В своем труде «О Граде Божьем» Аврелий Августин указывает на то, что сивилла из Эритреи предсказала пришествие Христа: «Звуки суднои трубы раздадутся и лик земли потом покроется. В росписях Сикстинской капеллы ландшафт интерьеры, одежда, предметы присутствуют минимально, лишь там, где без них нельзя обойтись они обобщены, не детализированы и не отвлекают от повествования о человеческих деяниях, характерах, страстях. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Рельеф Микеланджело «Битва кентавров» создан в то время, когда он был ещё юношей, связанный с Академией Медичи.
В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. IV). В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. 1490-1492.
Фигура Евы изображена в соответствии с красотой того времени, когда была написана фреска.
По всей видимости именно у Микеланджело украли потом этот ход киношники. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года.
На центральном поясе свода представлены в хронологическом порядке от алтаря ко входу в капеллу девять эпизодов из Книги Бытия: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растительного мира», «Отделение суши от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из Рая», «Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Опьянение Ноя». Фоном происходящего является слияние серо-голубой дали моря с такого же цвета небом. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере). В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Хотя, кончено, в XVI веке этот сюжетный ход нес в себе другие коннотации.
Теменная доля разделяется на cuneus и язычковые извилины. В этой фигуре прекраснейшим образом показана старость». В 1488 году, в возрасте тринадцати лет, Микеланджело отдали на обучение Гирландайо. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти.
Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Весь ее облик символизирует чувственность женщины, ценящейся во все времена. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Март.
В тот период, у него была самая большая мастерская во Флоренции. Впредь подобные фигуры повторялись в неисчислимых декоративных работах, в станковой живописи, фреске или даже скульптуре».
Предположение того же Тольная, что Микеланджело сначала выполнил фрески потолка, а потом, в течение последнего года, люнетов и парусов, для чего пришлось монтировать специальные леса, в настоящее время кажется неправдоподобным23. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию. Положение это возникает из сочетания непростых обстоятельств. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград.
Глубокие тени зрительно придают ее фигуре объемную выпуклость, рельефность. Отец назвал его Микеланджело: долго не размышляя, а по внушению свыше, хотел этим показать, что существо это было небесным и божественным в большей степени, чем это бывает у смертных, как это и подтвердилось позднее. Живую форму ребёнка позже адаптировал Рафаэль в картине «Мадонна Бриджуотер». Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Адам настолько устал, что может показаться, что он умер.
Его биограф Паоло Джовио рассказывает: «По натуре он был настолько грубым и неотёсанным, а его внутренние привычки — невероятно убогими, что лишили последующего поколения учеников, которые, возможно, последовали бы за ним». Рассматривать роспись свода Сикстинской капеллы следует как одно единое целое. Мёртвые восставшие из могил, будут отправлены либо в Рай или в Ад. Папа был доволен. Все указывает на то, что Микеланджело принял поручение не так уж неохотно8 и позволяет предположить, что этот заказ папы он рассматривал как средство доказать своё мастерство9. Материнское начало Бога передано через красное покрывало, которое ассоциируется у меня с материнским лоном, с материнской вселенной, маткой, в которой зарождается множество будущих жизней, потенциальных человеческих «Я».
В это время Микеланджело учился трудным рельефам, которые высекал Якопо делла Кверча вокруг главного входа Базилики Сан-Петронио, включая фреску «Сотворение Евы», композиция возродившуюся на потолке Сикстинской капеллы. Фигуры в люнетах по всей видимости изображение семей, но семей разделённых, как в буквальном смысле — табличками с именами предков Иисуса, так и в переносном, представляя собой весь спектр человеческих эмоций. «Скованный раб» — одна из более поздних статуй для гробницы папы Юлия. В «Распятии Петра» солдаты занятые своей обязанностью рыть яму и поднимать крест, в то время как на них смотрят люди и обсуждают происходящее.
Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Записи бесед Виттории и Микеланджело, сильно обработанные, сохранились в посмертно опубликованных записях португальского художника Франческо дОлланда.
(Сегодня, Капрезе известна как Капрезе-Микеланджело) На протяжении нескольких поколений его семьи были мелкими банкирами. Эдемский Сад, в котором все происходит, уныл и пуст. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов. Рисунок в натуральную величину Микеланджело выполнял заранее на картоне, а потом переносил его на подготовленный слой штукатурки используя технику «припороха».
