В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. В мире Шагала люди запросто летают и оказываются в сверхфантастических ситуациях. В земном космосе художника привычное сдвигается и переворачивается с ног на голову, низ и верх, близкое и далекое меняются местами, «образ входит в образ и предмет сечет предмет» (слова Пастернака). С осени 1915 года и по ноябрь 1917 год Шагал с семьей жил в Петрограде, служил в одном из военных ведомств. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа».
Летом 1914года художник приезжает в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Несомненно, есть что-то общее между творчеством Шагала и творчеством всяких художников — демониаков средневековья, часть которых упражнялась в украшении священнейших соборов всякой скульптурной чертовщиной, другая окружала миниатюры молитвенников самыми безрассудными и столь ехидными гримасами. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Последняя была организована совместно сГётте-Центром. Всего к 1931 году для «Басен» были сделаны около 100 эскизов.
Это и Витебск и Париж одновременно. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Следующим их совместным проектом стала иллюстрированная Библия. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом. Как решить задачу, я не знаю. Как пишет А. Шапиро в книге «100 великих евреев», до Шагала не было великих еврейских художников по причине строжайших религиозных запретов: «Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками. В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости. Там он стал слушателем занятий, проходивших в академиях искусств.
Люди в панике. То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни. Как-то раз вернувшись из командировки Шагал с удивлением обнаружил на родной школе вывеску «Супрематическая академия».
Правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея. В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. Шагала называют «мифотворцем» и в этом есть доля истины, хотя сам художник категорически не соглашался с подобными определениями. Через год после знакомства Белла и Марк стали женихом и невестой.
Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. В 1921году художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.
Эту картину очень ценит папа Римский Франциск. «Всё покрылось тьмой». К этому моменту были готовы 66 эскизов. Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут. В 1910 году по завершении курса Шагалу благодаря стипендии, полученной от Максима Винавера, удалось поехать в Париж – один из центров живописи. Наряду с другими авангардистами – кубистами, экспрессионистами, примитивистами и многими другими – он был отнесён к так называемым «дегенеративным» художникам.
Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови. Между ней и Шагалом завязался роман. Вишистское правительство постановило, что «Моисей Шагал, художник, российский еврей, получивший французское гражданство в 1937 году интереса для французской нации не представляет».
Эти его летающие образы влюбленных людей, кажется, неоставляют равнодушным никого. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Наиболее близкими стилями были футуризм, кубизм и некоторые иные прогрессивные направления. Большие, выпуклые, чёрные. В 1921 году театр Грановского открывается спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Свадьба казалась для всех делом решенным, но состоялась она лишь спустя четыре года.
В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Согласно другой версии, они познакомились, когда Ида искала для него переводчика с английского (художник в самом деле плохо говорил по-английски). Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. В июле 1973 года в Ницце открывается музей «Библейское послание», разместившийся в задуманном Шагалом здании, украшенном его работами. – в самый турбулентный и насыщенный период в жизни художника. Покинув Витебск, Шагал навсегда унес этот мир с собой.
А. С. Пушкина свои работы. Чтят память о великом художнике и на его родине. Летом 1945 Ида наняла для отца сиделку. На бледном лице сияют глаза. В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.
Марка Шагала часто называют нарушителем гравитации. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги— отец швырнул их под стол.
Затем Шагал с Волларом приступили к созданию иллюстрированной Библии. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос. Можешь не рассчитывать». Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года.
Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Но неизменно утверждал: «Если бы я не был евреем, я не был бы художником или был бы совсем другим художником». Директор Нью-Йоркского музея современного искусства Альфред Барр поспешно внёс Шагала в список ценнейших деятелей, которых необходимо эвакуировать. Марк Шагал жилдоконца жизни нафранцузской Ривьере. (Кстати, серии масштабных панно художника для Еврейского театра интерьер которого в его оформлении современники окрестили «коробочкой Шагала», на выставке в Ливерпуле отведен целый зал. ) Это были годы, когда формировались основные художественные принципы творчества Шагала, складывались его видение и образный строй.
К первой годовщине Великой Октябрьской Революции ему поручили украсить город. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу. Цвет у Шагала всегда живет по своим законам.
Он очень естественно изображал фантастические вещи. Он оказался в ловушке. вот таким образом эскизы были выполнены в черно-белом цвете.
Часто он писал автопортреты, несколько раз участвовал в парижских художественных салонах. Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения.
Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала. Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. С тех пор ее образ стал часто появляться в творчестве художника: «Вокруг нее» (1945), «Свадебные свечи» (1945), «Ноктюрн» (1947). В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов.
Им больше никто не нужен. Она смотрит— о, её глаза. Это мои глаза, моя душа. Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. Марк Шагал — библейский художник даже не потому, что часто обращался к сюжетам Священного Писания, а так как сохранил его дух в своих произведениях — дух славословия и молитвы, дух созерцания и хвалы, дух притч и псалмов.
Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми. -1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994). Иисус показан как символ страданий всего человечества. Однако самый смысл представленного символа мне непонятен. Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости.
Стихия нетронула лишь несколько домов, втом числе итот, где родился Шагал. Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. В том же году он создал несколько мозаик и витражей для католического храма в Меце, а затем и для синагоги при медицинском центре в Иерусалиме.
В 1910 году с благословления и на деньги патрона Шагал поехал в Париж. Но настоящим достижением стало открытие Школы искусств. В том же году, благодаря члену Думы государственной М. Винаверу, купившему у него картины и назначившему ему денежное содержание на период обучения, Шагал уехал в Париж.
Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). В правом нижнем углу нарисована фигура, которую можно увидеть на нескольких работах Шагала. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. В том же году некоторые его работы были продемонстрированы на организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство» – он оказался в компании таких выдающихся живописцев, как Отто Дикс, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Оскар Кокошка. Он делал зарисовки в реалистичном стиле, например «Раввин из Витебска» (1914). В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы».
Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года. Воллар сразу предложил Шагалу работать над иллюстрациями к французскому изданию «Мертвых душ» Гоголя. Ранние петербургские произведения Шагала темны по колориту и мрачны по настроению. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида.
Онмного путешествует иищет свой стиль вживописи. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине. И я не щадил ни себя, ни других. Шагал их решал поэтически, а иногда просто фантастически.
«Любовь имеет цвет и свет, а не фабулу», – считал художник. С 1950-х гг.
В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. В 1958 году художник был приглашен для оформления постановки балета М. Равеля «Дафнис и Хлоя».
Эти строки поэт Блэз Сандрар посвятил своему другу, Марку Шагалу. Однако художник всегда оставался вне каких бы то ни было «измов», предпочитая идти собственным путем. В это время в семье Шагалов рождается первенец – Моисей. Список насчитывал порядка двух тысяч выдающихся деятелей. Годы в Санкт-Петербурге он впоследствии назовёт потерянными. Учился в Петербурге у Л. С. Бакста и др.
Ползал и подбирал. Входил вгруппу молодых художников Ослиный хвост. Его освещает яркий луч света. Внутренняя жизнь человека, состоящая из чреды переживаний реальных событий, созерцания реального же мира, эмоций, фантазий и т. д., представлялась ему вовсе не «мифом», но самой наиреальнейшей реальностью.
Течение русского авангарда было многогранно. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. На юге Франции начинается последний этап жизни Шагала. Хотя особо и не пытался.
Шагала называют «мифотворцем» и в этом есть доля истины, хотя сам художник категорически не соглашался с подобными определениями. Шагал Марк Захарович (наст. С 1920 года, по протекции А. М. Это мои глаза, моя душа. Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал.
Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение. В столице, на которую Марк возлагал большие надежды, его ждало разочарование. Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события.
Шагал снял помещение под собственную студию на окраине Парижа, в Ла Руше, где и проживала местная богема. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В60 – 70 годах онучился вчастной мастерской Варвары Бубновой.
И вот их-то я учил рисованию. Он предложил Шагалу создать картины специально для очередного Осеннего Салона в Германии. По заказу израильского правительства он оформил здание парламента в Иерусалиме. С 1950-х гг. Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи».
Такое окружение стало плодотворной почвой для развития любого направления в искусстве. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Все это время художник продолжал работать над картинами, задуманными еще в Европе.
И эта признанность может считаться вполне заслуженной. Эти так называемые «левые» художники занималисьоформлением всех революционных праздников, состояли в аппаратахуправления государственных художественных институтов.
На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. С 1953 по 1956 год Шагал много рисовал виды Парижа, не забывая при этом родной Витебск. Тогда было принято не просто создавать художественныеполотна, но и защищать новое искусство различными способами, такимикак дискуссии, диспуты, манифесты и т. д. В 1922 году академические художники-реалисты создали АХРР (Ассоциацию художников революционной России), выдвинув против авангардистов политические обвинения. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед.
Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание. Практически ничего другого не писал Марк Шагал. Картина одновременно и реалистична и наполнена разнообразными символами. Свободное русское искусство было просто на взлёте.
Высылать ничего не буду. На ней были представлены все картины, которые мастер создал во Франции. Наш внутренний мир реален — быть может, даже более реален, чем мир, окружающий нас».
Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей— единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем.
На одной из знаковых работ того периода он изобразил комнату в Витебске, за окном которой виден Париж или, как его назвал художник, «второй Витебск». Пара изображена на возвышении, дома остались внизу. За те четыре года в Париже Шагал написал «Я и деревня» (1911), «Автопортрет с семью пальцами» (1912), «Скрипрач» (1912) и др. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Видимо, все дело в неясности терминологии – искусствоведы под «мифом» понимают одно, а Шагал понимал совсем другое. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ).
Как жадно они рисовали. В конце концов, отложив дрязги друг с другом, они дружно ополчились на меня. Париж Шагал полюбил сразу. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда.
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». В них – неудержимое желание летать. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985. Осенью 1923года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. К 1931 году 100 эскизов для «Басен» были готовы.
Шагал разделил плафон на цветные секторы, в каждом из которых изобразил сцены из опер и балетных постановок. Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года. Самое знаменитое живописное произведение Малевича Чёрный квадрат. Большие, выпуклые, чёрные.
Над городом в небе летят мужчина и женщина. Одна из первых работ мастера в стиле кубизма. Ещё один важный цикл военной поры – «Деревня и война». В городе же я стал знаменитостью и успел выпустить не один десяток художников».
В тридцатые годы в Европе нарастал антисемитизм. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ).
Иллюстративность тут не имеет никакого значения. Но запомни: денег у меня больше нет. Кроме того, необходимо было искать средства.
Впрочем, при этом он не бросал и любимые им прежде темы — в первую очередь, цирк. Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой. Одним из аспектов творчества Шагала была графика, которой он обучался в Берлине.
Этот город, словно магнит, притягивал к себе лучшие художественные силы Европы. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Беллой Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала».
Париж художник полюбил горячо и навсегда, но до самой смерти нежно именовал «мой второй Витебск». Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1967 году участвовал как художник в постановке «Волшебной флейты» Моцарта в том же Метрополитен-опера. На формирование художника большое влияние оказали А. Модильяни, П. Пикассо. В 1920году Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Он принимает участие в художественном оформлении театра: сначала рисует настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары».
Главным является достижение зрительного эффекта Я протестую против терминов «фантазия» и «символизм». После долгих лет забвения и отторжения имя художника снова вернулось на родину. В тогдашнем Париже мечтал жить и работать каждый начинающий художник.
В 1964году Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу самого президента Франции Шарля де Голля, в 1966году создает для Метрополитен Опера в Нью Йорке два панно, а в Чикаго украшает здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972). Кстати именно Тея познакомила Марка Шагала сего будущей женой илюбовью всей жизни Беллой Розенфельд. Сам знаешь. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). С пяти лет Мовша Шагал, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и закону Божию. Город стал для него воплощением радости и света. Центральными работами первого парижского периода М. З. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам.
Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Затем онстал брать частные уроки упрофессионального художника-реалиста. В августе 1944года Шагалы с радостью узнают об освобождении Парижа. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. Она смотрит— о, её глаза. Я шел на выставку без большой охоты, в предвидении именно этих повторений, успевших за годы моего знакомства с творчеством Шагала сильно приесться.
После Октябрьской революции декретом Луначарского Марк Шагал назначен комиссаром по делам искусств Витебской губернии. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. — я тоже. И я понял: это моя жена. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. С детства он получил традиционное домашнее еврейское образование. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27.
Очень скоро художник освоился и стал чувствовать себя в Париже как дома. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. 28 марта 1985 года егонестало. Художник с радостью принял предложение и в сентябре 1913 года выехал в Берлин.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. В Париже художник знакомится с издателем Амбруазом Волларом. Она молчит, я тоже. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1.
В Париже 1911 года Шагал поселился в знаменитом «Улье». С«Абстрактной акварели» Кандинский (1910 г. ) начинается история современного абстрактного искусства.
Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. Это знакомство дало начало новому периоду в творчестве Шагала. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже.
Одним из аспектов творчества Шагала была графика, которой он учился в Берлине. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
Так появились полотна «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Жёлтый Христос». На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Но только божество это, разумеется, не Аполлон.
В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек. Его последователи находили причудливые образы для своих работ в собственных снах. Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально.
