Питер Де Хох родился 20 декабря 1629 года в Роттердаме, в семье каменщика. В произведениях Питера де Хоха обычно нет никакого сюжета, никакого повествования. Эта любовь к пространственным построениям и световым эффектам, так ярко выступающая в картине, проходит через все творчество Питера де Хоха, сообщая особую жизненность и неисчерпаемое разнообразие его полотнам, казалось бы столь близким друг к другу по содержанию. Питер де Хох (или де Хоох) — голландский живописец, который, подобно своему современнику Вермееру, специализировался на изображении повседневных интерьеров и экспериментировал со светом.
Хох Питер де (Источник: «Популярная художественная энциклопедия» Под ред. Небольшие плотна Питера де Хоха были посвящены неторопливому течению жизни в уютных стенах городского дома. До того, как было открыто искусство Яна Вермера, Питеру де Хоху отдавали первое место среди жанристов, мастеров интерьера. Работая в Делфте, Питер де Хох к этому развлекательному жанру уже не возвращался. Питер де Хох в своих работах варьирует два-три интерьера.
Питер де Хох – голландский живописец, который, подобно своему современнику Вермееру, специализировался на изображении повседневных интерьеров и экспериментировал со светом. К концу 1650 года Юстус де ла Гранже переехал в Делфт, куда за хозяином последовал и Питер де Хох. Питер де Хох (Pieter de Hooch) – великий голландский художник. Питер де Хох, очевидно, не был удовлетворен подобным методом обучения.
Питер де Хох начинает с произведений, выполненных в традициях харлемских жанристов изображавших преимущественно быт военных. Картину художника «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописиПитера де Хохапосле переезда в Амстердам. Голландский живописец Питер де Хох (Pieter de Hooch, 1629-1684) был последователем дельфтской школы и, подобно Вермееру, в своем творчестве сделал выбор в пользу изображения повседневного быта и экспериментов со светом.
Кухня – коловращение бытия, перекресток жизни, не более. Кувшин «Вестервальд Беккер» с характерным для него узким горлом, маленькой крышкой и сине-белым рифленым рисунком, который держит женщина, можно найти на других картинах Хоха 7, с. 102-107 8, р. 67. Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха. Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» 8212 сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле».
О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно. В увитой зеленью беседке появились стол и два сидящих за ним кавалера. О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года. Эжен Фромантен в очерке, посвященном трем «великим малым голландцам» Терборху, Метсю и Хоху, писал, что он непрестанно испытывает удивление, глядя на работы последнего ибо не понимает, откуда происходит волшебство его искусства, где он научился ему. Изменился узор входной арки и пола. Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины художника, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов.
Такой успех был подкреплен семейным счастьем – рождением первенца в семье Питера. С 1645 по 1647 годы он проходил обучение у Николаса Берхема в Харлеме. Рассудок его начал мутиться. Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь». Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком (Чулан, 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу (Служанка с ребенком во дворике, 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери (Игра в карты, 1658, Лондон, Бекингемский дворец). Круг тем Хоха очень узок.
Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой — своя интонация. Все детали (плиты пола, камин, украшенный высоким фронтоном, одежда персонажей и предметы кухонной утвари), написаны с высокой степенью реализма. Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте. В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера.
Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадкиhellip), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает. У художника есть множество полотен подобной стилистики. Несмотря на то, что юноше приходилось батрачить, он не остался не у дел. Светотень выявляет объемы и локальный цвет предметов.
О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (165860 гг. ). Хох, Хоох (de Hooch, de Hoogh) Питер де (крещен 20. 12. 1629, Роттердам, около 1685, Амстердам), голландский художник. Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду. «Хозяйка и служанка» — важная веха творческой судьбы Хоха. Питер де Хох является выдающимся мастером интерьера. В Дельфте прошли наиболее счастливые годы жизни и творчества Питера де Хоха.
Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты. экземпляров 3, р. 5-17. Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события. Действие обычно происходит на открытом воздухе или в полутени комнаты. Но де Хох далек от того и другого. В картинах нет содержательной доминанты: все равноценно по значению. Картины де Хоха – как бы сквозные.