Микеланджело представляет ее очень робкой и беспомощной. Отреставрированные фрески были освящены папой римским Иоанном Павлом II 8 апреля 1994 года во время торжественной службы. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Микеланджело не мог иметь единомышленников, так как от природы был отшельником и меланхоличной личностью, «bizzarro e fantastico», человек, который «уходил от компании мужчин».
Микеланджело именовал их как «ignudi». Вот таким образом он на время отказался от предшествующих замыслов.
Да поможет мне Бог». В часовне также находится Мадонна Медичи созданная Микеланджело. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело.
В то время, Флоренция была крупнейшим центром искусства и учения в Италии. Фрески, завершающие цикл исполнены без особой детализации, более обобщённо, но не менее эффектно. На последней панели, представлено «Отделение света от тьмы». По незаконченному «Матфею» видно, что в фигуре апостола Микеланджело стремился нарастить внутреннее и внешнее движение, так чего же следовало ждать, когда он воспроизводил образы провидцев. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года.
Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Ими были семь пророков Израиля и пять сивилл, прорицательниц античного мира. Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (6 марта 1475–18 февраля 1564), широко известен как Микеланджело – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер эпохи Высокого Возрождения, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело.
Как архитектор, он положил начало маньеризма в Библиотеке Лауренциана. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Например, Иона, часто изображаемый со своим атрибутом— большой рыбой, — обыкновенно ассоциировался со страданиями Иисуса и призывом мира к покаянию2.
Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Купол, завершенный только после его смерти, Банистер Флетчер назвал «величайшим творением эпохи Возрождения». Ее сложнейшая поза одновременно отражает два действия, как пишет Вазари, «одновременно и встать и захлопнуть книгу: вещь труднейшая, чтобы не сказать невозможная, для любого (художника), кроме ее создателя».
Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Охваченный потрясением от явленного ему, Иона словно откидывается назад, свешивая ноги над головами зрителей и, запрокидывая голову, обращает свой взор на сцену «Отделения света от тьмы», символически соединяя тем самым Ветхий и Новый Заветы.
Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45.
Микеланджело принял вызов. Многочисленные фигуры обрамляют сцены из Книги Бытия. Давид, 1501 – 1504. Обеими фресками восхищаются и сохранены их копии.
Микеланджело родился 6 марта 1475 в Капрезе, в Тоскане. Вазари кратко сформулировал современное мнение: «Безусловное чудо, что бесформенный кусок камня превратился в совершенство, которое природа вряд ли способен воссоздать во плоти». Он как-то сказал своему ученику, Асканьо Кондиви: «Однако, богатый я, возможно, был, я всегда жил как бедный человек». Вот, грядет с неба Царь и навеки Его будет царствие, в коем, в плоти явившись, судить будет мир этот горестный».
Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. И посему, так как он распорядился, чтобы фасад Сан Лоренцо во Флоренции, церкви, выстроенной семейством Медичи, был поручен Микеланджело, это обстоятельство и стало причиной того, что работа над гробницей Юлия осталась незаконченной. Считается, что иконографические образы античных предсказательниц художник почерпнул в труде Филиппо Барбьери (Filippo Barbieri, «Discordantiae sanctorum doctorum Hieronymi et Augustini», 1481), в котором теолог доминиканец XV века описывает сивилл их внешний вид, возраст, манеру одеваться и сопровождает описание известными пророчествами. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета.
Микеланджело, который неохотно взялся за эту работу, убедил Папу дать ему свободу действий. Его руки беспомощно положены на растущий рядом пень. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Сами же фрески поражали людей еще до того, как были завершены.
Как считал Лео Штейнберг, внизу слева в тени изображены Люцифер и Вельзевул, которые отказывались признать, что Адам был венцом творения Создателя. По сторонам от основного цикла, а также над входом в капеллу и над алтарем изображены двенадцать пророков и сивилл, предсказавших приход Спасителя. Не говоря уже о стрессах. В конце 1494 года политическая ситуация во Флоренции стала спокойнее.
