончить восточную часть собора и тамбур огромного (42 м в диаметре) купола, возведенного после его смерти Джакомо делла Порта.
Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам.
Безукоризненное структурное единство достигнуто благодаря иллюзионистской архитектуре, чётко выверенным, с подчёркнутым ритмом, положением в пространстве персонажей, прежде всего тех, что не вовлечены в повествовательные сцены: Ignudi и пророков и сивилл39. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. Молодой человек, стоящий справа, был описан как солдат, пастух, цыган или молодой аристократ. Прожил до 18 февраля 1564 года. Возрождение. Эта изображенная Микеланджело «архитектура» организует роспись, отделяет одну композицию от другой.
Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Микеланджело добился особого эффекта: взгляд Господа, по крайней мере, в сцене «Сотворение светил и планет», всегда устремлен на зрителя, в какую бы сторону он ни перемещался.
Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. На картине в кафе изображено как раз двенадцать человек — ровно столько, сколько апостолов было у Иисуса. Диаметр 120 см.
Микеланджело был не только лучшим художником своего времени, но и величайшим гением всех времен. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Эта титаническая работа заняла четыре года. «Встречаясь с Микеланджело, папа напоминал ему часто: «Не сделать ли капеллу красками и золотом побогаче, ведь она бедновата», – рассказывает Вазари.
В левом глазу есть еще несколько символов, но они не так заметны, как другие. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19.
Он проходил обучение сначала под руководством Доменико Гирландайо известного двумя большими фресковыми циклами в капелле Сассетти и капелле Торнабуони, работавшего также и в Сикстинской капелле. Под микроскопом можно увидеть буквы LV в правом глазу Моны Лизы. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». Искусство Микеланджело необычайно сложно и многопланово. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются.
В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Чем внимательнее вглядываешься в общую композицию фрески, тем настойчивее рождается ощущение, будто перед тобой огромное вращающееся колесо фортуны, вовлекающее в свой стремительный бег все новые и новые человеческие жизни, ни одна из которых не может избегнуть фатума. Именно так должны вы именоваться ибо при жизни своей смогли вы у источника столь светлого прояснить омраченный свет очей и увидеть простым все трудное благодаря художнику столь дивному и необычному. Мнения исследователей относительно того, кого представляет женская фигура в свите Творца, расходятся. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы.
Снизу их не видно из-за выступов карниза. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные.
Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. О блаженные мастера искусства. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. И для того были веские причины.
Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Если сыграть их справа налево (а именно так писал да Винчи), комбинация нот трансформируется в композицию продолжительностью 40 секунд, которая звучит как реквием. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников.
Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. Все вокруг, кажется, молчит в ожидании предстоящего шторма. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Микеланджело очень противился этому заказу, но, в конце концов, подчинился требованию папы. Однако американские нейрохирурги считают, что художник оставил в своих фресках Сикстинской капеллы настоящие анатомические зарисовки: мозг человека и мозговой ствол изображены на шее бога с фрески «Отделение Света от Тьмы». На что Микеланджело отвечал попросту: «Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство». Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека.
В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Флоренция. Похоже, Микеланджело был очарован человеческим мозгом.
Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. И микеланджеловский Бог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Эти сцены окружают изображения пророков и сивилл — предсказателей будущего.
На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения народа Израиля. Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Микеланджело исполнил для нее сотни рисунков, многие из которых сами по себе шедевры. И как повествование первых глав книги Бытия – это, в сущности, рассказ о главнейших моментах, открытых Богом в особом видении (visio), так и образы Микеланджело – это идеальное воплощение этих «видений». Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»).
Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Не отказывается он от участия и в самой войне. Только в июне 1511 года папа возвратился в Рим и заставил демонтировать настилы, чтобы увидеть результат11.
Вот таким образом искажены гримасами их лица, вот таким образом так безнадежны все их, даже самые энергичные, движения, напряженные и конвульсивные». «Сотворение Адама» – одна из самых известных и реплицированных картин в мире.
В таком теле ее и изобразил Микеланджело. Поначалу его принимаешь за отступающего демона тьмы, однако подразумевается здесь «Сотворение растений». После длительной работы в таких условиях Микеланджело долгое время мог читать только держа текст высоко над головой. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Разъярённый художник покинул Рим и лишь после многократных призывов Юлия встретился с папой и просил у него прощения.
Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). Сообщения Кондиви и Вазари о плесени, появившейся на готовых фресках, подтвердились во время последней реставрации свода10.
Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания.
Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон.
Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Куски хлеба, разбросанные на столе, в сочетании с руками апостолов могут являться нотами. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки.
Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Люди их поступки и дела их мысли и страсти — вот что было главным в картине.
Папа же, прежде всего соблюдая интересы своей семьи, срочно примирился с испанцами и подошел к Флоренции, осада которой длилась 11 месяцев. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Петра, строительство которого было начато Браманте, успевшим возвести к моменту смерти (1514) четыре гигантских столба и арки средокрестия, а также частично один из нефов. Неизвестно, какой общей идейной программой граничит содержание композиций, расположенных посредине свода до сих пор убедительно не объяснено, почему Микеланджело ориентировал эти композиции таким образом, что осмотр их должен начинаться с «Опьянения Ноя», а завершаться «Отделением света от тьмы», то есть в порядке, обратном последовательности событий в Библии темным остается смысл сцен и образов в композициях распалубок и люнетов.