Получится пять картин каждую неделю. Богато украшенные виньетками, девизами и аллегорическими фигурами фронтисписы предваряли каждую часть книги, демонстрируя в центре композиции ромб, в котором помещено растение или цветок, выступающее геральдическим символом определенного возраста женщины (у девочки — это тюльпан в вазе, хрупкая красота которого недолговечна и сравнима с девичьей атрибутом девушки является виноградная гроздь — символ созревания). В 1648 году Хох вышел из мастерской Берхема и вплоть до 1650 года, работал в Харлеме, совершенствуя свое живописное мастерство и зарабатывая на жизнь писанием жанровых картин. Приблизительно в 1650 году Хох поступил на службу к богатому торговцу тканями Юстусу де ла Гранже. Пространство не растворяет в себе фигуры и они не господствуют над ним. В полотне из Лувра мы видим схожее построение композиции, при котором мастер «пристраивает» дополнительное, примыкающее к задней части пространство, но между ними существует гармоничная взаимосвязь, почти физически ощущаемый воздух наполняет весь дом, сглаживая границы помещений.
Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха. В этих словах выражена сама суть искусства Хоха — его «одушевленность». Но строптивый Питер был недоволен методом преподавания Берхема. Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью. XVII столетие по праву именуется «золотым веком» голландской живописи. Творчество Питера де Хоха (1632-1675), представителя делфтской школы бытового жанра середины XVII в. иногда несправедливо оценивается как менее значимое по сравнению с произведениями его знаменитого коллеги по цеху Яна Вер-меера. Чистый уютный дворик. По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам.
Хох интуитивно выбрал из имеющихся жанров именно тот, который лучше всего соответствовал складу его дарования. Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха. На дальнейшее становление таланта живописца большое влияние оказали путешествия, проделанные им вместе с Юстусом де ла Гранже. В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться.
В иллюстрации к «Героическим девизам» К. Парадена 1562 г. именно так озаглавлен лист 151, представляющий стебли пшеницы, произрастающие сквозь мертвые кости. Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком (Чулан, 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу (Служанка с ребенком во дворике, 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери (Игра в карты, 1658, Лондон, Бекингемский дворец). И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки8230), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает. «В позднем творчестве де Хоха нарастает стремление к внешней эффектности образов» Питер де Хох родился в Роттердаме в семье каменщика, учился живописи в Харлеме у пейзажиста Николаса Берхема. Никакой роскоши. В картине царит ровный прохладный свет, характерный для Голландии. А не в слагаемых.
Тогда началось изучение его биографии и творчества. Подобный эффект дает удачное соединение композиции со множеством мелких деталей. Здесь же художник написал свои лучшие работы. Где на большой успех рассчитывать не приходилось. Изображал сцены бюргерского быта (преимущественно домашние хлопоты хозяйки), с любовной тщательностью добиваясь материальности письма, передачи поэтической одухотворённости домашней среды – наполненных воздухом и светом, сияющих чистотой интерьеров и двориков (Дворик, 1658, Национальная галерея, Лондон Мать у колыбели, около 1660, Картинная галерея, Берлин-Далем).
Но это мало что меняет. Далеко не все из этих работ являются шедеврами. Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. Сюжетной завязкой картины художник, как и большинство голландских жанристов, выбрал незначительный эпизод домашних будней: служанка показывает хозяйке купленную на рынке рыбу, та, оторвавшись от рукоделия и бумаг, которые она держит в руке (счета или письмо. ), внимательно смотрит на покупку.
Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его. Общеизвестно, что голландские жанристы ХVII века обладали виртуозной живописной техникой. Художник вводит в бытовую картину мотив городского пейзажа, развитый в делфтской школе. Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику.
Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им. «В позднем творчестве де Хоха нарастает стремление к внешней эффектности образов» В 17 лет юноша перебрался из Роттердама в Харлем и поступил в мастерскую известного живописца Николаса Берхема, который был всего на девять лет старше своего ученика. В описи имущества де ла Гранжа упоминается 11 полотен де Хоха. Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины художника, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов.
Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. Перед ними, в тени от простенка между окон, стоит служанка. По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи.
Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное. В молодости он, подобно другим художникам середины века, работал над грубоватыми жанровыми сценками, зачастую изображающими солдат в тавернах и на конюшнях. Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко». Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха. Художник обращается к мотиву, уже известному по картине «Женщина с ребенком и служанкой, подметающей пол» изображая молодую кормилицу с младенцем. Исследователи подсчитали, что в доме среднего голландского бюргера (а их были десятки тысяч) скапливалось обычно около ста картин.