Кроме того, необходимо было сконструировать особые строительные леса. Но Микеланджело справился со всем. Эритрейская сивилла, пророчица II тысячелетия до н. э. из малоазийской Эритреи, как отмечал христианский писатель IV века Лактанций, пророчествовала о едином Боге: «Только один есть Бог, Высочайший и все сотворивший: небо, яркое солнце, луну и горящие звезды и плодородные земли и воды глубокого моря Чтите только Его, единого мира Владыку, Он лишь Сущий от века и впредь и вовеки пребудет». Все это – расплата за шедевр. ботинках». Его авторству приписывается «Книга пророка Даниила».
На двух фресках капеллы Паолина, «Распятие Петра» и «Распятие Павла», Микеланджело использовал различные группы фигур, чтобы передать сложное повествование. Вот таким образом Кумская жрица медленно старела, пока не превратилась в высохшую старуху. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. И тогда, подобно окружающим нас пылким серафимам, мы, полные божеством, станем тем, кто нас создал». Откровенно гомоэротичный характер поэзии стал источником дискомфорта для последующих поколений.
Завершение этой работы заняло около четырёх лет (1508–1512). Цикл начинается с первого дня Создания: Бог создает свет и отделяет свет от темноты. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Скульптор Лоренцо Гиберти трудился пятьдесят лет для создания бронзовых дверей Баптистерия, которые Микеланджело описал как «Врата рая».
6. В настоящее время свод потолка производит впечатление грандиозного архитектурного сооружения, богатый декор которого не подавляет, а создаёт впечатление направленности ввысь. Под наслоениями, удалённым реставраторами, делавшими живопись почти монохромной, открылись истинные краски Микеланджело66.
Кажется, даже ангелы удивлены, насколько прекрасным создал его Бог. (Дан. Роспись Микеланджело не походит ни на одну плафонную роспись из тех, что были выполнены в конце XV— начале XVI веков итальянскими художниками. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания.
В начале 1504 года Леонардо да Винчи поручили изобразить «Битва при Ангиари» между силами Флоренции и Милане в 1434 году в зале заседаний совета в Палаццо Веккьо. У иконографии росписи были различные интерпретации в прошлом, некоторые положения которых подвергают сомнению современные исследователи. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. В то же время работа очень отличается от работы Микеланджело по характеру.
Пророки и сивиллы Микеланджело — шедевр из шедевров изобразительного искусства. Никаких других персонажей на картине нет. Плюс артрит, сколиоз и инфекция ушей.
Снизу их не видно из-за выступов карниза. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета.
Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. В том же году, Медичи изгнали из Флоренции в результате восстания Савонаролы.
Республика изменялась после падения антиренессансного священника и правителя Флоренции Джироламо Савонаролы (казнён в 1498 г. ) и восхождения гонфалоньера Пьеро Содерини. За полгода во Флоренции, Микеланджело работал над двумя статуями, «Молодого Иоанна Крестителя» и «Спящего Амура». Правая рука Бога, протянутая к Адаму, почти касается его пальцев.
Потолок Сикстинской капеллы был расписан между 1508 и 1512 годами. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Начальный этап художник проделал с привлечением помощников, так, сцену Всемирного потопа писали в том числе Джулиано Буджардани и Франческо Граначчи. Исайя, «сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путти, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального». Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу.
1515. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Лоренцо «Великолепного» и его брата Джулиано похоронили недалеко от них. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом.
Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. выдать как античную работу и. продать гораздо дороже». Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов.
Моисей. Микеланджело порвал с традицией он начал наносить рисунок непосредственно на интонако.
Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Микеланджело вернулся во Флоренцию, но не получив заказа от нового правительства города под управлением Савонаролы. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески.
К моменту завершения скульптуры Микеланджело было 24 года. Однако результаты проведённых над фресками работ были восприняты неоднозначно: их критики утверждают, что Микеланджело прорабатывал детали росписи и тени по сухому и эта часть авторского письма была безвозвратно удалена вместе с грязью67. А другой — протирает себе глаза, как символ пробуждения души, озаренной светом знания. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора. Микеланджело.