Большой успех быстро распространил информацию о новом талантливом и авангардном художнике. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Это Божий мир. В 1907 году Шагал приехал в Петербург и поступил в школу при Обществе поощрения художеств, а затем в частную студию Е. Званцевой, где преподавали Л. Бакст, М. Добужинский.
«Весь мой талант таился в ней, в моей матери и всё, кроме её ума, передалось мне», писал Шагал в автобиографии «Моя жизнь». Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Но одно, во всяком случае, остается бесспорным.
Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедками. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). После этого они приступили к новому проекту – изданию «Басен» Жана де Лафонтена с иллюстрациями Шагала в стиле XVIII века. Помимо этого стал активным и постоянным участником галерей, выставок.
продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. Обучался, как в то время было принято у евреев, Мовша дома. Первые художественные навыки Шагал приобрел какраз вгимназии. Стихию онрисовал ввиде петуха срастущим изтуловища птицы огненным деревом.
В то время он был в Европе. Видимо, все дело в неясности терминологии — искусствоведы под «мифом» понимают одно, а Шагал понимал совсем другое.
Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим».
Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите. В 1958 году Шагал был приглашен художником для оформления постановки балета Равеля «Дафнис и Хлоя». Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892. Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью.
Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. Или перед нами искупительная жертва. Или, как в витражах, подсвеченные изнутри радужным, не подчиняющимся оптике светом. Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник.
Прежде всего он отправляется в Лувр. Купив участок земли, Буше установил там приобретенный на распродаже имущества Всемирной выставки 1900 года павильон бордоских вин – напоминающую круглый улей трехэтажную ротонду (кстати, выполненную по проекту Эйфеля). Война близится к концу и им не терпится поскорее вернуться во Францию. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Для творчества Шагала характерно остросубъективное восприятие действительности. В 1972-м он изготовил мозаику «4 времени года» для Национального банка в Чикаго.
Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. Вспоминая рассказы матери о необычных обстоятельствах своего появления на свет, Марк Шагал писал: «Может быть, вот таким образом я всегда постоянно взволнован». Художник дарит Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала.
Онбыл девятым ребенком всемье. Ранний Кандинский – самый неожиданный. Малевич былпоследовательным пропагандистом собственной теории. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Егоотец былуправляющим насахароваренном заводе.
Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. Неправда, что мое искусство фантастично. Тем не менее, Шагал продолжал рисовать и к 1945 году у него были выполнены 105 эскизов. С 1922 жил сначала в Берлине, затем в Париже.
Издатель предложил живописцу сделать иллюстрации к французскому изданию произведения Гоголя «Мертвые души». В 1977-1978 годах в Лувре, в отступление от правил, проходит выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала). Позже художник вспоминал: «Я жил и работал в Америке в то время, как человечество переживало всеобщую трагедию». В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию.
За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени. Светлую мастерскую Шагала на последнем этаже «Улья» посещали в разное время Бакст, Винавер, Блез Сандрар, Гийом Апполинер и на то время никому не известный журналист Анатолий Луначарский. Позже художник расскажет, что именно поэтой причине онвсю жизнь испытывал тягу кперемене мест (кроватку смладенцем вовремя пожара постоянно переносили изугла вугол) итак часто насвоих картинах изображал огонь, пощадивший его.
Столица империи представлялась ему землей обетованной. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. В ихподходах к пониманию живописи и её предназначения были существенные различия. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. В 1939 году началась Вторая мировая и немцы оккупировали Париж.
В 1910-14 жил в Париже, где испытал влияние кубизма. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города. Но дело в том, что самое фантастическое у него выглядит как вполне возможное и, более того, сбывшееся.
Он написал сотни полотен. Они родили дочь Иду ипрожили влюбви исогласии 19лет, пока Белла нескончалась вАмерике. Шагал приобрёл известность в Российской империи. Действует также Арт-центр Марка Шагала, а при нём – специализированная библиотека. Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли». Для меня картина — это плоскость, покрытая образами вещей (предметов, животных, людей), размещенных в определенном логическом порядке.
Шагал уехал с семьёй в Москву. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. В конце концов, в 1909 году Шагал решил вернуться в родной Витебск.
Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им. Скупой на похвалы Пикассо в 1950-е годы сказал: «Когда умрет Матисс, единственным художником из тех, кто знает, что такое цвет, останется Шагал». С этого момента Вера стала частой героиней его картин, таких как «Двойной портрет со стаканом вина» (1917), «Прогулка» (1917), «День рождения» (1915-1923). К 1939 году Шагал завершил 66 эскизов. Он был человеком тихим, набожным и работящим. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие.
