В истории русского искусства немного найдется столь «русских» и жизнерадостных художников, как Константин Федорович Юон. Константин Юон российский, а позже советский художник, оказавший значительное влияние на русскую живопись во второй половине XX века. Константин Фёдорович Юон (12 (24) октября 1875, Москва — 11 апреля 1958, Москва)— российский и советский живописец, мастер пейзажа театральный художник, теоретик искусства. Константин Юон отличился не только как художник.
С 1892 по 1898 год Константин Юон учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. 11 апреля 1958 года выдающий художник Юон Константин Федорович скончался. Константин Федорович Юон умер в апреле 1958 года. Константин Юон, произведения которого являются жизнеутверждающими, всегда изображал природу рядом с человеком, составляющим с ней одно неразрывное целое. Константин Юон (1875—1958) — русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства.
Константин Федорович Юон – представитель старшего поколения советских живописцев. Константин Юон с 1892 по 1898 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1892 по 1898год Константин Юон учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Константин Юон – представитель символизма и модерна, органично продолживший эти традиции всоветскую эпоху.
Художник Юон Константин Федорович родился в 1875 году 12 октября в городе Москве. Константин Фёдорович Юон (1875—1958)— русский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства. Константин Фёдорович Юон родился 12 (24) октября 1875 года в Москве в семье страхового агента, выходца из Швейцарии. Константин Юон с 1892 по 1898год учился в МУЖВЗ.
Константин Юон родился 24. 10 (5. 11. ). Константин Юон – представитель символизма и модерна, органично продолживший эти традиции в советскую эпоху. Константин Фёдорович Юон (1875—1958)— русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства.
Он увидел здесь сочетание старинной монастырской архитектуры с живым народным бытом. После революции он начинает работать над большими композиционными полотнами. Юон называл Серова своей художественной совестью, «без которой трудно работать и трудно постигать новое». В это же время он пишет большое число портретов. Смех» (1930) и «Подмосковная молодёжь» (1926). Свежесть и сочность юоновских эскизов привела в восторг Шаляпина.
Юона рано начали увлекать памятники старой русской архитектуры, в первую очередь Москвы и Подмосковья: Кремль и Китай-город, Троице-Сергиева лавра, Коломенское. На картинах Юона они живут в едином ритме. Все это ближе северной русской душе, чем яркое солнце Франции. У этой картины есть своя история, связанная с Казахстаном. Успех пришел к нему очень рано и всегда ему сопутствовал.
Мартовское солнце на закате зажигает стволы и ветви деревьев ярким пламенем. Родился художник в Москве в 1875 году. Жизненный и творческий путь Юона тесно связан с Москвой.
В декорациях к опере Юон проявил себя не только глубоко национальным художником, но и серьёзным исследователем истории России, её быта и архитектуры. Но душевного равновесия он обрести уже не смог. Интересно и ново композиционное решение картины. Живопись Юона показывает последние полтора-два десятка лет стабильные, без сильных колебаний (исключая последний сенсационный рекорд) результаты.
Последняя – одна из лучших работ Юона 1920-х годов. Тверской бульвар» (1909), «Тройка у старого Яра. Окружающие любили его. В 1910 году Юон написал одну из лучших своих работ, посвященных Троицкой лавре, – картину «Весенний солнечный день».
Москва вскормила во мне основные интересы и увлечения», – говорил Юон. В первом начальном классе преподавал только один преподаватель — это был Касаткин. У Серова молодёжь всегда находила решение любого творческого вопроса. С 1943 по 1948 Константин Юон работал главным художником Малого театра.
Народный художник СССР (1950), действительный член АХ СССР (1947). Видно, что вся эта дружная семейка с нетерпением ждала весну. Однако, в противоположность позднему импрессионизму, узаконившему этюд, Юон продолжает классические традиции русского реализма, всегда считавшего высшим итогом творческой работы законченную картину. Вспоминая о своем увлечении импрессионистами, художник писал: «Я был не в силах даже ослабить в своём сознании величие воспринятого ранее искусства передвижников и шедевров, собранных в Третьяковской галерее.