По определению Э. Кон-Винера, Микеланджело решительно отходит от плоскостного изображения, создавая ощущение трёхмерного пространства, порывает со статичностью, присущей раннему Ренессансу, заставляя своих героев свободно двигаться в нём. Петра а так как доставку следовало оплатить, Микеланджело отправился, как обычно, к папе но так как в тот день Его Святейшество был занят важными делами, относившимися к событиям в Болонье, он воротился домой и расплатился за мрамор собственными деньгами, полагая, что Его Святейшество тотчас же даст на этот счет распоряжение. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева.
Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. Пророческий экстаз Ионы — апофеоз нарастающей по мере приближения к алтарю динамики и усиливающегося напряжения в образах провозвестников Христа. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира.
Работать приходилось на грани физических возможностей. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Создатель изображён дважды. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества.
Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника. Но, несмотря на просьбы и на письмо, в котором ему было приказано под страхом немилости возвратиться в Рим, он ничего не хотел и слышать.
В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы.
В люнетах размещены предки Иисуса: согласно Евангелию от Матфея в генеалогии Христа насчитывается сорок поколений. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Такой комплекс беспорядочных фигур редкость для флорентийского искусства, где его, как правило, можно найти только в изображениях, показывающих либо «Избиение младенцев» или «Муки ада». «Мадонна Брюгге», во время её создания, в отличие от других таких статуй, которые показывают Деву Марию, с гордостью представляет своего сына.
Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Кондиви описывал, что он был безразличен к пище и напитку, ел «больше из потребности, чем для удовольствия» и что он «часто спал в одежде. «Мадонна Дони» изображающая Святое семейство имеет элементы всех трёх предыдущих работ: фриз с фигурами на заднем плане имеет вид барельефа, в то время как круглая форма и динамичность фигур напоминают «Тондо Таддеи». Фреска изображает Второе пришествие Христа и его суд над душами.
Известно, что Микеланджело не удовлетворился первоначальным «бедным» замыслом и добился от папы возможности расширить иконографию по собственному желанию, выбрав рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея). Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. На самом деле, мы не знаем истинного колористического решения фресок Сикстинской капеллы. После завершения капеллы он с охотой взялся за гробницу, чтобы без стольких помех довести ее на этот раз до конца, но всегда получал от нее впоследствии больше неприятностей и затруднений, чем от чего-либо другого, но всю свою жизнь и на долгое время прослыл, так или иначе, неблагодарным по отношению к тому папе, который так ему покровительствовал и благоволил. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой.
Цикл завершают четыре сцены спасения в угловых распалубках свода, каждая иллюстрирует драматическую библейскую историю: Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Медный змий, Наказание Амана. События следующего, второго дня, — отделение суши от вод, в нарушение хронологии вошли в третью сцену. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. IX, ст. Рубенс написал копию работы Леонардо, а Бастиано да Сангалло – работы Микеланджело.
Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Дар долгой жизни не предусматривал вечной молодости. Синьория (городской совет), торговые гильдии, богатые покровители, такие как Медичи и их банковские партнеры оказывали поддержку искусству. Судьба художника Тоскана. «Восставший раб» — одна из двух более ранних статуй такого рода для гробницы папы Юлия, которую скульптор довёл до почти законченного состояния.
Хотя в конце XVI века гравюра изображает купол в разрезе как полусферический, модель купола Микеланджело отчасти овальной формы и является окончательным вариантом, поскольку его завершил Джакомо делла Порта, сделав лучше. Когда Папа спросил: почему. В 1795 году из-за взрыва арсенала в замке Святого Ангела обвалилась часть панели Потоп, она так и осталась невосстановленной. Я ему ответил, что Апостолы и сами были людьми небогатыми.
Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. И я только бесплодно теряю время. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд».
В качестве модели для «Сотворения», Микеланджело изобразил себя в процессе росписи потолка. Он вернулся к работе у Медичи. Из других статуй, предназначенных для гробницы, две известны как «Умирающий раб» и «Скованный раб», находятся сейчас в Лувре. « мастерство это поднялось еще выше и показало себя куда более великим в пяти сивиллах и семи пророках, написанных здесь с высотой каждой фигуры в пять локтей и более, во всех разнообразных их позах, в красоте тканей и разнообразии одежд, как и вообще в чудесных выдумках и рассудительности художника, почему они кажутся божественными всякому, кто различает страсти, которыми охвачены каждая из них». Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи. Это утверждение остаётся недоказанным, однако, сам Микеланджело верил в него.
