Ушел из жизни Валентин Александрович Серов 22 ноября 1911 года. Кажется, с самого первого своего вздоха русский художник Валентин Александрович Серов был обречен стать уникально образованной и исключительно развитой личностью. Валентин Александрович Серов (7января1865, Санкт-Петербург— 22ноября 1911, Москва)— русский живописец и график, мастер портрета.
Валентин Александрович Серов родился в 1865 году в Санкт-Петербурге, в семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Серовой (урождённой Бергман из крещёной еврейской семьи). Валентин Александрович Серов и сам воспитывал будущих художников, когда с 1897 по 1909 год преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Валентин Александрович Серов родился в 1865 году в Санкт-Петербурге, в семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Серовой (урождённой Бергман из крещёной еврейской семьи).
Валентин Александрович Серов родился в 1865году в Санкт-Петербурге, в семье композиторов АлександраНиколаевичаСерова и Валентины Семёновны Серовой (урождённой Бергман из крещёной еврейской семьи). Валентин Александрович Серов покинул этот мир 5 декабря 1911 года после приступа стенокардии. По воспоминаниямВалентина Александровича Серова, он писал портрет Веры «с упоением» и сделал его всего за месяц. Серов Валентин Александрович – выдающийся русский художник, творчество которого во многом определило художественный облик своего времени.
Валентин Александрович Серов (719января1865, Санкт-Петербург— 22ноября 5декабря1911, Москва)— русский живописец и график, мастер портрета. Валентин Александрович Серов (7 (19) января 1865, Санкт-Петербург — 22 ноября 1911, Москва) — русский живописец и график, мастер портрета. Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Его отец, Александр Николаевич Серов, был композитором и музыкальным критиком. Валентин Александрович Серов скончался 5 декабря (22 ноября по старому стилю) 1911 года в Москве, от приступа стенокардии.
Валентин Александрович Серов – один из крупнейших художников-реалистов рубежа 19-20 веков.
Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Серов традиционен в истории русской живописи его можно было бы назвать сыном Репина. равно как и в жанре исторической графики, черты монументального графического видения проступают в портрете С. П. Дягилева (1904 г) исполненного маслом, портрете Иды Рубенштейн (1910 г. ) и в варианте «Похищение Европы» (1910 г. ). Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности.
Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Мать Серова, Валентина Семёновна (урождённая Бергман), была талантливой пианисткой. Летом он два месяца гостил в имении Трояновского и посещал соседние имения Обнинских Белкино и, где им был создан пастельный портрет Клеопатры Обнинской с зайчиком этот рисунок считается одним из лучших лирических портретов в графике художника. Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств. Его влечет свободная творческая работа.
В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене. Родился сын Георгий. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома».
Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, – вот, в сущности, тема картины. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков.
Дервиза Домотканово. К примеру, портрет, на котором был изображен шестнадцатилетний Феликс Юсупов, сын состоятельных промышленников и магнатов, выдавал многочисленные пороки, капризность и избалованность «графчика» (как за глаза называл его сам художник). Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Рисунок Серова постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908, Т. П. Карсавиной, 1909, – оба в ГТГ многочисленные рисунки к басням И. А. Крылова, 1895-1911, ГТГ, ГРМ и других собраниях). В годы Революции 1905-07 Серов создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих царское правительство и карателей будучи действительным членом петербургской АХ (с 1903), в 1905 ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января. и жанром («Заросший пруд.
Домотканово, 1904 обе работы – Третьяковская галерея). Был написан портрет императора Николая II. Сам Серов объяснял ее позу и выражение на портрете словами: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо». Были две абсолютно разные фигуры того же мальчика. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства».
Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». В эти году (в мае 1887 года) Серов впервые посетил Италию, воочию увидев творения итальянских мастеров.
Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. Отец вскоре умер, а мать поехала продолжать свое музыкальное образование за границу. Преподавал в МУЖВЗ (1897-1909) среди учеников – П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. 1890 год— начал давать частные уроки рисования: с конца предыдущего года— Володе фон Мекк— сыну В. К. фон Мекк, затем дочери титулярного советника Надежде Трембовельской.