В работах мастера нет торжества материального мира. Вскоре был принят в популярную местную гильдию художников. 1660 г., Филадельфия, Музей искусства).
Дата смерти художника остаётся неизвестной. В тех двух работах Вермеера, где женщина занимается обязанностями по дому—«Молочница» (1657/1658 г., Амстердам, Рейкс-музеум) и «Женщина с кувшином у окна» (1664/1665 г., Нью-Йорк, Музей Метрополитен), определение социального статуса героинь затрудняет немногословность показа бытовых деталей. Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание. Такой же девиз сопровождает и похожую эмблему И. Камерария из сборника «Символы и эмблемы» 1590 г., встречаются они и у других авторов эмблематики 9, с. 45. Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине художника «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы.
В цветочных натюрмортах и композициях на тему «суета сует» (ьаиИаз) злаковые растения интерпретировались многозначно. Его картины пользуются спросом в Голландии» 5, р. 116. В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху. Большей гармонии между этими элементами мы не встретим ни у одного из голландских художников. Испытал влияние харлемских жанристов круга Ф. Халса, позднее Я. Вермера и К. Фабрициуса. Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой.
Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь». Несчастья пошатнули здоровье художника. Хох Питер де, Хоох, Гох (Hooch, Hoogh), голландский художник. Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника. Картины де Хоха – как бы сквозные.
Питер де Хох, очевидно, не был удовлетворен подобным методом обучения. Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен. Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хох уехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620 – 1684). «Хозяйка и служанка» уже полностью выражает это новое мироощущение де Хоха. Логичная и продуманная система композиционного построения характерна также для картины «Женщина, кормящая ребенка и девочка с собакой» (1658/1660 г., Сан-Франциско, Дворец Ордена Почетного легиона, Музей изящных искусств).
Работу отличают цельность и ценность деталей. Ее обращенный в сторону зрителя взгляд придает сцене оттенок навязчивого дидактизма. Тогда началось изучение его биографии и творчества. За долгие годы службы у де ла Гранже художник накопил достаточно средств, чтобы первое время обеспечивать жену и детей. Питер де Хох, любивший связывать отдельные элементы пространства через открытые двери и окна, впервые изображает здесь четыре распахнутых проема (двери во двор, в хозяйственную пристройку, на лестницу, открытое окно слева), создавая впечатление воздушной легкости. Домашние сцены в интерьерном бытовом жанре Питера де Хоха (делфтский период творчества).
С каждым объемом связана своя цветовая гамма и своя система светотени. Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д. Заметна также и нравственная двойственность картины художника: девушка пьет вино с мужчинами (вГолландиитакая женщина считалась развратной), двое кавалеров Хоха ведут себя с фамильярностью, почти невозможной в светском дамском обществе. Работу отличают цельность и ценность деталей. Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции.
И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает. Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события. Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания. Питер де Хох – один из самых привлекательных «малых голландцев» XVII века, представлен в Национальной галерее Лондона рядом лучших вещей. В позднем творчестве Х. нарастает стремление к внешней эффектности образов.
Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х. В работе «Хозяйка и служанка» художник пишет в бытовавшем тогда дельфтском стиле сценку из будничной жизни горожан. Величественный интерьер с залом Совета бургомистров охватывал несколько этажей.
Впрочем, мы и наказаны: ее лица не увидим никогда. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться. В картине нет шика, а это на языке художников означает: никаких дурных привычек, никакой самонадеянности, никаких причуд».
Взгляд зрителя не упирается в глухую стену. «Хозяйка и служанка» 8212 важная веха творческой судьбы Хоха. Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой. К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. Величественный интерьер с залом Совета бургомистров охватывал несколько этажей. в Амстердаме.
О развитии художественных способностей речи не шло. Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги. К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции.
Изображал Художественная энциклопедия — Питер де Хох или де Хоох (нидерл. В настоящее время его полотна выставляются в самых известных музеях мира, в том числе и в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Однако его зависимость от де ла Гранжа сохранилась. Сюжетной завязкой картины художник, как и большинство голландских жанристов, выбрал незначительный эпизод домашних будней: служанка показывает хозяйке купленную на рынке рыбу, та, оторвавшись от рукоделия и бумаг, которые она держит в руке (счета или письмо. ), внимательно смотрит на покупку. Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется.