Верхняя часть тела повернута в сторону и наклонена вперед, а перекрывающая фигуру рука означает дополнительное сопротивление, которое необходимо преодолеть поворачивающейся голове. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным». Позже написать «Битву при Кашине» доверили Микеланджело. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года.
В данной точке сосредоточен весь внутренний пафос изображения, вся его динамика. Там-то ребенок узнал, что такое глина, как с ней работать. Важнейшим элементом композиций являются свитки и книги. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33.
Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. И так 17 февраля 1563 года, по флорентийскому исчислению (что по римскому было бы в 1564 году), Микеланджело ушел из жизни. Некоторые фигуры на рельеф переданы достаточно смело. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.
И теперь Бог спокойно и твердо говорит с ней. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд». В личной жизни, Микеланджело был воздержан. Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе возле провинции Ареццо, регионе Тоскана. Изображение имеет необычайно сложный рельеф которым, показывает большое количество фигур, участвующих в энергичной борьбе. Пророк Иеремия, предвидевший падение Иерусалима, является изображением самого художника. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58.
Это могло произойти благодаря удачному совпадению двух обстоятельств: во-первых, умения художника создать для жителей коммуны символ ее наиболее высоких политических идеалов и, во-вторых, способности сообщества горожан понять мощь этого символа. Однако художника все время не покидало ощущение, что он занимается не своим делом.
Незадолго до своей смерти в 1534 году папа Климент VII заказал Микеланджело нарисовать фреску «Страшный суд» на стене алтаря Сикстинской капеллы. И для того были веские причины.
Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Несмотря на невысокое мнения о живописи, Микеланджело также написал две наиболее влиятельных работы в стиле «фреска» в истории западного искусства: сцену из Генезиса на потолке и Страшный суд на стене алтаря в Сикстинской капелле в Риме. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. В 1546 году Микеланджело назначили архитектором собора Святого Петра в Риме. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека».
Другие архитектурные работы включали: церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини, часовня Сфорца (капелла Сфорца) в церкви Санта-Мария-Маджоре и Порта Пиа. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38.
В январе 1524 года в письме к Джованни Франческо Фаттуччи художник вспоминал: «Как только я начал работу, мне сразу показалось, что все получится слишком заурядным. Они не просто сидят: они живут, думают, двигаются, волнуются, переживают, страдают.
Большие паруса поддерживают свод. Со времен античности на Западе не воздвигалось ничего подобного для отдельного человека. Некоторые из фресок, как, например выжившая «Ливийской Сивиллы», демонстрируют внимательность художника к деталям, таким, как руки и ноги. На самом деле он крепко спит, прислонившись к скале.
Будучи провозвестниками Христа, пророки и сивиллы провозглашают христианство. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса.
В угловых распалубках — драматические библейские истории «Юдифь и Олоферн», «Давид и Голиаф», «Медный змий», «Наказание Амана». В ноябре 1497 года французский посол Святого Престола кардинал Жан Билэр де Лагрола поручил ему высечь «Пьету», скульптура показывает Деву Марию, оплакивающую тело Иисуса.
Видя, что Его Святейшество упорствует, Микеланджело решил, наконец, за это взяться.
Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа.
Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Они поддерживаются двадцатью обнажёнными юношами, Ignudi, которые сидят на постаментах, опираясь на ложный карниз. В семье обедневшего флорентийского дворянина родился очередной ребенок. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Он был сыном мелкого чиновника.
Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Договор согласовали в августе следующего года. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа.
Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн.
Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом. Два из наиболее известных своих творений «Пьета» и «Давид», Микеланджело создал, прежде чем ему исполнилось тридцать. Он еще не умел писать и читать, а уже вовсю орудовал резцом. Детство его прошло частью во Флоренции, частью в сельской местности, в родовой усадьбе. Согласно Кондиви, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для которого Микеланджело работал над скульптурой святого Иоанна Крестителя, попросил Микеланджело «исправить её таким образом, чтобы выглядело, будто она была погребена» следовательно, он сможет «отправить её в Рим. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной.