Для художника всё важно и значительно, он подмечает и большое и малое. Начиная с середины 1900-х годов его знала почти вся образованная общественность России. В советское время начал с воплощения революционной темы в символико-аллегорических композициях (Новая планета, 1921) в дальнейшем выступал как хранитель реалистических традиций русского искусства (Купола и ласточки, 1921: Конец зимы. После этой выставки, организованной С. П. Дягилевым, семеро русских художников (в их число вошел Юон) были приняты в члены парижского Осеннего Салона с правом экспонировать свои работы без жюри. Художник, как и раньше, подолгу живет в Лигачёве и много трудится. Топовые цены на него колеблются в пределах полумиллиона фунтов (масло «Танец работников спичечной фабрики, Лигачёво» было продано за 568 000 фунтов 31 мая 2006 года на аукционе Sothebys, на том же Sothebys пейзаж «Троице-Сергиева Лавра зимой» ушел за 872 500 долларов 4 ноября 2010 года.
Юоновская известность не являлась «камерной». Таковы картины «Молодые. Известен также как театральный художник, работал в области графики. Стоя перед картиной, словно ощущаешь морозный воздух и голубизну неба и снега. Успенский собор изображён с высоты куполов, высоко вознёсшихся в голубое небо.
Творчество Юона стало более целеустремлённым. являлось трезвым регулятором в моём сознании. У него был на редкость счастливый брак. Это были фантастические проекты невиданно прекрасных городов. Зима» (1909) и другие.
При мне были Серов и Архипов. Лигачёво» (1915). Это настоящая русская «матушка-зима». В этом году он женился на К. А. Никитиной, крестьянке села Лигачева Московской губернии.
В ней художник снова обратился к теме Троице-Сергиевой лавры. Член объединения Мир искусства, один из организаторов Союза русских художников, член АХРР (с 1925). Среди московских произведений дореволюционного периода значительной является большая акварель «Москворецкий мост» (1911). Бенуа, И. Э. Грабарь, П. П. Муратов, потом А М. Эфрос, Д. Е. Аркин. Все это повлияло на формирование манеры Юона.
Его учителями были такие прославленные художники, как К. А. Савицкий (жанровый художник, передвижник), А. Е. Архипов (передвижник, основатель Союза русских художников), Н. А. Касаткин (передвижник, один из основателей социалистического реализма). События первых лет войны требовали серьёзного творческого осмысления. Константин Юон – поэт обыденной, неспешно текущей жизни России, он умеет поразить зрителя неожиданным художественным импульсом. В 1920-х — 1950-х оКонстантин Юон создал ряд портретов, картин на темы истории революции и современной ему жизни, в которых придерживался реалистической традиции. В начале 1900-х годов он совершил длительную поездку по старинным волжским городам.
Панорама написана художником с колокольни. Это групповой портрет девушек – жительниц Лигачёва. Этот мотив очень поэтичен и буквально заражает своей реалистической непосредственностью. Она рисует Красную площадь, Кремль, советский народ в исторический день парада 7 ноября 1941 года, когда война была объявлена «священной, отечественной».
В 1899 году И. А. Морозов приобретает для своей коллекции картину Юона «Березы», в 1900 году Третьяковская галерея покупает акварель «У Новодевичьего монастыря весной». С 1925 – член Ассоциации Художников Революционной России. И. Сурикова, профессор. Сначала его увлекла эстетика «мирискуссников» с их культом утончённого искусства для «избранных личностей», с их поисками нового стиля. Из произведений первых лет революции наиболее значительна картина «Купола и ласточки» (1921).
Доходность его работ неуклонно растет, невзирая на кризисы и общие проседания рынка. Отец хоть и служил в страховом ведомстве, но был человеком по-настоящему культурным. К основному же направлению творчества Юона применимо понятие умеренного импрессионизма. Но эти впечатления не вскружили ему голову. В это время Юон много путешествует и работает. Полдень» перед нами обычный уголок Подмосковья. Одна из самых популярных в обществе картин Юона это "Купола и ласточки".
Плодотворно работал как художник театра (был, в частности, главным художником Малого театра в 1945–1947) и педагог (с 1900 преподавал в собственной студии, а позднее в ленинградской Академии художеств и московском Художественном институте имени В. И. Сурикова). Всё наблюдено в жизни. В послевоенные годы картины Юона становятся сложнее по композиции и обобщённее по темам. Он принимал участие в выставках «Мира искусства», Союза русских художников. Нестеров как бы находится «внутри» монастыря и не замечает архитектуры и людей. В «Русской зиме» (1947) Юон выступает подлинным поэтом русской природы.
В эти годы складываются основные черты картин Юона. – Ред. ). Одновременная работа с Шаляпиным над спектаклем вдохновляла и увлекала молодого художника. Позднее Архипов перешел в натурный класс. Они очень разные и в то же время есть в них и нечто общее.