«Дворик» — одна из наиболее известных живописных картинхудожника. Притолоки и пороги дверей образуют как бы Обрамление рамы, окон, «кадрирующие» эти просветы, обрамляющие. Вторая отличительная черта художника – привлечение внимания зрителя к простым вещам, представление их в таком свете, что удивляешься не увиденной ранее в них прелести. Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги.
Неподвижность и тишина – вот внутренние темы «Двора в Делфте» кажется, время остановилось и не движется, в сером небе застыли облака и, как колокольня вдали, неподвижны виднеющиеся поверх стены кроны деревьевhellip На несколько лет воцаряется на его картинах предельная простота мотива: чаще всего – бюргерша и ребенок (обычно девочка, одетая, как и мать, в чепец и платье с роброном), часто – бюргерша и служанка почти исчезают фигуры мужчин. Действие обычно происходит на открытом воздухе или в полутени комнаты. Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание. На другой стороне канала виден кирпичный фасад большого типично голландского дома. «Хозяйка и служанка» 8212 важная веха творческой судьбы Хоха.
И Хох решился попытать счастья в Амстердаме. Быть может, отчасти оно родственно искусству Вермера. Пространство картины строится из четких объемов дворика, садика, набережной канала. Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку. Одна из самых известных картин Хоха «Хозяйка и служанка» (ок.
Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой — своя интонация. Картину «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописи Питера де Хоха после переезда в Амстердам. Несчастья пошатнули здоровье художника. Работу отличают цельность и ценность деталей. В колорите Хоха преобладают воздушные золотистые тона, оттенённые пятнами чистого цвета. Дмитриева Анна Алексеевна Домашние сцены в интерьерном бытовом жанре Питера де Хоха (делфтский период творчества) // Вестник СПбГУ.
Жанр сводится до натюрморта. Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника. В 1684 году Питер де Хох родился в 1629 году. Питер де Хох, самый «дельфтский» из названных художников, с упорством человека, больше полагающегося на каждодневный труд, чем на свою гениальность, сумел выразить наиболее типичные для всей школы тенденции. Но не таких, как у их современников, ближайших соседей, братьев по языку – фламандцев (Снейдерса, например, годами смущавшего советских людей в Эрмитаже). Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» — сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле».
«Хозяйка и служанка» (около 1657) дает принципиально новое решение. Женился, переехал в Амстердам. и позволит ей принимать участие во всем, что касается домашних дел» 3, р. 100-101. По убедительному мнению Ю. Н. Звездиной, при осмыслении голландской картины за зрителем всегда остается возможность выбора смыслового уровня: «Он может остановиться на одном (скажем, воспринимать все объекты в ключе эротической или морально-назидательной символики), а может продвигаться все дальше, восходя через пласты скрытого смысла предметов к смыслу мира, представленного посредством некоего шифра, который, впрочем, позволяет себя раскрыть.
Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хохуехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (16201684). Рассудок его начал мутиться. Действие обычно происходит на открытом воздухе или в полутени комнаты. Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х.
Слюбовной тщательностью изображал занятых повседневными делами женщин и детей в наполненных солнечным светом и воздухом комнатах или двориках («Дворик», 1658) Большой Энциклопедический словарь ХОХ (Hooch Hoogh) Питер де (1629 ок. Дмитриева Анна Алексеевна Домашние сцены в интерьерном бытовом жанре Питера де Хоха (делфтский период творчества) Вестник Санкт-Петербургского университета. Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. В истории голландской живописи «дельфтская школа» занимает особое место. Ни тени предвзятости в этом выразительном изображении вещей, настолько простодушном и искреннем, что совершенно не видишь формулы, положенной в его основу. «Интерьер голландского дома» — картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха.
В «Супружестве» («Иоите1уск») модель семьи аллегорически проиллюстрирована шестью этапам жизни женщины, последовательно сменяющими друг друга: рождающаяся на свет девочка (МавсМ) затем становится юной девушкой (УгузЬвт), достигает возраста невесты (ЕтиуЬ), после этого она становится женой (Утоимв), затем матерью (Мовйвт) и, наконец, престарелой вдовой (Veduwe). У художника есть множество полотен подобной стилистики. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность». То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов.
Живописная манера Питера де Хоха тоже претерпевает определенную эволюцию. Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты. Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине художника «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы. «Женщина с младенцем на коленях и маленькой девочкой» (1658 г., Нью-Йорк, Художественный фонд «Аврора») — одно из немногих датированных и подписанных произведений Питера де Хоха. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность».