На протяжении понтификата Льва Х политические превратности не оставляли Микеланджело. Нижний ярус представляет собой картину Конца времен: вестники Апокалипсиса трубят о Страшном суде, согрешившие спускаются в ад, а праведники восходят на небо. Ок. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 г., когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около 29 лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей. В картине подчёркиваются крутящие движения присутствующее в «Мадонне Брюгге».
Моста, луковичные вверх расширение спинного мозга, отмечается. Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. Большие паруса поддерживают свод.
Впоследствии их место заняли пророки и сивиллы. Сам Адам – потрясающей красоты идеального сложения юноша. Её должны были разместить снаружи Кафедрального собора Флоренции. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. В «Страшном суде» у Микеланджело была возможность, в беспрецедентном масштабе изобразить фигуры, которые в действии также стремятся ввысь или падают и их стаскивают. Костюмы вообще идеальны.
Микеланджело выбрал момент, когда Бог протягивает руку Адаму, передавая ему жизнь.
Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Его преемник, Павел III сыграл важную роль вначале и завершении проекта художником. Сюжет «И создал Бог человека по образу и подобию своему». 5. Обоих Лоренцо и Микеланджело обманул посредник с реальной стоимостью работы.
Автор прославленной фрески всегда ощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись – не мое ремесло». Микеланджело начал роспись потолка 10 мая 1508 года. «В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения Тогда он записал этот сон изложив сущность». Прекрасная Ева только что была создана из ребра Адама. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам.
На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения. Что ставит «Дельфийскую сивиллу» (рис. 38) выше всех фигур кватроченто. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы (Sistine Chapel).
Семья Буанарроти утверждала, что происходят от графини Матильды ди Каносса. Среди самых знаменитых фресок на потолке – «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание Адама и Евы», «Потоп», «Пророк Иеремия» и «Кумская сивилла». В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Для «Страшного суда» Микеланджело черпал вдохновение из фрески Мелоццо да Форли в церкви Санти-Апостоли в Риме.
Микеланджело трудился над фреской с 1534 года до октября 1541 года. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески.
Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. Ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции. То папа уедет воевать и забудет оплатить материалы, то после долгого простоя начнет форсировать сроки, то заявит, что надо добавить синего и золотого (а то бедновато смотрится).
Напротив Персидской сивиллы — пророк Даниил. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Ни одна из работ не была закончена и обе потеряны, когда зал заседаний восстановили. Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон.
Почти все изображенные типы слабо индивидуализированы. «Сотворение Адама» – часть композиции на потолке Сикстинской капеллы. Непосредственно перед гипофиза является сечение зрительного перекреста.
Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Микеланджело приступил к росписи начиная с более поздних сцен повествования. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. Фигура передаётся в контексте с увиденным на фреске «Отделение света от тьмы». Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. 1.
Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны.
Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене. В общем, что и говорить – церковь непростой заказчик.
Он закончил и мраморного Моисея высотой в пять локтей (235 см. ) и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью.
Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Микеланджело был убеждён в том, чтобы взять на себя проект.
Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Микеланджело какое-то время работал над скульптурой Бертольдо ди Джованни. Сохранились от первоначального проекта два подготовительных рисунка: один, с изображением фрагментов фигур апостолов, в настоящее время находится в Британском музее, другой2829, с декоративными композициями для ниш— в Детройтском институте искусств. Она знаменует собой единение Ветхого и Нового Заветов: Бог посылает человечеству Спасителя, приход которого предсказан библейскими пророками. Она прекрасна в своей скромности и женственности. Мраморный барельеф. До сегодняшнего дня в базилике не хватает фасада.
Отреставрированные фрески были освящены папой римским Иоанном Павлом II 8 апреля 1994 года во время торжественной службы. Их отражение видят, например, в фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31.
Сивиллы — пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Центральный пояс свода включает девять эпизодов из Книги Бытия от истории о сотворении мира до опьянения Ноя. И микеланджеловский Бог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной.
Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Через плечо Бога смотрит ангел изумленный красотой человека. Однако подготовительный картон художник использовал не всегда. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18.
Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Он покинул безопасный двор Медичи и вернулся в дом своего отца. Указанные сцены чередуются с меньшими по размеру панно: Отделение света от тьмы, Отделение суши от вод, Сотворение Евы, Жертвоприношение Ноя и Опьянение Ноя. Прежде всего он заботился о своем отце и четырех братьях. Я сказал Папе, что, если я изображу одних Апостолов, впечатление будет бедным.
Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днем, временем и сезонами года. Эпизоды и персонажи Ветхого Завета обычно символически связывались с жизнью Иисуса или важнейшими таинствами христианства: крещением, евхаристией. Он спроектировал как интерьер самой библиотеки, так и её вестибюль.
Основное пророчество Ионы — гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1499 году.
Появляется здесь, правда, однажды и абсолютно равнодушный мотив снятия книги с полки, где весь интерес сосредоточен на телесном движении. Другие художники, такие как Понтормо, привлекали скрученные фигуры «Страшного суда» и фресок капеллы Паолина. Потолок Сикстинской капеллы — работа беспрецедентного величия, как по своим архитектоническим формам, которым подражали многие художники по росписи потолка в стиле барокко, так и по богатству его изобретательности в изучении фигур. В фреске «Сотворение солнца и луны и сотворение животных и растений» фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе) и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым). В так называемом «Умирающем рабе», Микеланджело вновь использовал фигуру с выраженным контрапостом, предложив специфическую позу человека, в этом случае просыпающегося ото сна. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества.
Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Цикл фресок должен был иконографически расширить тему, заданную росписями, рассказывающими об истории Моисея и Христа, выполненными художниками в конце XV века и представить историю человечества эпохи «ante legem» («до Закона»), то есть до того, как Моисею на горе Синай были даны Богом «Десять заповедей».
В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания. На втором плане один путто разжигает лампаду, как символ предсказания.
Согласно замыслу художника, на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), а сам потолок изображает начало истории человечества — Книгу Бытия. С завершением Давида пришёл другой заказ. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология.
В это время Микеланджело высекал рельефы «Мадонны у лестницы» (1490—1492) и «Битву кентавров» (1491—1492). Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Плавный полет творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами.
Младенец Христа, которого сдерживает рука его матери, уже готов выйти в мир.
Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Почему. В восьми треугольных пазухах свода — жанровые сценки с участием библейских персонажей. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли.
По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера». Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета. На табличках внизу под тронами, которые поддерживают путти, указаны их имена. Скульптуру «Бахуса» Микеланджело заказали с указанием специфической темы, молодой бог вина.
Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Вот таким образом присутствие персонажей языческого мира в Сикстинской капелле вполне закономерно.
Вскоре её стали рассматривать как один из великих шедевров скульптуры в мире, «раскрытие всех возможностей и силы искусства скульптуры». В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Картины включали детали местности и группы фигур, «Опьянение Ноя» было первым в этой группе.
Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство» художника. Только в июне 1511 года папа возвратился в Рим и заставил демонтировать настилы, чтобы увидеть также полученный результат. Фиг. 9 нижней поверхности головного мозга.
Теперь она находится в базилике святого Петра. Для Флорентийской республики, провозглашенной теперь уже в последний раз, Микеланджело, выступая в роли начальника укреплений, поспешил выполнить именно планы новых укреплений, но предательство и политические интриги способствовали возвращению Медичи и его проекты остались на бумаге. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Высота капеллы— 20 метров.
Его правая рука, дарующая жизнь неодушевленной материи, вытянута.
Так одним предложением можно описать фреску. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном.
Первоначальный проект росписи предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем.
Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. По сторонам от центральной части потолка под нарисованным карнизом размещены гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл, восседающих на тронах. Лицо дано в наиболее простом ракурсе, абсолютно без наклона, в полный фас. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Эта динамика запоздала, чтобы найти её главное выражение в центрично спланированном соборе Святого Петра, с его гигантским ордером, слегка волнистым карнизом и восходящим вверх остроконечным куполом. Мать Микеланджело — Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. В роли помощников для небольших сцен, художник нарисовал двадцать юношей.
Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. (Флоренция, Музей Буонарроти. )В 1488 году отец отдал тринадцатилетнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии.
Библиотеку открыли в 1571 году, а вестибюль оставался неполным до 1904 года. В последующие месяцы он вырезал полихромное деревянное «Распятие» (1493), в качестве подарка настоятелю флорентийской церкви Санто-Спирито, который позволил ему некоторое время исследовать анатомию на трупах в больнице церкви. Необыкновенно экспрессивный образ.