Был членом «Товарищества передвижников» и объединения «Мир искусства». Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Абрамцево), с которым был тесно связан молодой Серов. Лучшим произведениям раннего периода (Девочка с персиками, 1887, Девушка, освещённая солнцем, 1888, – оба в ГТГ), в которых Серов утверждал идеал юности и красоты, счастливого и радостного бытия, присущи непосредственность восприятия натуры интерес к разработке световых и цветовых эффектов, к передаче световоздушной среды. С начала 90-х гг. Упорно добиваясь «свежести живописи при полной законченности», Серов замучил многодневными сеансами и Верушу Мамонтову и свою двоюродную сестру М. Я. Возможно именно благодаря этому маленький Валентин рос по-настоящему творческой личностью.
Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». В этом портрете Серов изображает жену известного московского капиталиста именитую московскую красавицу, на фоне богатого туалетного столика, отделанного модной тогда карельской березой. В их доме часто собирались «петербургские знаменитости».
потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. Но ведь подлинные продолжатели традиций не останавливаются на месте, а идут вперед и ищут. Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье.
Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. После знакомства с мужем она бросила консерваторию, увлеклась революционными идеями «шестидесятников», следовала убеждениям нигилистов. Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд.
Середина 1880-х гг. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Баба с лошадью», 1898 «Стригуны на водопое. СЕРОВ, ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1865–1911), русский художник (художник и график), представитель русского импрессионизма и модерна. И никто ещё из русских художников, даже самых прославленных, не передавал этой поэзии юности с такой пленительной свежестью, с таким изящным, тонким мастерством.
Будучи частым гостем в Абрамцево с 1891 года начал пробовать себя как скульптор исполнив там З. В. Мориц. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву.
1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. В ореоле струящегося света мягко вырисовывается «девочка в розовом» с приколотой к черному банту красной гвоздикой. Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть, свидетелем был приглашён И. Е. Репин).
Особенно не по-детски он взялся за схватывание характера энергичными чертами, когда я указал ему их на гипсовой маске. Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился). В свое время многие полотна остались непонятыми и не принятыми широкой публикой.
Серов становится едва ли не первым портретистом России, если кому-то в этом плане и уступая, то лишь одному Репину. Царственно красив могучий бык с лирообразно изогнутыми рогами и человеческим взглядом. В их доме всегда было многолюдно, велись оживленные разговоры об искусстве интересные научные и культурные диспуты.
Вопрос нерешаемый. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8.
1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Созданные им портреты Кончаловского, К. Коровина (1891 г. ) и И. Е. Репина (1892 г. ), Е. И. Лосевой (1903 г. ) по-серовски выражают различные черты характера и, вместе с тем, апеллируют к почерку самих художников, с узнаваемыми приёмами используемыми ими в своих полотнах. «Все, чего я добивался, – говорит Серов о своих работах этих лет, – это – свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Портрет самого С. И. Мамонтова (1887 г. ), П. А. Мамонтовой (1887 г. ), М. Ф. Якунчивой (1888 г. ), Л. А. Мамонтовой (1884 г. – первое значительное произведение художника) и знаменитая «Девочку с персиками» – портрет В. С. Мамонтовой (1887 г. ) выразили приверженность Серова не только импрессионизму, созвучного творчеству Ренуара, но и рождение собственного художественного видения, зрелого и уверенного собственного почерка.
Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880-85) у П. П. Чистякова. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. В 1890-м году Серов впервые обратился к жанру религиозной живописи, совместно с М. В. Врубелем в создании картины «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам) для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме при фабрике П. М. Третьякова и В. Д. Коншина. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова. Так рождались тонкие творения мастера.
Серов видел Петра ужасным, а не «слащавого оперного героя и красавца», как он писал. Самому художнику в это время было 23 года. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника.
Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился. Наезжал в Абрамцево. Самому Левитану портрет очень понравился, а Серову – не очень. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба.
Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. За границу уехала Валентина Семеновна, но сына она с собой не взяла, оставила его в России.
Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки. » — Русский музей). мастерство Серова-портретиста достигла апогея. Морозовой и С. М. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага.
В 1871 году отец мальчика скоропостижно скончался. Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни.
И. Левитан», 1893 «Н. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Отец умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем.
А. Коровин», 1891 «Я. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н. Я. Дервиз с ребенком, 1888 – 1889 Мика Морозов, 1901 оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894 все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова (см. Искусствоведы писали о «подлинности» этой картины. Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897).
В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Заметив его страсть к рисованию, она из Мюнхена, где они тогда жили, поехала в Париж, к знакомому ей Репину и всю зиму 1874/75 года Валентин брал уроки у автора «Бурлаков». Разрыв Серова с императорским домом пришёлся на события 9 января 1905 года, когда сам художник также вышел из Академии художеств, которую возглавлял великий князь Владимир Александрович, сыгравший большую роль в «кровавом воскресенье».