Суриков многому научил молодого художника. Ещё в ученические годы он писал бытовые сценки из жизни московских окраин. Семья Юонов жила в одном из старинных уголков Москвы – Лефортове. Всю свою жизнь Юон был патриотом, певцом, бытописателем старой и новой Москвы. В 1921 избран действительным членом Российской Академии художественных наук.
Юон великолепно почувствовал колорит зимнего русского базара с пёстрыми тканями, развешанными и разложенными на земле, лавками и двухэтажными флигелями, запорошенными сухим снегом. На ней изображена старшая дочь Т. Яблонской, Лена, которой в ту пору было 13 лет. Работы, созданные им «под опекой» Серова, наперебой скупали московские и петербургские коллекционеры. Лигачево", оба 1947) и те, что написаны по воспоминаниям юности и связаны с поэтической стороной жизни и быта старой Москвы, воспитавшей художника ("Кормление голубей на Красной площади в 1890-1900 годах", 1946).
На осевшем пористом снегу видны глубокие следы от валенок. Его поразила живописность Лавры и обступившего ее города. Радостный момент пробуждения природы от зимнего сна, когда очень чист воздух, ярка лазурь неба, когда всё пронизано солнечными лучами, а сине-белый снег по-особенному хрустит под ногами, тот самый момент, который М. М. Пришвин метко назвал «весна света» явился темой его пейзажа «Мартовское солнце. Он прожил долгую жизнь. Даже в самых своих «понятных» работах Юон обладал способностью смотреть на привычную реальность сквозь магическое стекло своего творческого дара. Репродукцию картины «Утро» печатали в журналах, на страницах школьных учебников, ее вырезали и вешали на стенах.
Особенно большое впечатление произвело на него искусство В. И. Сурикова. Он автор созерцательного пейзажа "Купола и ласточки" и одновременно создатель экзальтированной космической композиции «Новая планета». Но более характерны для него сельские и архитектурные пейзажи, четкие по композиции и плотные по цвету, дающие не мимолетную импрессию, а устойчивый образ обжитой земли или исторической «почвы», знаменитой либо совсем обыденной (К Троице, 1903 Весенний солнечный день, 1910 Мартовское солнце, 1915 Купола и ласточки, 1921 все работы – в Третьяковской галерее, Москва). В картине под названием «Конец зимы. Константин Юон работал преимущественно как пейзажист, снискав «широкую известность» у московской и петербургской публики. Верность преподобному Сергию сохранял всю свою жизнь М. Нестеров. С 1957 – первый секретарь правления Союза художников СССР.
Полдень), запечатлел события революционной истории (Штурм Кремля в 1917 году, 1947), образы людей советской эпохи (Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года, 1949 Утро индустриальной Москвы, 1949 все упомянутые произведения – в ГТГ). Широкий Москворецкий мост запрудил поток пешеходов. В доме бывало много молодёжи, часто ставились живые картины и устраивались детские спектакли. По этому поводу Юон писал в «Автобиографии» : «Моя собственная любовь к истории и к древностям, к декоративной и красноречивой красочности форм ушедших веков в соединении с живой жизнью и в живом свете – влекли меня к нему (Сурикову.
Символистская поэтика Юона острее всего проявилась в цикле рисунков Сотворение мира (1908–1909) – с природой и светилами, нарождающимися из первозданного хаоса. Он тут же приобрел их у автора.
Глядя на неё, невольно вспоминается постоянное стремление художника «по-пушкински» воспеть пейзажи Подмосковья и средней полосы России. Никольские ворота 2 (15) ноября 1917 года", 1926 "Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года", 1942). О нем писали ведущие критики и искусствоведы его времени -А. Н. «Всю жизнь пишу Москву – и всё не насытюсь. В 1920 получил первую премию за проект занавеса для Большого театра.
Но и повседневная жизнь озаряется какой-то праздничной оживленностью, энергией и смыслом. Ему никогда не приходилось бороться с нуждой. Постепенно возник замысел новой картины, посвящённой Москве. «В последнее время, – писал художник, – я стал работать не только аналитически, как прежде, а более синтетически». Серов был замечательным художником и чутким педагогом. В Москве началась моя живопись.
Доктор искусствоведения. Любимой темой художника была ранняя весна. В 1921 избран действительным членом Российской Академии художественных наук.
С 1957 — первый секретарь правления Союза художников СССР. Юон не был обделен признанием. Здесь он родился 24 октября 1875 года. Юон словно забыл о своем рационализме и вскоре женился на ней, чем навлек на себя гнев отца, который выгнал его из дому. На фоне розовых, красных, белых башен и зданий лавры и живописно разбросанных у их подножья маленьких домиков и лавок посада едут цугом в санях на «поклон» к Троице именитые москвичи. Занимал должности директора Научно-исследовательского института Академии художеств СССР (1948–1950) и первого секретаря правления Союза художников СССР (1956–1958).