В большой, погруженной в сумерки комнате молодая белокурая дама в белом атласном платье, сидящая у покрытого ковровой скатертью стола играет на лютне кавалер в парике и кружевном жабо поет. Взгляд зрителя не упирается в глухую стену. В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера.
Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. «Дама с двумя кавалерами»относится к периоду творческого расцветаХоха. Стилистически, она отсылает зрителя к живописи Вермера, чему способствуют такие очевидные «цитаты» как: яркий боковой, свет, видимая сквозь дверной проем анфилада комнат, панорамная гравюра на стене. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность». Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться. 1657 г., Париж, Лувр).
В работах мастера нет торжества материального мира. Молодого художника не устраивали «итальянизированные» пейзажи, на которых природа изображалась в идеализированном виде. Круг тем Хоха очень узок. Его привлекала живопись харлемских художников 8212жанристы круга Франса Хальса.
Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха. Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив. Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. Несколько сюжетов подобного характера выполнили Кви-рин Брекеленкам («Хозяйка, выбирающая рыбу, принесенную служанкой с рынка» — 1664 г., Манчестер, Галерея искусства), Герард Терборх («Женщина за вышиванием и служанка, разжигающая огонь в камине» —ок. О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (1658—60 гг. ). Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха.
Неизвестно, когда в точности была написана картина. Картины Питера де Хоха чрезвычайно просты по сюжету — это эпизоды домашнего быта. Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт.
1629, Роттердам, около 1685, Амстердам), голландский художник. «Интерьер голландского дома» – картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха. Наиболее ранними картинами, созданными Хохом в Делфте, следует считать полотна «Женщина с ребенком и служанкой, подметающей пол» (1655/1657г., частное собрание) и «Женщина, чистящая овощи» (ок.
Женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком (Чулан, 1658, Амстердам, Рейксмузеум), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, другая женщина задержалась в проходе на улицу (Служанка с ребенком во дворике, 1658, Лондон, Национальная галерея), залитой светом, который идет из и окна открытой двери (Игра в карты, 1658, Лондон, Бекингемский дворец) – служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, Сюжеты картин крайне просты. Он постоянно искал способы лучшего изображения света, передачи воздушной среды. Под кронами растущих на набережной канала деревьев царствует полутень. Хох интуитивно выбрал из имеющихся жанров именно тот, который лучше всего соответствовал складу его дарования. Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков.
История статьяавторДмитриева Анна АлексеевназаглавиеДомашние сцены в интерьерном бытовом жанре Питера де Хоха (делфтский период творчества)изданиеВестник Санкт-Петербургского университета. Но Хох был прост по своей сути, вот таким образом плохо знал, как на самом деле живут «вскормленные с золотых ложек». Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его. Неподвижность и тишина – вот внутренние темы «Двора в Делфте» кажется, время остановилось и не движется, в сером небе застыли облака и, как колокольня вдали, неподвижны виднеющиеся поверх стены кроны деревьевhellip На несколько лет воцаряется на его картинах предельная простота мотива: чаще всего – бюргерша и ребенок (обычно девочка, одетая, как и мать, в чепец и платье с роброном), часто – бюргерша и служанка почти исчезают фигуры мужчин.
В 1642—45 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде. Вот таким образом, желание Хоха посвятить себя живописи, вероятно, стало его личным решением. Хох Питер де ХОХ8230 Энциклопедический словарь Хоох, Гох (Hooch, Hoogh) (1629 после 1684), голландский художник. Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. В первой половине 1650-х годов имел место скорее обратный процесс: Вермер черпал нечто новое для себя в картинах Хоха. Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен.
Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции. Одна из самых известных картин Хоха «Хозяйка и служанка» (ок. Порядок – в интерьере и в одеянии женских фигур. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года. В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка.
Люди вообще перестают играть главную роль не его полотнах. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни». Учился у К. Берхема в Харлеме (около 164649). В обстановке царит благополучие и чистота. Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги.