Работу он получил по рекомендации А. М. Эфроса. За четыре года в Париже Шагал написал «Я и деревня» (1911), «Автопортрет с семью пальцами» (1912), «Скрипач» (1912), «Париж из окна» (1913) и др. Художник подрабатывал ретушёром в студии Жаффа, но денег катастрофически не хватало.
Сандрар придумал название для знаменитой картины «России, ослам и другим». Но Шагал стал исследовать окружающий его мир, рисуя все, что видел своими глазами. Петербургская жизнь оказалась недолгой: в 1910 году, с благословения и на деньги патрона, Шагал поехал в Париж, где сразу сблизился с Гийомом Аполлинером – знаменитым французским поэтом и критиком и с его кружком, куда входили известные художники и литераторы Парижа — поэты-авангардисты Блез Сентрар, Макс Якоб, экспрессионист Сотен, колорист Делоней, кубист Жан Метцзингер. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Впрочем и я терпением не отличался, что правда, то правда. С первого взгляда все предельно ясно – бабка-повитуха с новорожденным на руках, женщина, только что в муках ставшая матерью, муж, сидящий рядом с ними на полу. Там было человек пятьдесят сирот.
И запускал своих героев по небесам. Октябрьскую революцию 1917 года Шагал воспринял с энтузиазмом. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Естественно, все они содержали красочные иллюстрации Марка Шагала. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века. И среди местечка с маленькими покосившимися домиками, высится Эйфелева башня. Он продолжал заниматься мольбертной живописью, но понемногу его внимание переключилось на другие жанры.
В его пейзажах земля круглая и очень небольшая и уютная, а небо глубокое и бескрайнее. Для простых, не искушенных любителей искусства картины Марка Захаровича – обычные детские сны. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить.
Таким был, в частности, фовизм, заявивший о себе в 1905 году. В мире Шагала люди запросто летают и оказываются в сверхфантастических ситуациях. Сразу после смерти Шагала в Лондоне, в Королевской академии, прошла выставка, на которой представили почти 200 работ художника из различных музеев мира. Правда этого «сбывшегося» завораживает зрителя у него как бы прочищаются глаза. Шагал удостоился премии Карнеги. Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может.
Его работы – это еще и десятки витражей в соборах Европы и в зданиях по всему миру, где живет множество людей, которые знают, кто такой Марк Шагал. Усилившаяся тяга художника к религиозным сюжетам привела его к созданию витражей. Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку. Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды.
Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Художник абсолютно оглушён настигшим горем и только спустя девять месяцев берёт в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой: «Свадебные огни» и «Рядом с ней». Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его. Произведениям Шагала присущи ирреальные пространственные построения, яркая эмоциональность цветового строя, выразительный, мягко-живописный рисунок (Я и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк Над Витебском, 1914, собрание Зак, Торонто). В 1948 он окончательно перебрался во Францию. Казимир Северинович Малевич родился 11 февраля 1878 года вдоме наокраине Киева. Набрасывались на краски, как звери на мясо.
Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. В 1964 году Шагал разработал стеклянный фасад здания ООН в Нью-Йорке и проект нового внутреннего оформления Paris Opera, а через два года завершил работу над фресками в New York Metropolitan Opera. Которая тоже вначале ему позировала, потом ждала возвращения изПарижа, апотом, как шутил сам художник, «все закончилось свадебным венцом». С собой он взял картины «России, ослам и другим», «Посвящение невесте» и «Посвящение Христу (Голгофа)».
И все же знатоки и ценители поражались. Я люблю землю», – утверждал художник. Вокруг него современем образовалась группа единомышленников УНОВИС (Утвердители нового искусства). «Сказочником, Андерсеном живописи» называл его Илья Эренбург. Осенью 1909г.
В его работах того времени головы, например иногда отделены от тел, а предметы изображаются в различных, не соотносимых друг с другом, масштабах. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы.
И наконец, в 1914 году, в Берлине, прошла его первая персональная выставка в галерее «Штарм», поразившая художественную общественность Германии. В 1944 году умерла жена Шагала. Такая компания была плодотворной почвой для развития любого направления в искусстве. Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд.
Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). У художника появились последователи.
Не терпелось, чтобы все заработало. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее. Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. Их переполняют эмоции. Характерным произведением этого периода стала картина «Перья и цветы» (1943).
Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. В 1967 году он участвовал как художник в постановке «Волшебной флейты» Моцарта в Мetropolitan Opera. — я тоже.
Вслед за ним отплыл пароход, транспортирующий его работы общим весом 600 килограммов. Правда этого «сбывшегося» завораживает зрителя у него как бы прочищаются глаза. «Все они были беспризорники, битые уголовниками, помнившие блеск ножа, которым зарезали их родителей, никогда не забывавшие предсмертных стонов отца и матери. Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух.
В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие). Возраст ему нисколько не мешал (а было художнику уже около 60-ти). Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. (1907-09).
Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. В 1923 году он с семьей переехал в Париж. Кроме того, по инициативе Шагала в Витебске открывается народное художественное училище – та самая художественная школа, которой ему самому в юности так не хватало в родном городе.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни30. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Наоборот, я реалист. Именно здесь, в Париже, то и дело возникали новые, революционные, направления в искусстве.
Там он проучился 2 месяца. Шагал работал преимущественно как монументалист и график. Так, в 1948 году были изданы «Мертвые души», в 1952 — «Басни», а в 1956 — Библия. На бледном лице сияют глаза. Быть может, эта картина означает и поворот в самом творчестве Шагала, желание его отойти от прежних соблазнительных потех и в таком случае можно ожидать от него в дальнейшем других подобных же откровений. Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые.
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Здесь он попробовал себя в качестве театрального художника, создав цикл панно для Еврейского камерного театра С. Михоэлса. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году).
Это единение с большой Вселенной. С 1953 по 1956 год Шагал много рисовал виды Парижа, не забывая при этом родной Витебск. Она молчит, я тоже. 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой.
Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. В его серии «Любовники» лица влюбленных пар окрашены в зависимости от их чувства – в зеленый, голубой, розовый цвета. Сначала Марк учился вшколе присинагоге, апозже егоустроили всветскую гимназию. Это уже своего рода мировая consecration. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза».
Через три года они начали новый проект — издание «Басен» Жана де Лафонтена с иллюстрациями Шагала в стиле XVIII века. В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра.
Пейзажи Шагала написаны словно с птичьего, а вернее с ангельского, полета. В 1922году вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в Германию.
Биография и картины его популярны сегодня не только в России. Как ивсе другие его жены, она была избогатой семьи. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие.
Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. И я понял: это моя жена. Шагал Марк Захарович (Chagall) (7 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, Российская империя (нынешняя Витебская область, Беларусь) — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция), российский, белорусский и французский художник и график.
Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие. Однако после переезда в 1910 году в Париж его манера переживает удивительное превращение. Однако продержался он не слишком долго. Это главное в жизни.
Автор иллюстраций к Мёртвым душам Н. В. Гоголя (офорт, 1923-27) и Библии (литография, 1931-36), ряда декоративных произведений (панно для Камерного еврейского театра в Москве, 1920, ГТГ роспись плафона Гранд-Опера в Париже, 1964). Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее. Иотец имать, попроисхождению были поляками. Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь. Точнее, Мойше Сегалу – уроженцу города Витебска, более полувека прожившему во Франции.
Это всё, что я могу наскрести. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. В 1952 году художник вступает в брак с Валентиной (Вавой) Бродской.
В те годы Шагал написал такие картины, как «Мертвец» (1908) и «Невеста в черных перчатках» (1909). Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене. Творчество последнего преломилось у Шагала в своеобразной интерпретации кубизма.
В результате в 1948 году были изданы «Мертвые души», в 1952-м – «Басни», а в 1956-м – Библия. Все возникает как попало и невозможно найти в этой сплошной импровизации каких-либо намерений и законов. Но в них была и тонкость замысла и большой вкус, они смотрелись как большие картины левого стиля».
Мовша Хацкелевич Сагал (впоследствии Марк Захарович Шагал) родился 24 июня (6 июля) 1887 года на окраине Витебска. Все издания содержали красочные иллюстрации Шагала. В 1898 году поступил в местное училище и закончил четыре класса. В 1909—1911г. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание.
Акрасный цвет стех пор означал для художника ижизнь исмерть одновременно. Внутренняя жизнь человека, состоящая из чреды переживаний реальных событий, созерцания реального же мира, эмоций, фантазий и т. д., представлялась ему вовсе не «мифом», но самой наиреальнейшей реальностью. Мать художника Фейга Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. Счастье написано на лицах этих двоих. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург.
Александр Лозовой родился в1949 году. Мне хотелось совместить воедино академию, музей и общественные студии. Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства). Решено.