20 января 1494 г., после обильных снегопадов, наследник Лоренцо, Пьеро де Медичи, заказал снежную статую и Микеланджело снова вошёл во двор Медичи. Он сам выбрал материалы, сам спроектировал леса. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры.
Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Мелоццо изображал фигуры с разных сторон, словно они плывут в Небесах и их видят снизу. Папа Юлий пожелал видеть роспись с гротесками, которые вошли в моду после обнаружения на Эсквилинском холме древнеримских гротов27. В связи с возросшим интересом к наследию языческого Классического мира, когда ученые обращались от изучения латинских трудов средневековых отцов церкви к трудам античных авторов, присутствие в Сикстинской капелле персонажей языческого мира вполне закономерно55.
Борозда cinguli простирается вдоль бедра ангела перед Богом, через плечиБога и внизу левуй руки Бога лоб Евы. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Он находится как бы в предвкушении того, когда люди станут возделывать его. Их толковали по-разному, как ангелов, муз или просто как художественное оформление. «Тондо Таддеи» 1502 года показывает младенца Христа, который испугался снегиря, символа распятия.
Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Виргилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса. Эта фреска самая широкая в манере изображения и была написана за один день.
Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок.
Сегодня она находится в Лувре. В ангеле Микеланджело всё динамично.
За плечами Бога есть и Ева, которая пока в замыслах, но уже скоро составит компанию первому человеку. Из четырнадцати люнетов, два, что, вероятно, были созданы в самом начале, с семьями Елеазара и Матфана и Иакова и Иосифа являются наиболее детально проработанными. Вероятнее всего, он сотрудничал с богословами папского двора и следовал их указаниям.
В работах известных под общим названием «Рабы», каждая показывает фигуру, отчаянно пытающуюся освободиться из уз скалы, в которой застрял. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества, через историю Ноя. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. В свое время она получила от Аполлона в дар способность видеть будущее. Однако, это, возможно, не объясняет размещения его изображение на самом почётном месте— над алтарём.
В процессе росписи потолка, Микеланджело исследовал различные тела. Внимание приковано к пальцам, которые вот-вот соединятся. Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии». Например, Микеланджело отдали на воспитание простым людям в деревню.
И в этом трудность этой работы и к тому же это не моя профессия. Тогда Папа позволил мне действовать по моему усмотрению». Энергичное движение Создателя, окружённого свитой, подчёркнуто необыкновенно гармоничной позой первого человека на Земле. Тревога и волнение отразились на его лице. Последняя основана на теме предложенной Полицианом и заказана Лоренцо де Медичи. Главная героиня фрески – первая женщина на Земле, созданная из ребра Адама. С большим мастерством вводит он декоративный мотив дубовых листьев (символический намек на род делла Ровере, переводится с итальянского как дуб из этого рода происходил папа Юлий II), сплетенных в гирлянды и украшающих щиты юношей, рог изобилия с дубовыми листьями и желудями держит в руках юноша, расположив его у бедра Адама.
Микеланджело создавал конструкцию часовни Медичи по собственному усмотрению. Такой ее и изобразил Микеланджело. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи.
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. По бесконечному космическому пространству летит Бог-отец, окруженный ангелами. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Высота капеллы— 20 метров. Одно из центральных изображений, «Сотворение Адама» — одна из самых известных и наиболее воспроизведённых работ в истории искусства.
В это время Микеланджело работал над рядом архитектурных проектов. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам.
Он одновременно утверждает реальную архитектуру и дает ее рельефное истолкование и расширяет ее и ограничивает». Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4.
Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Отправляясь от Библейского текста художник дает ему абсолютно новое претворение. Работа продолжалась до 1512 года при минимальном участии помощников. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново. Ствол, направлен в сторону первой женщины, прекраснейшей Евы. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века.
Сохранился замечательный эскиз к росписи, выполненный сангиной, запечатлевший отдельные моменты поиска художником наилучшего способа передачи движения (1512, Метрополитен-музеи, Нью-Иорк). Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых), несколько меньше, чем в центральной секции.
Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»). Гете в 1787 году.
.