1656 г., Амстердам, Рейксмузеум) и «Служанка, ощипывающая утку» (ок. Молодого художника не устраивали «итальянизированные» пейзажи, на которых природа изображалась в идеализированном виде. Верх платья – по скромному черный. Более того – интерьер поглощает человека. Эжен Фромантен в очерке, посвященном трем «великим малым голландцам» Терборху, Метсю и Хоху, писал, что он непрестанно испытывает удивление, глядя на работы последнего ибо не понимает, откуда происходит волшебство его искусства, где он научился ему. Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко».
Если сравнить картину с ее вольной репликой 1 из собрания графа Страффордского (1658), то мы заметим, что художник внес ряд значительных изменений, хотя в целом композиция осталась прежней. Величественный интерьер с залом Совета бургомистров охватывал несколько этажей. Фиксированные знаки осуществляют воплощение, концентрацию, присвоение. О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (1658—60 гг. ). В представлении большинства любителей голландскойживописиДелфт связан с Яном Вермером. Испытал влияние мастеров бытового жанра круга Ф. Халса, Я. Вермера и К. Фабрициуса.
Даже в дальних полутемных помещениях пробито небольшое ярко освещенное оконце. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху. Размеренная жизнь течет невозмутимо, не волнуемая никакими событиями и происшествиями.
Работу отличают цельность и ценность деталей. Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. В представлении большинства любителей голландскойживописиДелфт связан с Яном Вермером. Композиция полотна «Женщина, чистящая овощи» немногим отличается от первой в деталях и колористическом исполнении.
Картина интересна и тем, что она запечатлела первоначальный вид недавно открытого зала. Питер де Хох родился в Роттердаме в 1629 году в семье каменщика. Простые архитектурные членения скрыты густыми тенями.
Де Хох, будучи сыном каменщика и повитухи, принадлежал к низам голландского общества. 1640 г., Лондон, Королевское Собрание), «Служанка, наливающая воду в таз» (1640-е годы, Париж, Лувр), «Служанка, чистящая морковь» (середина XVII в., Шверин, Государственный музей). Переезд Питера де Хоха (вероятно, в 1663 г. ) из тихого провинциального Делфта в Амстердам – шумную столицу тогдашнего торгового и культурного мира – пагубно сказался на его искусстве. Неизвестно, когда в точности была написана картина. Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание.
Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь». Но не таких, как у их современников, ближайших соседей, братьев по языку – фламандцев (Снейдерса, например, годами смущавшего советских людей в Эрмитаже). О развитии художественных способностей речи не шло. Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду.
Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко». Восприятие данного мотива зависит от его контекстуальной связи с другими элементами композиции и прежде всего со сценой передачи кувшина, содержимое которого остается неизвестным, но должно быть «разгадано» зрителем и включено в предметно-смысловой ряд как часть сложной метафоры. Ко второй категории относятся очень и очень немногие картины. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом.
Он проявил здесь присущее ему чувство архитектурного пространства и его организации. Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины художника, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов. Картину художника «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописиПитера де Хохапосле переезда в Амстердам. Но при этом художник утрачивает целостность восприятия картины мира. Учился у К. Берхема в Харлеме (около 1646-49).
Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хохуехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620—1684). Член харлемской Гильдии святого Луки с 1642 года, Берхем был всего на девять лет старше своего ученика. Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков. Эжен Фромантен в очерке, посвященном трем «великим малым голландцам» Терборху, Метсю и Хоху, писал, что он непрестанно испытывает удивление, глядя на работы последнего ибо не понимает, откуда происходит волшебство его искусства, где он научился ему. Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком (Чулан, 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу (Служанка с ребенком во дворике, 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери (Игра в карты, 1658, Лондон, Бекингемский дворец).
Его произведения одновременно и простые по своему сюжету и одновременно с этим сложные. Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой своя интонация. ное окружение по-прежнему остается важным компонентом отображенных эпизодов. В 1674 году де Хох перестает платить налоги, что свидетельствует о полной нищете. Которые успешно применял в последующем творчестве, Он почерпнул у них новые сюжеты и (музицирование, чтение и писание письма) художественные приемы (направленное солнечное освещение интерьера, открывающийся через дверной проем вид на смежные комнаты или улицу). Его колорит, совершенно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство.
Изображал Художественная энциклопедия Питер де Хох или де Хоох (нидерл. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику. Несколько не в меру ярких бликов повышают драматизм светотени. В работах мастера нет торжества материального мира. Жизнь людей и вещей – подлинный поток жизни.