Помимо этого очевидного мифического объяснения и представления «Весеннего времени», существует много интерпретаций сцены изображенной на картине. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл.
Автор прославленной фрески всегда ощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись – не мое ремесло». Женщина, сидящая напротив него, – цыганка или проститутка.
Босх был мастером гротеска. История создания росписей. Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере).
Высота капеллы— 20 метров. На одной из крыш есть аист, который, по мнению некоторых ученых, является символом любви родителей к своим детям. На обратной стороне картины есть число 149 и еще одна цифра, которая была стерта. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4. В случае последнего изображения (рис. 37), где Бог Отец перекатывается с боку на бок среди хаоса клубящихся облаков (традиционное название «Отделение света от тьмы» здесь, понятно, неприложимо), мы уже не в состоянии следить за художником с полной концентрацией, однако именно эта фреска дает наилучшее представление о поразительной технике Микеланджело. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.
Продвигаясь к задней стене капеллы, зритель будет читать историю в обратном порядке, постепенно приближаясь к ее счастливым дням. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры.
По углам Сикстинских сводов было еще четыре сферических треугольника, где изображена и «Юдифь», передающая рабыне голову Олоферна. В 1508 году, несмотря на сильное сопротивление противников и соперников Микеланджело, могущественный папа Юлий II призвал Микеланджело из Флоренции в Рим, чтобы тот расписал плафон (потолок) Сикстинской капеллы в Ватикане. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10.
Он включает перестроенный по проекту Микеланджело средневековый дворец Сенаторов (ратушу), увенчанный башенкой и два величественных дворца Консерваторов с одинаковыми фасадами, объединенными мощным ритмом пилястров. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Ван Гог был сыном протестантского священника и сам был очень религиозным человеком.
Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1.
В XV веке в Италии и во Флоренции в частности, где было сильно увлечение классической литературой и учениями Платона, Сократа, сочетание античной философии и христианских доктрин было популярной идеей. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. В древнегреческой и еврейской мифологии молния на небе является символом Бога. В этой картине Леонардо зашифровал музыку.
Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». м. Четыре года изнурительного труда – это борьбы с собственным плохим здоровьем, с гнетом финансовых трудностей, с церковными проблемами, это недостаточное знание техники фресковой живописи (в какой-то момент фрески стали покрываться плесень и это приводило художника в отчаяние), это, наконец, назойливая нетерпеливость и вздорность папы. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Большие паруса поддерживают свод.
Решения художественных задач, найденные Микеланджело при работе над циклом, получили дальнейшее развитие в произведениях других мастеров изобразительного искусства: иллюзорная архитектура, анатомически верное изображение человеческого тела, перспективное построение пространства, динамика движений, ясный и сильный колорит. Италия. Еще секунда их пальцы соприкоснутся и Адам начнет жить. Возблагодарим же за это небо и стремитесь подражать Микеланджело во всем».
Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Новым папой был избран представитель рода Медичи — Климент VII. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы.
По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. В «Сотворении Адама» всего две основные фигуры: лежащего на земле Адама и стремительно летящего к нему бога. Иероним Босх – один из самых загадочных и необъяснимых феноменов мировой живописи.
В изображениях предков Христа на люнетах нет следов использования подготовительного картона: контуры рисунка художник наносил кистью непосредственно на интонако24. Но, кроме того, ему удалось скрыть несколько анатомических элементов в его картинах.
Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Пророк, не подчинившийся Богу, был проглочен китом и провёл в его чреве три дня и три ночи в молитвах, после же освобождения, выполнил волю Господа, призвав к покаянию жителей Ниневии. В «Буре» Джорджоне мы видим фигуры мужчины и женщины с ребенком. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года.
По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Дерево, масло. Стены часовни разделены на три горизонтальных уровня, в верхнем ряду с каждой стороны располагается шесть окон. IV). Это отлично проявляется в его скульптурах.
Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. уже при письме красками, он оставляет бегло процарапанные линии графьи и творит нечто совсем другое.
В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61.
Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Неслучайно его статуя «Давид», находящаяся сейчас в музее Академии изящных искусств во Флоренции, считается идеалом человеческого тела – пропорции лица по ней изучают в художественных школах.
Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Так Микеланджело изображает момент творения. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10.
Все промежутки между этими столбами и арками заняты изображениями человеческих фигур. Эти девять сцен предстают как символические образы, причем не в узком понимании символики в смысле наличия некоего скрытого (зашифрованного) содержания, а как соотносимое по масштабу с библейским рассказом визуальное воплощение Божественного акта. Общий замысел сикстинского плафона во многих отношениях остается неясным. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь.
Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Каждый из эпизодов центральной части плафона – это акт мировой и человеческой драмы. Лицо Творца обращено уже к новым задачам.