Юон оставил много работ разного уровня. Безмолвно стоят фигуры сторожей в огромных рыжих тулупах. Примером могут служить его пейзажи 1940-х годов. Всё это изображено очень живо, непосредственно, метко.
Учился в МУЖВЗ (1892-98) у К. А. Савицкого, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина (по окончании работал там же в мастерской В. А. Серова в 1898-1900). Колорит картины необычайно праздничен. Лигачево", "Раскрытое окно.
Картина «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» стала одной из значительнейших в творчестве художника. После революции почести, высокие награды, звания, руководящие должности как бы искали его сами. Невзгод было меньше – это размолвка в течение нескольких лет с отцом (служащим банка) из-за женитьбы Юона на крестьянке и ранняя смерть одного из сыновей. В 1892 г. Юон поступил в МУЖВЗ, где занимался у К. А. Савицкого, Н. А. Касаткина, А. Е. Архипова, В. А. Серова. Публика заметила его картины еще на ученических выставках и раскупала их так охотно, что студент Юон смог предпринять путешествие по России и по Европе. Впоследствии его картины были всегда желанны и на выставках передвижников и на выставках Мира искусства и СРХ (членом которого он был). Преподавал в собственной студии в Москве (совместно с И. О. Дудиным 1900-17), МХИ (профессор в 1952-55) и других учебных заведениях. Мерным, спокойным шагом идут по рыже-коричневой грязной весенней дороге кони.
Тяготение к русским национальным формам, к образам родного прошлого и настоящего, к идеям народного искусства. Москва сыграла в моей художественной жизни большую роль. Внизу развёртывается широкий, необозримый простор земли. Оно мне диктовало необходимость не превращать систему импрессионизма в самоцель». Здесь в 1915 году он пишет свой самый известный пейзаж "Мартовское солнце".
С поступлением в училище Юон попадает в атмосферу обновления русского искусства. Есть в этой картине какая-то особая свежесть и чистота. В 1940 выполнил эскизы мозаичного оформления Дворца Советов. Константин Юон работал преимущественно как пейзажист, снискав «широкую известность» у московской и петербургской публики. В конце 1890-х гг.
Любимый город представал перед ним в новом грозном облике. Троице-Сергиева Лавра притягивала к себе многих мастеров. Интересен пейзаж этюдного характера «Зимой на баржах» (1902) изображающий уголок волжского залива у Нижнего Новгорода в серый зимний день. Юон признавался, что в нем жили как бы два человека, с одной стороны стремящийся навстречу стихийному народному началу, с другой – считавший, что прекрасное доступно лишь избранным натурам.
Детство его прошло в Лефортове среди старинных дворцов, парков и церквей. Воспетые в стихах русские березы и рыхловатый снег. Он стал признанным живописцем в довольно раннем возрасте. Вся композиция освещена яркими лучами весны.
О тонкой наблюдательности молодого художника свидетельствовала картина «Красный товар» (1905) изображающая уголок базарной площади в Ростове Великом. Развивая эту тему, позднее запечатлел революцию в виде грозного космического катаклизма (Новая планета, 1921). Самой ранней работой Юона в театре были эскизы декораций к опере Мусоргского «Борис Годунов», поставленной в Париже в 1913 году во время «Русского сезона», организованного С. Я. Дягилевым. Писал он её в свежий, солнечный, ветреный майский день.
Его семья происходит из Швейцарии и давно осела в России (отсюда, возможно, генетическая пунктуальность). Судьба всячески благоволила К. Ф. Юону. Юону были понятны и близки сюжеты суриковских картин их самобытные могучие герои.
Это картины «Ночь. И представляется, что в будущем тенденция эта не должна сколько-нибудь сильно поменяться. С 1925 — член Ассоциации Художников Революционной России. Реставраторы стали расчищать иконы и обнаружили яркие, чистые цвета. В 1950 был удостоен звания «Народный художник».
В 1950 был удостоен звания «Народный художник». Директор Научно-исследовательского института теории и истории изобразительного искусства АХ СССР (1948-50), первый секретарь правления СХ СССР (с 1957).
Март, 1903, Мартовское солнце, 1915). Константин Юон родился в Москве в 1875 году. В 1920 получил первую премию за проект занавеса для Большого театра. Кажется, что автор ведомый какой то неведомой силой творил эту композицию, до чего же она реальна, сотворил все11 апреля, что видел.
В 1952–1955 преподавал в Московском государственном художественном институте им. В. Шумят у своих гнёзд грачи. Юон принципиально оставался верен реалистическим традициям. В картинах с эффектами ночного освещения действие также происходило в Москве. в нем преподают Серов, Коровин.
Пейзажи этого времени близки по манере исполнения более ранним работам 1910-х годов, в которых тесно переплелись элементы импрессионизма и «передвижнического реализма». В жизни и творчестве Юон Константин Федорович был счастливым и удачливым человеком. В строгой системе соцреалистических выставок пейзажи Юона иногда «тематические» (Штурм Кремля в 1917 году, 1947 там же), неизменно привлекали своим прочувствованным историзмом либо просто задушевной лирикой. Эта большая по размеру картина обладает удивительным воздействием на зрителя. В 1923 году на выставке Ассоциации художников революционной России (АХРР) появляется небольшое по размерам произведение «Парад на Красной площади». Проходил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Доктор искусствоведения. С 1943 по 1948 Константин Юон работал главным художником Малого театра. Очень свободно, естественно и живо разместил художник фигуры людей: стоят, греясь на солнышке две девушки, проходя мимо, залюбовалась на них сгорбленная маленькая старушка, веселятся ребятишки у снежных сугробов. Революция обострила эту внутреннюю борьбу. Начало творческого пути Юона было противоречивым. В голубизне неба парят стаи ласточек, а на горизонте видны уходящие тучи.
Он был живописцем, графиком и театральным художником. Предпоследнюю ночь так кругом все грохотало от ветра. И, наконец, в этом же, 1900 году Юон начал свою педагогическую деятельность, открыв в Москве вместе с художником И. О. Дудиным частную художественную школу, называвшуюся «Студия Юона», которая просуществовала до 1917 года.
Полдень", 1929 "Русская зима. В его образе России нет разделения на город и деревню, современное и прошлое – все удивительно едино и гармонично. Его картины очень быстро раскупались и пользовались большой популярностью. Главное место в экспозиции отведено картине Татьяны Яблонской «Утро», полной света, надежды, жизнеутверждающей силы. И. Сурикова, профессор.
Юон Константин Фёдорович (1875-1958), советский художник. Это типичная юоновская композиция: действие развёртывается на фоне архитектуры Кремля и Китай-города. В Париже Юон работает в частных мастерских, увлекается Гогеном. Для него наступает период зрелости таланта.
У дома со склона, катаются на лыжах подростки, о чем то хлопочут куры, все это придает впечатление некоей «обжитости» и тепла. 1900 год был знаменательным в жизни художника. В его произведениях появляются характерные, типические образы советских людей. Он был живописцем, графиком и театральным художником. И здесь наконец-то Юону стало ясно, что своё «художническое счастье» надо искать только у себя на родине. В 1940 выполнил эскизы мозаичного оформления Дворца Советов.
Это общее – их молодость искренность, жизнерадостность. Вмёрзла в лёд густо запорошенная снегом баржа, будто погрузившись в долгий зимний сон. С 1903 был постоянным экспонентом Союза русских художников, с 1904 – входил в состав Комитета «Союза». Но за этой художественной гармонией стояли внутренние сомнения художника.
Он любил радость и красоту в природе и жизни охотнее всего изображал солнце, снег, яркие народные одежды, памятники древнерусской архитектуры (Троицкая лавра зимой, Весенний солнечный день, обе 1910 Мартовское солнце, 1915). По словам искусствоведа Д. Аркина: «Юон верен большой традиции русской пейзажной живописи, сумевшей найти для родной природы ясные и чистые звуки неторопливой речи».
Не обретя ещё своего творческого «я», но полный желания найти себя в искусстве, Юон предпринимает заграничное путешествие. Константин Юон принимал участие в выставках Московского товарищества художников (1899, 1902), Товарищества передвижных художественных выставок (1900), «Мира искусства» (1901, 1906). Особое место в его живописи и графике заняли мотивы Троице-Сергиевой лавры (в 1922 издал альбом литографий Сергиев посад). Одним из первых произведений, посвящённых этой теме, была картина «К Троице» (1903). В 1952 – 1955 преподавал в Московском государственном художественном институте им. В. Этот пейзаж строг и лиричен одновременно.
В Сергиев Посад Юон впервые приехал в 1903 году. С замечательным мастерством он создает ясную, завершённую композицию. Эта картина – в какой-то мере дань художника импрессионизму. Партию Бориса пел Шаляпин.