Существует поговорка: «Дети, будьте осторожны в выборе своих родителей. ». Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Чистяков. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых.
Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения. Так и не доучившись до конца, гениальный художник Серов выбирает свободное творчество вместо строгих законов академизма и постоянных наставлений преподавателей.
Это произведение вместе с портретами М. Ф. Проведя два года в занятиях рисованием и живописью под руководством И. Е. Репина (в мастерской которого в Париже рисовал в продолжение одной зимы, будучи еще 8-9-летним мальчиком), поступил в ученики Имп. Самое сильное и интенсивное пятно — лицо актрисы. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом.
Римского-Корсакова (1898). Цельный нераздробленный силуэт актрисы воспринимается как скульптура или колонна, шлейф длинного платья — как постамент. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Ему уже нечему было в ней учиться, а к академическим наградам и диплому он был равнодушен.
Левитана 1893 года. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». В 1887году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). Серов традиционен в истории русской живописи его можно было бы назвать сыном Репина.
В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Создание Серовым «Девочки с персиками» во многом перевернуло представление о детском портрете. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой. В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О. Ф.
Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М. Он рано начал учиться рисовать, учился у многих художников (у австрийского художника Кёппинга, у Репина, в Академии художеств у Чистякова), рано выучился и стал самостоятельным. Предпринимая попытку поставить «Юдифь» на сцене Мариинского театра в 1887 году, так и не состоявшуюся, Серов принял деятельное участие в постановке оперы в 1898 году в Частной опере вместе с Коровиным. В 1906 году к Серову обратился известный издатель и книгопродавец И. Н.
На лето учитель с учеником ехали в Хотьково, где вместе ходили на этюды. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Левитана, литератора Н. С. Ему неизвестно было чувство удовлетворенности. К числу лучших произведений романовской серии относится портрет Николая II 1900 года. С 1899 года В. А. Серов работал над иллюстрациями к книгамКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц) средство информации.
Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И. Когда же Серов выполнил мастерский этюд с горбуна – того самого, который позировал Репину для картины «Крестный ход в Курской губернии» – Репин сказал ему: «Ну, Антон (близкие звали Валентина Антоном), пора поступать в Академию». «Девочка с персиками», как я назвал в свое время этот портрет-картину, давно уже вошла в золотой фонд русского искусства.
Вот таким образом он и стал тем художником, который органично соединил искусство XIX и XX столетий. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Передвижники), Серов вынужден был много работать над заказными, как правило, парадными портретами (великого князя Павла Александровича, 1897, ГТГ С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, – оба в ГРМ), в которых всё более последовательно использовал линейно-ритмическое построение композиции и декоративные цветовые сочетания. — художник, сын известного композитора музыки А. Н. С., род. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).
Иначе. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками.
Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Александр Николаевич написал ряд популярнейших опер – «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила». С начала 1890-х гг. Римского-Корсакова, живописца И. И.
Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. Ранним утром 22 ноября (5 декабря – по новому стилю) 1911 года спешивший на портретный сеанс Серов упал и умер от приступа стенокардии. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Репина (1892), И. И. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20.
С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Здесь и создал художник одну из лучших своих картин, назвав её «Дети Саша и Юра». Домотканово», 1888 «Октябрь. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11.
Несмотря на то, что Серов превосходно владел многими техниками именно ему удалось добиться признания карандашного портрета как полноценной картины, не нуждающейся в доработке (его перу принадлежат полотна, на которых при помощи обыкновенного грифеля мастерски изображены Левитан, Шаляпин и другие известные деятели тех лет). В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). Горький», 1904 «М Я. Ермолова», 1905 и др. ). Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Баба с лошадью, 1898 Стригуны на водопое. Художник захотел написать ее портрет и попросил дать ему десять сеансов.
Так же проста и поэтична пастель «В деревне. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Картина «дети» создана в 1899 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Мы допытывались, что с ним случилось. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора».
Да ещё и с издевательствами. Им также был издан журнал «Музыка и театр». Радость, как жизненная ценность. Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы.
Таманьо» (1891), «Н. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 80-х гг., Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным, широким мазком. Большое место в позднем творчестве Серова заняла историческая живопись, отличающаяся глубиной постижения исторического содержания эпохи (Пётр I, темпера, 1907, ГТГ), богатством оттенков в характеристике героев и обстановки (Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, ГРМ). Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив.
Таковы «А. Свет играет яркими пятнами на всех предметах и на скатерти, поражая цветовыми переливами. За эту работу в 1888 году награждён премией Московского общества любителей художеств. Им хотелось все исправлять, направлять, влиять. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний.
Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Я. Дервиз с ребенком», 1888-89 «Мика Морозов», 1901 оба — Третьяковская галерея).
Серов много работал в различных графических техниках – акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, ГТГ), пастели, литографии и пр. Домотканово, 1904 обе работы – Третьяковская галерея). Рисование тетя сделала для него наградой за прилежание. Позднее, в 1907 году, «Юдифь» всё-таки была возобновлена на сцене Мариинского театра, а Серов проявил себя не только как тонкий декоратор, но и как исследователь, методично и скурпулёзно стремящийся реконструировать эпоху древней Ассирии, культура которой была открыть на рубеже веков. Валентин Серов родился в артистической семье. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней.
В портрете Ермоловой идеал Серова выражается наиболее полнокровно и ярко. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. И. Шаляпин», уголь, мел, 1905 «Г. Лескова (все четыре – в Третьяковской галерее, в Москве) и г-жи Боткиной.
Серов ещё с середины 1880-х годов был хорошо знаком с врачом и коллекционером И. И. Трояновским и через него— с семьей В. П. Обнинского. А. Коровин» (1891), «Ф. Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887 «Девушка, освещенная солнцем», 1888 обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.
Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Он вернулся в Москву. Он был все время в пути. Получив широкую известность, став в 1894 членом ТПХВ (см.
«Прошло свыше шестидесяти лет с тех пор, как написан портрет, — писал И. Грабарь. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Работа шла ежедневно: только для «Девушки, освещенной солнцем» потребовалось не менее 90 сеансов.
Через два года, в 1882 году, Серов стал учеником Академии художеств. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. В 1890-х – начале 1900-х гг. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15.
Ученики-художники убедили солдат отдать им портрет и ученики принесли его художнику Нерадовскому, который его сохранил. В 1892 году Серов начинает писать портреты высочайших особ, чему послужило поводом участие Серова (совместно с Коровиным) на выигранном им конкурсе на создание большого группового портрета Александра III в память чудесного спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года в Борках (окончен в 1894 г. ). Он создаёт серию портретных образов, в которых раскрывает общественную значимость художественной личности (портреты – М. Горького, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, уголь, 1905, – оба в ГТГ). Акимовой (1908).
В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Серова, великого князя Павла Александровича императора Александра III (находится у датского короля), своей супруги, композитора Н. А. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Это случилось в 1871 году.
В последние годы жизни написал несколько вариантов картин на сюжеты из античной мифологии, обратился к русской истории и написал портрет Петра 7 (1907). В 1890-е годы членами этого объединения были И. Репин, В. Васнецов А. Куинджи и другие. Картина вышла вовсе не школьная, а – грандиозная, хоть и не большая по размерам. С присущим ему неторопливым упорством он осваивает «чистяковскую систему» строго построенного, как бы математически выверенного рисунка, очаровывает своего учителя разносторонними способностями.
Наиболее известные из ранних произведений Серова (Девочка с персиками, 1887 Девочка, освещенная солнцем, 1888 обе картины – Третьяковская галерея, Москва) явились – несмотря на непритязательную простоту мотивов – настоящими этапами в истории русского искусства. Мало понимая в искусстве, он руководствовался лишь успешностью входящих в творческий кружок художников.
Здесь его главным наставником был П. П. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. «Все, чего я добивался, — это свежести, — говорил впоследствии художник, — той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Здесь можно вспомнить Ван Гога, наиболее яркого представителя постимпрессионистского направления. Рубеж 1890-1900-х гг.
В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Он приехал в Терноки к своему другу В. В. Коровина (1891), И. Е. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга.
Он рос среди людей, для которых самым главным в жизни было искусство. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. В конце концов, Валентин даже поселился у Репина, став членом семьи. Он пишет декоративные картины-панно на античные темы (Одиссей и Навзикая, Похищение Европы обе картины – 1910, варианты в разных собраниях). В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения. В 1885 году Серов уходит из Академии.
Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву. Материнское сердце не обманулось в предчувствиях. за этюд с натуры». Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Не менее значимы портреты великих князей Михаила Николаевича в тужурке (1900 г. ) и Георгия Михайловича (1901 г. ). Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. "Его бравурность меня смущает, – писала мать художника.
Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Начало 1890-х гг. На стене играет солнечными бликами майоликовое блюдо. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». В 1880году поступил в Императорскую Академию Художеств.
При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». С 1894 г. — член Товарищества передвижных художественных выставок, в 1898 г. — вошел в «Мир искусства». На портрете княгини О. К. Орловой – роскошная гостиная, украшенная стильной мебелью и картинами в золоченых рамах, силуэт позирующей княгини с обнаженными плечами, остро выдающимся вперед коленом, в меховом манто и огромной, словно воронье гнездо, шляпе, лицо Орловой, красивое и холодное, образуют одно целое, по выражению И. Грабаря, образ «одной из последних русских аристократок при дворе последнего царя».
Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Он был все время в пути. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске.
Серову в «выборе» повезло. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап.
Он изобразил своих старших сыновей. "Сюжеты все вышли", – отвечал он нам со вздохом отчаяния". Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермолова, 1905 Ф. И. Шаляпин, уголь, мел, 1905 оба портрета – в Третьяковской галерее Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей).
Репина (в мастерской которого, в Париже, рисовал в продолжение одной зимы, будучи еще 8 – 9-летним мальчиком), поступил в ученики Императорской Академии Художеств. Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом.
Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Н. Ермолова», 1905 «Ф. 15 в. ) привело к резкому росту выпуска книг. Матэ был известным гравером, академиком, профессором Академии художеств.
Серов искал больше, чем другие. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Жил в Петербурге и Москве. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888).
Будучи сыном крупного композитора А. Н. Серова, оставившего большой след в истории русского музыкального искусства, оставившего богатое музыкальное наследие, в том числе и оперы «Юдифь» (1861-1863), «Рогнеда» (1863-1865) и «Вражья Сила» (1867-1871), художник не мог не прикоснуться к этой теме и как сын и как сценограф. Результатом стал сильнейший сердечный приступ. Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Главные произведения этого талантливого живописца – портреты: Государя Императора, А. Н. В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермолова, 1905 Ф. И. Шаляпин, уголь, мел, 1905 оба портрета – в Третьяковской галерее Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей).
Мамонтова Веруша. УВалентина Серова это «Девочка с персиками», которую он написал в 1887 году. В 20 лет он бросил Академию, а в 22—23 года стал известным живописцем – автором великолепных картин «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» – портреты Верочки Мамонтовой и Маши Симонович, двоюродной сестры художника. Мазини» (1890), «К. Именно в это время появились психологически точно, остро написанные портреты К. Коровина, И. Левитана, Н. Лескова, Н. Римского-Корсакова. Большего контраста невозможно придумать.
Так началась целая серия портретов императорской семьи. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Матери, Валентине Бергман, не было еще и восемнадцати лет.
С. Лесков» (1894 все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Правильней всего на этот вопрос было бы ответить так: и то и другое. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Домотканово» (1895 г. ).
Здесь нельзя не сказать и теме Петра, наиболее ярко выраженной в таких работах как «Пётр I в Монплезире» 1910-1911 гг. В первую половину 1890-х гг. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. В столовой вместе с Серовым осталась только Веруша. От нее веет здоровьем, безмятежностью.
Он уже почувствовал себя вполне самостоятельным художником. кн. Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался».
академии худ. Домотканово, 1888, Третьяковская галерея Зимой, 1898, Русский музей, Петербург В деревне. Любимыми героями Валентина Серова в 1890-е годы стали художники, артисты, писатели. Серов Валентин Александрович (1865-1911), русский художник.
Известная картина «Пётр I» исполнена в 1907 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. : культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми.
Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. Домотканово, 1888, Третьяковская галерея Зимой, 1898, Русский музей, Петербург В деревне. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).
Писал он темперой, чтобы картина не отличалась масляным блеском и лоском. Репина, Т. А. На рубеже 19–20 вв. Только через год Валентина отвезли к матери в Мюнхен. Моделью для картины послужила 12-летняя дочь Савы Мамонтова – Вера.
Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. В 1900-е гг.
Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Там же Серов написал несколько портретов из которых «Девушка освещённая солнцем» – портрет М. Я. Симонович по-праву считается одно из лучших работ раннего периода творчества художника, наряду с «Девочкой с персиками». художник часто обращался к разным техникам — акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900), пастели («Стригуны на водопое», 1904), литографии и карандашу (портрет Т. П. Карсавиной, 1909).
А кар тины кажутся созданными, что называется, на одном дыхании. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. Это была великолепная школа для юного Серова. Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками». Над образом Александра III Серов работал пофотографии.
Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». В 1874–1875 и 1878–1882 брал частные уроки у И. Е. Репина, оказавшего на него особое влияние посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880–1885). Симонович, позировавшую ему в Домотканове для «Девушки, освещенной солнцем». В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год.
в Москве) и г-жи Боткиной. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Москве. «Девочка с персиками» – лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её порождение – человека. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию. В «Девочке с персиками» изображена дочь С. И.
С той же свободой и безупречным видением цвета написана и «Девушка, освещенная солнцем»: светлая блуза с цветными тенями, нежно-зеленоватыми и перламутровыми рефлексами листвы, голубые отсветы юбки на руках. Тончайшее мастерство, растущее с годами, органически сочетается тут с простотой мотива, тоже возрастающей, так что в итоге скромные, серенькие будни природы и человека оказываются воплощением Искусства как такового, причем самой чистой пробы. Сюжеты идеи, поучения отягощали их головы. Сам Серов часто говорил о себе: «Я ведь всё-таки и немного пейзажист», о чём свидетельствуют не только упомянутые выше пейзажи Венеции, но и виды Домотканово из которых примечательны «Осенний вечер. Сама картина написана в холодных голубоватых тонах.
Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Ученики Училища живописи были юноши без радости. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. Тем не менее в его творчестве в целом возобладали образы русской истории исполненные мажорного, а не критического пафоса (иллюстрации к книге Н. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, с 1900 картина Петр I, 1907, Третьяковская галерея).
А где можно было брать основной материал. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же). Он пишет декоративные картины-панно на античные темы (Одиссей и Навзикая, Похищение Европы обе картины – 1910, варианты в разных собраниях).
В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене.
Правильней всего на этот вопрос было бы ответить так: и то и другое. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом.
В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910–1911). Там, решив тряхнуть стариной, принял участие в игре в городки. Портрет, написанный на одном дыхании, отражает молодость, чистоту, радость жизни.
В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е. Л. Гиршман», темпера, 1907 «В. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой.
фон Меккк рисунка Володе фон Мекку. По рекомендации Репина в апреле Серов написал портрет жены Л. Н. Толстого, Софьи Андреевны, получив за него 600 рублей. был ознаменован обращению Серова к жанру театральной сценографии. – Невольно вспоминается отец, собиравшийся накануне смерти в Индию". Последний период (1897-1911) в творчестве Серова охарактеризовано существенным изменением его манеры, предпосылки к чему наметились ещё в Академии, когда 1885 году Серов как художник решительно начал поиски своего стиля.
Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Баба с лошадью, 1898 Стригуны на водопое. Острую иногда гиперболизированно-гротескную и социально окрашенную психологическую характеристику модели даёт Серов в портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907), В. О. Гиршмана (1911 все – в ГТГ), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба – в ГРМ). Но зрителю знаком именно образ созданный Серовым. Особую главу Валентина Александровича составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажемПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Эти работы принесли Валентину Александровичу большую известность и привлекли к нему широкий круг заказчиков.
В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали высшие магистраты — консулы, преторы, диктаторы и др. Александра III (находится у датского короля), своей супруги, композитора Н. А. Римского-Корсакова, живописца И. И. Левитана, литератора Н. С. Лескова (все четыре — в Третьяковской гал. Особым заказом императорского двора стал заказ акварели «Миропомазание Государя Императора» для альбома по случаю коронации Николая II, в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора Кремля, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года.
В этих образах царит большой стиль модернаМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи. Излюбленные модели Серова – артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891-93, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, – все в ГТГ). Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится.
Чему так завидовали многие художники конца 19 века. «Серов был реалистом в лучшем значении этого слова, — писал В. Брюсов. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование.
В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Своё «настоящее» название картина получила на VIII периодической выставке в Москве, прошедшей в декабре 1888 года. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. Единственной монументальной работой в творчестве художника стал занавес к балета «Шехерезада» 1910 года, впервые представленный широкой публике юбилейной выставке в честь художника в Третьяковской галерее в 2015 году. Женственно изящен образ кокетливой изысканно хрупкой Европы. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора.
Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И. А. Крылова). Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ». Мать будущего художника также была известной личностью.
1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Левитана (1893), писателя Н. С. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека. Мамонтовой. портрет стал основным жанром в его творчестве («К.
Мамонтова, И. Е. Домотканово», 1904 обе — Третьяковская галерея). В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил.
В Харькове им были написаны три пастельных портрета: два— жены профессора Харьковского университета К. Д. Хрущева и один— его дочери. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Был послеобеденный час и все разошлись отдыхать. Прекрасную жизнь в юности не видели.
Репин высоко оценил художественные способности мальчика и с большим удовольствием стал заниматься с ним. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап.
В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный» и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Картину «Дети» художник исполнил в то время, когда у него было много заказов, но он иногда писал для себя, как будто отдыхая от «повинности». В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора».
Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. 1902 г. ) – «Петр II и Елизавета на псовой охоте» и «Петр I на псовой охоте» рассматриваются как полотно, а не иллюстрация.
В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. Домотканово», 1895 обе — там же «Зимой», 1898, Русский музей «В деревне. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно. Ещё при жизни.
Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н. Я. Дервиз с ребенком, 1888–1889 Мика Морозов, 1901 оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894 все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели.
Профессор смог многое дать Серову: он познакомил его с экспонатами Эрмитажа, заинтересовал стилем старинных мастеров. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911 все – там же).
Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. в зеркале у края холста). Он не публиковал громких манифестов, не искал популярности, но его произведения знаменовали новый этап русского реализма. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13. Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретахПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Лескова (1894), композитора Н. А. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. В 1899 году Серов побывал на побережье Финского залива. Больше всего их восхищала простота выполнения: «взял бы вот эти цветные палочки и сам сейчас все так и написал». Одновременно Серов писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин, в которых стремился раскрыть их душевную непосредственность и чистоту (Дети, 1899, ГРМ Мика Морозов, 1901, ГТГ). Вскоре после этого B. C.
К концу лета наконец-то был окончен портрет отца, а также выполнено несколько заказов, в том числе для реформатской церкви на Большой Морской улице в Петербурге был написан портрет пастора Дальтона, а затем в Домотканово был завершён портрет хозяйки имения Н. Я. Дервиз. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Отец художника, Александр Николаевич Серов, был знаменитостью – композитор, музыкальный критик. Но ведь подлинные продолжатели традиций не останавливаются на месте, а идут вперед и ищут. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3.
серебр. Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствовал в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, в 1887 году) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-1907 годов, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907). за этюд с натуры». Среди них были и приближенные императора. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году. В 1900 году он написал портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея) самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императораИмператор (латинское imperator — повелитель) — монархический титул.
Ее организовали разночинцы. Он отдыхает душой от «российских кошмаров» в работе над поэтичными образами античной мифологии, выражая в них свою мечту о светлом будущем человечества. Вскоре Серов покидает академию.
Трубниковой. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму».
Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Вот таким образом он и стал тем художником, который органично соединил искусство XIX и XX столетий. В доме Серовых всегда было шумно и весело. Кроме портретов— М. К. Тенишевой, Н. А. Мещерской, П. А. Бахрушина, Н. А. Римского-Корсакова, П. Н. Трубецкого, В. В. Мусиной-Пушкиной— работал над иллюстрациями к басням Крылова.
В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Эта поездка, свершённая им на средства от созданного им плафона «Феб лучезарный» дома в тульском имении помещиков Селезнёвых во многом поправило здоровье художника, незадолго до этого в феврале заболевшего от воспаления предстательной железы. Серов искал больше, чем другие. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Особенно высоко эти произведения оценили импрессионисты, которые больше ценили не драматургию сюжета, а сам поток жизни, проявление определенного жизненного факта в определенное мгновение, в конкретном пространстве. Турчанинова (1907), М. Н.
В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Даже Илья Репин, учитель Серова, отметил, что картина является изображением «Гальванизированного трупа». Баба с лошадью» (1898г. ), в которой Серов объединил свои дарования портретиста, анималиста и пейзажиста в живой сценке, выхваченной из деревенской жизни. СЕРОВ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ) и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил в Антверпене.
Постепенно Серов начал отдаляться от Репина. за этюд с натуры». Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых.
Стиль: реализм, неоклассицизм. Работа над полотном шла три месяца. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Ф. Юсупов», 1903 «М.
Домотканово» (1886 г. ), «Заросший пруд. В 1905 г. ярко проявились демократические убеждения художника — в знак протеста против расстрела в «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. он вышел из Петербургской АХ, создал ряд сатирических рисунков, разоблачавших карателей («Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. », 1905 и др. ). Получив от академии мал. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Из окна струится свет, а за окном – знаменитый абрамцевский парк. И. Грабарь, увидевший картину, восхищённо воскликнул: «Девочка с персиками. » Это было время воспевания юности.
Серов всегда и прежде всего портретист и в «Девочке с персиками» его влекла к себе живая и непосредственная девочка-подросток с густыми каштановыми волосами, смуглым румянцем и темными, подетски чистыми и ясными глазами, в «Девушке, освещенной солнцем»— задумчивая девушка, за спокойствием которой угадывается богатая внутренняя жизнь. Осенью 1911 года заваленный работой Серов поехал отдохнуть в Домотканово. Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса).
Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Серов с самого начала оказался на стороне "как написать". А. Римский-Корсаков», 1898 «Мика Морозов», 1901 «Великий князь Павел Александрович», 1897 «Ф. В 1897—1909 гг.
Павла Александровича имп. Детская тема играет важную роль в творчестве художника. Творчество художника виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Серов (Валентин Александрович) – художник, сын известного композитора музыки А. Н. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова.
Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. («Н. Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И. А. Крылова). Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков.
Ему неизвестно было чувство удовлетворенности. Самое счастливое время (со слов самого русского художника) была весна 1887 года, проведённая в Италии. Проведя два года в занятиях рисованием и живописью под руководством И. Е.
В феврале родилась дочь Ольга. Также Серова должен был принять участие в росписи Владимрского собора в Киеве, для чего представил эскиз росписи «Рождество Христово», однако, представленный позже срока, оставшись лишь в эскизе. Многие же воспринимали «Петра» как карикатуру. Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ.
Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год. Серов и вправду многое перенял у своего наставника. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. конец XVII-XVIII век» И. И. Кутепова (СПб.
и «Пётр I» 1907 года, являющие собой портрет эпохи великих преобразований XVIII века. Произошло это спустя пять лет после поступления. Истосковавшись по работе, он возвращается в Москву и сразу же едет в Абрамцево, где и был создан шедевр «Девочка с персиками». Картина удивляла и завораживала.
(1865-1911) — российский деятель культуры, художник, портретист, педагог. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. В 1900-х гг. Радость беспричинная.
После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. С 1878 года Серов вновь вернулся в Москву, где продолжил обучение у Репина. о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея). В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. С 1900-х гг. Нет, Савва Иванович был себе на уме. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ).
О. Гиршман», 1910-1911 все — Третьяковская галерея «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей) живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. С. Лесков», 1894 «Я.
Ведь именно картина «Девочка с персиками» принесла художнику известность. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет.
Очень достоверно передана обстановка комнаты. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э. ), со 2-4 вв.
заменялся кодексом. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Домотканово, 1895, ГТГ Баба в телеге, 1899, ГРМ).
Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). В «Похищении Европы» (1910г. ) античный миф о похищении Европы – дочери финикийского царя – богом Зевсом, превратившимся для этого в быка. Был написан портрет императора Николая II.
Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. На рубеже 19 – 20 вв. Домотканово» (1888) и «Октябрь. В картинах на мифологические сюжеты (Одиссей и Навзикая, темпера, 1909-10, ГТГ и ГРМ Похищение Европы, темпера, 1910, ГТГ) Серов, своеобразно стилизуя искусство греческой архаики, дал собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Впрочем, на первую русскую революцию Серов откликнулся программно-антицаристски (темпера Солдатушки, браво ребятушки, 1905, Русский музей и др. ).
Подлинным Шедевром Серова-графика стала афиша Русских сезонов 1909 года с Анной Павловой в образе Сильфиды, о котором в своих мемуарах Л. Л. Новиков отмечал, что «Портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова». Написанная им осенью того же года этюдного характера картина «Волы», находящаяся сейчас в Третьяковской галерее, подтверждает это. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году». Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910 – 1911). Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов.
Зато о будущем сына она позаботилась очень хорошо. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века.
Лучшие портреты-картины раннего периода — «Девушка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888). Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911 все – там же).
Матэ. Но писал этот портрет Серов более месяца. Первое название картины звучало просто – «Портрет Веры Мамонтовой».