Слюбовной тщательностью изображал занятых повседневными делами женщин и детей в наполненных солнечным светом и воздухом комнатах или двориках («Дворик», 1658) Большой Энциклопедический словарь — ХОХ (Hooch Hoogh) Питер де (1629 ок. Стилистически, она отсылает зрителя к живописи Вермера, чему способствуют такие очевидные «цитаты» как: яркий боковой, свет, видимая сквозь дверной проем анфилада комнат, панорамная гравюра на стене. Порядок – в интерьере и в одеянии женских фигур. В композиции представлена молодая женщина, сидящая у колыбели. В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка.
«Голландцы сделали картины предметом торговли, – свидетельствовал тогда же путешественник – француз, – они вкладывают в них много денег, чтобы еще больше из них выколотить». Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни». Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х. Здесь он в 1654 году женился на местной уроженке Аннетье ван дер Бурх, от которой в браке родились семеро детей.
В. Лазарев, говоря об интерьерах Хоха 1658-62 годов, отмечал: «Первое, что выделяет интерьеры де Хоха среда всех голландских мастеров – полное гармоническое созвучие между человеком, пространствам и светом. Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги. Служанка – с очень аккуратной прической, в чищеных туфлях с длинным носком. Золотистые тона оттенены чистыми пятнами красного, синего, лимонно-желтого цвета.
Он живет в эти годы в Делфте, в городе, где в это время проблемы света и цвета волновали Эмануэля де Витте и Яна Вермеера Делфтского (1632-1675). В создании ритмики и симметрии композиции, а также Построение интерьера в рассмотренном произведении имеет точки соприкосновения с созданной в то же время, подписанной художником картиной «Кладовая» (ок. Один из них повесил портупею и шпагу на оконную раму. С 1654 работал в Делфте (мастер с 1655), с 1660-х гг. За религиозной литературой последовало издание светских книг по домоводству, дававших конкретные рекомендации по ведению хозяйства (сочинения Джона Дода, Уильяма Перкинса).
Но наибольшую известность приобрели назидательные поэмы голландского писателя и общественного деятеля Якоба Катса «Супружество» (1625), «Обручальное кольцо» (1637) и «Старость» (1656), в которых раскрываются взаимные права и обязанности мужа и жены, а институт брака трактуется как основа развития человеческого рода от древних времен до будущей идиллии в раю 2, Ьк. В ней, художник полностью сосредоточился на передаче особой эмоционально-бытовой среды, размеренности течения жизни. Более известный как автор композиций с изображением городских «двориков», Хох вместе с тем обращался и к интерьерному бытовому жанру. Стилистически, она отсылает зрителя к живописи Вермера, чему способствуют такие очевидные «цитаты» как: яркий боковой, свет, видимая сквозь дверной проем анфилада комнат, панорамная гравюра на стене. Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им. Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт.
Далеко не все из этих работ являются шедеврами. Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его. Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства. Впрочем, мы и наказаны: ее лица не увидим никогда.
Вскоре на полотнах появились все необходимые атрибуты «сладкой жизни»: богатые интерьеры, пышные наряды, дорогие развлечения. Однако его зависимость от де ла Гранжа сохранилась. Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала. Выходные – выходные. Заметна также и нравственная двойственность картины художника: девушка пьет вино с мужчинами (вГолландиитакая женщина считалась развратной), двое кавалеров Хоха ведут себя с фамильярностью, почти невозможной в светском дамском обществе.
Изображал сцены бюргерского быта (преимущественно хлопоты хозяйки дома), добиваясь особой поэтической одухотворённости в изображении домашней среды, наполненных солнечным светом интерьеров и двориков («Дворик», см. Кальвинизм не дозволял изображений в церквах. Он почерпнул у них новые сюжеты (музицирование, чтение и писание письма) и художественные приемы (направленное солнечное освещение интерьера, открывающийся через дверной проем вид на смежные комнаты или улицу), которые успешно применял в последующем творчестве. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. Здесь он в 1654 году женился на местной уроженке Аннетье ван дер Бурх, от которой в браке родились семеро детей.
То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из совершенно не связанных друг с другом элементов. Единственный пример изображения прислуги за работой можно увидеть на дальнем плане композиции «Улочка» (1657/1658 г., Амстердам, Рейксмузеум).
Здесь же художник написал свои лучшие работы. Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам.
Так и сейчас, с улицы пришли и туда же уйдут и мальчик-нищий и офицер-кутила. Он проявил здесь присущее ему чувство архитектурного пространства и его организации.
Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. Но его поздние вещи – проще, грубее, даже вульгарнее. Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги.
Каждый из них пришел к своему решению. Его картина «Голландский дворик», пленяющая непосредственной жизненностью изображения, как бы воплощает в себе ту тихую и скромную поэзию повседневности, которая столь характерна для голландской жанровой живописи той эпохи. Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью. «Дама с двумя кавалерами»относится к периоду творческого расцветаХоха. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи.
Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине художника «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы. Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х. Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им. Плата скорее почасовая, чем аккордная.
Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека». Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги. Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» – сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле».
В работе «Хозяйка и служанка» художник пишет в бытовавшем тогда дельфтском стиле сценку из будничной жизни горожан. Его привлекала живопись харлемских художников —жанристы круга Франса Хальса. Почти идентичный интерьер изображен в более поздней картине Питера де Хоха «Женщина, чистящая яблоки» (ок. Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное. Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика. В «Голландском дворике» Национальной галереи царит этот же дух лирической созерцательности. илл.
В это время он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Николаса Маса. 56. Полотна его чистые, светлые, насыщенные красками, цветами и солнечным светом. «Голландцы сделали картины предметом торговли, – свидетельствовал тогда же путешественник – француз, – они вкладывают в них много денег, чтобы еще больше из них выколотить». Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Работал в Делфте и Амстердаме.
Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. На вторую половину 1650-х и начало 1660-х годов падает расцвет творчества де Хоха. Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала. В 1642—45 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде. Де Хох недаром слывет художником интерьеров и внутренних дворов. Большинство персонажей данных композиций — женщины и дети.
Обрамление окон, притолоки и пороги дверей образуют как бы рамы, обрамляющие, «кадрирующие» эти просветы. Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство. Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства. О пристальном внимании, которое протестантские писатели уделяли взаимоотношениям бюргерства с прислугой, надзору хозяек над служанками как одной из главных функций замужней женщины, можно судить по фрагменту из трактата Уильяма Пер-кинса «Христианское хозяйство» (1613). В сущности, лучшие картины художника — лишь около тридцати полотей. «Пряха», около 1658, Бакингемский дворец, Лондон «Хозяйка и служанка», Эрмитаж, Ленинград «Мать у колыбели», Картинная галерея, Берлин-Далем, оба около 1660 и др. ). Пожилая дама сидит, держит в руках предметы для рукоделия и обращает отвлеченный взор к рыбе для ужина в медном ведерке, принесенной с рынка служанкой.
Далеко не все из этих работ являются шедеврами. Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется. Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство. Круг тем Хоха очень узок. Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой. В картине Метсю «Женщина за вышиванием» (ок. Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине Хоха «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы.
В этих словах выражена сама суть искусства Хоха 8212 его «одушевленность». Главным становится изображение пространства. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни». Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника. Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой. Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется. В произведениях Питера де Хоха обычно нет никакого сюжета, никакого повествования.
Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника. Пышнее интерьеры и костюмы. nbsp nbsp Двенадцать знаков зодиака делятся также на три группы качеств из четырёх знаков. Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку. В картине «Военный и служанка» он не высвободился еще окончательно из плена монохромной живописи. Он почерпнул у них новые сюжеты (музицирование, чтение и писание письма) и художественные приемы (направленное солнечное освещение интерьера, открывающийся через дверной проем вид на смежные комнаты или улицу), которые успешно применял в последующем творчестве.
Что известно о Питере де Хохе, То немногое, если мы не учтем резкой перемены положении в художников в Голландии, останется непонятным, происшедшей к середине ХVII века. Голландская живопись – картина Паррасия: полная иллюзия приземленной реальности. Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь». Золотистые тона оттенены чистыми пятнами красного, синего, лимонно-желтого цвета. В 1660-х гг.
Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. Она не может заметить нас и возникает стыдное ощущение: мы подглядываем. Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте.
Глядя на картину художника, видно как плетется ткань человеческого бытия. Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции. Достоверно известны 163 его работы, 75 из них написаны в последние четырнадцать лет. Ее красные и темно-лиловые одежды глухих тонов противопоставлены холодным серебристо-серым нарядам господ.
Торжествует знакомый ренессансный принцип. Изменился и облик действующих лиц. «Интерьер голландского дома» 8212 картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха.